Социально-культурные институты

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни.

Преемственность в культуре, сохранение созданных, создание и распространение новых ценностей, их функционирование — все это поддерживается и регулируется с помощью социальных-культурных институтов.

Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления, разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельности общества, созданию клубов, движений и объединений, ориентированных на решение местных социальных проблем. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в условиях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других разновидностей современного социума.

Цель данной работы — рассмотрение социально-культурных институтов.

Из данной цели вытекает следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов;

2. Рассмотреть основные социально-культурные институты;

3. Сделать выводы по теме исследования.

Объектом исследования являются социально-культурные институты.

1. Общее понятие социально-культурных институтов, функции

Социально-культурные институты — одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД).

В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов, категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических черт.

9 стр., 4223 слов

Культурная политика в межнациональном пространстве

... что в настоящее время важнейшими задачами государства в культурной политике являются создание социально-оправданных учреждений культуры, т.е. тех, которые отвечают требованиям современности и пользуются спросом у потребителя, поддержки социального партнерства, ...

С точки зрения функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов. Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.

Первый уровень — нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень — учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

В широком смысле социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социально-культурную функцию.

Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон — внешней (статусной) и внутренней (содержательной).

С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

14 стр., 6880 слов

Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности

... главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями ... в области культурной деятельности.[5,c.256] Субъект и объект социально-культурной деятельности. Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и ...

Каждый социально-культурный институт выполняет свою, характерную для него социально-культурную функцию. Функция (от латинского — исполнение, осуществление) социально-культурного института — это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Эти функции очень многообразны.

Выделяют несколько основных функций социально-культурных институтов.

Первой и важнейшей функцией социально-культурных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Её можно назвать универсальной. Также универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.

Наряду с универсальными существуют и другие функции — специфические. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Например: установление, наведение и поддержание порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); добывание средств существования (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и поклонений (религия) и др.

Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка, другие поддерживают и развивают культуру общества. Все универсальные и специфические функции можно представить в следующей комбинации функций:

1) Репродукция — Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социально-культурные институты, такие, как государство, образование, культура.

2) Производство и распределение. Обеспечиваются экономически — социально-культурными институтами управления и контроля — органы власти.

3) Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социально-культурные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

5) Регулирование использования власти и доступа к ней — политические институты

6) Коммуникации между членами общества — культурные, образовательные.

7) Защита членов общества от физической опасности — военные, правовые, медицинские институты.

Каждый институт может выполнять и несколько функций одновременно или же на выполнении одной функции специализируются несколько социально-культурных институтов. Например: функцию воспитания детей выполняют такие институты, как семья, государство, школа, и т.д. При этом институт семьи выполняет несколько функций сразу, как отмечалось это раннее.

8 стр., 3545 слов

Социальные функции культурных памятников

... классификацию памятников, их свойства и характерные признаки; .охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе. 1. Понятие и классификация культурных памятников Памятники истории ... быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения ...

Функции, выполнявшиеся одним институтом, со временем видоизменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими. Так, например функцией воспитания вместе с семьей осуществляли раньше церковь, а сейчас школы, государство и другие социально-культурные институты. Кроме этого во времена собирателей и охотников семья еще занималась функцией добывания средств существования, в настоящее же время эту функцию выполняет институт производства и индустрии.

2. Виды социально-культурных институтов

В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации.

Социально-культурные институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории.

Первая группа — социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством, духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа — социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.

Третья группа — социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество и обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения.

В теории и практике СКД часто используются и многие другие основания для типологии социально-культурных институтов:

1.по обслуживаемому контингенту населения:

  • массовый потребитель (общедоступные);
  • отдельные социальные группы (специализированные);
  • дети, юношество (детско-юношеские);

2. по формам собственности:

  • государственные;
  • общественные;
  • акционерные;
  • частные;

3. по экономическому статусу:

31 стр., 15073 слов

Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии России

... государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны. причиной выбора данной темы Объектом моего исследования является роль федерального бюджета в развитии государства. Предмет исследования – федеральный бюджет. Целью настоящей ...

  • некоммерческие;
  • полукоммерческие;
  • коммерческие;

4. по масштабам действия и охвата аудитории:

  • международные;
  • национальные (федеральные);
  • региональные;
  • местные (локальные).

Опираясь на данную классификацию, мы более подробно рассмотрим те социальные институты, в деятельности которых в полном объеме представлены все основные функции социально-культурной деятельности.

