Строительно-конструктивные игры

студентка 4 курса (№1)

факультет дошкольной

педагогики и психологии

(заочное отделение)

Кокшарова С.И.

Пермь 2012 г.

1. Сущность, значение, виды, особенности строительно — конструктивных игр детей дошкольного возраста

Строительно-конструктивная игра – деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиями.

Строительно-конструктивные игры объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коммуникативными. В этих играх основой является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с техникой и её использованием. В них происходит замещение одних предметов другими.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.

Значение строительно-конструктивных игр для развития дошкольника.

Влияние игр заключается в идейном содержании отражаемых в них явлений, в овладении способами строительства, в развитии конструктивного мышления, обогащения речи.

В содержании игр включается умственная задача, решение которой требует обдумывания. Дети учатся сравнивать, наблюдать, запоминать, воспроизводить, соотносить части построек.

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве (слева, вниз, рядом).

Воспитывают нравственные чувства – дети стараются выполнить аккуратно, красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых; оказывают друг другу помощь.

Способствуют эстетическому воспитанию и развитию детей. Педагог поощряет красивые, удачные постройки, стремление внести украшающие детали и элементы воспитывают художественный вкус.

Способствуют физическому развитию; проявляется двигательная активность ребёнка, развивается координация движений и мелкая моторика.

Таким образом, сроительно-конструктивные игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка. (дошк. педагогика под ред. Логиновой В. И.).

Особенности строительно — конструктивных игр.

В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л.К. Шлегер и др.).

4 стр., 1918 слов

Дети и компьютерные игры

... проблемы большое значение. О влияние компьютерных игры на развитие можно много дискутировать. Одни придерживаются мнения, что компьютерные игры негативно влияют на ребенка, на его здоровье, на его психику и ... на свежем воздухе. Другие утверждают, что компьютерные игры развивают логику, координацию, внимание, умение быстро принимать решения и умение планировать свои действия. В своем реферате, ...

Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.).

Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина).

Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений их относят в раздел сюжетно-ролевых игр. И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).

Так, строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль. Однако строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная игра. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, в т.ч. используя конструкторы, практически постигая простейшие законы физики. При этом ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальника стройки, архитектора, шоферов, каменщиков и т.д.).

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т.д. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания, например, использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т.п.

4 стр., 1571 слов

Подвижные игры для детей и взрослых

... узкой опоре. Организация:, Проведение:, Заключение Подвижная игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития. В подвижных играх дети становятся деятельными, радуются, смеются. ...

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.

Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

Воспитательное и развивающее влияние строительно-конструктивных игр на ребенка.

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др.

В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко — низко, направо — налево, вверх-вниз, длинный — короткий и т.п.

Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения ок ружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.

Нельзя не отметить, что в строительно- конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

18 стр., 8524 слов

Формирование навыков конструктивной деятельности у детей старшего ...

... способность по выстраиванию целостностей различного типа. «Формирование навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования: будет разработана система обучения конструированию детей ...

Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника.

Виды строительно-конструктивных игр

  1. Конструкция из бумаги.
  2. Конструкция из специального строительного материала, конструкторы.
  3. Конструктивные игры с природным материалом.

Различаются следующие виды строительного материала:

Специально созданный

  • напольный
  • настольный строительный материал
  • наборы типа «Юный архитектор»
  • «Старинный замок», конструкторы

Природный

  • песок
  • снег
  • глина
  • камни

Подсобный

  • доски
  • ящики
  • коробки и др.

Виды

Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования. Рассмотрим основные виды.

Конструирование по образцу — самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, о чем говорилось выше, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов. При правильной методике обучения конструированию по образцу дети подводятся к пониманию вариативности способов постройки, включаются в деятельность преобразующего характера.

Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. Малышам можно предлагать в качестве темы постройку мебели, оборудования участка (скамейки, песочница, качели).

Для ребенка этого возраста важно наличие игровой мотивации («Построим комнату для куклы Кати»).

В средней группе в качестве темы предлагают конструирование транспортных средств («На чем люди ездят и перевозят грузы»).

Детям старшей группы интересны такие темы, как военная или строительная техника; жилища людей («В каких домах живут люди на Земле»); музеи, театры нашего города и др. В подготовительной к школе группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструкции, поэтому их могут увлечь темы «Аттракционы в парке отдыха», «Виды транспорта» и т. п.

Конструирование по собственному замыслу — сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел. Опытный педагог, организуя этот вид конструирования, начинает с формирования замысла, иначе дети строят то, что делали уже не раз. Малышам он подсказывает замысел: показав игрушку, предлагает что-нибудь построить для нее. Например, матрешка вышла погулять, а на участке сыро, что надо построить, чтобы она не промочила ноги? Матрешка устала, что надо построить, чтобы она посидела и отдохнула? Поскольку конструктивный замысел — результат преобразующей умственной деятельности, с детьми среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуется провести беседу; предложить вспомнить, какие сооружения они наблюдали на прогулке, что особенно понравилось; рассмотреть фотографии, рисунки с изображением зданий. Надо помочь каждому ребенку при реализации замысла по-новому использовать ранее усвоенные умения, добиться решения задачи, испытать радость от своего творчества.

24 стр., 11999 слов

Психологические особенности овладения конструктивной деятельностью ...

... положительно влия­ющие на процесс самого конструирования [12, с.121]. требования создание замысла Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мысли­ ... специфические особенности структуры конструктивной деятельности детей четвертого года жизни. 2. Изучить особенности развития и формирования некоторых видов конструктивной деятельности. Задачи исследования: 1. Провести ...