В В ЕД Е Н И Е
Предпосылка – это «предварительное условие чего-нибудь или исходный пункт какого-нибудь рассуждения» (4, с.529).
«Предварительными условиями» эффективности подготовки и ведения боевых действий в современных условиях может быть хорошо организованная система оперативного (специального), технического, тылового и морально-психологического обеспечения, которая нацелена на поддержание высокой боевой готовности войск и отражает их способность успешно выполнять боевые задачи.
Морально-психологическое обеспечение является основным видом, аккумулирующим в себе все психологические предпосылки эффективной подготовки и ведения боевых действий. Оно осуществляется соответствующими управлениями, отделами и службами под единым руководством командира (начальника) при ведущей роли органов воспитательной работы в целях достижения необходимого морально-психологического состояния личного состава.
На роль морального фактора в войне неоднократно указывали великие полководцы А.В.Суворов, и М.И Кутузов, Г.К. Жуков. Этому вопросу отводили первостепенное значение М.В.Фрунзе, Н.Н.Головин, П.И. Изместьев и другие военные теоретики.
В современных условиях проблема морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боевых действий приобретает все более острый характер, и успешное ее решение в значительной степени зависит от умения командиров, штабов и воспитательных структур учитывать рекомендации науки и опираться на отечественный и зарубежный опыт.
Актуальность данной работы состоит в том, что нам, как будущим офицерам, представляется возможным творчески осмыслить психологические предпосылки эффективности боевых действий, а, следовательно, и морально психологического их обеспечения, составить представление о его структуре, формах и видах нашей дальнейшей работы по совершенствованию морально-психологической подготовки подчиненных.
Глава I. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.1. Общая характеристика
Морально-психологическое обеспечение (МПО) — это комплекс согласованных по целям, последовательности, привлекаемым силам и средствам мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами воспитательной работы, службами и всеми должностными лицами для достижения морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего успешное выполнение боевых и других задач в любых условиях обстановки военного времени (1, с.304).
Психологическое обеспечение профессионального самоопределения
Целью этой работы является анализ психологического обеспечения профессионального самоопределения, формулирование выводов по данной теме. Согласно данной цели были поставлены рассмотреть особенности психологического самоопределения; охарактеризовать сферы профессиональной деятельности; провести исследование сферы профессиональных предпочтений. Объектом исследования ...
Опыт наших Вооруженных Сил, армий других государств, войн и военных конфликтов современности показывает, что значимость МПО носит не умозрительный, а конкретный характер и выражается в определенных результатах.
Создание современной модели МПО осуществляется исходя из основной общей цели — достижения победы в бою. Эту цель ставят перед собой и та и другая воюющие стороны. При прочих соизмеримых условиях достичь победы можно только за счет морально-психологического превосходства, а это превосходство определяется морально-психологическим состоянием личного состава вообще и в конкретном бою в частности.
Целью МПО является достижение высокого морально-психологического состояния военнослужащих и воинских формирований, позволяющего эффективно выполнить боевые и иные задачи в мирное и военное время. В число основных задач МПО входят:
- изучение, оценка и прогнозирование МПС войск (сил) в ходе подготовки и ведения операций (боевых действий);
- доведение и разъяснение сложившейся военно-политической и морально-психологической обстановки, принимаемых мер руководством страны и Вооруженных Сил по успешной подготовке и ведению боевых действий;
- формирование требуемого уровня морально-психологической готовности и способности успешно решать задачи при подготовке и ведении боевых действий, а также уверенности в своих командирах (начальниках), в правильности их решений и действий, в превосходстве боевой техники и вооружения при их применении;
- обеспечение и реализация правовых гарантий военнослужащих, предусмотренных законами и правовыми актами военного времени, поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей, обеспечения войск (сил) всем необходимым для их успешной боевой деятельности;
- проведение мероприятий по ослаблению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника, предотвращению дезинформации и деморализации личного состава;
- организация психологической реабилитации военнослужащих;
- организация работы в боевой обстановке системы радиовещания, полиграфического оборудования, военной печати и культурно-досуговых учреждений, обеспечение войск техническими средствами информации и МПО, их своевременный ремонт и восстановление ( 1 ).
Факторами, определяющими характер МПО и уровень морально-психологического состояния личного состава являются:
- общие (факторы макросреды: военно-политическая обстановка в мире и на ТВД, общеполитическая и экономическая ситуация в стране, отношение общества к армии и др.);
- частные (факторы микросреды и боевой ситуации);
- укомплектованность, боевая слаженность и профессионализм, особенности боевых действий, факторы боя и др.);
- единичные (индивидуально-психологические и личностно-профессиональные особенности военнослужащих, характеристики психологии воинских коллективов).
Совокупность этих факторов, с одной стороны, влияет на психику воина, психологию коллектива, определяя степень их внутренней готовности к выполнению боевых и других задач. С другой стороны, они влияют на содержание МПО, выбор средств и способов его организации ( 1 ).
Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений
... формирования необходимого для эффективного выполнения боевых и учебно-боевых задач в мирное и военное время морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил. Сущность морально-психологического обеспечения ... действиям в боевой обстановке; развитие у военнослужащих и гражданского персонала психологической устойчивости, повышение функциональной надежности их психики, подготовка ...
Система морально-психологического обеспечения включает в себя два самостоятельных, но тесно связанных между собой направления. Первое направление ориентировано на формирование мировоззрения военнослужащих, населения страны, воздействие на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принципы, которые определяют и регулируют их поведение при подготовке и ведении боевых действий. Речь идет, прежде всего, о формировании и развитии таких основополагающих морально-политических качеств как патриотизм, любовь к своему Отечеству и постоянная готовность с оружием в руках выступить на его защиту, верность воинскому долгу, военной присяге, боевому знамени, части и боевым традициям Вооруженных Сил. Именно формирование этих и других моральных качеств составляет основу всей работы по воспитанию сознательных, убежденных в своей правоте и пре данных своему народу защитников Отечества.
Второе направление морально-психологического обеспечения касается формирования психики отдельного военнослужащего и психологии воинских коллективов, решения всего комплекса социально-психологических проблем, связанных с их участием в подготовке и ведении боевых действий. В этом процессе ведущее место отводится формированию у воинов психологической устойчивости, готовности к преодолению трудностей военной службы в измененных условиях, связанных с подготовкой и ведением боевых действий. Здесь необходимо развивать способности не терять самообладания в любой, самой сложной, напряженной и опасной для жизни ситуации, противостоять страху и панике, проявлять мужество, отвагу и героизм, готовность к самопожертвованию при выполнении воинского долга(2 ).
комплекса мероприятий, в который входят:
- информационно-воспитательная работа;
- военно-социальная работа;
- психологическое обеспечение;
- культурно-досуговая работа;
- информационно-психологическое противоборство ( 1 ).
В объеме данной работы дать развернутую характеристику всех структурных компонентов МПО не представляется возможным. Нас в большей степени, как психологическая предпосылка эффективности боевых действий, интересует психологическое обеспечение.
1.2. Психологическое обеспечение
При психологическом обеспечении подготовки и ведении боевых действий важно учитывать особенности проводимой работы, которые проявляются следующим образом:
Формирование функциональной надежности психики воинов, ее адаптация и достижение устойчивости к воздействию факторов боевой обстановки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале ( 1 ).
При этом эмоционально-психологическая устойчивость, способность действовать в условиях опасности, преодолевать страх и панику достигается в результате систематической, научно обоснованной тренировки в условиях риска и опасности, которые позволяют добиться адаптации военнослужащих, снятия у них остроты стрессовых состояний ( 7 ).
Подготовка психики воинов во всех ее проявлениях: сознательном, мотивационно-ценностном, подсознательном, функционально-деятельност-ном, эмоционально-чувственном, — которая обеспечивает формирование готовности и способности военнослужащего для преодоления трудностей перед действием факторов, обусловленных характером подготовки и ведения боевых действий ( 1 ).
Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего
1. Формирование моральной готовности военнослужащего к боевой деятельности Одна из главных проблем современной России заключается в острой морально-нравственной ситуации и духовной нестабильности в стране. Ломка ... психологического анализа. Даже в обычных условиях незначительное событие или действие может заставить всю систему измениться и направить судьбу человека по новому, иному пути. ...
Осуществление при заблаговременной и непосредственной подготовке к ведению боевых действий профессионального психофизиологического отбора, профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей в напряженных условиях и приведение их сознания и психики в готовность к перестройке под воздействием экстремальных факторов — настройка на боевой режим ратного труда.
Общая направленность психологического обеспечения предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их военно-психологическими знаниями, воспитание психологической готовности к ведению современных боевых действий ( 2 ).
Конкретные задачи МПО предполагают обеспечение подготовки воинов к выполнению задач непосредственного предназначения, решаемых в ходе подготовки и ведения боевых действий, в конкретных боевых опасных ситуациях, требующих большого эмоционально-психологического напряжения и преодоления негативных психологических последствий влияния боевой обстановки. Здесь существенным фактором выступают особенности различных военных специальностей, соответствие которым достигается специальными тренировками и закалкой психофизиологических функций воинов.
Главной задачей здесь выступает формирование функциональной надежности психики военнослужащих, достижение ее устойчивости. Это продиктовано требованиями современного боя ( 1 ).
Ярко выраженные особенности имеет психологическое обеспечение деятельности офицерского состава, особенно командиров подразделений, частей и соединений, при подготовке и ведении боевых действий. В поле тренировки и закалки у офицеров должны находиться не только психомоторные навыки управления техникой и оружием, но и, в первую очередь, те психические процессы, свойства и образования, которые участвуют в принятии решения: речевая активность, мышление, внимание, способность держать в памяти весь комплекс проблем, отражающих динамику боя, операции, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Характерной особенностью этой работы является то, что требуется готовить не только сознание и психику отдельных воинов, но и одновременно осуществлять активное воздействие на психологию воинского коллектива — формировать активное коллективное мнение, боевое настроение, установки на достижение победы и социально ценностные традиции ( 1; 3; 6) .
При ведении боевых действий с помощью психологического обеспечения должны быть достигнуты:
- своевременная психодиагностика, психокоррекция, оказание оперативной психологической помощи, осуществление психической реабилитации военнослужащих, получивших психические травмы, возвращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по снижению боевых, психических потерь;
- поддержание высокой психической активности воинов, устранение отрицательных психологических последствий из-за потерь, неудач, происшествий, аварий и воздействия других факторов боевой обстановки, требующих восстановления психического равновесия, устойчивости и ресурса личного состава;
- оперативная ликвидация излишней психической напряженности и переутомления военнослужащих, создание условий для рационального использования кратковременного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгрузки, проведения антистрессовых мероприятий;
адаптация военнослужащих к боевой обстановке (физическая, психическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая способность преодолевать реальные затруднения действий, неадекватность оценки
Социально-психологический тренинг общения как форма оказания ...
... необходимо использовать для достижения поставленной цели. Целью данной курсовой работы является изучение возможности применения социально-психологического тренинга общения как формы оказания психологической помощи и поддержки офицерам в условиях переживания ими ...
информация об обстановке» снижение быстроты и точности реакций, ухудшение памяти/внимания, мышления и т.д. ( 1 ).
Успешные действия в боевой обстановке зависят от точности, быстроты реакций, координации, устойчивости движений и действий военнослужащих; от сохранения ими способности правильно оценивать расстояние, время, размеры объектов, скорость движения; от того, как они сохраняют объем и устойчивость внимания, умение концентрировать его на основной деятельности; от продуктивности их мышления, памяти и других психических состояний, свойств и качеств военнослужащего ( 2 ).
Все это должно быть не только сохранено в боевой обстановке, но и мобилизовано и применяться с наибольшей эффективностью. Стихией войны является опасность. Человек не может воспринимать опасность непосредственно, и здесь огромная роль принадлежит воображению. Под влиянием неизвестности, перед лицом неизвестной еще воину опасности воображение рисует, как правило, преувеличенно страшные картины. На его психику действует не столько реальная, сколько мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут действовать намного сильнее реальных. Чувство тревоги, неуверенности, неизвестности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в себе, панику.
Потеря эмоционально-волевой устойчивости перед мнимой опасностью вполне может привести к реальному поражению. Это психологическое состояние — основная причина растерянности, и предотвратить его можно только сформировав у военнослужащих постоянную внутреннюю психологическую готовность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, соединяются усилия всех компонентов, входящих в социально-психологическую составляющую МПО ( 1 ).
