Психология» : «Особенности агрессивности подростков

Содержание скрыть

актуальной,

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в общественную жизнь, появлением новых обязанностей, активного стремления к самореализации, подросток начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме агрессивного поведения. [1]

Актуальность выбранной темы: «Особенности агрессивности подростков» объясняется следующим. Во-первых, необходимость исследования проблемы, особенности агрессивного поведения подростков определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция накапливать психологическое напряжение и прибегание к антисоциальному поведению как к одному из возможных способов избавления от состояния фрустрации и напряжения. [12]

Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками определяется необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытие условий, механизмов, становления и усвоение агрессивного поведения подростками, а также средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы. [19]

Цель исследования:, Объектом исследования:, Предметом исследования:, Задачи исследования:

1. рассмотреть и проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей по проблеме определения феномена агрессии и ее границ;

2. выявлять закономерности агрессии как черты характера, как агрессивного поведения;

3. определять сущность становления и усвоения агрессивного поведения личностью в подростковом возрасте, определение факторов оказываемых доминирующие воздействие на проявление агрессии в подростковом возрасте;

4. сделать анализ результатов проведенного исследования.

5. разработать рекомендации для подростков, педагогов и родителей по оптимизации особенностей агрессивности.

9 стр., 4100 слов

«Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного ...

... помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные причинам возникновения агрессивного поведения и поиску путей его преодоления. Особенно актуально изучение проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, поскольку, чем раньше начнется работа по ...

Гипотеза исследования:, Методы и методики исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические:

— беседа;

— тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях);

— методика Басса – Дарки (МБД);

— и методы математической статистики.

База исследования:

В исследовании принимали участие 56 учеников из 9-того «А», «Б», классов в МОУ гимназии №10 г. Егорьевск.

Практическая значимость:, Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности подростков

1.1 Понятие и история изучения агрессивности

Феномен агрессии широко исследуется в психологии и социологии — на сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Связано это, вероятнее всего, с беспрецедентным ростом уровня агрессии и насилия в современном обществе.[17]

Агре́ссия (от aggressiō —нападение) — мотивированное деструктивное поведение , противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Существуют различные подходы к определению данного феномена.[5,16]

Обозначим лишь некоторые из них:

  • Нормативный подход означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров, 2005).

    Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.

  • Глубинно-психологические подходы утверждают инстинктивную природу агрессии. В данном случае агрессия представляется врождённым и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются и этологическая школы ( К. Юнг , З. Фрейд , Г. Гартман, Е. Крис, К. Лоренц , Ардри, Моррис).[9]

    3 стр., 1395 слов

    Агрессия в животном мире

    ... сходство и различие в поведении человека и животного, определяет агрессию как действия животного, связанные с ... поведение в стороне и обратимся к агонистическому поведению, которое есть, соответственно, «сложный комплекс действий, наблюдаемый во время конфликтов ... агрессии у людей и животных. И конечно бесспорно, что живые существа всегда будут проявлять агрессию по отношению к окружающему миру, ...

  • Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека ( , тень ).

  • К. Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального. [11]

  • Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненно важных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou).

    Х. Кауфма утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции. [15]

  • Подходы, акцентирующие внимание на последствиях агрессии, описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). [5] Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия — это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений». Подходы, основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н).

    4 стр., 1507 слов

    Биологические основы Агрессивного поведения человека

    ... агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению.» ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА Этологический ПОДХОД. Лоренц. Агрессия ... отметить, что хотя в основе проявления агрессии, безусловно, лежат биологические процессы, но они находятся ... АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Американские учёные Медник и Мойлер утверждают, что гены играют важнейшую роль в формировании агрессивного поведения, ...

    В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).

    [8] В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».

  • Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти» (Трифонов Е. В.).

    Ю. Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение , чувств или намерений».

  • Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряжённости, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994).[10] Агрессия (агрессивность) — системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995). Недифференцированные подходы , как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму реагирования на физический и психический дискомфорт и т. д. [2] (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц).

    Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия — это результат научения» (А. Бандура).

    [6,7] Иные исследователи полагают, что агрессия — это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л. Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан)[13]. В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф).

    23 стр., 11287 слов

    Особенности работы с одаренными детьми

    ... др. Объектом исследования являются одарённые дети. Предмет исследования: процесс воспитания и обучения одарённых детей. Целью исследования является выявление особенностей воспитания и обучения одарённых детей в условиях ... прошлого века рассматривали вопросы диагностики, разрабатывали принципы и методы работы с одарёнными детьми. Так, Г.И. Россолимо разработал систему диагностики внимания и волевых ...

    Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не даёт полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления. [14]

Роль гнева в психическом развитии, особенно в динамике таких ужасных переживаний, которые способны разрушить все поступательное движение жизни, давно известна. Латинские учёные и поэты Сенека и Плутарх много писали о гневе. В недавней работе Аверил сообщает, что примерно 90 лет назад известный американский психолог Дж. С. Холл насчитал около 2200 состояний гнева, описанных в его исследованиях. На сегодняшний день различные школы психологии активно изучают гнев и обсуждают, как с ним бороться, как избавляться от него и как его использовать. [22]

1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста

А. Басс и А. Дарки выделяют следующие пять видов агрессии:

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

  2. Раздражение (вспыльчивость, грубость);

  3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.);

  4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);

  5. Негативизм (оппозиционное поведение).

    [4]

Формы агрессии, По Э. Фромму

выделял следующие формы агрессии:

  • — используется в целях демонстрации своей ловкости, умения, а не в целях разрушения. Не мотивировано ненавистью или деструктивностью.

  • — защита жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества:

  • потребностей и желаний;

  • и ревность ;

  • ;

  • потрясение веры (в жизнь, любовь; разочарование).

  • .

    10 стр., 4582 слов

    Социальный патронаж семей «группы риска»

    ... работы патронажных служб с семьей - оказание комплексной помощи семье и детям в создании благополучных условий развития ребенка защите его прав и интересов. Глава 1. Социальный патронаж семей «группы риска» 1.1 Социальный патронаж: ...

  • Компенсаторная (злокачественная) агрессия и деструктивность, насилие , служащее «импотентному» человеку в качестве замены продуктивной жизни:

  • (стремление подчинить живое своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли);

  • (любовь к неживому);

  • хроническая и скука . [15]

По Джорджу К. Саймону

George K. Simon

Личностные особенности, которые влияют на развитие агрессивности

  • Склонность к импульсивным повадкам;

  • Эмоциональная восприимчивость — склонность испытывать чувство неудовлетворённости, ранимость, дискомфорт;

  • Вдумчивость (инструментальная агрессия) и рассеянность (эмоциональная агрессия);

  • Враждебная атрибуция — интерпретация любых неоднозначных стимулов как враждебности.

  • Ребёнок, наблюдающий за родителем, который использует физические выражения гнева, такие как удар по стене, скорее всего, будет использовать то же поведение. Ребёнок, который наблюдает, что родитель спокойно справляется с гневом, с большей вероятностью будет делать то же самое. [3]

Таким образом, мы рассмотрели различные теоретические направления, каждое из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.

Вывод по первой главе:

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – особенности агрессивного поведения подростков, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В данной работе поставлены цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы агрессивного поведения в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Румянцева Т.Г., Фромм Э.З., Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н и др. Широко освещена исследование Л.М. Семенюка. В курсовой работе мы рассмотрели различные теоретические направления, каждое из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.

Глава 2. Прикладные аспекты агрессивности подростков

2.1. Организация и методики исследования

Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения. Эти особенности отражаются на многих формах поведения, общения, переживаний, которые обычно объединяют выражением «трудности подросткового периода». Социально значимые черты человеческой психики формируются на макросоциальном уровне, т. е. на уровне больших социальных групп, к которым можно отнести и молодежь.[20]

6 стр., 2976 слов

Психология агрессии

... слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте для ... существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А ...

Опыт больших социальных групп (традиции, особые формы поведения, особые типы контакта, ценности, потребности, специфический язык и др.) индивид усваивает посредством общения с членами малой социальной группы (класс, дворовая компания, трудовой коллектив, неформальное объединение молодежи).

Личная психология индивида включает в себя то общее, что присуще в той или иной степени всем представителям малой группы, также личное, присущее только ему. [21]

Рассмотрение сущности и особенности агрессивного поведения подростков, как целостной системы, выявление факторов развития подобного поведения позволит выяснить многофакторный характер особенностей агрессии подростков и предупредить агрессивное поведение в данном возрасте.

Цель исследования:, Гипотеза исследования:

Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:

1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2. провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для выявления психологических особенностей агрессивного поведения в соответствии с гипотезой;

3. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Объектом исследования:, Предметом исследования:

В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих их уровень и тип агрессиис целью выяснения зависимости между этими показателями.

База для исследования:, Контрольные группы:

гендерные особенности;

  • полная и неполная семья;

Методы исследования:, Беседа и анкетирование, Методика Басса – Дарки (МБД)

— Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

— Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

— Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

— Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

7 стр., 3131 слов

Формы и виды агрессии у животных

... того же вида является важнейшей функцией внутривидовой агрессии. Кроме того, Меннинг выделяет ещё один аспект территориального поведения. Интересно, что у территориальных животных первая реакция самца на самку содержит ... - но точно так же может подействовать и необходимость защиты выводка или семьи. Нападение самки-матери на любой объект, слишком приблизившийся к детёнышам, тоже следует считать ...

— Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

— Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

— Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

— Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. [4]

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

2. вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияния общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам, описанным выше. Индекс враждебности включает в себя шкалу 5 и 6, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 2, 1 ±4, а враждебности — 6, 5, 7 ±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. [4]

2.2. Результаты исследования и их анализ

На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Ассингера, с помощью которой мы определили уровень и направленность агрессии. С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в диаграмме ниже:

Также полученные данные были проанализированы по контрольным группам, составлена следующая таблица:

высокий

14%

4%

12%

6%

средний

36%

21%

35%

22%

низкий

9%

16%

7%

18%

Выводы по методике Ассингера:

— у мальчиков уровень агрессии выше, чем у девочек;

— уровень агрессии сравнительно выше у полных семей, чем не полных. Полученные данные подтверждают гипотезу и ход исследования в полной мере, на данном этапе.

Методика №2 – Методика Басса – Дарки (МБД)

С помощью данной методики (приложение №2) нам удалось определить тип агрессивного поведения среди испытуемых. Все это представлено в нижеуказанной таблице.

32 стр., 15558 слов

Агрессия как социально-психологический феномен

... агрессии по Бассу. Тип агрессии Примеры Физическая – активная – прямая Физическая – активная – непрямая Физическая – пассивная – прямая Физическая –пассивная – непрямая Вербальная – активная – прямая Вербальная – активная – непрямая Вербальная – пассивная – прямая Вербальная ... условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно ...

Таблица 1 (средние баллы по каждой исследуемой группе)

Вид агрессии

Контрольные группы

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Гендер –

мальчики

9,5

5,2

8

3,5

5

5,5

5

6

Гендер –

девочки

7,6

5,7

5,3

3,65

4,85

5,2

12,5

7,5

Полная семья

10

4,5

9

2,5

5,95

6,8

8,8

5,25

Неполная семья

7,85

7,3

6,5

3,25

4,95

5,1

7,8

4,45

Таблица 2 (процентное соотношение по каждой исследуемой группе)

Вид агрессии

Контрольные группы, Физическая агрессия, Косвенная агрессия, Раздражение, Негативизм

Обида

Подозрительность, Вербальная агрессия, Чувство вины

Гендер –

мальчики

95%

52%

80%

35%

50%

55%

50%

60%

Гендер –

девочки

76%

57 %

53%

36,5%

48,5%

52%

100%

75%

Полная семья

100%

45%

90%

25%

59,5%

68%

88%

52,5%

Неполная семья

78,5%

73%

65%

32,5%

49,5%

51%

78%

44,5%

График процентного соотношения по гендерным показателям

График процентного соотношения в полной и неполной семье

Таким образом, результаты нашего исследования оказались следующими:

— физическая агрессия на 19% более выражена у мальчиков, чем у девочек; и на 21.5% преобладает в полных семья, чем в неполных;

— косвенная агрессия на 5 % ярче выражена у представителей женского пола, и 28% более выражена в неполных семьях;

— раздражение ярков выражена у мальчиков – разница в 23% и 25% повышена у полных семей;

— негативизм на 1.5% проявляется у девочек и на 7.5 % ярче представлен в неполных семьях;

— обида у учеников несколько в большей степени выражена, чем у учениц того же подросткового возраста – разница в 1,5% и на 10% выше в неполных семьях;

— подозрительность также более характерна для мальчиков– разница 3 % и на 17% преобладает в полных семья, чем в неполных;

— вербальная агрессия в большей степени на 50% характерна для учениц и на 10 % преобладает в полных семьях;

— Чувство вины на 15% более выражены у девушек и 8 % выше у полных семей, чем неполных;

Таким образом, по результатам исследования можно говорить о том, что в контрольной группе по гендорному признаку, более выражены такие агрессивные и враждебные реакции, как:

— физическая агрессия

— негативизм

— вербальная агрессия

Под этими типами агрессивного поведения, в полученных данных наибольшая разница в данной подгруппе.

В контрольной группе, по фактору – полная / неполная семья, более выраженными оказались такие реакции, как:

— косвенная агрессия

— раздражительность

— подозрительность

— и вербальная агрессия.

2.3. Рекомендации для подростков, педагогов и родителей по оптимизации агрессивности подростков

Нужно помнить, что резкое подавление агрессии, строгие наказания могут привести к закреплению негативного поведения. Строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов у ребенка в его присутствии, но зато потом, в отсутствие педагога, они выплескиваются. Отсутствие наказаний также приводит к закрепление агрессивности. Поэтому перед педагогом стоит достаточно трудная задача — выбрать оптимальные способы разумного подавления агрессивности. Ребенку обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом стало появление чувства вины, но не страха и враждебности к учителю.