Перемены в области культуры, в политико-экономическом положении нашей страны ведут к изменениям в социальной среде. Все больше общественные интересы перестают быть интересами каждого. Все реже можно встретить искреннее участие человека в жизни коллектива, группы, другого человека, наконец. Заметнее в разных сферах человеческой жизни стал наблюдаться процесс индивидуализации. Приоритетными все чаще становятся личные интересы, мотивы личного успеха, престижа, первенства, благополучия.
К сожалению, такая личностная позиция в последнее время стала многими приниматься как норма. Вместе с тем, решающим для любого общества является вопрос: какой вид единства и солидарности оно устанавливает и может поддерживать в условиях данной социоэкономической структуры. Либо это стремление к единению с другими в низших формах поведения — актах садизма, террора, агрессии, разрушения, либо стремление к высшим формам поведения — солидарности, основанной на общих идеалах и убеждениях. Поэтому такие феномены человеческой психики, как сопереживание, сочувствие, содействие, эмпатия, становятся важнейшим содержанием психической жизни современной личности и в качестве ненасыщаемых потребностей побуждают его к творческой созидательной деятельности.
Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, изучая эмпатию, предположили, что она, как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных форм эмоциональной отзывчивости — заражения, сопереживания — к сложным социально обусловленным формам — сочувствию. Далее ими было доказано, что в развитии эмпатии доминирующим компонентом действительно является непосредственное заражение субъекта переживанием, которое имеет место и у объекта эмпатии.
В дальнейшем, в структуре эмпатических переживаний человека, начинает доминировать иное чувство, обусловленное теми особенностями его личности, которыми оно опосредствуется. Это может быть чувство сострадания. И если первоначальная форма эмоциональной отзывчивости связана с потребностью в собственном благополучии, то последующая возникает в связи с потребностью в благополучии других людей.
Исследования Л. И. Божович и Т. П. Гавриловой привели авторов к выводу, что для возникновения сочувствия как сложной опосредованной структуры необходимо накопить известный опыт взаимоотношений с людьми и проделать определенный путь психического развития (7, с.122).
Проблема смысла жизни человека в философии
... неоднозначной философской проблемой не только в силу различия ответов на вопрос о его наличии, но также как результат неопределённости самого предмета. Действительно, даже признавая жизнь имеющей смысл, люди представляют ...
Эмпатия как коммуникативное свойство личности способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности. Сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков (Адлер А., Келли Д., Маслоу А., Роджерс К., Фромм Э. и др.)
Эмпатия в качестве собственно психологического образования стала предметом исследований таких отечественных психологов как В. С.Мухиной, Т. П. Гавриловой, Н. Н. Обозова, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Б. Орлова, И. М. Юсупова и др.
Эмпатия как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство, рассматривается Бодалевым А. А.; Ковалевым А. Г.; Селивановой Р. Г.; Сопиковым А. П.; Стрелковой Л. П. и др. Ряд психологов, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия (Дкрназян Л. Н.; Панкин А. И.; Саржвеладзе Н. М. и др.).
Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения (Ершов П.М., Петровский В. А., Шпалинский В. В.; Симонов П. В.и др.).
В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе (Обозов Н. Н.; Тарновский С.А., и др.)
В своих исследованиях и научных работах М. Андреева, Л. С. Выготский, Б. В. Ломов, В. Н. Мясищев, В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев указывают, что эмпатия возникает и проявляется в общении, образуя процесс межличностного взаимодействия, основу которого составляет степень вчувственности в проблемы собеседника. Человек, вступая в эмпатийное общение, реализует информационно-коммуникативную, перцептивно-коммуникативную, интеракционно-коммуникативную функции, в результате чего происходит взаимосвязь между поведением, накопленным опытом и чувствами участника коммуникации.
Цель курсовой работы:, Объектом курсовой работы, Предмет курсового исследования —
Задачи:
1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.
2. Изучить механизмы эмпатийного воздействия.
3. Изучить функции эмпатии в межличностном общении.
4. Выявить черты эмпатийной личности.
Глава 1. Анализ психологических подходов к изучению эмпатии личности и её структуры
1.1 Развитие представлений об эмпатии
Термин эмпатия пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект «вчувствуется» в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует и таким образом понимает».
Своё отражение в понятии эмпатии нашли и этические концепции симпатии Смита, Шелера, Шопенгауэра и др. Они говорили о симпатии как сочувствии, сострадании, являющихся особой формой познания другого человека — человека как высшей ценности.
За прошедшее столетие слово «эмпатия» прочно утвердилось в понятийном поле психологии. Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению. Предлагаются модели эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание» и др.
Категория личности в психологии
... особенностями - психическими и физическими [3, c.160]. Вопрос об изучение психологии личности, как исходный вопрос любого психологического анализа, является сложным, дискуссионным, но в ... Рубинштейном и К.К. Платоновым. Структура содержит шесть взаимозависимых подструктур. В личности выделяют следующие психологические компоненты, либо подструктуры. Самосознание. Центр сознания - это самосознание, ...
Вместе с тем, пишет Ю. Б. Гиппернрейтер, можно выделить 2 основных смысловых оттенка, которыми отличаются многочисленные определения и концептуализации:
1) эмпатия — это эмоциональная отзывчивость, соучастие в эмоциональной жизни другого, сопереживание, сочувствие;
2) эмпатия — это особый тип межличностного познания, проникновение во внутренний мир другого, такое понимание, при котором «понимание» собственно означает видение внутреннего мира другого так, как его видит он сам, из его внутренней системы координат (10, с. 61).
Т. Д. Карягина выделяет две линии развития представлений об эмпатии. Это:
- развитие представлений о природе и специфике содержания эмпатического процесса;
- развитие представлений о роли и значении эмпатии в общении и практике «помогающих» профессий.
Первоначально смысл термина «эмпатия» был буквальным: вчувствование — явление эмоциональное и, следовательно, эмпатия — это различные эмоциональные реакции на состояние другого. В концепциях эмоциональной эмпатии, понимающих её как эмоциональное переживание, говорится о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни её развития:
1.Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация с другим.
2.Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их.
Концепции чисто эмоционального понимания эмпатии преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.
В отечественной психологии термин эмпатия утвердился только в 70-е годы благодаря исследованиям Т. П. Гавриловой, где поначалу также преобладала эмоциональная трактовка. Она выделила 2 вида эмпатии:
- сопереживание — переживание индивидом тех же чувств, которые испытывает другой;
- сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (7, с.123).
Другие отечественные исследователи выделяют триаду: сопереживание, сочувствие, содействие.
И. Г. Петерсон, А. В. Петровский. Н. М. Сарджвеладзе, П. В. Симонов выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компоненты эмпатического взаимодействия. Такой подход получил распространение в отечественной психологии и является вполне обоснованным при анализе социально-психологических аспектов эмпатии.
Постепенно, по мере утверждения понятия эмпатии в психологии, взгляд на её природу и содержание эмпатического процесса становится шире. В 1934 году появляется одно из наиболее распространённых определений эмпатии как «способности принять роль другого человека» (Дж. Мид).
Здесь говорится уже не об эмоциональной реакции на переживания другого, а о когнитивной реконструкции внутреннего мира другого, идентичности ментальных процессов субъекта и объекта эмпатии, способности предсказывать поведение других людей.
Для так понимаемых процессов исследователи Даймонд, Бронфенбреннер выделяют новые виды эмпатии — когнитивную, предиктивную. Но всё-таки большинство авторов начинает определять её как целостный процесс проникновения во внутренний мир другого и понимания его. «Эмпатия — особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, суть которого — проникновение во внутренний мир другого человека» (21, с.485).
По психологии «Представления детей о дружбе в младшем школьном ...
... больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее. Особенности представления о друге и дружбе детей, которые не могут построить дружеские отношения, Нормативные ...
Наибольший импульс развитию представлений об эмпатии во второй половине ХХ века был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Эмпатия стала активно обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим — в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т.д.
Самое раннее описание эмпатии, имеющее отношение к психотерапии, содержится в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному», где он пишет: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стремимся понять его, сравнивая его со своим собственным» (цит. по 23).
Эмпатия обсуждалась в психоанализе с точки зрения её роли в процессе психотерапии. По мнению Фрейда и Ференци, эмпатия выступала как сочувственное понимание, как основа такта терапевта.
В теории объектных отношений, и, значительно, в Я-психологии Х. Кохута, за эмпатией психотерапевта была признана функция компенсации той любви и тех понимающих отношений, которых пациенту не хватало в детстве. Для Кохута переживание эмпатии заботящегося о ребёнке лица является универсальной потребностью развития. Поэтому психотерапевтическая ситуация должна воссоздать нормальные, без эмпатических «провалов», отношения, чтобы пациент мог достроить недостающие структуры Я.
Ключевая роль понятию эмпатии принадлежит Карлу Роджерсу и его последователям. Центральная гипотеза клиент-центрированного подхода может быть кратко сформулирована так: «человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только при соблюдении трёх условий, которые способствуют созданию фасилитирующего психологического климата»(19, с.48).
Эти условия — эмпатия психотерапевта, его подлинность (конгруэнтность) и безусловное принятие клиента.
Придание такого значения эмпатическому пониманию обусловило глубокую проработку гуманистическими психологами вопросов о специфике эмпатии, факторах ей способствующих, функциях и значении.
«Хрестоматийные» определения эмпатии Роджерса говорят о «способе бытия с клиентом»(19, с.16), который означает «войти в личный мир другого и быть в нём как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознаёт… Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения “как будто”. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации»(20, с.429-430).
Заканчивая рассмотрение эмпатии в контексте гуманистической психологии К. Роджерса, нельзя не затронуть существенный момент, в настоящее время оспариваемый некоторыми его последователями. Речь идёт о переносе принципов клиент-центрированного подхода в психотерапии на другие виды общения — педагогическое, семейное, деловое, политическое и т.п.
К. Роджерсом и его сторонниками были проведены масштабные исследования, доказывающие эффективность действия триады терапевтических условий — эмпатии, подлинности (конгруэнтности), безусловного принятия — в других сферах. И в то же время многие авторы считают неправомерным прямо переносить принципы помогающих отношений в психотерапии, где один постоянно ожидает и принимает помощь, а другой постоянно оказывает её, на другие виды отношений, отличительной чертой которых в подавляющем большинстве случаев является равенство партнёров.
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
... сочувствия, переживания, эмпатии у детей, тогда меньше будет несчастных в своем одиночестве и непонятности окружающими. Объект исследования: развитие эмпатии детей дошкольного возраста. Предмет исследования: влияние серии сюжетно-ролевых игр на развитие эмпатии старших дошкольников. ...
В связи с этим встаёт вопрос о реальном вкладе и значении представлений об эмпатии, сформированных в русле клиент-центрированного подхода, для «общей психологии» эмпатии.
К. Роджерс мечтал о превращении метода в общечеловеческий принцип отношений и много сделал в этом направлении. Множество научных и популярных книг, программ тренингов для родителей, учителей, семейных пар и т.д. учат прислушиваться к себе и слышать другого. Э. Медоус, применяющий человекоцентрированный подход в работе с организациями, предлагает различать эмпатическое слушание, ценный для любого общения навык, используемый, когда один человек хочет лучше понять другого, и собственно эмпатию, цель которой не просто понять, а способствовать личностному росту и развитию другого. Т. Д. Карягина указывает, что отношение эмпатии как общечеловеческой способности и эмпатии в деятельности консультанта, психотерапевта в некоторых аспектах аналогично отношению между натуральными и высшими психическими функциями, описываемыми Л. С. Выготским.
Признавая эмпатию одним из важнейших феноменов человеческого общения, Т. Д. Карягина фиксирует её «статус» и специфику в сравнении с другими процессами межличностного познания следующим образом:
1.Эмпатия — это процесс, позволяющий понимать другого. Таким образом, эмпатия является одним из механизмов межличностного познания.
2.Эмпатия — это особый вид соучастия в переживаниях другого, базирующийся на глубинной гуманистической установке, позволяющий особым образом строить общение. И в обыденной жизни, и в практике «помогающих» профессий эмпатия может являться целенаправленной деятельностью.
3.Эмпатия — это свойство личности.
4.Эмпатия — понимание другого «изнутри», из его внутренней системы координат. Как указывает Ф. Е. Василюк, для спецификации различных видов понимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Таким контекстом при эмпатии является собственная феноменологическая перспектива партнёра по общению (или внутренний аспект его жизненного мира).
Этим эмпатия отличается от других процессов межличностного познания — проекции, интерпретации, каузальной аттрибуции и т.п.
Безусловно, пытаясь понять другого эмпатически, проникая в его внутренний мир, нельзя полностью освободиться от влияния собственных стереотипов и предубеждений, теоретических представлений, «проблемных мест» своего личного, профессионального опыта. Здесь важна способность субъекта эмпатии к рефлексии того контекста понимания, который преобладает в конкретной ситуации.
