Критерии удовлетворенности общением

Выводы к главе 1.

1. Самореализация личности — это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов.

2. В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Самореализация достигается только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив личностного роста.

3. Проблема самореализации занимает важное место в системе наук о человеке. В силу ее актуальности и значимости в поисках ответа на вопрос о раскрытии человеческого потенциала к ней обращаются представители разных наук. Самореализация как психологическая проблема предполагает, прежде всего, исследование особенностей внутреннего мира людей с разным уровнем самореализации в основных сферах жизнедеятельности во взаимосвязи с их индивидными и личностными свойствами, а также изучение особенностей стратегий, способствующих самореализации.

4. Общение, по нашим предположениям, является одним из факторов самореализации подростка. Это не только его ведущая деятельность, но и тот фундамент, на котором происходит формирование личности. Следует оценивать значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и представляющей для них самостоятельную ценность.

5. В подростковом возрасте отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков– учащиеся других школ и т. д.) в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

6. Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, — то о ней свидетельствует строгое разграничение природы с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыявлении, самореализации и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания.

5 стр., 2183 слов

Потребности личности

... 3. Классификация и виды потребностей Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность ... понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к ...

7. Теоретическая часть позволила нам сделать анализ основных интересующих нас понятий, рассмотреть теоретических подходов к исследованию общения как одного из факторов самореализации личности, изучить категорию «общение» и особенности общения в подростковом возрасте и, тем самым, решить некоторые предложенные нами задачи.

Глава 2. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Организация

Всего в исследовании приняли участие 49 школьников старшего подросткового возраста (14-15лет) ……………………..

Этапы проведения практической работы:, Подготовительный

На подготовительном этапе был проведен сбор данных об эффективности выбранных методов и методик, подбор психодиагностического инструментария, осуществлена модификация анкеты по общению.

Основной

На основном этапе практической работы было проведено однократное исследование, реализация его составила 1 месяц. Диагностика проводилась три дня в неделю по 40 минут (вторым, третьим уроком) в благоприятных для работы психологических условиях. Время проведения по каждой методике составило не более 25 минут.

Заключительный

Заключительный этап предполагал количественный и качественный сбор полученных результатов, математическую обработку данных (корреляционный анализ, критерий Фишера), структурирование материала и его наглядное представление (графики, таблицы).

2.2 Оценка методов и методик

В практической работе были использованы следующие методы и методики:

  • Вопросник САМОАЛ: «Самоактуализационный тест» (модифицированный вариант POI).

  • Методика самооценки Дембо-Рубинштейн.

  • Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) М. Рокича.

  • Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

  • Анкета по общению №1 (, 1988).

  • Корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

  • Критерий — угловое преобразование Фишера.

Что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализированная личность, сложилось на основе исследования особенностей жизни, деятельности и общения душевно здоровых людей. Теория самоактуализации А. Маслоу на законном основании входит в число наиболее популярных и влиятельных концепций современной психологии. Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник POI. Вопросник был переведен и усовершенствован группой московских психологов. Я использовала адаптационный вариант теста POI, вопросник САМОАЛ. В его принимал участие . Вопросник состоит из 11 шкал, которые и выражают стремление к самоактуализации. Чтобы измерить общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, а также способность к адекватному самовыражению в общении мы брали лишь две шкалы (пункта): контактность в общении и гибкость в общении. Именно эта методика позволяет изучить основные параметры общения, что является одной из задач работы и целью исследования. Бланк опросника, ключ и описание шкал представлены в приложении 1(а).

14 стр., 6821 слов

«Психоаналитические учения о тревожности личности» ...

... однозначными и категоричными. Современной подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не стоит рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности ...

Методика Дембо-Рубинштейн направлена на определение уровня самооценки. Рисунок позволяет выявить самооценку (низкая, средняя, высокая) по отметкам, отражающих соотношение «я» реального и «я» идеального, а также на основе дополнительной информации, полученной в ходе беседы с испытуемым. Инструкция и бланк методики представлен в приложении 1(б).

Система ценностей ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему

миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции жизни. Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает ценностей:

1)терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2)инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.

В исследовании мы интерпретировали лишь список терминальных ценностей. Данная методика позволила выявить: является ли категория «общение» наиболее значимой ценностью для подростка, а также определить, насколько реализованы основные ценности у учащихся. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов. Бланк и инструкция представлены в приложении 1(в).

