Игра является формой деятельности в условных ситуациях, направленной на реконструкцию и усвоение общественного опыта, закрепленного в социально запрещенных формах совершения объективных действий на объектах культуры и науки.
Крупская Н.К. писала: «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.».
Как и во многих научных областях, в последнее время в педагогике произошла перестройка практики и методов работы. В частности, различные типы игр становятся все более распространенными.
До того, как игра стала предметом научных исследований, она стала одним из важнейших способов воспитания и обучения детей.
Ребенок, как известно, приобретает новые знания и навыки в игре. Игры, которые способствуют развитию познавательных навыков, внимания, памяти, мышления и творчества, направлены на умственное развитие всего дошкольного учреждения. Поэтому необходимо использовать игру как важный инструмент для воспитания и обучения детей.
В разных системах обучения игра занимает особое место. И это определяется тем, что игра во многом соответствует характеру ребенка. От рождения до совершеннолетия ребенок уделяет большое внимание играм. Дети любят создавать игры сами, с помощью которых самые обычные вещи превращаются в интересный мир опыта.
актуальна.
целью данной работы
Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования
-
игра будет соответствовать возрастным особенностям учащихся;
-
будет присутствовать достаточная мотивация для школьников;
-
будет разработана игровая система для младших школьников;
-
будет проведена диагностика уровней обучения навыкам общения для младших школьников;
-
реализованы педагогические условия, способствующие воспитанию позитивных качеств у младших школьников в игровом процессе;
13 стр., 6231 словСпецифика психологии обучения школьников начальных классов
... быть субъектом обучения . В исследованиях Г По его мнению Г Глава 2. Психологические особенности обучения школьников начальных классов 2.1. Возрастные и психологические особенности младшего школьника Младший школьный возраст ... суровом мире . И от того Младший возраст Психология младшего школьного возраста формируется под влиянием обучения . В итоге у детей развивается память , усиливаются словесно - ...
-
разработан набор педагогических условий для развития коммуникативных навыков учителей начальных классов.
В соответствии с целью исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
-
рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры;
-
изучить сущность и основные функции игры в образовательном и в воспитательном процессе;
-
рассмотреть образовательный и воспитательный потенциал игры;
-
узнать о различных видах игр, их роли в учебной и воспитательной практике;
-
провести тестирование детей с целью изучения отношения детей к игре и выявления их активности ;
-
проанализировать планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе;
-
предложить методические рекомендации по организации игровых мероприятий в начальной школе.
Самые большие возможности для развлечения — это внеклассные занятия, работа в более длинных группах, в которых дети могут выбирать игры и занятия в зависимости от своих интересов. Основная задача, которая должна быть решена в рамках этой совместной акции, — дать детям возможность почувствовать себя вместе и создать у них радостное настроение.
В последние годы накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по организации жизни и работы детей в условиях, когда основное место отводится использованию игровых приёмов на уроках и в самой игре как форме организации детских игр. Немецкий ученый К. Гросс, Ю.Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, И.Г. Песталоцци, Януш Корчак, К. Д. Ушинский внесли научный вклад в развитие игровой техники.
В работе были использованы научно-педагогические методы исследования, такие как конспектирование, цитирование, наблюдение и конспектирование.
Практический смысл работы определяется наличием представленных игр, которые можно использовать в начальных школах.
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
1.1 Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – это одно из удивительных явлений жизни человека привлекла внимание философов и исследователей всех возрастов. Платон уже рассматривал игру как одно из самых полезных занятий, а Аристотель видел в игре источник духовного равновесия, гармонии тела и души. Песталоцци и Дж.Дж. Руссо стремился развивать способности детей в соответствии с законами природы и на основе действий, к которым стремятся все ребята.
Особенности развитие игры детей 3-4 лет
... установили, что наиболее значимыми конструктами саморазвития и самореализации у детей 3 – 4 лет, оказывающими влияние на развитие ролевой игры, выступают: В 3 года – самоощущение и самопроявление. Это можно объяснить тем, ... -detey-let/ Алехина И. В. Психология развития: практический курс. Брянск, 2007. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Игровая деятельность младших дошкольников – путь к формированию ...
По Ф.Фребеля центром педагогической системы является теория игры. По словам Ф. Фребеля, детская игра — это «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». Игра — это мост от внутреннего мира к природе. Природа предстала Фребелю в виде единой и разнообразной сферы [16].
Определенные этапы развития привели к негативному отношению к игре и сделали практически невозможным направление теоретической мысли к изучению этой деятельности. Но с последней трети 19-го века интерес к игровой деятельности вновь появляется, появляются первые научные теории игры.
Игры начинают восприниматься как важное средство формирования и обучения навыкам, необходимым для психофизического и личностного развития, как основная форма участия человека в жизни общества, а также один из способов развития способности к обучению и развитию. чувство ответственности за свои действия и группу.
Попытка систематического изучения игры была впервые предпринята в конце 19-го века немецким ученым К. Гроссом, который считал, что в игре были предотвращены инстинкты против будущих условий борьбы за существование («теория предупреждения»).
Он называет игру оригинальной школой поведения.
Для К.Гросса, независимо от факторов, внутренних или внешних, смысл игры заключается в том, чтобы стать школой жизни для детей.
Позицию К. Гросса продолжил польский учитель, писатель и терапевт Януш Корчак. Он считал, что игра — это возможность найти себя в человечестве, себя во Вселенной, себя в обществе. Генетика прошлого есть в играх, а также в досуге людей — танцы, песни, фольклор.
Ушинский К.Д. был готов понять великие творческие возможности человека. Он отделил образование от игры и считал это обязательной обязанностью ученика. «Учение, которое основанно только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью решительных усилий по обучению, мы не будем уменьшать важность игры и интереса.
Игра всегда появляется в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, это дарит человеку мгновенную радость, необходимо удовлетворять реальные потребности. С другой стороны, игра о будущем, потому что она обеспечивает или имитирует жизненные ситуации или устанавливает свойства, качества, способности, навыки и личностей, необходимые для осуществления социальных, профессиональных и творческих функций.
С начала 20-го века интерес к изучению игры возник с новой силой. Многочисленные исследователи (В. Макдаугалл, Г. Мерфи, Ф. Я. Бентендейх) выдвинули тезис о том, что игра представляет собой «некий социальный инстинкт», присущего каждому человеку. Теория «игра как самовыражение» (Дж. Пиаже) по-прежнему очень популярна. Представители культурно-исторического подхода к игре считают, что игра украшает жизнь, интегрирует ее и жизненно необходима для всех.
Организация подвижных игр детей младшего дошкольного возраста
... место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается, Передовые русские ученые П, Организация подвижных игр детей младшего дошкольного возраста Цель работы : описать опыт работы воспитателей по организации и проведению подвижных игр в младших группах ...
Лучший пример игровой позиции учителя – деятельность Макаренко А.С. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [21].
Суть игры в том, что учитывается сам процесс, процесс опыта, связанный с действиями игры, а не результат. Хотя ситуации интерпретируются ребенком, они мнимые, но ощущения реальны. В игре маленьких детей нет более серьезных людей. Когда дети играют, они не только смеются, но и глубоко переживают, а иногда и страдают.
Эта особенность игры предлагает множество образовательных возможностей, потому что, контролируя содержание игры, учитель может запрограммировать некоторые положительные эмоции детей, играющих.
