«Особенности развития связной речи детей в старшем дошкольном возрасте»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, появления и развития всех сторон речи. В старших возрастах у детей речь несет особенности. Предпосылка в овладение речи дошкольника выступают мотивы узнать, рассказать и воздействовать на сверстников.

Основным в речевом развитии ребенка является все перестраивающиеся и совершенствующееся умения пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения форм этого общения происходит лишь с его ближайшим непосредственным окружением . Вкрапленные в непосредственный контакт с близкими отдельные высказывания, просьбы, вопросы и ответы. Лишь затем является потребность передать, отобразив его в речевом плане ,предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное . Тогда развивается связная речь , умение раскрыть мысль в связном речевом построении.[13]

В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осознать воспринимаемое и выразить его, в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно уже узнать об уровне речевого развития.

Для того что бы развить связную речь у детей учат излагать литературные произведения, как уже знакомые так и впервые прочитавшие на занятиях. Развитие связной речи имеет особое значение. Дети с 5 лет расширяют сферу общения со сверстниками. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни остаются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. С одной стороны, у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков.

«Теория методики обучения связной речи начала складываться в 60-е годы, когда к речи подошли не только как к тексту (виду работы),- но и как к процессу его порождения (действию).

Впервые в методике преподавания родного языка речь была осознана как деятельность. Это принципиально иное, не узко лингвистическое понимание речи привело к радикальным изменениям в системе обучения. Если раньше обучение связным высказываниям сводилось к разделению на части те данного текста (в изложении) или предполагаемого (в сочинении), а затем учащимся предлагалось более или менее творчески воспроизвести его по частям, то теперь стало возможным, рассмотрев состав речевого действия, расчленить на части и сам процесс и установить, какие умения требуются для успешного выполнения выделенных частей (опера­ций) . На основе коммуникативных умений была разработана Т. А. Ладыженской система обучения связной речи, которая и стала основой соответствующего раздела действующей программы. Основное внимание в ней обращено на содержатель­ную сторону высказывания.[12,14]

8 стр., 3840 слов

Особенности речи в межличностном общении

Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном общении. К их числу относятся эмотивная и конативная. Эмотивная функция связана с субъективным ... в межличностном взаимодействии может проявляться несколькими различными способами. Обратим внимание на следующие три: 1) совместное решение задачи: речевые высказывания направлены на достижение общей точки зрения. Этот способ общения ...

Как было показано в исследовании А.М. Леушиной , основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Вывод А.М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М.И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от того, как понимает ребенка сверстник . Речевое поведение сверстника влияет на содержание и структуру речи ребенка. [7]

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя и читателя». Значит, основной характеристикой связной речи является ее понятность и доступность для собеседника. [3]

А.А. Леонтьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить». Ф.А. Сохин считает, что в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия и наблюдательности [8].

По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, основные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» .[11]

Основную идею внесли в изучении такие педагоги — исследователи и практики дошкольного дела: Бородич, Выготский, Гербова, Маркова, Соловьева, Ядешко. Параллельно исследования вели и психологи — Л.С.Выготский, В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохин и др. Основной результат их исследований — выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. [14]

Связная речь — наивысшее достижение речевого развития дошкольников. Это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания.[10]

9 стр., 4140 слов

Освоение речи ребенком. Речевые ошибки

... ACT: Астрель, 2005. -- 351,[1] с, -- (Высшая школа). 2. Корреляция между физическим развитием ребенка и освоением языка Еще в 1930-е годы советский психолог Л.С.Выготский (1886 ... её пластичностью в этот период. Нормальное формирование систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недостаточности такой стимуляции (например, из-за нарушений слуха) ...

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова. Закономерности речевого развития дошкольников изучались Л. С. Выготским, А. Н. Гвоздевым, А. А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженской, Т. Б. Филичевой и др . []

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Связная речь развивается в 2 направлениях:

1)диалогическая речь — первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями.

2) монологическая речь — развернутый вид речи , который представляет собой высказывание в форме текста.

Данная тема актуальна потому что процесс развития связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее специальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная функция языка.

Объект работы: процесс формирования связной речи дошкольников.

Предмет: современные методики как средство развития связной речи детей.

Цель работы: теоретическое обоснование формирования связной речи дошкольников и изучение современных методик.

Задачи:

1)Изучить особенности развития связной речи детей дошкольного возраста.

2)Проанализировать задачи и содержание работы по формированию связной речи в детском саду.

3)Рассмотреть методику проведения занятий по формированию связной речи.

