Одна из главных задач современной системы дошкольного образования — повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.
Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера — человеколюбие и умение общаться с людьми.
Педагогическое мастерство с технологической точки зрения — это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения была предметом изучения психологов и педагогов (Е.А. Панько, Л.Г. Семушина, В.И.Логинова, Р.С.Буре).
темы исследования
«Педагогическая техника как компонент мастерства учителя»
... и педагогического мастерства, относятся педагогические способности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способами педагогической деятельности. Комплекс необходимых педагогу способностей включает как общие, ...
Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:
Задачи:
-
Осуществить анализ литературных источников по проблеме исследования.
-
Выявить роль современного воспитателя в жизни ребенка и общества
-
Определить функции современного педагога дошкольного учреждения.
-
Рассмотреть особенности деятельности педагога дошкольного учреждения, а также требования к личности педагога.
-
Провести диагностику личностно значимых качеств педагога.
-
Проанализировать результаты диагностики личностно значимых качеств педагога.
Методы исследования:
-
изучение психологической и педагогической литературы;
-
методы теоретического исследования: анализ, синтез, классификация;
-
эмпирические методы: беседа, социометрия, изучение нормативной и методической литературы;
-
методы сбора, обработки и представления результатов опытно-экспериментальной работы.
База исследования:
1глава основной части
-
-
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
-
«Любить детей — это и курица умеет.
А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело,
требующее таланта и широкого знания жизни»
Горький М.
Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы — и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под е го влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.
Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста
... метании в цель внимание ребенка сосредотачивается на попадании предмета в указанную цель. С детьми дошкольного возраста применяются различные способы метания ... своеобразное «чувство мяча». Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в ... детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания левой рукой надо начинать обучение. Метание вдаль не требует такой точности глазомера как метание ...
Воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой-нибудь программы, какого-нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.
Самое главное место в детском саду должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка.
Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем игра – это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни – могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими, и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.
Жизнь и педагогическая деятельность В.А. Сластенина
... деятельности, активную позицию педагога-мастера. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, по утверждению В. А. Сластенина, ... * Школа и жизнь (1951). * Педагог, педагогика и школа (1968). ... педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию. Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластенина «Личностно ...
Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученые видят в запечатлении характера творчества как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.
Определяющим моментом в этой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом, знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети. Также большую роль в развитии ребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественных произведений.
Таким образом — через науку, философию, искусство, религию -интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и космоса – происходит становление космического сознания ребенка.
Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, космосом. В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование может развивать космическое чувство – чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и космосу, бережное отношении к ним.
Жизненные ценности и уровень личностной зрелости в период взрослости
... взаимосвязи уровня жизненных ценностей и уровня личностной зрелости является одной из важнейших задач психологии. Объект исследования данной работы: Личностная зрелость. Предмет исследования данной работы: Уровень личностной зрелости и уровень ... 5, с.177]. Важным элементом развития человека в период взрослости является смена основных видов деятельности, часто это касается профессии. Именно в ...
2 глава основной части
Организация и методика диагностики
личностно значимых качеств педагога дошкольного учреждения
В исследовании рассматривается многофункциональная диагностика выявления личностно значимых качеств и профессиональных запросов педагогов для организации образовательного процесса, ориентированного на профессиональное и личностное развитие.
Одной из актуальных задач, связанной с модернизацией образования, является организация повышения квалификации современного педагога, использующего позитивные возможности образовательной практики.
В исследованиях обоснован комплексный подход, ориентированный на профессиональное и личностное развитие педагогических кадров, когда образовательный процесс учитывает потребности педагога, опирается на результаты многофункциональной диагностики комплекса его профессиональных запросов, личностных свойств, выстраивается с опорой на педагогическую и философскую рефлексию при освоении педагогического опыта.
Специфика педагогического труда предъявляет к воспитателю ряд требований, которые в педагогической науке рассматриваются как профессионально значимые личностные качества, определяющие его индивидуальный стиль, интеллектуальную и эмоционально-волевую стороны личности. Среди личностных качеств педагога особое место занимает педагогический долг, самоотверженность и ответственность. Не менее важными и необходимыми в педагогической деятельности являются такие личностные качества как рефлексивность, эмпатичность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога, обеспечивают его профессиональную успешность.
Развитие профессиональной компетентности предполагает изменение и прогресс творческой индивидуальности, восприимчивость педагогических инноваций, умение адаптироваться к меняющейся педагогической среде. Основными составляющими профессиональной компетентности являются: информационные, аналитические, прогностические, проективные, технологические, коммуникативные, организационные, рефлексивные умения, необходимые для продуктивной профессиональной деятельности.
Важным аспектом при организации образовательной деятельности является готовность педагога к инновационной педагогической деятельности. Это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания и умения личности, благодаря которым формируется инновационная позиция педагога, его мотивационно-ценностное отношение к новшествам и их освоению, обеспечиваются условия для раскрытия творческого потенциала воспитателя. Поэтому методы выявления личностных и профессиональных запросов педагогов должны включать исследование его личностных качеств, профессиональных возможностей, готовности к инновационной деятельности, а также изучение актуальных потребностей специалиста в направлениях практикоориентированной подготовки на данный момент.
Профессиональная деятельность и личность воспитателя. материал
... Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии — воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, ... в деятельности педагога играет его личностная ... воспитателя Личность воспитателя играет ... деятельности сводится к решению множества задач разных уровней ...
Методика выявления личностных и профессиональных запросов педагогов предполагала изучение общих сведений о педагогах (возраст, пол, образование, педагогический стаж, квалификационная категория), их личностных и профессиональных характеристик и потребностей.
Диагностика личностно значимых качеств педагога проводилась на базе
Рисунок 1 – Возраст воспитателей, Воспитатели, принимавшие участие в исследовании, имеют:
-
высшее педагогическое образование — 84%,
-
среднеспециальное педагогическое образование — 16%.
Результаты отражены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровень образования
Педагогический стаж до 5 лет имеют 27% воспитателей, до 20 лет — 23%, свыше 20 лет — 50%. Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Стаж работы
В образовательном учреждении есть педагогические работники, которые не имели квалификационной категории (16%).
Специалистов с первой квалификационной категорией — 36 %, а с высшей — 48%.
Рисунок 4 – Квалификационная категория
Для исследования личностных качеств отбирались методики и методы, определяющие уровень развития личности, например, такие как: профессионально значимые качества личности, сила мотивации к достижению успеха, способности к саморазвитию, факторы, способствующие или препятствующие саморазвитию воспитателя, творческий потенциал воспитателя, потребности в достижениях, коммуникабельность.
методики В. И. Зверевой «Диагностика личностных качеств воспитателя»
Исследование выполнялось по видам этих качеств: мотивация и потребности, чувства (эмоции), интересы, ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воля, способности, характер. Воспитатели самостоятельно определяли степень проявления обозначенных качеств по каждому виду и фиксировали их проявление баллами: редко и недостаточно проявляется (1 балл), часто и достаточно проявляется (2 балла), проявляется всегда и ярко выражен (3 балла).
Анализ полученных данных показал, что: 27% воспитателей имеют оптимальный уровень проявления личностных качеств, для которого характерны сильный, уравновешенный тип нервной системы, тенденция к лидерству, уверенность в себе, требовательность, эмпатийность и добросердечие, гипертимность и креативность; 66% воспитателей имеют достаточный уровень, для которого характерны: сильный неуравновешенный тип нервной системы, самоуверенность, недостаточная самостоятельность в принятии творческих решений; а 5% воспитателей имеют критический уровень, для которого характерны слабый инертный тип нервной системы, самовлюбленность, возбудимость, экзальтированность, действия по шаблону. Результаты диагностики представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Диагностика личностных качеств воспитателя
В связи с тем, что результат освоения новой модели деятельности зависит от успешных действий каждого воспитателя, возникает необходимость определить направленность специалиста на достижение успеха. Известно, что при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации.
по тесту Т. Элерса «Сила мотивации к достижению успеха»
Анализ полученных результатов показал, что средний уровень мотивации к достижению успеха показали 45% воспитателя, умеренно высокий — 40%, высокий уровень – 15% воспитателей. Таким образом, 85% воспитателей показали достаточную заинтересованность в достижении успеха. Результаты отражены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Сила мотивации к достижению успеха
по методике Н. П. Фетискина «Самооценка творческого потенциала личности»
по методике Ю. М. Орлова «Потребности в достижении успеха»
Анализ полученных данных показал, что низкий уровень намерений достигнуть чего-либо имеют 42% воспитателей, которые ощущают неуверенность в себе и находятся в ожидании труднопреодолимых препятствий. Средний уровень намерений показали 48% воспитателей, которые ставят цели с умеренным риском и стремятся к их достижению. Высокий уровень намерений имеют 10% воспитателей, которые уверены в своих силах и настойчивы в преодолении препятствий. Результаты представлены на диаграмме.
Рисунок 7 – Потребности в достижении успеха
по методике Т. М. Шамовой «Исследование барьеров педагогической деятельности»
Анализ данных позволил установить рейтинг этих факторов:
-
недостаток времени;
-
отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей;
-
состояние здоровья;
-
собственная инерция;
-
разочарование из-за имевшихся ранее неудач;
-
ограниченные ресурсы;
-
стесненные жизненные обстоятельства;
-
отсутствие информации о себе, т.е. неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями;
-
враждебность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо принимающих перемены в коллеге и его стремление к новому.
Полученные данные позволяют считать, что 42% из числа опрошенных воспитателей испытывают определенные трудности, влияющие на потребности в саморазвитии (недостаток времени, состояние здоровья, ограниченные ресурсы и др.), при этом специалисты отметили личностные факторы (разочарование из-за имевшихся ранее неудач, собственная инерция, отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей), которые, безусловно, не стимулируют воспитателя к саморазвитию. Также изучались факторы, стимулирующие потребность воспитателя в саморазвитии воспитателя в садике.
Результаты исследования показали следующий рейтинг факторов:
-
интерес к работе;
-
занятия самообразованием;
-
доверие;
-
обучение на курсах повышения квалификации;
-
внимание руководителей к обозначенной проблеме;
-
возможность получения признания в коллективе;
-
возрастающая ответственность;
-
пример и влияние руководителей;
-
организация труда в школе;
-
пример и влияние коллег;
-
новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования;
-
методическая работа.
Исследование показало, что 58% воспитателей готовы к активной реализации своих потребностей в саморазвитии, в связи с тем, что имеют интерес к работе, ощущают доверие, желают быть признанными в коллективе, адекватно воспринимают ответственность, допускают возможность новизны в деятельности, ценят обучение, условия труда и взаимоотношения в коллективе. Все это, несомненно, может оказывать позитивное влияние на саморазвитие воспитание.
по методике оценки уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)
Анализ результатов позволил установить, что: 5% педагогов общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, но с новыми людьми начинают взаимодействовать с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно, 50% педагогов имеют нормальную коммуникабельность, они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. 45% педагогов — весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих, охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.
по методике О. В. Калашниковой «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии»
Методика имеет структуру личностного опросника, состоящего из 34 вопросов, на которые требуется дать ответ в форме «да» или «нет». Для определения уровня сформированности педагогической рефлексии сопоставлялись результаты, полученные в ходе проведения диагностики, с ключом для ее обработки. Содержанием такого анализа становятся представления и ситуационные предпосылки, определившие эффект предпринятого действия. На этом уровне рефлексивного анализа учитель рассматривает конкретную ситуацию как проявление общих психологических и педагогических закономерностей.
методика Л. Г. Панфиловой «Профессиональная компетентность педагога»
Диагностика уровня информационно-интеллектуальной компетентности предполагала выявление умений педагогов работать с информацией с учетом требований логико-информационной корректности и определенных методов. Содержание методики предусматривало выявление знаний и умений (опросник) педагога работать с информацией, с учетом требований логико-информационной корректности и определенных методов. В анкете педагогу предлагалось определить и оценить (по предложенной шкале) степень владения информационно-интеллектуальной компетентностью. Результаты диагностики показывают, что особые трудности у педагогов вызывают: работа с содержанием учебной темы, а также конструирование и формулирование учебных заданий разных типов, способствующих формированию личностных, метапредметных умений школьников.
Целью диагностики уровня технологической компетентности было выявление знаний и умений о современных образовательных технологиях, а также условиях и средства их использовании в профессиональной деятельности. В опроснике педагогу предлагалось написать название известных технологий, включая те, которые ориентированы на достижение результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (ООО), определить сущностные различия технологии и методики обучения, а также результативность их систематического применения и т.д. В анкете предлагалось определить и оценить (по предложенной шкале) степень владения технологической компетентностью.
Анализ полученных данных позволил установить, что низкий уровень имеют 30% педагогов, средний — 62%, высокий — 8%. Опрос педагогов также показал, что при организации учебного процесса они (86% из числа опрошенных) не используют образовательные технологии ежедневно, обосновывая это тем, что для их применения учителю необходима методическая поддержка. Диаграмма отражает результаты диагностики.
Рисунок 9 – Уровень технологической компетентности
Изучение готовности педагогов к инновационной деятельности проводилось по блокам: мотивационно-творческая направленность личности, креативность учителя, оценка профессиональных способностей учителя к осуществлению инновационной деятельности [11].
Обработка полученных данных показала, что: 20% педагогов имеют начальный уровень, который характеризуется незначительным интересом к инновационной деятельности, отсутствием или незначительным проявление творческой активности; 65% педагогов имеют средний уровень, для которого характерен устойчивый интерес к инновационной деятельности, повышенная творческая активность в реализации новой деятельности; 15% педагогов имеют высокий уровень, который отличается заинтересованностью педагога, проявлением высокой творческой активности и способностей к осуществлению инновационной деятельности. Результаты отражены на рисунке 10.
Рисунок 10 – Интерес к инновационной деятельности
Использованная диагностическая анкета актуальных профессиональных потребностей включала изучение запросов учителей по трем аспектам:
- направление профессиональной подготовки;
- формы профессиональной подготовки;
- особо значимые темы профессиональной подготовки.
Современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.
Современный педагог – это, прежде всего, самостоятельный, творческий и уверенный в себе человек. К такой роли нужно готовиться, потому что выступать в ней нелегко.
Проведенное исследование позволило определить реальные личностные и профессиональные возможности педагогов, а также выявить их потребности и проблемы, для решения которых необходимо организовать повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования и обеспечить практикоориентированную образовательную деятельность.
Результаты исследования личностных качеств показали, что большая часть педагогов обладает определенной уверенностью, готовы к активной реализации своих потребностей в саморазвитии, рассматривают инновационную деятельность как средство для совершенствования своего профессионализма.
Анализ личностных и профессиональных запросов педагога и обобщение данных диагностики позволяет сделать общий вывод, о том, что для продуктивной деятельности следует включать в дополнительную профессиональную программу повышения квалификации:
-
тренинги, формирующие адекватную самооценку, внутреннюю уверенность педагогов в себе к успеху для повышения творческого потенциала;
-
занятия, стимулирующие специалиста к саморазвитию;
-
деятельность по освоению инновационных технологий, включая методическую поддержку их применения;
-
практическую работу по разработке и оформлению методического инструментария;
-
эффективные практики по проектированию/моделированию собственной профессиональной деятельности;
-
практические занятия по разработке образовательных программ (рабочей, формирования универсальных учебных действий, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, здорового и безопасного образа жизни);
- мастер-классы по освоению новой модели профессиональной деятельности.
Все это, несомненно, будет оказывать позитивное влияние на профессиональное саморазвитие педагогов и обеспечит благоприятные условия для успешной профессиональной самореализации.
п/п
Понятие
Определение, Педагогическое творчество
состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Воспитатель
это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Игры
должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка.
Профессиональная компетентность
изменение и прогресс творческой индивидуальности, восприимчивость педагогических инноваций, умение адаптироваться к меняющейся педагогической среде.
Исследование
многофункциональная диагностика выявления личностно значимых качеств и профессиональных запросов педагогов для организации образовательного процесса, ориентированного на профессиональное и личностное развитие.
Методика выявления
изучение общих сведений о педагогах (возраст, пол, образование, педагогический стаж, квалификационная категория), их личностных и профессиональных характеристик и потребностей.
Творческий потенциал
профессионально-психологические возможности личности, которые обнаруживаются в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности.
Современный педагог
это, прежде всего, самостоятельный, творческий и уверенный в себе человек. К такой роли нужно готовиться, потому что выступать в ней нелегко.
Специфика педагогического труда
ряд требований, которые в педагогической науке рассматриваются как профессионально значимые личностные качества, определяющие его индивидуальный стиль, интеллектуальную и эмоционально-волевую стороны личности.
Космическое чувство
чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и космосу, бережное отношении к ним.
|
Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением [Текст]: учебное пособие / А. К. Бондарь, Л. Б. Поздняк. – М. : Просвещение, 2012. – 143 с. |
|
Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74 |
|
Леонтьева А., Лушпарь, Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание.- 2001. N 8. — С. 57 — 59. |
|
Михайленко Н. Я. О воспитателе детского сада: анализ современной воспитательной позиции [Текст] / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 9. – С. 9-15. |
|
Николаева, А. Личность педагога в зеркале детского восприятия // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 9. — С. 35-39 |
|
Педагогика: Учеб.пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с. |
|
Пенькова, Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Л. Пенькова // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 2. – С. 6-13. |
|
Рудакова // Дошкольная педагогика. – 2014. — № 9. – С. 4-10. |
|
Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.95. |
|
Стеркина, Р. Б. Педагог дошкольного образования [Текст] / Р. Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. – 2013. — № 4. – С. 4-8. |
Современный воспитатель:
Знает специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Знает общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Умеет организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей; организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Владеет теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Умеет планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Умеет планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
Участвует в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Владеет методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
Владеет методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Владеет ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Также необходимо отметить, что в рамках Стратегии развития образования города Перми до 2030 года современный воспитатель должен быть мотивирован на соответствие глобальным вызовам, стоящих перед образованием XXI века:
-
информационный вызов (соответствие общей информационной культуре общества) ;
-
динамический вызов (реализация идей и принципов опережающего образования, непрерывное образование, образование в течение всей жизни) ;
-
адаптационный вызов (способность адаптировать свои знания к новым условиям, быстро реагировать на изменения ситуации, обладать способностью работать в социально гетерогенных группах);
Современное общество нуждается в лидерах, в людях, способных принимать решение и нести за него ответственность. Поэтому, современный воспитатель должен обладать яркими лидерскими качествами, уметь вести за собой не только детей, но и быть примером и для коллег, и для родителей воспитанников.
Современный воспитатель является поборником здорового образа жизни, стремится привить его не только своим воспитанникам и их родителям, но и коллегам.