Одной из наиболее важных проблем обучения в современных ВУЗах является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов, что в первую очередь зависит от механизмов психологической защиты.
Понятие «психологические защиты» изначально прорастает из психоанализа и до сегодняшнего дня преимущественно рассматривается в рамках общей психологии в психоаналитической канве. Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Психологические защиты, по определению, выполняют функции самосохранения и осуществляя адаптивную перестройку восприятия и оценки, приводят к внутренней согласованности, равновесию и эмоциональной устойчивости, поддерживают целостность самосознания, без которых в принципе невозможно говорить о позитивном результате адаптационного процесса.
Адаптация молодого человека в высшем учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен и его успех во многом зависит от механизмов психологической защиты. То есть каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Таким образом, изучение механизмов психологической защиты у студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Однако большая часть современной молодежи неспособна приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности. Выявление механизмов психологической защиты, ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса – чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.
Психологические механизмы развития мотивации человека
... данной курсовой работы является рассмотрение психологических механизмов развития мотивации человека. решить следующие задачи: 1) изучить ... обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий ... защите, агрессии, независимости, доминировании, понимании и др. Большинство из них связаны с отношениями с другими людьми ...
Большой интерес представляет для исследования механизмы психологической защиты. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у студента требуемого уровня в учебной деятельности; от того насколько быстро и легко проходит адаптация, насколько больше отдача сил, энергии и интеллекта от студента.
В связи с этим, исследование механизмов психологической защиты студентов первого курса в высших учебных заведениях, является актуальной проблемой.
Объект исследования: студенты – первокурсники.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты у студентов — первокурсников.
Проблема исследования: психологическое состояние студентов первого курса.
Цель – изучение механизмов психологической защиты у студентов – первокурсников.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия механизмов психологической защиты;
- раскрыть связь психологической защиты с социальной адаптацией студентов;
- выявить механизмы психологической защиты у студентов — первокурсников;
- разработать ряд рекомендаций по преодолению негативных механизмов психологической защиты;
Гипотеза: механизмы психологической защиты «отрицание» и «проекция» в большей степени свойственны студентам — первокурсникам.
Используемые методы:
- Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
- Эмпирические методы: опросник.
Практическая и теоретическая значимость: разработка рекомендаций.
Данное исследование проводилось в Орловском государственном университете.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/mehanizmyi-psihologicheskoy-zaschityi-u-studentov/
- Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Дис. …канд. психол. наук. М., 1997. 204 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – П, 1998.
- Битянова Н.Г. Психология личностного роста. – М., 1999.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб, 1998.
- Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации. М., 2000.
- Китаев – Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум. – М., 2001.
- Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. – М., 2000.
- Практическая психология \ Под ред. Кондратьевой С.В. – Гродно, 2002.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 2000.
- Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1998.
- Смык Л.А. Психология стресса. – М., 2003.
- Лупьян Л.П. Барьеры общения, конфликты, стресс. – М., 1999.
- Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. – 1999. – №6. – С. 116–120.
- Гапонова С.А.
6 стр., 2885 слов
Механизмы психологической защиты. «Защитные механизмы личности»
... как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие на ... и других. В ранних работах Фрейд указывал на то, что прототипом психологической защиты является механизм вытеснения, конечной целью которого является избегание неудовольствия, всех негативных . Наряду ...
Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. – 1999. – Т. 15, №3. – С. 131–135.
- Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры. – 2000. – №5. – С. 14–17.
- Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. – 1999. – №4. – С. 21.
- Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга // М. – 1999. – №3. – С. 53–57.
- Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 2001. – С. 220.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – П., 2004. – 270 с.
не сложно
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.