Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Глава I. Педагогические основы при развитии представлений об эмоциональном и физическом состоянии человека у старших дошкольников

1.1 Эмоциональный интеллект старших дошкольников и педагогический процесс его развития

Гуманистическая педагогика стремится рассматривать человека, прежде всего как существо социальное, а не биологическое. С этой точки зрения человек не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом общение личности с обществом определяется не столько стремлением к уравновешиванию со средой, сколько к взаимообщению, взаимодействию. Более того, человек — существо эмоциональное, проявление его эмоциональности сталкивается с проявлением эмоциональности другого человека. Возникает проблема совместимости и соотношения этих эмоциональных реакций. Разрешается эта проблема во взаимодействии одного человека с другим — в диалоге. Всё это говорит о роли эмоционального интеллекта (ЭМИ), который нужно формировать и развивать ещё в дошкольном возрасте. Однако подготовка дошкольников к школе и обучение детей в настоящее время традиционно сводится к элементарной грамотности: умению читать, писать, считать. Эмоциональная жизнь ребёнка и умение выстраивать взаимоотношения, как правило, вынесены за рамки организованного педагогического процесса, как в детском саду, так и в школе.

Отсюда проблема данного исследования заключается в том, что в настоящее время воспитатель оказывается недостаточно готовым к работе по развитию ЭМИ старших дошкольников. В результате развитие ЭМИ старших дошкольников подменяется развитием у детей морально-стереотипного поведения и недостаточным опытом понимания своих переживаний. Это приводит к тому, что процесс выстраивания отношений с другими людьми у детей затрудняется, и детские поведенческие нарушения остаются вне поля зрения воспитателя.

П. Саловей, Дж. Мейер и Д. Големан определяют понятие эмоционального интеллекта (ЭМИ) как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы. А в российской психологии и педагогике этот феномен изучался Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими на основе положения о единстве аффекта и интеллекта.

3 стр., 1391 слов

Творческая (ролевая) игра дошкольника. Формирование взаимоотношений ...

... частности, на уровень тревожности). Объект исследования - старшие дошкольники. Предмет исследования - взаимоотношения старших дошкольников в творческих играх. Гипотеза исследования - особенности взаимоотношений в творческих играх взаимосвязаны с уровнем тревожности у старших дошкольников. Задачи: 1. Провести теоретический анализ проблемы ...

ЭМИ для старшего дошкольного возраста определяется нами как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем. Другими словами, ЭМИ для старшего дошкольника — это готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности. Структура ЭМИ старшего дошкольника представлена на рис.1.

Рис.1. Структура эмоционального интеллекта старшего дошкольника, Рис. 2. Педагогический процесс формирования эмоциональных представлений

Эмоциональный интеллект (ЭМИ) представляет собой готовность личности осознавать содержание и смысл эмоциональных состояний человека, оценивать причины и последствия их влияний на дальнейшие жизненные обстоятельства. В дошкольном возрасте, по нашему мнению, мы можем говорить об ЭМИ, когда у ребёнка возникает ориентация на другого человека, на его эмоциональные переживания, и при этом ребёнок старается вести себя соответственно этим переживаниям.

Структура ЭМИ детей старшего дошкольного возраста включает в себя два уровня: рациональный уровень (жизненные ориентиры, я-концепция, нравственное представление) и эмоциональный уровень (эмоциональная ориентация на другого; умение поставить себя на месте другого, чтобы почувствовать, как переживал бы этот другой, если бы я поступил (-а) так или иначе).

Предпосылками возникновения ЭМИ в старшем дошкольном возрасте являются:

  • обобщение переживаний, или интеллектуализации аффекта, то есть единство аффекта и интеллекта в дошкольном возрасте;
  • совместная деятельность: именно совместная деятельность приводит к качественным изменениям в сознании ребёнка и таким образом у ребёнка появляются такие качества, как способность решать проблемы путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения;
  • чувства в дошкольном возрасте и нравственное представление дошкольника;
  • отношение «Я-ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности.

Содержание ЭМИ старшего дошкольника отражается через сочетание двух характеристик:

1. смена эмоциональной ориентации: от эмоциональной ориентации на себя к эмоциональной ориентации на другого человека

2. учёт эмоционального состояния другого человека в решении возникающих проблем.

Со способностью воспитателей и родителей понимать и контролировать эмоции тесно связан уровень формирования и развития эмоционального интеллекта у детей.

1.2 Социально-педагогические новообразования старшего дошкольного возраста при развитии представлений об эмоциональном и физическом состоянии человека

В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств детей:

1. Обогащаются представления дошкольников о людях их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях

2. Дошкольники учатся «прочитывать» эмоции в мимике жестах, интонации речи и соответственно реагировать. Воспитатель побуждает детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства;

7 стр., 3071 слов

Организация самостоятельной деятельности дошкольников в процессе лепки

... многих методов и приемов, в числе которых – самостоятельная художественная деятельность. В нашей контрольной работе мы рассмотрим самостоятельную деятельность дошкольников на занятиях лепкой. Изучив и проанализировав литературу и ... объединению в каком-то конкретном образе. Однако при последовательном обучении дети старшего дошкольного возраста успешно справляются с задачей лепки из целого куска, ...

3. Старшие дошкольники осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах;

4. Углубляются представления о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Речь детей обогащается вежливыми речевыми оборотами. Дети осваивают разные формы приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

5. Развиваются умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

6. Углубляются представления старшего дошкольника о себе, о своем организме, о своих личностных качествах, возможностях, достижениях. Воспитатель постепенно развивает в детях чувство самоуважения, собственного достоинства. Он направляет сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков, движимых благородными мотивами гуманности и справедливости.

В области «Ребенок и взрослые» обязательными считаются следующие представления:

1. Эмоциональные состояния. Понимание, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение, любовь, одобрение. Понимание того, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал — предложить помощь, проявить заботу; если взрослый огорчен проступком ребенка — попросить прощения, не повторять неправильные действия).

Понимание связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых («Маму обрадовало то, что я…»; «Папа рассердился, потому что я…»).

2. Семья. Представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых культурных традиций своей семьи, любимых занятий членов семьи («Моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей» и т.д.).

3. Культура поведения. Знание правил поведения, понимание того, что они выполняются не только по отношению к близким, к воспитателю, но и по отношению к незнакомым людям. Конкретные способы проявления детьми заботливого, вежливого отношения к старшим: в ситуациях общения, в уходе за больным или старым человеком, в ситуации поздравления. Понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим, что недопустимо проявление грубости, черствости к своим близким, к воспитателю, к другим людям.

4. Знание стихов, пословиц, поговорок, в которых отражены забота и любовь детей к близким, труд людей, семья, добрые или героические поступки старших.

5. Понимание того, что трудом взрослых людей создано богатство окружающего мира: города, транспорт, искусство, здравоохранение, образование, благодаря усилиям людей осуществляется охрана природы. Народ хранит память о выдающихся людях: писателях, ученых, художниках и т.п.

14 стр., 6600 слов

Воспитание у детей культуры поведения

... раннем возрасте закладываются основы доброжелательных отношений между детьми. Это умение играть, не мешая друг другу, проявлять ... детей. Одна из задач воспитания детей первой младшей группы -- формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети ... условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил ...

6. Познавательные умения. Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам. Под руководством воспитателя выделять характерные для того или иного эмоционального или физического состояния взрослого позы, жесты, мимику на картинке, в скульптуре, в жизни. Рассматривать картины, в которых отражена материнская любовь к детям.

7. Уметь сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы: печаль человека и печаль поздней осени; пробуждение природы, радость человека и веселая музыка. Понимать некоторые образные средства, которые используются в изобразительном творчестве или в музыке для передачи настроения человека.

8. Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим (мальчик помогает маме — это ее радует; девочка отказалась выполнить просьбу бабушки — бабушка огорчена).

Вместе с воспитателем анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей со взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах), выделять мотивы поведения детей, положительные или негативные действия, выражать отношение к поступкам с позиции известных правил.

9. Практические умения, поведение, общение. Уметь с помощью взрослых в новой обстановке или самостоятельно в привычных условиях выбрать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста. Проявлять уважение к старшим: предложить свою помощь, пропустить в дверях, предложить сесть, поднять оброненный предмет. Проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает — нельзя шуметь; бабушке тяжело нести сумку — надо помочь; у бабушки болят ноги — надо идти медленнее).

Уметь выразить в семье внимание к больному: подать лекарство, градусник, принести воды. Старательно выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество, не прерывать обшей работы, пока она не закончена или взрослый не разрешил ребенку уйти. Проявляя стремление к самостоятельным действиям, пытаться преодолевать трудности и не спешить сразу же обращаться за помощью к старшим. Чутко относиться к оценкам своих поступков со стороны взрослого, отказываться от повторения негативных действий, получивших неодобрение.

10. Выражать уважение к воспитателю, быть внимательным к его словам и поручениям, настойчивым в доведении порученного дела до конца. В общении быть вежливым, называть взрослого по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой, отвечать развернутой фразой. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не прерывать разговора, если он не закончен, не перебивать старших. Самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить. Правильно понимать слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый), с помощью конкретных примеров раскрывать их смысл. Использовать примеры из детской художественной литературы. Связывать моральную оценку с личностью литературного героя: смелый, как Иван-царевич, злой, как Змей Горыныч. Использовать в речи слова, обозначающие возрастную характеристику человека (молодой, пожилой, старый, старше, моложе).

Отражать в речи последовательность возрастного развития (младенец, малыш, ребенок, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой, старый, старик).

18 стр., 8606 слов

Курсовая работа психология эмоциональных состояний

... болезненное мышление и приводя к нефункциональному поведению. Такие негативные эмоциональные состояния, укоренившиеся в подсознании человека, не только препятствуют нормальному взаимодействию персоны в обществе, ... Как и все иные психические процессы, все виды эмоциональных состояний выступают результатом активной работы головного мозга. Пусковым механизмом для зарождения эмоций выступают ...

Понимать выражения и вопросы типа: «Кто старше?», «Кто моложе?», «Кто самый пожилой?» Выражать стремление поговорить с близкими по телефону, послать письмо, вложить в письмо свои рисунок, сделать своими руками подарки членам семьи. Рассказывать старшим о своих делах, любимых книгах.

В области «Ребенок и сверстники» отмечаются следующие критерии.

— Дети. Понимание того, что самые маленькие дети, младшие братья, сестры нуждаются в заботе и внимании старших детей. Знание того, в чем конкретно может проявляться внимание и забота старших детей о малышах (в помощи, в обучении, в положительных примерах старших детей, в желании развлечь малышей, защитить, доставить им радость).

В подготовительной группе: некоторые представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов. Понимание того, что везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых. Подготовительная группа — самые старшие среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.

  • Эмоциональные состояния. Понимание эмоциональных состояний сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение).

    Знание некоторых особенностей характера и поведения детей в группе. Понимание необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение).

    Понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища;

  • недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребенку, несправедливость по отношению к слабому.
  • Культура поведения. Представления о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеешь сам;
  • играть дружно, быть справедливым. Понимание того, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл. Знание конкретных способов и приемов распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, общая договоренность).

    Представления о возможных негативных последствиях для других детей своих неосторожных действии (толкнул, напугал, бросил камнем, песком).

    Понимание, что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре. Понимание тою, что чем больше дети знают и умеют, тем интереснее и веселее их жизнь в детском саду.

— Познавательные умения. Проявлять интерес к эмоциональному состоянию и настроению сверстников. Уметь «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса в жизни, на картинках, в скульптурном изображении. Находить общие черты в настроении детей и музыки, природы, картины (радость, печаль, восторг, задумчивость).

Уметь высказать свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния сверстника (почему оно возникло, как его поддержать или изменить).

  • Проявлять интерес к правилам поведения, выражать свое отношение к поступкам сверстников или героев литературных произведений.

— С помощью воспитателя найти определение для оценки поступка, черт характера героя (смелый, решительный, честный).

Уметь оценить поведение сверстника через сравнение его поступка с поступками и чертами личности литературных героев (Буратино, Карабас-Барабас, Чиполлино).

Уметь высказываться о чувствах сверстников или героев литературных произведений, мультфильмов в той или иной ситуации (он испугался, растерялся, удивился).

— Практические умения, поведение, общение. Выражать по отношению к малышам и сверстникам внимание, доброжелательность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству. Замечать состояние сверстников (грустит, обижен, скучает и пр.), проявлять участие, сочувствие. Уметь пожалеть, выразить сочувствие, защитить. Уметь сдержать свои негативные побуждения, избежать конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться к воспитателю. С помощью воспитателя и самостоятельно объединяться в небольшой группе для деятельности (в игре, в труде), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений в обшей деятельности («Мы дружно играли»).

Выражать интерес к обсуждению и планированию общих дел и событий в группе: высказывать свое мнение, вносить предложения (как украсить группу к празднику, как лучше разместить игрушки).

Уметь соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей.

  • Проявлять элементарную ответственность: выполнять порученное дело до конца, старательно, аккуратно. Если совершил оплошность: насорил, разлил воду — убери за собой;
  • нечаянно толкнул товарища — извинись. Ориентироваться в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил.

— В общем деле проявлять настойчивость, не пытаться переложить свою работу на других детей. Выражать готовность научить других детей тому, что умеешь сам (делать поделки из бумаги, играть в настольные игры).

Выражать дружеское расположение, заботливое отношение к маленьким детям: опекать их, играть с ними, помогать, показывать игрушки, книжки, участвовать в шефстве над младшими группами. Уметь вовлечь малышей в подвижные и хороводные игры.

— Отвечать на вопросы о взаимоотношениях детей в группе, о добрых поступках, о том, как дружат между собой в группе девочки и мальчики. Обсуждать с воспитателем и детьми поступки литературных героев, высказывать свое мнение о них. Уметь с позиции представлений о хорошем разрешать коллизии типа: «Как бы ты поступил?», «Кто прав и кто не прав?». Знать игры, считалки, сказки, истории, с которыми можно познакомить других детей. Владеть приемами справедливого распределения: по очереди, по жребию, с помощью считалок. Пользоваться способами мирного разрешения конфликтов. Уметь миролюбиво выразить свои желания и чувства, обратиться с просьбой, разделить эмоции сверстника, использовать мирные способы разрешения ссор, сдерживать негативные, агрессивные порывы.

— С воспитателем обсуждать то, как живут дети всего мира, как они дружат, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства, как можно помочь голодающим или бедным детям (собрать посылку, передать свои игрушки, сделать игрушки-самоделки).

Выражать свое положительное отношение к миру, к дружбе, доброе отношение ко всему живому через гуманные действия, рисунки, поделки, участие в миролюбивых акциях «Дружат дети всей земли», «Мы любим мир», «Руки друзей», «Сохраним все живое на земле».

2.1 Формирование представлений об эмоциональном и физическом состоянии людей

Гуманистическая психология стремится рассматривать человека, прежде всего как существо социальное, а не биологическое. С этой точки зрения человек не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом общение личности с обществом определяется не столько стремлением к уравновешиванию со средой, сколько стремлением к общению, взаимодействию. Более того, человек — существо эмоциональное, проявление его эмоциональности сталкивается с проявлением эмоциональности другого человека. Возникает проблема совместимости и соотношения этих эмоциональных реакций. Разрешается эта проблема во взаимодействии одного человека с другим — в диалоге. Всё это говорит о роли восприятия эмоциональных и физических состояний человека, который нужно формировать и развивать ещё в дошкольном возрасте. Однако подготовка дошкольников к школе и обучение детей в настоящее время традиционно сводится к элементарной грамотности: умению читать, писать, считать. Эмоциональная жизнь ребёнка и умение выстраивать взаимоотношения, как правило, вынесены за рамки организованного педагогического процесса, как в детском саду, так и в школе. Отсюда проблема исследования заключается в том, что в настоящее время практический психолог и воспитатель оказываются недостаточно готовыми к работе по развитию восприятия эмоциональных и физических состояний человека старших дошкольников. В результате развитие восприятия эмоциональных и физических состояний человека у старших дошкольников подменяется развитием у детей морально-стереотипного поведения и недостаточным опытом понимания своих переживаний. Это приводит к тому, что процесс выстраивания отношений с другими людьми у детей затрудняется, и детские поведенческие нарушения остаются вне поля зрения психолога и воспитателя.

Развитие восприятия эмоциональных и физических состояний человека представляет собой готовность личности осознавать содержание и смысл эмоциональных состояний человека, оценивать причины и последствия их влияний на дальнейшие жизненные обстоятельства. В дошкольном возрасте можно говорить о развитие восприятия эмоциональных и физических состояний человека, когда у ребёнка возникает ориентация на другого человека, на его эмоциональные переживания, и при этом ребёнок старается вести себя соответственно этим переживаниям.

Развитие восприятия эмоциональных и физических состояний человека для старшего дошкольного возраста понимается, как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.

Структура развития восприятия эмоциональных и физических состояний человека у детей старшего дошкольного возраста включает в себя два уровня: рациональный уровень (жизненные ориентиры, я-концепция, нравственное представление) и эмоциональный уровень (эмоциональная ориентация на другого; умение поставить себя на месте другого, чтобы почувствовать, как переживал бы этот другой, если бы я поступил (-а) так или иначе).

Предпосылками возникновения развитие восприятия эмоциональных и физических состояний человека в старшем дошкольном возрасте являются:

  • обобщение переживаний, или интеллектуализации аффекта, то есть единство аффекта и интеллекта в дошкольном возрасте;
  • совместная деятельность: именно совместная деятельность приводит к качественным изменениям в сознании ребёнка и таким образом у ребёнка появляются такие качества, как способность решать проблемы путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения;
  • чувства в дошкольном возрасте и нравственное представление дошкольника;
  • отношение «Я-ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности.

Содержание развитие восприятия эмоциональных и физических состояний человека старшего дошкольника отражается через сочетание двух характеристик:

  • смена эмоциональной ориентации: от эмоциональной ориентации на себя к эмоциональной ориентации на другого человека
  • учёт эмоционального состояния другого человека в решении возникающих проблем.

Кроме того, со способностью воспитателей и родителей понимать и контролировать эмоции, тесно связан уровень формирования и развития эмоционального интеллекта у детей.

2.2 Методы исследования

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова — в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

  • методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
  • методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
  • методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

  • соответствие метода цели и задачам воспитания;
  • гуманный характер метода;
  • реальность метода;
  • подготовленность условий и средств для использования метода;
  • избирательность отбора метода;
  • тактичность применения метода;
  • планирование возможного результата воздействия метода;
  • терпение и терпимость педагога при использовании метода;
  • преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

В ходе исследования поставлена цель выявить и научно обосновать психологические особенности развития и формирования восприятия эмоциональных и физических состояний человека у детей старшего дошкольного возраста. Главным предметом нашего интереса была готовность старшего дошкольника учитывать эмоциональное состояние другого человека.

В проведении эксперимента были использованы две методики. Вот их описания.

1. Методика «Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры историй взяты из методических указаний: Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб., 2002. С.34-35.

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «Сюжетные картинки»

Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

2.3 Результаты исследования и их анализ

нравственный воспитание дошкольник педагог

Была проведена диагностика нравственной сферы у 6 старших дошкольников детского сада № 106 Невского района.

В таблицах приведены исходные показатели и исходные результаты тестирования дошкольников.

Таблица 1. Результаты исходного тестирования показателей сформированности восприятия эмоциональных состояний в экспериментальной группе

№ п/п

Испытуемые

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество баллов

1

Кристина П.

3

3

2

8

2

Дима Н.

2

1

3

6

3

Катя С.

3

2

2

7

4

Лиза В.

1

2

2

5

5

Сережа К.

3

3

3

9

6

Вася О.

3

2

2

7

Всего по группе

Итого

15

13

14

42

В среднем

2,5

2,18

2,33

Таблица 2. Результаты исходного тестирования показателей сформированности восприятия физических состояний в экспериментальной группе

№ п/п

Испытуемые

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество баллов

1

Кристина П.

3

2

3

8

2

Дима Н.

3

3

1

7

3

Катя С.

2

1

3

6

4

Лиза В.

2

3

1

6

5

Сережа К.

3

3

2

8

6

Вася О.

3

0

3

6

Всего по группе

Итого

16

12

13

41

В среднем

2,66

2

2,18

В таблице 3 приводятся результаты статистической обработки данных начального и последующего тестирования по экспериментальной группе статистического сравнения двух этапов исследований.

Таблица 3. Сравнительная характеристика данных по экспериментальной группе

Признак

Этап

Результат (от 0 до 3)

Раскладывание картинок

ЭС

2,5

ФС

2,66

Обоснование своих действий

ЭС

2,18

ФС

2,0

Эмоциональные реакции

ЭС

2,33

ФС

2,18

Общее количество баллов

ЭС

42

ФС

41

В таблице 3 ЭС — тестирование эмоциональных состояний, ФС — тестирование физических состояний.

Дети имеют в целом высокое или среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь у одного из испытуемых детей в одном испытании.

Таким образом, видно, что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.