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Единственной методикой, позволяющей измерять тревожность как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная . Концепция Спилбергера формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности как черты ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка , а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детском возрасте. Тест адаптирован, модифицирован, стандартизирован . Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов – суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20- для оценки уровня личностной тревожности. Инструкция, бланк опросника, ключ и обработка результатов представлены в приложении 1 (г).

28 стр., 13812 слов

Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом ...

... симптомами. Задачами дипломной работы являются: 1. исследование нейропсихологического статуса ... в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно ... социальные отношения, поэтому уровень достижений детей на ... человеком, характерно отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия ... по данным НИИ дефектологии Академии педагогических наук России) составляет 4 – 9 лет. (7) В данной работе ...

Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является одним из основных , о чем свидетельствуют литературные данные (, , и др.).

Нами была проведена анкета по общению , по общим вопросам, касающимся общения в данных возрастных периодах.

Анкета состоит из 12 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории: 3,4,8,9,10- вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении. 1,5,11,12- вопросы посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим. 2,6,7- позволяют выяснить круг общения и предпочтения. Вопросы анкеты представлены в приложении 1 (д).

Анкета является модифицированным вариантом, вопросы соответствуют тем задачам, которые нам необходимо решить.

В качестве основных методов математической обработки данных был использован корреляционный анализ. Применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении показателей: контактность, гибкость, самооценка, удовлетворенность общением у подростков (Таблица 2, глава 3).

Корреляционный анализ позволяет выявить наличие или отсутствие связи между переменными, показать статистическую значимость показателей. Также использовался критерий — угловое преобразование Фишера для выявления различий в уровне исследуемого признака. Критерий Фишера — это многофункциональный статистический критерий, можно применять к разнообразным данным выборкам и задачам, к данным в любой шкале.

Выводы к главе 2

1. В целом, выбранные нами методы и методики соответствуют выделенным задачам, т. к. позволяют полно и точно изучить «общение» как один из факторов самореализации подростка.

2. Достоинством методик является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (МИЦО Р. Рокича), так и инструкцией.

3. Валидность и надежность большинства методик подтверждена.

4 .В качестве основных методов исследования мы также использовали метод математической обработки данных.

5. Все методики были подобраны с учетом индивидуальных возрастных особенностей подростков.

6. Избранные методы и методики практической работы и организации исследования оказались эффективными и продуктивными.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

методика САМОАЛ (самоактуализации личности)

Контактность в общении

Контактность в общении 1

Диаграмма 1. Распределение учащихся обследованной выборки по критерию контактность в общении

Как показывает диаграмма 1, из 49 человек лишь один подросток имеет низкий уровень контактности–20% из 100%. Средние показатели свойственны 35 учащимся, их показатель составляет от 40%-60%. Остальные учащиеся (14 человек) имеют высокий уровень контактности — от 70%-90%. Следовательно, способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими у подростков есть. Они ориентированы на общение, имеют высокую предрасположенность к контактам, как полезным, так и взаимо приятным. Общение для них – это определенная установка, цель, желание, интерес. Это постоянный поиск контактов, стремление к . Подростки вполне способны понять, принять друг друга, почувствовать ответственность за другого человека (за настроение собеседника), а также раскрыть себя другому. Они умеют подчеркнуть достоинства товарищей, близких, стремятся разобраться в окружающих людях и вместе с тем проявляют терпимость и уважение по отношению к ним.

Результаты выполнения диагностического задания по каждому учащемуся помещены в сводной таблице данных: «Результаты сбора фактических данных» — приложении 2(а).

Гибкость в общении

Гибкость в общении 1

Диаграмма 2. Распределение учащихся обследованной выборки по критерию гибкость в общении

Результаты исследования по второй шкале показывают (диаграмма 2) , что 16 подростков из 49 имеют низкий уровень гибкости в общении (20%-30%).

Средний уровень гибкости выявлен у 31 учащегося (от 40%-60%).