Библиотека — учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати. История библиотек Руси ведет свое начало с 11 — 12 веков из Киевской Руси. К 14 — 15 векам увеличилось количество переписываемых книг в Москве, Твери, Нижнем Новгороде и других городах. Этот процесс был ускорен появлением в 14 веке бумаги, заменившей древние пергаменты. Во второй половине 15 века в Москве уже имелась книжная торговля. Главным стимулятором развития книжности явилось введенное на Руси по указу Ивана Грозного и митрополита Макария книгопечатание. В 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол», выпущенная построенным в Москве на казенные деньги печатным двором. Возросло количество написанных русскими авторами книг. Зародилась традиция «учительной литературы» (первые учебники поднимали вопросы просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений и т.д.) Тексты всевозможных «Слов» и «Поучений» помещались в сборниках под названием «Измарагд», «Златая цепь» и др. и адресовались духовенству (как вспомогательный материал для проповедей) и мирянам. В середине 16 века вышел в свет «Домострой» — свод правил и советов по ведению домашнего хозяйства. В 17 веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений. Создание в России в соответствии с императорским указом 1783 года вольных типографий способствовало возрастанию количества книг и развитию периодической печати, возрастанию интереса образованных дворян к чтению. В 18 веке при Академии Наук и Московском университете были открыты первые светские библиотеки. Первая крупная публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году.

После Октябрьской Революции все библиотеки стали открытыми, их количество резко возросло (это было связано с тенденцией просвещения рабочего класса).

Увеличивалось количество библиотек и в сельской местности. Росли темпы книгоиздательства (в том числе учебной литературы).

Функционировали передвижные библиотеки, объезжавшие отдаленные населенные пункты и крестьянские хозяйства. В 1930 году был открыт Московский библиотечный институт, также квалификацию библиотечные работники получали в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах.

В период ВОВ библиотеки не прекращали своей работы на местах и в передвижном режиме, взяв на себя часть агитационной и разъяснительной работы с населением. Пострадали в войну книжные фонды библиотек, Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 миллионов книг (известны случаи, когда книги использовались просто для растопки).

После войны сеть библиотек, как и других КДУ, активно восстанавливалась. К началу 60-х годов относится возникновение общественных библиотек и библиотек-читален. В 1964 году библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1979 году в СССР насчитывалось 350 тысяч библиотек.

33 стр., 16023 слов

Исследования: «Социально-педагогическая

... деятельность в учреждениях социального обслуживания населения, которая выражается в предоставлении социально-педагогических услуг гражданам пожилого возраста, направленная на профилактику отклонений в поведении и развитии ... личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга [13]. Социально-педагогическая деятельность в ...

Современные библиотеки различаются по направленности:

Массовые библиотеки — с книжным фондом различного содержания, рассчитанные на читателя любого возраста и профессии (городские, районные, областные библиотеки).

Научные библиотеки (универсальные, отраслевые и научно-технические) — собирающие печатные издания соответственно направлению (Библиотека Академии Наук, Библиотека иностранной литературы, Медицинская библиотека и т.д.).

Современное библиотековедение изучает историю библиотечного дела, библиотечные фонды и каталоги, читательский спрос. Имеются специализированные библиотеки для инвалидов (Библиотека для слепых в Москве).

Новым витком в развитии библиотечного дела в России стало открытие виртуальных библиотек в сети Интернет. На специализированных сайтах (www.lib.ru и др.) пользователи Сети могут найти практически любую книгу, в том числе и редкую, и, скачав ее себе в компьютер, прочитать.

С 1995 года 27 мая в нашей стране проводится Всероссийский день библиотек и их работников. Впрочем, подобные праздники есть не только у нас, ведь знаменитые книгохранилища ценятся во всем мире. Дата эта выбрана не случайно, а привязана к основанию в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки в России.

Эта библиотека, ставшая теперь Российской Национальной, известна каждому нашему соотечественнику, а вот о главных библиотеках других стран нам известно не так много.

Ниже приведены десять мировых библиотек, известных благодаря своим масштабам, возрасту, художественной ценности и уникальной архитектуре.

Российская государственная библиотека (бывшая Библиотека имени Ленина) в Москве

В 2008 году россияне отметили 180-летие главной библиотеки страны, созданной на основе Румянцевского музея. Более сорока миллионов книг, рукописей, журналов, хранящихся в ней, делают «Ленинку» одной из крупнейших в мире.

