педагогический конструктивный учитель музыка
Работа педагога — это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность.
Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Все эти качества помогают воспитывать профессионально грамотного музыканта. Чтобы научить учащегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления на уроке и в домашней работе.
Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор. Прививать ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать слух, руководить воспитанием пианистического мастерства.
Дарование и мастерство музыканта — педагога проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности. Опытный педагог органично сочетает в своей работе воспитание — выявление и развитие лучших задатков ученика — и обучение, т. е. передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.
Из собственного практического опыта с малоспособными учащимися можно сказать, что такая работа не только дает пользу учащемуся, но и обогащает методы работы самого преподавателя. Если способный ученик и ученик со средними данными сам может выучить произведение наизусть, то с малоспособным учеником приходится заниматься этим на уроке. Научить его ориентироваться в тональности, может быть, поучить наизусть каждой рукой отдельно, внимательно вслушаться в мелодию, пропеть ее, изучить и проанализировать гармонические тяготения.
Возьмем такой пример: все учащиеся знают, что надо играть точной аппликатурой. Но одного этого знания оказывается мало. Надо объяснить учащемуся, что от аппликатуры зависит насколько полно, технически совершенно и точно передает он характер произведения. Начинать такую работу надо с более легкого, для данного учащегося, материала.
Дипломной работы: « Формирование представлений об окружающем ...
... была определена тема дипломной работы: « Цель работы: изучение представлений об окружающем мире на примере темы «Человек» и доказательство эффективности предложенной системы уроков с использованием индивидуально- ... этапы; беседа; 3) метод обработки полученных результатов - качественный анализ. Структура работы: Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ...
Можно попробовать дать для разбора нетрудный этюд на дом, предварительно на уроке разобрав аппликатуру другого подобного этюда. Затем, на следующем уроке, подробно разобрать продуманную и выученную учеником дома аппликатуру. Причем, отметить и достоинства, и недостатки этой работы. Такая схема, в принципе, подходит к любому произведению.
Если учащегося нацелить сразу на такой стиль работы, то он быстро поймет, что это наиболее короткий путь грамотного разбора и выучивания произведения наизусть. В дальнейшем, он сам не захочет усложнять работу переучиванием аппликатуры и сразу будет творчески подходить к такой работе.
Таким образом, особенно важной становится преподавательская деятельность учителя музыки, ее особенности и результативность, а так же подготовленность и мастерство самого учителя. От того насколько хорошо выстроит свою деятельность учитель, построение и ход урока, какие поставит перед собой и учащимся цели, будет зависеть качество процесса образования, его эффективность и решение поставленных образовательных задач.
Цель нашей работы — рассмотреть конструктивный аспект деятельности учителя музыки.
Задачи:
·проанализировать литературу по заявленной теме.
·Рассмотреть основные виды педагогической деятельности
·Раскрыть понятие «конструирование» в структуре педагогической деятельности
·Выявить особенности конструктивной деятельности учителя музыки.
·Сформулировать выводы по работе
При написании данной работы мы опирались на труды и исследования В.В. Краевского, И. Лернера, М.Н. Скаткина, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, Н.В. Кузьминой и др.
Проблемой содержания образования занимались М.Н Скаткин, В.В. Краевский и другие исследователи, на теории которых мы опирались в первой главе.
Так, М.Н Скаткин и Е.В. Краевский неотъемлемыми компонентами содержания образования наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценносного отношения к окружающему миру. Это можно проследить в работе по дидактике Е.В. Краевского о том, что без единства преподавания и воспитательной работы реализовать творческий потенциал педагога невозможно.
В своей работе «Психология труда и личности учителя» Маркова А.К. придавала огромное значение конструктивной деятельности учителя. Так по ее мнению никакое развитие невозможно без планомерного и системного подхода к содержанию образования. Педагогический процесс должен включать в себя обязательные конструктивные моменты.
В работах таких педагогов как И. Исаев, Е. Шиянов, В. Сластенин, раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника, дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструированной деятельности как одной из основ осуществления педагогического процесса.
Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами
... сиротство и его особенности в современном обществе; исследовать особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами; рассмотреть основные положения социальной политики Республики Казахстан по отношению к детям-сиротам. Объектом исследования является ...
В области методики музыкального воспитания деятельность учителя рассматривается с учетом специфики урока музыки. Многогранная деятельность учащихся на уроке, широкий спектр задач, стоящих в процессе музыкального воспитания в общеобразовательной школе, подразумевает многоаспектность художественно-педагогической деятельности учителя музыки. В связи с этим в методических источниках выделяются следующие виды деятельности: организаторская, коммуникативная, исполнительская, исследовательская и конструктивная. Однако ни один из этих видов деятельности не получил широкого освещения. В частности, авторы учебного пособия «Методика музыкального воспитания» Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко лишь в общих чертах представляют обозначенную выше структуру педагогической деятельности учителя музыки.
Особое внимание нами было уделено работам Д.Б. Кабалевского и Л.Г. Арчажниковой. В своих трудах они рассматривали особенности профессии учителя музыки, с точки зрения определенных требований, предъявляемых к представителям данной профессии. Так особое внимание уделялось роли учителя в ознакомлении детей с музыкальными произведениями, где педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития. Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка о музыке, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний.
На основании анализа доступной нам литературы можно сделать следующие выводы:
·Содержание конструктивной деятельности в общей структуре педагогической деятельности достаточно широко рассматривается в общепедагогических и дидактических источниках. Отмечается важность конструктивной деятельности педагога в достижении воспитательных и образовательных задач в процессе обучения.
·В области методики музыкального воспитания конструктивная деятельность рассматривается в структуре художественно-педагогической деятельности учителя. Содержание конструктивной деятельности представлено в связи с планированием урока и внеклассных музыкальных занятий. Должного освещения конструктивная деятельность учителя музыки в методической литературе не получила.
Несмотря на это в деятельности преподавателя музыки чрезвычайно важным является планирование и проектирование своей работы. Поэтому нам представляется важным рассмотреть такой компонент деятельности учителя как конструктивность. Таким образом, данная проблема является достаточно актуальной на сегодняшний день, что и побудило нас обратиться к данной теме.
Глава I. Содержание педагогической деятельности
§ 1.1 Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов
... Объектом курсовой работы является профессиональная деятельность учителя начальных классов. Предметом исследования является структурные компоненты деятельности учителя начальных классов. Цель исследования - выявить особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов: Общение как основа педагогической деятельности; Приёмы обучения школьников начальных классов. Задачи исследования: ...
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Неслучайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание (А.Дистервег).
Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место как в процессе обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Преподавание — управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых — один из компонентов процесса обучения. Преподавание реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Деятельность преподавателя включает в себя: отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся и предъявление её обучаемым в педагогической практике; организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого обучаемого по овладению предлагаемой системой знаний и умений. Деятельность преподавателя предполагает также планирование и организацию им собственной работы. В этом контексте управление как педагогическое воздействие носит не столько корректирующий, сколько формирующий характер и направлено на образование обучаемого, развитие у него различных структур умственной деятельности и на воспитание личности. Деятельность преподавателя направлена на выявление условий организации учебной работы, соблюдение которых позволит обучаемому сознательно ориентироваться в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль. Каждый акт преподавания должен вносить определённые изменения как в характер деятельности обучаемого, так и в процесс его становления как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к различным ситуациям обучения, к конкретному учебному предмету и каждому его разделу. Цели обучения на каждом занятии формируются как определение типовых задач, ради решения которых и организуется обучение. Без определения таких задач цели занятия оказываются недостаточно конструктивными, их достижение затруднено, они не поддаются педагогическому контролю. При разработке своей программы обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью, и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате изучения ими конкретного материала. Для этого необходимо учесть особенности отдельных видов деятельности обучаемых, которая обеспечит достижение поставленных учебных целей. Большое значение имеет определённая последовательность действий обучающихся, операционный состав этих действий (исполнительских, оценочных и ориентировочных), нахождение способов мотивации обучаемых к участию в познавательной деятельности. Это — первая задача преподавания в структуре обучения.
Обучение социальной работе в разных странах мира
... 1898 г. по инициативе М. Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Движение поселенцев сразу же после ... после ее окончания число школ стало расти. В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже ...
Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности обучаемых. Заключается она в такой организации учебных занятий, при которой преподаватель с помощью программ обеспечения и организации учебно-познавательной деятельности направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучаемого по овладению основами теории и методами её применения при решении учебно-познавательной задач.
Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Содержание обучения, а, следовательно, и логику преподавания можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по существу есть не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.
Преподаватель имеет дело примерно с однородным «исходным материалом». Результаты учения практически однозначно определяются его деятельностью, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика. Воспитатель вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на школьника. Преподавание как деятельность имеет дискретный характер. Оно обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительна, а нередко и более значима, чем основная часть.
Роль авторитета учителя в учебном процессе
... учителя на ученика, успешность педагогического процесса в целом зависит от авторитета учителя. Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного ... преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально - бюрократический характер. Авторитет ... и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими ...
Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения — уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях. В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. В воспитательном процессе затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.
Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированного познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Например, мастер производственного обучения в системе профессионально-технического образования в процессе своей деятельности решает две основные задачи: вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил честью своего цеха, предприятия. Хороший мастер не только передает свои знания ученикам, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом, собственно, и заключается суть профессионального воспитания молодежи. Только мастер, знающий и любящий свое дело, людей, сможет привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.
План 20 Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического ...
... ухудшилась. Средне и слаборазвитые в социально-психологическом отношении коллективы (а их наибольшее количество) двояко влияют на психологию и поведение личности. Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют изменения педагогических взглядов, ...
Точно так же, если рассмотреть круг обязанностей воспитателя группы продленного дня, можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу. Положением о группах продленного дня определены задачи воспитателя: прививать учащимся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены; регулировать режим дня воспитанников, наблюдая за своевременным приготовлением домашнего задания, оказывать им помощь в учении, в разумной организации досуга; осуществлять совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию детей; поддерживать связь с учителем, классным руководителем, с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. Однако, как это видно из задач, привитие привычек культурного поведения и навыков личной гигиены, например, — это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которое требует систематических упражнений.
Итак, из многих видов деятельности школьников познавательная деятельность не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, «отягощено» воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом.
§ 1.2 Конструктивная деятельность учителя в структуре педагогической деятельности
Говоря о структуре педагогической деятельности, необходимо сказать, что все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в работах А.К. Марковой. В структуре труда учителя она выделяет следующие составляющие; 1) профессиональные психологические и педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции и установки учителя; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Целостный педагогический процесс: принципы и закономерности, ...
... и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность оценка результатов своей учебно-познавательной деятельности. 2.2.2. Педагогические принципы, как составляющие структуры целостного педагогического процесса. Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, ...
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Конструктивная деятельность учителя, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса обучения, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование. «Планирование — это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью» [6].
При планировании нравственно-эстетического воспитания учащегося надо учитывать следующие этапы. Прежде всего необходимо оценить педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей нравственно-эстетического воспитания: воспитать гуманную, всесторонне развитую личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность. Весьма ответственный шаг планирования — это расчет работы во времени и пространстве. В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний. При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. Практика и теория должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания. Там он означал создание опережающей проекции того, что затем будет сделано в натуре. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность учителя. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс в школе становится технологичным.
Дошкольное образование » Развитие певческих способностей ...
... старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении? Объект исследования – музыкальная деятельность в дошкольном возрасте, ориентированная на развитие певческих способностей детей дошкольного возраста. Предмет исследования – методы и приёмы развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в ...
Основными объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации.
Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.
В педагогике термин «система» используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогических явлений. Так, мы говорили о том, что педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога — это системы, потому что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогических образований. Например, мы работаем в системе образования.
Педсистемы — это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:
они всегда имеют цель — развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;
ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);
любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.
В рамках систем создаются педагогические процессы. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.
Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.
Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций — сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:этап — моделирование;этап — проектирование;этап — конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Таким образом, можно подвести следующий итог в данной главе:
Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.
Исходя из особенностей педагогической деятельности учителя, логической обусловленности и последовательности его действий, операций по ее осуществлению, можно выделить следующие бинарные группы педагогических задач:
·аналитико-рефлексивные — задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений и др.;
·конструктивно-прогностические — задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;
·организационно-деятельностные — задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
·оценочно-информационные — задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;
·коррекционно-регулирующие — задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.
Глава II. Особенности преподавательской деятельности учителя музыки
Роль учителя в ознакомлении детей с музыкальными произведениями трудно переоценить. Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. По мнению Л. Г. Арчажниковой педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития. Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка о музыке, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний.
Кроме четкого планирования, проектирования моделирования и конструирования процесса обучения, учитель не должен забывать и о педагогическом творчестве. Музыкальная педагогика — не только наука, но и искусство, а искусство неразрывно связано с творчеством. Это не обычный процесс совершенствования каких-либо знаний, навыков и умении, а процесс взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности учителя. Без творчества нет движения вперед. Для учителя весь процесс нравственно-эстетического воспитания должен быть четко планированным. Но при ознакомлении детей с музыкальными произведениями мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия музыки сделать непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей. «Сохранение естественности постижения искусства — необходимое условие художественного воспитания. И не только художественного, но и всякого воспитания — идейного, интеллектуального, нравственного и трудового» [8].
Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка при восприятии искусства, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе, труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения. Роль учителя — в организации правильного нравственно-эстетического воспитания. Правильное воспитание вовсе не означает искусственное привитие детям извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону». Если же учитель не опирается на возрастные возможности ребенка, побуждая его к активности, или использует такие методы, которые «принуждают» ребенка наслаждаться искусством, то неизбежным результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение творческого процесса восприятия искусства. Таким образом, учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учитель здесь неоценима.
Наряду с задачами общей педагогики, существуют задачи музыкальной педагогики:
·Обогащать и систематизировать опыт лучших преподавателей и на этой основе создавать и разрабатывать новые методы и средства обучения музыке
·Углубление педагогической направленности музыкального образования. То есть — какими ЗУН-ами должен обладать музыкант-педагог.
·Постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Поиск индивидуальных приёмов обучения д/б основан на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники и воспитание художественного мышления.
·Не только передать ученику свои знания, развить умения и навыки, но и создать условия для широкого, универсального развития молодого музыканта — творческой личности.
Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него — все это определяет стратегию и тактику музыкально-педагогической деятельности, логику музыкально образовательного процесса.
Вывод: таким образом, музыкальная педагогика охватывает достаточно широкую область творческой и практической деятельности, связанной с музыкальным воспитанием и обучением.
Как наука — музыкальная педагогика — есть часть музыкознания, поскольку её основу составляют знания о музыке и музыкальной деятельности. В то же время она представляет собой один из частных разделов общей педагогики, рассматривающей вопросы музыкального образования.
Любая профессия имеет свои особенности, в том числе профессия учителя музыки. Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонически развитым человеком, увлеченность своим делом — этими чувствами постоянно живёт педагог -музыкант.
Л.Г. Арчажникова выделяет следующие составляющие профессии учителя музыки. А именно, учитель музыки:
.Ведет учебно-воспитательную работу.
.Формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей.
Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком значении этого слова.
Профессия учителя музыки требует от избравшего её постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей. Идеалы профессии меняются с развитием общества, зависят от его идеологии и культуры, и вместе с тем основой профессии учителя муз всегда является гуманистическая устремленность и неразрывная связь с музыкальным искусством.
Дмитриева Л.Г. и Черноиваненко Н.М. выделяют следующие стороны деятельности учителя музыки:
.Исследовательская — анализ музыкальных произведений и произведений др. видов искусства , изучения опыта коллег, учащихся, анализ собственной работы, изучение научной и методической литературы, с целью применения её в своей работе.
.Проектирование — планирование, распределение учебно-воспитательных задач, решение которых направлено на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, усвоение ими знаний, Формирование навыков и умений, их музыкально творческое развитие.
.Конструктивная — построение уроков, внеклассных занятий.
.Коммуникативная — установление с учащимися взаимоотношений на основе уважения и доверия, завоевание авторитета учеников.
.Организаторская — практическое решение учебно-воспитательных задач.
Таким образом, в умении определить и успешно решить педагогическую задачу и проявляется, прежде всего, профессиональное мастерство. Основываясь на этом положении, можно утверждать, что решение педагогических задач, связанных с музыкально-педагогической деятельностью, требующей постоянного обогащения новыми знаниями и практическими умениями, способствует развитию творческого мышления и познавательного интереса к выполняемой деятельности. В свою очередь, овладение в процессе этой деятельности определенными умениями в единстве с возникшим познавательным интересом является важнейшим средством формирования профессионально-педагогической направленности.
Глава III. Конструирование в деятельности учителя музыки
Опираясь на анализ деятельности учителя музыки, попытаемся в обобщенной его модели установить соотношение необходимых ему специальных знаний, умений и навыков. При этом будем опираться на «Программу по музыке для общеобразовательной школы»[3], подготовленную лабораторией музыкального обучения НИИ школ под руководством Д.Б. Кабалевского. Эта программа выдвигает комплекс требований к учителю музыки: научить детей слушать музыку, увлечь их, заинтересовать музыкой, вызвать ясное понимание того, что музыка — важная часть самой жизни. В то же время Д.Б. Кабалевский подчеркивает, что проблема интереса и увлеченности, будучи одной из фундаментальных проблем общей педагогики, приобретает особое значение в области занятий искусством, «где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени»
Осуществляя конструктивную деятельность учителю музыки необходимо формировать как обязательные следующие специальные умения:
·определять те трудности, с которыми учащиеся столкнутся при изучении музыкального материала, а также пути и методы их преодоления;
·преподносить учебный материал популярно и интересно, с учетом музыкального опыта школьников, их возраста, уровня развитости музыкальных способностей, конкретной обстановки в классе;
·использовать элементы различных видов музыкальной деятельности в зависимости от поставленной педагогической задачи и конкретной учебной ситуации.
Специальная подготовка учителя музыки, закончившего музыкально-педагогический факультет, то есть квалифицированного профессионала, предполагает овладение им комплексом специальных знаний по предметам историко-теоретического, инструментального, дирижерско-хорового циклов. Кроме того, подготовка предусматривает знание специальных методик, музыкальной педагогики и психологии, а также эстетики. Особо следует выделить владение учителем методикой музыкального воспитания, ибо сюда включаются как сугубо специальные, так психолого-педагогические знания и умения в аспекте преподавания предмета «Музыка» в школе.
Как показывает опыт работы, повышение квалификации учителя именно по специальным дисциплинам должно стать своеобразной лабораторией, где он сможет постигать секреты педагогического искусства и оттачивать профессиональное мастерство. Здесь не только сознательно применяются им знания из общей педагогики и психологии, но и проверяется их актуальность и мобильность применительно к конкретной музыкальной деятельности. Как известно, музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки в школе складывается из общепедагогической, дирижерской, инструментальной, вокальной, исполнительской, музыковедческой, лекторской, исследовательской деятельности.
В деятельности учителя музыки можно выделить несколько направлений. Среди них: организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское. Каждое требует определенных знаний и умений.
Организационное направление в работе связано с целенаправленными действиями учителя музыки по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспитательной работы, планирование собственных действий и действии учащихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе. Для этого необходимо знать:
·основные формы организации музыкальной деятельности учащихся в школе;
·содержание программы «Музыка», ее идейно-теоретические основы, дидактические принципы и методы;
·художественные достоинства и воспитательное значение произведений, используемых как на уроках музыки, так и во внеклассной работе;
·возрастные особенности школьников;
уметь:
·выбирать наиболее эффективные (для данного класса и школы) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса;
·конструировать музыкальные уроки: составлять план-конспект, отбирать необходимые музыкальные произведения, применять наиболее продуктивные методы обучения музыке;
·формулировать и решать педагогические задачи;
·создавать и использовать проблемные педагогические ситуации для решения как ретроспективных, так и перспективных задач, связанных с усвоением программы «Музыка»;
·выбирать, учитывая уровень общемузыкального и исполнительского развития данного класса, наиболее целесообразные виды музыкальной деятельности, способствующие активному проявлению музыкальных способностей детей;
·проектировать собственно педагогические действия и действия учащихся, связанные с усвоением школьниками ключевых знаний и формированием их исполнительских умений и навыков;
·побуждать учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам;
·активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных ее проявлениях;
·планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого уровня музыкального развития конкретного класса;
·пользоваться техническими средствами обучения.
Познавательное направление связано с действиями учителя по управлению мыслительной деятельностью школьников, а также с повышением собственного интеллектуального уровня. Эти действия требуют от учителя знания:
·методологических и психолого-педагогических основ научной теории;
·дидактических принципов формирования знаний, умений и навыков;
·возможностей управления познавательными процессами и последовательного, постепенного формирования умственных действий;
·особенностей развития логических действий и операций при осуществлении музыкальной деятельности;
умений:
·строить обучение на основе логически четко выстроенного объяснения;
·давать систематизированные знания, используя межпредметные связи;
·делать обобщающие выводы и логически увязывать предыдущий материал с последующим;
·воспитывать самостоятельное и деятельное отношение учащихся к музыкальным знаниям.
Эмоциональное направление проявляется в действиях учителя, продиктованных его отношением к музыкальному искусству, его способностью чутко реагировать на все прекрасное в жизни, его стремлением формировать чувство прекрасного у учащихся, воспитывать у них увлеченность музыкальным искусством. Для этого необходимо знать:
·социальную роль музыкального воспитания в системе воспитательной работы в школе;
·значение эмоциональной культуры (отзывчивости на музыку и чувственного восприятия) для формирования гармонически развитой личности;
·особенности воздействия музыкального искусства на человека;
·основные положения педагогики и психологии по формированию интереса школьников к музыкальным занятиям;
уметь:
·воспитывать эмоциональное отношение к музыке;
·управлять развитием музыкально-эстетических потребностей, эстетического вкуса и интереса;
·формировать понимание прекрасного в единстве его идейно-образного содержания и совершенства музыкальной формы;
·воспитывать средствами музыкального искусства понимание прекрасного в окружающей жизни, понимание красоты подвига, борьбы за счастье человека, патриотизм, интернационализм;
·воспитывать чувства (уверенность, радость, сомнение, удивление и т. д.), без которых невозможна полноценная деятельность человека;
·стремиться к выявлению ярких эмоциональных впечатлений, создающих условия для рождения жизненных и художественных ассоциаций;
·постоянно поддерживать на уроке необходимый эмоциональный настрой, способствующий полноценному усвоению музыкального материала;
·расширять и обогащать мир эстетических переживаний учащихся, помогающих углубленному пониманию музыкального искусства.
Исходя из программы, перед учителями поставлены задачи: планировать и конструировать внеклассное занятие с учетом новой программы по музыке; владеть элементарными навыками лекторско — исполнительского мастерства; анализировать собственный опыт и давать самооценку своим достижениям и неудачам; анализировать опыт своих коллег с целью обобщения и использования эффективных форм и методов работы с учащимися.
Предполагается формирование следующих умений:
·методически правильно разрабатывать учебный материал;
·наблюдать за учащимися с целью выявления их способностей и психологических особенностей;
·привлекать к работе путем системы специальных вопросов весь коллектив учащихся;
·использовать на занятиях широкий запас теоретических знаний и собственный практический опыт, а также разнообразные формы показа на инструменте, постоянно подкрепляя свои слова звучащей музыкой.
Нужно уметь
·составить план внеклассного мероприятия и работать согласно плану;
·прочитать необходимую методическую литературу;
·подобрать музыкальный материал в соответствии с содержанием и планом занятия;
·продумать манеру словесного общения со школьной аудиторией;
·отобрать необходимые для объяснения или закрепления теоретические сведения и понятия.
В результате такой работы улучшится качество проведения внеклассной работы.
Одним из условий формирования готовности учителя музыки к педагогической деятельности является развитие умении решать конкретные педагогические задачи и анализировать учебно-воспитательный процесс. Будучи проявлением профессионального мышления, этот анализ включает: использование теоретических знаний в соответствии со сложившейся ситуацией и таких педагогических приемов и действий, которые связаны с конкретными условиями работы; критическую оценку собственного поведения, трудностей и неудач, осложняющих достижение поставленной задачи, а также учет психологических и возрастных особенностей и музыкальных способностей учащихся.
Говоря о возможных путях совершенствования подготовки учителя музыки, необходимо обратить внимание еще на один момент.
Как показала практика, молодые учителя, закончив музыкально-педагогические факультеты пединститутов, приобретают определенный комплекс знаний, умений и навыков для проведения уроков музыки, однако нельзя говорить об их полной готовности к воспитательной работе. Этот вопрос требует дальнейшего теоретического и практического решения. Отсюда насущная задача сегодняшнего дня — подготовка учителя не только к проведению непосредственно учебных занятий, но и к воспитательной работе на основе комплексного подхода.
Советская педагогическая наука рассматривает обучение и воспитание как единый взаимосвязанный процесс. Вместе с тем, воспитание имеет свои задачи, формы и методы.
Рассматривая деятельность учителя музыки с позиций выполнения им не только образовательных, но и воспитательных функций, выделим те умения, которые приобретают первостепенное значение.
Для учителя музыки большую роль играют организаторские умения, проявляющиеся в организации своих педагогических действий (построении объяснения, рассказа, беседы, музыкальной иллюстрации), а также в организации деятельности детей (групповой или индивидуальной) с ориентацией на определенные педагогические цели. В процессе работы в школе организаторская деятельность учителя музыки может приобрести довольно широкий размах, поскольку нередко он является основным проводником эстетической культуры. Проявляясь в двух направлениях — учебной и внеклассной работе, организаторская деятельность требует от учителя знания теории и умения применять на практике различные формы музыкально-эстетического воспитания школьников, знания современных методов индивидуальной и коллективной работы и средств массовой музыкальной пропаганды.
Организаторские умения неотделимы от коммуникативных, заключающихся в том, что учитель может создать из класса коллектив и способен управлять этим коллективом. Для этого ему необходимо уметь устанавливать контакты не только со школьниками, но и со всеми учителями школы, родителями, общественными организациями.
Для деятельности учителя музыки большое значение имеют и конструктивные умения. Поскольку воспитание — это процесс, связанный с внешним воздействием на зону внутренней активности школьника, учителю необходимо не только планировать свои действия, но и предвидеть (прогнозировать), что может дать та или иная линия его поведения, те или иные методические средства и приемы. Так, например, особенно важно для учителя музыки владение методикой развивающего обучения. Имея дело с большим ученическим коллективом, состоящим из учащихся с разным уровнем музыкальных способностей и разной степенью музыкальной подготовки, учитель не имеет права отмахиваться от «непоющих» детей. Порочным представляется такой стиль ведения урока, когда детей, поющих «нечисто», учитель просит молчать, не проводя при этом с ними никакой индивидуальной работы. Учитель должен знать и использовать развивающие функции уроков музыки: формирование у учащихся умений сравнивать, различать, анализировать и обобщать услышанные образы — прямой путь к проявлению ассоциативного, образного восприятия, ведущего к развитию логического мышления, собственных суждений.
Повседневной воспитательной задачей учителя музыки является донесение до учащихся разнообразной информации, связанной с разными областями искусства. А это требует от учителя сформированной системы эстетических взглядов, прочной мировоззренческой позиции, без чего воспитательная работа неосуществима.
Следует также особое внимание обратить на сформированность обобщенных теоретических знаний о закономерностях музыкально-педагогического и исполнительского искусства. Теоретические обобщения дают возможность усваивать знания в определенной системе и применять их не только в конкретных ситуациях, на основе которых они вырабатываются, но и во всех других, относящихся к данной области, путем переноса знаний в новые условия. Обобщения служат основой для выбора определенного вида деятельности, ибо нет деятельности «вообще», а есть деятельность как способ познания. Большое значение в связи с этим приобретает познавательная активность учителя, которая лежит в основе творческой деятельности, способствует проявлению индивидуальности, дает толчок к дальнейшему самообразованию.
Заключение
Итак, повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителя музыки немыслимы без выработки у него потребности в творческой работе и готовности к постоянному самообразованию, как в стенах института, так и по его окончании. Проблема самообразования, в свою очередь, связана с высоким уровнем профессиональных интересов и стремлением обновления своих знаний, что может быть достигнуто при условии интенсификации познавательной деятельности сегодняшнего студента и завтрашнего учителя. В первые же годы работы, когда будущие учителя — выпускники дневных отделений- приобщаются к учительской специальности и у них формируются профессиональные знания и умения, оказывается, что в практической деятельности требуется их обновление, то есть учитель должен систематически работать над собой. В условиях заочных отделений, где работающие учителя повышают свою квалификацию, уже сама специфика обучения требует высокого уровня самостоятельной работы и творческого подхода к освоению изучаемого материала.
В связи с этим на первый план выдвигается задача формирования навыков самостоятельности и интеллектуальной активности, которые не только повышают качественный уровень обучения в целом, но способствуют подготовке учителя к дальнейшему приобретению знаний в повседневной практической деятельности.
Готовность к самообразованию, как свойство личности учителя музыки, должна формироваться в стенах института и закрепляться всей дальнейшей практической деятельностью. Тогда первоначально сформированное умение перерастет в жизненную потребность и послужит основой для творческого подхода к явлениям повседневной практики, выработки исследовательской позиции учителя. Только при этом условии он сможет осуществлять музыкально-эстетическое воспитание и обучение школьников на уровне современных требований передовой педагогической науки и практики.
Обогащая опыт творческого планирования музыкальных занятий, учитель приобретает проектировочные, конструктивные умения. К ним относятся: видение перспективы учебно-воспитательных задач и определение целей и задач каждого урока; умение мысленно проигрывать возможные способы их решения и находить оптимальное сочетание средств и методов, сосредотачивая внимание, прежде всего на активности учащихся.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/konstruktivnaya-deyatelnost-pedagoga/
1.Арчажникова Л.Г. «Профессия учитель музыки» — Москва, «Просвещение» 1997
2.Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. — М.; 1981.
.Кабалевский Д. «Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы» Москва, «Просвещении», 1980.
.Кабалевский Д. «Как рассказывать детям о музыке» Москва, «Просвещение», 1989
.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-на-Дону, 1997.
.Кузьмина Н. В «Очерки психологии труда учителя» — Л., 1979
.Кузьмина Н.В. «Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения» — М.: Высшая школа, 1990
.Маркова А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя // Школа и производство, М.: Наука, 1988,№12
.Маркова А.К. Психология труда учителя, М.: Просвещение, 1993
.«Музыка в школе», Москва, «Просвещение». №1 1991
.«Музыка в школе», Москва, «Просвещение». №2 1990
. «Психология. Словарь» под ред. А. Петровского — Москва, «Политиздат», 1990.
.Российская педагогическая энциклопедия Т 3 под ред. А.Г. Калашникова — Москва., «Большая российская энциклопедия» 1999
. Синенко В.Я Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования // Сибирский учитель, 2004, №1 (31)
15.Сластенин В., И. Исаев, Е. Шиянов «Педагогика <http://www.krotov.info/spravki/temy/p/pedagogika.html >» — Москва
.Щербаков А.И Психология труда и личности учителя, Ленинград, 1976
.Скаткин М.Н. Дидактика средней школы — М.: Педагогика, 1991
.Черноиваненко Н.М. Дмитриева Л.Т. Методика музыкального воспитания в школе «Педагогическое образование» Изд. 3-е., 2001