Социальное страхование (7)

Страхование

часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно накапливать и распределять финансовые ресурсы для работников и их семей, оказывать им медицинскую и социальную помощь в случае возникновения социальных рисков для них.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:

  • пенсионный фонд России обеспечивает страхование и выплату пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца;
  • фонд обязательного медицинского страхования выполняет функции по финансированию медицинских услуг, предоставляемых региональными и муниципальными органами здравоохранения;
  • фонд социального страхования ответствен за финансирование пособий, компенсаций утраты трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональной заболеваемостью;
  • фонд занятости (просуществовал до 2001 г.) представлял собой сеть региональных и местных подразделений и выполнял функции по выплате пособий по безработице и трудоустройству безработных.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страхование, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. Эти фонды по своему экономическому характеру не являются страховыми, но по форме относятся к забалансовым фондам.

Целью данной курсовой является рассмотрение понятия социального

14 стр., 6965 слов

Сущность социального страхования

... государственному социальному страхованию независимо от характера и длительности выполняемых работ. Механизм взаимоотношений с Фондом социального страхования регулируется Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ, ...

К основным задачам относятся:

  1. определение понятия социального

  2. рассмотрение основных государственных внебюджетных социальных фондов

  3. рассмотрение порядка уплаты и начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Глава 1. Сущность и история развития социального страхования

Социальное страхование занимает видное место в системе защиты населения. На его долю в развитых странах приходится 60-70% всех расходов, приходящихся на социальную защиту и 15-25% ВВП. В России доля обязательного социального страхования, осуществляемого через внебюджетные фонды, составляет около 45% затрат на социальную защиту и 8% ВВП. Это обусловлено тем, что обязательное социальное страхование охватывает все население (обязательное медицинское страхование) или большие по численности категории граждан. В Законе РФ от 10.12.03г. № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов» страхование определяется как «отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых премий (взносов), а также за счет иных средств страховщиков». Следовательно, определение понятия «социальное страхование» должно отражать сущность объективно существующих социальных и страховых отношений.[1]

В Законе от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» также дано определение социального страхования. Обязательное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и/или социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.[2]

С учетом вышеизложенного можно предложить следующее определение социального страхования. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, — других категорий граждан в следствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

21 стр., 10114 слов

Особенности организации социального страхования в зарубежных странах

... темы социального страхования заключается в том, что каждый гражданин РФ обязан отчислять процент от своих доходов в фонд обязательного социального страхования, получая ... - социальное Предмет исследования - организация социального страхования в зарубежных Цель работы - изучить основы развития социального страхования, проанализировать рынок и выявить перспективы его развития. Социальное страхование - ...

Целью социального страхования являются защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения или материального уровня и качества жизни граждан, снижающихся в результате страховых случаев как проявившихся (реализовавшихся) в действительности социальных рисков.

Объектом социального страхования на условиях, определенных законами или договорами страхования, является социальный статус, материальный уровень и качество жизни граждан, в сохранении, восстановлении или улучшении которых они заинтересованы при возможном наступлении страховых случаев.[25]

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации

  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

  • государственное регулирование системы обязательного социального

  • паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального

  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

  • обеспечение надзора и общественного контроля;

  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи — работодатели, страховщики,

Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые в соответствии с федеральными законами обязаны уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами, по отдельным видам обязательного социального страхования. Страхователями также являются органы исполнительной власти и местные автономии, которые обязаны уплачивать страховые взносы.

  • некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному

46 стр., 22698 слов

Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

... роль системы социального страхования и обеспечения в России в дальнейшем будет усиливаться, как это происходило и происходит сегодня в развитых странах. Целью моей работы является рассмотрение фонда социального страхования и его ...

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

  • у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации

  • регистрации страхователя;

  • у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

  • у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.[23]

Формирование элементов и форм социального страхования в России происходило под влиянием сложного комплекса социальных, экономических и политических факторов, которые предопределили существенные трансформации его институционального характера, сложную траекторию развития и непоследовательность в развитии механизмов страхования. Таким образом, в истории развития системы социального страхования в России можно выделить четыре основных этапа.[25]

Первый этап – с 70-х гг. XIXв. до 1917г.

Определенное отставание в формировании механизмов страхования жизни и социального страхования в России, по сравнению с промышленно-развитыми странами Западной Европы, объясняется, прежде всего, объективными факторами: преимущественно аграрным фактором экономики страны и низким удельным весом промышленных рабочих. Тем не менее, к началу XX века в стране существовало не менее 1,0 тыс. различных организаций добровольного страхования, объединявших 500-600 тыс.

Первоначально вводились добровольные и факультативно-обязательные (для ограниченных категорий работников) виды социального страхования, которым впоследствии законодательно придавался статус обязательных публично-правовых видов социального страховании: от несчастных случаев на производстве, медицинского и пенсионного страхования. При этом круг страхователей значительно расширился: в него вошли промышленные рабочие, а значит, нанятые практически во всех секторах и сферах экономики.

Началом истории зарождения социального страхования в России считается 1861 г., когда был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах» от 6.03.1861 г. Товариществ объе6диняло в качестве своих членов всех работников завода, а организационной формой являлась

Из источника средств удерживалась заработная плата рабочих в размере 2-3% от их заработной платы и взносы руководства завода в размере, равном годовой сумме всех взносов рабочих. Созданные таким образом страховые фонды гарантировали выплату пособий по болезни, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам.

социальной защиты также нашли свое воплощение в законодательном акте от 15 мая 1901 г. «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях, который в основание права на вознаграждение пострадавших о несчастных случаев на производстве положил понятие о профессиональном риске.

Базовые основы социального страхования были заложены в стране в 1912г., когда третьей Государственной думой был принят пакет законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Система социального обеспечения, принятая в 1912 году, была построена на тех же принципах и методологических подходах, что и аналогичные системы в Австрии, Германии и Франции. С этого периода Россия вошла в систему цивилизованных стран с развитой для того времени достаточно разветвленной системой обязательного социального страхования.

4 стр., 1762 слов

Социальное страхование : Социальное страхование в США

... социального страхования. Систему социальных гарантий необходимо построить на строго страховых принципах, восстановить дифференциацию страховых тарифов, соотнести ее с наступлением страховых случаев. - 6 - § 2 Социальное страхование в США В каждой стране мира социальное страхование существует в обязательном порядке, и в ...

Общее руководство деятельностью в этом секторе осуществлял Совет по страхованию рабочих, созданный в Санкт-Петербурге при Министерстве торговли и промышленности. В провинции и в крупных городах существовали страховые органы, которые носили название страховых присутствий и контролировали исполнение законов о страховании. Основными рабочими органами на местах были больничные кассы и страховые товарищества, бюджет которых на 3/5 состоял из взносов рабочих и на 2/5 – предпринимателей. Взносы рабочих составляли 1-2% их заработной платы. Больничные кассы создавалась на предприятиях и должны были включать не менее 200 рабочих (мелкие предприятия кооперировались для создания общих касс).[35]

Работодатели рабочих играли основную роль в управлении страховыми фондами на равной основе. Страховые товарищества объединяли в страховых целях предпринимателей по округам, границы которых устанавливались Советом по делам страхования рабочих (несколько губерний).

В дореволюционной России было несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.

Законы о страховании 1912 года стали важным явлением в общественной жизни России. Созданные в соответствии с этими законами больничные кассы, в которых были задействованы большие слои работников сферы социального страхования, способствовали их самоорганизации и развитию. Деятельность страховых компаний, как показывают их отчеты, уже в первые годы стала ориентирована на меры по предотвращению несчастных случаев и улучшению здоровья и безопасности.[29]

Второй этап – 1918-1933 гг.

Это положение по закону распространяет социальное обеспечение на всех без исключения работников, источником дохода которых является их работа, независимо от того, работают ли они на третьих лиц или независимо.

Ориентация на такую модель социальной защиты подкреплялась идеологизированными установками «немедленно осуществить социализм в области социального страхования» путем введения «бесплатного» социального страхования для трудящихся, необходимые финансовые средства предлагалось взимать с предприятий и предпринимателей, а в необходимых случаях из государственного бюджета. «Сущность социального обеспечения сводилась к всеобщему для всего населения, равному для всех проводимому органами государства и за счет государства»

Примерно через шесть месяцев после публикации Постановления компании и учреждения были освобождены от уплаты страховых взносов для рабочих и служащих, а для самозанятых работников соответствующие взносы собирались через налоговые органы Народного комиссариата финансов. В связи с «национализацией безопасности» вся организационная система «унаследованная от периода социального страхования» претерпела изменения». Проведение такой реформы подкреплялось следующими аргументами: «Если работающие по найму обеспечиваются на равных началах со всеми нуждающихся Советской властью рабочих и крестьян, то ненужными делаются специальные, выделенные из общей советской системы органы, осуществляющие обеспечение работающих по найму. Организации социального обеспечения рабочего класса заменяются государственным аппаратом социального обеспечения».[32]

19 стр., 9249 слов

Социальная защита населения в Республике Беларусь

... в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста. В Беларуси используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения ...

Период «социального обеспечения» длился до 1921г., когда с переходом к НЭПу наметилась необходимость возврата к социальному страхованию, что мотивировалось ренессансом частного предпринимательства и частичной денационализацией промышленности. «Подобно тому, как раньше из акта национализации всего производства и последовательного проведения принципа всеобщей трудовой повинности логически вытекало требование обеспечения всех занятых в производстве за счет государства, так теперь, с переходом к новой экономической политике, государство, перестав быть единственным хозяином промышленности, не могло взять на себя бремя обеспечения всех работающих по найму».

В соответствии с декретом Совнаркома от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, т.е. из фондов социального страхования, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всеми предприятиями, хозяйствами и учреждениями, пользующимися наемным трудом. Причины возврата к социальному страхованию на этом этапе обусловлены «переходом государственных предприятий на хозрасчет», на что указывается в «Тезисах о социальном страховании», утвержденных ЦК РКП (б) 4 сентября 1922г.

В дальнейшем (конец 20-х – начало 30-х гг.) вопросы социального страхования становятся объектом политической борьбы и политических спекуляций. Ученые, которые отстаивают необходимость развития системы социального страхования при социализме, учитывают и снижают социальные риски, подвергаются критике, остракизму и преследованиям. Система социального страхования была максимально упрощена, финансовые системы социального страхования всех видов были унифицированы, что фактически означало отход от принципов страхования, а значит, и «бесполезность» всего механизма определения и учета взносов на социальное страхование.[25]

Третий этап – 1933-1990 гг.

Таким образом, в 1938 году сформировалась социалистическая модель социального страхования, основанная на централизации накопленных и расходуемых финансовых ресурсов по единым правилам. Так, права на пособия в случае болезни и пенсии определялись в зависимости от приоритетов отраслей экономики, непрерывного трудового стажа работника, который мог прерываться по ряду причин, а также отношения к труду, т.е. причин не страхового, административного свойства по закреплению работников на предприятии: прогул, опоздание на работу, превышение месячного срока устройства на другую работу. Финансовая поддержка этой системы в основном основывалась на государственном бюджете, который покрыл 63,7% расходов на пенсии и 47,8% расходов на другие социальные выплаты.

Другой отличительной особенностью организации учреждения социальной защиты в СССР было исключение медицинских услуг из сферы социального страхования, финансируемого из бюджета. Фактически бесплатное медицинское обслуживание всех граждан СССР в полной мере можно отнести к системе социального обеспечения, которая опередила систему здравоохранения по модели Бевериджа на 30 лет, обеспечивая безусловную медицинскую помощь всем гражданам страны на достаточно высоком уровне.[32]

11 стр., 5016 слов

Обязательное социальное страхование

... фонд России) ФСС (Фонд социального страхования) ФОМС (Фонд обязательного социального страхования). социальный страховой риск - Социальный страховой риск- возможность ухудшения материального и социального положения гражданина при утрате дохода.2 различать следующие виды социальных страховых рисков необходимость получения медицинской помощи; ...