В заключение

Так же разработаны занятия по Развитию Речи « Гербова В.В». Игра, как «Крестики, нолики» и т. д[6]

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1)Анализ учебно — методической литературы,

2) критическое исследование, синтез, обобщение опыта педагогов,

3)проектирование технологических карт занятий

РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности развития диалога у детей

Главная цель развития диалогической речи детей дошкольного возраста – обучить их использовать диалог в качестве общения. Для достижения этой цели нельзя отнести все задачи обучения диалогу только к освоению вопросно — ответной формы.

Дети обязаны овладеть рядом следующих коммуникативных умений:

— умением активного вступления в контакт с собеседником, быстрого реагирования на реплики , используя при этом различные виды , именно: вопросы ,сообщения ;

— умение проводить беседы на разные темы ,поддерживать разговор на темы , которые были предложены собеседником;

4 стр., 1729 слов

Понятие связной речи и её значение для развития детей

... речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду ЗНАЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических ...

— умение говорить спокойно, с интонацией, доброжелательно;

-владение различными формулами речевого этикета, употреблять их без лишних напоминаний ( в процессе беседы нельзя опускать голову олову,

— умение использования мимики и жестов в ходе беседы;

-умение общаться в паре, в группах, а так же в коллективе.

Все умения дети осваивают, во первых, в общении со взрослыми либо с ровесниками, а во вторых, во время специальных курсов по способам ведения диалога.

В процессе обучения могут быть использованы

1. Разговор воспитателя с детьми. Для людей характерна потребность в общении, делиться с людьми с мыслями, переживаниями, чувствами. Для ребенка это имеет еще больше значения. Воспитатель может разговаривать с ним по разным интересам, в любое время , как в группе (коллективно) , так и индивидуально.

Лучшее время для коллективных разговоров – это прогулка . Для индивидуальных бесед в утренние и вечерние часы. Часто разговаривать начинает сам ребенок, подходя к воспитателю с каким-то вопросом , либо пожеланием. Но такого не надо делать, т.к воспитатель сам должен подходить и разговаривать с ребенком.

2. Чтение художественных произведений дает ребенку образцы диалогической речи. Диалоги, в которых есть вопросы и ответы , дают детям возможность использовать формы разных высказываний.

3. Словесные поручения. Ребенку даются поручения сходить в соседнюю группу за какой- нибудь книгой. Воспитатель может попросить сделать еще раз, что бы информация лучше запомнилась.

4. Речевые ситуации, которые направлены на то, что бы сформировать навыки составления диалога по речевым ситуациям. Нужно развивать у детей навык построения диалога ( вопросы, ответы,просьбы, реплики) при использовании разных средств относящиеся к ситуациям. В процессе диалога он учится выслушивать собеседника, задавать ему вопросы, и отвечать на них.

5. Беседа для развития диалогической речи. Беседа представляет собой разговор воспитателя и детей на определенные темы , которые были спланированы заранее .

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Для диалога характерны : разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность. Диалогическая речь отличается произвольностью. Очень важно отметить, что для использования шаблонов и фраз, часто употребляемых и как бы относящихся к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П. Якубинский ).

Диалогическая речь появляется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики, интонация собеседника).[3,4]

12 стр., 5583 слов

Беседа как средство развития речи детей дошкольного возраста

... развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, ... развития диалогических умений детей; 4. Рассмотреть анализ состояния проблемы исследования в практике работы; 5. Изучить методику проведения беседы с детьми дошкольного возраста; ...

Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в глубине которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. В дошкольном возрасте дети овладевают диалогической речью, которая имеет особенности, проявляющихся в использовании языковых средств, допустимых в диалоге. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному роду искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении приспособиться в меняющихся жизненных ситуациях.[16].

Овладение связной диалогической речью – одна из значимых задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Диалогическая речь представляет собой особенно выраженное проявлением коммуникативной функции языка. Воспитатель, родители должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад).

Этому способствуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспитателю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.[16]

Детей шести-семи лет следует учить точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей. Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больше всего успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника. Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать говорящего .[16]

7 стр., 3132 слов

Слово, речь, развитие речи у ребенка

... понимание. Основной предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является общение с окружающими. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать ... временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей. Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов. 3.1. Развитие речи ребенка от ...

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия , которое подразумевает, что окружающие его взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а так же когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.[16]

1.2 Особенности развития монолога у детей

Монологическая речь представляет собой расширенную человеческую речь, которая обращена к другим людям. Монолог обусловлен именно тем, какие задачи преследует говорящий, и к какому виду определенной деятельности относится данная речь.

Выготский говорил, что монологическая речь – высшая, наиболее значимая форма речи по сравнению с диалогом. А психолог Львов М.Р говорил с психологической точки зрения монолог не является значимым , потому как речь имеет определенный адрес направленный на конкретного человека . Монологическая речь имеет дополнительные выразительные средства , выделяющие новое и наиболее важное . Его реакция дает возможность говорящему поправить свое высказывание по ходу самого говорящего: он может опустить уже известное , дополнить и раскрыть неизвестное или что то непонятное для собеседника.

