«Иппотерапия как один из методов лечения детей с ДЦП

Проблема инвалидности занимает особое место в ряду социальных проблем. Согласно данным ООН, в начале 90-х годов в мире насчитывалось около 500 миллионов инвалидов, что составляет около 10% населения Земли. В развитых странах этот показатель выше среднемирового значения: в США около 20% населения являются инвалидами. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения количество людей имеющих инвалидность имеет тенденцию к росту.

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия. В переводе с греческого «иппо» (hippos) означает лошадь. С давних времен люди знали, что верховая езда благотворно влияет на здоровье человека и способствует активному долголетию. Иппотерапия, или, иначе, верховая езда, — это современный, достаточно распространенный ныне метод лечения детей с ограниченными возможностями, страдающих нарушениями мозговых функций, опорно-двигательного аппарата или регуляторными нарушениями системных функций организма.

Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия. Иппотерапия — это лечебная гимнастика на лошади.

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.

Центры по ЛВЕ стали открываться во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров.

12 стр., 5706 слов

Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями ...

... социализации. [35] Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" в научной литературе принято понимать людей, ... работы" человек с ограниченными возможностями ... с 40% до 75% увеличилось количество девушек, страдающих хроническими заболеваниями), около ... стране эти факторы имеют ярко выраженную негативную окраску. На 2013год в Российской Федерации как минимум свыше 10 млн. человек ...

В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991 году в Москве Детского Экологического Центра (ДЭЦ) «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах.

Толчком к распространению ЛВЕ в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел. Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека).

Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. В итоге через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и в результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль.

В настоящее время в 45 странах мира, в том числе и в Северной Осетии, действуют центры ЛВЕ — самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами.

1.1. Симптомы, причины возникновения детского церебрального паралича и методы его лечения

Детский церебральный паралич – это нарушения в физическом и умственном развитии, связанные с повреждением головного мозга ребенка в перинатальном периоде.

Причины ДЦП:

  1. Механическое или органическое повреждение участка головного мозга.

  2. Инфекционные заболевания, которыми мать переболела во время вынашивания плода.

  3. Проблематичное протекание беременности (слишком большой размер плода, неправильное положение, кислородное голодание, конфликт резусов).

  4. Преждевременные, стремительные или затянувшиеся роды.

  5. Инфекционные заболевания малыша после родов.

  6. Травмы и гипоксия мозга.

  7. Отравления.

Симптомы ДЦП:

  1. Деформации костей и дистрофия мускулатуры.

  2. Хаотичные движения, которые не поддаются контролю.

  3. Частые судороги.

  4. Утрудненный процесс глотания.

    5 стр., 2169 слов

    Лечение энцефалопатии

    ... энцефалопатии возникают вследствие воздействия на головной мозг повреждающих факторов в постнатальном периоде. В зависимости от этиологии и патогенеза различают несколько видов приобретенных энцефалопатий. Посттравматические энцефалопатии ... В качестве вспомогательного лечения используют физиотерапию и рефлексотерапию (иглоукалывание), пешие прогулки, занятие дыхательной гимнастикой (цигуном, дыхание ...

  5. Проблемы с слуховым, зрительным и речевым аппаратами.

Детский церебральный паралич может проявляться по-разному, зависимо от того, какая часть головного мозга была повреждена. Могут быть парализованы конечности, поражена одна из сторон тела, могут наблюдаться хаотичные движения, отсутствие координации в пространстве.

Лечение ДЦП заключается в основном в комплексе физиотерапевтических и медикаментозных действий. Неотъемлемой частью жизни больного являются массаж, гимнастика, физиотерапия, работа с психологом для социализации и логопедом для развития речи. Особенно важна ЛФК при ДЦП, ведь она позволяет поддерживать в тонусе мышцы и суставы, поврежденные болезнью.

Люди с диагнозом ДЦП различной формы тяжести, вынуждены регулярно проходить курсы лечения на протяжении всей жизни. При этом трагизм ситуации заключается в том, что серьезное нарушение координации движения и другие неприятные симптомы наблюдаются, как правило, при хорошей работе головного мозга. Дети с ДЦП (если у них нет сложных сопутствующих заболеваний) чаще всего умны, талантливы, адекватно воспринимают окружающий мир. Их можно сравнить с птицами, попавшими в клетку, только эта клетка в их случае — физический недуг. Кроме того, таким пациентам трудно социализироваться, общаться со сверстниками, так как у них страдает речевой центр.