Таким образом, советская система учреждений социального обеспечения была построена на основе принципа, выдвинутого коммунистами на рубеже веков: страхование без премий. Необходимые же финансовые средства черпались или исключительно из выплат, осуществляемых предприятиями, или/и из государственного бюджета. С переходом к такой системе социальное страхование утратило одно из самых сильных своих качеств – связь между личной ответственностью (в виде обязательного уплаты страховых взносов) и правом на получение пособий и пенсий.

и субсидиарность трансформировались в государственную обезличенную коллективную помощь, в разновидность государственного альтруизма. Значительная и решающая часть финансового бремени легла на компании, не получившие при этом никаких прав, для которых страхование стало государственной пошлиной, обязательным налогом.

В условиях отказа от хозяйственно-правовых отношений, предусматривающих получение прав социального обеспечения за счет уплаты фиксированных индивидуальных страховых взносов, населению отводилась роль получателя социальных пособий.

Четвертый этап – с 1991 года по настоящее время

Глава 2. Социальное страхование в Российской Федерации

2.1 Государственные внебюджетные социальные фонды

Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Постепенно из бюджета выделялись внебюджетные средства, среди которых ведущее место заняли социальные фонды.[26]

В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:

  • пенсионным;
  • обязательного медицинского
  • социального страхования;
  • занятости (до 2001 г.).

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страхование, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. Эти фонды по своему экономическому характеру не являются страховыми, но по форме относятся к забалансовым фондам.[8]

Пенсионный фонд Российской Федерации

Источниками формирования Пенсионного фонда являются обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, отчисления из федерального бюджета и кредиты, привлеченные на покрытие временных трудностей.[13]

Пенсионный фонд РФ осуществляет 2 основные функции:

Сбор страховых взносов от плательщиков и финансирование выплат назначенных пенсий всему контингенту пенсионеров (своевременно и в полном объёме).

Страховые взносы рассчитываются работодателем в отношении выплат, начисленных работнику, независимо от источников финансирования. Виды выплат, не облагаемых страховыми взносами в Пенсионный фонд, определяются федеральным правительством.

Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется советом директоров, оперативное управление — исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются департаменты Российской Федерации, а в городах и регионах — уполномоченные органы.

В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФ доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах Российской Федерации на экспериментальной основе организована единая пенсионная служба, в которой как назначение, так и выплата пенсий осуществляется филиалами Пенсионного фонда.

13 стр., 6076 слов

Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации

... 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации при участии общероссийских объединений профсоюзов); ...

Накопление и перераспределение средств ПФ происходит по следующему пути: Страховые взносы собираются на счета филиалов, с которых финансируются расходы в регионе. На федеральном уровне Правление Пенсионного фонда и его исполнительное руководство предусматривают и устанавливают объем перераспределения средств между регионами для сбалансирования доходов и расходов с учетом обеспечения минимального остатка на счетах и ​​оптимизации суммы в пути.[22]

Фонд обязательного медицинского страхования.

Принятая основная программа обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации определяет объем и условия оказания медицинской помощи. Территориальные программы разрабатываются на основе базовой программы в республиках, краях, областях, автономных образованиях, в городах Москве и Санкт-Петербурге. Обязательное медицинское страхование – является всеобщим для населения РФ. Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора; гарантирует объём и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам; реализуется в соответствии с программой обязательного медицинского страхования — базовой программой и территориальными программами; тарифы на услуги мед учреждений определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъекта РФ и профессиональными медицинскими ассоциациями. Ставки должны обеспечивать рентабельность медицинского учреждения и своевременность оказания медицинской помощи.[12]

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования за счет прибыли предприятий и личных средств граждан путем заключения договора. Он предоставляет гражданам медицинские и другие услуги помимо тех, которые предусмотрены программами обязательного медицинского страхования, и может быть коллективным и индивидуальным. Поэтому страхователями могут быть: отдельные дееспособные граждане; предприятия, представляющие интересы граждан.

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчётным Правительству РФ. Основные задачи этого фонда состоят в обеспечении предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, достижении социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования, разработке и осуществлении комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объёма и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.

Финансовые ресурсы Федерального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются адресными, не включаются в бюджеты, прочие средства изъятию не подлежат.

10 стр., 4837 слов

Государственные социальные внебюджетные фонды

... составляет использованной литературы включает 24 источника. 1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать государственные внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов ...

Отчёты о доходах и использовании средств Федерального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно представляются сначала в Правительство РФ, а затем и в Федеральное Собрание РФ. Основная функция Федерального фонда — выравнивание условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования. Это выравнивание достигается за счет перераспределения средств в виде грантов в территориальные фонды, собственные доходы которых не покрывают расходы по программе обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды ОМС. Территориальный фонд создается по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части системы государственного социального страхования. В числе основных задач Территориального фонда — обеспечение законодательных прав граждан в системе ОМС, обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и др. Исходя из установленных задач, Территориальный фонд выполняет

  • аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное медицинское страхование;

  • осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;

  • осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

  • выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского

  • совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным полным поступлением в Территориальный фонд страховых взносов;

  • осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование;

  • организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Территориальный фонд;

  • осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Руководство деятельностью Территориального фонда осуществляется советом директоров и его бессменным исполнительным директором.

Для выполнения своих задач и функций Территориальный фонд может создавать свои филиалы в городах и регионах. Эти филиалы осуществляют контроль за сбором страховых взносов со всех страхователей-плательщиков, передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным по душевым нормативом страховщикам (страховым медицинским организациям), осуществляющим медицинское страхование местных граждан, в установленном порядке производят отчисления финансовых средств в Территориальный фонд.

Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет Счетная комиссия. Правление Территориального фонда при необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудитора фонда. Отчет о доходах и расходах Территориального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается компетентными органами законодательной и исполнительной власти.[15]

Фонд социального страхования

  • Одна группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период — на цели санаторно-курортного обслуживание трудящихся и членов их семей, а также санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан и их детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы;

  • Вторая группа охватывает все виды социальной помощи семьям с детьми. И включает 5 основных видов пособий:

  1. пособие по беременности и родам

  2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

  3. единовременное пособие при рождении ребёнка

  4. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет

  5. единое ежемесячное пособие на ребёнка до достижения им 16 лет, а на учащегося общеобразовательной школы — до её окончания, но не старше 18 лет.[6]

Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребёнком производятся за счёт средств предприятия, направленных на оплату труда. Сохраняются также компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий.

Финансирование единого ежемесячного пособия на ребёнка осуществляется за счёт средств субъектов РФ. При этом Министерство финансов учитывает указанные расходы при определении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ. Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на данный вид пособия, в иных случаях — в органах социальной защиты населения.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на ФСС РФ и Государственную налоговую службу РФ, а за расходованием этих средств — на ФСС РФ с участием профессиональных союзов. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.[16]

Государственный фонд занятости населения

Все платежи и поступления аккумулировались на счетах в учреждениях ЦБ РФ, других уполномоченных банках. Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в ГФЗН осуществляли территориальные органы службы занятости совместно с налоговыми органами в порядке, установленном федеральным правительством.

Средства ГФЗН расходовались на обеспечение государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, в том числе:

  • выплату пособия по безработице;

  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

  • Оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счёт средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности граждан, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы;

  • Выплату пенсии в связи с досрочным выходом безработных на пенсию гражданам, ранее не работающим, не имеющим профессии, стремящимся после длительного перерыва возобновить трудовую деятельность, пособие по безработице выплачивались в размере минимальной оплаты труда.[32]

2.2 Порядок условия уплаты и начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.

Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.

Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.[34]

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы).

С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации — во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.[34]

Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского

Обязательное социальное страхование проводит страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Схема правоотношений по обя­зательному социальному страхо­ванию представляет собой замк­нутый треугольник, в углах кото­рого находятся: работник (кото­рый выступает одновременно и застрахованным, и страховате­лем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая органи­зация).

При этом страховые пла­тежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых слу­чаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к за­страхованным.[17]

Сильная сторона института со­циального страхования заключена в увязке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых та­рифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном стра­ховании есть и не страховое пере­распределение, но оно приближа­ется к разумным пределам, с кото­рыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, на­против, в налоговых системах, для которых характерно полное отсут­ствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклоне­нию от налогов

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

  • взносы;

  • дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • штрафные санкции и пени;

  • денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

  • доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

  • другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Расчетной базой для начисления Страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.[17]

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.[21]

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условия, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.

Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, о чем свидетельствует часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), принятая Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее — Федеральный закон № 117-ФЗ), в соответствии с которой с 1 января 2001 года вводится единый социальный налог.[5]

Идея единого социального налога возникла не на пустом месте. Еще в 1998 году МНС России предположило ввести для всех фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству, сохраняя существующий механизм сбора страховых взносов. Однако эти предложения в то время остались невостребованными, но проблемы остались, которые и будут решены с введением единого социального налога.

Введенный Федеральным законом № 117-ФЗ единый социальный налог — альтернатива существующему порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные социальные фонды.

До 2001 года для всех этих фондов была установлена одна и та же база — выплаты, начисленные в пользу работников, но ставки различались: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) — 28 %, фонды обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) — 3,6 %, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее — ГФЗН) — 1,5%, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) —5,4 %—и в совокупности составляли 38,5%.[11]

В настоящее время плательщик

  • представляет отдельные формы отчетов в каждый фонд в установленные сроки;
  • производит уплату страховых взносов в сроки, установленные каждым фондом.

При этом фонды:

  • предоставляют отсрочки по просроченным платежам на различных условиях;
  • каждый фонд проводит отдельные проверки предприятий, работая с одними и теми же документами на выплату заработной платы;
  • каждый фонд имеет свое мнение, как облагать любую выплату из существующего множества видов различных выплат работникам предприятия, и вводит различные условия их обложения.[17]

На данный момент действуют свыше тысяч писем, указаний, разъяснений фондов, и малейшая ошибка бухгалтера может привести предприятие на грань банкротства из-за финансовых санкций.

Единый социальный налог снимает вышеназванные проблемы. С введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме ГФЗН) не ликвидировались. Установлена единая налогооблагаемая база, снижены начисления на заработную плату (тариф страховых взносов уменьшился с 38,5 % до ставки единого социального налога 35,6% от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращена отчетность, введен единый порядок применения финансовых санкций и сокращено количество проверок плательщиков.

Следует отметить, что единый социальный налог не предполагает уплату его части в ГФЗН. Но не стоит опасаться, что с ликвидацией этого фонда трудящиеся лишались пособий, выплачиваемых за счет его средств. С введением единого социального налога обеспечение такими пособиями осуществляется из федерального бюджета.

С 1 января 2005 г. ставка единого социального налога для фондов была установлена: Пенсионный фонд Российской Федерации — 20 %, Фонд обязательного медицинского страхования — 2,8 %, Фонд социального страхования Российской Федерации — 3,2 % — и в совокупности составляет 26%.[11]

Что касается совершенствования механизма налогового администрирования в части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее — Федеральный закон № 118-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.[6]

Кроме того, Федеральный закон № 118-ФЗ установил, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы:

  • проводят все предусмотренные ПК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном НК РФ;
  • взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ГФЗН, ФОМС), образовавшиеся на 1 января 2001 года, в порядке, установленном НК РФ.

Кроме того, Федеральный закон № 118-ФЗ предусмотрел нормы, касающиеся порядка погашения задолженности или возврата излишне уплаченных сумм по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, в соответствии с которыми:

  • налогоплательщик, в случае излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года, имеет право произвести зачет этих сумм в счет уплаты единого социального налога или произвести возврат в порядке, установленном НК РФ;
  • недоимка (задолженность по уплате налогов и взносов в ПФР, ФСС, ГФЗН и ФОМС) и соответствующие пени должны уплачиваться в порядке, действующем до введения в действие части второй НК РФ, при этом недоимка, пени и штрафы по взносам в ГФЗН уплачиваются в федеральный бюджет;
  • порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2000 года, определяются Правительством РФ;
  • отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные ПФР, ФСС, ГФЗН и ФОМС до введения в действие части второй НК РФ, а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные государственные социальные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены;

— с 1 января 2001 года при нарушении налогоплательщиком условий, на основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, либо условий уплаты налогов органами государственных внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение 5 дней будет приниматься решение об отмене предоставления отсрочки (рассрочки).

При этом сумма задолженности будет взыскиваться налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.

Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ особо отмечено, что порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, то есть за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому

Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ФОМС, а именно:

  • взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования [ст. 11 Федерального закона № 118-ФЗ];
  • взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ФОМС производятся органами исполнительной власти за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах [ст. 19 Федерального закона № 118-ФЗ].

Следует особо отметить, что, несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять сведения в:

  • ПФР — в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;
  • ФСС — о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному

Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем, что по ФСС в законодательстве заложен «остаточный» принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд.[17]

Заключение

История развития отечественной системы социального страхования в России можно выделить четыре основных этапа:

  1. с 70-х гг. XIX в. до 1917г. Зарождение формы социального страхования в России. Сначала вводились добровольные и факультативно-обязательные виды социального страхования, которым впоследствии законодательно придавался статус обязательных публично-правовых видов социального страхования.

  2. с 1918 по 1933 гг. Период «социального обеспечения» длился до 1921 г., когда с переходом к НЭПу наметилась необходимость возврата к социальному страхованию. Система социального страхования максимально упростилась, финансовые системы социального страхования всех видов объединились.

  3. с 1933 по 1990 гг. Социальное страхование в СССР передается профсоюзам. Страховые кассы и все наработки ликвидируются. В условиях отказа от хозяйственно-правовых отношений, предусматривающих получение прав социального обеспечения за счет уплаты фиксированных индивидуальных страховых взносов, населению отводилась роль получателя социальных пособий.

  4. с 1991 г. по настоящее время. Была разработана законодательная база социального страхования, регламентирующая деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере.

Социальное страхование занимает видное место в системе защиты населения. На его долю в развитых странах приходится 60-70% всех расходов, приходящихся на социальную защиту и 15-25% ВВП. В России доля обязательного социального страхования, осуществляемого через внебюджетные фонды, составляет около 45% затрат на социальную защиту и 8% ВВП. Это обусловлено тем, что обязательное социальное страхование охватывает все население (обязательное медицинское страхование) или большие по численности категории граждан.

Целью социального страхования являются защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения или материального уровня и качества жизни граждан, снижающихся в результате страховых случаев как проявившихся (реализовавшихся) в действительности социальных рисков. При этом предметам социального страхования на условиях, определяемых законами или договорами страхования, являются социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан, в сохранении, восстановлении или улучшении которых при возможном наступлении страховых случаев они заинтересованы.

Объектами социального страхования являются имущественные интересы граждан. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи — работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые в соответствии с федеральными законами обязаны уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами, по отдельным видам обязательного социального страхования. Страхователями также являются органы исполнительной власти и местные автономии, которые обязаны уплачивать страховые взносы.

  • некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:

  • пенсионным;
  • обязательного медицинского
  • социального страхования;
  • занятости (до 2001 г.).

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.

Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

Механизмы и формы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сфер страны предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-pomosch-i-obschestvennoe-strahovanie/

  1. Закон РФ от 10.12.03г. № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов»

  2. Закон от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального

  3. Закон «О медицинском страховании граждан РФ»

  4. Закон РФ от 19.04.91 г. «О занятости населения РФ»

  5. Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ

  6. Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ

  7. Доктрины и концепции, повлиявшие на формирование института социального страхования./Под ред. Роик В.Д. – «Страховое дело» № 9 2006 г.

  8. Доктрины и концепции социального страхования./Под ред. Роик В.Д. – «Человек и труд» №6 2005 г.

  9. Исчисление, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем./Под ред. Добрынины С.А. – «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» №12 2006 г.

  10. Концептуальные основы формирования рыночной финансовой модели социального страхования для России./Под ред. Роик В.Д. – «Финансы» №7 2005 г.

  11. Концепция совершенствования системы социального страхования в РФ./ Под ред. – «Человек и труд» № 4 2006 г.

  12. Медицина труда в системе социального страхования работающих от профессиональных рисков./Под ред. Субботин В. – «Охрана труда и социальное страхование» №2 2005 г.

  13. Методологическая база развития национальных систем государственного пенсионного страхования./ Под ред. Шушков В. – «Человек и труд» №12 2006 г.

  14. Модели социального страхования: ретроспективный и сопоставительный анализ./Под ред. Роик В.Д – «Человек и труд» №11 2004 г.

  15. Новый порядок выплаты больничных./Под ред. Феоктистов И.А. – «Главбух» №2 2005 г.

  16. О реформировании системы обязательного социального страхования. /Под ред. – «Человек и труд» №1 2004 г.

  17. О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования./Под ред. Шихов А.К. – «Страховое дело» №10 2004 г.

  18. Основы страхования: Учебник для вузов./Под ред. Гвозденко А.А. – М.; 2000 г.

  19. Оптимизация затрат на лекарственное обеспечение в ОМС./Под ред. Дрошев В.В. – «Страховое дело» № 6 2005 г.

  20. Пособия по государственному социальному страхованию./Под ред. Пеняева Е.Л. – «Налоговый вестник» №9 2006 г.

  21. Пособия по государственному страхованию: курс лекций./Под ред. Цизман Ирина Оттовна. – И.; 2002 г.

  22. Построение тарифов по некоторым видам пенсионных схем./Под ред. Баранова А.Д. – «Страховое дело» №4 2006 г.

  23. Право социального страхования./Под ред. Роик В.Д. – «Человек и труд» №10 2005 г.

  24. Расходы, возмещаемые фондом социального страхования./Под ред. Федотов А.В. – М.; 2003 г.

  25. Система социального страхования./Под ред. Кириллова Н. – «Человек и труд» №3 2005 г.

  26. Социальная политика: реформа социального страхования./Под ред. Роик В.Д. – М.;1995 г.

  27. вузов./Под ред. Шахов В.В. – М.; 2004 г.

  28. Социальное страхование: теоретические и методологические основы./Под ред. Роик В.Д. – «Человек и труд» №2 2005 г.

  29. Социальное страхование в России: проблемы и пути становления./Под ред. Березин С.М. – «Страховое дело» №5 2003 г.

  30. Социальная политика – между экономикой и социологией./Под ред. Сидорина Т.Ю. – «Общественные науки и современность» №6 2005 г.

  31. Уровень и доступность социальных гарантий./Под ред. Бобков В. – «Человек и труд» №12 2003 г.

  32. Формирование национальной системы социального страхования в России./Под ред. Роик В.Д. – «Страховое дело» №12 2004 г.

  33. Фонд социального страхования России./Под ред. Цизман Ирина Оттовна. – И.; 2003 г

  34. Экономика и финансы социального страхования./Под ред. Роик В.Д. – «Человек и труд» №8 2005 г.

  35. Эволюция форм социальной защиты в России./Под ред. Роик В.Д. – «Страховое дело» №1 2005 г.