Монологическая речь характеризуется определенной характеристикой ; в ней ярко представлены мотивы самовыражения личности , ослабляется установка на ответ , имеет строгую структуру , высокую организацию в отличии от диалогической речи. Для монологической речи характерна относительная незавершенность.

Овладение связной монологической речью — главная задача речевого развития ребенка. Ее успешное решение зависит от множества (речевой среды, семейного благополучия, познавательной активности ребенка), которые нужно обязательно учитывать в ходе работы.

К связности речи относят развитие умений построения предложений разных типов, например;

— описание

— повествование

— рассуждение

По способу передачи разной информации или по способу изъяснения информации выделяют типы высказываний: описание, повествование, рассуждение. Под описанием предполагают специальный текст, который начинается с общего высказывания, который называет и находит данный предмет ; за началом следует перечисление свойств предмета , а так же работой с ним ; описание завершается конечной фразой , которая содержит в себе оценку предмета .Дети учатся описанию игрушек , предметных или сюжетных картин , своих рисунков , явлений окружающей среды.

13 стр., 6161 слов

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью картинок

... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка Каждый ребенок должен научиться ... Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Известны два основных вида речи -- диалогическая и монологическая. ...

Повествование представляет собой сюжет, который был развернут во времени и имеет определенную последовательность. Детям предлагают составить разные типы повествований; выдуманные истории, рассказы по картине или по серии картин. Рассуждением является текст, который включает в себя конструкции, вопросов и оценки.

Обучение дошкольников пересказу.

Пересказ представляет собой связное отражение прослушанного ребенком того или иного услышанного произведения. Ребенку дается образец (рассказ) , которые нужно рассказать своими словами . Прежде чем сказать текст , нужно продумать , передать его содержание , основную мысль . При этом ребенок не только вспоминает отрывки , но запоминает мысли ,устанавливает взаимосвязь между ними.

Существуют различные виды пересказа : подробный, выборочный, сжатый , творческий.

В детском саду с младшего возраста применяется пересказ подробный, близко к тексту. Это объясняется , что он не только легче по запоминанию , а служит средством закрепления в детской памяти содержание прочитанного до мельчайших подробностей.

Выборочный пересказ предполагает работу над темой , выбор той части которая подходит определенной теме. Выборочный пересказ может быть выбран из разных частей текста. Выборочный пересказ можно использовать со старшей группы.

Сжатый пересказ предполагает передачу лишь основного содержания , без подробностей . Данный вид пересказа способствует формированию у детей умения найти главное и использовать нужные языковые средства . Так как для детей это сложно , то элементы сжатого пересказа вводят только в подготовительной группе.

Творческие пересказы связаны с переработкой литературного текста , когда перед детьми основательно ставится задача по воспроизведению и дополнению текста. Э то творческий мыслительный процесс.

Работа мысли при пересказе заключается в анализе и обобщении фактов , в осознании связей и отношений смыслового содержания , в формировании наглядных образов на основе словесного содержания.

В работе с дошкольниками:

Обучение детей дошкольного возраста описательным рассказам.

В ходе составление описательного рассказа дети обучаются выделению и соотнесению существенных признаков того или иного предмета. Это способствует развитию наблюдательности , умения сравнивать обьекты и анализировать. Обучение детей дошкольного возраста описательным рассказам является главной ступенью на пути формирования навыков монологической речи.

В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка. [4]

Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени ,не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей . Она имеет несравненно более сложное строение ,выражает мысль одного человека , которая неизвестна слушателям. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания , сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты , мимика ,интонация), умение говорить эмоционально , живо ,выразительно. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами , и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.[5]

9 стр., 4142 слов

По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...

... Нейропсихологические аспекты формирования и развития речи детей с нарушениями развития История формирования и развития нейропсихологии в нашей стране и за рубежом Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины ... годы активно занимается изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении, а исследование состояния ...

В качестве исследований появления монологической речи детей дошкольного возраста можно отметить исследования О. В. Ефимовой и Л. Г. Шадриной, С. А. Овсянниковой. О. В. Ефимова и Л. Г. Шадрина дают характеристику описания как одной из форм связной монологической речи ребенка. С точки зрения авторов, обучать дошкольников описанию необходимо поэтапно: сначала называя предмет описания, потом перечисляются его качества, свойства, предполагаемые действия с предметом, завершается данный процесс оценкой ребенком предмета и обозначением отношения к нему. О. В. Ефимова и Л. Г. Шадрина предлагают следующие виды описания: пофразовое параллельное описание, сопряженное описание и коллективное описание группой детей. Системная последовательная работа по описанию детьми окружающей действительности позволит, таким образом, сформировать способность ребенка к монологической речи [16].

В старшем дошкольном возрасте диалогическая речь сменяется монологической . В отличие от диалогической речи, которая является ситуативной, монологическая речь характеризуется развернутостью, организованностью, что требует от ребенка обдумывания речевого высказывания, способности найти подходящую языковую форму для выстраивания монолога. Разработкой проблемы развития связной речи дошкольников, в том числе монологической речи детально занималась А. М. Леушина. Проведя ряд исследований выстраивания детьми монологических высказываний, А. М. Леушина доказала, что пересказ является не просто воспроизведением текста, а представляет собой самостоятельную творческую деятельность детей . Исследования А. М. Леушиной показали, что при одних формах обучения ситуативность речи дошкольников снижается, например в пересказах после прослушивания рассказов, а при других формах ситуативность речи снова появляется (при введении в пересказ картинок дети начинают больше опираться на них).

При этом , развитие связной речи проходит период освоения ситуативной речи и далее происходит овладение контекстной речью. Это процесс назван степенью умственного развития ребенка, а также формами и условиями общения с окружающими. [16]

На основании своих исследований А. М. Леушина разработала методические рекомендации по обучению детей творческому рассказыванию, развивающему монологическую речь. Автор подчеркивает, что необходима определенная последовательность в обучении: детям младшего дошкольного возраста можно предлагать завершать фразу, начатую воспитателем, в средней группе это может быть составление небольших рассказов к своим рисункам, старших дошкольников уже можно привлекать детей к творческому рассказыванию с большей степенью детской инициативности.[8]

18 стр., 8606 слов

» Особенности развития монологической речи детей старшего ...

... дошкольного возраста составлению рассказов из опыта. Выявить уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать план по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов из опыта. Дать сравнительный анализ уровня развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. ...

Выводы по главе 1

Проанализировав теоретический материал , мы выяснили , что развитие связной речи происходит постепенно с развитием мышления и связано с формами общения с окружающими людьми .

Программа детского образовательного учреждения предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи обусловлена умениями, необходимыми для общения.

Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Принимать участие в диалоге бывает гораздо сложнее, чем строить монологические высказывания. Обдумывание, определение высказываний происходит одновременно с пониманием чужой речи. Участвовать в диалоге требует сложные умения , на основании этих умений можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно — речевые

Вступать в общение ( уметь и знать , когда и как можно начать разговор со знакомыми и не знакомыми людьми , занятыми )

Поддерживать и завершать общение , учитывая условия :

— слушать и слышать собеседника : проявлять интерес в общении ;

-доказывать точку зрения;

-высказывать логично, связно;

Говорить четко, выразительно. Умение общаться в паре, в группе, в коллективе. Всякое монологическое высказывание характеризуется признаками: Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями появления связной речи детей и особенностями монологических высказываний.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а так же когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Все задачи решены:

1) Особенности развития диалога у детей

2) Особенности развития диалога у детей

2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕДОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

2.1 Методика обучения диалогу детей старшего

Дошкольного возраста

Для развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения , согласования .Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь ,происходит обмен мнениями ,замыслами. При этом главными условиями диалогической речи являются инициативность и активность самого ребенка , которые должны всемирно побуждаться и поощряться. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями ,а следовательно , и развивать их.[10]

Для формирования коммуникативной способности управления диалогическим общением существует система подготовительных упражнений, которые делятся на два типа: речевые, которые непосредственно развивают умения и навыки самостоятельного высказывания на иностранном языке, и тренировочные, типа структурных упражнений, которые помогают учащимся усвоить тот или иной аспект языка (произношение, лексику, грамматику) применено к конкретной теме. Возможно использование разнообразных игр, которые готовят учащихся к коммуникации, обучают их быстрому реагированию и правильной реакции на стимулирующие вопросы.[10]

Для учителя одной из самых трудных задач является развитие у учащихся умения самостоятельно развивать нить беседы, изменять и варьировать текст составленного диалога. В обучении диалогической речи немаловажное значение имеет групповой диалог. В классе, где всегда налицо группа учащихся, очень естественной может быть групповая беседа. По этой причине способность учащихся проводить естественный групповой диалог в классе можно считать одной из основных характеристик «конечного поведения», на достижение которого должно быть направлено обучение диалогической речи. В естественном групповом диалоге на равных правах участвуют учитель и определенное количество учащихся (3-4 и более); каждый говорящий высказывается по нескольку раз; учащиеся обращаются к друг другу и к учителю непринужденно, без предварительной регламентации, в зависимости от содержания беседы.[10]

Еще одним способом повышения качества и эффективности обучения диалогической речи можно считать и ролевую игру. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения. Ролевая игра способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.[10]

2.2. Методика обучения монологу детей старшего

дошкольного возраста

Итак, можно сделать вывод ,что

Монологическая речь — развернутый вид речи, который представляет собой законченное высказывание в форме текста.

