Специфика психологии обучения школьников начальных классов

Курсовая работа

1. Теоретические основы особенностей психологии обучения школьников начальных классов

1.1. Характеристика понятия психология обучения

Психология обучения

Центральная задача психологии обучения

  • выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса ;

  • выявление общественных и социальных факторов педагогического воздействия , влияющих на психическое развитие ребенка ;

  • системно структурный анализ педагогического процесса ;

  • раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития , обусловленных особенностями учебной деятельности .

Основой психологии обучения является мысль

Н

Принципы психологии обучения

обучение строится на основе данных психологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития зона ближайшего развития .

36 стр., 17568 слов

История и основные тенденции развития психологии в России

... хотя и выделяет важные характеристики психического, но не создает целостного исторически конкретного образа психологии как науки на ... же время попытки выявить общие основания и установки, которые прослеживаются в развитии психологии на протяжении всей ее ... Задачей данного реферата является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний ...

обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащегося , но не на основе приспособления к ним , а как проектирование новых видов учебной деятельности .

обучение не сведено к передаче знаний

развивающий и воспитывающий эффект обеспечивает не любая

Принципы психологии обучения

Методы обучения различаются по характеру управления деятельностью учащихся преподавателем .

Согласно К

Сам процесс обучения

Обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний , социальную систему , направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих . Организация обучения развертывается в пространстве и времени . В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся . Это взаимодействие осуществляется путем общения , в результате которого осуществляется учебная деятельность .

Психологическое содержание всех составляющих учебной деятельности раскрывается в разделе педагогической психологии – « психологии обучения ».

1.2. Общая характеристика психологии обучения школьников

3 стр., 1206 слов

К проблеме проектирования дистанционного обучения: психологический аспект

... 6]. Изучение организационных, дидактических и психологических особенностей проектирования дистанционного обучения показало, что для создания успешного учебного процесса понадобится совместная работа специалистов ... Именно поэтому необходим детальный анализ существующих исследований психологических особенностей процесса дистанционного обучения, результаты которого могут послужить его более успешному ...

В самом начале школьного обучения ребёнок осознает свои возможности

Младший школьный возраст

Школьник

Учитель

Стремление соответствовать некоторым образцам

Одним из направлений развития в младшем школьном возрасте становится установление разнообразных социальных связей . Это позволяет выстраивать собственное психологическое пространство и « пробовать себя » в разных ролях . Структурирование своего психологического пространства проявляется и в обращении с материальным миром свои личные предметы ребёнок маркирует , « украшает », как может . Это возраст создания « тайников » и « секретиков », постройки « штабов », начала освоения чердаков и подвалов . Тем самым , ребёнок словно передаёт вещам часть своих личных свойств . Так можно осязать « границы своего Я ». Потому порой даже случайное нарушение этих установленных границ стёртая родителями наклейка , снятая картинка и т . п ., – воспринимаются очень трагично .

4 стр., 1791 слов

«Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству ...

... соотношения форм и методов обучения с теми потребностями, которые выдвигает возраст ребенка. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного ...

Большинством авторов содержание психического развития в младшем школьном возрасте рассматривается через анализ учебной деятельности .

Согласно Д

По мнению Давыдова в ходе учебной деятельности ребенок ищет и присваивает обобщенные способы решения задач , у него формируется теоретическое мышление с такими его составляющими , как содержательная рефлексия , анализ , планирование , абстракция , обобщение .

Отличительные особенности учебной деятельности по Д

учебная деятельность не является продуктивной в том смысле

это теоретическая деятельность

Для В

В начальных классах учебной деятельности соответствует учебная форма сотрудничества . Центральным новообразованием учебной деятельности является рефлексия как умение отделять знаемое от незнаемого , связываемое автором с освоением ребенком системы понятий и теоретическим мышлением . Центральным новообразованием учебной формы сотрудничества является « умение учиться », т . е . способность учить самого себя , быть субъектом обучения .

4 стр., 1852 слов

Особенности терморегуляции у детей, подростков и взрослых

... а также профилактических и реабилитационных мероприятий. Возрастные особенности терморегуляции у детей; 1.Теплообразование меньше, чем у взрослых 2.Колебания температуры тела. 3.Неадекватность реакций на ... частота подвержена значительным колебания. У детей школьного возраста происходит дальнейшее урежение дыхания. Большая частота дыхательных движений у ребенка обеспечивает высокую легочную ...

В исследованиях Г

По его мнению

Г

Глава 2. Психологические особенности обучения школьников начальных классов

2.1. Возрастные и психологические особенности младшего школьника

Младший школьный возраст охватывает период жизни от

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма ( центральной и вегетативной нервных систем , костной и мышечной систем , деятельности внутренних органов ). В основе такой перестройки ( ее еще называют вторым физиологическим кризом ) лежит отчетливый эндокринный сдвиг включаются в действие « новые » железы внутренней секреции и перестают действовать « старые ». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов . В этот период возрастает подвижность нервных процессов , процессы возбуждения преобладают , и это определяет такие характерные особенности младших школьников , как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость .

3 стр., 1465 слов

Физиология и гигиена сна детей дошкольного возраста

... в раннем детском возрасте. Очень важно выработать у детей привычку ложиться спать в одно и тоже время. 2 вопрос. Рекомендации по организации сна детей дошкольного возраста дома и условиях ДОУ.(1,2,3,4,5) Для ...

Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно , то у детей этого возраста есть особенности в организации движения . Развитие крупных мышц опережает развитие мелких , в связи с чем , дети лучше выполняют сильные и размашистые движения , чем мелкие и требующие точности ( например , при письме ). Вместе с тем растущая физическая выносливость , повышение работоспособности носят относительный характер , и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно психическая ранимость . Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока . Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня , а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий .

8 стр., 3981 слов

Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

... развития. Специфика психологии обучения школьников начальных классов очень важна, потому что знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в ... воспринимаются очень трагично. Большинством авторов содержание психического развития в младшем школьном возрасте рассматривается через анализ учебной деятельности. ...

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка . С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха . Л . С . Выготский говорил , что расставание с дошкольным возрастом это расставание с детской непосредственностью . Ребенок , попадая в школьное детство , оказывается в менее снисходительном и более суровом мире .

И от того

Младший возраст

Психология младшего школьного возраста формируется под влиянием обучения . В итоге у детей развивается память , усиливаются словесно логические и смысловые запоминания . А завершается младший школьный возраст умением вполне самостоятельно рассуждать , сопоставлять , делать выводы , анализировать и устанавливать простые закономерности .

16 стр., 7821 слов

Учебно-исследовательская работа «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ...

... авторы, как Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, Л.П. Матвеев и многие другие. «Развитие выносливости у детей старшего школьного возраста». Цель работы:, Задачи исследования: 1. Изучить специальную методическую литературу по проблеме исследования. 2. ... на этом отрезке [19]. Например: спортсмен пробежал 800 м за 2.10.0. значит среднее время пробегания 100 м отрезка равно 2.10 : 8 = 16.25 сек. Если 100 ...

Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности : импульсивность , желание действовать быстро и незамедлительно , часто не подумав , не взвесив все обстоятельства . В любых начинаниях , трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения . Возрастная психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности , что может представлять собой своеобразную форму протеста против требований со стороны школы .

Недостаток семейного воспитания может значительно усугубить появившуюся проблему . В младшем дошкольном возрасте ребенка уже волнуют не только успехи в школе , но и взаимоотношения с одноклассниками , товарищами , учителями и родителями .

Моральное состояние ребенка влияет на уровень его успеваемости

Школьный возраст

Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса ? Наивность и непосредственность означают , что ребенок внешне такой же , как и внутри . Одно спокойно переходит в другое , одно непосредственно читается нами как обнаружение второго .

9 стр., 4495 слов

«Современные технологии обучения в начальной школе»

... и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. В связи с этим была выбрана тема реферата «Современные технологии обучения». Цель реферата: раскрытие современных технологий обучения Задачи: Раскрыть понятие «педагогическая технология» Рассмотреть современные технологии обучения Раскрыть современные технологии обучения Современные технологии обучения. Педагогическая технология – это ...

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента , который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком , что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию , свойственному ребенку .

В

1.

2.

Таким образом

1)

2)

3)

В основе этих симптомов и лежит обобщение переживаний

В последнее время обучение есть и в дошкольном возрасте

Новообразования в младшем школьном возрасте

При любом обучении дети , заканчивающие начальную школу , существенно отличаются от поступивших в первый класс . Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристи ки всех их психических процессов . Произвольность формиру ется в результате того , что ребенок ежедневно делает то , что требует его позиция ученика : слушает объяснения , решает задачи и т . д . Постепенно он научается делать то , что надо , а не то , что ему хотелось бы . Таким образом , учащиеся науча ются управлять своим поведением ( в той или иной степени ), преодолевать трудности , двигаться к поставленной цели , ис кать лучшие пути ее достижения .

Второе важное новообразование

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы , модели , рисунки . По степенно они научаются заменять предметы словами ( устный счет , например ), удерживать в голове образы предметов . К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя в умственном плане . Это означает , что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку , у них сформировался внутренний план действий .

Итак

Новообразования

Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различными ви дами познавательной деятельности . Так , при поступлении в школу дети неспособны провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов . Они обычно ограничиваются называнием цвета и формы . В процессе учения дети научают ся целенаправленному восприятию предметов . Вначале учи тель дает внешний образец движения взора по воспринимае мому объекту , используя указку . Затем ребенок научается составлять схему , словесный план наблюдения , исходя из его цели . Таким образом формируется произвольное , целена правленное наблюдение один из важных видов познава тельной деятельности .

Существенно изменяется и деятельность

В начальной школе происходит развитие всех познава

Необходимо отметить при этом

2.2. Основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и их краткая характеристика

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста очень важен , так как это позволяет правильно выстроить учебно воспитательную работу в классах .

Сам младший школьный возраст

Возраст этот относительно спокойного и равномерного физического развития ребенка .

Непосредственно начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста , в которой формируются основные психические новообразования . Поэтому , поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка . Резко изменяется весь уклад его жизни , его социальное положение в коллективе , семье .

На этом этапе самой главной

Основной деятельностью

Естественно далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению . Они пока не понимают зачем нужно учиться . Но вскоре оказывается , что учение труд , требующий волевых усилий , мобилизации внимания , интеллектуальной активности , самоограничений . Если ребёнок к этому не привык , то у него наступает разочарование , возникает отрицательное отношение к учению . Для того , чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль , что учение не праздник , не игра , а серьёзная , напряжённая работа , однако очень интересная , так как она позволит узнать много нового , занимательного , важного , нужного . Важно , чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя .

Под адаптацией детей к школе обычно понимают процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам , к новому для него окружению , новым условиям жизни .

Для всех детей этот период характеризуется эмоциональной насыщенностью переживаний , которая может служить индикатором продолжительности адаптационного периода .

Приход ребенка в школу

Сама учебная деятельность в начальных классах стимулирует

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия

В ходе процесса обучения происходит перестройка восприятия

Также лучше становится в этом возрасте развито непроизвольное внимание . Всё новое , неожиданное , яркое , интересное само собой привлекает внимание учеников , без всяких усилий с их стороны .

Что касается особенностей памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения . Усиливается роль и удельный вес словесно логического , смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления .

Тоже можно сказать и про воображение его основная тенденция развития в младшем школьном возрасте это совершенствование воссоздающего воображения . Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием , схемой , рисунком и т . д .

За время всего процесса обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности . Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление . Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно образного к словесно логическому мышлению .

Поводом перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе . Составными компонентами психологической готовности к школе являются :

  • интеллектуальная готовность ( или шире готовность познавательной сферы );

  • личностная ( в том числе , мотивационная );

  • социально психологическая готовность ;

  • готовность эмоционально волевой сферы .

Еще важно выделить и мотивационную составляющую

Помимо этого есть и другие мотивы

1)

2)

И следует добавить внешние мотивы

2.3. Психология организации обучения детей в младших классах школы

Независимо от того

Для психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка , связанных с изменениями его психологии и поведения , полезно воспользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции . Первое из этих понятий относится к социальным условиям , в которых идет процесс психического развития ребенка . Оно также включает представление о месте , занимаемом ребенком в обществе , в системе разделения труда , связанные с этим права и обязанности . Второе понятие характеризует внутренний мир ребенка , те изменения , которые в нем должны произойти для того , чтобы ребенок смог хорошо приспособиться к новой социальной ситуации и использовать ее для своего дальнейшего психологического роста .

Сами изменения чаще всего связаны с формированием новых отношений

Для начала очередь необходимо обратить внимание на формирование у первоклассников полноценной учебной деятельности . Добавим то , что касается непосредственно первоклассников . Психолого педагогический анализ показывает , что у них чаще всего встречаются два вида трудностей : выполнение режима и вступление в новые взаимоотношения с взрослыми . Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями , быстро наступающее у многих детей вскоре после их поступления в школу . Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам .

Для того чтобы этого не происходило

Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности .

По мнению В

В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач , причем воспроизведение этих способов , выступает как основная цель учебной работы . Овладев ими , дети сразу , целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах , с которыми они встречаются .

Действия

Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе .

Одно из основных требований психологии

Исследования показывают

В самом умении преобразовывать конкретно

В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух .

Необходимость обоснования своих решений и рассуждения вслух ведет к развитию рефлексивности как важного качества ума , позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки . Происходит развитие произвольного внимания , преобразование процессов памяти на произвольной и осмысленной основе . При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга .

Интеллект и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками довольно высоки .

Довольно неплохие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий , напоминающие сюжетно ролевые игры , к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют . На первых порах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную , групповую учебную деятельность . Однако такая форма ведения заняли , особенно впервые месяцы обучения детей в школе , требует тщательной подготовки . Одна из главных задач , которую необходимо решить , приступая к групповому обучению , заключается в том , что правильно распределить роли , установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений , основанных на взаимопомощи .

Заключение

В данной работе была рассмотрена проблема психологии обучения в научной литературе , также была дана характеристика понятия психология обучения .

Само понятие

Изучена общая характеристика психологии обучения школьников

Произведен анализ психологические особенности обучения школьников начальных классов .

Школьник

Младший школьный возраст

Начало процесса школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста , в которой формируются основные психические новообразования . Поэтому , поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка . Резко изменяется весь уклад его жизни , его социальное положение в коллективе , семье .

Рассмотрены основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и дана их краткая характеристика

Здесь важно выделить и мотивационную составляющую

А также изучена психология организации обучения детей в младших классах школы .

Одно из основных требований психологии

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kursovyie-rabotyi-po-psihologii-mladshih-shkolnikov/

1. .

Венцева

Возрастные возможности усвоения знании

Волков Б

Выготский Л

Глобчак В

Гословская И

Гринько О

Гуткина Н

Давыдов В

Давыдов

Локалова

Немов

Психология

Ушинский К

Цукерман Г

Эльконин Д