Сегодня существует много методов лечения ДЦП, включая медикаментозные и физиотерапевтические. Важнейшими задачами являются: поддержание в тонусе мышц пациента, помощь их активному восстановлению (репарации), а также улучшение проводимости электроимпульсов нервными тканями. Эти меры позволяют снизить двигательную дисфункцию.

1.2. Роль иппотерапии в реабилитации детей с ДЦП

Одним из современных методов лечения детей с ДЦП – это иппотерапия – лечебная гимнастика на лошади. В чем же ее особенность?

По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. Как лечебная физическая культура, она основана на использовании биологической функции живого организма — функции движения, которая имеет два человека не только биологическое, но и социальное значение. Иппотерапия действует на организм как единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объясняется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет восстановить и даже улучшить физическое состояние лиц с ограниченными возможностями двигательного аппарата, а также способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции инвалидов.

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм. Она может применяться при ДЦП, аутизме, шизофрении, болезни Дауна, сердечных, желудочно-кишечных и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья.

14 стр., 6661 слов

Психологические особенности семей, имеющих больного ребенка

... реагирование на болезнь, отношение к лечению, поведение больных детей, отношения с родителями, отношение к школе, личностные реакции на болезнь. Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей повышает ...

Лечение больных ДЦП проводиться комплексно: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж. В результате лечения у больных наблюдалось уменьшение спастического синдрома. Следовательно, улучшение наблюдается при всех формах ДЦП, что объясняется тем, что иппотерапия улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности. Но наилучший результат получен при гиперкинетической форме, где наблюдалось уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли.

Иппотерапия является комплексным и активным методом лечебно-педагогического процесса, т.к. обеспечивает построение новых двигательных навыков, в связи со снижением спастики, уменьшением гиперкинезов, расширением интеллектуальных возможностей пациента, а также предельной мобилизации компенсаторных возможностей, имеющихся у развивающегося молодого мозга ребенка, тем самым, улучшая волевую и повышая бытовую деятельность детей с церебральным параличом.

Необходимо отметить тот факт, что активная деятельность больных детей объясняется культом лошади, как верного древнейшего друга человека.

Поэтому они восхищаются ею, тянутся к ней, вначале реабилитации подсознательно, в дальнейшем, в процессе общения с лошадью уже сознательно, чувствуя стремление обратиться к ней в трудные моменты жизни, т.к. ощущают после езды неизведанную ранее свободу в двигательной сфере.

Особенно остро это чувствует ребенок, который в силу нарушенной моторики, как правило, с раннего детства лишен минимальных возможностей вести обыкновенную каждодневную жизнедеятельность по сравнению со здоровыми детьми.

На этом фоне спасительная роль верховой езды именно в том и состоит, что ребенок, с ограниченными возможностями подчинив своей воле столь мощное и огромное животное, значительно легче выходит из такого психологического состояния, как пассивность. Это связано с тем, что кажущиеся «минимальные» победы больного ребенка, но полученные колоссальным трудом, усилием воли дают возможность ставить перед собой все новые и более сложные цели, а затем добиваться их выполнения, что даёт себе необыкновенно удачную комбинацию – огромный запас положительных эмоций, большой объём физической нагрузки, с комплексным воздействием на весь организм в целом, а также возможность успешного искоренения социальной изоляции детей с ДЦП, что в дальнейшем играет огромную роль в их жизненной позиции.

Таким образом, ребенку, сидя на лошади во время занятий, приходиться подавлять чувство страха, он вынужден максимально мобилизовать свою волю, чтобы реализовать более сильную, чем страх, мотивацию – «пообщаться» и подчинить себе лошадь, т.е. сделать самому, а главное – «активно» и «самостоятельно».

Следовательно, желаемое, пугающее и действительное, как основные моменты исходного противоречия мотивации, составляют, вместе с тем глубоко единое целое. Это происходит потому. Что срабатывает личностная позиция, установка больного ребенка, а также, в результате «соприсутствия» ребенка т.е. его внутреннего состояния, во время езды на лошади, его соподчинения колебаниям, идущим со спины и выполнения, различных по степени тяжести и физических упражнений осознано, но с преодолением патологических развитой моторики.

