Социальная реабилитация инвалидов по зрению

Курсовая работа

Процесс социальной адаптации личности — это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем, следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация — самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

Актуальность проблемы: Здоровый человек приспосабливается к окружающей среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

1. Инвалиды по зрению как целевая группа социальной реабилитационной работы

Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

  • глубокое нарушение зрения обоих глаз;
  • глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;
  • среднее нарушение зрения обоих глаз;
  • глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

10 стр., 4652 слов

Социальный патронаж семей, имеющих детей инвалидов. на примере СПБ ГБУ ЦСРИДИ

... разработать основы модели социального патронажа семей, имеющих детей инвалидов. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: учение Л. Выготского о социальной ситуации развития человека как соотношении внешних ... темы нашей дипломной работы. Объектом исследования является семья с ребенком с особыми потребностями. Предметом выступают содержание и технологии социальной защиты семей с ...

Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.

При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.

Абсолютная или практическая слепота приводит к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей становится информация акустическая, тактильная, кинестетическая, свето-цветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов — язык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малейшие акустические нюансы при передвижении в пространстве. В связи с этим при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания незрячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ориентации звуки и заглушить посторонние помехи и шумы. При формировании среды жизнедеятельности для слепых следует уделять особое внимание акустическим и изоляционным характеристикам строительных материалов и конструкций.

Компенсаторная приспособляемость организма наделяет слепого фоточувствительностью кода, дающей возможность различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие, иногда может судить о размерах и материале объекта.

На использовании функций кожной чувствительности базируются вспомогательные тифлотехнические средства и приспособления, помогающие слепому при передвижении: звуковые маяки у переходов, на остановках, внутренние и наружные информаторы, рельефные надписи внутри транспортных средств и на вокзалах, электронные системы открывания дверей и др.

Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является ограничение способности к ориентации — способности определяться во времени и пространстве.

Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.

Способность к ориентации включает:

  • способность к определению времени по общепринятым признакам
  • способность к определению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам.
  • способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам.
  • способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различие правого и левого и др.
  • способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию, пониманию связей между предметами и явлениями.

2. Технологии социально- трудовой реабилитации инвалидов по зрению

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта.

28 стр., 13886 слов

Авто «Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению»

... по зрению в медико-психологической реабилитации. 6. Обосновать систему медико-психологической реабилитации инвалидов, имеющих нарушения зрения. 7. Оценить эффективность ряда современных методов медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению, используемых в процессе оказания специализированной психологической ...

реабилитация

С юридической точки зрения реабилитация—оправдание, восстановление доброго имени, репутации неправильно обвинённого или опороченного лица.

Медицинская реабилитация—восстановление нарушенных функций и трудоспособности больных и инвалидов. В специальной литературе существует разное толкование понятия «реабилитация слепых» и различный подход к решению данной проблемы.

Центры реабилитации слепых в Западной Европе выполняют разные функции. В одном случае они занимаются первоначальной адаптацией слепых к окружающей среде, в другом случае на них возлагаются более широкие функции, включающие и среднюю общеобразовательную подготовку, в третьем случае их работа сведена только к профессиональной подготовке.

Р. Бланк (США) под реабилитацией понимает физическое, социальное, эмоциональное и профессиональное восстановление до первоначального уровня. Такое представление мы не можем назвать правильным, потому что слух, осязание и др. органы чувств не заменяют и не могут заменить утраченное зрение. Более обострённое восприятие этими органами чувств предметов и явлений лишь компенсируют в какой-то степени дефект, помогает слепому приспособиться к окружающей среде, но не восстанавливает прежнее физическое состояние.

Пастор Керолл (США) в книге «Что такое слепота и как с ней жить.» утверждает: «…Реабилитация представляет процесс, при котором взрослые, пребывающие на различных стадиях беспомощности и зависимости, достигают понимания самих себя, своей неполноценности, вырабатывают новый характер, необходимый в управлении их собственными эмоциями, осваивают методы борьбы с трудностями нового положения».

Но, по нашему мнению, для того, чтобы слепой преодолел трудности своего положения, только его личных усилий и умений явно недостаточно.