Лишь 2 человека имеют высокий уровень гибкости в общении. Это свидетельствует о том, что способность к адекватному самовыражению в общении у 31 учащегося выражена, но незначительно. Наличие социальных стереотипов у них также отмечается. Несмотря на это некоторым подросткам свойственна бестактность, бесцеремонность, неискренность в общении. Проявляется неумение варьировать ситуацией, проявлять истинные чувства, желания. Нередки проявления грубости в поведении защитного механизма. Подростки, имеющий низкий уровень гибкости, могут, открыто проявлять свое недовольство; успех в общении у таких людей зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Чувство ответственности за другого у них не сформировано. Обобщая вышесказанное, можно заметить, что гибкость в общении на данный момент у подростков сформирована недостаточно. На наш взгляд – это связано, прежде всего, с неумелостью в социальных контактах, отсутствие опыта общения и неустойчивостью эмоционально – волевой сферы, что свойственно для подросткового возраста.

методика самооценки Дембо – Рубинштейн.

Результаты исследования уровня самооценки

Результаты исследования уровня самооценки 1

Диаграмма 3. Распределение учащихся обследованной выборки по критерию самооценка.

Результаты исследования показывают: 57,1% (28 человек) подростков из 49 имеют среднюю адекватную самооценку, 40,8% высокую адекватную, и лишь 2,04% низкую (диаграмма 3).

Это говорит о том, что практически все исследуемые нами подростки признают свою ценность, значимость, имеют удовлетворенность собой и высокий уровень самоуважения. Адекватная самооценка является оптимальной как для развития, так и для продуктивной деятельности, так как подростки правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого они подходят не только со своими мерками, но и стараются предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: одноклассники, близкие. Она является итогом постоянного поиска реальности без переоценки и излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, преподавателей, одноклассников, родных).

Следовательно, формирование оптимальной (средней, высокой — адекватной) самооценки сильно зависело от справедливости оценки всех этих людей.

Оптимальный уровень самооценки способствует тому, что практически все подростки имеют уважительное отношение к окружающим, терпимы к чужому мнению, имеют благоприятные межличностные отношения. Подростки весьма чутки к своему положению в отношениях с окружающими. Через отношения они познают действительность, себя и других.

Все это создает основу для продуктивного бесконфликтного взаимоотношения, чувства внутреннего удовлетворения, самореализации.

Результаты выполнения диагностического задания по каждому учащемуся помещены в сводной таблице данных: «Результаты сбора фактических данных» — в приложении 2(а).

методики исследования ценностных ориентаций Р. Рокича.

Результаты исследования ценностных ориентаций

Результаты исследования ценностных ориентаций 1

Диаграмма 4. Распределение учащихся обследованной выборки по критерию ценностные ориентации.

Из общего списка ценностей были обозначены и представлены лишь те, которые являются наиболее значимыми, которые имеют больший процентный показатель (диаграмма 4).

Индивидуальные показатели иерархии ценностей представлены в приложении 2(а) и 2(б).

88% (из 100%) подростков считают, что наиболее значимой для них ценностью является наличие хороших и верных друзей. Даже такую общечеловеческую ценность как здоровье они некоторые поставили на ранг ниже. Значимость ее также признается 73% учащихся. Чуть ниже показатель ценности — счастливая семейная жизнь (70%), любовь (57%).Пятое место занимает ценность — активная деятельная жизнь, ее показатель составляет 43%, шестое — материально — обеспеченная жизнь(39%) и, наконец, седьмое – общественное признание(37%).

Для подростка снова на первый план выходят ценности общения, взаимоотношения, связи, близкие контакты. Практически все представленные ценности проходят тонкой нитью через общение. Любовь — как интимно — личностное общение, как духовная и физическая близость с любимым человеком; дружба — наличие хороших и верных друзей. Велика роль счастливой семейной жизни, где подросток чувствует заботу и любовь, принятие и уважение, что для него так важно. Активная деятельная жизнь, а также общественное признание, к которым так стремятся подростки, позволяют жить полной насыщенной жизнью, с уважением относиться к окружающим, близким, одноклассникам. Все описанные ценности являются терминальными – ценностями цели, следовательно, определяют направленность личности, его стремления к их достижению и реализации для гармоничного полноценного развития.

Для ребят данного возраста важно также не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для некоторых это стремление занять в группе определенную позицию, для других быть признанным, любимым товарищем, для третьих, — непререкаемым в каком — то деле, но в любом случае, оно является ведущим мотивом поведения детей в старших классах. Принадлежность к компании, свободное общение, установление новых человеческих контактов, жажда искренности и единство во взглядах — все это повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения, самореализации.

анкеты по общению №1. (модифицированный вариант).

Результаты исследования удовлетворенности общением

Результаты исследования удовлетворенности общением 1

Диаграмма 6(а).

Распределение учащихся обследованной выборки по критерию удовлетворенность общением (МИЦО М. Рокича).

Результаты исследования удовлетворенности общением 2

Диаграмма 6(б).

Распределение учащихся обследованной выборки по критерию удовлетворенность общением (Анкета ).

Для выявление данного параметра и подтверждения результатов исследования, мы использовали две методики: методику исследования ценностных ориентаций М. Рокича и анкету по общению .

В результате мы видим: показатели по двум диаграммам имеют средние и высокие значения (диаграмма 6(а), 6(б)).

Следовательно, низкого уровня удовлетворенности общением ни у одного из подростков не выявлено.

Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича показывает: 51% подростков имеет высокий показатель по данной шкале, 49%- средний. Анкета выявила следующие показатели: 55% подростков имеют высокий уровень удовлетворенности общением, 45%-средний.

Результаты выполнения диагностического задания по каждому учащемуся помещены в сводной таблице данных: «Результаты сбора фактических данных» — приложении 2(а).

Для подтверждения отсутствия различий между показателями первой (МИЦО М. Рокича) и второй методики (Анкета ), мы использовали коэффициент углового преобразования Фишера.

Таблица 1

Соотношение показателей удовлетворенности общением по методике исследования ценностных ориентаций М. Рокича и анкете .

Группы

Количество испытуемых

(%)

Количество испытуемых

(%)

/p

1 группа — подростки с высокой самооценкой

25

(51%)

24

(55%)

0,27

2 группа — подростки с низкой самооценкой

24

(49%)

25

(45%)

0,27

Коэффициент различий (таблица 1) между показателями удовлетворенности общением по МИЦО М. Рокича и анкете находится вне зоны значимости. Значит, разница между этими методиками отсутствует. Это подтверждает то, что все исследованные нами подростки испытывают чувство внутреннего благополучия, комфорта. Их основные ценности общения удовлетворены. Взаимоотношения с семьей, одноклассника, друзьями вне школы их не только устраивают, но и создают чувство полноты, насыщенности жизнью, чувство радости. Общение является одним из факторов самореализации подростка, т. к. эффективное, продуктивное взаимодействие способствует гармоничному развитию личности и иллюстрирует успешность в самореализации и жизнедеятельности.

методику:« Исследование тревожности», предложенную .

Результаты исследования уровня тревожности., Таблица 2

Распределение учащихся обследованной выборки по критерию тревожность.

Уровень тревожности

Показатель (%)

Низкий

39

Умеренный

51

Высокий

10

Результаты выполнения диагностического задания по каждому учащемуся помещены в сводной таблице данных: «Результаты сбора фактических данных» — приложении 2(а).

При обработке результатов, мы находили средний показатель уровня тревожности. Методика предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности. Нас в большей степени интересовала личностная тревожность, как достаточно устойчивая особенность; показатели ее мы и будем интерпретировать.

Из таблицы 2 видно: 39% (из 100 %) подростков имеют низкий уровень тревожности, 51%- умеренный и 10% высокий. Большая часть школьников (90%) не испытывают чувства внутреннего беспокойства, скованности, встревоженности. Напротив, большинство ощущают душевный покой, чувство свободы, прилива сил и желание работать. Чаще всего у них приподнятое настроение, их не волнуют возможные неудачи и трудности.

10% подростков, которые имеют высокий уровень тревожности испытывают внутренний дискомфорт. Такие ребята легко расстраиваются, бывают раздражительными, чувствуют себя , встревоженными. Они сильно переживают неприятности и долго не могут о них забыть, т. к все принимают близко к сердцу.

Как мы уже отметили внутреннее состояние — тревожность во многом определяет поведение человека. Как правило, подростки с низкой, умеренной тревожностью (90%) легче идут на контакт, строят взаимоотношения с людьми, их мотивация направлена во вне. Чувство спокойствия и уверенности не создает им помех для проявления активности, интереса и желания. Подростки испытывает чувство радости, уверенности и благополучия.

Высокая тревожность этого не позволяет(10%).

Чувство замкнутости, погруженности в свои мысли и переживания, пассивность отгораживает таких подростков от общения и тем самым создает чувство беззащитности и угрозы.

анкета по общению №1.).

Качественный анализ анкеты по общению.

Что касается общего представления учащихся об общении, а также умения вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, то на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», почти все подростки ответили «да». Общение для них (2 вопрос), прежде всего, — это обмен информацией, узнавание новостей, получение удовольствия, развлечение, то, что связывает людей, позволяет развивать и жить полноценной жизнью. Оно необходимо для того, чтобы узнать другого человека, познать что-то новое, интересное, значимое. Свободное время подростки в основном проводят дома с друзьями или у друзей, либо в кругу семьи. Также предпочитают ходить в клубы, в кафе, бары, спортивные секции, в различные кружки (театральные, хоровые, танцевальные, литературные, живописи и т. д.) или просто погулять с любимым человеком. К сожалению, очень малое количество учащихся посещают спортивные секции или клубы по интересам. На вопрос: «Сколько времени вы общаетесь ежедневно?», я получила следующие ответы: «сутками», «весь день», «целый день», «пол дня».

Важность и значимость общения подростки также признают. Все считают, что учиться общения нужно и, несмотря на положительный ответ, на первый вопрос, многие признают недостаток, отсутствие навыков эффективного взаимодействия. Почти все подростки (за исключением 4 человек) считают себя хорошим собеседником, которому всегда есть, что сказать, который сумеет понять и поддержать.

Одновременно с изучением мотивации общения важно было раскрыть и реальный круг их общения. На первом месте находятся друзья; на втором – друг (подруга) противоположного пола и не только; на третьем – родители; на четвертом – взрослые друзья или кто-то из родственников (дядя, тетя, двоюродные братья и сестры).

Исследование также показало, что каждой из форм общения подростков присущ определенный круг общения, обусловленный мотивами, содержанием и целью коммуникативной деятельности. Так к интимно-личной и стихийно-групповой формах, в качестве партнеров общения выступают, прежде всего, друзья вне школы, сверстники и более старшие ребята, одноклассники, родители. Педагоги, а также младшие ребята отсутствуют, как партнеры общения. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что основным содержанием и целью интимно-личного общения являются «совместные взаимно интересные занятия и разговоры».

Методика подтверждает результаты описанных выше методик. Общение подростка разнообразно, эмоционально насыщенно. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, друзьями, родителями и т. д., потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. Доверие и понимание, самоутверждение среди сверстников, и сотрудничество, самовыражение, самореализация среди сверстников, удовольствие от совместных развлечений — все это и получает подросток, в столь значимой для него деятельности, такой как общение.

В качестве основных методов математической обработки данных, был использован корреляционный анализ (применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена). При проведении анализа были использованы результаты следующих методик: вопросник САМОАЛ: «Самоактуализационный тест» (модифицированный вариант POI), методика самооценки Дембо-Рубинштейн, методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) М. Рокича, тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера), анкета по общению №1 .

Основными показателями являлись шкалы: контактность, гибкость в общении, самооценка, удовлетворенность общением.

Таблица 3

Корреляционный анализ полученных данных.

N=49

Контактность

Гибкость

Самооценка

Ценностные ориентации

Удовлетворенность общением (Ц. О)

Удовлетворенность общением (анкета)

Тревожность

Контактность

х

0,44

(р≤0,01)

0,41

(р≤0,01)

-0,46

(р≤0,01)

0,61

(р≤0,01)

0,57

(р≤0,01)

-0,29

(р≤0,05)

Гибкость

х

0,16

—-

-0,07

—-

0,13

—-

0,19

—-

-0,05

—-

Самооценка

х

-0,23

—-

0,41

(р≤0,01)

0,37

—-

-0,38

(р≤0,01)

Ценностные

ориентации

х

-0,76

(р≤0,01)

-0,64

(р≤0,01)

0,48

(р≤0,01)

Удовлетворен-ность общением (Ц. О)

х

0,92

(р≤0,01)

-0,46

(р≤0,01)

Удовлетворен-ность общением (анкета)

х

-0,44

(р≤0,01)

Тревожность

х

Из таблицы 3 видно: эмпирические значения по пяти шкалам коррелируют друг с другом, следовательно, статистически значимы и являются положительными. Лишь эмпирическое значение показателя гибкость в общении меньше критического значения, что свидетельствует об отсутствии связи почти со всеми показателями, за исключением контактности в общении.