12 стр., 5633 слов

Особенности развития мышления умственно отсталых детей в раннем возрасте

... которой должно развиваться мышление. Мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Следовательно, умственно отсталый ребенок оказывается неподготовленным ... от конкретного к обобщенному Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений - проявляется в процессе обучения в ...

Такой мотивационный фон даёт возможность в большей степени или меньшей степени достигнуть контроля над спастичностью, подчинения гиперкинезов более необходимой поведенческой активности не только на лошади, но, в конечном итоге, и в бытовой деятельности, и, тем самым перестроить ещё нетвердо закрепившиеся поведенческие стереотипы на новые, правильно построенные поведенческие навыки. Это связано с тем, что в процессе реабилитации ребенок стремится сравнительно меньше зависеть от имеющихся двигательных дефектов, так как формируются более тонкие координированные двигательные навыки, а в целом более сложные поведенческие комплексы. Все это особенно ценно, потому, что иппотерапия вынуждает больного ребенка осмысливать собственные действия не только на лошади, но и вы бытовой деятельности, тем самым радикально изменяя социальный статус больного ребенка.

1.3. Задачи, решаемые с помощью иппотерапии

Отличительной чертой ЛВЕ является высокая эффективность и уникальность реабилитационно-абилитационного воздействия ЛВЕ на физическую и психическую сферу ребенка. Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:

  • противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;

  • развивать физическую активность больного;

  • способствовать восстановлению нарушенных функций;

  • улучшать или восстанавливать утраченные навыки;

  • обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.

Специалисты ДЭЦ считают, что ЛВЕ особенно эффективна в детской реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса.

Применение иппотерапии требует соблюдения следующих обязательных условий:

  • врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;

  • последовательное наращивание физической активности больного;

  • применение патогенетически обоснованного комплекса методов ЛФК-ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа и др.;

  • активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе;

  • рациональное сочетание ЛФК и других методов комплексной реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.).

Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия ЛВЕ от других форм ЛФК не исчерпываются.

15 стр., 7367 слов

Социальная реабилитация психически больных

... свидетельствуют о серьезности ситуации. Поиск средств социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, становится одной из важных задач ... страдающих психическими расстройствами. Рассмотреть технологии социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами. Выявить психотерапевтические методики, способствовавшие социальной реабилитации лиц, страдающих психическими ...

Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.

Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза при (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.

Не менее важно то обстоятельство, что при использовании ЛВЕ успех лечения во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ, участвующих в этом действе: пациента и лошади. Отсюда немаловажно правильно, оптимальным образом подобрать пару “пациент-лошадь”, и это является актуальной темой иппотерапевтической теории на современном этапе.

Все это благотворно влияет на ребенка в целом, вырабатывая интерес к иппотерапии, при которой, в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействует с лошадью, одновременно соподчиняясь с ней в процессе лечения.

Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у детей появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их оздоровлении.

2.1. Психотерапевтическое воздействие от лечебной верховой езды

Процесс социализации личности ребенка-инвалида с ограниченными возможностями значительно затруднен и отличается от подобного процесса у «обычных» детей. Связано это, с одной стороны, с недостатками физического, интеллектуального или психического развития самого ребенка, с другой стороны, с различными ограниченными в социальной среде (например, с архитектурными барьерами или стереотипами в отношении инвалидов).

Иппотерапия — лечебная верховая езда (далее ЛВЕ) — один из методов коррекции личностного развития детей-инвалидов с ограниченными двигательными возможностями, в частности, больных детским церебральным параличом (ДЦП).

14 стр., 6759 слов

Реабилитация часто болеющих детей

... педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка. Медицинская реабилитация при заболеваниях детей проводится, как правило, в нескольких учреждениях. Из них наибольшее ... подростков в выборе профессии, влияет в будущем на репродуктивные возможности. На частоту инфекций, переносимых детьми, влияет комплекс факторов, основными из которых являются: а) запаздывание ...