Д. Девис (Англия) под реабилитацией понимает восстановление личности, нарушенной слепотой, до уровня возможного для каждого индивидуума.

В принципе, это правильная постановка вопроса. При этом следует сказать, что Р. Бланк и Д. Девис понятие «реабилитация» применяют только по отношению к ослепшим в зрелом возрасте.

Для слепых от рождения и потерявших зрение в раннем детстве они считают более правильным применить термин «абилитация»—врастание в жизнь в условиях слепоты, создание, построение заново. Свои доводы они мотивируют тем, что у слепорождённых нет профессии, а потому нельзя восстановить то, что не было утрачено. С этим нельзя не согласиться. Термин «абилитация» употребляется и в отечественной литературе.

Однако, когда мы говорим о реабилитации слепых, то речь идёт не об отдельном человеке или группе слепых, а о том, чтобы из беспомощного незрячего сделать полноценного в профессиональном отношении человека. Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий.

13 стр., 6147 слов

Социальная реабилитация детей с нарушением зрения

... в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, может стать полноценной личностью. Социальная реабилитация детей с нарушением зрения как процесс и как деятельность по своему строению ... обуславливаются, прежде всего, спецификой развития ребенка с нарушением зрения.. Социально - реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характеристики. Наиболее ...

Проблема реабилитации слепых требует комплексного решения, определённых усилий не только со стороны слепого, но и со стороны общества, государства.

Каждая психическая функция—это продукт деятельности определённого органа. Вместе с тем, подлинные человеческие функции складываются в онтогенезе, в течение всей жизни человека, причём решающим условием является активность и адекватность действий в форме совместной деятельности и речевого общения. Компенсация и доразвитие психических функций, как частные случаи развития, возможны лишь при организации (врождённая или ранняя слепота) или возобновления (поздняя слепота) активной деятельности.

Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

Кроме того, включение инвалидов по зрению в активную деятельность препятствует появлению псевдокомпенсаторных приспособлений.

Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым. Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля. Успешное выполнение деятельности, по мнению А.Г. Литвака, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта. Общественная трудовая деятельность—основной фактор интеграции инвалидов по зрению в обществе.

Тем не менее, вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными затруднениями. Так у лиц с внезапной потерей или резким ухудшением зрения, находящихся в депрессивном состоянии, могут формироваться установки на неработоспособность.

Формирование положительных установок к труду во многом зависит от качества воспитательных и реабилитационных мероприятий. В целом социально-трудовая реабилитация должна складываться из системы мероприятий психолого-педагогического, социально-экономического и медицинского характера, осуществляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в деятельности.

3. Технологии социально- бытовой реабилитации инвалидов по зрению

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров — осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

3 стр., 1322 слов

Социальная реабилитация инвалидов

... занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности. В нашей стране ...

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий и утрате навыков пространственной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

  • для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации — локаторы лазерные, световые и др.)
  • для самообслуживания — тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)
  • для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы «говорящая книга», специальные компьютерные устройства и др.)
  • для трудовой деятельности — тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация — вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных — верхней и нижней — ступеней, края платформы и др.)

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

22 стр., 10861 слов

Студенчество и его социальная роль в жизни общества

... имеет высшее образование. О социальном самочувствии и занимаемом статусе студента можно узнать из ... зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные ... Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми ... самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается ...

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации.

4. Технологии социально- культурной реабилитации инвалидов по зрению

В современном мире все очевиднее проявляется роль и значение духовно-воспитательных аспектов в жизнедеятельности каждого человека, члена общества. Приоритетными качествами человека становятся: развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия (его социально-культурной интеграции в общество) во многом зависит качество его жизни, социальный статус. В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество.

В основу концепции социально-культурной интеграции инвалидов с нарушением зрения могут быть взяты положения теории социально-культурной деятельности (СКД).

Данная деятельность представляет собой исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Данное определение отражает процессы трансформации духовных ценностей и потребностей общества как социально-культурной системы, новый более высокий уровень педагогического осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, определяет ее теорию и практику в виде самостоятельного педагогического направления.

Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального развития — адаптацию к окружающему миру, социализацию, культурацию, ассимиляцию путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни, ментальность и другие.

Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

5 стр., 2314 слов

Организация волонтерской деятельности в сфере социальной реабилитации ...

... волонтеров. 1.3 Понятие и виды социальной реабилитации с детьми инвалидами волонтер социальный реабилитация инвалид Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально ... социального или культурного положения; - Социальным службам необходимо продумать методы поощрения волонтеров. ...

В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации — инвалидов и других. Включение таких групп населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки — комплексной реабилитации. В ее содержание различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социально-культурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая.

Реабилитация, по нашему мнению, должна играть роль своего рода «локомотива» или начальной стадии включения человека в сложную систему интеграции. Без освоения данной ступени реабилитанту невозможно выйти на путь успешной личностной реализации. В данном контексте социокультурная реабилитация инвалидов по зрению представляет собой, во-первых,- процесс, во-вторых, — комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграцию его в общество. В контексте современных представлений о данном процессе социокультурную реабилитацию можно рассматривать как один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, и в то же время — как один из путей его гуманизации и стабилизации.

Мы считаем, что социокультурная реабилитация, равно как и другие ее виды, достойна не только уважения, но и равноправного, партнерского взаимодействия с другими, прежде всего, медицинским направлением реабилитации, поскольку, как показывает практика, зачастую реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер является преобладающим. Основой таких мер является обеспечение взаимодействия субъектов, один из которых является реабилитантом. Таким образом, возникает острая необходимость поиска механизмов взаимодействия субъектов. Поэтому задача воспитательного влияния на личность инвалида, способной к вхождению в интеграционные отношения, заключается в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде.

независимого образа жизни

  • человек с инвалидностью имеет право на включение во все сферы жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, равенство с другими людьми;
  • система социальных служб, открывающая доступ инвалидам ко всем направлениям жизнедеятельности призвана помочь ему реализовать это право;

— нормализация отношений между проблемными и «обычными» людьми — основная цель видов деятельности в социуме. Инвалиды должны учиться тому, как исполнять обязанности по отношению к здоровым людям, оказываясь в ситуациях (нередко рискованных), в которых могут учиться, делая ошибки.

Трансляторами этой концепции (как за рубежом, так и в России) являются, в основном, общественные организации (такие как, региональная общественная организация «Перспектива» в Москве).

13 стр., 6269 слов

Социализация молодых инвалидов в системе социального обслуживания ...

... возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её разновидности как ... и опасные условия труда; ь неудачный процесс социализации; ь противоречивые нормы и ценности и другие. ... социального обеспечения, представляющая собой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально ...

Опираясь на принцип нормальности, который рассматривает человека с ограниченными возможностями здоровья личностью, имеющей потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни общества, к успешному взаимодействию и партнерству, внесению уникального вклада в общественное и культурное достояние государства, можно добиться существенных успехов. Примером может послужить жизнь Э. Робертса — родоначальника движения за гражданские права инвалидов в Америке, одного из основоположников концепции независимой жизни, первого директора Центра независимой жизни, который после перенесённого полиомиелита, остался полностью бездвижимым. Другой пример — Президенту США Рузвельту, инвалиду с проблемами опорно-двигательного аппарата, на протяжении ряда лет физический дефект не препятствовал осуществлять функции управления государством. В России и за ее пределами широко известны общественные и научные успехи В. Дикуля, С. Федорова, подвиги Н. Островского, А. Маресьева и других.

Очевидно, что независимость людей с инвалидностью — понятие скорее психологическое, чем физическое. Для независимости необходима безбарьерная среда, технические приспособления, услуги персонального ассистента, которого инвалид нанимает и оценивает качество его работы самостоятельно. Однако понятно, что человек с инвалидностью, не желающий мириться со своим физическим недугом, социальной недостаточностью, мобилизуя компенсаторные способности организма, личностные амбиции, в состоянии приобрести достойный социально-культурный статус посредством коммуникативной деятельности и участия в жизнедеятельности общества на условиях партнерства. Не случайно девизом многих фестивалей служит выражение «Смотри на меня, как на равного», ставший одним из принципов жизнедеятельности многих инвалидов.