Таким образом, если действия игры несущественны для ребенка с точки зрения содержания, он не может войти в игру в состоянии игры, но будет играть роль только механически, не чувствуя связанных с ним чувств. Вы не можете «насильно» включить человека в игру вне вашего контроля, как в процессе творчества.
Можем сказать, что игра — это способ понять реальность. Он руководствуется внутренними силами и позволяет ребенку быстро освоить первоначальные, но очень обширные основы человеческой культуры. Возможно, игра соблазняет ребенка непонятным разнообразием ситуаций, требующих активного проявления индивидуальности, изобретательности, изобретательности и творчества. Советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» выразил эту мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески».
Один из современных российских психологов Немов Р.С. определил игру как вид деятельности, который выполняет две функции: психологическое развитие человека и его отдых.
На эффективность использования игр в учебном процессе обратили внимание многие выдающиеся педагоги.
В игре развиваются новые прогрессивные образования, и появляется мощный когнитивный мотив, который составляет основу обучения, отметил А.Н. Леонтьев, изучив развитие детей.
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отметил, что в контексте посещения школы игра не только не исчезает, но, скорее, пронизывает всю деятельность ребенка. Он отмечал, что «В школьном возрасте, — игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» [8].
Игру четырьмя важными функциями наделяет крупнейший специалист по этой проблеме Эльконин Д.Б: способ развития сферы мотивационных потребностей, способ развития умственной деятельности, способ развития добровольного поведения и способ познания [48].
«Самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям» — пишет Амонашвили Ш.А.
Деловые игры и способы их проведения
... ограничено. Разрабатывались игры, в которых участвовал весь персонал Компании — Заказчика. Продолжительность деловой игры может варьироваться от одного дня до недели. По окончании деловой игры результаты анализируются, ... целью специалистами в области управления и организации, экономики и социологии, психологии и некоторых других областей научно-практическом деятельности разрабатываются специальные ...
Появление долгосрочной игровой перспективы указывает на новый и более высокий этап в развитии игрового творчества. Эволюция игрового творчества также отражается в том, как вы объединяете различные жизненные события в игровой контент.
В последние годы наука разработала концепцию игры по-новому. Игра охватывает многие сферы жизни. Игра используется как общая и серьезная научная категория. Это может быть причиной того, что игры начинают активно заниматься дидактикой.
1.2. Игра как средство воспитания. Воспитательные игры со школьниками
В жизни ребенка к игре отводится особая роль и это неоспоримая истина.
«Игра – это важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» — писал Макаренко А.С. Это означает, что игра, ее организация является ключом в руках родителей, ключом к организации родителей. В игре формируются многие черты личности ребенка, игра является своего рода школьной тренировочной работой. В игре развивается ловкость, находчивость, выносливость, активность. Игра также является школой общения для ребенка. Игра внешне проста и не волнуйтесь. Но на самом деле игрок должен дать ему максимум своей энергии, своего духа, своего сопротивления и своей независимости. Это иногда становится действительно трудной работой и приносит, благодаря усилиям, удовольствие. Преодоление условий игры приносит истинное удовлетворение ребенку и развивает его личность[21].
Вся личность ребенка вовлечена в процесс игры, как и в другие виды деятельности: умственные когнитивные процессы, чувства и эмоции и воля потребности и интересы: в игре ребенок играет активно, говорит, использует свои знания.
Игра является свободной и независимой деятельностью, вытекающей из личной инициативы ребенка, характеризуется активным творческим характером, высоким эмоциональным богатством.
Игра характеризуется саморегуляцией действий, действий и поведения игроков. Определенными требованиями и правилами регулируются события играющих детей.
Многие исследователи детских игр отличаются силой и достоверностью чувств, которые испытывает ребенок в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. Ребенок наслаждается, достигает результатов в игре, преодолевая трудности.
Ребенок в игре испытывает не только положительные эмоции. Испытайте горечь поражений, неудач, обиды, неудовлетворенности достигнутыми результатами и т. д.
Таким образом, несмотря на наличие в некоторых случаях негативных эмоций и чувств, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, удовольствие. Игра без радости больше не игра.
В играх ребенок осваивает объективный мир, который его окружает, и взаимоотношения взрослых. Но не только осваивает готовые методы работы, но и эксперименты, приспосабливает объекты к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. То же самое относится и к развитию отношений во взрослом мире: ребенок, воссоздающий отношения во взрослой игре, переживает их по-своему и трансформирует их в соответствии со своим воображением: появляются идеи о добре и справедливости. В игре через себя ребенок начинает понимать другого человека так же, как другой начинает понимать себя. Такое активное участие в развитии объективного мира и мира межличностных отношений способствует развитию творческих способностей детей. Два основных вида рака психики школьного возраста, возникающие в игре, — ориентация позиции другого человека и творческое воображение — тесно связаны между собой. Можем даже сказать, что это две стороны одного и того же принципа у ребенка, а именно начало творения.
Становление и развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
... мы решили выяснить особенности становления сюжетно-ролевой игры и на этой основе определить ее развитие в педагогическом процессе. Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования 1. Психолого-педагогические особенности развития сюжетно-ролевой игры Игра представляет собой особую ...
Нелегко дать разумную оценку или хотя бы представить себе реальную роль игры в формировании личности, особенно в отношении других средств обучения. Давайте попробуем сделать это, рассматривая игру как средство обучения.
В отличие от других действий, игра имеет самоцель. Ребенок не создает и не решает чужие и удаленные задачи в игре. Игра часто определяется как действие, которое выполняется для себя, оно не достигает чужих целей. Следует помнить, что с развитием игр (от веселья до ролевой игры, творчества) цель появляется на каком-то этапе.
Цели не зафиксированы. Н. К. Крупская отметила, что по мере роста ребенка характер целей, которые он ставит в игре, меняется: от подражания детям они постепенно переходят к целеустремленным, мотивированным целям.
Учитывая огромную сложность современного образовательного контента и тот факт, что обучение является серьезным вопросом, некоторые считают, что учиться играть негде. Однако другое мнение еще более оправдано, и его сторонники говорят, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач. Дело в том, что задачи, связанные с обучением, гораздо шире, чем предоставление студентам определенного объема знаний и развитие навыков их применения. Основная задача тренинга — подготовить детей к жизни. И во время обучения дети, по сути, только в той игре, которая может трансформировать мир в соответствии со своими желаниями. Д. Брунер говорит, игра — является источником удовольствия для ребенка, способствует его безболезненной адаптации к условиям общественной жизни в дальнейшем. Помните, что Я.А. Коменский высоко оценил роль игры в науке. «Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневольшина превратилась в игру и забаву» — писал Я.А.Коменский.
На самом деле игра помогает учащимся учиться, преодолевать скуку, вырваться из модельных решений интеллектуальных и поведенческих проблем, стимулировать инициативу и креативность.
Все игры, используемые в учебных целях, можно разделить на два типа, в зависимости от основного содержания игровой деятельности. В одном случае основой игрового контента является учебный материал, действия которого одеты в игровую форму.
Шахматы для детей
... в России явился Петербургский матч-турнир сильнейших шахматистов мира 1895–1896. 3. Правила игры Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе ... Месопотамией. Отсутствие фактических данных и археологического материала создает почву для самых фантастических гипотез, таких, например, что шахматы на землю занесли инопланетяне. Примерно в том же VII ...
Например, дети, разделенные на команды, соревнуются в скорости подсчета или нахождения ошибок в словах, запоминания дат исторических событий и т. д. Они выполняют обычные образовательные действия: они считают, исправляют ошибки, запоминают даты, но выполняют эти действия в игре.
Дидактический материал в другом случае вводится как элемент в игровую деятельность, которая является основной как по содержанию, так и по форме. Так, в драматической игре со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определяемую содержанием сказки, можно ввести дидактический материал: некоторые знания по биологии, географии, математике, истории или другим предметам. Ребята играют роли Незнайки, Буратино, Бабы Яги, Красной Шапочки и выполняют упражнения по счету, выясняют местонахождение частей света или получают информацию о строении растений.
Понятно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньше, чем в первом. Это оправдано тем, что на первый план выходит не усвоение учебного материала, а учебные задачи, использование знаний в различных ситуациях или предварительное знание новых знаний. Эти игры чаще используются во внеклассные часы и на уроках начальной школы, чтобы расслабить детей от интенсивной интеллектуальной работы.
Конечно, большую часть времени игры используются, когда знания принимаются во внимание. Так, например, если в школе проходит неделя математики, после занятий вы можете сыграть, например, в игру такого рода соревновательного характера. Дети делятся на классы в разных командах, которые на соревнованиях выполняют определенные задачи:
-
математическую диктовку,
-
решение проблем с помощью опций,
-
разрешение примеров с помощью «цепочки» и т. д.
Для учета результатов можно сформировать жюри или назначить экспертов, арбитров и т. д. Команды могут получить фантастические, сказочные или просто интересные названия для детей, могут быть введены в структуру и в другие символы игры.
Задания конкурсов составлены таким образом, чтобы учащиеся демонстрировали свою способность выражать свои знания, придумывать и разгадывать загадки, которые рифмуются, создавать загадки, создавать художественные представления о явлении и т. д.
В отношении образовательного процесса они также говорят о коллективных играх: организационных, физических упражнениях, соревнованиях, имитации, ролевых играх, социальной ориентации и т. д. Они в большей степени ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, они являются формами моделирования социальных отношений, а во-вторых, они воссоздают наиболее типичные жизненные ситуации в материальной форме, доступные ребенку, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально приемлемого поведения.
Основным педагогическим смыслом коллективных игр является создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения конкретной социальной проблемы на основе своих ценностей, моральных установок и имеющегося социального опыта. Это связано с тем, что во время игры присутствуют:
Использование дидактических игр в работе по автоматизации звуков ...
... по автоматизации звуков 1.1. Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста и причины нарушений звукопроизношения Речь ... дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических игр в работе ...
-
активизация участников, которая достигается путем привлечения их к необходимости решения проблемы в ситуации, когда нет готовых решений или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;
-
преодоление интеллектуальных и познавательных трудностей, с которыми ребенок сталкивается как проблема личности;
-
актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке существующего опыта, самостоятельной мобилизации;
-
возникновение возможности эффективного решения многомерных задач путем погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особенно значимой) для них задачи во всей ее сложности;
-
замена, в которой игра очень быстро перестает быть игрой для участников, поскольку реальные столкновения, происходящие в ее ходе из-за особой работы учителя, становятся настолько интенсивными, что дети действуют как если игра стала для них реальностью;
-
улучшить процессы взаимодействия участников и развить их коммуникативные навыки.
Игра как средство обучения имеет свои особенности. Таким образом, в дополнение к отношениям, которые дети играют в соответствии с принятым действием и самостоятельной ролью, это создает другой тип отношений — не изображаемых, а реальных, реальных. Эти типы отношений (игровые и реальные) тесно связаны, но не идентичны и могут конфликтовать друг с другом.
Методология организации коллективной игры обычно включает несколько этапов:
-
Работа учителя по разработке игровой стратегии, определению целей и путей их достижения, планированию ожидаемого результата. Результатом этой работы является создание модели игры и ее плана, выбор групп инициатив для разработки правил и условий игры.
-
Организация работы инициативных групп, состоящих из учителей и детей, и установление правил и условий игры. Результатом этого действия является разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, разделение обязанностей между членами оргкомитета игры.
-
Запуск игровой модели, основанной на альтернативном включении детей в игру. Результатом этого этапа является определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или разных конкурирующих групп.
5 стр., 2060 словКатегории человеческого бытия: любовь, смерть, власть, игра, труд
... разделяется на: бытие человека в мире вещей и человеческое бытие. В свою очередь человеческое бытие можно разложить на множество составляющих его категорий: любовь, смерть, поиск смысла жизни, вера, игра, власть, труд, ... областях культуры, труда, политики и т.д. Первыми, кто заметили сходство между игрой и художественной деятельностью, были И. Кант и Ф. Шиллер. В XX веке особое внимание ...
-
Координация участников игры в соответствии с правилами и условиями игры.
Результатом этого этапа является принятие всеми участниками игры их роли, осознание правил и условий игры, их реализация, реализация потребностей и интересов детей.
-
Подведение итогов игры, организация рефлексии, то есть оценка детьми характера их участия в игре и достигнутых результатов. Результатом этого этапа является определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.
-
Следствие — закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизни команды [41].
Таким образом, в процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь учащихся радостными впечатлениями, разнообразят учебный процесс, эмоционально обогащают их, создают хорошее настроение, создают радость успеха.
Для использования всех игр в образовании характерна общая структура образовательного процесса, включающая четыре этапа:
1. Ориентация: учитель вводит предмет, дает описание игры, дает общий обзор ее курса и его правил.
2. Подготовка к реализации: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, внедрение процедур управления игрой.
3. Проведение игры: учителя («жюри») следят за ходом игры, контролируют последовательность действий, оказывают необходимую помощь, записывают результаты.
4. Обсуждение игры: описание действий, их восприятие участниками, положительные и отрицательные стороны игры, обсуждаемые трудности, возможные пути улучшения игры, в том числе изменение ее правил.
Вся жизнь учеников связана с игрой, которая в ней имеет большое значение. Поскольку игра является средством самообразования личности ребенка, поэтому она закрепляет полезные навыки и привычки у детей, формирует сильные черты характера, тренирует память, сопротивление, внимание.
Ценность игры заключается в том, что она имеет большой потенциал для формирования детской команды и позволяет детям создавать любые формы общения. И поэтому результатом командных игр является воссоединение детей, формирование компании среди детей.
Игра также влияет на формирование трудовой активности детей, суть которой А.С. Макаренко в своем высказывании: «Хорошая игра похожа на хорошую работу, нехорошая игра похожа на плохую работу…» отличная и хорошо организованная игра, способствует формированию психологических свойств личности ребенка, формированию работы, в смысле коллективизма, партнерству [21] .
В педагогической литературе существуют разные виды игр, и у каждой есть своя характеристика и классификация. Самые необходимые игры в учебном процессе — дидактические, ролевые, мобильные. Любая игра должна быть доступной, эмоционально представленной и целеустремленной.
Игра может стать хорошим дополнением к учебному процессу в развитии личностных характеристик ребенка. Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, но в их организации есть общие стандарты. Это имеет свои плюсы и минусы, требует чувства меры и осторожности.
Игра как процесс имеет свои структурные элементы и образовательные требования. При выборе игры необходимо учитывать некоторые аспекты: возраст игроков, выбор места проведения игр, пояснительные особенности игры, роли и роль учителя.
Его роль в игре в основном консультативная, а работа учителя заключается в разработке условий и определенных правильных установок для детей. Игра учителя используется не только для образовательной деятельности, но и для внеклассной образовательной работы, в которой она имеет свои организационные формы.
Таким образом, игра является серьезным вопросом, имеющим принципиальное значение в жизни ребенка, в формировании его личных качеств, в развитии и воспитании, помимо того, что имеет свои особенности в организации и использовании в воспитательной работе.
1.3Характеристика основных видов игр и их классификация
Каждый тип игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Размытие границ между любительскими и развивающими играми, которое сегодня наблюдается в теории и на практике, недопустимо.
Классификация игр
В дошкольном и младшем школьном возрасте различают три класса игр
Таблица. Классификация игр
Самостоятельные сюжетные игры:
-сюжетно-изобразительные,
— сюжетно – ролевые,
— режиссёрские,
— театрализованные.
Примеры названий игр: «Магазин», «Больница», «Кафе».
Сюжетно – ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
— сюжет,
— содержание,
— роль.
Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью.
Игры обучающие:
— дидактические,
— сюжетно – дидактические,
— подвижные;
Досуговые игры:
— игры – забавы,
— игры – развлечения,
— интеллектуальные,
-празднично–карнавальные,
-театрально-постановочные.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Примеры названия игр: «Волчонок», «Ловля рыб», «Охотники и утки», «Печки», «Колдун».
Каждый из перечисленных игровых классов, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Поэтому в первый класс входят: игра — эксперименты и игры с любительской тематикой — история образования, ролевые игры, режиссура и театр. Этот класс игр, по-видимому, является наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которое проявляется в том, что он ставит себя и других на новые игровые задания; за появление новых мотивов и действий.
Это игры, которые рождаются по инициативе тех же детей, которые более четко представляют игру как форму практического размышления о материале знаний об окружающей действительности переживаний и значительных впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Любительская игра — основное занятие в детстве в дошкольных учреждениях.
Содержание любительских игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательного общения со взрослыми. Второй класс игр включает в себя образовательные игры (дидактические, тематические дидактические и другие) и развлекательные игры, в которые входят развлечения, игровые развлечения и интеллектуалы. Все игры могут быть независимыми, но они никогда не являются независимыми, потому что независимость в них — это изучение правил, а не изначальная инициатива ребенка в определении игрового задания.
Педагогическая и развивающая ценность таких игр огромна. Они формируют культуру игры; способствовать гармонизации социальных норм и правил; и, что наиболее важно, среди других видов деятельности есть основа для любительских игр, где дети могут творчески использовать полученные знания.
Игры в слова основаны на словах и действиях игроков.
В таких играх дети учатся полагаться на существующие представления об объектах, чтобы углубить свои знания о них.
Дети самостоятельно решают различные психические задачи: они описывают предметы, выделяя их характерные признаки; угадать, как описано; найти признаки сходства и различия; группировать объекты по разным свойствам, персонажам; найти алогизмы в суждениях и т. д. Вторая группа состоит из игр, используемых для развития навыков сравнения, противопоставления и предоставления правильных выводов: «Похож – непохож», «Кто больше заметит небылиц» и другие.
Игры, с помощью которых разрабатываются возможности обобщения и классификации объектов по разным персонажам, объединяются в третью группу: «Кому что нужно?» «Назови три предмета», «Назови одним словом». В специальной четвертой группе были выделены игры для развития внимания, сообразительности и сообразительности: «Краски», «Летает, не летает» и другие. Третий класс игр – традиционные или народные.
Исторически сложилось так, что они лежат в основе многих игр, связанных с учениками и развлекательными играми. Предметная среда народных игр также традиционна; сами они чаще представлены в музеях, а не в детских группах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию универсальных родовых и умственных способностей человека у детей (сенсорно-моторная координация, произвольное поведение, символическая функция мышления и др.), А также важнейших особенностей психологии этнической группы, которая создала игру. Чтобы обеспечить развивающий потенциал игр, нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, созданная взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда. Для педагогов важно учитывать поэтапное распространение игр.
Подвижные игры
Подвижная игра, по своей сути, является для ребенка едва ли не первым типом индивидуальной и коллективной деятельности, в которой начинается формирование физической культуры, а также общей личности ребенка.
В подвижной игре, в различных ситуациях, у ребенка есть реальные возможности познать свое внутреннее «я», создать свои собственные представления о своем влиянии на окружающую среду, место и роль, которую играет команда.
Образовательная ценность подвижных игр заключается в широком потенциале комплексного воздействия на формирование интеллектуального потенциала ребенка, его способности анализировать и синтезировать ситуативные игры, изобретательность и наблюдательность. Игра предъявляет ребенку множество требований, что означает, что он или она развивает способность сравнивать, обобщать то, что воспринимается извне, в конечном счете, в процессе принятия решений, оценке результат действия, его исправление и умение делать выводы о результате действия.
В подвижных играх развиваются способности к адекватной оценке пространственных, временных и пространственно-временных отношений, от своевременного реагирования ребенка на возникающую или существующую ситуацию до постоянно меняющихся игровых условий, до его оперативное мышление.
Систематическое использование подвижных игр позволяет эффективно освоить так называемую школу движений, охватывающую специфику самой широкой сферы физической активности человека. Во-первых, существуют различные типы движений человека в пространстве и времени, типы ходьбы, бега, прыжков, лазания, ползания, ношения товаров, баланс и все это с или без объектов.
Конкурентоспособность, соперничество в подвижных играх являются отличными природными психофизическими стимуляторами для развития двигательных навыков, достижения физической подготовленности ребенка.
Большое образовательное значение имеют подвижные игры, которые проводятся в разное время года, в различных условиях окружающей среды, что позволяет ребенку по-новому представить себя и свои действия.
Для тех, кто играет на поле, они являются отличным средством приобретения знаний о различных формах гражданской, профессиональной, военной и спортивной деятельности и умения применять эти знания.
Специальную образовательную функцию выполняют национальные фольклорные игры, которые помогают детям узнать об их специфических особенностях и ценностях национальной культуры, ее ритуалах, обычаях и традициях.
В процессе подготовки и участия в подвижных играх дети развивают знания в соответствии с ролью и функциями каждого в игре, будь то полевой игрок, водитель, судья, организатор, помощник или руководитель. То же самое следует отнести к пониманию детьми правил игры, условий их достижения, идентификации характеристик победителей и формированию умения разрешать игровые конфликты.
Воспитательная ценность подвижных игр, в первую очередь, основана на их коллективном характере, который определяет проявления и личностные особенности коллективных действий ребенка. Командные игры на свежем воздухе предназначены для развития у детей чувства товарищества, ответственности за свои действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за свои действия. Особого внимания заслуживает умение формировать во время подвижных игр умение доброжелательно оценивать успешные действия конкурирующих игр. Увеличение жертвы ребенка в его собственных интересах ради интересов команды — существенная возможность для игры на открытом воздухе.
В результате подвижные игры ассоциируются с чередованием положительных и отрицательных эмоций. Это обстоятельство определяет возможность обучения детей управлению эмоциями, что предъявляет особые требования к готовности учителя выполнять эту часть воспитательной работы.
Сюжетно-ролевые игры
Воспитание детей — очень серьезная проблема. Прежде всего, это передача накопленного опыта молодому поколению, детям.
Это влияние взрослых, педагогов и учителей на образованного ребенка. И этот эффект призван научить ребенка чему-то, развить в нем качества, навыки и компетенции, необходимые для формирования достойной личности. Но учителей всегда мучил вопрос о том, как сделать учебный процесс более эффективным, действенным и, прежде всего, приятным для детей.
Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны сначала понять, что является более приятным и привлекательным для детей, что может понравиться им и что они готовы делать. Ни для кого не секрет, что дети сами могут отдыхать, веселиться естественно, радоваться жизни. Поэтому учителя должны работать с детьми в увлекательной и пылкой манере: счастливое настроение является одним из самых мощных способов влияния на образование. Более того, в наши трудные моменты нужно учить детей веселиться.
Конечно, многие взрослые не забыли наслаждаться жизнью по-детски и не потеряли чувство юмора. Кроме того, для тех, кто любит детей, хорошее настроение может показаться нормальным общением с детьми. Таким образом, педагог может сделать познавательный и образовательный процесс приятным как для детей, так и для себя. Взрослые никогда не должны упускать такую образовательную возможность.
С помощью забавных историй, пародий и игр дети могут не только развлекать, но и пробуждать свое воображение и творческую активность. Если вы используете их в нужное время, они могут стать отличным образовательным инструментом.
Игры наиболее активны в детстве и являются общими для всего живого. Механизм совладания основан на этом. Включая будущие изменения, основанные на информации, которая также включает влияние информационных полей.
Действительно, познавательная активность детей значительно выше, чем у взрослых, это отчасти объясняет их любовь ко всем видам подвижных игр, познавательных и творческих.
Это, вероятно, невольно привело к появлению деловых игр и ролевых игр, методов симуляции, которые могут значительно повысить эффективность деятельности за счет экономии времени, труда и денег. деньги, решение конфликтных ситуаций и решение проблемы отсутствия информации.
Для многих учеников, особенно в начальных классах, обучение является необычайно новой вещью. Поэтому использование игр в учебном процессе помогает учащимся справиться с «барьером внешнего мира знаний». Поскольку некоторые дети боятся неизвестного, игры помогают справиться с этим чувством, превращая сложные предметы в приятное развлечение. Кроме того, ориентация на осуществление воспитательной работы у детей плохо сформирована. Поэтому основным типом дидактических, творческих игр, используемых на начальных этапах, являются игры, которые постоянно интересуются обучением и снимают напряжение, возникающее, когда ребенок адаптируется к школьному режиму.
Наконец, следует отметить, что игра нацелена на решение одной проблемы, которая является не только познавательной, но и креативной, познавательной. Но со всеми преимуществами использования игр вы не должны учить детей ждать новых игр на каждом уроке, потому что игра не является основным методом обучения и воспитания, хотя и содержит элементы обучения. В игре развиваются личностные качества, такие как настойчивость, свобода поведения, креативность, самосознание, ответственность, независимость и многое другое.
Народные игры
Народные игры — яркое выражение людей, которые в них играют, отражение этнической группы в целом и истории ее развития. В то же время, вы можете смотреть игры с точки зрения педагогики и психологии как средства обучения и воспитания. Кроме того, это также отличный способ укрепить ваш дух, ваше тело, развить мыслительные процессы, фантазии, эмоциональную составляющую нашей жизни. Таким образом, русские люди отразили многие свои жизненные процессы через игру.
Народные игры актуальны и интересны на данный момент, несмотря на то, что в нашу технократическую эпоху существует довольно большое количество соблазнов. С незапамятных времен игры людей ясно отражали образ жизни людей, их образ жизни, работу, национальные принципы, представления о чести, мужестве, смелости, желании обладать силой, ловкостью, силой, скоростью красота движений, ум, сопротивляемость, изобретательность, изобретательность, воля и стремление к победе. Такие игры просты и включают все правила.
Виды народных игр:
Таким образом, народные игры в сочетании с другими педагогическими инструментами формируют основу для формирования гармонично развитой, активной личности. Они формируют основу для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления в общественно полезной и творческой деятельности.
Классификация игр предложенная О.С.ГАЗМАНОМ
Обычно различают два основных типа игр: игры с фиксированными открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана [9].
Подвижные игры, Сюжетно-ролевые игры, Игры драматизации —
В этой форме игровая импровизация должна быть подчеркнута. Их суть заключается в том, что актеры знают основную причину игры, характер своей роли. Сама игра разворачивается в форме импровизации.
В начале XX века известный русский педагог С.Т.Шацкий писал: «Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».
В этих играх роль взрослого велика, хотя это занимает ограниченное количество времени. Соответственно, его позиция определяется образовательной значимостью этой игры. Подбор ситуаций и разработка самой сюжетной линии — это основное звено, которое гарантирует, что взрослый оказывает эффективное педагогическое влияние на игру.
Игры «на преодоление этапов» —
Количество этапов, на которых дети должны, например, решать головоломки, шить пуговицу и т. Д., Определяется в зависимости от темы и действий игры. Есть также игровые роли: «судья», «контролеры», «помощники». Игры проходят чаще в форме командных соревнований.
Компьютерные игры.
Примером таких игр могут быть народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разных жизненных условиях. Такие игры помогают избежать клише и норм, чтобы оценить поведение разных персонажей в разных ситуациях. Дети практически осваивают средства общения, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны иметь позитивную моральную направленность, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.
Дидактические игры.
— сенсорные развивающие игры,
— игры в слова,
— игры для знакомства с природой,
— в формировании математических представлений и т. д.
Иногда игры связаны с материалом:
— игры с дидактическими игрушками,
— настольные и печатные игры,
— игра слов,
— псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр фокусируется на обучении детей, познавательной деятельности, но недостаточно раскрывает основы дидактических игр — характеристики игровой деятельности детей, задачи игры, правила и действия игры, организация детских жизней и советы учителя.
Классически, есть несколько типов дидактических игр, сгруппированных по типу студенческой деятельности:
— Туристические игры.
— Задание игры.
— Успенские игры.
— Логические игры.
— Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Их существенное отличие заключается в том, что тур является формой непосредственного обучения и разнообразных видов деятельности. Цель тура чаще всего знакомиться с чем-то, что требует непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.
Иногда игра про путешествия приравнивается к прогулке. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Когнитивный контент может быть на прогулке, но он не базовый, а сопутствующий.
Игры-поручения, Игры-предположения
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача, и создается ситуация, которая требует понимания последующих действий. Игровая задача заложена в самом названии«Что бы я сделал…» или «Что было бы..?». Действия в игре определяются заданием и требуют от детей выполнения соответствующих предполагаемых действий в соответствии с определенными условиями или созданными обстоятельствами. Дети делают предположения, констатируют или обобщают доказательства. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, устанавливать причинно-следственные связи. Они содержат конкурентный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки
В настоящее время головоломки считаются своего рода обучающей игрой. Основным признаком головоломки является сложное описание, которое необходимо расшифровать (угадать и доказать).
Это описание является кратким и часто оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическое задание. Методы построения логических задач различны, но все они активируют умственную деятельность ребенка. Дети любят головоломки. Необходимость сравнивать, запоминать, думать, угадывать доставляет радость умственной работе. Решение головоломок развивает умение анализировать, обобщать, формировать умение рассуждать, делать выводы и выводы.
Игры-беседы (диалоги).
В игре — беседе учитель часто исходит не от самого себя, а от персонажа, близкого к детям, что сохраняет не только общение с игрой, но и усиливает его радость и желание повторить игру. Тем не менее, игра в разговор представляет опасность укрепления методов прямого обучения. Образовательная ценность заключается в содержании сюжета — темы игры, в энтузиазме определенных аспектов объекта исследования, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: Вы должны найти это, получить это, сделать открытие и узнать кое-что об этом. Ценность разговорной игры заключается в том, что она требует активизации эмоциональных и интеллектуальных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.
Игра — беседа дает возможность слушать и слышать вопросы от учителя, вопросы и ответы от детей, возможность сосредоточиться на содержании беседы, дополнять сказанное, выносить суждения. Все это характеризует активный поиск решения проблемы, поставленной игрой. Большое значение имеет возможность участвовать в разговоре, который знаменует уровень образования. Основное средство игры в разговоре — это слово, словесный образ, вводная история о чем-либо. Результатом игры является радость детей.
Конечно, перечисленные типы игр не используют весь спектр возможных игровых приемов. Однако на практике эти игры чаще всего используются либо в «чистой» форме, либо в сочетании с другими типами игр: мобильными, сюжетно-ролевыми и т. д.
Дидактическая игра
Наличие дидактического задания или заданий подчеркивает педагогический характер игры, ориентацию учебного контента на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическое задание определяется учителем и отражает его учение. Структурным элементом игры является игровое задание, выполняемое детьми во время игровых занятий. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают отношения между обучением и игрой. В отличие от прямой формулировки задания в классе в дидактической игре, оно выполняется посредством задания игры, определяет действия игры, становится задачей ребенка, вызывает желание и необходимость ее решения, активирует действия игры. Одним из компонентов дидактической игры являются правила игры. Его содержание и направленность определяются общими задачами формирования личности ребенка и его детского коллектива, познавательного содержания, игровых заданий и игровых действий в их развитии и обогащении. В дидактической игре даны правила. Используя правила, учитель контролирует игру, процессы познавательной деятельности, поведение детей. Правила игры являются образовательными, организационными, формирующими и в большинстве случаев их комбинация различна. Педагогические правила помогают рассказать детям, что делать и как это делать.
Они соответствуют действиям игры, раскрывают пути их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: обдумайте что-то, подумайте, сравните, найдите способ решения проблемы, поставленной игрой. Правила игры должны быть направлены на воспитание позитивных и реальных отношений в их отношениях. Соблюдение правил во время игры требует усилий, овладения средствами массовой информации в игре и вне игры, а также формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления хороших эмоций и усвоения традиций.
Таким образом, существует множество классификаций игр, каждая из которых отличается с точки зрения разделения.
Эти игры могут сделать скучную работу более интересной и захватывающей. С помощью игр наблюдение можно развить путем описания объектов и явлений, привлечения внимания и развития навыков воспроизведения того, что вы слышали. Игра может и должна быть введена в учебный процесс с самых ранних уроков. Например, если вы учитесь считать, вы можете использовать различные счетчики, которые позже будут использоваться в игре на открытом воздухе и служат в качестве занятия физической подготовкой. Это необходимо для маленьких детей, чтобы снять усталость. Если вы работаете с маленькими детьми, вы можете использовать игрушки.
Игра помогает выявить творческие способности, развить личный творческий потенциал, повысить самооценку и развить способность принимать самостоятельные решения. С помощью игры вы сможете развить память, внимание и восприятие, отрегулировать психофизическое состояние группы, уменьшить агрессию и психоэмоциональный стресс, освоить новые навыки, развить навыки и просто расслабиться и повеселиться.
II . ОПЫТНО -ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Тестирование детей
Целью тестирования было выяснить отношение детей к игре и определить их активность.
(ПРИЛОЖЕНИЕ).
Анализ ответов учащихся
Анализ выявления отношения к игре:
На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?», На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»
-
4 ученика выбрали ответ «С другом»,
-
2 ученика «С одноклассниками»
-
1 выбрал ответ «С родителями».
На третий вопрос «
-
3 выбрали ответ «Больше часа»,
-
2 ученика выбрали ответ «Меньше часа»
-
2 ответили «Один час».
На четвертый вопрос «В какие игры тебе нравиться играть?»
-
4 ученика ответили «Подвижные»,
-
1 выбрал ответ «Познавательные»
-
2 ученика выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».
И на пятый, последний вопрос «
-
2 ученика выбрали ответ «Твои друзья»,
-
4 ученика выбрали ответ «Ты»
-
1 ученик не мог выбрать ответ, который больше всего ему подходит и выбрал два ответа «Ты – Твои друзья».
В конце теста, изучив ответы всех учеников, мы можем заключить, что весь класс любит играть в игры.
Большая часть класса чувствует себя более уверенно в игре, когда они играют с другом, игра занимает больше часа с детьми, больше игр на открытом воздухе популярны, и они сами начинают игры. Эти дети активны и раскрепощены. Меньшая часть класса с большей вероятностью будет играть с одноклассниками или с родителями, это говорит о том, что они стеснительны, им трудно привыкнуть к другим людям и чувствовать себя более уверенно с семьей и друзьями. Они не инициаторы игр, не такие активные.
2.2 Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе
Игровая деятельность должна происходить в течение всего учебного года параллельно с образовательной деятельностью. Это может проявиться: в физические минуты в классе, в динамических перерывах, в разминке до, после и во время занятий и, конечно, во время перерывов в различных подвижных играх. Преподаватель должен планировать учебные мероприятия и не забывать об игре, поскольку это помогает заинтересовать учащихся различными задачами. Младшие ученики быстро устают, и игра помогает им расслабиться, расслабиться и восстановить силы для дополнительной работы.
В. А. Сухомлинский выступал за то, чтобы чудесный мир природы, игр, музыки, сказок, который окружает ребенка перед школой, не должен быть закрыт перед входной дверью класса. Ребенок по-настоящему влюбляется в школу только тогда, когда учитель сохраняет те радости, которые у него были раньше. Таким образом, развлекательный материал, игры и игровые упражнения всегда оказывают влияние на развитие ребенка в образовательном процессе. Они помогают активизировать учебный процесс, развивать познавательную деятельность, наблюдать за детьми, повышать внимание, память, мышление и поддерживать интерес к теме. Развлекательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает усталость у детей.
Дидактическая игра, наряду с другими методами и техниками, используемыми в классе, является одним из эффективных способов повысить интерес к предмету.
Дидактическая игра может использоваться на всех уровнях обучения и выполнять различные функции. Место игры в структуре обучения зависит от цели, для которой его использует преподаватель.
Например, в начале урока можно использовать дидактическую игру для подготовки учащихся к восприятию учебных материалов с целью улучшения учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых концепций.
Ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной степени учатся независимо друг от друга, активно помогают друг другу и проверяют друг друга.
Ребенок нуждается в энергичных действиях, которые помогают увеличить его жизнеспособность, его интересы и социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь информативной, полноценной, создают уверенность в себе.
При планировании игровых действий необходимо учитывать следующие условия:
-
обеспечить безопасность детей во время моторных и игровых мероприятий;
-
соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;
-
поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;
-
организовать поддержку педагогического взаимодействия с детьми со стороны учителя, психолога и других специалистов
-
распределить типы игр по дням недели.
Хорошо организованная педагогическая игра мобилизует умственные способности детей, развивает организационные навыки, прививает навыки самодисциплины и приносит радость совместным действиям.
2.3 Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста
Функции игровой деятельности на перемене
Подвижные перемены — это расслабление, исцеление и развитие коммуникативных навыков. Досуг будет выполнять свои функции в нескольких условиях:
-
Участие в игре добровольное, при желании.
-
Специальное место предназначено для игры.
-
Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
-
Правила должны предусматривать изменение состава участников и быть предельно простыми.
-
Сюжет хорошо известен, интересен, согласуется с физической подготовкой ребят.
-
Игра должна закончиться за 3 минуты до вызова следующего урока.
-
Разрабатывая сценарий активных перемен, учитель должен подходить к мальчикам и девочкам по-разному, к ученикам с разным темпераментом, физическим данным.
Будет полезно поощрять желание детей играть в одиночку.
Роль игр на перемене в школе:
-
Адаптация учащихся начальной школы к новым условиям.
-
Развитие ловкости, силы и сообразительности, выносливости, умения ориентироваться и быстрого принятия решений.
-
Физический разряд. Во время активных движений кровообращение в организме ускоряется. Это профилактика эмболии и различных патологий.
-
Меняя занятия, дети поднимают настроение. У них позитивное отношение к занятиям.
-
Уменьшение напряжения глаз.
-
Смена внимания, профилактика усталости.
-
Прежде чем выбрать конкретную игру, вы должны поставить перед собой конкретное учебное задание.
Эффективность игры зависит от решения таких организационных факторов, как:
-
умение объяснить игру понятным и интересным способом;
-
размещение игроков во время игры;
-
определение ведущего;
-
раздача командам;
-
определение помощников;
-
администрирование игры;
-
дозировка в игре;
-
конец игры.
Приведем примеры игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.
Перебежки
Участники стоят в кругу, выдерживая дистанцию в 3 шага. Один в середине. Каждый ученик отмечает свое местоположение кружком вокруг своих ног на земле.
Ребенок в центре дает команду: «Меняйтесь!». Услышав это, дети пересекают круг и меняются местами. Водитель не должен упустить момент и попытаться занять любое свободное место.
Глухой телефон
Дети делятся на две команды. Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.
Ручеек
Принимает участие нечетное количество учеников.
Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор.
Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий.
Игры для проведения на динамических паузах на улице или в спортивном зале: «Самый ловкий», «Пингвины», «Канатоходец», «Замени предмет», «Пробеги с мячом».
Самый ловкий
По обе стороны сайта, бары расположены на расстоянии 60-70 см друг от друга. С одной стороны детской площадки бегают дети, прыгая по решеткам, с другой — прыгают попеременно правой и левой ногой. Дети с небольшим перерывом выполняют задание в колонке по одному. По мере увеличения количества пособий упражнение проводится в двух колоннах.
Пингвины
Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком).
Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.
Канатоходец
Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м).
Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задания
Замени предмет
Играющие распределяются на 2—3 команды.
Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч).
У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Пробеги с мячом
У каждого играющего мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передвигаются на другую сторону площадки.
Игры для проведения на больших переменах: «Смена номеров», «Волк и ягненок», «Перебежки», «Кто подходил?»
Смена номеров
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий.
Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
«Волк» и «ягненок»
Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему).
По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.
Кто подходил?
Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.
Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.
Игры для проведения в ГПД
Преподаватели групп продленного дня имеют прекрасные возможности для обучения детей множеству игр, прививают им любовь, чтобы они прочно вошли в жизнь детей. Для этого созданы необходимые условия, в графике предусмотрено специальное время. Однако игры не должны ограничиваться только этим временем. Игра должна органично войти в жизнь каждой детской команды, умело сочетаться с другими видами деятельности. Это уместно во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужен срыв, если они ленивы и нуждаются в успокоении, если вам нужно сделать задание, интересный рабочий процесс, в этих и во многих других случаях игра может стать незаменимым помощником педагог.
Салочки
Все гоняются друг за другом. Сначала выбирают одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.
День и ночь
Делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.
«Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй –запрещается.
А на третий раз
Не пропусти.
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
«Белые медведи»
Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.
Игра « По алфавиту»
Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.
Ведущий предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:
-
чтобы все имена расположились по алфавиту;
-
чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины);
-
чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).
Примечание.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координацию движений.
Количество игроков: 5 и более
Место игры: помещение
Игра «Успей подобрать»
С этой игрой можно весело провести время в коллективе.
В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.
По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.
Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция
Количество игроков: 2
Место игры: улица
Необходимы вещи: мячи
Игра «Шишки, желуди, орехи»
Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.
Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более
Место игры: улица.
Сюжетно – ролевые игры
«У медведя на бору»
Дидактическая задача. Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; развивать выдержку.
Игровые правила. Медведь громко кричит. Только после долгого звука р-р-р дети могут убегать.
Игровые действия. Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Учитель говорит:
— Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя на бору». Посмотрите на эту картину. (Показывает картину, на которой изображен медведь в лесу.) Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р», — рычит медведь. Давайте все так порычим. (Дети произносят р-р-р.) Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громче. Как громко кричал Максим, он наверно и будет сейчас медведем. Садись сюда. (Уводит медведя в сторону).
Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды.
Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит нельзя. Такое правило в этой игре.
Слова:
У медведя на боку
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит:
«Р-р-р!»
Движения: Все имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Когда медведь рычит, дети убегают а медведь их догоняет.
Учитель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю. Называет тех, кто старается все время держаться подальше от медведя, помогает им преодолеть страх. «Будь смелым, Вася! Не отставай от детей. А когда медведь зарычит, скорее беги, не отставай от всех ребят», — так подбадривает учитель тех, кто еще не может преодолеть свой страх перед медведем, боится быть пойманным.
«Конь»
Дидактическая задача. Развивать речь у детей; упражнять их с правилом звукопроизношения; воспитывать внимание, согласовывать действия.
Игровое правило. Соотносить движение со словами стихотворения.
Игровые действия. Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу.
Ход игры. Учитель ставит в колону всех детей, впереди боец. На него надевают шапочку-буденовку.
— Дети, сейчас, мы будем играть так: Максим будет бойцом, а мы – все его лошадки. Куда буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами учили о коне. (Стихотворение разучивать заранее).
Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слова тпру останавливаются, — заканчивает объяснения и хода игры.
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро.
Через реки, через горы.
Все в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
«Тпру», — говорит учитель вместе с ведущим бойцом.
Движения: дети скачут по комнате, имитируют бег лошади. Бег все время убыстряется. Дети останавливаются и тоже произносят : «Тпру».
При повторении игры считалочкой выбираются другого бойца.
Рекомендации по организации игр на уроках
Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.
Подбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд состояний:
а) выбор темы игры;
б) определение целей и задач игры;
в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).
Успех проведения игры зависит от соблюдения некоторых требований:
а) игра должны соответствовать учебной программе;
б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;
в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;
г) разнообразие игр;
д) привлечение к играм учащихся всего класса.
Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.
Во время дидактических игр у учителей много проблем:
-
Каков принцип выбора учебного материала для создания игр
-
Каково место для дидактических игр среди других форм и методов обучения?
-
Как учитель управляет классом во время игры
В образовательных играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Они могут быть сделаны в любое время урока. Это раскроет знания ученика и умение их использовать.
Тем не менее, существуют ограничения в обучении играм:
-
Вы не должны организовывать образовательную игру, если ученики не знают об этом достаточно.
-
Не практично вводить игры в тесты и экзамены, если они не использовались во время тренировок.
-
Вы не должны использовать игры для этих предметов и программных тем, если они не могут иметь положительного эффекта.
Игра в начальных классах — это средство познания окружающего нас и нас мира, осознания детьми цели своей деятельности, объективации абстрактных понятий, развития творческого воображения и навыков, установленных человеческими отношениями. Игра помогает развивать у ребенка творческое воображение и креативность.
С урока на урок сюжеты и ситуации в игре должны меняться. Постепенно интересная игра, творческая композиция слов превращается в настоящую учебно-познавательную работу.