Нью-Йоркская публичная библиотека

Знаменитая библиотека-музей, хранящая в своих стенах сорок миллионов научных работ и более пятнадцати миллионов художественных книг, также владеет уникальной коллекцией картин и гравюр, отданных в дар библиотеке самими авторами и частными владельцами.

Филадельфийская публичная библиотека

Библиотека, имеющая 55 филиалов по всей стране и содержащая более пяти миллионов книг, была открыта в конце XIX века под девизом «общая библиотека должна быть доступной для всех» и стала первой из бесплатных.

Национальная библиотека в Париже

Основанная в 1480 году, эта библиотека является одной из старейших в мире. Ее особенность заключается еще и в том, что стать ее читателем может лишь человек с высшим образованием, получивший рекомендацию своего научного руководителя. Совместно с Сорбонской библиотекой ведет каталогизацию всех печатных изданий Франции.

Национальная библиотека в Беларуси

Знаменитый гигантский бриллиант, притягивающий миллионы туристов, расположен на востоке Минска. Его стеклянные грани, матово-серые днем и переливающиеся тысячей огней ночью, скрываю более тринадцати миллионов книг на самых разных носителях. А на крыше этой библиотеки расположены смотровая площадка и кафе, делающие ее интересной и для людей, далеких от литературы.

16 стр., 7972 слов

Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового ...

... социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей. Нам предстоит решить следующие задачи исследования: 1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу. 2. Выявить уровень диагностирования здоровья учащихся ... в трудовую деятельность. М.В.Ломоносов ... социальной защиты здоровья детей. Противоречия между традиционной официальной системой проведения ...

Кембриджская университетская библиотека

Бумаги Исаака Ньютона, библия Гуттенберга, письма Дарвина, архив Королевской обсерватории Гринвича и еще семь миллионов книг содержится в этой библиотеке, первое упоминание о которой относится к 1416 году. Пожалуй, такого количества уникальных трудов не найти почти ни в одной мировой коллекции.

Королевская библиотека Дании

Поклонники Ганса Христиана Андерсена с особым трепетом относятся к датской библиотеке, ведь именно в ней хранятся все его рукописи. А еще здесь есть хранилище для нескольких миллионов книг, гигантский концертный зал, в котором проходят выступления известных оркестров, тут же находится шесть читальных залов, огромный книжный магазин и даже ресторан.

Библиотека Фишера в Сиднее

Крупнейшее собрание книг в Южном полушарии хранится именно в библиотеке Фишера при сиднейском университете. Кроме того, ее здание может порадовать ценителей необычной архитектуры, поскольку создано из двух необычно объединенных частей.

Ватиканская библиотека

Основанная в XV веке Папой Римским Николаем V она пополнялась правителями Ватикана век от века. Стоит отметить, что в ней содержится не только религиозная литература (хотя ее, конечно, большинство), но и художественные произведения. Это связано с тем, что многие Папы были большими ценителями творчества своих современников и пополняли библиотечную коллекцию всем, что считали достойным.

Библиотека Лауренциана во Флоренции

Построенная в эпоху Возрождения по проекту Микеланджело Буонарроти, флорентийская библиотека стала известна не только своими картинами, книгами и рукописями, но и своим уникальным дизайном и роскошной отделкой. Внешний вид этого храма знаний притягивает туристов и фотографов, стремящихся запечатлеть его утонченную красоту и изящество.

Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.

В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека

5 стр., 2209 слов

Социальная и культурная антропология

... жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство. Социальной антропологией называется культурно-антропологическое знание в Европе, прежде всего ... наука о динамике культуры как искусственного, неприродного мира человека; социальный культурный антропология 7) наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных обществ; ...

Основные направления деятельности парка:

Проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными).

Проведение музыкальных и песенных фестивалей.

Проведение творческих встреч с деятелями искусств.

Проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.

Проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. — с привлечением творческих, торговых организаций).

Проведение семейных дней отдыха.

Проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек.

Проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…).

Оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).

К организациям исполнительских искусств относят театры, концертные организации и коллективы, цирки:

  • Театры делят на театры оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.).

— В состав концертных организаций входят филармонии, самостоятельные концертные залы (Большой концертный зал «Октябрьский» в СПб, московский международный дом музыки и др.), концертные объединения, в том числе занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и пр.

— Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармоническими и эстрадными. К филармоническим коллективам относят симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры. Народные хоры, прочие филармонические коллективы.

— Цирки подразделяют на стационарные, передвижные (шапито), зооцирки, группы «Цирк на сцене», коллективы «Цирк на льду», «Цирк на воде». Подавляющее большинство цирков входят в состав Российской государственной цирковой компании «Росгосцирк».

3. Клубные учреждения

Клубные учреждения, в отличие от других культурно-досуговых учреждений, являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна решать прежде всего социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни.

Клуб необходимо рассматривать с двух позиций:

  • как клубное учреждение, подведомственное Министерству культуры, профсоюзам, другим ведомствам или организациям, являющееся инструментом государственной политики и живущее по установленным государством правовым нормам;
  • как некоторый социальный институт, «добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами» (согласно определению, данному в Энциклопедическом словаре).

Диапазон этих интересов достаточно обширен — от совместных развлечений до коллективного решения серьезных социально-политических проблем. Клуб, «клубность» в данном случае определяются не по формам ведомственной принадлежности — это особый способ общения, взаимоотношений людей, даже больше — определенный образ их жизни.

9 стр., 4457 слов

Образование как социальный институт

... экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. Поэтому исходя из вышесказанного, считаю данную тему реферата актуальной и многозначащей в жизни всего общества. 1. Образование как социальный институт. ...

Клубные общности как институт социальной активности населения не были в полной мере реализованы ни на одном этапе существования нашего общества. Обращение к клубной проблематике показывает, что сегодня происходит переосмысление традиционных функций культуры в обществе. Теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для нормальной жизнедеятельности человека. Изменил свое содержание в связи с этим и культурный досуг, который стал одним их механизмов социальной стабилизации и адаптации. В. досуговом пространстве теперь значительно активнее чем раньше, идет формирование социальной и культурной сферы, защищающей человека. Компенсаторная функция клубного коллектива всегда играла немаловажную роль, так как клуб представляет собой дополнительное пространство для самореализации и развития, релаксации и восстановления. Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как средства, способного ослабить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствовать психологической релаксации.

Для выполнения этих функций необходимы новые виды социально-культурной деятельности — индивидуальной и групповой, основанные на осознании социальной ценности досуга как пространства самоактуализации личности, не менее важной, чем профессиональная деятельность, способствующая социальной интеграции людей.

Таким образом, клуб в широком понимании — это государственная, общественная, коммерческая, частная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала населения, формировании культурных запросов и потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установленном законодательством, клубу или любой иной структуре клубного типа предоставляется право совершения различного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществления деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреждениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, выступать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и кооперативные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут действовать как самостоятельно, так и при государственных, кооперативных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организацией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в качестве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса. Лишь часть населения страны составляет реальную аудиторию клубов, т. е. входит в число тех, кто в заметной мере вовлечен в деятельность клубов, испытывает их влияние. Остальное население составляет потенциальную аудиторию.

Охват влиянием клубов разных групп населения весьма различен. Наиболее активны в этом плане сельские старшеклассники и относительно молодые горожане с образованием ниже среднего. Люди старше 30 лет, особенно имеющие высшее образование, бывают в клубах много реже.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности; культурная самодеятельность и рекреация.

Заключение

Таким образом, в конце работы над темой контрольной работы можно сделать следующие выводы:

1. социально-культурные институты — одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД).

В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

2. В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации.

3. Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон — внешней (статусной) и внутренней (содержательной).

С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

4. Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.

5. В данной работе были рассмотрены некоторые социально-культурные институты: библиотеки, парки культуры и отдыха, организации искусства, которые помогают решать многие важные проблемы большому количеству людей, клубные учреждения.

социальный культурный институт клубный

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialnyie-institutyi-i-kultura/

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. — М.: МГУК, 1995.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. — М.: МГУКИ, 2001.

3. Культура и образование. Проблема взаимодействия // Вопросы философии. — 1997.

4. Культурная политика в России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв.ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. — 1998.

5. Мосолев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995.

6. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Уч. пособие. — М.: МГИК, 2000.

7. Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность. Теория и методика организации деятельности общественных объединений.: Учеб. Пособие.-СПбГУП, 2006.

8. Сасыхов А.В. Аудитория клубов // Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. — М.: Просвещение, 1980.

9. Сорокин П.А. Социально-культурная динамика. — Спб., 2000.

10. Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие // Ученые записки/ Под. науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко. — М.: МГУКИ, 2001.

11. http://www.Allbest.ru

12. http://www.restbee.ru