Однако идеи интеграции в общество людей с ограниченными возможностями в настоящее время еще не стали основной целью реабилитационного процесса, поскольку даже самые «продвинутые» специалисты и представители науки не идут дальше реабилитационных целей, которые лишь частично решают личностные проблемы социальной жизни инвалидов.

концепции компенсации

Поэтому к эффективным технологиям самопомощи можно отнести, в частности, коммуникативный компонент педагогического менеджмента.

Таким образом, концепцию современной социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению, ориентированной на успешную интеграцию инвалидов в общество, можно обозначить следующей формулой: от усилий государства для улучшения жизни населения (в нашем случае его группы — инвалидов) — к самостоятельности и инициативе самого населения (инвалидов), к сознательному культурному росту масс, который достигается, прежде всего, за счет оптимизации коммуникативной деятельности.

Практика применения положений данной концепции свидетельствует: для многих инвалидов занятие видами социально-культурной деятельности, вхождение в коммуникативные связи кроме удовольствия, отдыха и развития творческих способностей является средством жизнеобеспечения, поскольку производство материальных ценностей и продуктов культуры помогает выживать.

4 стр., 1816 слов

Социальный статус и качество жизни пожилого человека

... специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье пожилого человека. А организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации занимаются социальным попечительством над пожилыми людьми. Нельзя забывать и о том, ...

Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социальной работы уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуро — терапевтические, проективные, креативные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении социально-культурными технологиями.

Решение множества коммуникативных проблем интеграции в досуговой среде (методических, организационных и других) зависит во многом от финансовых, материальных, кадровых возможностей органов местного самоуправления.

Успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условий осуществления реабилитационных мероприятий.

В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями уточняется и дополняется. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни российского общества, динамикой потребностей и интересов инвалидной категории и здорового населения. Это процесс естественный, органичный, развивающийся в соответствии с диалектическим законом.

Таким образом, реабилитация инвалидов — объективно необходимый, организованный (на нормативно-финансовом, административном, кадровом, научно-методическом, психолого-педагогическом, медицинском уровнях) процесс, направленный на решение задачи их интеграции в общество. Результаты анализа социологической информации, деятельности практиков свидетельствуют о целесообразности опоры на социально-культурную реабилитацию инвалидов в решении данной задачи. Этому способствует наличие у социально-культурной сферы значительных возможностей, способствующих раскрытию уникальности и самобытности личности каждого человека, участвующего в реабилитации. Исходя из реально сложившихся условий, социально-культурную деятельность важно рассматривать не обособленно, а как органическую составную часть единого социально значимого процесса интеграции, посредника между культурной средой и микромиром личности здорового и инвалида.

Заключение

Основные сферы жизнедеятельности человека — труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста — всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Социальная реабилитация личности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью.

Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов с окружающими, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Контрольные вопросы

1. В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности какие существуют зрительные нарушения.

2. Какая информация становится основной при дефектах зрения.

3. Что включает в себя способность к ориентации.

4. Охарактеризуйте основные технологии реабилитации инвалидов по зрению.

5. Какие меры предпринимаются государством с целью улучшения жизнедеятельности незрячих.

6. Чтобы вы предложили для улучшения условий жизни для инвалидов по зрению.

7. Охарактеризуйте деятельность Общества слепых в РФ.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-sotsialnaya-reabilitatsiya-invalidov-po-zreniyu/

патология зрение реабилитация инвалид

1) Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы /В.С. Агеев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. — С. 222-226.

2) Анисимов В.Г. Преодолевая барьеры инвалидности. М., 2007г.

3) Банников А.Н. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 2008.

4) Кавокин С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. М., 2007.

5) Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности /Л.И. Акатов; М-во труда и соц. развития РФ. — М.: Просвещение, 2002. — 448с.

6) Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А. И. Осадчих. М., 2009.

7) Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. — М.: РИК, 2007. — 144с.

8) Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М., 2006.

9) Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2007.

10) Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. М., 2006.