В определении Т.Г. Винокур монолог характеризуется так:

«Монолог — это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию»1. Кроме того, Т.Г. Винокур выделял следующие отличия монолога от диалога: в его создании участвует один человек, монологическое высказывание более контекстное, оно отличается большей связностью и логической последовательностью, кроме того, оно протекает относительно долго по времени, поэтому его объем чаще всего превосходит объем диалогической реплики.[5]

Устная монологическая речь представляет собой сложную форму речи, согласно Выготскому Л.С, показывающую определенную сложность композиции. Монолог в свою очередь является последовательным и взаимо -связное изложением собственных мыслей, знаний одним человеком без опоры на речь другого человека. [15]

Для развития монологической речи следует четко спланировать и организовать процесс обучения. Выделяют 2 пути развития монологической речи: дедуктивный и индуктивный.[10]

Что бы обучать монологической речи по индуктивному пути предлагаются этапы работы:

I) Подготовительный

Целью которого является формирование лексико — грамматических навыков на уровне фразы.

На данном этапе возможно провести следующие упражнения:

Система условно — речевых упражнений:

— Имитативные упражнения: преподаватель дает образец каждого речевого действия, выступающего для ученика в качестве ориентиров , и затем с помощью побудительной реплики побуждает ученика к аналогичному действию.

-Упражнения на постановку грамматических структур: (Учитель осуществляет пошаговое управление действиями учащихся) .

-Трансформация – видоизменение форм

Например, « Полезно есть фрукты» , «я знаю на я не ем их»

2. Предречевой (сверхфразовый) уровень микромонолога.

Цель этапа — формирование навыков монологической речи на уровне сверхфразового единства (соединить реплики между собой, т.е. логично простроить высказывания).

Логико-синтаксическая схема: даются с начала фраз, которые обеспечивают целостность высказывания, его логичность и синтаксическую связанность.

3. Речевой этап, уровень развернутого монологического высказывания. Цель-развитие умения монологической речи на основе темы, ситуации. Собственно-речевые упражнения: сообщи, расскажи, убеди.

При обучении монологической речи по дедуктивному пути предлагаются следующие этапы работы над текстом:

1) Предтекстовый этап.

Цель: побудить к планированию содержания текста;

Что бы продолжить разложение текста по заголовку; иллюстрациям на дальнейшие знания. При чтении понимания содержания: выделение главной мысли текста, получение представления о содержании текста .

Ученики вспоминают все слова по пройденной теме. На этом этапе преподаватель так же с знакомит с новыми словами .

2) Текстовый этап.

Цель: направить на чтение текста с разной тематикой вовлечения в содержание, и смысл, на переработку текста в процессе чтение на закрепление материала.

Преподаватель предполагает задания : а теперь прочтите текст и скажите, в чем суть произведения. ( таким образом, происходит проверка правильных суждений)

3)Проверка понимания текста

Цель: осуществить наблюдение за содержанием и смыслом текста , в зависимости от вида чтения.

На этом этапе можно провести тест на выбор понимания текста .

4)Информационная переработка текста с целью его усвоения

Цель: повторить еще раз текст и проанализировать его.

Упражнения:

Выбор заголовка из данных вариантов, придумывание заголовка — нахождение основных мыслей , разделение текста на смысловые отрезки , ответы на вопросы.

5)Порождение устноречевого высказывания

Цель: обеспечить осознание коммуникативной речи, нацеливающее на порождение собственного устноречевого высказывания.

Упражнения:

Выскажи свое мнение, сформулируй главную мысль текста, кратко изложи основные материалы текста, перескажи текст и составь продолжение.

Выводы по Главе 2

Для развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями ,замыслами. Для формирования коммуникативной способности управления диалогическим общением существует система подготовительных упражнений, которые делятся на два типа: речевые, которые непосредственно развивают умения и навыки самостоятельного высказывания на иностранном языке, и тренировочные, типа структурных упражнений, которые помогают учащимся усвоить тот или иной аспект языка (произношение, лексику, грамматику) применено к конкретной теме.

Для развития монологической речи следует четко спланировать и организовать процесс обучения. Выделяют 2 пути развития монологической речи: дедуктивный и индуктивный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что развитие связной речи всегда остается актуальной проблемой , поскольку выступает одной из образовательных задач в дошкольном возрасте, влияя на формирование личности ребенка и его социализацию, успешность в школьном обучении. Для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно постепенно и последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и доступный для него путь.

Для эффективного формирования связной речи нужно обогащать не только языковой, но и предметной действительности. Полезно использовать на занятиях и в свободной деятельности детей яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приемы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления детей. Изучение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, делать выводы.

В старших возрастах у детей речь несет особенности. Предпосылка в овладение речи дошкольника выступают мотивы узнать, рассказать и воздействовать на сверстников. В практике и педагогической науке дошкольного образования накоплен значительный опыт по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению связной речи, но не определена единая система к осуществлению данной работы. На начальном этапе нашей исследовательской деятельности нами были выдвинуты следующие задачи:

1) Изучить особенности развития связной речи детей дошкольного возраста.

2)Проанализировать задачи и содержание работы по формированию связной речи в детском саду.

3)Рассмотреть методику проведения занятий по формированию связной речи.

В ходе решения 1 задачи, мы выяснили что Дети с 5 лет увеличивают сферу общения со сверстниками. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. С одной стороны, у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков.

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают интерес и наблюдательность и интерес ков сему окружающему.

На основании полученных знаний и умений я составила рекомендации родителям и воспитателям.

Для развития связной речи детей дошкольного возраста можно применять разнообразные методы, на наш взгляд нужно остановиться на работе со сказкой. Из сказок дети получают много знаний: представление о времени и пространстве, о взаимосвязи человека с природой. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитываются добрые чувства , развиваются мышление и воображение. С помощью сказки ребенку можно объяснить множество событий, т.к сказка близка к мышлению детей.

Но в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок часто сидит около телевизора или компьютера, т. к играть стало интереснее чем читать. При просмотре сказки у ребенка не появляется желание представить какой- то образ . Поэтому нужно детям часто читать .

Для определения сущности развития связной речи следует, прежде всего, понять, каковы особенности речи и что является главным в процессе речевого общения . Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Связная речь развивается в 2 направлениях:

1)диалогическая речь — первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями.

2) монологическая речь — развернутый вид речи , который представляет собой высказывание в форме текста.

В ходе решения второй задачи мы изучили

Исходя из изучения третьей задачи, мы подобрали методику проведения занятий по подготовке детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи , а так же сделали следующие выводы:

I) Подготовительный

Целью которого является формирование лексико — грамматических навыков на уровне фразы.

На данном этапе возможно провести следующие упражнения:

Система условно — речевых упражнений:

— Имитативные упражнения: преподаватель дает образец каждого речевого действия ,выступающего для ученика в качестве ориентиров , и затем с помощью побудительной реплики побуждает ученика к аналогичному действию.

-Упражнения на постановку грамматических структур: (Учитель осуществляет пошаговое управление действиями учащихся) .

-Трансформация – видоизменение форм

Например, « Полезно есть фрукты» , «я знаю на я не ем их»

2. Предречевой (сверхфразовый) уровень микромонолога.

Цель этапа — формирование навыков монологической речи на уровне сверхфразового единства (соединить реплики между собой, т.е. логично простроить высказывания).

Логико-синтаксическая схема: даются с начала фраз, которые обеспечивают целостность высказывания, его логичность и синтаксическую связанность.

3. Речевой этап, уровень развернутого монологического высказывания. Цель-развитие умения монологической речи на основе темы, ситуации.

Собственно-речевые упражнения: сообщи, расскажи, убеди.

Цель работы: теоретическое обоснование формирования связной речи дошкольников и изучение современных методик.

Значимость и перспектива данного исследования состоит в том, что воспитатель, родители должен добиться того, чтобы каждый ребенок легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад).

Этому способствуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспитателю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.

Данное исследование будет интересно и актуально студентам, педагогам и родителям.

Список использованных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osobennosti-razvitiya-rechi-detey-2/

1) Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]/ М.М Алексеева , В.И .Яшина.-М: Издательский центр «академия», 1997 -400с.

2) Алексеева М.М . Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста[Текст]/ М,М. Алексеева , В.И. Яшина .- Москва :издательский центр « академия» , 1999 .-560с.

3) Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 2006. — С. 49

4) ) Бадалян Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников [текст]/ Н.Р.Бадалян.- Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 271

5) Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников:[текст] /О.А.Бизина.- Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с

6) Гербова, В. В. Занятия по развитию речи [Текст] / В.В. Гербова. – Москва: Наука, 2017. – 265 с.

7) ) Ефимова О. В., Шадрина Л. Г. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста[Текст]/О.В.Ефимова,Л.Г.Шадрина.- Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.2016. № 2. С. 43–47.

8) Ендовицкая Т. В.. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. [Текст]/Т.В.Ендовицкая,А.В.Запорожец — М.: Просвещение, 1964. — 352 с.

9) Засорина Л.Н. Речевое развитие детей 2–8 лет [Электронный ресурс]: методики. Учебно-игровые материалы [Электронный ресурс] / Засорина Л.Н., Беляковская Н.Н., Макарова Н.Ш. — СПб.: КАРО, 2019.- 144 c. -Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/. — ЭБС «Юрайт»

10) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).

Электрон. текстовые данные. – Москва: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/news/178, свободный.

11) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.[Текст]: под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика – Синтез, 2016.

12) Развитие речи: теория и практика обучения : 5-7-е кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М. : Просвещение, 1991. – 191с

13) Сытина О. И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников:[текст] /О.И.Сытина / Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 296-297. — URL

14) Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт , 2019. — 161 с.

15) Ушакова О.С, Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.- Москва ,2018

16) Формирование диалогической речи у старших дошкольников [Электронный ресурс]: мет разр. по развитию. речи :

17)

18)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения , как уже знакомые так и впервые прочитавшие на занятиях.

Тема «Составление описательного рассказа, сказки.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу».

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять).

Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.

— Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать).

Она залезла…. (на высокую сосну).

А на сосне шишек (много, видимо-невидимо).

Только сорвала первую шишку (увидела волка).

Но белочка (не испугалась).

Она бросила (шишку прямо на волка).

На лбу у него (выросла шишка).

Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета

Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Оборудование: стихотворение «Путаница», фишки.

Ход игры:

Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки.

Воспитатель объясняет правила игры: — Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница».

Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру.

В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Другие примеры небылиц:

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг г из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор.

А по нашей кошке

Пробежал забор

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка.

«Где начало рассказа?»

Цель:учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 1)

Ход игры:

Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 2)

Ход игры:

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 3)

Ход игры:

Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 4)

Ход игры:

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: цветной камешек.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.

Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры:

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины.

Ход игры:

Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картинки-нелепицы. (Приложение № 6)

Ход игры:

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Оборудование: предметы или картинки, фишки.

Ход игры:

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: текст сказки.

Ход игры:

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Оборудование: два набора серийных картинок.

Ход игры

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины.

Ход игры:

«Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«Пойми меня»

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Оборудование: коробка с картинками предметов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.

После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

«Нарисуй картину словами»

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).

Ход игры:

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

«Придумай сказку»

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Ход игры:

Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

«Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры:

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Д\у «Сказка»

(с использованием конструктора букв В.В. Воскобовича)

Цель: развитие умения связно излагать свои мысли.

Ход игры: воспитатель предлагает из элементов конструктора букв выложить на столе сюжет, какой либо сказки и рассказать ее. Можно предложить ребенку по — фантазировать и добавить что то свое.

Д\у «Слова»

(с использованием конструктора букв В.В. Воскобовича)

Цель: активизация, расширение словарного запаса.

Ход игры: воспитатель предлагает из элементов конструктора букв выложить определенную букву и назвать слова на тему: «Съедобные предметы», «Животные» и д.т.

Д\у «Придумай рассказ»

(с использованием игровизора В.В. Воскобовича)

Цель: развитие связной речи.

Ход игры: воспитатель предлагает нарисовать предмет, фигуру на игровизоре на половине, ребенок дорисовывает предмет, фигуру и рассказывает о ней.

Д\у «Фигурки»

(с использованием чудо — сот В.В. Воскобовича)

Цель: научить детей составлять описательные рассказы, использовать прилагательные.

Ход игры: предложить ребенку сложить фигуру из элементов чудо — сот по образцу или придумать свою и составить описательный рассказ с использованием прилагательных. Например: фигурка бабочки. Красивая бабочка летала от цветка к цвету. Она пила нектар от ярких цветов. Вдруг маленькая бабочка увидела пчелку веселую Жужу и они вместе стали играть.

Д\у «Для чего?»

(с использованием чудо — сот В.В. Воскобовича)

Цель: описать выложенную фигуру, используя разные характеристики предмета это предмета и объяснить для чего этот предмет.

Ход игры: предложить ребенку сложить фигуру из элементов чудо — сот по образцу (из альбома фигур) из тем: «Быт», «Посуда», «Светильники», «Море», «Транспорт» и описать данный предмет с объяснением его функций.

Д/и «Приготовим салат»

Цель: учить детей проговаривать свои действия во время деятельности (кулинария).

Ход игры: во время приготовления салата воспитатель задает вопросы о разных овощах, какой формы? Какого цвета? Какого вкуса? Какой на ощупь? Где растет? Дети режут салат и проговаривают свои действия. Дети пробуют салат и называют последовательность приготовления. Записывают схему-рецепт.

Д/и «Магазин»

Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы.

Ход игры: дети играют в «магазин», но для того, чтобы купить вещь или продукт — нужно описать предмет, не называя его.

Д/и «Новоселье»

Цель: закрепить знания детей о бытовых приборах, научить детей находить функциональные отличительные особенности объекта, составлять загадки.

Ход игры: дети играют роль новоселов. Они покупают в магазине необходимые предметы для новой квартиры. Заявки поступают продавцу в виде загадок — описание бытовых приборов их основных функций.

Д/и «Новая квартира»

Цель: закрепить классификацию мебели, знать её назначение, учить составлять рассказ из личного опыта, по картинке-передвижке (фотографии, рисунку ребенка).

Ход игры: шаблон квартиры, комнаты, кухни., картинки мебели (лучше вырезанные по контуру).

Ребенку предлагается расставить подходящую мебель и проговорить свои действия и соображения по поводу необходимости этой мебели и её расстановке.

И/у «Назови правильно»

Цель: научить детей составлять описательные рассказы

Ход игры: на столе лежат карточки с картинками,

-Назовите обувь (иная категория, её цвет; сезон, когда её носят).

И/у «Отгадай»

Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы

Ход игры: ведущий задумывает какой-то объект и описывает его, не называя названия самого объекта. Игроки должны узнать его по описанию.

И/у «Найди отличия».

Цель: сравнение предметов одежды и обуви, предметов посуды, интерьера, научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы

Ход игры: детям предлагаются картинки однотипные, но с отличительными особенностями. Ребенок ищет отличия и называет, что от чего отличается.

И/у «Путаница»

Цель: научить детей находить отличительные особенности признаков времен года, составлять описательные рассказы по картинкам с элементами юмора.

Ход игры: Предъявляется картинка «Зима», на которой есть отдельные признаки другого времени года. Дети объясняют, что перепутано. Для старших дошкольников возможно составление рассказа по картинке с элементами юмора.

И/у «А у нас»

Цель: составление описательного рассказа, из личного опыта с опорой на фотографию.

Ход игры: дети приносят домашние фотографии и делятся впечатлениями, воспоминаниями о прошедших событиях.

И/у «Сочинялки»

Цель: развитие речевого творчества детей, закрепление рифмы, знаний об изучаемых объектах.

Ход игры: дети придумывают самостоятельно стишки, загадки, частушки.

И/у «Кто, где живет?»

Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.

Ход игры: дети рассказывают го своем доме по графической схеме-плану:

Название улицы. Какой он? (материал: кирпичный, деревянный, блочный).

Сколько этажей? Сколько комнат? Что видно из окон? За что вы любите свой дом?

Последовательные пересказы

Цель: учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам.

Ход: воспитатель читает детям небольшое произведение и дети пересказывают его по отдельным предметным картинкам, на которых изображены главные герои произведения.

Д/у «Рассказ Незнайки»

Цель: учить детей работать с деформированным текстом.

Ход игры. Педагог открывает конверт и обращается к детям:

-Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю: «Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу».

-Давайте ребята, исправим этот рассказ.

Затем дети самостоятельно пересказывают текст в правильной последовательности

Выборочные пересказы.

Цель: учить детей понимать и пересказывать отдельные части рассказа:

рассказать о весне,

рассказать о том, что делали птицы,

рассказать о кошке.

И/у «Расскажи и покажи»

Цель: разучивание стихотворений при помощи движений.

Ход игры.

1. Воспитатель рассказывает детям стихотворение при этом показывает действия-иллюстрации, того о чем он говорит. Для каждого слова – свой жест.

2. ребенок рассказывает стихотворения, а другой ребенок подражает какому-то персонажу.

И/у «Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

И/у «Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

И/у «Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры: Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

И/у «Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

И/у «Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: цветной камешек.

Ход игры: Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал. Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.

И/у «Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры: Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

И/у «Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы

Оборудование: картинки-нелепицы.

Ход игры: Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

И/у «Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины.

Ход игры: «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

И/у «Распространи предложение»

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Оборудование: цветной камешек

Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы …» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.

Д/у «Пойми меня»

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Оборудование: коробка с картинками предметов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.

После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Д/у «Нарисуй картину словами»

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).

Ход игры:

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

И/у «Придумай сказку»

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Ход игры:

Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Д/у «Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры: Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Приложеие 4

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Тест «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А. Калягина).

Данная методика используется для выявления уровня коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками.

Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?» Ответ фиксируется в протоколе.

Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

Далее по ответам ребенка определяется уровень сформированности коммуникативной компетентности:

Высокий уровень — дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в проблемных ситуациях.

Средний уровень — детям с данным уровнем требуется помощь взрослого, они не всегда могут конструктивно и самостоятельно находить решения в проблемных ситуациях. Наблюдаются в 1-3 ответах из 4-х ответы типа «Не знаю», «Заплачу», «Позову маму».

Низкий уровень — дети данного уровня не способны конструктивно и самостоятельно находить решения в проблемных ситуациях. В основном наблюдаются ответы типа «Не знаю», «Заплачу», «Позову маму», свидетельствующие о явно недостаточной коммуникативной

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

«Конспект НОД по развитию связной монологической речи у детей старшей группы по теме «Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план-схему»»

Цель: развитие связной монологической речи.

Задачи:

Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.

Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.

-Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.

-Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.

-Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.