По психологии «Психологические причины неуспеваемости школьников»

Содержание скрыть

школы является проблема неуспеваемости младших школьников. Различные теоретические разработки в этой области отражают неоднородность и отсутствие единого взгляда на данную проблему. Исследования в области этого вопроса должны продолжаться, имея при этом теоретическое и практическое значение. Успех или неуспех в обучении младшего школьника имеет большое значение по отношению к личности ребенка. Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение. Такие характеристики личности как самооценка, учебная мотивация, показатели тревожности, несомненно, связаны с уровнем успеваемости младшего школьника. Нас интересует ситуация неуспеха в обучении младшего школьника и влияние этой ситуации на состояние личности ребенка. Известно, что в большей степени в психологической помощи нуждаются именно неуспевающие школьники. Неуспеваемость ребенка рассматривалась многими педагогами и психологами как результат сложного взаимодействия определенных сторон его личности и тех или иных особенностей познавательных процессов. В психолого — педагогической практике известно понятие «обучаемости», под которым понимается «восприимчивость к усвоению знаний». Детей с низкой восприимчивостью к усвоению знаний принято называть детьми с пониженной обучаемостью и отличать от детей с высокой обучаемостью и умственно- отсталых детей. Нас интересовали последствия неуспеваемости в обучении младшего школьника относительно его личностных характеристик, состояния личности в целом .

Цель исследования

задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.

  2. Дать определения понятия «школьная неуспеваемость».

  3. Рассмотреть психологические причины неуспеваемости школьника.

  4. Подобрать методы и методики на определение психологических причин неуспеваемости школьника.

  5. Провести исследование и обработать результаты.

  6. Описать все полученные нами в ходе эксперимента данные и сделать выводы.

    24 стр., 11898 слов

    «Неуспеваемость младших школьников и пути ее преодоления ...

    ... неуспеваемости и определили выбор темы дипломной работы «Неуспеваемость младших школьников и пути ее преодоления в процессе обучения». Цель работы:, Объект исследования:, Предмет исследования: Гипотеза: преодоление неуспеваемости у младших школьников ... к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в ...

Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:, Теоретико-методологическая основа исследования:

основные методологические принципы: принцип единства сознания и деятельности, принцип причинно-следственной связи, принцип детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); принцип единства личности и деятельности (Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

-деятельностный подход в изучении психологических причин неуспеваемости школьников (

-работы

-исследования Н. А. Менчинской, Н.И. Мурачковского, A.M. Орловой, Л.С. Славиной и др., об психологических проблемах неуспеваемости школьников.

-труды П. О. Эфрусси, Я. А. Коменского, А. Власова, М. С. Певзнер, Н. А. Менчинской

Методы исследования:

  • Среди организационных методов: сравнительный;

  • Среди эмпирических методов: тестирование, наблюдение;

  • Среди методов обработки данных: количественные и качественные.

Методики исследования:

— методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей;

— методика выявления познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская).

База исследования:, Практическая значимость:, Структура исследования:, ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКА

1.1 Понятие «Школьная неуспеваемость» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Огромную роль в системе воспитания и обучения играет школа. Каждый ребенок характеризуется специфическими личностными особенностями – особой мотивацией, самосознанием, чертами характера, своеобразным поведением. При каждом варианте развития личности у детей могут возникнуть школьные проблемы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости.

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Рассмотрим понятие «школьная неуспеваемость» в трудах зарубежных и отечественных психологов и педагогов.

Основоположник педагогики как науки о воспитании и обучении ребенка Я. А. Коменский в работе «Великая дидактика» писал о том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить. Он также подчеркивал, что дети по способностям не одинаковы и учителю в процессе работы необходимо учитывать это обстоятельство. Большое значение автор придавал правильно организованной помощи школьникам в учении: «Школа должна учить молодежь всему приятно и основательно и стать для них самым любимым местом»[с.128;16]. Решающее значение Я. А. Коменский придавал правильной постановке самого процесса обучения и воспитания[16].

