Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Курсовая работа

эмоция психический ребенок

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность[28,с.56]. Все аспекты детской психики получают некоторое развитие, создавая тем самым почву для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, активность, он начинает объективно оценивать себя. Формируется подчинение мотивов: умение подчинять свои непосредственные мотивы осознанным целям. Ребенок учится в определенных пределах управлять своим поведением и действиями, предвидеть их результаты и контролировать их выполнение. Эмоциональная жизнь дошкольника усложняется: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиненными мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки [5,с. 39]. Развитию эмоциональной сферы способствуют всевозможные занятия ребенка и общение со взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает отличать эмоциональные состояния от их внешнего проявления с помощью мимики и пантомимы. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния [3,с.25].

Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития детской психики, особенно эмоциональной сферы дошкольника, что создает основу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, что впоследствии обеспечит эффективность их применения. Поскольку развитие эмоционально-чувственного мира дошкольника, когда он чувствует себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего совершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Задача исследования — найти эффективные способы изучения реального состояния образовательной среды, которые позволят более четко определить перспективы развития эмоциональной сферы дошкольника.

14 стр., 6619 слов

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

... Развитие эмоционально сферы дошкольника является основополагающим фактором формирования личности. Поэтому дальнейшее теоретическое исследование данной темы необходимо для создания эффективных методик по всестороннему развитию детей дошкольного возраста. 1. Понятие об эмоциях. Значение эмоций в ...

Что же касается других незаменимых умственных качеств и навыков, то их обучение не должно наносить вред качественному обучению, которое напрямую проявляется в сегодняшней жизни ребенка. Здесь опасно любое давление, каждый рывок вперед, который может привести к искусственному ускорению развития с неминуемыми потерями. Приобщение ребенка к психологическим новообразованиям, полное раскрытие которых осуществляется вне дошкольного детства, должно осуществляться не вопреки особенностям возраста, а на их основе. Данные специальных исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и, в конечном счете, к переходу на новую ступень детства. Такой переход носит скачкообразный характер, он проявляется в виде возрастного кризиса, после которого те новые психологические образования, которые заняли место предпосылок, становятся стержнем будущего.

Цель: анализ особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников.

Объект — дети дошкольного возраста.

Предмет — процесс развития эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

1. Теоретически изучить проблему развития эмоций в дошкольном возрасте;

2.Рассмотреть развитие эмоциональной сферы дошкольников;

.Выявить особенности развития эмоциональной сферы дошкольников.

Гипотеза: Изучение эмоциональной сферы дошкольников должно осуществляться:

·в условиях образовательной среды;

·на основе выделенных основных компонентов эмоциональной сферы в структуре личности;

·с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Методы: анализ литературы, наблюдение.

Глава 1. Понятие об эмоциях

1.1 Эмоциональный процесс

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений [13,с. 221].

Эмоция как процесс — это деятельность по оценке информации, поступающей в мозг о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает реальность и передает свою оценку телу на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию [14,с. 11].

Эмоциональный процесс, включает три основных компонента:

15 стр., 7485 слов

«Развитие ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника ...

... охарактеризовать особенности развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника; раскрыть понятие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося младшего школьного возраста; охарактеризовать роль внеурочной деятельности в развитии ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника. методы исследования По этапам поиска: ...

Первый — эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные изменения в организме. Во всех случаях, когда для человека происходит значимое событие и такое событие проявляется в виде эмоционального процесса, происходит повышение возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, двигательных и вегетативных процессов. В некоторых случаях под воздействием таких событий возбудимость может наоборот снизиться.

Второй компонент — признак эмоции: положительная эмоция возникает, когда событие оценивается как положительное, отрицательное — когда оценивается как отрицательное. Положительная эмоция побуждает к действиям в поддержку положительного события, отрицательная эмоция побуждает к действиям, направленным на устранение контакта с отрицательным событием.

Третий компонент — степень контроля эмоции. следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения. Аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль. Крайние возбуждения: (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны [17,с. 123].

Эмоциональное возбуждение также может принимать форму эмоционального расстройства, которое возникает во всех случаях, когда имеется сильная склонность к определенным действиям. Но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т.п.).

Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий[11,с.61]. Форма эмоционального процесса зависит от характеристик вызвавшего его сигнального раздражителя. Специфически адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например пищевой, сексуальной, дыхания и т.п. В случае слишком сильных воздействий раздражителей возникает боль, отвращение, пресыщение[13,с45-50]. Другим источником эмоциональных процессов являются предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающие страх; сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающих надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство. Один и тот же сигнал вызывает разные эмоциональные реакции в зависимости от того, имеет ли человек способность адекватно реагировать или лишен этой возможности. Еще одним источником эмоций является характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности [9,с.107]. При успехе беспрепятственные процессы восприятия, решения проблем, действий служат источником положительных эмоций удовольствия и удовлетворения. Тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева, раздражения, озлобления. Эмоции различаются по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и.т.п.) и более продолжительные, устойчивые настроения.[7,с.345]

14 стр., 6794 слов

Теория эмоций джеймса ланге

... теории эмоций Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление разных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях. 1.1 Теория Джеймса - Ланге эмоция ... реферате я рассмотрела природу эмоций и их влияние на психику человека. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, ... ВЕСЕЛЬЯ И РАДОСТИ Веселое настроение ...

.2 Виды эмоций

Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний[7,с.345]. Так, выделяют следующие виды подобных «ценных» эмоций:

. Альтруистические эмоции — переживания, возникающие на основе потребности и содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье; чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство надежности или умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости.

. Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, во славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш; приятное щекотание самолюбия; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.

. Практические эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неудачами ее, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность работой; любование результатами своего труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.

. Пугнические эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство волевого и эмоционального напряжения; предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.

. Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному. Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали; волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны; чувство особой значительности происходящего; чувство зловеще-таинственного.

. Гностические эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление что-то понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.

. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо. Почувствуйте себя изящным, изящным, возвышенным или величественным, наслаждайтесь звуками. Чувство волнующего драматизма, чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько-приятное чувство одиночества.

14 стр., 6871 слов

Динамика эмоций человека

... людей, живших в разное время. В динамике эмоций можно проследить единство устойчивых и изменчивых компонентов. Причем надо различать динамику кратковременных переживаний и динамику длительных чувств. ... эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы. С взрослением динамика эмоций детей меняется. Наиболее ...

. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в физическом и психическом благополучии. Наслаждение приятными физическими ощущениями: от вкусной пищи, тепла, солнца и т.д. Чувство беззаботности, безмятежности, нега (сладкая лень), чувство веселья, приятная бездумная возбужденность (на танцах, вечеринках и т. д), сладострастие.

. Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию: стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при обозрении своих накоплений [22,с.240].

.3 Фундаментальные эмоции и их комплексы

Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием — феноменологическим качеством [6,с.120].

Основные эмоции важны в жизни человека, но по отдельности, а не в сочетании с другими эмоциями, они существуют только в течение очень короткого периода времени — до того, как активируются другие эмоции.

К фундаментальным эмоциям относятся следующее:

. Возбуждение интереса — это положительная эмоция, которая мотивирует обучение, развитие навыков и способностей, а также творческие устремления. В состоянии интереса повышает внимание человека, любопытство и увлеченность интересующим объектом. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию аффективных межличностных отношений.

. Радость — максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.

. Сюрприз появляется из-за резкого усиления нервной стимуляции, происходящего из-за внезапного события. Удивление способствует направлению всех когнитивных процессов к объекту, вызвавшему удивление.

. Скорбь — это эмоция, переживание, при котором человек впадает в уныние, чувствует одиночество, отсутствие контакта с людьми, жалость к себе.

. Гнев. При гневе кровь «закипает», лицо начинает гореть, мышцы напрягаются, что вызывает чувство силы, чувство смелости или уверенности в себе.

. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но оно имеет свои собственные мотивационные характеристики и воспринимается по-разному субъективно.

. Презрение. Часто желание почувствовать свое превосходство в некоторой степени может привести к некоторой степени презрения. Это «холодная» эмоция, ведущая к деперсонализации человека или группы, к которой относится презрение.

. Каждый человек наверняка в своей жизни испытывал страх, его опыт очень вреден. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия.

5 стр., 2095 слов

Эмоции и чувства человека

... чувства и деятельность других людей. Благодаря второй сигнальной системе, эмоции и чувства приобретают общественный характер, возможно, их формирование. Эмоции и чувства выполняют сигнальную, регулятивную и экспрессивную функции, чем и определяется их роль в жизни и деятельности человека. Сигнальная функция чувств ...

. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой комфортности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и стойкое чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто помогает поддерживать самооценку.

. Вина часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина, же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуации, в которых субъект чувствует личную ответственность [26,с.118].

Если две или более основных эмоций в комплексе проявляются в человеке относительно стабильно и часто, то они определяют некоторые из его эмоциональных качеств. Развитие таких эмоциональных качеств во многом зависит от генетического фона человека и особенностей его жизни.

К основным эмоциональным чертам человека относятся следующие:

. Тревога — это основной эмоциональный комплекс, который включает страх и такие эмоции, как боль, гнев, стыд, вина, а иногда и возбуждение интереса.

. Депрессия — это комплекс эмоций, который включает боль, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и застенчивость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность).

Депрессия также включает аффективные факторы, такие как плохое физическое здоровье, повышенная утомляемость, которые часто являются побочными продуктами депрессии, но также обладают мотивационными качествами для развития депрессии.

. Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, это источник обогащения и радости. Есть много видов любви, и каждый из них обладает уникальными характеристиками, и каждый имеет особый комплекс привязанности. Общая для всех видов любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение.

. Враждебность — это взаимодействие основных эмоций гнева, отвращения и презрения, которые иногда приводят к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть [1,с.25].

Выводы по первой главе

Таким образом, эмоции и чувства отражают непосредственное переживание человеком жизненного значения предметов и явлений реальности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — это:

.появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки;

.развитие чувств связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные;

10 стр., 4813 слов

Понятие об эмоциях и чувствах

... характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. 1. Понятие об эмоциях и чувствах Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства -- положительное ... Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.п.) являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, ...

.ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу;

.более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), а не их оттенки. Дошкольники умеют сочувствовать литературному герою, действовать, передавать в сюжете различные эмоциональные состояния — ролевые игры. Всевозможные занятия ребенка, а также общение со взрослыми и сверстниками способствуют развитию эмоций и чувств.

Глава 2. Развитие эмоциональной сферы дошкольника

.1 Понятие об эмоциональной сфере

Психические процессы — это особый продукт деятельности мозга, продукт, суть которого заключается в отражении окружающей действительности.

«Продукт» в данном понимании — нечто субстанциональное.

Это особого рода функциональные состояния.

. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн[23], Г.Ш. Шингаров[29]).

. Аспект отношения (П.М. Якобсон[32]).

. Аспект отражения (Я.М. Веккер[5], Г.А.Фортунатов[28]).

Согласно первой точке зрения, специфика эмоций заключается в переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает» [23,с125]. Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. «Психические процессы, взятые в конкретной целостности, — это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности

С.Л. Рубинштейн [23,с. 98].

Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. Якобсон П.М. считает, что «…человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира» [32, с. 621].

Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Фортунатов Г.А. и Якобсон П.М. определяют эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам» [28,с. 272].

Эмоции возникают в очень сложном взаимодействии между объектом и субъектом и зависят от характеристик объектов, которые могут быть вызваны. По этому, как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания:»В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок» [17,с. 134].

8 стр., 3542 слов

Исследование влияния эмоций на познавательную деятельность

... Вилюнс (1987), У. Джеймс (1979), и др. Цель работы: Исследование влияния эмоций на познавательную деятельность. Объект: эмоции как психический процесс. Предмет: Влияние эмоций на познавательную деятельность. Гипотеза: В отличии от негативных, ... всё это чистый продукт созерцающей личности»[2, С.83]. Все это только показывает всю ценность эмоций в нашей жизни, ведь без эмоций мы не только не могли ...

Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считает недостаточными. По его словам, эмоциональные процессы — это прямое отражение человека в реальности. Веккер Л.М. предлагает двухкомпонентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и субъективный компоненты. Когнитивный компонент — это психическое отображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент — это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Веккеру Л.М.»…во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту… Во-вторых, эмоция, как прямое мысленное проявление отношения субъекта к объекту…»[5,с. 544].

Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог Вилюнас В.К., который выявляет и подчеркивает положении о необособленности эмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психически отображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которая «всегда представляет собой единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой — собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом» [3,с. 288].

Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский[7], А.Н. Леонтьев[15], С.Л. Рубинштейн[23], выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А..К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, ее мотивам. С другой стороны, как отмечает в своих исследованиях Запорожец А.В. и Неверович Я.З., эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «…эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения » [11,с. 65].

Кроме того, в отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул Симонов П.В. Согласно его теории, источником эмоции является несоответствие между объемом доступной информации и информацией, необходимой для решения проблемы, с которой сталкивается человек. Симонов П.В. разработал формулу эмоций (Э = — П/Н-С) — где П — потребность, Н — необходимость, С — существующее отдельное эмоциональное явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции — потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня [22,с. 287].

10 стр., 4998 слов

Влияние эмоций на деятельность человека

... эмоция воздействие деятельность человек 1) Рассмотреть понятие и сущность эмоций человека. 2) Изучить виды и функции эмоций человека. 3) Рассмотреть механизмы влияние эмоций на деятельность человека 4) Изучить концепции исследователей, изучавших проблемы воздействия эмоций на деятельность человека. ... является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается ...

С формулой эмоций Симонова П.В. не соглашается Додонов Б.И., который считает, что «…мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой» [9,с.110]. Додонов Б.И. подчёркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. С этой точки зрения, Додонов Б.И. отмечает, что с одной стороны, эмоция — это оценка, необходимая «…для существования организма и личности, для организации их поведения» [9,с.113]; с другой стороны — это положительная самостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности.

Домашние психологи также подчеркивают важность тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик Анохин П.К., который создал биологическую теорию эмоций. Анохин П.К. подчёркивал, что «…физиологическая характеристика эмоций… связана, прежде всего, с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы[2,с.318].

Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение» [1,с.25].

В работах отечественных исследователей Ковалёва А.Г., Пуни А.И. и др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности [19,с.154].

Это основные направления изучения эмоций в российской психологии.

Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует отметить, что большинство авторов — Рубинштейн С.Л., Якобсон П.М., Петровский А.В., Ковалёв А.Г.- считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.

Высшие социальные эмоции или чувства являются продуктом социального влияния. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности[14,с.11].

Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), которые формируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные), которые можно рассматривать, как двигатель процесса человеческого общества; эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии и красоты.

Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у Леонтьева А.Н., который делит их на аффекты.

Чувства, по Леонтьеву А.Н., являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности.

Ряд авторов (Шингаров Г.Х., Батурина Г.И. и др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в- третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.

Другие учёные (Рубинштейн С.Л.[23], Тихомиров О.К.[27], Фортунатов В.П.[28]) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью.

Домашние психологи дают научное объяснение природы эмоций и чувств, хотя в настоящее время между ними нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это связано с тем, что следующие вопросы обсуждаются давно и по сей день: что относить к эмоциям? Где их найти? Как они определяются? Более того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций — в их глубоко интимном содержании[29,с.558].

Но, несмотря на это, российские психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств, хотя остается еще много нерешенных проблем.

2.2 Развитие эмоциональной сферы детей от3 до 7 лет

Эмоции играют огромную роль как в жизни взрослого, так и в жизни ребенка. Для ребенка эмоции — это своего рода эталон качества предметов и явлений окружающего мира, детерминант их ценности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает[7,с.345].

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, мнение о многоуровневости эмоций утвердилось как главный из основных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства [6,с.16].

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей [13,с.415].

Чувства дошкольника постепенно теряют импульсивность, приобретают более глубокий смысл. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на ранних этапах онтогенеза главным ориентиром для него была оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвкушая положительный исход своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого[3,с.67].

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение[11,с.60]. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу — это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка[1,с.25]. К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» — то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста[31,с.317]. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше[25,с.463]. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни[22,с.240]. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго — к примеру, на несколько дней — и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога[12,с.202]. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний [21,с.13]. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние)[11,с.-26]. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет[9,с.104].

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

освоение социальных форм выражения эмоций;

  • формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствияц[26,с.111].

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

Общение как фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, как и объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности [11,с.70].

Ребенок дошкольного возраста существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии — его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми[24,с.123]. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность[21,с.154]. Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок — пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, — переживания[29,с.558]. Эмоции формируют личность ребенка. Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств. При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов — восхищения и похвалы окружающих[19,с.687].

Шесть лет — это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни — это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих. [14,с.128]

2.3 Условия развития эмоций и чувств дошкольника

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания[26.с.125]. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний[20,с.21]. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы — сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку. В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести:

к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его[18,с.532].

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний [20,с.21]. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?» и т.п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях:

. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение[25,с.463]. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения[17,с.123]. Развитие эмоций и чувств, связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался. Кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь — напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них [10,с.32]. Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости. При этом, чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспринимается.[7,с.15] Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мимического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию[13,с.68]. Поэтому, как правило, безуспешным оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию. Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень упрощенности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем, как правило, взрослый[19,с.687]. Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет — более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом снижению уровня выполнения деятельности; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная — худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли[2,с.9].

Вывод по второй главе

Здесь, можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника:

.усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;

. формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка.

. становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника. Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны:

. развитие целенаправленности действий;

. установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

. возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Стремление к цели — феномен развития и бытия всего живого. Выполнение целенаправленных действий наблюдается уже в младенческом возрасте. Когда ребенок подползает, например, к привлекшей его внимание игрушке, она выступает в качестве цели, на нее направлено действие. Но такая целенаправленность еще не делает действие волевым. Предмет сам как бы притягивает ребенка, вызывает у него желание действовать, в то время как для настоящего волевого действия характерны самостоятельная постановка цели или принятие цели, поставленной другим человеком (матерью, воспитательницей, другим ребенком).

Целенаправленность, идущая не извне (от предмета), а изнутри (от ребенка, его желаний и интересов), начинает складываться в раннем возрасте и, как мы знаем, проявляется больше в постановке целей, чем в их достижении, доведении дела до конца: слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка.

Заключение

Итак в ходе работы над темой «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», изучили общие аспекты развития эмоциональной сферы дошкольника. Увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях. Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда — неадекватны, часто — ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении. Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами деятельности, эти эмоции в свою очередь оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребёнка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию креативности. В дошкольном возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но с той же лёгкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Библиографический список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/emotsionalnoe-razvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/

1.Абрамова, Г.С.Возрастная психология «Текст»/ Г.С. Абрамова.- М.: Академия, 2007.- 25с.

2.Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы «Текст»/ П.К. Анохин. — М.: Просвещение, 2007. — 318с.

.Божович. Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей «Текст»/ Л.И. Божович. — М.: 2007. — № 5. — 78-85с.

. Веккер, Л.М. Психические процессы «Текст»/ Л.М. Веккер. — М.: Смысл; «Академия», 2009 — 544с.

.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология: Логические схемы «Текст»/Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-120с.

.Выготский, Л.С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений т.4 «Текст»/Л.С. Выгодский. — М.: Изд-во МГУ, 2009. — 340-367с.

. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) «Текст»/ Л.С. Выгодский. — Вестн. Моск. ун-та, Психология. — 2008. — № 4. — 15-18с.

.Додонов, Б.И. Информационные теории эмоции «Текст»/ Б.И. Додонов.- Психологический журнал. -2008. №2. — 104-116с.

.Дуброва, В.П., Милашевич, Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении «Текст»/ В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. — М.: Новая школа, 2009. — 28-35с.

.Запорожец, А.В., Неверович, Я.З. О генезисе функции и структуре эмоциональных процессов ребенка «Текст»/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович.- Вопросы психологии — 2009. — № 6. — 59-73с.

.Изард, К.Е. Психология влияния : хрестоматия сост. А.В. Морозов. — Санкт-Петербург «Текст»/ К.Е. Изард.- Питер, 2001. — 219-232с.

.Левис, Ш.К. Ребенок и стресс «Текст»/ Ш.К. Левис .- СПб: Питер Пресс, 2006.-68с.

.Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции «Текст»/ А.Н. Леонтьев. — Москва.,2001. 11с.

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность «Текст»/ А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 2009. — 415с.

.Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы «Текст»/ Д. Лешли. — М.: Просвещение, 2001.-18-23с.

.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении «Текст»/ М.И. Лисина.- Изд-во Питер, 2009 — 123с.

.Марцинковская, Т.Д. История детской психологии «Текст»/ Т.Д. Марцинковская. — М., 2008. — 532с.

.Немов, Р.С., Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии «Текст»/ Р.С. Немов.- Санкт-Петербург, Владос, 2010.- 687с.

.Петровский В.А. К психологии активности личности// Палитра педагога. / В.А. Петровский.- 2009 — № 2 — 19-22с.

.Пуни, А.Ц. Очерки психологии «Текст»/ А.Ц. Пуни. — М.: Смысл; «Академия», 2009 — 154с.

.Рогов Е.И. Эмоция и воля «Текст»/ Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2001.-240с.

.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии «Текст»/ С.Л. Рубинштейн. Учебник — Москва «Олма-пресс», 2008. — 91-238с.

.Селье Г. Стресс жизни «Текст»/ Г. Селье. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.

25.Смирнова Е.О. Психология ребенка «Текст»/ Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 2007. — 463с.

26.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования «Текст»/ Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — Науч. — исслед. ин-т. дошк. воспит. Вопросы психологии. — 2008. — № 2 — 111-134с.

.Тихомиров, О.К., Виноградов, Ю.Е. Эмоции в функции эвристик «Текст»/ О.К. Тихомиров, Ю.Е. Виноградов. — М.: Тривола, 2009 — 22-32с.

.Фортунатов, Г.А. О чувствах и их развитии//Дошкольное воспитание «Текст»/ Г.А. Фортунатов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 — 272с.

.Шингаров, Г.X. Сознание и эмоции // Проблемы сознания «Текст»/Г.Х. Шингаров. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 558с.

.Эльконин Д.Б. Детская психология «Текст»/Д.Б. Эльконин.-М.: Издательский центр «Академия», 2008 — 160с.

.Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Г. Ковалев и др. «Текст»/ Под. Ред. А.Г. Ковалева. — Детская психология. — К.: Лыбидь, 2009. — 317с

.Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк) «Текст»/П.М. Якобсон. — М.: Просвещение, 2009 — 621с.