Опыт проведения иппотерапии показывает, что ее роль велика в становлении движений и поз, в осуществлении произвольного контроля над своим телом, развитии произвольного внимания, снижении тонуса мышц, тренировке вестибулярного аппарата, развитии удержания вертикализации тела, а также балансировке тела. Верховая езда способствует укреплению и формированию всех групп мышц, при этом не нагружая сердце. Еще одним положительным моментом является возможность организации занятий по иппотерапии как в условиях города (в конно-спортивных комплексах), так и в сельской местности. Главным требованием проведения иппотерапии является точное соблюдение техники безопасности.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого.

Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, занимающегося.

А. Атмаджан отмечает, что лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает личности, страдающей неврозом, избавление от заторможенности, смягчает тревожное состояние и дает возможность совершать правильные поступки. При психозах у взрослых лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает больным доступ к реальности, как во времени, так и в пространстве. При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением не словесного диалога «язык жестов», с соблюдением тишины, дистанции. А. Атмаджан подчеркивает, что лошадь требует постоянного к себе внимания и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека страдающего психическими расстройствами положение верхом на лошади оказывается «выигрышным» по сравнению с положением терапевтов: «Я наверху, они внизу».

Верховая езда требует от ребенка концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий.

В психотерапевтических взаимоотношениях лошадь является:

  • истинным посредником во взаимоотношениях иппотерапевта и всадника;

  • получателем информации, (команда всадника подаваемая лошади стоять, двигаться, поворот и т.д.);

    5 стр., 2314 слов

    Организация волонтерской деятельности в сфере социальной реабилитации ...

    ... ? поддержка и контроль волонтеров; ? разъяснение взаимоотношений между волонтерами и персоналом; ? создание системы поощрения волонтеров; ? выработка достойного процесса отстранения волонтеров. 1.3 Понятие и виды социальной реабилитации с детьми инвалидами волонтер социальный реабилитация инвалид Социальная реабилитация - это комплекс ...

  • усилителем послания (реакция лошади на команду всадника);

  • немедленным передатчиком ответа (повиновение лошади и выполнение ею команд всадника).

А. Атмаджан отмечает, что использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:

1. Облегчает снятие заторможенности.

2. Уменьшает чувство тревоги

3. Организует адаптацию к реальному пространству и времени.

4. Способствует достижению самостоятельности.

Иппотерапия, как показывает опыт, есть особая форма психотерапии, и является эффективным методом реабилитации лиц с нарушением умственного развития.

Во время занятий иппотерапией обеспечивается одновременное включение в работу всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку занимающийся инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все основные мышечные группы.

Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинеза «при детском церебральном параличе», что, дает возможность обучать клиента правильному построению основного поведенческого фона.

Можно назвать два основных фактора воздействия иппотерапии на занимающихся: это эмоциональная связь с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических и психических усилий условия езды на лошади. Именно их сочетание и создает уникальную терапевтическую ситуацию, присущую исключительно этому методу. К наиболее важным терапевтическим факторам иппотерапии относятся: комплексная активизация и мобилизация организма — физическая, мотивация, психологическая. Характерной особенностью данного метода реабилитации является то, что занятия иппотерапией, проходящие в эмоциональной насыщенной атмосфере сопровождаются, как правило, общим подъемом активности занимающихся, повышением настроения, психического статуса.

Иппотерапия способствует активности познавательной сферы психики занимающихся. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным активизирует психические процессы. Происходит развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации занимающихся.

3 стр., 1269 слов

Почему детям нужно заниматься спортом?

... умению спокойно и рассудительно идти к победе. Ими ребенок запросто может заниматься с пяти лет. К выбору вида спорта нужно отнестись предельно внимательно. Важно, чтобы он соответствовал характеру ... воде, не оставляет многих родителей равнодушными. Что уж говорить о роли закаливания! Верховая езда Лошадь может стать другом и тренером вашему малышу. Кроме хорошей осанки, укрепления ...

Сходство иппотерапии с другими видами ЛФК состоит в том, что иппотерапия – лечение движением лошади. Принципиальным отличием иппотерапии от других методов реабилитации является комплексность воздействия ипотерапии на физическую и психическую сферу занимающихся. Под комплексностью воздействия иппотерапии следует понимать одновременное реабилитационное воздействие на физическое и психическое состояние здоровье клиентов. Принципиальным отличием иппотерапии от других технологий является то, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади. Когда человек приходит на занятия иппотерапией он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды.

2.2. Критерии эффективности иппотерапии

Критерии эффективности иппотерапии как инновационной технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями можно условно подразделить на две группы: медицинские и социальные .

К медицинским критериям относятся:

а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных;

б) происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент;

в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа;

г) улучшается психо-эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий ЛВЕ человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды;

д) в процессе верховой езды они не используют никаких приспособлений, связывающих их с их инвалидностью. Они используют то же самое, что и обычные всадники. Успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают больным людям уверенность в своих силах, веру в себя. Нельзя не отметить этический аспект влияния иппотерапии как на инвалидов, так и на их родителей.

Положительное значение имеет показания: нет возрастного ограничения, почти нет противопоказаний. Согласно данным исследования А. Атмаджан, проведенным на базе Университета «Париж — Север», лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

Таким образом, социальная реабилитация, как и реабилитация в целом – это еще и процесс, реализующийся на основании принципов и положений, по заведомо определенной программе и подразумевающий деятельность по активному приспособлению личности к окружающей среде и окружающий среды к личности.

Принципы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями с применением метода оздоровительная верховая езда:

— во-первых, комплексность, т.е. включение в процесс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий;

во-вторых, адресность, или индивидуальный подход в занятиях;

— в-третьих, регулярность, занятия проводятся еженедельно, в одно и то же время;

— в-четвертых, общедоступность, занятия ЛВЕ ограничиваются незначительным списком противопоказаний и доступны для большинства детей.

Основные положения социальной реабилитации с применением метода лечебной верховой езды:

1. считаем, что ребенок с ограниченным возможностями (как и в прочем и любой ребенок) — это индивид с чертами личности, формирующийся в процессе социализации. Дети, называемые нами инвалидами, в силу той или иной причины постоянно не могут обходиться без помощи посторонних людей. Тогда как дети с ограниченными возможностями — это дети, которые частично самостоятельно осуществляют самообслуживание, передвигаются, общаются, обучаются и т.п., и только в некоторых случаях прибегают к помощи окружающих. Следствие инвалидности — всегда ограничение жизнедеятельности, но ограничение жизнедеятельности не всегда приводит к инвалидности.

2. ребенок становится личностью тогда, когда самостоятельно начнет совершать деятельность (сначала с помощью взрослого, затем без него).

Поэтому в социально-реабилитационные мероприятия должны быть включены занятия, позволяющие развивать у детей статико-моторную, психологическую, познавательную функции организма.

3. семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи, затем на социальное окружение и общество в целом. Поэтому в процессе социальной реабилитации необходимо присутствие родителей.

4. социализация — это двухсторонний процесс, при котором происходит социализирующее воздействие как родителей на ребенка, так и наоборот. Поэтому важно не только присутствие членов семьи, но и совместная деятельность детей и родителей (художественное творчество, игры, верховая езда, консультации).

5. специалист в области социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями (в нашем случае специалист социальной работы) становится существенными агентом социализации, посредством которого ребенок приобретает необходимый ему опыт, овладевает элементарными знаниями, способами поведения. Он организует работу других специалистов (психолога, педагога, врача, инструктора) в достижении единой цели, координирует деятельность по реабилитации ребенка, становится для его семьи советчиком и помощником.

К социальным

а) улучшения коммуникативных функций занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.

б) проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.

в) посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

г) за счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

д) с помощью занятий иппотерапии происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

3.1. Деятельность Центра

1 июня 2015 года во Владикавказе открылся ООО «Центр коррекции двигательных нарушений».

Центр коррекции двигательных нарушений детей с ДЦП занимается комплексной немедикаментозной коррекцией ДЦП и сопряженных с ним состояний.

, использующих наиболее актуальные методики лечения, составляет план лечения, определяет средства лечения и определяет цели реабилитации индивидуально. Объем и длительность лечения зависит от поставленных задач (научить ребенка сидеть, если не сидит, стоять, если не стоит) и должен продолжаться до достижения цели и не ограничиваться пределами центра. Большое значение имеет участие родственников в процессе.

Комитет ВОЗ (1980г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.

Комплексное лечение больных церебральными параличами предусматривает одновременное воздействие на различные функциональные уровни мозга. По показаниям применяют ортопедические методы коррекции и оперативные вмешательства, физиотерапию, медикаментозные препараты, кинезотерапию, рефлексотерапию. Лечение должно проводиться не курсами, а непрерывно в течение многих месяцев и лет до достижения максимальной компенсации дефекта и социальной адаптации. Для получения оптимального результата целесообразно применять лечебную стимуляцию, не ограничиваясь одним методом. К настоящему времени накоплен большой опыт тренировки двигательных навыков при церебральных параличах.

Организовывая центр постарались использовать его, чтобы помочь нашим детям максимально реализовать имеющийся потенциал с целью улучшения качества жизни. Зная наиболее успешно применяемые методы лечения ДЦП в мире, мы постарались оптимизировать и собрать способы как улучшения состояния эмоциональной сферы и развития интеллекта, речи, так и двигательной.

Приоритетным моментом для Центра является формирование сотрудничества и совместной деятельности с семьей особого ребенка, информационная поддержка, так как борьба с проблемами наших деток должна быть постоянной, т.е. участвовать в ней должны не только специалисты, но и весь ближайший круг общения ребенка.

Центр сотрудничает с немецким концерном ОТТО БОК, занимающимся протезированием, производством ортопедических изделий и обучением специалистов и членов семей в подборе и использовании средств ортезирования и передвижения.

На территории центра функционирует

Основные направления деятельности Центра:

1. Постановка на учет и комплексное первичное обследование

  • Выявление семей, имеющих в составе инвалидов вследствие детского церебрального паралича, проживающих на территории РСО-Алания, РЮО и постановка их на учет в Центре.

  • Проведение реабилитационной диагностики:

— обследование инвалида специалистами Центра (Войта терапевт, физиотерапевт, ортопед, психолог, логопед — дефектолог)

— объективизация оценки степени ограничений жизнедеятельности путем применения различных методов, методик и шкал

2. Реабилитация

  • Проведение в Центре (в соответствии с разработанной программой, в установленные сроки).

  • Динамическое наблюдение и контроль за ходом реабилитации.

  • Уточнение состава и сроков проведения реабилитационных мероприятий (с учетом полученных результатов).

  • Работа по социально — психологической поддержке членов семей инвалида с ДЦП, выявление социально-педагогических потребностей и психологических проблем семьи, связанных с инвалидностью.

3. Выписка и дальнейшее сопровождение

  • Формирование заключения о проведенных мероприятиях, разработка рекомендаций для инвалида и членов его семьи по срокам и составу реабилитационных и других мероприятий на дому, в Центре.

  • Активное динамическое наблюдение и периодический контроль за социально-экономическим положением инвалида с ДЦП и членов его семьи (патронаж).

3.2. Структура центра

Целью деятельности службы социального мониторинга является выявление, охват и учет потребностей в реабилитационных мероприятиях и услугах инвалидов вследствие ДЦП (в возрасте от 3 лет и старше) и членов их семей для их наилучшей интеграции в социум, наблюдение и патронаж, ведение планомерной работы с каждым инвалидом вследствие ДЦП с учетом его индивидуальных особенностей, а также членами их семей.

Отделение реабилитационная диагностика осуществляет первичное обследование обратившихся в Центр детей инвалидов с целью определения степени ограничения их жизнедеятельности, определения реабилитационного потенциала каждого ребенка инвалида.

Отделение ориентировано на работу по реабилитации инвалидов вследствие ДЦП с 3-х летнего возраста и членов их семей с помощью психологических и педагогических технологий, методов и средств.

Более подробно остановимся на отделении иппотерапии.

Иппотерапия (Hippo-лошадь) — лечение с помощью лошади, которая является «терапевтическим средством воспроизведения двигательной активности». Сидящий в вертикальном положении человек вынужден поддерживать позу и отвечать на движения лошади позными реакциями. У человека, не имеющего возможности ходить самостоятельно, или имеющего выраженные нарушения двигательного стереотипа, такая стимуляция тренирует мускулатуру, усиливает мышечный тонус и создает условный двигательный паттерн. При ДЦП иппотерапевт ставит задачу улучшить симметрию мышечного тонуса, положения головы, уменьшить непроизвольные сокращения мышц.