18 стр., 8764 слов

Исследование личностных особенностей учащихся медицинского училища

... исследования: у учащихся 1 курса медицинского колледжа имеются необходимые для медицинских работников личностные качества, но они недостаточно развиты. Используемые в курсовой работе методы исследования: ... ]. Их личностные особенности еще будут изменяться и развиваться в процессе обучения. Биологическое, психологическое и социальное развитие, которое проходят учащиеся за период обучения, включено в ...

По мнению К. Д. Ушинского, для успешного обучения каждого ребенка необходимо создание таких условий обучения, в которых дети проявляли бы активность и самостоятельность, работали с охотой и без принуждения. Кроме методического мастерства учителя, необходимо его заботливое отношение к каждому ученику, любовь педагога к своему делу. К. Д. Ушинский призывал учителей «знать человека во всех его отношениях», рекомендовал учителю, прежде всего, выявить уровень знаний слабого ученика», вскрыть причину его отставания в учебе, привести в систему имеющиеся у него знания, изучать новый материал с опорой на уже усвоенное, продвигаться вперед небольшими шагами. Он советовал учителям избегать непрерывной критики результатов учения ребенка, чаще спрашивать слабоуспевающих[16].

М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения, а именно его противоречиями[20].

А.М. Гельмонт делит учащихся на следующие группы [11]:

  • Неуспевающие ученики, которые не могут следить за ходом объяснения учителя, имеют большие трудности при понимании текста учебника.

  • Неуспевающие учащиеся, которые частично справляются анализом-синтезом, например, только тогда, когда речь идёт о конкретных предметах, явлениях.

Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений[11].

.

По мнению Л.А. Регуш, «в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т.д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом». [с.34;7]

Широкое исследование школьной неуспеваемости в тридцатые годы было проведено П.П. Блонским[16].

Под неуспеваемостью он понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Вместе с тем ПЛ. Блонский выражал несогласие с исследователями, которые видели главную причину неуспеваемости в особенностях самих учащихся, а не в недостатках работы учителей. Он аргументировал влияние педагогов на успешность учения школьников тем, что многие неуспевающие в одном классе школьники, попадая в другой класс, к другому педагогу, начинают успевать.

17 стр., 8137 слов

Роль авторитета учителя в учебном процессе

... педагогические условия становления истинного авторитета учителя - воспитателя; раскрыть взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя; определить роль стиля педагогического общения в формировании авторитета учителя; 5)изучить особенности признания авторитета учителя учащимися разных возрастов. Цели и ...

Работы П.П. Блонского явились существенным вкладом в дело педагогического исследования проблемы школьной неуспеваемости. Положительной особенностью было единство анализа причин неуспеваемости и разработки рекомендаций по ее предупреждению и преодолению. [4]

Психологические проблемы неуспеваемости школьников наиболее многосторонне и основательно изучены Г.А. Антоновой, В.И. Зыковой, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.И. Мурачковским, A.M. Орловой, Л.С. Славиной и другими учёными[14].

Л.С. Славина классифицировала неуспевающих учащихся в зависимости от причин их отставания, положив в основу аспект психологической запущенности:

учащиеся с неправильно сформированным отношением к учению;

учащиеся, испытывающие трудности при усвоении учебного материала («неспособные»);

учащиеся, не владеющие необходимыми навыками и способами учебной работы;

учащиеся, не умеющие трудиться;

учащиеся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

Наиболее значительное исследование в этой области – работа «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» под редакцией Н. А. Менчинской [17].

В ней дается психологическая характеристика учащихся с пониженной обучаемостью.

На комплексный характер неуспеваемости указывала П. О. Эфрусси. Она провела анализ причин неуспеваемости школьников и разработала рекомендации по ее преодолению [ 15 ]. Автор отмечала, что в большинстве случаев неуспеваемость бывает обусловлена комплексом физиологических, экономических, психосоциальных и некоторых других причин. П. О. Эфрусси выделяла следующие наиболее характерные черты, свойственные неуспевающим школьникам: неустойчивость внимания и легкая отвлекаемость; более медленный, чем у нормально успевающих учащихся, темп работы; пониженное общее развитие; пониженная активность по отношению к прямым требованиям школы; неуверенность в своих силах; слабость инициативы; сравнительная бедность воображения; ограниченный лексикон и слабость логического мышления; болезненная чуткость к упрекам и замечаниям; эмоционально-волевые задержки.

С. Т. Шацкий в своих работах писал, что обстоятельствами, осложняющими решение проблемы преодоления второгодничества и предупреждения неуспеваемости, являются условия общественной жизни, отсутствие традиций, на которые могли бы опереться учителя. Обосновывая необходимость индивидуального подхода к школьникам, С. Т. Шацкий утверждал, что «… в сущности однородного класса нет, а есть ряд групп в классе, даже равном по возрасту детей, групп, разных по степени и по способам работы, и по темпу работы, и по социальному происхождению, и по интересам. Существуют, например, ребята, которые медленно, но основательно работают, а есть такие, которые быстро схватывают, но скоро забывают» [с.281;24].

13 стр., 6400 слов

Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями

... основы социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями 1.1 Проблема детской инвалидности в России Уровень цивилизованности общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками, т.е. к детям инвалидам. Создание оптимальных ...

В исследованиях школьной неуспеваемости 40–50-х гг. ХХ в. видное место занимают работы М. А. Гельмонта и С. М. Ривеса [11; 23]. Причины школьной неуспеваемости авторы связывают главным образом с квалификацией учителя, что приводит в действие другие причины и в результате явление неуспеваемости вызывается комплексом, а не отдельно взятой причиной.

Среди педагогических исследований необходимо отметить работу Б. П. Есипова, который, проведя анализ передового опыта учителей в середине века, все причины неуспеваемости разделил на две группы: 1) причины, зависящие от учителя;2) причины, не зависящие от учителя. Важнейшим условием предупреждения неуспеваемости он считал индивидуальный подход учителя к учащимся, опирающийся на знание им каждого ученика, а также правильную организацию домашней самостоятельной работы учащегося [27].

Ряд исследователей пытались объяснить школьную неуспеваемость психофизиологическими или социальными факторами. В частности, В. И. Зыкова указывала, что в подавляющем большинстве случаев неуспеваемость тесно связана с низким уровнем умственного развития и недостаточным развитием способностей. Большую роль при этом играет слабость физического развития и отклонения в состоянии здоровья, которые чаще всего связаны со скрытыми недомоганиями или не выявленными снижениями слуха и зрения [11].

Специальные исследования по проблеме школьной неуспеваемости были проведены также дефектологами и физиологами совместно с психологами. Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и другие учение среди учащихся с нарушениями развития выявили школьников, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т. А. Власовой и М. С. Певзнер были выделены две наиболее многочисленные группы и охарактеризованы как дети с психофизическим и психическим инфантилизмом.

В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере.

Вторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности, которые чаще всего являются следствием мозговых травм[21; 20]. Позднее такие учащиеся были выделены в категорию детей с задержкой психического развития.

В конце шестидесятых годов прошлого века на страницах «Учительской газеты» была развернута дискуссия на тему «Почему не успевает Ваш ученик?», в которой приняли участие опытные учителя, работники органов народного образования, ученые (Л. В. Занков, В. А. Крутецкий, В. Ф. Райский, Т. А. Власова и другие).

В итоговом обзоре по этой проблеме среди наиболее существенных причин неуспеваемости были названы: а) недостатки учебно-воспитательной деятельности учителей; б) недостаточное внимание к развивающей стороне обучения; в) слабое развитие у учащихся умений рационально учиться; г) неумение воспитать у учащихся интерес к учению; д) отсутствие должного индивидуального подхода к учащимся на уроках; е) слабое знание учителями психологии усвоения знаний, неумение вовремя обнаружить пробелы учащихся.

14 стр., 6852 слов

Кружковая работа младших школьников как форма внеурочной деятельности ...

... начальной школы. Структура исследовательской работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Организация внеурочной деятельности младших школьников Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), ...

Таким образом школьная неуспеваемость закономерно связана с индивидуальными особенностями школьников и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

1.2. Условия и факторы неуспеваемости школьников

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе.

Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько психологических, педагогических и физиологических взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности. Рассмотрим психологические факторы, влияющие на неуспеваемость школьников.

