» Психологическая проблема общения в подростковом возрасте»

Подростковый возраст самый обсуждаемый в психологической литературе. Многие родители боятся наступления этого возраста своих детей и ждут неизбежных проблем. Вспоминая себя, редко кто хочет вернуться именно в этот возраст, все скучают по детству, но очень редко звучит желание быть подростком. Безусловно, это тяжелое время не только для родителей, но и для самого взрослеющего ребенка. Эта тема актуальна на сегодняшний день.

По сути, подросток, это человек, который находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями: детство и взрослостью. Он уже не имеет преимуществ ребенка, но еще не достиг возможностей взрослого.

Прежде всего, хотелось бы обозначить границы возраста, который мы называем подростковым. Ранним началом переходного периода можно считать достижение ребенком 10-ти летнего возраста. Обычно самым сложным для подростка и его родителей является период от 12 до 14 лет. Как правило, к 16-17 годам эмоциональный накал спадает и обстановка в семье гармонизируется. Но бывает, что рамки сдвигаются в ту или иную сторону в силу особенностей эмоционального развития отдельного ребенка.

Для развития человека важен каждый возраст. Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество — это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Цель: Выявить роль и место общения ребенка со взрослыми и сверстниками в ходе его психического развития.

Объект: Личность в подростковом возрасте.

Предмет: Психологические проблемы общения в подростковом возрасте.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме.

  2. Обработать подобранный материал.

    5 стр., 2468 слов

    Динамика психического развития детей, больных олигофренией. Подростковый криз

    ... наблюдается замедленное развитие игровой деятельности. Запаздывание в формировании одних психических новообразований ведет к недоразвитию других. В подростковом возрасте особенности развития детей с ... или специальных интернатах. Основная часть 1 Развитие детей с отклонениями психического развития в онтогенезе В динамике психического развития детей больных олигофренией, признаки эмоционального и ...

  3. Провести методику.

  4. Разработать рекомендации для подростков.

  5. Подвести итоги и оформить итоги исследования.

Методы:

  • Анализ научно – педагогической и методической литературе.

  • Исследование.

Глава 1. Психологическая проблема общения в подростковом возрасте.

    1. Понятие и виды общения.

Единственная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения.

А.де Сент – Экзюпери.

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирование основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Иногда приходится слышать, что умение некоторых людей хорошо общаться – врожденное качество, то есть одним «на роду написано», а другим не дано. Конечно, личностные особенности человека, например, темперамент, оказывают влияние на его способности к общению, но резервы для увеличения коммуникативных способностей почти у каждого человека таковы, что даже реализация их небольшой части может дать ощутимый результат. Беда в том, что многие люди считают второстепенным и труднодостижимым дело. А ведь каждый человек способен научится общаться продуктивно.

Введение четкого понятия «общение» нам необходимо для того, чтобы знать, о чем же дальше пойдет речь. Полностью описать процесс общения и на этой основе строить взаимоотношения. Самое актуальное понятие:

Общение — это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, процесс установления и развития контактов между ними, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В процессе совместной деятельности люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и устанавливают различные связи, взаимодействия. Поэтому в процессе общения выделяются три взаимосвязанных сторон:

  • Перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка в общении),

  • Интерактивная(регулирование взаимодействия собеседников),

  • Коммуникатинвая ( передача информации).

перцептивная

5 стр., 2004 слов

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей (1)

... другому человеку. 2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы. 3. Обсуждение интересующей проблемы. 4. Решение проблемы. 5. Завершение контакта (выход из него). 2. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей Без общения не ...

интерактивная

коммуникативная

Полноценность общения определяется количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу.

Вид общения – это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение.

В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.

По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное общение – это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

Опосредованное общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.

Общение может быть межличностным или массовым. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяются два типа: диалогическое и монологическое.

Диалогическое общение – равноправное субъект – субъективное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект – объектные отношения.

    1. Проблема общения подростка со взрослыми.

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми складывается под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к раннее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемление своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятна ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его мест в системе новых складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее время провождение помогают подростку по – новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

18 стр., 8882 слов

Диагностика и развитие творческих способностей подростков

... и творческого потенциала, исследовать и обобщить принципы их построения и систему реализуемых в них психологических условий. 3. Разработать, обосновать и апробировать в работе со школьниками -подростками ... подростков в психологической литературе. Проанализировать представления об условиях их развития. 2. Осуществить анализ подходов к разработке программ развития креативности ...

В случаях когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся раннее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор ( подросток материально зависит от родителей ) и социальный ( подросток сохраняет социальное положение ученика ).

В результате между подростками и взрослыми могут возникнуть конфликты.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся к стремлении высвободиться из – под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей, тайной жизнью.

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.

В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, который, в свою очередь, контролирует позиции матери и отца в отношении к ребенку. Так, американская ментальность выделяет образ «мамочки», который Э.Эриксон распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен.

Признаки «мамочки» по Э.Эриксону:

1. «Мамочка» — бесспорный авторитет в вопросах нравов и нравственности в своем доме и (через клубы) в своей общине; тем не менее она так или иначе позволяет себе оставаться тщеславной в своем облике, эгоистичной в своих требованиях и инфантильной в своих эмоциях.

2. В любой ситуации, где это расхождение приходит в столкновение с почтением, которого она требует от своих детей, она винит детей, но никогда не винит себя.

3. Таким образом, она искусственно поддерживает то, что

4. Она демонстрирует непреклонную враждебность к любому свободному выражению самых наивных форм чувственного и сексуального удовольствия со стороны своих детей и достаточно ясно дает понять, что их отец, с его сексуальными притязаниями, смертельно ей наскучил. Однако сама, по-видимому, вовсе не расположена с возрастом жертвовать такими внешними знаками сексуальной конкуренции, как слишком молодежные наряды, ужимки эксгибиционизма и макияж. Вдобавок у нее развивается жадный интерес к сексуальным проявлениям в книгах, фильмах и разговорах.

10 стр., 4859 слов

Мимика и жесты психология

... дать психологическую характеристику мимики и жестов. Экспериментальный метод, предоставивший возможность выявить психологические закономерности человека и мимики и жестов. Сравнительно-сопоставительный метод, благодаря которому мы сравнили мимику и жесты людей, являющихся носителями разных языков. Лингвопсихологический метод, ...

5. Она учит воздержанию и самоконтролю, но сама не способна ограничить потребление лишних калорий хотя бы для того, чтобы влезать в те самые наряды, которые она предпочитает.

6. Она ожидает, что ее дети не будут давать себе никаких поблажек, тогда как сама ипохондрически обеспокоена собственным благополучием.

7. Она стоит стеной за высшие ценности традиции, хотя сама не хочет становиться «старушкой». На самом деле она смертельно боится того статуса, который в прошлые времена был плодом богатой жизни, а именно статуса бабушки.

Пожалуй, этого будет достаточно, чтобы показать: «мамочка» — это образ женщины, в жизненном цикле которой остатки инфантильности соединяются с рано наступившей старостью, вытесняя средний диапазон женской зрелости, в результате чего она становится эгоцентричной и косной. Фактически как женщина и как мать она не доверяет своим собственным чувствам. Даже ее сверхозабоченность вызывает вместо доверия прочное недоверие.

Российская ментальность состоит в неоднозначности образов родителей — ведь Россия безгранично распростерта в разных параллелях и меридианах Востока и Запада северных и южных широт, в разных этнических (более 200) и религиозных воплощениях.

Описанные выше стили родительского общения и воспитания дают возможность представить варианты условий, создаваемых подросткам родительскими семьями и школьными учителями. Именно разнообразие стилей, которое получает подросток в каждодневном общении со взрослыми, обучает его стратегиями общения в реальном взаимодействии людей.

    1. Проблема общения подростков со сверстниками

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать собственную личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

12 стр., 5620 слов

Критерии удовлетворенности общением

... удовлетворенность общением у подростков (Таблица 2, глава 3). Корреляционный анализ позволяет выявить наличие или отсутствие связи между переменными, показать статистическую значимость показателей. Также использовался критерий ... и бланк методики представлен в приложении 1(б). Система ценностей ориентаций ... ближайших друзей подростков– учащиеся других школ и т. д.) в расширении географии общения ...

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр. argot) — слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговой, но может иметь в обороте и 5—7 сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты, люберы и др.).

Так, панки (от англ. pune — отбросы) внешне отличаются от других по «гребню» — торчащей вверх фиксированной полосе волос от лба до затылка. «Гребень» может быть выкрашен в яркий, неприродный цвет — красный, зеленый. Общий вид такой головы архаичен — напоминает что-то среднее между гребнем игуанадо-на или стегозавра из книги «По путям развития жизни» и украшением дикаря. Чем отличие об общепринятой прически больше, тем лучше. Панки являются носителями особого подросткового сленга и мата. Это прежде всего подростки в возрасте 12—15 лет. Панки демонстрируют пренебрежение к культуре, к общепринятым нормам. Они «любят грязь», как поет о них Б.Гребенщиков. Панки демонстрируют, что они «отбросы».

28 стр., 13934 слов

Выпускной квалификационной работы – «Эстетическое воспитание ...

... введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования 1.1.Эстетическое воспитание: понятие, факторы и условия, методы и средства ...

Другие группировки подростков также имеют свои внешние выразительные атрибуты и свой специфический сленг.

Помимо автономной сленговой речи, которая объединяет подростков в группы, необходимо выделить также площадные жесты и позы — агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные. Подростковое невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными жестами и позами. При этом они не вникают в глубинные смыслы своих выразительных действий.

Так, подростки легко дразнят друг друга высовыванием языка, показыванием кулака, постукиванием пальцем по уху, кручением пальцем у виска, демонстрацией «фиги», позы «мачо», зада, жеста «фак» и др.

Перечислим описание некоторых поз и жестов, а также смыслов, которые обычно традиционно в них вкладываются.

Показывание языка — распространенный на многих континентах жест дразнения, привлечения внимания и провокации неприязни.

Высовывание (вываливание) языка при внимании — «язынить», зевать, разинув рот, высунув язык (В.Даль) — признак глупости, умственной отсталости. Подражание субъекту с открытым ртом есть форма дразнения, унижения его.

По отношению к противоположному полу специфическая демонстрация языка может носить сексуальный оттенок.

Интенсивное высовывание языка часто сочетается с наклоном корпуса вперед, руки могут быть опущены в карманы и каким-либо образом демонстрировать сопровождающие условные дразнящие специальные знаки.

Показывание кулака — жест угрозы, ярости.

Обычно эмоция ярости «возбуждает мозг, сообщает силу мышцам и одновременно придает энергию.воле. Тело обыкновенно держится прямо, будучи наготове к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед к обидчику, и мышцы конечностей при этом более или менее напрягаются» (Ч.Дарвин).

Обычно подростки чрезвычайно экспрессивно демонстрируют агрессию, напряжение и поднимание кулака сопровождаются оскаливанием клыков (работает лицевая мышца, на щеках образуются отчетливые складки, а под глазом, особенно около его внутреннего угла, образуются резкие морщины).

Как указывал Ч.Дарвин, «точно такое же движение производит собака, когда она рычит; она часто поднимает губу только с одной стороны, обращенной к противнику, когда она как бы намеревается вступить в драку». При этом жесте угрожающий агрессивно смотрит в глаза противнику.

Кручение указательным пальцем у виска означает, что у другого не хватает ума, чтобы что-то понять: «Не все дома!» Выражение лица показывает пренебрежение к умственным способностям другого. Знак часто показывают после какой-либо оплошности другого или изнуряющего долговременного преследования.

Фига (кукиш, шиш, дуля) — кулак с пропуском под указательным большого пальца — грубый, агрессивный жест в знак презрительного отказа, издевки, насмешки и т.д.

Демонстрация фиги есть знак смелого проявления отказа в противоположность «фиги (кукиша) в кармане» — трусливого жеста, выраженного за глаза. Жест «фиги» как бы ставит на место агрессивного другого, но одновременно провоцирует и его агрессию.