Помимо физического воздействия, общение с животными дает мощное психоэмоциональное воздействие. У ребенка, имеющего физические проблемы, как правило, шлейфом тянутся и сложности адаптации в обществе, понимания себя в пространстве, осознание тела и т.д. Регулярное взаимодейстие с лошадью может особенным образом стимулировать процессы самовосприятия и восприятия окружающего мира. Родителям надо понимать, что иппотерапия — это не «покатать на лошадке». Это сложный процесс, в котором участие принимает такой сложный «тренажер», как лошадь. В иппотерапии используются лошади, прошедшие определенную подготовку, и имеющие определенные физические и психологические данные. И именно с учетом этих данных и данных ребенка подбирается пара: пациент-лошадь, которые, направляемые иппотерапевтом, будут двигаться к определенной цели.

Специалист по иппотерапии совместно с врачами-специалистами определяет цели и задачи лечения, и, в зависимости от этого подбираются программа, которая проводится в нашем Центре параллельно с другими методами лечения, эта возможность уникальна. Объем и кратность проведения занятий подбирается индивидуально и решается специалистами.

Сотрудники нашего центра прошли подготовку в центре Развития оздоровительной верховой езды «ПолиЭко», г. Санкт-Петербург, получили удостоверения специалистов по лечебной верховой езде.

В заключение можно с уверенностью сказать, что ЛВЕ в отличие от общепринятых форм лечебной физкультуры позволяет, наряду с активацией двигательной системы ребенка, стимулировать волю, организованность, стремление к преодолению трудностей, на основании чего движения детей становятся более точными и целенаправленными при выполнении постепенно усложняющихся заданий. В результате улучшаются координация движений, различные манипуляции руками и, что особенно ценно – ходьба. И все это – благодаря большому, доброму, терпеливому другу всех детей с поражением двигательной сферы – лошади, которая вселяет в них уверенность и желание избавиться от ненужных и мешающих им в жизни дефектов, стимулируя и эмоциональную серу, т.е. помогая слиянию ребенка с окружающей природой, снятия тем самым у него синдрома замкнутого пространства. На этом фоне больной ребенок ощущает себя частью природы, где с помощью лошади он обретает свободу действий.

Физическая реабилитация детей с различными формами церебрального паралича методом ЛВЕ является сложным и трудоемким процессом. Отличается она от существующих традиционных методов тем, что при ЛВЕ создание высокой мотивации обусловлено желанием больных детей ездить и управлять лошадью, несмотря на психологический феномен перед падением с неё. В процессе занятий иппотерапией выявилось, что невозможность выполнения того или иного движения обусловлена тем, то ребенок приспосабливался к имеющемуся у него дефекту.

Во время проведения занятий ребенок вынужден мобилизовать свою волю для реализации мотивации — его активного включения в занятия, но с преодолением патологически развитой моторики, так как биомеханическое воздействие ЛВЕ на организм ребенка с является взаимозависимым процессом, построенным на обратной биологической связи – biofeedback.

Следовательно, иппотерапия обеспечивает у детей построении новых двигательных навыков, максимально приближенных к норме в результате реализации и предельной мобилизации компенсаторных возможностей, имеющихся в развивающемся молодом мозге ребенка.

  1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. Таллин, 1984г.

  2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд.- СПб.:С-П э 2002г.

  3. Грачев Л. Социальная защита детей — инвалидов в Российской

  4. Федерации // Социальное обеспечение. 1994. № 8

  5. Жмуров В.А. Психопатология, Москва, 2002г.

  6. Закон Российской Федерации № 181 — «О социальной защите инвалидов в РФ» в редакции ФЗ от 4.01.99 № 5 — ФЗ.

  7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков; Санкт-Петербург, 2003г.

  8. Кавокин С. Реабилитация и защита инвалидов // Человек и труд. 1999 №8

  9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебн. Пособие. М., 1997.

  10. Ким Е. Н. Независимая жизнь для лиц с ограниченными возможностями. Деятельность московского клуба инвалидов «Контакты-Г.М., 1997

  11. Словарь — справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И. Холостовой. — М: Юрист, 2004г.

  12. http://help-baby.org/forum/2-50-1

  13. Иванова Н.В., Иппотерапия. Исторический экскурс, краткий обзор современного состояния; РГАЗУ; Вестник; 2014 –7с.