Боевая деятельность, осуществляемая в крайне экстремальной ситуации, связана с опасностью для жизни, возможностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических нагрузок. Это всё, естественно, сказывается на психическом состоянии, протекании и проявлении психических процессов, состояний, свойств и качеств личности.
В целом боевая обстановка может определить два основных психических состояния человека. Первое — активное стеническое психическое состояние воинов, сопровождающееся боевым подъемом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее успешному выполнению боевых задач. Второе — отрицательное состояние, затрудняющее выполнение боевых задач, выражается в беспокойстве, тревоге, неуверенности, подавленности, апатии и пр. Все это ведет к психической напряженности, переутомлению, страху и панике, потере способности действовать в боевой обстановке. Для устранения отрицательных последствий воздействия учебно-боевой и особенно боевой обстановки как в боевой учебе, так и в ходе боевых действий должно осуществляться психологическое обеспечение ( 1; 3).
Cоциальное обеспечение ветеранов боевых действий
... рассмотрение социального обеспечения ветеранов боевых действий на территории Псковской области. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. проанализировать понятие «ветеран боевых действий»; 2. изучить правовые акты, регулирующие социальное обеспечение ветеранов боевых действий; 3. охарактеризовать социальные гарантии, предоставляемые ветеранам боевых действий; 4. ...
Таким образом, морально-психологическое обеспечение является одной из предпосылок готовности и способности личного состава успешно выполнять задачи подготовки и ведения боевых действий. Для его осуществления важно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ведения боевых действий.
Целью проводимого МПО и закономерным следствием его эффективности выступает морально-политическое состояние личного состава.
ГЛАВА II. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
2.1. Морально-психологическое состояние – результат МПО
Важное место в духовно-нравственном облике субъектов воинского труда занимают морально-политические элементы, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непременным условием их духовной сплоченности, готовности честно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как беззаветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту.
В боевой обстановке особое значение имеют такие моральные категории, как непреклонная уверенность в разгроме врага, основанная на справедливом характере войны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковое товарищество, взаимовыручка в бою и др.
Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представлений, впечатлений и переживаний, складывающихся у воинов в процессе их повседневной деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке ( 7 ).
Значительные морально-психологические нагрузки выпадают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подготовлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытывают и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным условиям ( 1 ).
Иными словами, чтобы воин смело и решительно действовал в боевой обстановке необходимо систематическое и целенаправленное
воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военнослужащих.
Задачи морально-психологической подготовки военнослужащих (по своему содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры идеологического воспитания и морально-психологической подготовки.
Морально-психологическое состояние как основной результат МПО обусловлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-групповых факторов, которое выступает относительно устойчивой для определенных условий характеристикой мобилизованности и подготовленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к решению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всестороннюю готовность и способность военнослужащих и воинских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влиянием военно-политических, социально-психологических, материально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитательной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологического противоборства с противником (1, с. 305).
Социальная поддержка сотрудников ОВД и пенсионеров МВД-ветеранов ...
... нуждаются сотрудники в устройстве детей в дошкольные учреждения. 2. 3. Мероприятия по совершенствованию организации социальной поддержки личного ... социальной работы. Поскольку для протекания процесса профессионализации социальной работы требуется качественная подготовка кадров, способных к полноценной реализации современных методов и технологий на практике, высшие учебные заведения и социальные ...
При рассмотрении психологических предпосылок эффективности боевых действий нас больше всего интересует характеристика социально-психологической работы.
2.2. Особенности социально-психологической работы
Главная задача социально-психологической работы состоит в том, чтобы развивать и укреплять у них психологическую готовность к выполнению боевых задач в любой обстановке, способность к решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя разгрома врага.
Основой социально-психологической работы является сознательное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется в бою, понимание характера современной войны, знание вероятного противника, его боевых возможностей и способов вооруженной борьбы. Воин должен знать, что опасность может вызвать у него состояние внутренней напряженности, которое скажется на всей его деятельности. Оно может проявиться в виде угнетения или, наоборот, активизации психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, усиления его стремления к победе над врагом. Психологическая закалка обеспечивает ему власть над собой в ситуации нервно-психологического напряжения, умение использовать это напряжение для повышения активности и целенаправленности действий ( 2 ).
Социально-психологическая работа представляет собой комплекс специальных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, посредством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальными психологическими требованиями современной войны и боя.
Основные группы задач социально-психологической работы:
1. Закалка психики личного состава под углом зрения требований современной войны в целом.
Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-психологического облика. Важным является вооружение личного состава необходимым минимумом военно-психологических знаний, прежде всего по вопросам психологической закалки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые составляют фундамент его боевой активности и устойчивости.
2. Выработка высокой боевой активности и психологической устойчивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, практическое и теоретическое ознакомление с конкретными опасными ситуациями и другими факторами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи решаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обстановке боя. Большой объем задач
Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников ...
... образовательных учреждениях МЧС России Подразделения психологического обеспечения учебного процесса, приемная комиссия Психологическое обеспечение процесса адаптации учащихся к условиям учебной и практической деятельности в образовательных учреждениях МЧС России Оптимальное комплектование учебных групп Подразделения психологического обеспечения учебного ...
связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих отсюда психофизиологических функций, которые должны быть целенаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки.
3. Формирование боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи — подготовки к конкретному бою, заступлению на боевое дежурство, к несению караульной службы. Это достигается путем повышения
функциональной активности психики, улучшения работоспособности еще до начала активных действий, создания оптимистического настроения ( 2 ).
Задачи социально-психологической работы решаются с помощью определенных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения обстановки учений и занятий к условиям современного боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не условных, а близких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести воина в такое психическое состояние, которое по тем или иным параметрам не отличалось бы от боевого состояния.
Большое значение имеет умелая имитация огня противника, создание реальной внешней картины поля боя со всеми характерными сооружениями и элементами оборудованного боевого порядка и последствиями напряженных боевых действий. Однако простым копированием внешней картины боя основные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами.
Прежде всего эта напряженность достигается внедрением в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того,
что вызывает страх, например, по механизму безусловного или условного рефлекса: метание боевых гранат, преодоление минно-взрывных заграждений по ограниченным проходам, форсирование водных преград, десантирование, наступление вслед за разрывами снарядов и мин. Серьезным источником напряжения являются звуки
разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и другие элементы боя. Создает напряжение и имитация огня противника, но при условии, что личный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту картину издалека.
Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ограниченные сроки, при недостатке времени. Ограничение временных рамок достигается как прямыми требованиями начальника, установленными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существенно ограничивает запасы времени, которыми располагает командир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени. Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на решение их, повышение самостоятельности — все это способы создания существенного психологического напряжения в учебных целях.
Важное место в психологической подготовке занимают специальные упражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во многих соединениях и частях действуют специальные городки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины
Контрольная работа: Формирование морально-психологического климата в коллективе
... социально-психологического климата организации; Рассмотреть динамику психологического климата; Выявить факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе; Сделать выводы. 1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ Понятие «психологический климат» появилось недавно. Его по-разному обозначают: нравственно-психологический, социально-психологический, морально-психологический. ...
учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, преодолевают страх воды, темноты, попадают в ситуации внезапного
нападения «противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей.
Полосы психологической подготовки оборудуются на основе полосы препятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты).
Широко применяют горючие смеси, дымовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукозапись, стрельбу холостыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие действия.
Для достижения большей систематичности и целостности в психологической закалке полосы, участки и поля объединяются в городки психологической закалки. Такой городок может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки воинов в составе подразделений, участок психологической закалки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчиков, связистов и др.).
На каждом участке оборудуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры.
Вся эта работа планируется, организуется и проводится офицерским, средним и младшим командным составом. Но главная роль в решении задач психологической подготовки армии, флота войск МВД к эффективному ведению боевых действий отводится именно офицерам.
ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для нас, курсантов – будущих офицеров, важно не просто представлять психологические предпосылки эффективности боевых действий, но и знать, как используются теоретические положения военной психологии на практике. В этой главе рассматриваются некоторые аспекты работы офицеров в штабах и в войсках.
3.1. Общие положения
Содержание морально-психологического обеспечения войск в значительной степени определяется его целью, которая формируется с учетом внутренней структуры морально-психологического состояния личного состава, воинских коллективов, тесно связывающей взаимообусловленные духовно-нравственные и психологические компоненты конкретного человека, воинского коллектива.
При подготовке и ведении боевых действий МПО является главенствующим компонентом единой системы обеспечения главного предназначения Вооруженных Сил и играет среди других видов определяющую роль. Поэтому вопрос организации морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боевых действий и определения в нем места каждого руководителя имеет принципиальное значение ( 8 ).
Цель и задачи, возлагаемые на морально-психологическое обеспечение, обусловливают его содержание и организацию, а также
место и роль в нем всех должностных лиц. Их обязанности в осуществлении этой важной деятельности определены в руководящих документах. Содержащиеся в них требования к МПО определяются и уточняются на основе законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами органов военного управления с учетом специфики выполняемых задач в напряженных условиях. Они регламентируют его организацию, а также место и роль в нем всех должностных лиц. Осуществление функций по организации МПО строится в соответствии с принципами, которые аккумулируют и нормативные требования, и научные рекомендации, и практические интересы, Поэтому, важно иметь системное представление о принципах морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боевых действий ( 1 ).
Концепция МПО выступает главным ориентиром в замыслах и создании системы МПО решения задач конкретной частью, подразделением. Осуществление функций по организации МПО строится в соответствии с принципами, которые аккумулируют и нормативные требования, и научные рекомендации, и практические интересы. Принципами МПО являются:
- научная обоснованность содержания и организации МПО, которая дает возможность творчески развивать все его компоненты на уровне современных достижений теории, с учетом конструктивного опыта и в соответствии с особенностями обстановки;
- постоянная направленность МПО на боевую и мобилизационную готовность и сосредоточение на них основных сил и средств;
- комплексное планирование и активное проведение МПО войск (сил) в соответствии с планами операций (боевых действий) тем более активно, оперативно, интенсивно и наступательно, чем напряженнее складывается обстановка;
- упреждающее проведение МПО по сравнению с другими мероприятиями для подготовки сознания и психики военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки;
- согласованное и эффективное использование всех сил и средств МПО применительно к складывающейся обстановке и решаемым задачам в рамках принятых модели, алгоритма и технологии;
- сосредоточение основных усилий МПО на всех направлениях решения задач по подготовке и ведению боевых действий;
- своевременное восстановление боеспособности сил, средств и системы организации МПО.
Субъектами МПО являются органы военного управления, конкретные должностные лица на всех ступенях вертикальной структуры управления войсками. Руководство МПО осуществляет командир через своего заместителя по воспитательной работе, который является основным организатором МПО и имеет в своем распоряжении соответствующие силы и средства морально-психологического обеспечения. Все они представляют силы, задействуемые для проведения данного вида обеспечения.
Объектами МПО являются те же субъекты в лице конкретных категорий военнослужащих (начальников и подчиненных), воинских
коллективов, которые исполняют замысел, обязанности и собственные планы достижения морально-психологического состояния, необходимого для эффективной подготовки и успешного ведения боевых действий. К средствам морально-психологического обеспечения принято относить специальные, технические и другие возможности, обеспечивающие его эффективное проведение в реальных условиях (1).
Организационной основой проведения морально-психологического обеспечения выступает его технология — стратегия, тактика и техника использования сил, средств и возможностей. Для проведения МПО важно вырабатывать наиболее приемлемый порядок и правила — общий алгоритм. Он предполагает обязательное уяснение замысла по организации МПО; планирование, исполнение, контроль за всей системой мероприятий информационной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой и другой работы; организация взаимодействия в интересах МПО и его оптимизация.
3.2. Основные направления деятельности командиров по
организации морально-политического обеспечения
Организационно морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий проводится по следующим основным направлениям:
- выработка общей концепции и системы организации МПО в соответствии с научными рекомендациями, нормативными требованиями и реальными условиями;
- определение всех должностных лиц как субъектов морально-психологического обеспечения, установление их роли и функций как организаторов МПО и создание условий для его эффективного проведения;
- подготовка субъектов к организации МПО и вовлечение их в активную систему деятельности в рамках общей модели и алгоритма с использованием наиболее продуктивных технологий;
- непосредственное морально-психологическое обеспечение решения задач по подготовке и ведению боевых действий;
Модель деятельности должностных лиц по организации морально-психологического обеспечения может быть представлена следующими мероприятиям:
1. Уяснение замысла старшего начальника на организацию МПО.