4 стр., 1888 слов

Проблемы социализации подростков

... влияние на успешность социализации подростка. Неблагоприятное социальное окружение является основополагающей проблемой успешной социализации подростка. Фактически среди выявленных проблем социализации подростков возможно выделить следующие: ... — Ростов-на-Дону, — 2003. — 319 с. Приложения Приложение 1 Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором ...

Поза «мачо» характерна для мальчиков. Отличительной особенностью данной позы является обращение внимания других на свою половую принадлежность. Руки при этом находятся рядом с пахом, привлекая внимание к данной области. Демонстрируется специфическая агрессия, оскорбляющая достоинство других лиц независимо от половой принадлежности.

Жест «фак» — оскорбительный знак, означающий нецензурное ругательство или «сядь на это»; палец поднят вверх.

крайнее выражение агрессивной вульгарности, пере-ступание черты нормативного поведения. Он рассчитан на то, чтобы вызвать резкую фрустрацию у того, кому он предназначен. (По материалам В.С.Мухиной и К.А.Хвостова.)

Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов. Они подхватывают эти телесные формы экспрессии и интенсивно используют их независимо от пола. Хотя все описанные выше позы и жесты сформировались для оскорбления достоинства другого человека, подростки в своей группе могут «не обращать» внимания на их значение и смысл.

Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Есть категория подростков, которая весьма чутко относится к родному слову и стремится к очищению и развитию собственной речи. Им претит пошлость, подчиняющая себе общение со сверстниками через сленг и невербальные агрессивные формы коммуникации. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на «своих» и «чужих».

Диапазон подростковых ориентации в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве — чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

Дружба. Для отрочества, как мы уже говорили, большое значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки-подростки выражают свои чувства объятиями и стремлением прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам-подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. Все — и мальчики и девочки-подростки — озаряют своего друга сиянием восхищенных любящих глаз. Подростковая дружба, начавшись в И, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.

32 стр., 15746 слов

«Организационнопедагогические условия формирования основ патриотизма ...

... возраста начальных знаний по истории родной страны, воспитания любви к своей родине и гордости. И.А. Рыбаловой были определены и рекомендованы принципы организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников: ... через воспитание у детей культуры межнационального общения. ... Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что ... понятие «патриотическое воспитание» на различных исторических этапах ...

Совместное отчуждение от взрослых может осуществляться в разных формах: озорство в общественном транспорте, на улице;

грубость и демонстрация агрессивного игнорирования и т.д. Нельзя при этом сказать, что подростки осознают эту свою потребность в переживании отчуждения. Часто демонстрация отчуждения возникает спонтанно. Переступая вложенные в него ориентации на нормативное поведение и уважение к старшим, подросток испытывает пьянящее чувство освобождения и укора совести одновременно.

Кроме поведенческих форм отчуждения подростки могут обсуждать друг с другом характеристические особенности своих родителей. Содержание этих обсуждений и общий стиль беседы и здесь зависят от их общего культурного развития. Дети из хороших семей, ориентированных на духовность в жизни и в общении, делятся друг с другом своими переживаниями, связанными с тем, что они стали отстраненно наблюдать родителей, смотреть на них как бы со стороны. Это отчуждение души мучает и создает напряжение, раскаяние. У таких подростков внешний план отношений с родителями может сохранять пристойные формы. Дети из деградирующих семей также могут тонко рефлексировать и страдать, но проявляют себя в отчужденных поступках: уходят из дома вместе с приятелями, угрожают, грубят и т.п.

Каково бы ни было воспитание в отрочестве, обособление от родителей дается подростку нелегко. Обособление, связанное с повзрослением, необязательно происходит именно в отрочестве. Оно может произойти и в более старшем возрасте.

Глава 2. Исследования проблем общения в подростковом возрасте.

2.1. Методика « Взаимоотношение с собеседником»

.( Приложение

Перед диагностикой я провела инструктаж, как правильно отвечать на данные высказывания.

( Приложение 2).

Целью проведение данной методики является выяснить проблему взаимоотношений с собеседником.

( Приложение 3).

Баллы подсчитываются в шкалах. После того, как все оценили высказывания, получаем три результата, по ключу мы высчитываем результат. И делаем выводы по данной работе. У кого взаимоотношение в норме, а у кого в трудном состоянии, которое нужно исправить.

2.2.Обработка и анализ результата диагностики и всего исследования

Я диагностировала 5 человек. В среднем, у всех были хорошие показатели. У 40% подростков (2 человека) показатели выше остальных.

(Приложение 4).

(Приложение 5).

(Приложение 6).

(Приложение 7).

Вывод: По данной диагностики и исследовательской деятельность можно сказать, что у большинства подростков показатели скачут. Это связано с кризисом подросткового возраста, когда у них все нестабильно. Хотя есть подростки, которые без проблем проходят данный период, кризис, но это к сожалению не все. Так же и общение в подростковом возрасте нестабильно, все зависит от отношения и поведения взрослых, сверстников к подростку. Этот возраст надо пережить и преодолеть кризис.

Рекомендации подростку:

  1. Помни у всех был подростковый возраст, и все его пережили, значит и ты переживешь.

  2. идет рука об руку с конфликтами и скандалами. Если на вас кто-то кричит, не отвечайте ему тем же. Сохраняйте спокойствие. Такая реакция будет неожиданной для кричащего и вызовет у него злость. Но затем последует чувство вины за то, что он вел себя некорректно

  3. Если вам кто-то не очень приятен, но общение прекратить никак нельзя, попробуйте при встрече с этим человеком выражать больше радости: улыбайтесь, произносите его имя с особой теплотой. С такой практикой отношение к человеку действительно изменится в лучшую сторону.

  4. Проявляй внимание к родителям. Интересуйся, как самочувствие, как дела на работе и т. п. Чем ты старше, тем острее родители переживают твое отдаление от семьи. Они боятся стать тебе ненужными, боятся, что ты их больше не любишь. И порою их мелочные придирки и навязчивые вопросы — только средство обратить на себя твое внимание. Уделяй беседе с мамой-папой полчаса в день. Они станут воспринимать тебя как источник тепла. А внимательному заботливому человеку труднее в чем- либо отказать. Так что твои усилия не пропадут зря.

  5. Создавай доверительную атмосферу. Рассказывай о себе. Безусловно, ты имеешь право на личную жизнь. Вовсе не обязательно выкладывать все, как под пыткой. Но если ты будешь молчать, как партизан на допросе, родители могут вообразить, что ты куда более страшный грешник, чем на самом деле. Если ты будешь изо дня в день хранить гробовое молчание просто потому, что тебе неохота лишний раз открыть рот перед отсталыми «предками», они вправе подумать, что ты скрываешь от них нечто ужасное. И справедливо постараются ограничить твою свободу. А ведь ты этого не хочешь?

Заключение

В результате теоретического исследования было установлено, что подростковый возраст является чрезвычайно важным периодом. Характеризуется появлением чувства взрослости, самостоятельности. Социальная ситуация развития в этом возрасте представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральными психологическими новообразованиями в подростковом возрасте становятся формирование у подростка самосознания и своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Отчуждаясь от родителей и одновременно любя их, подросток по-прежнему учится учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Но теперь он учится строить новые отношения со своей семьей уже на уровне возрастной отчужденности.

Важнейшей потребностью подростка является общение со сверстниками, в процессе которого происходит формирование личности, и стремление быть принятым в референтной группе, получить в ней признание.

Общение является фундаментом развития личности. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. от успешности процесса общения во многом зависит социализация подростка, его успешность в учебной и профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений.

Успешность общения индивида определяется уровнем сформированности у него коммуникативных умений, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника Резюмируя результаты данного исследования, уместно отметить, что дальнейшее изучении особенностей общения в подростковом возрасте и разработка с их учетом путей формирования коммуникативных умений у подростков является приоритетной задачей психологии и педагогики на современном этапе в связи с задачами совершенствования коммуникативной компетентности личности.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskie-problemyi-obscheniya-v-podrostkovom-vozraste/

  1. Ефимов Н.С. Психология общения . Практикум по психологии: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА- М. 2012. – 192 с. – (профессиональное образование)

  2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 640 с.

  3. Смирнов Е.Е. Психология общения: Курс для старших классов средней школы. – СПб.: КАРО, 2005 – 336 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения)