«особенности Я-концепции в подростковом возрасте»

Курсовая работа

Известно, что в подростковом возрасте самооценка является не стабильной и любое событие может изменить ее в течение нескольких секунд.

Связь самооценки человека с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими, с успехами в учебе – занимает не мало важную роль.

Наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст нестабильный, переходный период в жизни человека.

В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на происходящие события, на людей рядом. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети вступают на последнюю ступень личностного формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающий мир.

Вышеуказанные факты указывают на актуальность темы, выбранной мн

Делая обзор литературы по теме исследования, необходимо остановиться на следующих авторах и их работах:

Кандидат психологических наук И.А. Горьковая в своей работе «Нравственные и правовые аспекты самосознания у школьников» обращает внимание на резкий рост нарушений преступлений в среде подростков. Автор приходит к выводу о целесообразности исследования степени сформированности сознания у старшеклассников. В исследовании приняли участие благополучные дети (126 школьников и 45 школьниц в возрасте 15-17 лет).

В ходе исследования был использован «Патохарактерологический диагностический опросник». В результате был получен следующий результат: у 44% мальчиков и 31% девочек выявлена выраженная психологическая склонность к отклонению от нормы поведения.

В работе сделан вывод о необходимости переноса центра тяжести в отношении с подростками с мер o тд e льных с o ци a льных сл y жб н a м e ры б o л ee o бщ e г o характера.

22 стр., 10576 слов

Профориентационная работа с подростками и студентами

... и возможной профориентационной работе с подростками и студентами. Целью своего реферата я поставил изучение направлений профориентацинной работы с подростками и студентами, выявление особенностей профориентационной работы с ними ... кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и ...

Работа Тумановой Е.В. («Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты)») посвящена взаимосвязи образа отца и образа Я у подростков, ее динамике на протяжении подросткового возраста, а также гендерным аспектам формирования образа отца и представлений о себе у подростков.

В исследовании приняли участие дети 11, 13 и 15 лет. Исследование проводилось при помощи методик «20 утверждений» М.Куна («Какой я»), Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС).

В результате исследования автор приходит к выводу, что отношения с отцом наиболее эмоционально близкие, теплые у девочек среднего возраста. В этом возрасте велика критичность девочек по отношении к отцу, понижается степень отожествления.

У мальчиков, чем более эмоционально близкие отношения с отцом, тем более выражено сопоставление себя с отцом, т.е. желание быть похожим на него.

Исследователь Егорычева И.Д. («Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития)”) рассматривает вопрос о актуальности некоторых подростковых проблем. По мнению автора, одной из главных в психолого-педагогической науке является задача разработки и организации технологий полезного взаимодействия. В работе проанализированы особенности взаимодействия, а также предлагаются сравнительная характеристика возрастных потребностей и их реализации в жизни подростка.

Объектом моего исследования является личность в подростковом возрасте. А именно подростки 12-17 лет.

Предметом выступают структурные компоненты самосознания в подростковом возрасте. То есть отношение к себе.

Исходя из вышесказанного вытекает цель моей работы:

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) Изучить теоретические данные по данной теме

2) Дать анализ особенностей самосознания подростка

3) Дать оценку значимому внутреннему образу через ведущие ценности подростка

I. Особенности представления о «Я-концепции» в подростковом возрасте

1.1. История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков [7]

В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствие получил название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш .Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие.

14 стр., 6776 слов

Проблема взаимоотношения отцов и детей подросткового возраста

... в старших классах, когда дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей. Цель исследования: «Изучить с какими проблемами сталкиваются во взаимоотношении отцы и дети». ... ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и ... по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и ...

В период 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. В зарубежной литературе мы чаще встречаем термин «Я — концепция», обозначающий «совокупность всех представлений индивида о себе» (М Кун, М. Розенберг и др.).

Самосознание выполняет следующие функции: мотивационную; функцию целеполагания; детерминирует отношение к окружающему миру; определяет развитие тех или иных личностных черт, узаконивая их или возводя в статус желаемых; функция самоконтроля; является основанием для приобщения субъекта к тем или иным людям, группе лиц.

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник — австрийский психиатр Зигмунд Фрейд – не создал систематической теории, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности. Его идеи были развиты многочисленными последователями.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возраста особенно, был американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:

— Самосознание временной протяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее.

— Осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе.

— Обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (выбор профессии, половой поляризации, идеологических установок).

13 стр., 6010 слов

Особенности психического развития человека

... среди них занимает психическое развитие ребенка, т. е. определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития[5]. Преформированный ... взрослой личности и позволил автору создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями ...

Видные русские психологи А. Галич, А. Потебня, И.М. Сеченов и другие рассматривали развитие самосознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я».

В контексте социокультурного подхода к пониманию природы личности, специфики становления её самосознания, необходимо коснуться ещё одного более широкого взгляда на содержание этого понятия. Термин «личность» охватывает как природный, так социальный и культурный аспект. Такая широта описания понятия личности является избыточной, но рассмотрение всех данных аспектов может передать внутреннюю динамику формирования личности. Личность обладает данной ей от природы органической сущностью, потребностями и импульсами, которыми она обучается управлять по мере присвоение коллективных правил и норм в ходе социализации и индивидуального становления. При этом личность предстаёт как человек, характеризующийся самостоятельностью и ответственностью, который в своих поступках, переживаниях и мыслях опирается на общечеловеческие нравственные принципы, а не является только лишь субъектом социального взаимодействия. Таким образом, личность выступает как субъект культуры, способный к осмысленному преобразованию своей природной сущности и присваиваемых социальных норм и моделей.

Не смотря на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), в психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.

1.2 Условия и особенности построения адекватного образа «Я» у подростков

Под адекватностью образа «Я» подразумеваются точность понимания собственной личности и личности другого человека.

На адекватность образа «Я» прежде всего влияет самоуважение и отсутствие внутренней конфликтности, которые находятся между собой в обратной взаимосвязи. То есть, наиболее хорошо разбираются в собственной личности те подростки, у которых присутствует высокое самоуважение при низкой конфликтности и наименее хорошо понимают себя подростки, у которых отсутствует уважение к себе, при высоком негативном фоне по отношению к себе и внутренней конфликтности. Интерес к познанию себя с адекватностью самопонимания непосредственно не связан, однако он оказывает опосредованное влияние через самоотношение. При прочих равных условиях (уровень самоуважения и внутренней конфликтности) наличие интереса повышает адекватность самопонимания, а при его отсутствии — адекватность образа «Я» ниже. [ 8 ]

17 стр., 8114 слов

Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала

... уровень стрессоустойчивости у подростков. Цель: исследовать и сравнить наличие стрессового состояния подростка с уровнем ... резервов, которая позволяет человеку соответствующим образом отреагировать и выжить. Хотя ... Проволочки — нежелание выполнять необходимую работу, оттягивание момента и создание искусственных ... подростка − оказывать ему внимание, доверять и помогать, как взрослеющей личности, ...

Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов — какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее прослеживается изменение структуры образа Я в целом. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей внешности, формирует устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства Я — умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими. [8]

Интерес к себе в подростковом возрасте в одних случаях связан с чувством аутосимпатии, а в других с наличием внутренней конфликтности и общего негативного фона по отношению к себе.

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.

Подростковый возраст — это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение самого себя.

Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:

1. Реальное Я человека;

2. Собственное Я в представлении самого человека;

3. Его Я в представлении других людей;

4. Представления человека о том, что о нем думают другие;

5. Представления о том, каким ему хотелось бы стать;

6. Представления о том, каким его хотели бы видеть другие.

Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символами, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.

Таким образом, можно сказать о том, что самосознание подростка обладает определенными особенностями, отличающими его от самосознания других возрастных периодов.

1.3 Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психических и физических состояний и действий и процессов. Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности, который И.С. Кон обозначил как «открытие Я», рассматривая его как результат социализации.

15 стр., 7031 слов

Особенности самооценки личности подростков в связи с их уровнем притязаний

... работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 1. Теоретические и методологические основания исследования самооценки личности подростков в связи с уровнем притязаний ... - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Как полагает ...

Социализация выступает как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходе которого человек не просто усваивает социокультурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваивая нормы и стереотипы, принятые в обществе. Внешнее воздействие дает психологический эффект лишь преломляясь через ранее сложившийся у человека строй мыслей и чувств. Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентиров на авторитет. [6]

Эталоны, задаваемые социокультурным окружением, формируют форму и содержание самосознания.

Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. [2]

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Изучением вопроса влияния на развитие личности существующего значимого взрослого (так называемого «Героя-взрослого») занималась исследователь Квартальнова Д.В. Проведенное автором исследование показало, что в подростковом возрасте существует такое психологическое образование как Герой. Герой является персонифицированным идеалом подростка. Героя может не быть, он может быть Внешним (когда главными для подростка в его образе являются внешность, таланты, общественное признание или деньги), или Внутренним (когда главным для подростка является внутренний мир Героя, его мировоззрения, внутренние достижения).

Внутренним Героем может стать значимый взрослый. В результате исследования было доказано, что на ценностные ориентиры подростка оказывает влияние наличие Героя, специфика подросткового возраста, средовые влияния и современная социальная ситуация, транслирующая определенный ряд ценностей. [ 5 ]

Всех испытуемых Квартальнова Д.В. посчитала возможным разделить на несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия у них образа героя. Испытуемых группы «Есть Герой-Взрослый» отличает высокий интеллектуальный уровень, выдающийся уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция и повышенный уровень тревожности. Испытуемых группы «Нет Героя» отличает низкий интеллектуальный уровень, средний уровень творческого мышления, в целом благополучная Я-концепция.

53 стр., 26295 слов

Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

... на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью. методики: 1. Кинетический рисунок семьи. 2. Семейная социограмма, 3. Методика Рене Жиля. 4. Методика «Лесенка для детей» (В.В. Ткачёва). 5. Опросник ... в то же время очень тактичная помощь подростку в учебе, в овладении навыками самостоятельной работы.[13] Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те ...

Таким образом, значимый взрослый может стать Героем, который является одним из факторов личностного развития подростка. Герой-Взрослый задает направление и цель развития подростка, являясь эталоном сравнения на всех этапах саморазвития. Появлению Героя-Взрослого способствует хороший интеллектуальный уровень подростка и высокий уровень творческого мышления. Наличие и специфика Героя влияет на выработку Я-концепции подростка. Качества, которые подросток выделяет в образе Героя-Взрослого, с одной стороны связаны с общей спецификой подросткового возраста, с другой — определяются личностными особенностями каждого подростка.

Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополнительными.

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова и ранних сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентации.

Исследование особенностей образа «Я» в подростковом возрасте

2.1 Целостная характеристика образа «Я» подростка. Анализ развития самосознания.

см. Приложение 1

Перед тестированием проведен инструктаж по правилам ответов на данные вопросы. Главное правило — нет правильных и не правильных ответов.

см. Приложение

(см. Приложение 3)

Целью данной методики является — через анализ ответов установить качество самоотношения и самооценки подростка.

Значение показателей варьируется в зависимости от шкалы. То есть, в одной шкале высокий показатель может соответствовать норме, в другой- не соответствовать.

Самоотношение рассматривается как представление личности о смысле собственного «Я». Самоотношение в значительной мере выявляется через переживание собственной ценности : от самоуважения до самоуничижения.

Значения подсчитывались по 9-ти шкалам с помощью специального ключа трафарета.

2.2 Обработка и анализ проведенного исследования

Количественный анализ.

Испытуемых было 5 человек. В среднем, у всех средние показатели. У 40% подростков (2 человека) показатели выше остальных.

Качественный анализ.

Шкала Закрытость. Низкий показатель принадлежит 12 летнему подростку и указывает на внутреннюю честность, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя.

(см. Приложение 2 Рисунок 1)

Шкала Самоуверенность. Самый низкий показатель у 14 летнего подростка, но он в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе. При неожиданном появлении трудностей, уверенность в себе угасает.

34 стр., 16586 слов

Исследование взаимосвязи между креативностью и составляющими ...

... психологической и педагогической научных отраслей является выявление и формирование социально ... подростков. Гипотеза: подростки с высокой креативностью имеют низкий ... Во-вторых, подростковый возраст - ... (SPA) «Шкала оценки уровня ситуативной ... рисунка, список используемой литературы, глоссарий, приложения. В нашей стране лишь единичные работы посвящены исследованию тревожности среди креативных подростков ...

Высокий показатель у 12 летнего подростка характеризует выраженную самоуверенность, ощущение силы внутреннего «Я», высокую смелость в общении. ( см. Рисунок 2 )

Шкала Саморуководство. Низкий показатель- 14 летний подросток. Раскрывает особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают

(см. Рисунок 3)

Шкала Отраженное самоотношение. Низкий показатель у 15,16 и 17 лет. Подростки в данном возрасте относятся к себе как к неспособному вызват уважение у окружающих. Одобрение и поддержка не ожидаются.

(см. Рисунок 4)

Шкала Самоценность. Низкий показатель соответствует 14 летнему возрасту, что говорит о глубоком сомнении человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «Я».

(см. Рисунок 5)

Шкала Самопринятие. Низкий показатель имеет 14 летний подросток, что указывает на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя слишком критично.

(см. Рисунок 6)

Шкала Самопривязанность выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию. Высокий показатель у 12 летнего подростка – стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, видение и оценку себя.

(см. Рисунок 7)

Шкала Внутренняя конфликтность определяет наличие внутренних сомнений, несогласия с собой, предрасположенность к самокопанию.

Высокие значения у 16,17 летних подростков. Они соответствуют людям, у которых преобладает негативный фон отношения к себе.

(см. Рисунок 8)

(см. Рисунок 9)

Низкий показатель у 17 летнего подростка. Отрицание собственной вины в конфликтных ситуациях, ощущение удовлетворенности собой сочетания с поруганием других, поисками в них источников всех бед и неприятностей.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что самооценка в подростковый период очень не устойчива. Яркой вспышкой начинается подростковый возраст на 12 году жизни — самооценка ребенка «взлетает» и становится очень высокой, и подвергается «сильным атакам» переходного возраста ребенок 14 лет. Именно 14 год жизни является переломным в жизни каждого человека и очень важно не упустить это время и помочь подростку преодолеть трудности и быть с ним рядом и именно тогда самооценка ребенка падает ниже нормы.

Заключение

Отрочество — это период жизненного цикла между наступлением пубертата и началом взрослости. Но достижение взрослого статуса в нашей культуре не институализировано, и переход ко взрослому состоянию выступает как сочетание феномена психологического созревания и определенных социальных событий (уход из родительской семьи, участие в рынке труда, создание собственного жилища).

3 стр., 1245 слов

Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего ...

... образа в рисунках дошкольников. Задачи исследования: Изучить теоретические основы по проблеме формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных художественных техник; Выявить особенности развития умений создания выразительного образа у детей старшего дошкольного возраста ... формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами ...

Хотя отрочество как этап, отличный от детства и взрослости, является универсальной реальностью для всех культур и для всех исторических эпох, в западной культуре этот период наиболее продолжителен. Он охватывает все десятилетие от 11 до 18-летнего возраста и составляет специфический опыт, являющийся важной составляющей жизненного опыта человека.

Различные зоны адаптации, развивающиеся в отрочестве, включают определенные заботы и тревоги, не вызывая, однако, кризисного состояния. Переживание кризиса для подросткового возраста характерно не более, чем для любого другого возраста.

Распространенное мнение об отрочестве как о периоде кризиса развития основано на двух противоположных значениях, которые получило понятие кризиса в ходе истории: «благоприятное» значение — возвращение душевного здоровья, «неблагоприятное» значение — носитель страданий и скорби.

Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для формирования личного мнения. Эталоны, задаваемые социокультурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Именно этим определяется роль окружения (в том числе взрослого) в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте.

Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период. Поэтому очень важно взрослым рядом не планировать конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливаться на нём, а что еще чаще встречается сравнивать подростка с другими. Дети 12-14 лет очень остро воспринимают данное отношение к себе.

«Подростки дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанные, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят её причинять, — они уже люди.»

Жан Лабрюйер

Данное высказывание говорит о том, что дети в подростковом возрасте становятся личностями и важно не забывать об этом.

Приложение 6

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ya-kontseptsiya-podrostka-i-ego-sotsialnoe-okrujenie/

  1. Дубровина И.В. Психология : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.

  2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

  3. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. — 671 с. (с. 141-157)

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000