«Сказка как одно из средств нравственного воспитания младших школьников»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего школьного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Перед школой, семьёй ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

В рамках новых стандартов усилилась воспитательная работа, которая направлена на достижение модели выпускника начального общего образования средней школы, которая отвечает требованиям ФГОС. Выпускник начальной школы:

— любознательный, активно познающий мир;

— владеет основами умения учиться;

— знает свою родословную, любит свой дом и малую родину;

— доброжелательный, коммуникативный, толерантный;

— осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;

— готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой, товарищами.

Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям. В классе надо создать такой уклад школьной жизни, в котором они активно действуют, проживают ситуации, заставляющие их думать, сопереживать, проявлять творческую деятельность, радоваться. [14]

Перед нами стоит проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом? Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует нравственное развитие и воспитание младших школьников, которые входят в учебно-воспитательный процесс и составляют его главную основу.

6 стр., 2646 слов

Социальная поддержка и правовая защита лиц, не способных самостоятельно ...

... обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами". Права лиц, страдающих психическими расстройствами Статья 5 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» закрепляет права лиц, страдающих психическими расстройствами. Несмотря на наличие такого ...

Наибольшая часть ребят приходит в первый класс из детского сада, где ребята приобретают большой запас нравственных представлений. Дети имеют широкий кругозор о представлении хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать учениками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их обязанностей и общения расширяется. Ключевым для детей, становится учеба. Также, в школе они должны научиться конструировать высоконравственные взаимоотношения с учителем и с товарищами по классу. Осмысление значимости, нужности ранее не известных обязанностей и дел предназначает стремление ребенка выполнять новые распоряжения взрослых: совестливо готовить школьные задания, кропотливо осваивать знания, энергично входить в состав жизнедеятельности класса.

Младший школьный возраст – период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. При этом происходит расширение области явлений, которые называют эти чувства. Если ребенка дошкольного возраста волнует то, что находится в его ближайшем окружении, то у младшего школьника чувства вызваны более широким кругом социальных явлений. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту нравственного начала в чувствах, формирование правильного отношения к фактам окружающей жизни. [Интернет-ресурс 1]

В решении данной проблемы участвуют многие социальные институты. Их общей задачей является как воспитание младших школьников, формирование у них нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения, так и привитие детям с ранних лет любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре — искусству и фольклору. Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока дети не выросли, верят нам и прислушиваются к нашим словам. Найти общий язык взрослому и ребенку с каждым годом становится труднее. И сказка — это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа — она учит добру, справедливости, честности. Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.[1]

5 стр., 2431 слов

Традиции воспитания детей раннего и дошкольного возраста в иудаизме

... дошкольного возраста 2.1. Библейский период В древнейший исторический период у евреев не существовало особых образовательно-воспитательных институций. Воспитание детей осуществлялось в семейных и клановых рамках. В религиозной традиции система ...

Зная возрастные особенности детей младшего школьного возраста, мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, а именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения проблемы нравственного воспитания мы выбрали работу по ознакомлению со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт ребёнка, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению.

В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания школьников.

Цель: рассмотреть возможности использования потенциала сказки как средства нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе.

Объект

Предмет работы – сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

С учетом поставленной цели, предмета и объекта исследования были определены следующие

— раскрыть содержание понятия «нравственное воспитание»;

— изучить жанровые особенности сказок;

— изучить особенности организации работы со сказкой в начальной школе.

Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующего метода :

— анализ психолого-педагогической, художественной и методической литературы по теме исследования;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Сущность понятия

С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский, И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.

Воспитание — передача общественно — исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду [8].

4 стр., 1650 слов

Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий ...

... человека - стремление к единству в любви и взаимопониманию в противовес раздорам и вражде мира „дольнего" (т.е. земного), эталон нравственного совершенства… Сам преподобный Сергий осуществил этот идеал в ... в течение всего периода "феодальной раздробленности" Древней Руси, когда отсутствовало государственное единство Руси, ... школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными ...

Нравственное воспитание — это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется, прежде всего, его целями. Последние же обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией.

Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Ведущую роль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.

Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощи этих методов у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения, вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты характера.

Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности.

Педагогический энциклопедический словарь трактует «воспитанность»

как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умение общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

— отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

— отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);

— отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);

5 стр., 2149 слов

Нравственные привчки. нравственные привычки. «Воспитание ...

... создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. создание у детей практического опыта общественного поведения, 1. Воспитание нравственных привычек ; 2. Пример взрослого или других детей; 3. Целенаправленные наблюдения за трудом ...

— отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу);

— отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка).[10]

Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Таким образом, нравственное воспитание представляет собой педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.[1]

1.2 Жанровые особенности сказки

Сказка – это один из древнейших видов словесного искусства. Она содержит жизненную и социальную философию народа, которая определяется его бытом, историей. «Сказка – это повествовательное, обычно народное поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [15, с. 707]. Она представляет собой один их жанров фольклора или литературы.

Являясь одним из жанров фольклора, сказка раскрывает философию, этику и эстетику народа. Она обладает наиболее отмеченной национально-культурной спецификой. Сказка является средством нравственного воспитания личности, примером человеческих добродетелей.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости народа, запечатлевшего в нем свои идеалы и устремления. Они хранят в себе знания и опыт народа, носят нравственно-воспитательный, поучительный характер. Русские народные сказки являются хранилищем народного сознания. Они проникнуты глубокой верой в силу добра и справедливости, в победу нравственного начала в человеке. [7]

Для русских народных сказок характерно частое использование эмоционально-экспрессивной лексики, позволяющей выразить положительную или отрицательную оценку героев и происходящих событий. Так, при прочтении сказок читатель неоднократно встречается с такими выражениями, как «добрый молодец», «красная девица», «добрый конь», которые, явно показывают положительное отношение к героям.

14 стр., 6651 слов

Коррекционная работа по развитию речи детей старшего дошкольного ...

... учреждений и т.д. Цель данной работы - разработка и проведение коррекционной работы по развитию речей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Задачи: 1. изучение теоретической литературы; ... взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная «логопедизация» всех занятий с детьми, с другой - насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их « ...

Одной из особенностей народных сказок является широкое использование определенных сочетаний слов, одинаковых конструкций: «в некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве», «в тридевятом царстве», «пир на весь мир», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «долго ли, коротко ли», «идти куда глаза глядят», «стали они жить — поживать и добра наживать». Сказки являются отражением богатства речи народа. Особая выразительность повествования достигается за счет использования различных оборотов речи. Для русских народных сказок свойственно использование многочисленных эпитетов, метафор, которые изменяют эмоциональную окраску произведения («золоченая карета», «красное солнце», «ясный месяц», «могучие плечи»).

Наряду с ними используются метафорические эпитеты («сахарные уста», «живая/мертвая вода»).

В русских сказках часто употребляются постоянные эпитеты («красна девица», «добрый молодец», «серый волк», «добрый конь», «чисто поле», «красавица писаная») и устойчивые словосочетания («ниже плеч буйну голову повесил», «идти куда глаза глядят», «пир на весь мир»).

Олицетворения в русских народных сказках придают повествованию особую динамичность («Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают»).

Разговорно-обиходный стиль богат фразеологизмами. Из народных сказок в русскую речь пришли многие фразеологизмы («и я там был, мёд-пиво пил», «избушка на курьих ножках», «Кощей Бессмертный», «Лиса Патрикеевна», «сказка – ложь, да в ней намек», «сказано – сделано», «при царе Горохе», «ни в сказке сказать, ни пером описать»).

Использование таких фразеологических оборотов позволило дать яркую, точную характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь более эмоциональной.

В тексте сказок часто встречаются междометия, позволяющие показать эмоциональное состояние героев («Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»).

Сказкам свойственно использование таких стилистических фигур, как анафора (единоначатие), синтаксический параллелизм («Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…»), лексические повторы («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!»), придающие повествованию особую динамичность, подчеркивающие структурную связь двух или трех элементов стиля произведения. [2]

Характерно для русских народных сказок использование и такой стилистической фигуры речи, как умолчание («Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…», «Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…»).

Данный «стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком» [13] позволяет передать взволнованность речи, предполагает, что читатель сам догадается о невысказанном.

40 стр., 19536 слов

Методика внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах

... внеклассная работа по чтению в начальной школе. Предметом, Цель дипломной работы, Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировав методическую литературу по данной теме определить сущность внеклассной работы ... цели и задачи внеклассных занятий по литературному чтению: развитие у детей интереса к предмету «чтение», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке; ...

Построение предложений без использования союзов позволяет достичь эффекта динамичности, стремительности («Все гости переполошились, повскакали со своих мест», «Стали гости есть, пить, веселиться», «Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски»).

Бессоюзие в русских народных сказках служит для усиления экспрессии. Употребление асиндетона позволяет передать быструю смену действий, впечатлений героев, картин, служащих фоном для происходящих событий.

В речи персонажей отражены наиболее характерные особенности лексики разговорного стиля — устаревшие слова, архаизмы (горница), просторечия и разговорная лексика (кликать, пособить, мудреный, пляски, кособокий).

Они являются одним из важнейших компонентов лексики живой разговорной речи носителей литературного языка. Просторечные слова используются как стилистическое средство для придания речи шутливого, иронического оттенка. Они употребляются в сказках как выразительные, экспрессивные синонимы слов нейтральной лексики.

Таким образом, жанровые особенности сказок, используемые в них тропы и стилистические фигуры речи, придают повествованию образность и выразительность, позволяют сделать текст сказки понятным и доступным каждому читателю.

Выводы по 1 главе

Детство – это удивительное время, впечатления о котором останутся с нами навсегда.

Современный ребёнок находится в информационном и социальном пространстве, не имеющем чётких границ, на него воздействуют потоки различной информации, получаемой из Интернета, компьютерных игр, кинофильмов.[12]

Воздействие этих источников информации является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В наше сложное время, когда потеряны многие духовные ценности и ориентиры, проблема нравственности стала главной задачей воспитания, вызывающей тревогу за судьбы наших детей. [14] И поэтому, особое место в нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять то, что происходит с другим человеком. У младших школьников развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, любовь к Родине, толерантность по отношению к другим, честь, независимость.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать.

7 стр., 3083 слов

Поддержка и развитие чтения детей в библиотеке средствами библиографии

... чтения детей в Новосибирской областной детской библиотеке им. М. Горького» проанализирована работа НОДБ имени А. М. Горького по продвижению чтения средствами библиографии. Глава 1. Поддержка чтения ... развитие детского чтения средствами библиографии. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе «Поддержка чтения - ...

Задача школы – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

ГЛАВА II . МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК

2.1 Особенности организации работы со сказкой в начальной школе

В наше время проблема отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста является наиболее актуальной. Раньше книга воспитывала начинающего жить человека, а теперь дети вырастают на сериалах и компьютерных играх. Важнейшей задачей учителя начальных классов является формирование у учащихся потребности в постоянном чтении книг, развитие образного и логического мышления, связной речи и творческих способностей детей, обогащение словарного запаса школьников. Все это может быть реализовано при работе со сказками.

С первых дней ребенка в школе на уроках обучения грамоте учитель организует работу со сказкой по страницам Азбуки. Так дети вспоминают по картинному плану известные русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Волк и Лиса», пересказывают их, называют главных героев, по направляющим вопросам учителя составляют характеристики героев сказки, объясняют их поступки. Так начинается кропотливая работа по формированию у детей умения анализировать текст, выделять главную мысль сказки, составлять характеристики героев.

Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к чтению, наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.

Работа над сказкой во многом проходит по определенному алгоритму, т.е. устойчивому порядку взаимодействий учителя и учащихся. В зависимости от цели и задач, которые ставит перед собой учитель, работа может быть организована разными методами и приемами.

Алгоритм работы над сказкой.

1. Подготовительная работа (музыкальное сопровождение, картины слайд-шоу, предположения детей, лексическая работа).

2. Первичное восприятие текста (выразительное чтение учителя, прослушивание сказки в записи с диска).

3. Анализ сказки (вопросы по содержанию текста).

4. Вторичное восприятие текста (чтение детьми вслух по цепочке, чтение в парах, чтение про себя).

20 стр., 9978 слов

Выявление предпосылок к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста

... овладения процессом чтения у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - состояние и особенности выявления предпосылок к овладению процессом чтения у детей ... чтению дошкольников и младших школьников. Основная задача чтения - понимание письменного сообщения. По Р.И. Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности у ребенка: ... логопедической работы по предупреждению нарушений чтения у детей ...

5. Характеристика главных героев, главная мысль сказки, работа над средствами выразительности сказки и ее жанровыми особенностями (диалог с текстом).

6. Работа над выразительным чтением (работа в парах, чтение по ролям).

7. Творческая работа (составление плана, вопросов для друга, творческий пересказ, спектакль).

8. Итог работы (чему научила сказка?)

Методы и приемы работы со сказками.

1) Объяснительно – иллюстративный метод. Это первичное восприятие сказки, которое может быть организовано как выразительное чтение учителем или прослушивание сказки в записи на диске. Показ иллюстраций к сказкам. Вопросы по тексту, которые предусмотрены учебником, помогают детям более внимательно и осмысленно прочитать сказку.

2) Проблемный метод применяется учителем при анализе поступков героев, выдвижении гипотез. Например, мог ли Иван – царевич избежать встречи с Волком и к чему бы это привело?

3) Частично поисковый метод наиболее продуктивно применять лишь в 3, 4 классе в силу возрастных особенностей детей, когда дети по указанию учителя выполняют и самостоятельно поисковую деятельность познавательного характера. [Интернет-ресурс 4]

Педагогические технологии работы со сказкой

1)Проблемно-диалоговые технологии хорошо реализуются на уроках литературного чтения. Они помогают хорошо организовать работу в парах (Составьте вопросы по тексту сказки, перескажите самое смешное место, подготовьте выразительное чтение разговора лисы и журавля).

2)Технология критического мышления направлена на развитие у школьников умений анализировать, сравнивать.

3)ИКТ – информационные коммуникативные технологии являются универсальными для всех учебных предметов. Особая роль здесь отводится использованию на уроке компьютерной презентации.

Формы работы:

  1. Фронтальная работа (чтение по вопросам, составление характеристик, лексическая работа);

  2. Групповая работа (заполнение маршрутного листа по сказкам, инсценирование);

  3. Работа в парах (выразительное чтение по ролям, пересказ);

  4. Индивидуальная работа (использование дифференцированного подхода).