Приведем примеры дидактических игр, которые можно применять на уроках математики.
Игра «Лучший счетчик»
Содержание игры: учитель на доске, по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счетчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга.
В результате игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить количество рисунков в них и определить, где меньше предметов и сколько.
Игра «Хлопки»
Игровой контент: учитель на доске размещает в секторах от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, он предлагает подсчитать количество рисунков и, по его сигналу, нажимать на рисунки так часто, как открыто и показывать желаемое число. (Учитель устанавливает ритм поп-музыки).
«Числа, бегущие навстречу друг другу»
Дидактическая цель: знакомство с числом10.
Содержание игры: Учитель предлагает детям записать в тетради цифры от 1 до 10 и сформировать два последовательных числа в луках, в результате чего получается 10. Затем он просит записать примеры сложения с этими числами.
Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 — 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 — 9 + 1 = 10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»
Я приведу еще один пример забавного упражнения, которое можно выполнить, работая с классом, с первого года обучения. Это делается в течение 5-10 минут в начале или в конце урока, в зависимости от цели и задачи этого урока. Весь класс или команда участвует, тогда каждая группа контролирует свою команду.
В начале урока, во время устного доклада, игра «Кто скорее?» Таблица содержит примеры в трех столбцах. По приказу учителя ученик идет к доске в порядке каждого ряда и берет мел. Учитель открывает примеры, и ученики начинают действовать. После решения примера студент кладет мел и садится. Следующий студент идет к доске и решает пример и т. Д. группа, которая выигрывает все примеры быстрее и без ошибок, побеждает. В случае идентичных результатов, организация и дисциплина каждой группы принимаются во внимание.
Игра поможет воспитателю объединить детскую команду, включить замкнутых и застенчивых детей в активную работу. Сознательная дисциплина воспитывается в играх, дети привыкли следовать правилам, справедливости, умению контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать действия других.
Игра для детей — это важное средство самовыражения, испытание на прочность. В играх учитель может больше узнать о своих учениках, их характере, их привычках, организационных навыках, творческих способностях, что позволит им найти наиболее правильные способы воздействия на каждого из детей. И, что также очень важно, игры сближают педагога с детьми, помогают установить более тесный контакт с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игра рождается из потребности ребенка знать мир вокруг него и жить в этом мире, как взрослые. Игра как способ познать реальность является одним из главных условий развития воображения детей. Не воображение создает игру, а деятельность ребенка, который узнает мир, создает его воображение, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, и ее продуктом может стать мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную деятельность и саморегуляцию, позволяет развить внимание и память, создает условия для формирования абстрактного мышления. В игре осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Метод вовлечения ученика в занятие включает в себя личностный подход, при котором учитель фокусируется на личностном подходе в целом, а не только на его или ее функциях ученика. Игра не развлекательная, а особый способ вовлечь детей в творческую деятельность и стимулировать их активность.
Образовательная ценность игры, ее комплексное влияние на развитие ребенка невозможно переоценить. Игра органически связана с детством, а умелый бег взрослых может творить чудеса. Это может сделать ленивый трудолюбивый человек, неосведомленный о вещах, неумелый — ремесленник. Как волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что иногда кажется слишком обыденным, скучным, скучным.
Игра как психологическая проблема предоставляет много фактов для научной мысли, многое еще предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неутомимых повседневных мыслей родителей, требует творчества и фантазии с нашей стороны, учителей. Воспитание ребенка — это огромная ответственность, много работы и огромная творческая радость, дающая понимание полезности нашего существования на земле.
Ориентация современной школы на гуманизацию образовательного процесса и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания самой образовательной деятельности с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных образований учащихся, их познавательной деятельности. умение самостоятельно решать нестандартные задачи и т. д.
Я считаю, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Если выполняется несколько факторов, игра несет в себе огромный образовательный потенциал. Педагог должен знать уровень формирования коммуникативных навыков у детей, уметь правильно мотивировать детей к игре, иметь в своем арсенале и активно использовать игры для развития различных качеств личности в соответствии с конкретной задачей.
Активное внедрение разнообразных развивающих мероприятий в традиционный образовательный процесс, особенно направленных на развитие личности мотивирующей и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этом отношении одной из важнейших задач педагогического коллектива.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/igra-v-vospitatelnom-protsesse/
-
Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. 11
-
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение.1989
-
Аникеева Н.П. Главное о воспитании детей Спб.: Питер-Пресс.2016 128с.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. М. 2009
-
Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение. 2009.
-
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение, 1985. 160 с.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
-
Выготский Л.С. Психологическое значение игры//Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
-
Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. Москва, 1991.
-
Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. Москва, 1991.
-
Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев1916.
-
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов пед. вузов. М. 2000.
-
Жуков М . Н . Подвижные игры . М.: Издательский центр Академия, 2005. 160 с.
-
Кемеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. М.: Просвещение, 1988. 239с.
-
Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли.- М.,2003. 90с.
-
Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. М. 2000
-
Крупская Н.К. «Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми»- М.: Директ-Медиа, 2014. 558с.
-
Г.Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений», — М.: Международная педагогическая академия, 1994г.
-
Макаренко А. С. О воспитании детей. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
-
Макаренко А.С. Том 4 «Педагогические работы 1936-1939/педагогические сочинения в восьми томах» М.: Директ-Медиа, 2014, 566 с.
-
Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983
-
Мандель, Б. Р. Игрология. Феномен интеллектуальной игры в образовательном процессе: М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. 226 с.
-
Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М., 1991
-
Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192с.
-
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. 192с.
-
Петрусинский В.В. Игры — обучение, тренинг. М.1994
-
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. 1999.
-
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Политиздат, 2001г. 199 с.
-
Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии М.: Педагогика, 2007. — 8-10 с.
-
Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
-
Сиденко А. Игровой подход в обучении//Народное образование. 2000, № 8 352 с.
-
Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. — М.: Педагогика, 1981.
-
Столяренко, А. М. Общая педагогика.М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.479 с.
-
Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. — М., 1976.
-
Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., 2006.
-
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М., 1998
-
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961
-
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.
-
Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927.
-
Характеристика основных видов игр и их классификация [Электронный ресурс] – Режим доступа:
-
Чайкина Е.Р. Особенности и потребности младших школьников//Начальное образование, № 4, 2013
-
Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей//Начальная школа: плюс-минус. 2001. — № 8. С.8-11
-
Шмаков А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей.- М.: 1992
-
Шмаков А. Игры учащихся феномен культуры. М,: 1994
-
Шмаков А. Игры шутки, игры минутки. М., 1993
-
Шмаков А. Игра и дети. М., 1998
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 1989
-
Эльконин Д.Б. Психология игры: для психологов. М: Педагогика, 1978. 304 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ, Анкета для учащихся
1. Нравится ли тебе играть в игры?
А) Да;
Б) Нет;
В) Не очень.
2. С кем ты любишь играть?
А) С другом;
Б) С родителями;
В) С одноклассниками.
3. Сколько времени ты тратишь на игру?
А) Меньше 1 часа;
Б) Одни час;
В) Больше 1 часа.
4. В какие игры тебе нравиться играть?
А) Подвижные;
Б) Сюжетно – ролевые;
В) Познавательные.
5 Кто чаще всего является инициатором игр:
А) Ты;
Б) Твои друзья.
Сборник игр, Игры на развитие памяти.
Пары слов
Запомнить вторые слова из пары: Булка – масло; кошка – молоко; река – мост; мальчик – машина; зима – горка; зубы – щетка; стол – пирог.