Конфликтность как фактор агрессивности подростков

Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению «волны дезорганизации» [19, С. 69].

Психологическая стойкость является свойством личности и состоит в сохранении оптимального состояния функционирования психической энергии и является приобретенной. Конфликтоустойчивость — специфическое проявление психологической устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия [1, С. 327].

Структура конфликтоустойчивости включает такие компоненты, как эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный. Поэтому, учитывая то, что конфликтность и конфликтоустойчивость находятся на разных полюсах одного континуума, правомерно будет определить структуру конфликтности как идентичную структуре конфликтоустойчивости, но с противоположным знаком.

Компоненты конфликтности, таким образом, будут иметь следующий вид:

  • эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях);
  • волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю);
  • познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию);
  • мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);
  • психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой).

Соглашаясь с вышеуказанными авторами, что конфликтность является чертой личности, первичными факторами которой выступают природные задатки и социальный опыт, можно допустить, что есть три вида психологических детерминант подростковой конфликтности:

детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);

16 стр., 7662 слов

Роль общения в развитии личности подростка

... формирования основных структурных компонентов личности. Актуальность изучения особенностей общения подростков ... работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравственные идеалы подростков. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование ... состояние торможения или, наоборот, в состояние ... неумение ... Даля подросток определяется как «дитя ...

  • собственно психологические детерминанты — особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);

— социальные детерминанты — факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия «конфликтность» эти детерминанты включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.

Данные психологические детерминанты в различной степени обуславливают подростковую конфликтность, т.е. имеют свою иерархическую структуру.

Таким образом, главенствующее положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий подростковому, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой — являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний.

Кризис в семье приводит к искажению идеалов, «Я» подростка, что провоцирует вначале изменение поведения, а потом нравственного облика и жизненных установок. Воспитателем разочарованного во взрослых подростка становится улица, где есть круг таких же ребят. Ожесточенность, упрямство и безнравственный лидер при отсутствии привязанности к семье ведут к совершению преступных действий, хотя основой создания своей группы является потребность быть понятым, принятым и повысить свою самооценку. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает новые конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе. Поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения подростка нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами.

Таким образом, научный анализ явлений и событий, которые приобретают характер конфликта, становится актуальным. Особый резонанс проблема подростковой конфликтности приобрела в последнее время. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с трудными подростками.

Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

В результате анализа теоретической литературы мы пришли

10 стр., 4978 слов

Коррекция агрессивного поведения подростков

... психологии и педагогике. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ §1. Причины агрессивного поведения Повышенная агрессивность детей является одной ...

Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития — происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной

Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека.

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности подростка приводит к противоречиям в окружающем мире, и собственного представления о себе.

Агрессивность и негативизм как основа нарушений поведения являются полимодальным образованием в личности, детерминированным многочисленными факторами.

На процесс образования поведенческих нарушений подростка оказывают влияние культурные, экономические, социальные, медицинские, социально-психологические, педагогические факторы.

Вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения.

Всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы подростковой агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка.

Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

2 Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности подростков

2.1 Организация и методики исследования

Для сравнительного исследования конфликтности как фактора агрессивности были сформированы 2 группы детей: группа А — 21 подросток из общеобразовательной школы; группа Б — 18 подростков, находящихся в социальном приюте.

Цель работы: изучить роль конфликтности как фактора агрессивности подростков.

Объект исследования: агрессивность подростков.

Предмет исследования: конфликтность как фактор агрессивности подростков 14-15 лет.

Гипотеза: 1) для конфликтных подростков характерен высокий уровень агрессивности; 2) существуют различия в уровне агрессивности и конфликтности подростков, проживающих в разных социальных условиях.

Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:

1. Подбор диагностических методик для изучения конфликтности и агрессивности подростков.

2. Проведение экспериментального исследования агрессивности и конфликтности, типов поведения в конфликтной ситуации подростков 14-15 лет.

36 стр., 17822 слов

Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование ...

... степени влияния компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков. Подбор методик психологической диагностики агрессивности подростков. Выявление возможностей коррекции компьютерной зависимости и агрессивности подростков. В дипломной работе использовались такие методики как: Тест-опросник для установления компьютерной зависимости от компьютерных игр и ...

3. Анализ полученных данных исследования, формулировка выводов.

Методики, используемые в эмпирическом исследовании:

1. Опросник «Личная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева.

2. «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса».

Представим несколько подробнее суть предложенных методик.

1. Опросник «Личная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева [15].

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («Да»), при несогласии — знак «-» («Нет»).

Обработка результатов производится в соответствие с ключом.

Ключ:

  • Вспыльчивость — ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;
  • ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.

Напористость, наступательность — ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74; ответы «Нет» по позициям: 26, 34.

Обидчивость — ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59; ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.

Неуступчивость — ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76; ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.

Бескомпромиссность — ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53; ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77

Мстительность — ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70; ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.

Нетерпимость к мнению других — ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63; ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.

Подозрительность — ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72; ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.

За каждый ответ «Да» или «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

Интерпретация результатов: сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и « неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.

Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.

Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.

2. «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса». Опросник предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации (адаптирован Н. В. Гришиной).

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально. Ключ в приложении Б.

К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликт ов:

  • соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

13 стр., 6041 слов

Выбор профессии и профессиональные интересы у старшеклассников

... карта интересов»; 3) анкета. Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального самоопределения у старшеклассников 1.1 Понятие профессионального самоопределения личности в психологии В психологической литературе по ... в умении переосмысливать собственную сущность. Та же мысль прослеживается в работах Е.А. Климова ... профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но ...

Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей.