Человек как субъект, индивидуальность, личность

ВВЕДЕНИЕ, Тема курсовой работы– человек как субъект, индивидуальность и личность.

Актуальность данной темы состоит в том, что понятия «субъект», «индивидуальность», «личность» являются ключевыми в психологии. Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности это процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

4 стр., 1891 слов

Личность — объект и субъект общественной жизни

... человека как личность, способствует его многостороннему развитию. Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом ...

Цель курсовой работы– исследование человека, как субъекта, индивидуальности и личности.

Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить человека, как субъекта общественной деятельности;
  • изучить человека, как субъекта трудовой деятельности
  • изучить факторы формирования индивидуальности;
  • исследовать аспекты индивидуальности человека;
  • изучить феномен личность;
  • изучить структуру личности;

Объект курсовой работы — человек, Предмет курсовой работы — человек как субъект, индивидуальность, личность.

Проблему понимания личности и индивидуальности человека исследовали в разное время большое количество как российских, так и зарубежных ученых. При написании курсовой работы были использованы труды таких авторов, как Ананьев Б.Г., Деркач А.А., Колесников В. Н., Маслоу А.Г., Орлов А.Б., Мясищев В.Н., Раймонд Кэттелл, Ганс Айзенк, Гордон Оллпорт , Слободчиков В.И., Исаев Е.И. и некоторых других.

Вопрос понимания человека, как субъекта, индивидуальности и личности хорошо проработан в современной психологической литературе.

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ

Слово «человек» состоит из двух частей: «чело» значит «голова» и «век» означает отрезок времени. «Век» в данном случае это не обязательно «сто лет». Это просто определенный отрезок времени, предназначенный для жизни какого-то существа, подобно тому, как говорят: «Каждому отпущен свой век», — вовсе не подразумевая при этом: «каждому отпущено сто лет», а напротив, подразумевая, что «каждому отпущен свой собственный срок». Слово «голова» здесь тоже нужно воспринимать не в буквальном, а в метонимическом смысле, подобно тому, когда говорят: «В стаде столько-то голов», то есть столько-то живых единиц, или живых существ. В то же время слово «чело» имеет несколько иную коннотацию, чем слово «голова»: чело это нечто более возвышенное, более развитое, чем голова. Таким образом, слово «человек» означает «биологическое существо более высокого уровня развития, чем остальные, которому предназначен определенный срок жизни»1 .

Субъект весьма сложная и многозначная категория психологии. Становление нового субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов и механизмов преобразования человеком объективного мира.

Деятельность субъекта есть единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности и мотивам.

Цель субъекта деятельности — представляемый или мыслимый результат творчества, соответствующего с меняющимися условиями жизни.

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

2 стр., 945 слов

Эстетическое воспитание в урочной деятельности

... воспитания. Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках ... к людям и жизни, восстанавливаются отношения между поколениями. Эстетическое воспитание связано с развитием личности. Эстетическое формирование личности школьников в педагогике ...

Первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально-практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально с матерью, затем с близкими, впоследствии с дальними).

Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в мире.

Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык — изначально социальное явление).

Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.

В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: «деятельность» есть работа, занятие в какой либо области.

Таким образом, субъект – весьма сложная и многозначная категория психологии. Человеческая деятельность – это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом.

Рассмотрев человека как субъекта общественной деятельности, нам нужно составить целостную картину и для этого рассмотреть человека как субъекта трудовой деятельности.

1.2 Человек, как субъект трудовой деятельности

Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. Труд – деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека.

3 стр., 1440 слов

Человек в философии жизни

... Интеллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание – как специфическое проявление воли к власти. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь, которая в ...

В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Субъект труда- это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Развитие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности — интуицию.

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это – яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности. «Человек,- писал К. Маркс,- есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни. — является проявлением и утверждением общественной жизни». Сущность человека не абстрактна, как можно было бы думать, а конкретно-исторична, то есть содержание ее, оставаясь в принципе тем же социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста и т. д. Однако на первом этапе рассмотрения личности ее индивидуальные моменты необходимо отходят на второй план, главным же вопросом остается выяснение универсальных ее свойств, с помощью которых можно было бы определить понятие человеческой личности как таковой. Исходным пунктом такого понимания является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения. Реализуя и раскрывая в своих действиях свои внутренние свойства, человек выступает по отношениям к вещам как субъект, а к людям — как личность.2

Таким образом субъектом труда является активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Трудовая деятельность людей является по своей природе общественной.

Рассмотрев две стороны человеческой субъективности можно сделать вывод о том что человек не может жить без общественной деятельности, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом, так и без трудовой деятельности, на основе которой человек развивается и труд является результатом жизни человека в обществе.

6 стр., 2904 слов

Фридрих Вильгельм Ницше: жизнь и деятельность

... действительно необыкновенно одаренной, умной, красивой и талантливой женщиной, раз сам Ницше предложил ей свою руку! Последние годы жизни Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года ... аристократов еще раз подчеркивает их превосходство и власть над простыми людьми и приносит самим аристократам удовлетворение. Высшие люди должны всеми силами препятствовать объединению большинства ...