Традиционное обучение — в основном, методами сообщения и показа — требует от ребенка таких учебных действий, которые внешне выглядят как пассивные: слушание, чтение, наблюдение. Однако на самом деле для успешного усвоения учебного материала эта внешняя пассивность должна сопровождаться высокой внутренней активностью, мобилизацией всех ресурсов внимания, памяти и мышления. Недостаточность этих ресурсов — первая психологическая причина неуспеваемости.

Вторая — несформированные у ребенка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью.

Третий психологический фактор неуспеваемости — недостаточность или нарушения мотивации. Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется.

Основными биологическими причинами неуспеваемости школьников являются: наследственные факторы; осложнения вследствие особенностей протекания беременности и родов; заболевания в раннем возрасте; индивидуальные особенности мозговой организации психических функций.

Прежде всего, затронем причину, связанную с протеканием беременности, родов и раннего развития ребенка. Мы подчеркнем, что рассматриваются только «нормальные дети», без каких-либо серьезных травм или отклонений, но испытывающие трудности в адаптации и в обучении. По данным медицинской статистики, сегодня все чаще появляются на свет дети посредством кесарево сечения. Это ведет за собой определенные опасности, а именно, вследствие быстрых родов, мозг ребенка не успевает адаптироваться к окружающей среде, резкий перепад давления в дальнейшем может негативно сказаться на том, как будет развиваться психика ребенка. У таких детей, часто на первом году жизни обнаруживают гипертонус. Все эти явления они у ребенка оказываются некой проблемной сферой.

Так же могут возникнуть трудности в обучении, если ребенок в раннем детстве, болеет какими-либо тяжелыми соматическими заболеваниями, например, почечная патология или сердечная патология. Такие заболевания дают определенный синдром интоксикации организма, который не может не сказаться на развитии мозга ребенка в дальнейшем. Здесь можно заметить, как биологическая причина плавно переходит в последствия психологические. Часто больной ребенок находит в своеобразной изоляции от сверстников, он не так интенсивно общается с миром как здоровые дети, и более того он испытывает гиперопеку со стороны родственников. Именно она может вызывать трудности социализации в дальнейшем.

7 стр., 3397 слов

Психологические причины неуспеваемости школьников

... учителя и школьного психолога по преодоления недостатков учебной деятельности и мыслительных процессов у неуспевающих школьников В основе неуспеваемости лежит не одна причина, а ... - несформированность приемов учебной деятельности и недостатки развития психических процессов). Неадекватное использование учащимся своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей. Полезными для слабых ...

Говоря о биологических причинах, также следует упомянуть плохую экологию. В качестве последствий каких либо катастроф у детей могут возникнуть определенные проблемы в успешном психическом развитии.

Средовые факторы и условия представляют для ребенка объективную реальность, которую он должен принять и научиться жить в ней. Сюда относятся все характеристики школьной и домашней среды: количество и состав учеников в классе, первая или вторая смена обучения, квалификация и стиль общения педагога, программа, по которой ведется обучение, отношение в семье и т.д.

Одной из причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность.

Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результаты, позволяют предупреждать, а в случае необходимости и преодолевать недостатки в учёбе таких учащихся.

В тоже время недостаточная организация учебно-воспитательного процесса, главным образом, слабая индивидуальная работа с каждым ребёнком, в ряде случаев, является причинами появления педагогической запущенности детей уже в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школе, отсутствие детских дошкольных учреждений. Естественно такие родители не могут помочь ребенку в хорошей подготовке к школе.

Гиперопека негативно влияет на успеваемость школьника. Ребенок часто плохо пишет контрольные работы в классе, хотя домашнее задание всегда выполнено исправно (с помощью мамы).

Если постоянно помогать ребенку в обучении, то в нем будет проявляться заторможенность функции контроля. Родители на первых парах конечно должны помогать ребенку, но потом постепенно передавать это ребенку. Чтобы он учился сам находить ошибки.

Для младшего школьника до сих пор его успешность в учебе ряд лет является очень значимым моментом. Если ребенок испытывает трудности в обучении, у него часто формируется заниженная самооценка. У неуспевающего ребенка может сложиться некий отрицательный имидж и в глазах других в собственных глазах тоже.

Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. К сожалению, пока ещё встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. Если мать и отец мало интересуются тем, как учатся их дети, каковы их интересы, в чём они нуждаются, у детей может пропасть интерес к учёбе, появляются проблемы в знаниях. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе — создание таких условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к учёбе или какому-либо творчеству.

6 стр., 2754 слов

Диагностика познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. ...

... познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей 1.1Выявление и развитие творческих способностей детей ... ёнка. 3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности: - игра, ... ребенка во времени. 4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста ... школьников, подходит для дошкольников и подростков. Ребенку ... дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур ...

Немаловажным фактором, способным подорвать интерес к учебе, могут стать домашние задания. Конечно, грамотные педагоги пытаются, чтобы часть домашнего задания была пройдена на уроке, либо стараются через дополнительные активные формы работы вообще его убрать. Но все равно эта часть обучения существует. К тому же, некоторые ученики не умеют организовать свое рабочее время.

Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход — учителя и дети могут учиться, лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу, чувствовать себя сильнее и лучше.

Таким образом, в основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многогранна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из разных областей науки: общей и возрастной психологии, педагогики, физиологии.

1.3. Психологические причины неуспеваемости школьников

Анализ литературных источников показывает, что многими авторами изучается проблема неуспеваемости школьников. Неуспеваемость — это результат нашего невнимания, безразличия, нашего «авось само пройдёт». Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье[12].

Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися — дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Для того чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.

23 стр., 11336 слов

Особенности развития интеллектуальных способностей детей

... реферата, введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников литературы и приложений. 1. Теоретические аспекты процесса развития интеллектуальных способностей у детей 1.1 Сущность понятий «интеллекта» и «интеллектуальных способностей» ...

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы:

  • Недостатки познавательной деятельности учащихся;

  • Недостатки развития мотивационной сферы детей;

  • Неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей ребенка.

Анализируя причины первой группы, мы рассматривали те случаи, когда школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Можно сказать, что такие дети не умеют по — настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определёнными навыками и приёмами. Счёт в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть — даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими способами, но не все они будут правильными и эффективными. К числу наиболее распространённых неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести: заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил.

Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам. Если не обратить внимания на неправильные навыки и приёмы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учёбе. Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости считается более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания учеников.

Психолог З. И. Калмыкова[14] разработала специальное понятие «обучаемость», как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих на успешность обучения. Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьников. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания являются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника.

Психолог Н. Н. Мурачковский проводил опыты с целью исследования памяти и внимания неуспевающих детей. Он установил, что слабоуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту. Не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей. Неумение преодолеть возникающие трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной деятельности. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приёмы и способы выполнения учебных заданий. К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Неумение и нежелание активно мыслить — отличительная особенность таких ребят. Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребёнок не прошёл в течение жизни до школы определённый путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Причина, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся — это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально психологических особенностей.

Среди основных свойств нервной системы учёные выделяют силу и подвижность, как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение человека особенности. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к посторонним раздражителям. Выделяются следующие виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой: длительная напряжённая работа; ответственная, требующая эмоционального, нервно — психического напряжения самостоятельная, контрольная работа; ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа; работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; работа в шумной, неспокойной обстановке;

работа после резкого замечания, сделанного учителем; работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога; когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой; выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

В связи с этими причинами учащиеся со слабой нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих.

Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний, и в итоге может быть нанесён тяжёлый моральный ущерб личности ребёнка. Однако в благоприятных педагогических условиях она может быть своевременно компенсирована за счёт развития других положительных сторон личности ученика.

Ко второй группе причин неуспеваемости исследователи относят несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Исследователи мотивы учения подразделяют на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Другие мотивы связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему отношений.

Безусловно, что несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. В исследованиях было установлено, что у детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы и вместе с тем у первоклассников имеется определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение учащихся к учению в школе. Во втором классе такое отношение может усиливаться и развиваться.Однако постепенно это положительное отношение к школе начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является третий класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, старательность уменьшается. Авторитет учителя падает. Падение интереса к учебной деятельности отражается в разнице позиций — «хочу учиться» и «надо учиться».

Особое значение имеет психологическая консультация учителя, так как именно от него зависит формирование познавательной мотивации.

Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения. Учитель может определить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может заслужить признание товарищей. Необходимо У школьника появляется стремление еще раз пережить успех. Важно дать ученику нестандартные задания, например, можно предложить ученику составить небольшой задачник, оформить обложку, написать свою фамилию как автора книги. Этим задачником можно воспользоваться в классе и, если задачи понравятся ученикам, то объявить автора. Такая работа учителя позволяет изменить отношение ученика к предмету, к учению в целом, изменит социальную позицию неуспевающего школьника в классе.

Психологу следует обратить внимание учителя на характер и форму порицания и поощрения такого школьника; на возможность организации соревнования ученика с самим собой.

Таким образом психологическими причинами неуспеваемости школьников являются: недостатки познавательной деятельности учащихся; недостатки развития мотивационной сферы детей; неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей ребенка.

Выводы по первой главе

Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в усвоения содержания образования. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю.

Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход.

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе.

Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, образование родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно — мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы:

  • Недостатки познавательной деятельности учащихся;

  • Недостатки развития мотивационной сферы детей;

  • Неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей ребенка.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и описание исследования, Цель исследования

задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.

  1. Дать определения понятия «школьная неуспеваемость».

  2. Рассмотреть психологические причины неуспеваемости школьника.

  3. Подобрать методы и методики на определение психологических причин неуспеваемости школьника.

  4. Провести исследование и обработать результаты.

  5. Описать все полученные нами в ходе эксперимента данные и сделать выводы.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:, База исследования:

В исследовании принимало участие 20 лиц в возрасте от 6 до 10 лет. Выборка состояла из двух групп: первую группу составили дети, успевающие в обучении, вторую – неуспевающие дети.

Исследование включает в себя ряд необходимых этапов. Так на первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Результатом исследования стало уточнение понятия «школьная неуспеваемость»; условия и факторы неуспеваемости школьников; основные психологические причины неуспеваемости школьников.

На втором этапе с опорой на теоретико-методологическую основу нами осуществлен подбор методов и методик исследования. Так в банк диагностических процедур вошли методы и методики адекватные цели исследования и проверенные теорией и практикой психолого-педагогической науки.

На третьем этапе проведено эмпирическое исследование на предмет психологических причин неуспеваемости школьников.

На четвертом этапе проведена обработка полученного фактического материала и сделаны выводы о психологических причинах неуспеваемости школьников.

Практическая значимость:

2.2. Обоснование выбора методов и методик, Теоретико-методологическая основа исследования:

основные методологические принципы: принцип единства сознания и деятельности, принцип причинно-следственной связи, принцип детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

-принцип единства личности и деятельности (Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

— деятельностный подход в изучении психологических причин неуспеваемости школьников (

-работы

-исследования Н. А. Менчинской, Н.И. Мурачковского, A.M. Орловой, Л.С. Славиной и др., об психологических проблемах неуспеваемости школьников.

-труды П. О. Эфрусси, Я. А. Коменского, Н. А. Менчинской

Методы исследования:

  • Среди организационных методов: сравнительный;

  • Среди эмпирических методов: тестирование, наблюдение;

  • Среди методов обработки данных: количественные и качественные.

Методики исследования:

— методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей;

— методика выявления познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская).

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.

Диагностическое обследование психологических причин неуспеваемости школьников проводилась при помощи следующих методик:

  1. Методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей.

Цель: выявить уровень развития различных сторон интеллектуальной деятельности и интеллектуальных способностей ребенка 6-7 лет.

Описание методики: Методика экспресс — диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста разработана в Институте развития одаренности И.С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е.Н.Задориной на основе всемирно известных тестов интеллекта и является их оригинальной авторской разработкой. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном тестировании. Проводится МЭДИС в течение 20 – 25 минут с половиной класса, чтобы при диагностике дети не сидели рядом за одной партой, либо индивидуально. Полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей 6-7 лет. В случае получения низких результатов по тесту рекомендуется провести регестирование по другой форме.

1 субтест – на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса. 2 субтест – на понимание количественных и качественных соотношений. 3 субтест – на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления. 4 субтест – на выявление математических способностей.

  1. Методика выявления познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская).

Цель методики: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Описание методики: Автор методики А. А. Горчинская. Методика содержит бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой — либо один.

Таким образом, диагностическое обследование психологических причин неуспеваемости школьников проводилась при помощи методик: Методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей; методика выявления познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская).

    1. Представление и анализ результатов исследования

Диагностическое обследование определения развитости интеллектуальных способностей школьников имеющих психологические причины неуспеваемости проводилась при помощи методики «Методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей».

Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты по методике «Методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей»

Продолжение таблицы 1 Таким образом низкий уровень интеллектуальных способностей школьников 6-7 лет составляет -70%, средний уровень интеллектуальных способностей школьников 6-7 лет -30%, высокий уровень интеллектуальных способностей школьников 6-7 лет — 0%.

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).

Рис. 1 . Результаты по методике « Методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей ».

Таким образом, полученные результаты диагностики определения развитости интеллектуальных способностей школьников с психологическими причинами неуспеваемости позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня интеллектуальных способностей. Это свидетельствует о том, что успеваемость школьников зависит от уровня интеллектуальных способностей.

Диагностическое обследование выявления познавательной активности школьников имеющих психологические причины неуспеваемости проводилось при помощи методики А. А. Горчинской выявления познавательной активности младшего школьника.

Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты по методике «Методика выявления познавательной активности младшего школьника А. А. Горчинская»

Таким образом высокий уровень выраженности познавательной активности составляет -0%, средний уровень выраженности познавательной активности составляет – 40%, низкий уровень выраженности познавательной активности составляет – 60%.

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).

Рис. 2. Результаты по методике

Таким образом, полученные результаты диагностики выявления познавательной активности младшего школьника позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладает низкий уровень познавательной активности младшего школьника. Это свидетельствует о том, что познавательная активность сильно влияет на успеваемость младших школьников.

Далее проводилось диагностическое обследование личностных качеств успевающих учеников с использованием тех методик, что и на прошлом этапе. Диагностическое обследование выявления психологических причин школьников представлены в таблице 3 и в таблице 4.

Таблица 3

Результаты по методике «Методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей»

Таким образом низкий уровень интеллектуальных способностей школьников 6-7 лет составляет -0%, средний уровень интеллектуальных способностей школьников 6-7 лет -30%, высокий уровень интеллектуальных способностей школьников 6-7 лет — 700%.

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).

Рис. 3 . Результаты по методике « Методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей ».

Таким образом, полученные результаты диагностики определения развитости интеллектуальных способностей успевающих школьников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня интеллектуальных способностей. Это свидетельствует о том, что успеваемость школьников зависит от уровня интеллектуальных способностей.

Диагностическое обследование выявления познавательной активности успевающих школьников проводилось при помощи методики А. А. Горчинской выявления познавательной активности младшего школьника.

Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты по методике «Методика выявления познавательной

активности младшего школьника А. А. Горчинская»

Продолжение таблицы 4 Таким образом высокий уровень выраженности познавательной активности составляет -80%, средний уровень выраженности познавательной активности составляет – 20%, низкий уровень выраженности познавательной активности составляет – 0%.

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 4).

Рис. 4. Результаты по методике

Таким образом, полученные результаты диагностики выявления познавательной активности младшего школьника позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладает высокий уровень познавательной активности младшего школьника. Это свидетельствует о том, что познавательная активность сильно влияет на успеваемость младших школьников.

Сравним результаты диагностики школьников имеющих психологические причины неуспеваемости и успевающих учеников.

Рис. 5. Результаты по методике «, Рис. 6. Результаты по методике

Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что психологическими причинами неуспеваемости школьников являются низкий познавательной активности, неразвитость интеллектуальных способностей, подтверждена частично. Согласно результатом исследования видно, что не у всех обучающихся есть психологические причины неуспеваемости.

Выводы по второй главе

Изучение литературы посвященной проблеме неуспеваемости младших школьников, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей и методика А. А. Горчинской для диагностики выявления познавательной активности младшего школьника .

Определив уровень развитости интеллектуальных способностей у неуспевающих младших школьников по методике «МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей», мы сделали выводы, что у младших школьников преобладает низкий уровень интеллектуальных способностей.

Определив уровень познавательной активности у неуспевающих младших школьников по методике

Далее проводилось диагностическое обследование личностных качеств успевающих учеников с использованием тех методик, что и на прошлом этапе.

Определив уровень развитости интеллектуальных способностей у успевающих младших школьников по методике «МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей», мы сделали выводы, что у младших школьников преобладает высокий уровень интеллектуальных способностей.

Определив уровень познавательной активности у успевающих младших школьников по методике

Результаты проведенного диагностического обследования частично подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что психологическими причинами неуспеваемости школьников часто являются низкий уровень познавательной активности, неразвитость интеллектуальных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования стало психологических причин неуспеваемости школьника и пути их решения.

Для того чтобы достигнуть поставленной цели и подтвердить выдвинутую гипотезу были решены следующие задачи :

1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.

2. Дать определения понятия «школьная неуспеваемость».

3. Рассмотреть психологические причины неуспеваемости школьника.

4. Подобрать методы и методики на определение психологических причин неуспеваемости школьника.

5. Провести исследование и обработать результаты.

6. Описать все полученные нами в ходе эксперимента данные и сделать выводы.

Таким образом, в первой главе была изучена

1. Неуспеваемость — это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

2. В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе.

3. Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы:

  • Недостатки познавательной деятельности учащихся;

  • Недостатки развития мотивационной сферы детей;

  • Неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей ребенка.

Во второй главе было проведено экспериментальное исследование выявления психологических причин неуспеваемости, неуспевающих учеников в сравнении с успевающими учениками, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: МЭДИС для определения развитости интеллектуальных способностей, методика А. А. Горчинской по диагностики выявления познавательной активности младшего школьника .

Далее нами было проведено диагностическое исследование выявления психологических причин неуспеваемости отстающих учеников и успевающих учеников.

Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования частично подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что психологическими причинами неуспеваемости школьников часто являются низкий уровень познавательной активности, неразвитость интеллектуальных способностей

Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskie-prichinyi-neuspevaemosti-uchaschihsya/

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: «Ось – 89», 2016. 224 с.

  2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 2012. 192 с.

  3. Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. М.: Знание, 2014. 25 с.

  4. Блонский, П.П. Психология младших школьников / П. П. Блонский – М.: Воронеж: Ин-т практической психологии, 2012. 574 с.

  5. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. М.: Известия АПН РСФСР, 2011. – №36. – 293 с.

  6. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: « ВЛАДОС – ПРЕСС», 2004. 534 с.

  7. Волокитина М.Н.. Неуспеваемость школьников.– М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. 534 с.

  8. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. 1008 с.

  9. Гаврилычева Г.Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа – 2012.- №10. С.23-26

  10. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. 400 с.

  11. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.– М.: Просвещение, 2014. 326 с.

  12. Ермолаева М.В. Психология развития. — М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. 376 с.

  13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2009. 165 с.

  14. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М.: Знание №3, 2013. 324 с.

  15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М.: УРАО, 2013. -175 с.

  16. Лейтис Н.С. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,

Психопрофилактика. Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2009. –368 с.

  1. Менчинская, Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников.– М.: Педагогика, 2014. 272 с.

  2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2013. 456 с.

  3. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. 1008 с.

  4. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной антропологической педагогики. – М.: ИФ РАН, 2014. 142 с.

  5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 2016. 374 с.

  6. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. 656 с.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. 720 с.

  8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2011. 460 с.

  9. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученического коллектива. — М.: Академия, 2013. 404 с.

  10. Шаграева О.А. Детская психология. — М.: Владос, 2011. 319 с.

  11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты.-М.: Академия,2014. 213 с.

  12. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. — М.: Академия, 2015. 332 с.

  13. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. 384 с.