2. Своевременное, качественное планирование и контроль за всей системой мероприятий МПО — информационной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой и другой работой.
3. Постановка задач подчиненным.
4. Организация взаимодействия в интересах МПО; механизм взаимодействия должностных лиц включает в себя:
- определение направлений скоординированной деятельности, совместное планирование, обмен информацией и взаимодействие;
- сосредоточение усилий на наиболее важных участках;
- расстановка сил и средств, подбор, инструктирование исполнителей, определение зон ответственности;
- выбор форм и методов совместной работы;
- контроль, периодический анализ, корректировка деятельности.
5. Обеспечение техническими средствами системы информации и воспитания.
6. Целесообразная расстановка офицеров воспитательных структур по Пунктам управления, определяющим направления подготовки и ведения боевых действий.
7. Анализ результатов деятельности должностных лиц по МПО, оценка состояния дел. Своевременное информирование о проводимой работе по МПО, проблемным вопросам и вопросам оптимизации. Оценка эффективности МПО в воинских коллективах должна осуществляться должностными лицами не абстрактно, а по конкретным критериям с использованием целостной системы показателей ( 1 ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощной государственно-идеологической поддержкой, материальными факторами система идеологического и морально-психологического воздействия способствует превращению современных армий в надежный инструмент политики своих государств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных задач военными профессионалами этих стран в зоне Персидского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада.
Важное место в духовно-нравственном облике субъектов воинского труда занимают морально-психологические элементы,
25
которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непременным условием их духовной сплоченности, готовности честно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как беззаветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту. Это первая и наиболее важная группа психологических предпосылок эффективности боевых действий.
В боевой обстановке особое значение имеют такие моральные категории, как непреклонная уверенность в разгроме врага, основанная на справедливом характере войны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковое товарищество, взаимовыручка в бою и др. Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представлений, впечатлений и переживаний, складывающихся у воинов в процессе их повседневной деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. Учет этих элементов также является важной предпосылкой эффективности боевых действий.
Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности Солдата добыть победу в бою.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. – М., 1998.
2. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В.Барабанщикова. –
М., 1986.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии. — М., 1984.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1953.
5. Психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского — М., 1991.
6. Психология и педагогика управленческой деятельности командира
(военного инженера).
— М., 1995.
7. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения
эффективности воспитательной работы в части. — М., 1991.
8. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками:
проблемы и поиски. — М., 1989.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
В В ЕД Е Н И Е
Глава I. Морально-психологическое обеспечение как главная
психологическая предпосылка обеспечения
эффективной подготовки и ведения боевых действий.
1.1. Общая характеристика
1.2. Психологическое обеспечение
ГЛАВА II. Морально-психологическое состояние как
эффективная психологическая предпосылка
обеспечения победы в бою.
2.1. Морально-психологическое состояние – результат МПО
2.2. Особенности социально-психологической работы
Глава III. Деятельность офицеров по организации морально-
психологического обеспечения
3.1. Общие положения
3.2. Основные направления деятельности командиров по
организации морально-психологического обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-moralno-psihologicheskomu-obespecheniyu/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощной государственно-идеологической поддержкой, материальными факторами система идеологического и морально-психологического воздействия способствует превращению современных армий в надежный инструмент политики своих государств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных задач военными профессионалами этих стран в зоне Персидского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада.
Важное место в духовно-нравственном облике субъектов воинского труда занимают морально-психологические элементы, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непременным условием их духовной сплоченности, готовности честно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как беззаветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту.
В боевой обстановке особое значение имеют такие моральные категории, как непреклонная уверенность в разгроме врага, основанная на справедливом характере войны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковое товарищество, взаимовыручка в бою и др.
Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представлений, впечатлений и переживаний, складывающихся у воинов в процессе их повседневной деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке.
Воспитание и формирование перечисленных качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и целым комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности Солдата добыть победу в бою.
Иными словами, чтобы воин смело и решительно действовал в боевой обстановке необходимо систематическое и целенаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния — морально-политические и психологические.
Задачи морально-психологической подготовки военнослужащих (по своему сущностному содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры идеологического воспитания и морально-психологической подготовки.