Настоящая, глубинная эмпатия является не таким уж частым, трудным для того, кто стремиться понимать другого человека, явлением. Но значение её для роста и развития, эмоционального благополучия, причём, и эмпатизируемого, и эмпатизирующего, трудно переоценить.
1.2 Современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности
Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления.
Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического ...
... как объект изучения академической психологии. Две линии развития представлений об эмпатии -- научно психологическое и психотерапевтическое -- в первой половине ХХ в. сильно расходились, затем, под влиянием мощнейшего импульса, данного исследованием эмпатии в ...
Во-первых
1) восприятие и резонанс слушателя, этап эмпатического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека;
2) экспрессивное сообщение о возникновении этого состояния, во время которого субъект выражает свои суждения по поводу переживаний другого;
3) этап эмпатической коммуникации, во время которой эмпатическое понимание проверяется и развивается в диалогическом ключе взаимопонимания.
Отечественные психологи А. П. Сопиков и Т. П. Гаврилова выделили следующие фазы эмпатического процесса:
1) восприятие многообразия открытых переменных объекта эмпатии, получение информации о качестве, знаке и содержании его переживаний;
2) построение во внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями.
Характеристики эмпатического процесса базируются на принципе глобального доверия к человеку.
Во-вторых,
1) эмпатические реакции в ответ на поведение группы;
2) эмпатические реакции в адрес конкретной личности.
В-третьих,
В целом, эмпатия — это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят:
ь способность эмоционально реагировать на переживания другого,
ь способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого,
ь способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать:
1) модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. Согласно данному критерию различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию. К. Роджерс, Труакс определили обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способность передавать партнёру понимание его переживания или внутренней ситуации. Киф и Баррет-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания на доступном языке, вербально или невербально.
2) генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);
3) критерий диспозиционности эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);
4) критерий уровня развития эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии).
Один из примеров использования первого основания для выделения видов эмпатии, содержится в работе А. П. Сопикова (22, с.89).
По его мнению, существует три вида эмпатии:
1) эмоциональная, если доминирует эмоциональность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;
2) познавательная, если доминирует информативность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;
3) поведенческая если доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в
понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь расчет на его ответную эмпатию.
В свою очередь, В. В. Бойко различает следующие этапы эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии:
Личность ребенка как объект и субъект воспитания
... взаимоотношений воспитательного воздействия. 2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является ... личность ребенка. Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как воздействия взрослых на детей, сотрудничества. Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности. ...
1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому интенсивной аналитической переработки информации о нем;
2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;
3) интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне (4, с.114).
Существует еще один критерий определения форм эмпатии — это направление эмпатических переживаний. Данный показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие
Кроме того, Л. П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего Я во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие — личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения.
Т. П. Гаврилова обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания, — для подростков. Чаще выражается сочувствие, чем сопереживание (7, с. 130).
В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Они несут охранную функцию.
Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему.
Названные виды эмпатии рождают разное поведение по отношению к другому и его нуждам. В случае личностного дискомфорта или дистресса человек предпринимает усилия, направленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия «за себя». Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой «за другого».
По педагогике «Семья как субъект педагогического взаимодействия ...
... семью как субъект педагогического взаимодействия, как комплексное социальное явление в воспитании и развитии личности. Семья как педагогического взаимодействия субъект 1.1 Определение семьи. Семья́ ... семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. ...
1.3 Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия
Для изучения роли эмпатии важно определить те механизмы, посредством которых осуществляется эмпатийное взаимодействие. Под эмпатийным взаимодействием понимают случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, личный или опосредованный контакт двух или более человек с включением в процесс взаимодействия эмпатийного компонента, влекущим изменения поведения, деятельности, отношений и установок хотя бы одного из участников взаимодействия.
Анализ литературы, посвященной изучению эмпатии, позволяет выделить некоторые подходы к вопросу функционирования механизмов эмпатии.
Функциональный механизм эмпатии, по определению А. П. Сопикова — это некий способ аналогового моделирования субъектом эмпатируемого объекта. Следует отметить, что многие функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия выделены преимущественно в результате теоретического анализа и на настоящий момент не получили достаточного эмпирического подтверждения.
Е. Я. Басин специфичными для эмпатии механизмами считает проекцию — интроекцию, а идентификацию рассматривает как результат данных процессов.
