Социальная реабилитация психически больных

Введение

Постоянное возрастание доли лиц, страдающих психическими расстройствами во всем населении, становится актуальной социально-психологической тенденцией практически всех развитых стран мира. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) около 450 миллионов жителей Земли имеют какие-либо психические расстройства. Эта проблема в тот или иной период времени затрагивает каждую четвертую семью. Во многих странах Европейского региона ожидаемая продолжительность жизни за одно десятилетие уменьшилась на 10 лет, что во многом связано со стрессами и патологическими состояниями психического характера. До 30% всех обращений к врачам общей практики связаны с проблемами психического здоровья; в течение жизни шизофренией болеют свыше 3 миллионов взрослых (7 из 1000 человек), при этом в 33% случаев начало заболевания приходится на подростковый возраст. Ежегодно примерно 33,4 миллиона человек в европейских странах страдают от тяжелой депрессии. Согласно прогнозам к 2020 г., показатель заболеваемости психическими расстройствами повысится с 12% до 15% [8].

Факты и цифры, опубликованные ВОЗ, свидетельствуют о серьезности ситуации.

Поиск средств социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, становится одной из важных задач современной социальной работы в России. Это обусловлено основными факторами, такими как масштаб распространения числа лиц, страдающих психическими расстройствами, клиническими особенностями психических расстройств, заметным влиянием неблагоприятных социально-психологических факторов. Во многом эта задача обусловливается глобальным постарением населения (психические отклонения выявляются у 60-70% пожилых людей).

[1]

В связи с этим требуется обеспечение соответствующих условий социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, оказание психиатрической помощи в комплексе с медицинскими и социальными мерами.

Таким образом, проблемная ситуация нашей дипломной работы заключается в противоречии между увеличивающимся количеством лиц, страдающих психическими расстройствами и переходом от чисто медицинского подхода оказания помощи к биологическому, психологическому и социальному подходам одновременно.

Цель исследования: изучить теоретические и методические основы социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами.

Задачи исследования:

Изучить социономический портрет лиц, страдающих психическими расстройствами.

Рассмотреть технологии социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами.

14 стр., 6503 слов

Социальная реабилитация инвалидов и методика её осуществления

... особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью; установить, как проводится социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха; охарактеризовать методику осуществления социальной реабилитации инвалидов с нарушением зрения. 1.Сущность и содержание социальной реабилитации 1.1 Определение термина "социальная реабилитация" ...

Выявить психотерапевтические методики, способствовавшие социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами.

Изучить опыт деятельности Центра дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов «Здоровье».

Объект исследования: процесс социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами.

Предмет исследования: мероприятия, направленные на социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

Глава 1.

1.1 Социономический портрет людей, страдающих психическими расстройствами

Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.

Последнее десятилетие XX века характеризуется ростом общего контингента инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. По данным РИА «Новости», в 2004 году в России насчитывалось 11 млн. 400 тыс. инвалидов, из них детей-инвалидов 268 тысяч. Ежегодно инвалидами в России становится 1 млн. 200 тысяч человек, причем 95 — 97% из них пожизненно остаются инвалидами. Увеличивается количество болезней молодого поколения, которые носят чаще всего социально обусловленный характер. Если в 1997 году уровень инвалидности на 10 тысяч населения в возрасте от 0 до 15 лет составлял 179,7 тысяч человек, то в 1999 году составил 203,8. Инвалиды составляют 6% населения РФ. При этом более 80% составляют инвалиды I — II групп. [1]

В то же время статистика инвалидности более чем противоречива. Разница в оценке по различным статистическим источникам весьма ощутима — 4 млн. человек, что составляет около 3% населения России. В основном, эта разница складывается из-за несовместимости двух подходов.

Согласно первому подходу, инвалиды рассматриваются как получатели пенсий по инвалидности. В этом случае все инвалиды, не получающие пенсии по инвалидности (те лица, которые получают пенсию по старости, по потере кормильца и не претендуют на пенсию по инвалидности), автоматически остаются за рамками статистического учета.

Второй подход предполагает определение инвалидов как получателей всех видов социальной помощи (отраслевых пенсий, пенсий по старости и пр.).

Самым уязвимым звеном российской статистики остается то обстоятельство, что она фиксирует не численность лиц, имеющих физические недостатки, а численность получателей социальных льгот, что является не одним и тем же.[2]

Таким образом, анализ динамики показателей контингента инвалидов в России свидетельствует о четкой тенденции к увеличению численности инвалидов. [3]

В России при Петре I инвалидами являлись военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли на дослуживание на штатские должности. Со второй половины XIX в. термин распространялся и на штатские лица, ставшие жертвами войны.

В настоящее время ВОЗ были приняты Стандарты для мирового сообщества со следующими признаками понятия «инвалидность»:

  • любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функций;
  • ограничение или отсутствие способности выполнять функции так, как считается нормальным.

Согласно Федеральному Закону «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.[4]

Правительством РФ был утвержден перечень социально значимых и опасных для окружения заболеваний. К таким заболеваниям относятся: туберкулез, гепатит В и С, СПИД, сахарный диабет и другие заболевания. Психические расстройства в перечне занимают по значимости пятое место. [5]

В настоящее время официальная статистика располагает данными о причинах первичной инвалидности взрослого населения (старше 16 лет).

Перспектива получения соответствующих качественных данных в отношении детского населения связана с завершением работы по внедрению уже разработанной и апробированной соответствующей учетной и отчетной документации.

Половина всей первичной инвалидности взрослого населения обусловлена болезнями системы кровообращения, 10% — злокачественными новообразованиями, по 4-6% новых инвалидов ежегодно прибавляют болезни нервной системы, травмы, психические расстройства, болезни органов дыхания и болезни костно-мышечной системы (Таблица 1).

[6]

Таблица 1. Первичная инвалидизация населения Российской Федерации в 1995г. (на 10 000 населения)

Первично признанные инвалидами

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16- 44(женщины)

16-49 (мужчины)

41,3

2,7

3,8

6,8

5,1

6,1

1,5

1,3

3,3

1,3

6,6

45-54 (женщины)

50-59 (мужчины)

139,1

3,9

23,3

5,4

10,9

51,8

8,8

4,1

9,9

3,7

9,9

55 и старше (женщины)

60 и старше (мужчины)

278,3

1,2

20,6

2,4

11,5

205,9

12,8

2,1

8,5

4,2

4,2

Всего

115,0

2,5

10,7

5,5

7,5

63,6

5,4

1,9

5,5

2,4

6,4

1 — Туберкулез 2 — Злокачественные новообразования 3 — Психические расстройства 4 — Болезни нервной системы и органов чувств 5 — Болезни системы кровообращения 6 — Болезни органов дыхания 7 — Болезни органов пищеварения 8 — Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

9 — Болезни эндокринной системы 10 — Травмы

Длительный период времени считалось, что наиболее важным заболеваниями населения являются заболевания, ассоциированные с высокой смертностью, такие как болезни сердечнососудистой системы и злокачественные новообразования. Однако, детальный анализ данных по количеству потерянных лет качественной жизни, предпринятый Всемирным банком и ВОЗ, показал, что психические заболевания, такие как депрессия и деменция, которые ранее не рассматривались в качестве важнейших причин потери здоровья населения, занимают третье и четвертое место, после ишемической болезни сердца и инсультов. Более того, по потерям лет качественной жизни в результате инвалидизации в промышленно развитых странах мира психические заболевания занимают первое место, отвечая за 11,8% всех потерянных вследствие инвалидизации лет жизни, вслед за ними деменции — 8,9%. При этом очень важно, что распространенность деменций и, соответственно, их значимость увеличиваются по мере старения населения. В 2000 году в государственные внебольничные учреждения России обратились за психиатрической и наркологической помощью 7 млн. 536 тысяч человек (5,2% населения).[7] В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами», в качестве основных причин роста психической заболеваемости назывались «неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых состояний» . [9]

В конце XX века были проведены исследования в 15 экономически наиболее развитых странах мира, которые убедительно показали катастрофический рост социально детерминированных психических и поведенческих расстройств. Так, за 93 года (1900-1993 гг.) количество пограничных расстройств возросло в 21,4 раза, из них невротических и связанных со стрессом — в 61,7 раза; количество лиц, страдающих алкоголизмом — в 8,2 раза, олигофрениями — в 30 раз. [10]

Происходящее изменение отношения общества к лицам, страдающих психическими расстройствами, тесно связано с растущим в последнее время процессом гуманизации всей медицины. В психиатрии это выразилось, прежде всего, в оживлении интереса к проблемам социальной психиатрии, на важность изучения которых уже давно обратила внимание ВОЗ. Инвалидом может оказаться любой человек в любой жизненный период. Независимо от факта инвалидизации люди стремятся к поддержанию социальных связей и отношений, к самореализации и саморазвитию. История развития человечества свидетельствует о том, что инвалиды в разное время занимали различное положение в обществе и оказывали влияние на него.

Лица, страдающие психическими расстройствами, подвергаются стигматизации в течение 2000 лет. Происхождение термина «стигматизация» связано со словом «стигма», которым в Древней Греции называли клеймо на теле преступника или раба. Со второй половины XIX века это слово стало использоваться в переносном смысле как «метка», «позорное клеймо», а в медицине — как «признак болезни».

Первым комплексным исследованием, посвящённым проблеме стигматизации, была работа американского социолога И. Гоффмана «Стигма. Об особенностях искалеченной личности» (1963 г.).

В работе автор даёт определение стигматизации как процесса выделения индивидов на основании некоторых отклонений от нормы с целью применения общественных санкций. Более современное определение стигматизации, данное русскоязычными авторами (М. Кабанов, А. Ломаченков, А. Коцюбинский, Г. Бурковский, А.Юрьев), гласит: «Стигматизация — негативное выделение обществом индивидуума (или социальной группы) по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальных реакций на данного индивидуума (или представителей данной социальной группы)». [11]

Проявлению стигмы к лицам, страдающим психическими расстройствами, посвящена работа А. Курбанова «Гражданско-правовые отношения в сфере психического здоровья: исторический аспект». Он пишет: «Истории известны два основных типа отношения к людям, страдающих психическими расстройствами, — отвержение и почитание. Согласно первому, деяния таких лиц признавались преступлениями, за которые следует божья кара. В памятниках права, начиная с римского, таких лиц называли «в уме лишенные», «безумные», «умалишенные», «сумасбродные», «действующие в припадке болезни, приводящей в умоисступление или совершенное беспамятство», «душевнобольные и слабоумные» и даже «одержимые бесом», «беснующиеся», «скудоумные», «юродивые», «под видом изумления бываемые» и «лунатики (сонноходцы)».

На всех этапах развития государственности существовал институт общественного призрения лиц, страдающих психическими расстройствами. Характер его законодательного регулирования был обусловлен отношением государства, общества к лицам, страдающим психическими расстройствами, степенью понимания причин возникновения и форм проявления психических расстройств. Организация общественного призрения определялась уровнем развития общественных отношений, сословными различиями и накоплениями, естественнонаучными знаниями и материальными возможностями государства. Исходным началом служило положение, согласно которому, «на государстве лежит обязанность покровительствовать, а в случае нужды и помогать существованию всем, кто по своему умственному состоянию не способен исполнять требования общественного порядка». При этом государство отделяло призрение лиц, страдающих психическими расстройствами от призрения других категорий граждан, например, малолетних или лиц с физическими недостатками. Это было связано с необходимостью совмещать процесс лечения и специального врачебного наблюдения с целью охраны, как самого больного, так и общества от опасных проявлений болезни.

В период позднего средневековья считалось, что психическая болезнь есть божье наказание. Распространение христианства в средние века несло с собой идеи гуманности, благотворительности и вызвало к жизни систему монастырского призрения лиц, страдающих психическими расстройствами. Однако факты свидетельствуют о наличии противоположного подхода к лицам, страдающих психическими расстройствами, представителей власти и духовенства: они принимали лиц, страдающих психическими расстройствами за колдунов и людей, угрожающих господствующему строю, применяли к ним жесткие меры наказаний. Множество экзальтированных помешанных были сожжены на кострах для предотвращения воображаемой опасности». [12]

Благодаря постепенному воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека (от 10 декабря 1948 г.) о признании достоинства, присущего всем членам общества, о праве каждого на социальное обеспечение, на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания оптимального уровня здоровья и благосостояния самого инвалида и членов его семьи», отношение к инвалидам претерпевает коренные изменения. ???ссылка

Так, в современной России очевиден кризис традиционной системы психиатрической помощи, что является значимой проблемой современного общества, так как количество диагностируемых и регистрируемых психических нарушений граждан продолжает неуклонно расти. Причиной подобного состояния психиатрической помощи в России являются не столько устаревшие принципы ее оказания, сколько общее состояние неустроенности всей медико-социальной сферы. Отечественная система психиатрической помощи, которая была основана на принципах бесплатности, дифференцированности, преемственности и ступенчатости успешно функционировала на протяжении многих десятилетий. Эти традиции в современной психиатрии во многом утрачены в связи со сменой политического строя, общественной системы, поэтому возникает необходимость создания новых форм психиатрической помощи, исходя из имеющихся кадровых и финансовых ресурсов. [13]

Ни одна наука не вызывала за свою историю столько споров и разногласий, как психиатрия. Отметим, что психиатрия — древнейшая из медицинских наук: принципы психиатрии использовали в лечении недугов еще люди первобытного общества, не умея разделить страдания душевные и телесные. В дальнейшем все более заметной становится тенденция к выделению психиатрии в отдельную область медицины. Окончательное обособление психиатрии от остальных направлений медицины происходит под влиянием работ З. Фрейда.

В России психиатрия зародилась довольно давно (опыт монастырской психиатрии, создание специальных больниц и приютов для душевнобольных).

Позже в России успешно развивались самостоятельные направления изучения психической деятельности человека, базировавшиеся на прочных естественнонаучных традициях (И.М.Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков).

Одной из важнейших задач развития психиатрических служб в настоящее время является переход от чисто медицинской к биологической, психологической и социальной моделям оказания помощи. Практическим применением биопсихосоциальной модели является социально ориентированная клиническая практика. Она основана на доверии, которым проникнуты отношения специалиста и клиента. Доверие — это фундаментальный принцип биопсихосоциально ориентированной клинической практики, в которой одухотворяется профессиональная деятельность специалиста. За редким исключением, в большинстве медицинских публикаций при описании модели отношений акцент делается на профессиональных полномочиях специалиста, и редко обращают внимание на то, что определяет эмоциональный климат отношений между специалистом и клиентом. Поэтому в биопсихосоциальной модели следует придавать особое значение эмоциональному фону, создающему атмосферу заботы, доверия и открытости в отношениях специалиста и клиента. [14]

В связи с этим все большее внимание необходимо уделять не только клиническим, но также психологическим и социальным факторам, личностным и социальным особенностям индивида в их взаимодействии, и, таким образом, оказывать более разностороннюю и эффективную помощь.

В последнее время наблюдаются общие тенденции в развитии психиатрии:

  • акцент в работе смещается с крупных лечебных учреждений на местные медицинские центры и психиатрическую помощь на социальной основе;
  • укрепление социальной психиатрии, которая сформировалась на стыке наук: психиатрии, социологии и социальной работы;
  • участие общественных движений в защиту лиц, страдающих психическими расстройствами.

Социальная психиатрия — важная новая ветвь психиатрии, которая стремится выяснить роль социальных факторов в психических заболеваниях, отношение общества к людям, страдающим психическими расстройствами, социальные следствия психических заболеваний, социальную организацию лечебных учреждений и врачей в отношении к пациентам. Преимущество биопсихосоциального подхода перед подходом медицинской науки в том, что происходит поиск взаимосвязи между психическими заболеваниями и социальными явлениями, исследуется влияние социума на характер течения и прогноз развития психического заболевания.

Профессиональная социальная работа в лечебном психиатрическом учреждении является одной из составных частей социальной психиатрии в целом. Целенаправленные действия по внедрению социальной работы в область психиатрии в России начались с 1995 года, когда Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 383 «О Федеральной целевой программе «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997годы)». [15]

Эта программа предполагала наличие в штате лечебного психиатрического учреждения специалистов по социальной работе, которые должны заниматься решением вопросов социального благополучия пациентов, что свидетельствует о необходимости совершенствования психиатрической помощи.

Таким образом, общая цель психиатрического лечения и социальной работы состоит в интеграции лиц, страдающих психическими расстройствами в социальную реальность. Лечение стало более гуманным, ориентированным на окружающее общество. Цель социальной работы — адаптировать и интегрировать, помогать и защищать лиц, страдающих психическими расстройствами, поэтому внедрение социальной работы в психиатрию является актуальной задачей. [16]

1.2 Реабилитация как технология социальной работы

Изучение особенностей социально — психологической работы с лицами, страдающими психическими расстройствами, привлекает внимание исследователей. Этот интерес отчасти объясняется радикальными изменениями в ряде западных стран: функции, связанные с адаптацией, уходом и заботой о лицах, страдающих психическими расстройствами, были возложены не на различного рода медицинские учреждения, но на само общество. Возникла необходимость интеграции людей, страдающих психическими расстройствами в общество. Лица, страдающие психическими расстройствами, нуждаются в большей степени по сравнению с другими инвалидами в социальной реабилитации и интеграции. [17*]

Очевидно, что успех этой интеграции связан с различными факторами, такими как изменение обыденных представлений о лицах, страдающих психическими расстройствами, которые веками подвергались стигматизации, изолировались от общества, но крайне важно сконструировать представление самих людей, страдающих психическими расстройствами об окружающем мире через призму собственного недуга. Последнюю задачу на протяжение значительного промежутка времени позволяла решить социальная реабилитация людей, страдающих психическими расстройствами. Вслед за М.М. Кабановым мы понимаем социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами, как их ресоциализацию. [17]

В настоящее время существует различное понимание сущности реабилитации.

По определению ВОЗ, реабилитация — это процесс, целью которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимально физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

По определению ВОЗ, реабилитация рассматривается как скоординированное применение медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий, включающих обучение или переобучение инвалидов для достижения по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности.

Реабилитация — система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов, и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. [18]

Сущностью реабилитации является не только и не столько восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения обладает инвалид. Цель реабилитации — «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». [19]

Социальную адаптацию будем понимать как процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде с целью выживания, воспроизводства и развития. [20]

В настоящее время реабилитация (позднелат. rehabilitatio — восстановление, от rehabilito — восстанавливаю) понимается как система различных мероприятий (государственных, экономических, медицинских, психологических, социальных и других), направленных не только на оптимальное приспособление больного (инвалида) к жизни и труду, но и на предупреждение того или иного дефекта (инвалидности).

[21]

Таким образом, в понимании реабилитации можно выделить следующие аспекты:

1. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на расширение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество;

2. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, отдельные психические и физические функции;

3. Реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением. При этом в процессе лечения устраняются болезненные патологические явления, а в процессе реабилитации идет воздействие на остаточные, способные к восстановлению функции.

В международной терминологии используется термин «нормализация» по отношению к лицам, страдающим психическими расстройствами. Данный термин отражает политику государства по отношению к лицам, страдающим психическими расстройствами в области обслуживания, образования, трудовой деятельности, жилищных условий, образа жизни.

Необходимо выделить наиболее приоритетные факторы, оказывающие влияние на процесс реабилитации:

  • возраст, в соответствии с которым определяются цели и задачи реабилитации (детский, средний, пожилой);
  • характер патологии, который диктует формы и методы реабилитации (обучение санитарно — гигиеническим навыкам, обучение профессии, рациональное трудоустройство и др.);
  • госпитализм — общий фактор для больных (инвалидов), находящихся в стационарных учреждения (больницах, домах — интернатах), независимо от возраста и характера патологии. [22]

Виды реабилитации подразделяются на:

  • медицинскую реабилитацию;
  • социально — средовую реабилитацию;
  • профессионально — трудовую реабилитацию;
  • психолого — педагогическую.

Медицинская реабилитация инвалидов — комплекс медицинский мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Меры медицинской реабилитации разнообразны и включают восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактику осложнений и прогрессирование заболевания.

Социально-средовая реабилитация инвалидов — комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление (формирование) социального статуса, утраченных общественных связей ( на макро- и микроуровне).

Социально — средовая реабилитация осуществляется в двух самостоятельных направлениях:

  • приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, тифлотехникой (разработка технических средств для обучения, профессиональной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих людей), сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта, духовно — нравственного развития и иных сфер жизни);
  • приспособление инвалида к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможность самообслуживания.

Это меры, позволяющие инвалидам адаптироваться к «новым» условиям существования.

Профессионально-трудовая реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление профессиональной трудоспособности инвалидов в доступных и показанных ему по состоянию здоровья видах и условиях труда, а также на достижение инвалидом материальной независимости и само обеспечения. Профессиональная реабилитация включает экспертизу потенциальных профессиональных способностей, профессиональную ориентацию и отбор, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, и их трудоустройство. Сущность профессионально-трудовой реабилитации не ограничивается мероприятиями по обучению (переквалификации).

Обучение имеет прямое отношение к будущему трудоустройству и, следовательно, оказывает непосредственное влияние на качество и уровень жизни инвалида. [23]

В условиях перехода к рыночным отношениям профессиональное обучение инвалидов должно быть нацелено на обучение престижным профессиям, предпринимательской деятельности для обеспечения конкурентоспособности их на рынке труда. Ситуация на рынке труда приводит к сокращению трудовой занятости инвалидов, что определяет целесообразность создания на предприятиях специальных рабочих мест для их трудоустройства, расширения надомных видов труда, выделение профессий и видов работ для приоритетной занятости инвалидов. Важен дифференцированный подход к реабилитации инвалидов с учетом индивидуальных особенностей, который реализуется через индивидуальные программы реабилитации. [24]

Целостный процесс реабилитации включает три этапа:

  • восстановительная терапия;
  • реадаптация;
  • собственно реабилитация.

Каждый этап имеет свои конкретные задачи и характерные пропорции применяемых воздействий и соответственно осуществляется в различных звеньях психиатрической и социальной помощи .

Целью восстановительной терапии является предотвращение дефекта и восстановление нарушенных функций. На этом этапе проводится активное лечение, и применяют больничные формы психокоррекционной и психотерапевтической работы (осуществляется в стационарах или полустационарах).

Реадаптация направлена на приспособление больных к жизни и трудовой деятельности во внебольничных условиях (в лечебно-трудовых мастерских, диспансерах, особых цехах).

Особое значение приобретают различного рода мероприятия, направленные на развитие внутренних качеств личности и творческого начала. В рамках собственно реабилитации осуществляется восстановление индивидуального и общественного статуса лиц, страдающих психическими заболеваниями. Эту работу проводят персонал диспансера, специалисты социальной работы, клубы больных, общественные организации.

В методологическом плане необходимо выделение принципов реабилитации:

1) принцип дифференцированности осуществляется с точки зрения подбора мер воздействия с учетом нозологической формы заболевания, глубины поражения органов и систем, характера сопутствующей патологии; с точки зрения конечных результатов (социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, социальная интеграция);

2) принцип последовательности прослеживается в видах реабилитации (медицинской, психолого-педагогической, трудовой, социальной); в методах (восстановительная терапия, замещающая терапия, трудоустройство, бытовая адаптация); в организации (формулирование медицинских показаний, выбор видов труда, досуговых мероприятий).

3) принцип комплексности предполагает единовременный «охват» клиента всеми специалистами, взаимодействие их в процессе реабилитационного воздействия. В методологическом аспекте общепринятым приоритетным направлением считается развитие трудовых навыков.

Для различных категорий клиентов труд может выполнять различные функции, основными из которых являются следующие:

  • корригирующая (воздействующая на интенсивность болезненных симптомов, на эмоциональную сферу, на поведение и моторику, на личность инвалида).

  • развивающая, (воздействующая на познавательные функции, на память, внимание, установки, мотивы, способствующая овладению навыками труда).

  • социализирующая (способствующая развитию коммуникативных функций, формированию и расширению социального опыта).

  • адаптирующая, способствующая установлению контактов с окружающими, в процессе трудовой деятельности, бытовой ориентации, комфортности.

Специфику задач и методов реабилитации при психических заболеваниях определяет направление на ресоциализацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Ресоциализация — это процесс повторного усвоения индивидом общественных и других видов норм, ориентиров, ценностей. [25]

Благодаря успехам социальной психиатрии созданы предпосылки для проведения реабилитационных мероприятий, нацеленных на возвращение многих людей, страдающих психическими расстройствами к более активной социальной жизни. Отказ от чрезмерных мер изоляции лиц, страдающих психическими расстройствами, способствует осуществлению профессионального и коммуникативного тренинга, расширению и углублению индивидуальной и групповой психотерапии.

Реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, основана на системном подходе, при котором больной человек рассматривается как сложная система, имеющая разные уровни функционирования, высшим из которых является социальный, а остальные входят в него в качестве необходимой основы. Процесс реабилитации представляет собой сложную биосоциальную систему, в которой ее цель — ресоциализация — выступает в качестве системообразующего фактора. Реабилитация представляет собой не только конечную цель — восстановление личного и социального статуса инвалида (полное или частичное), но и метод подхода к нему, который характеризуется четырьмя принципиальными положениями:

1) принцип партнёрства;

2) принцип разносторонности (разноплановости) усилий, воздействий и мероприятий, направленных на разные сферы жизнедеятельности инвалида;

3)принцип единства биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и др.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) методов воздействия;

4) принцип ступенчатости. [26]

Реабилитация предполагает выработку совместными усилиями врача (педагога, специалиста социальной работы) и инвалида (его окружения, в первую очередь семейного) качеств, помогающих его оптимальному приспособлению к социальной среде.

Понятие «социальная реабилитация» является обобщенным, так как выражает итоговое качество форм и направлений деятельности. Последнее время чаще всего для проведения социальной реабилитации используют комбинированные методы. Так, например, социальные службы могут использовать медицинскую, социальную и психологическую реабилитацию для восстановления активной жизни клиента. [27]

Социальная реабилитация предполагает и восстановление способности клиента к общению. Поэтому, чтобы избежать необходимости каждый раз объяснять, в каком значении употреблялся термин «социальная реабилитация», был введен в употребление термин «социокоммуникативная реабилитация». Социокоммуникативная реабилитация — это восстановление непосредственных социальных взаимодействий индивида, укрепление его социальной сети. Успешное решение этой задачи позволит инвалидам интегрироваться в общество. [28]

Таким образом, конечной целью социальной реабилитации является возвращение к общественно полезной, активной трудовой деятельности в соответствии с функциональными возможностями лиц, страдающих психическими расстройствами и других категорий инвалидов. Оптимальным решением этой проблемы считается возобновление прежней профессиональной деятельности в полном ее объеме лицом, прошедшим реабилитацию. При невыполнимости такой задачи в условиях патологической регенерации проведенную социальную реабилитацию можно рассматривать как эффективную, при восстановлении у инвалида способности к самообслуживанию и тем более — к самообеспечению с последующей материальной независимостью. Проблема социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, их интеграции в общество, восстановления, пусть даже частичного, их способности к социальному функционированию, — это проблема не только медицинская, а в первую очередь — социальная. [29]

Большое значение в процессе социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, придается использованию различных методов психотерапии для восстановления и коррекции утраченных или нарушенных функций организма.

Глава 2.

2.1 Психотерапия

Роль психотерапии в лечении больных депрессией, шизофренией, неврозами и другими психическими расстройствами очень велика. Так с помощь одной правильно подобранной фармакотерапии можно достигнуть выздоровления, примерно, в 45% случаев. Но, если одновременно с этим проводятся психотерапевтические сессии, шанс выздоровления увеличивается до 95%. При таких тяжелых заболеваниях как шизофрения, комбинация психотерапии с фармакотерапией позволяет получить отчетливый эффект, достигнуть эффекта комплайенса (сотрудничества с пациентом).

При некоторых невротически расстройствах, функциональных (обратимых) нарушениях, соматической ослабленности больного, затрудняющей использование психотропных средств инвалиду можно помочь при помощи одной только психотерапии [30].

На сегодняшний день выделяют следующие методы психотерапии:

Когнитивно-бихевиоральная терапия (обучение больного умению контролировать свое мышление, поведение и эмоции).

Преимущества: во-первых, она ограничена во времени и предельно структурирована, здесь нет необходимости искать причину болезни в раннем детстве клиента как при классическом психоанализе. Во-вторых, в процессе когнитивной психотерапии клиент учиться навыкам самостоятельного совладения с симптомами своего состояния. У него есть чёткий алгоритм выхода из состояния подавленности, угнетенности, повышенной тревоги. Клиент знает, как бороться с навязчивыми мыслями без помощи врача. Данный метод меняет характер человека (организует, учит добиваться поставленных целей), меняет его мировоззрение.

Гипноз (классический и современный эриксонианский) применяется для лечения алкоголизма, психосоматических расстройств (нейроциркуляторная дистония, заболевания суставов, бронхиальная астма, функциональные нарушения со стороны кишечника и др.).

Психоанализ (используется для лечения личностных и невротических расстройств).

Аутогенная тренировка (современные краткосрочные модификации, включающие прогрессивную мышечную релаксацию).

Как правило, используется в сочетании с когнитивно-бихевиоральной терапией и другими методами. Особенно эффективна при длительных психических расстройствах осложненных соматическими проявлениями (напряженность мышц тела, затруднение дыхания, желудочно-кишечными расстройствами у пациентов, страдающих тяжелой депрессией).

Терапия творческим самовыражением или арт-терапия.

Арт-терапия является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован А. Хиллом в 1938 году при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. [31]

Арт-терапия — это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочиванию своих связей с ним в отстраненной (непривычной) символической форме. [32]

Арт-терапия — метод лечения при помощи искусства. [33]

В англоязычных странах термин «арт-терапия» означает лечение «пластическим изобразительным творчеством», пишет Р.Б. Хайкин. [34]

Art; artist (англ.) — искусство, художник.

Therapeia (греч.) — забота; уход; лечение, которое понимается как

  • избавление от чего — либо;
  • «социально — психологическое врачевание» (изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами спонтанной художественной деятельности).

Арт-терапия, согласно его англоязычному оригиналу «Art Therapy», в дословном переводе — художественная терапия, рассматривается в контексте так называемых пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и других форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

«Художественный», по словарю С. И. Ожегова, — изображающий действительность в образах, а «художество» — то же, что и изобразительное искусство. Итак, классический подход в арт-терапии основан на использовании средств художественной спонтанной деятельности, т. е. акцент делается на изобразительное искусство, а не на искусство вообще.

Восточная мудрость гласит: «Картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». Словосочетание «арт-терапия» в научно — педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическое здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.

В узком смысле слова арт — терапия рассматривается как технология или как система психологической работы, основанная на феномене «исцеляющих возможностей искусства». [35]

Ценность этого метода в социальной работе состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне анализировать разные чувства, исследовать их и давать им описательное выражение.

Методика арт-терапии базируется на постулате о постоянном отражении внутреннего «Я» человека в зрительных образах во время его спонтанной (неконтролируемой высшими нервными центрами) художественной деятельности (рисунок, лепка, составление композиций из природных материалов).

Анализ результатов рисования, лепки, композиционной работы рассматривается как результат «активности» воображения, напрямую связанных с реализацией ассоциативных импульсов (сублимация).

При этом очень важно, что художественная ценность материала не имеет значение. Практическое применение арт-терапевтических методик дает возможность выхода сильным эмоциям, способствует разрешению внутренних конфликтов, облегчая тем самым психокоррекционный процесс. Она дисциплинирует внутренне, повышает самооценку, способствует в осознании своих ощущений и чувств, помогая при этом интерпретировать символы, и в дополнение к этому, развивает художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие действительности.

На протяжении последнего десятилетия арт-терапия в значительной степени начала приобретать профессиональный характер, что проявляется в возникновении подготовительных программ и в попытках четкого определения этого подхода. Есть доказательства, что искусство, помимо оказания существенной помощи в выработке адекватного поведения и повышения самооценки, имеет и образовательную ценность при развитии когнитивных и творческих умений.

Значительная роль в становлении и использовании форм психотерапевтического воздействия органично использующих изобразительную работу пациентов, принадлежит К. Юнгу, который считал, что «язык изобразительного искусства гораздо более тонок и ёмок, чем слова, и наиболее адекватен для выражения бессознательного личного и коллективного».

Современная психология рассматривает «язык» символа как «компенсаторный» процесс, позволяющий преодолеть главенство сознания в психической жизни, и дающий возможность достичь равновесия между сознательным и бессознательным аспектами. Считается, что человек, опираясь на «трансцендентные» свойства символа и свой собственный творческий потенциал, способен достичь самоисцеления, а символические образы, заключенные в нем, способны разрешить его внутренние конфликты. [36]

Анализ современных тенденций по арт-терапии позволяет усматривать доказательства «полезности» этого метода реабилитации в том, что он:

  • предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами снятия напряжения;
  • ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;
  • дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
  • позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
  • помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и продолжительных чувств;
  • способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками, лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;
  • развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;
  • усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Метод арт-терапии позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Метод арт-терапии восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние люди использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла мирового существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Это особенно подтверждается быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях.

На начальных этапах своего развития арт-терапия отражала представления психоанализа, согласно которому, конечный продукт творчества человека, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в психике. В 20-е годы XX века Принцхорн провел классическое исследование творчества лиц, страдающих психическими расстройствами, и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В США одной из первых начала заниматься арт-терапией М. Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по арт-терапии психодинамической ориентации. В своей работе М. Наумбург опиралась на идею З. Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально. [37]

Арт-терапия является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа.

Метод арт-терапии основывается на том предположении, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя З. Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал арт-терапию в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик З. Фрейда К. Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. [38]

Работы К. Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на современных сторонников арт-терапии.

Для эффективной реализации метода арт-терапии необходимо знать ее основные личностно — реабилитационные возможности:

1) нерефлексивное восприятие искусства. Профессионалы, осуществляющие арт-терапию, специально подбирают художественные произведения — картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. При этом субъекты реабилитации не осведомляются о конкретных целях и способах терапевтического воздействия. Такой способ реабилитации основан на свойствах определенных произведений искусства вызывать у воспринимающего специфические переживания и психические состояния: счастья, радости, покоя, грусти, возбуждения, гнева, умиротворенности и др. Эти свойства обусловлены природой эстетического способа организации связей человека с окружающей средой за счет соотношений высоты и силы звуков, подбора цветов, слов, построения композиции воспроизведения и т. д. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимать болезненные напряжения;

2) рефлексивное восприятие искусства. При осуществлении арт-терапии таким способом профессионалы-психотерапевты, педагоги, специалисты социальной работы объясняют субъектам реабилитации воздействия на них той эстетической среды, в которую они помещаются. Обе стороны совместно анализируют позитивные и негативные воздействия отдельных компонентов этой среды и выявляют причины такого воздействия. В ходе взаимодействия субъект терапии получает возможность в опосредованной произведением искусства и, следовательно, смягченной форме пережить и отрефлексировать болезненные для него события и, таким образом, начать освобождаться от собственных стереотипов отношения к окружению и поведения, мешающих его социокультурной адаптации. То же можно отнести и к позитивным переживаниям, возникающим при контакте субъекта реабилитации с произведением искусства. Выявляя факторы позитивного воздействия, обе стороны получают возможность воспроизводить или в нужных пределах усиливать такое воздействие и тем самым более активно управлять компенсацией или изживанием неадекватных реакций субъекта реабилитации;

3) занятие активной художественной деятельностью. Этот способ арт-терапии основан на свойстве художественной деятельности упорядочивать индивидуальный и групповой культурный опыт и представлять результаты такого упорядочения в интерсубъективной культурной форме с помощью характерных для искусства символических выразительных средств. Эффективность арт — терапии такого типа обусловлена непосредственным участием субъекта реабилитации в художественной активности. Так, построение поэтических и прозаических текстов помогает расширению лексического запаса субъекта и навыков оперирования родным языком, что позволяет ему в лингвистической форме категоризировать собственные неадекватные реакции, определить свое отношение к ним и спланировать приемлемые пути их преодоления. Построение иконических (живописных, графических) образов, помогает ему на дорефлексивном уровне первоначально изобразить в культурно принятых формах представления о собственной жизненной проблеме. Музицирование помогает придать культурную форму его переживаниям и настроениям, связанных с личностной проблемой. Активная арт-терапия, подобно тому, как это происходит в случае восприятия искусства, может иметь как рефлексивный, так и нерефлексивный характер [39].

Классифицируют арт — терапию по разным основаниям. [40]

Так, по форме различают: индивидуальную (межличностное общение пациента и специалиста); групповую арт — терапию (групповые собрания из 10-12 человек и специалиста);

  • По направленности: симптоматическую и казуальную арт-терапии.

Симптоматическая арт-терапевтическая работа направлена на конкретные проявления (симптомы) тех или иных отклонений (нарушений) в развитии личности. Казуальная арт-терапия направлена на работу с причиной (причинами), т. е. предполагает диагностику отклонений (нарушений), исследование и устранение причин или формирования адекватного к ним отношения. Такая работа длительна по времени. В отдельных случаях может продолжаться несколько лет.

По продолжительности работы арт — терапия бывает: краткосрочная, длительная и долговременная.

Краткосрочная арт-терапия обычно применяется «здесь и теперь» как экстренная психологическая помощь в кризисной ситуации или в ситуациях острого стресса. Может ограничиться одной или несколькими сессиями с целью обозначения и разрешения актуальных изолированных проблем, конфликтов, прояснения психотравмирующих переживаний и др. Например, помощь ребенку в момент сильного страха. Длительная арт-терапия — система психологической работы на протяжении нескольких месяцев или всего учебного года. Обычно за этот период позитивные результаты приобретают устойчивый характер.