Проекция определяется Е. Я. Басиным как мысленное перенесение реального либо воображаемого «Я» в ситуацию объекта, в результате чего реальное «Я» идентифицируется с образом объекта и становится тождественным «Я — образу», вставшему на точку зрения воображаемого «Я». Одновременно с проекцией существует и неразрывно связанный с ней процесс интроекции, т.е. перенесение воображаемого «Я» в реальные обстоятельства субъекта (3, с.54).
Таким образом, механизмы проекции и интроекции связанные с условной ситуацией, направлены на преобразование системы «Я».
Вместе с тем, Е. Я. Басин отмечает и наличие механизмов, служащих для преодоления некоторого сопротивления со стороны реального «Я» по причине «расщепления» единого «Я» и образования системы — «Я» реального и воображенного «Я». Воображенное «Я» должно быть привлекательно для субъекта, только в этом случае возможен процесс творчества и эмпатии, предвосхищение успеха и наслаждение процессом творчества.
Разделяя взгляды Е. Я. Басина на эмпатию как способность формировать «Я — образы», становясь на позицию этих «Я» и рассматривая проекцию-интроекцию как специфические механизмы эмпатии, а идентификацию как результат этих процессов, Л. Н. Большунова определяет вышеназванные механизмы как компоненты эмпатии. Автором рассматриваются особенности идентификации с антропоморфизированными объектами, пространственно-временными, ритмическими структурами. Если проекция это вынесение «Я» за пределы реальной ситуации в воображаемую, то условия проекции предполагают действия «Я» с воображаемой, условной природой объекта. В акте интроекции, как противоположно направленном процессе, «Я» имеет дело с реальными объектами, имеющими условную природу(3, с.60).
Предмет, объект и субъекты социальной политики
... термин «социальная политика» многовариантен: это деятельность государства в социальной сфере; - это взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур в рамках декларируемых или законодательно утвержденных целей и задач. объектом социальной политики Субъектами социальной политики Некоторые исследователи ...
Выделяя такие механизмы эмпатического взаимодействия, как заражение, идентификация, проекция и интроекция, Н. И. Сарджвеладзе основными механизмами процесса эмпатии считает заражение и идентификацию, а проекцию и интроекцию рассматривает как проявления или элементы одного механизма идентификации. При этом адекватное отражение человеком внутреннего мира другого определяется балансом проекции и интроекции(21, с.485).
Н. И. Сарджвеладзе, исходя из понимания проекции как переноса личностью своих особенностей, склонностей, побуждений и чувств на других людей, описывает две формы проекции, которые имеют место на начальном этапе идентификации:
1. Проекция собственного «Я» через отождествление личностных качеств и стремлений другого со своими особенностями, мотивами, побуждениями, через призму которых человек толкует те или иные личностные качества или поступки партнера.
2. Уподобление личностных особенностей и психологических состояний другого тем эталонам, схемам, представлениям, моделям, которые сформировались ранее о данном человеке. При этом происходит наложение собственных представлений о другом на актуальное психологическое состояние объекта.
Описанные формы проекции, по мнению Н. И. Сарджвеладзе, не есть процесс эмпатии, поскольку в эмпатическом взаимодействии помимо проецирования себя происходит интроекция образа либо состояния другого(21, с.490).
эмоция чувство сопереживание эмпатия
Интроекция — приписывание себе наклонностей, потребностей и чувств, выстраивание внутренней модели личностных особенностей и психологических состояний других людей, вовлеченных в процесс взаимодействия. В результате интроекции первичный образ другого, сформировавшийся в процессе проекции, претерпевает определенные изменения и корректируется.
В своем единстве проекция и интроекция образуют идентификацию, которой отводится важнейшая роль в эмпатическом процессе. Идентификация рассматривается как переживание субъектом своей тождественности с объектом социального взаимодействия. Данный процесс, как и механизмы проекции и интроекции, также протекает на бессознательном уровне.
Важнейшее значение механизма идентификации выражается в том, что у зрелых людей процесс эмпатического взаимодействия невозможен без включения механизма идентификации. При этом адекватное постижение внутреннего мира другого, то есть «адекватная эмпатия» зависит, как пишет Н. И. Сарджвеладзе, от определенного баланса, равновесия между проекцией и интроекцией. Иначе говоря, существует определенное соотношение между ними, а именно: чем в большей степени в человеке представлена проекция, тем менее он интроецирует, и наоборот, чем меньше человек проецирует на других, тем больше интроекции.
Об «адекватной эмпатии» можно говорить только тогда, когда и проекция и интроекция представлены в субъекте в равной степени. Таким образом, сбалансированность либо несбалансированность механизмов интроекции и проекции, по мнению автора, во многом определяет особенности процесса эмпатии. При этом подчеркивается, что процессы проекции и интроекции и их соотнесенность протекает, как уже говорилось выше, на бессознательном уровне. Осознается лишь характер сопереживания и оценка психических состояний другого, т.е. результат этих процессов.
Единство проекции и интроекции выражается в переносе субъективных представлений и внутренних состояний на объект социального взаимодействия, а также во впитывании в себя образа другого. Источники сбалансированности либо не равновесия данных механизмов — в структурных и динамических особенностях самой личности, а также в особенностях конкретного контекста ситуации общения.
Т. П. Гаврилова, Ю. А. Менджерицкая выделяют следующие механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия.
Эмоциональное подражание и заражение призваны установить контакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, для формирования поведенческого репертуара и для восприятия и умения отражать экспрессивный рисунок поведения другого(9, с. 10).
Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и воспринимаемым объектом и, как следствие, принять ценности, нормы другого как свои.
На необходимость различения механизмов подражания и идентификации указывают зарубежные исследователи и отечественные ученые. П. Массен и Дж. Конджер склонны рассматривать подражание как следование определенным видимым действиям, в то время как идентификация — более тонкий процесс восприятия общих образцов мышления и поведения, предполагающего наличие сильной эмоциональной связи с другим.
Н. Ньюкомб также рассматривает подражание как простое копирование некоторого вида поведения, а идентификацией обозначает более тонкий механизм, посредством которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели поведения другого.
Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская отмечают ряд существенных различий между идентификацией и подражанием:
1. Во-первых, идентификация есть процесс, распространяющийся на многие ситуации, подражание — воспроизведение специфического типа поведения в специфических ситуациях.
2. Во-вторых, идентификация, в отличие от подражания, реализуется и в отсутствие объекта уподобления.
3. В-третьих, идентификация продуцируется внутренними мотивами индивида, а подражание — внешними факторами.
4. В-четвертых, субъект идентификации в большей степени способен осознать воспроизведение действий другого лица, подражание имеет более неосознаваемый, спонтанный характер.
5. В-пятых, подражание сводится к простому копированию действий, к имитации поведения. Идентификация характеризуется воспроизведением типов поведения, усвоением мотивации поступков объекта идентификации (5, с.92).
В свою очередь, понимание и рефлексия позволяют прогнозировать проявления и изменения внешних и внутренних характеристик объектов, обращаться к собственному эмоциональному опыту, т.е. в большей степени направлены на развитие когнитивного аспекта процесса эмпатического взаимодействия.
Децентрация как механизм эмпатии рассматривается Т. П. Гавриловой, О. И. Цветковой и др. как умственное действие, благодаря которому индивид способен встать в позицию другого, воспринимать жизненные ситуации других людей с их точки зрения.
Децентрация имеет общественное происхождение, так как формируется в совместной деятельности и рассматривается как познавательный компонент сочувствия. В онтогенезе способность сочувствовать другим приводит к формированию аффективной децентрации, которая в свою очередь создает предпосылки для формирования интеллектуальной децентрации. Помимо вышеназванных, упоминаются и такие виды децентрации, как когнитивная, эмоциональная и социальная. Отличие эмоционального вида децентрации от рефлексивной, перцептивной, коммуникативной состоит в том, что человек, в позицию которого ставит себя индивид, не рассуждает, не воспринимает объекты предметного мира, не ведет диалог, а переживает нечто, связанное с его собственными проблемами или проблемами других людей.
Общим в децентрации и идентификации является эмоциональное начало. Децентрация по сути своей есть преодоление эгоцентризма личности, в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий, представлений в собственной познавательной позиции.
Продолжая тему механизмов эмпатии в целом и децентрации в частности, обратимся к исследованию И. М. Юсупова, который описывает эгоцентрацию и децентрацию как функциональные механизмы эмпатического понимания. Проекция, интеракция, аттракция и интроекция рассматриваются им как процессы в контексте системно-структурной модели эмпатии.
Информация, которая поступает от объекта, формирует у субъекта образно-понятийную модель ситуации. Информация о поведении, способах реагирования объекта накладывается на образно-понятийную модель субъекта. При несовпадении модели и полученной информации включаются механизмы регулирования, при дефиците информации идет поиск дополнительных сигналов об аффективных проявлениях состояния объекта. При полном совпадении модели и информации, получаемой от взаимодействующей стороны, происходит включение эмпатирующего субъекта в структуру психической жизни объекта.
Когда эмпатируемый объект эмоционально привлекателен для субъекта, необходимым, но не единственным условием возникновения процесса аттракции, является развитая социальная сензитивность субъекта эмпатии. Как дополнительные условия при этом выступают достаточная полнота и личностная значимость информации. Центрирование информации на эмпатирующем субъекте происходит на бессознательном уровне через эмоциональное заражение.
Аффективное регулирование состояния субъекта, как реакция на эмпатогенную ситуацию, протекает в форме сопереживания. Эмпатия протекает в форме сочувствия, если в эмоциональное отражение включаются когнитивные процессы, призванные снять неопределенность, связанную с несоответствием модели и реальности. И в том и в другом случае имеет место эгоцентрация ситуации субъектом эмпатии.
При осознанном отождествлении себя с объектом, при проецировании себя в ситуацию происходит децентрация «Я». Эмпатийное понимание при этом может протекать как в форме рефлексивного логического рассуждения через сложный логический вывод, сделанный на основе внешних наблюдаемых проявлений объекта, так и в виде инсайта, интуиции, когда логические рассуждения не приводят к результату. Содержанием проекции при децентрации субъекта является принятие на себя роли объекта эмпатии, вхождение в позицию другого при сохранении своих собственных психологических особенностей (темперамента, характера, воли).
Главной отличительной особенностью эмпатийного понимания является рациональная интерпретация и опережающее отражение состояния объекта. Данная особенность проявляется в творческих поисках, научных открытиях, оригинальных изобретениях и других образцах познавательной деятельности.
В связи с тем, что снятие неопределенности эмпатической ситуации связано с процессом осознанной децентрации субъекта, эмпатийное понимание требует от последнего достаточного социального и профессионального опыта и значительных энергозатрат. В процессе опережающего отражения, когда субъект находится в роли наблюдателя, прослеживается тенденция судить по собственному опыту. При содействии, т.е. произвольном регулировании вероятность ошибок уменьшается за счет коррекции опыта внешними, видимыми эмпатийными проявлениями объекта.
Включение эмоциональных компонентов в эмпатийный процесс может проходить как в виде интеграции переживаний объекта, которые в этом случае эмоционально ценны для эмпатирющего субъекта, либо эмоциональные компоненты могут быть вытеснены, т.е. подсознательно перенесены на сам объект.
Некоторые исследователи указывают на социальную природу децентрации, а значение данного механизма видят в возможности для человека через перенесение себя в мысли, действу другого убедиться в существовании иной позиции и иного поведения. Сама возможность реализации механизма эмоциональной децентрации, как в процессе эмпатии, так и в процессе идентификации, является, с точки зрения Т. П. Гавриловой, одной из причин давно существующего в науке смешения понятий эмпатии и идентификации. Как пишет Т. П.Гаврилова, «…эмоциональная децентрация структурирует не только эмпатические переживания, но и различные ролевые процессы, тем самым, частично совпадая с идентификацией»(18, с. 130-131).
В психологической науке встречается смешение, и даже отождествление понятий эмпатии и идентификации, ввиду их достаточно большого феноменологического сходства. Исходя из этого, важно определить их принципиальные различия, которые состоят в следующем.
При идентификации неизбежен пусть временный, но все-таки отказ от собственного «Я», от своей позиции субъекта, от собственных эмоциональных переживаний, отличных от переживаний объекта. Для эмпатии характерно соблюдение условия «как если бы», сохранение объективности и психологическое дистанцирование субъекта, наличие его собственной позиции. Эмпатирующий субъект может переживать эмоциональные состояния, отличные от эмоций объекта. В процессе эмпатии возможно создание предпосылок для оказания действенной помощи объекту эмпатии. При этом для создания ситуации действенной помощи необходимо особое отношение к партнеру, которое достигается соединением идентификации и эмпатии и которое описано К. Роджерсом как эмпатическое слушание (внимание).
И хотя такое соединение позволяет достичь глубины и подлинной открытости контакта, тем не менее, при этом существует риск оказаться поглощенным трудностями партнера, что может приводить к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации личности.
Оказание действенной помощи возможно при обеспечении отстраненности от актуального состояния партнера. Соединение идентификации и эмпатии в сочетании с сохранением собственной позиции субъекта сохранением и соблюдением других условий эмпатического процесса обеспечивают создание ситуации действенной помощи.
Глава 2. Эмпатия в межличностном общении
2.1 Функции эмпатии в межличностном общении
Как пишет А. И. Волкова, в психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее безымянное определение: «Общение — это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (12, с.19).
Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотношений.
Несмотря на то, что в последние годы, как отмечает Н. А. Журавлева, у россиян возросли прагматические ценности, обнаруживается тенденция возрастания значимости и таких альтруистических ценностей как терпимость, чуткость, счастье других.
Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении. Рассмотрение функций эмпатии в общении может быть осуществлено:
1. во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения (1);
2. во-вторых, обозначая участников общения как субъекта и объекта эмпатии.
В психологических исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения. В них указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления (8, с.147).
Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:
1) мотивируя индивида на получение какой-либо информации с целью усиления собственной вовлеченности в процесс общения;
2) действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию.
В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.
Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.
Функции эмпатии в жизни конкретного человека следующие:
1) эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;
2) она помогает преодолеть психологическую защиту другого;
3) расширяет представление о жизни других;
4) обогащает собственный эмоциональный опыт;
5) развивает личность и систему ее ценностей;
6) несет охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида (17, с.387).
Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости и самоценности его «Я». Эмпатия дает возможность для самораскрытия и получения поддержки.
Многими исследователями, независимо от того, какой они следуют теоретической модели объяснения насилия и агрессии, указывается на низкий уровень эмпатии как на одну из причин проявления агрессии. Группа американских психологов, опираясь на результаты серии экспериментов, пришла к выводу, что наличие способности к когнитивной эмпатии, под которой они понимали способность индивида к оценке перспективы происходящего с другим человеком и к ориентации на эту перспективу, отрицательно коррелирует с выбором конфликтных стратегий взаимодействия и такой чертой личности, как агрессивность. Способность ориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъекта конструктивным образом решать конфликтные ситуации. В ситуации очень высокой или очень низкой степени вероятности проявления агрессии, способность индивида к оценке перспективы не может предотвратить или затормозить собственные агрессивные действия. Только в случае, когда степень вероятности осуществления деструктивных действий приближается к неким средним величинам, когнитивная эмпатия может выступать как механизм торможения агрессии.
Анализ роли эмоциональной и когнитивной сторон эмпатии в связи со склонностью к насилию был проведен в других работах. В этих исследованиях в качестве испытуемых выступали преступники и люди, отличающиеся высоким уровнем агрессивности. В них получены сведения о том, что склонность к насилию связана с нарушением эмоциональной и когнитивной компонент эмпатии. Эти нарушения выражаются в деформации способности распознавать и подражать мимике других людей, в неумении испытывать те же переживания, которые испытывают другие люди. Низкий уровень развития эмоциональной и когнитивной эмпатии наряду с другими факторами обуславливает наличие агрессивных тенденций в поведении личности.
Несколько противоположные по содержанию выводы о связи эмпатии и насильственных тенденций во взаимодействии приводятся в работе, посвященной анализу психологических особенностей садистов. В исследовании дается описание способности к эмпатии садистов, которая выражается в достаточно развитом умении представлять себе страдания и переживания жертвы, которое необходимо преступнику для совершения преступления. Автор объясняет существование этого факта той формой эмпатии, которой обладают садисты. Речь идет о примитивном уровне развития эмпатии, на котором еще нет четкой границы между собственными переживаниями и автономными переживаниями другого. Это, так называемая, эгоистическая эмпатия(17, с.390).
2.2 Представление об эмпатийной личности
Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого.
Эмпатийным человеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих. У него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления (17, с.391).
Эмпатийный человек отличается высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо ориентируется в том, что есть верно, и что есть должно во взаимодействии с другими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к эмпатии значимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.
Как отмечает А. П. Василькова, для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии — замкнутость, недоброжелательность.
По данным Дж. Сальзера и Р. Бергласа, субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми выявили, что такие люди проявляют себя как поленезависимые. У тех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность.
Если коснуться гендерных различий, то по некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Т. П. Гаврилова отмечает, что сопереживание взрослым и животным наблюдалось у мальчиков, а сочувствие — у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками (12, с. 34).
Таким образом, эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты:
ь способность к децентрации;
ь позитивное видение других;
ь быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия;
ь преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия.
Ему присущи:
ь открытость;
ь сензитивность к невербальному поведению другого;
ь чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам;