««Формирование этнокультурной идентичности дошкольников в образовательном процессе»

Курсовая работа

Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям перемен во всем укладе его жизни, духовное и нравственное развитие личности. Для современного этапа развития мира характерно стирание границ между национальными культурами различных народов: с одной стороны теряются многие специфические черты культур отдельно взятых народов, а с другой – сохраняется этнокультурное своеобразие народов. Мировой опыт показывает, что наиболее успешная позиция – это сохранение культуры своего народа и овладение культурой других этносов.

Использование этнической культуры в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, необходимость как можно более раннего и всестороннего приобщения воспитанников к богатствам национальной, общероссийской, мировой культур в современной педагогике не подвергается сомнению. В последние годы проблема этнической культуры в образовательно-воспитательном процессе стала одной из наиболее острых проблем не только научной и практической педагогики, но и всего общества в целом. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций русского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи, формирование этнокультурной компетентности.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное и нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций, обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Этнокультурная направленность образования имеет в настоящее время широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Она соединяет образовательное, культурное, социальное гражданское и личностное начала, обеспечивает связь социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции с потребностью в ощущении культурных корней, психологически прочных связей, стремление к познанию и освоению мира — с потребностью в культурной идентификации с определенной этнической, религиозной общностью с культурно-историческим наследием группы, регионального сообщества, страны в целом. Этнокультурное образование способно играть важную роль в обеспечении гармоничного развития личности и ее социально-педагогической поддержке.

14 стр., 6652 слов

Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа

... В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы по всем разделам. 1. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа 1.1 Понятие и ... плечу. Детям ставили их в пример, стимулировали физическое развитие увлекательными играми и забавами. Нравственность, мораль, ... развиваться как личность. В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ...

В настоящее время как никогда осознается необходимость подготовки высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, Р.М.Римбурга, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

В стандартах

проблемы исследования

Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования

1) изучить теорию исследуемой проблемы и выявить ее степень разработанности в педагогической литературе;

2) охарактеризовать понятие «этнокультурная компетентность» как педагогическую категорию, определить пути, формы и методы ее формирования в воспитательном пространстве ДОУ;

3) организовать опытно-экспериментальную работу по теме исследования и апробировать педагогические условия повышения уровня этнокультурной компетентности старших дошкольников в воспитательном пространстве ДОУ.

Методологическую основу исследования, Теоретической основой исследования

— исследования зарубежных и отечественных педагогов и психологов, рассматривающие проблему формирования этнокультурной компетентности (Н.Г. Арзамасцева, Л.Б. Зубарева, Н.М. Лебедева, Г.Е. Поторочина, В.Г. Рощупкин, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Федорова, J . Berry , Р. Pedersen , D . W . Sue , T . Cross , I .В. Krause );

4 стр., 1804 слов

Воспитательная роль народного художественного творчества в русской ...

... и К. Д. Ушинского. Предмет исследования – воспитательная роль народного художественного творчества в педагогическом наследии Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Цель исследования – разобрать и анализировать воспитательную роль народного художественного творчества в педагогическом наследии Л. Н. Толстого и ...

— идеи народной педагогики в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волков, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукаевой, Г.Ю. Нагорной ,Т.А. Пигиловой, М.М. Узденовой, З.Б. Цаллаговой, Е.Е. Хатаева, И.А. Шорова и др.

Научная новизна исследования., Структура работы, Глава 1. Этнокультурная направленность воспитательного пространства современного ДОУ

Этнокультурная направленность образования имеет в настоящее время широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Она соединяет образовательное, культурное, социальное гражданское и личностное начала, обеспечивает связь социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции с потребностью в ощущении культурных корней, психологически прочных связей, стремление к познанию и освоению мира — с потребностью в культурной идентификации с определенной этнической, религиозной общностью с культурно-историческим наследием группы, регионального сообщества, страны в целом. Этнокультурное образование способно играть важную роль в обеспечении гармоничного развитии личности и ее социально-педагогической поддержке. Удовлетворение потребностей граждан в сохранении своей этнической идентичности, углубленном изучении родного языка, знакомстве с традиционным религиозным мировоззрением государственные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом должны соединять с реализацией государственного заказа, связанного с необходимостью гармоничного включения богатства культурного и духовного наследия народа в государственный, общенациональный и региональный социокультурный контекст.

Современным обществом в полной мере осознается особая роль воспитания. Признак системности характеризует дошкольное учреждение как государственное учреждение и проявляется в программах, структуре ДОУ, организации ее жизнедеятельности и быта. Идея воспитательной системы ДОУ сегодня приобретает все больше сторонников, изучается и анализируется богатый опыт создания воспитательных систем, изменяются теоретические представления о методах и способах их создания, динамично развивается категориальный аппарат, предлагая новые формулировки понятий. Есть определенные основания утверждать, что понятие “воспитательная система ДОУ” является одним из ключевых в научной терминологии современной педагогики.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, сочетая непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную и совместную со взрослыми деятельность, общение за пределами ДОУ. Это необычайно масштабное и результативное явление в педагогической теории и практике, слаженное психолого-социо-педагогическое образование, которое создает оптимальные условия для образования воспитанников. Одной из важнейших задач функционирования воспитательной системы является организация ее взаимодействия с социальной, природной, предметно-эстетической средой, постоянное расширение воспитательного пространства.

18 стр., 8831 слов

Методы обучения и воспитания в специальном образовании

... работы: "Методы обучения и воспитания в специальном образовании". Проблема: каковы особенности использования методов обучения и воспитания в специальном образовании. Объект: методы обучения и воспитания в специальном образовании. Предмет: специфика использования методов обучения и воспитания в специальном образовании. Цель: изучить проблему использования методов в специальном образовании. Задачи: ...

Сегодня, когда возродился интерес к воспитанию и осознается его особая роль в современном обществе, уже недостаточно говорить о необходимости поставить в центр воспитательного процесса личность ребенка. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому, продолжая развивать воспитательные системы, сотрудники научного центра современных проблем воспитания Института теории образования и педагогики РАО сосредоточили свой исследовательский поиск на вопросах создания воспитательного пространства, ибо это необходимое условие становления личности дошкольника не только в образовательном учреждении, но и за его пределами.

Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести на нет все усилия педагогов. Далеко не всегда пространство становится средством воспитания, а не только ареной функционирования различных образовательных культурных и других учреждений. Часто ребенок находится в отчужденном состоянии, не осваивает это пространство.

Понятие «воспитательное пространство» на данном этапе не может быть определено однозначно, многое зависит от позиции исследователя при рассмотрении механизма его создания. Является ли такая неоднозначность негативным моментом для изучения феномена воспитательного пространства? Думается, нет, так как на данном этапе исследования различия в определении этой категории способствуют разработке разнообразных подходов. Разночтения же объяснимы многомерностью самого пространства с его природным, социальным, информационным, культурным, образовательным содержанием.

Воспитательное пространство — это результат деятельности созидательного и интеграционного характера. Чтобы оно сложилось, надо определить основные его компоненты и то, что должно их связывать, включить в моделируемые связи деятельность детей. Тогда-то и можно рассчитывать на то, что воспитательное пространство станет существенным фактором личностного развития. В противном случае отдельные компоненты среды стихийно будут влиять на детей и не обязательно в позитивном плане. Очевидно, среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а воспитательное пространство уметь создавать.

Второй подход к воспитательному пространству предполагает его рассмотрение как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С.Мануйлов).

В этом случае взаимодействие всех участников определяется моделью (чаше всего идеальной) образа жизни дошкольника (хотя не только его).

Механизм создания воспитательного пространства при этом аналогичен рассмотренному выше. На наш взгляд, такой подход более жесткий, так как он регламентируется в значительной степени определенным, нередко заданным сверху образом жизни дошкольника, и недооценивает субъектную роль самого ребенка.

Н.Л.Селиванова указывает на недостаточную представленность в таком понимании субъектной роли воспитанника в воспитательнм пространстве, так как оно регламентируется определенным, заданным образом жизни ребенка.

Согласно третьему подходу воспитательное пространство предстает как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностною развития человека — и прослою, и ребенка (Д. B.Григорьев).

5 стр., 2128 слов

Воспитательное пространство как социально-педагогический феномен

... последнем случае чаще речь идет не столько о воспитательном пространстве региона, сколько о региональной политике в области воспитания. Воспитательное пространство - пространство воспитания, а не функционирования различных образовательных, культурных и других ...

Коллективными субъектами в этом случае являются и ДОУ, и театр, и лечебное учреждение, и библиотека, и система дополнительного образования, но не как учреждения, а как профессиональные общности, занимающиеся воспитанием детей. Индивидуальными субъектами в таком случае будут, естественно, педагоги, родители, дети, врачи, самые разные люди, встреча с которыми может превратиться для ребенка в событие. В этом случае механизмом создания воспитательного пространства становится «со-бытие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность.

Объектов деятельности воспитательных пространств множество — сами воспитанники, их семьи, воспитательные образовательные и иные учреждения, входящие в эти системы. Целью, содержанием и результатом деятельности являются процессы взаимной деятельности компонентов данной системы. Число субъектов деятельности пространства воспитания ограничено — это люди, осуществляющие воспитание, — родители, знакомые семьи, сверстники, педагоги, а также первичные коллетивы тех учреждений, где пребывают воспитанники.

Исходя из масштабов и направленности деятельности, складываются и результаты. Результатом функционирования воспитательных пространств является создание социально-педагогических условий на всех территориях, входящих в эти пространства, необходимых и достаточных для воспитания целых поколений детей. В пространствах воспитания обеспечивается сам воспитательный процесс, ограничиваемый конкретными целями и задачами и прогнозируемый заданными результатами.

В педагогической практике оба эти пространства не являются антогонистами, они взаимно дополняют друг друга, существуют во взаимопроникновении, являются целостными, вероятностными. Пространство воспитания является подсистемой воспитательного пространства, а в целом, компонент системы воспитания.

Одним из первых понятие «воспитательное пространство» начал разрабатывать Ю.П. Сокольников. Он считал, что воспитательное пространство есть часть педагогической действительности и форма ее функционирования. Оно представляет собой территорию, на которой осуществляются процесс воспитания и его модификации (проценсс обучения, образования, самовоспитания), организованные обществом для формирования подрастающего поколения, а также для непрерывного образования взрослого населения. Воспитательные пространства имеют структуру, обладают характеризующими их параметрами, разнообразны по своим характеристикам и поддаются классификации.(Сокольников)

Таким образом, воспитательное пространство — это то пространство, где живет, учится и развивается ребенок. Это то пространство, в котором находятся семья, родители (законные представители), образовательные учреждения, которые посещает ребенок. Это улица, дом, двор, село, район, где живут его родственники, соседи, знакомые семьи, друзья и подруги, приятели и неприятели. Это культурно-просветительские, медицинские, социально-защитные, правоохранительные и другие учреждения, где проводит время ребенок со сверстниками и представителями старшего поколения, с которыми он общается в процессе жизнедеятельности.(Холод, 71)

3 стр., 1398 слов

Правовая культура, правовое воспитание

... рассмотрение форм, методов и средств правового воспитания. Задачи данной работы заключаются в анализе формирования правовой культуры как результата и цели правового воспитания, а также в характеристике форм, методов и средств правового воспитания. 2.Правовое воспитание Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность ...

Существуют различные виды воспитательных пространств. Среди них воспитательные пространства:

а) территориально-административных образований: страны, ее регионов, их районов, городских и сельских;

б) поселений: городского типа — мегаполисов, больших, средних, малых городов; сельского типа — села, деревни;

в) педагогических систем, непосредственно порождающих процесс воспитания: микрорайонов (городских, сельских), учреждений, выполняющих воспитательные функции (дошкольные, образовательные, культурно-просветительские, медицинские, здравоохранительные), детские и юношеские общественные организации, семьи.

Структура воспитательного пространства, по мнению Ю.П. Сокольникова состоит из двух органически взаимосвязанных сфер:

I. Материально-предметное педагогическое бытие населения пространства. Его компоненты (каждый из которых представляет микровоспитательное пространство):

  1. образовательная система как ядро воспитательного пространства;

  2. семьи как малые группы, в которых от рождения формируются подрастающие поколения;

  3. культурно-просветительские учреждения;

  4. средства массовой информации;

  5. детские, подростковые, юношеские организации;

  6. органы здравоохранения, социальной защиты, правопорядка;

  7. администрация воспитательного пространства, органы самоуправления;

  8. производственные, коммерческие и иные предприятия, организации, учреждения;

  9. управленческие и научно-методические службы, обеспечивающие функционирование и развитие воспитательного пространства;

  10. взаимосвязи между всеми компонентами воспитательного пространсва — организация их педагогически целесообразных составляет одну из важных задач управления воспитательным пространством и является условием его оптимального функционирования.

II. Объективно-идеальное бытие воспитательного пространства или его педагогическое сознание. Является одним из видов общественного сознания, обладая присущими ему характеристиками и во многом определяя задачи, содержание и организацию работы воспитателей. Три его условия:

  1. педагогическое сознание населения («житейская педагогика»);

    12 стр., 5549 слов

    Педагогика пословиц и поговорок

    ... системы ценностей на основе пословиц и поговорок; необходимость рассмотреть пословицы и поговорки как воспитательное явление, показать их отношение к исторической и социальной действительности, их воспитательную значимость. В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены ...

  2. сознание воспитателей-профессионалов;

  3. научно педагогическое сознание — существует в виде:

а) идей, концепций, теорий;

б) личностных качеств ученых (уровня системности их мышления, знаний, убеждений и т.д.);

в) как идеальная сторона деятельности по добыванию новых научных знаний.

Компоненты воспитательного пространсва могут быть управляемыми и неуправляемыми (со стороны семьи, ДОУ, общественных и муниципальных, региональных и государственных институтов).

Само пространство может быть организованным и неорганизованным (опять-таки со стороны названных субъектов управления).

Соответственно, по отношению к пространству сами эти субъекты могут быть условно подразделены на субъекты внутреннего управления и субъекты внешнего управления (к примеру, субъектом внутреннего управления ДОУ как воспитательным пространством будут администрация —заведующий, его заместители, а также совет ДОУ, педсовет, родительский совет).

А субъектами внешнего управления его будут управления (отделы) образования администраций районов (городов), областей, республик, стран.

В этих видах воспитательного пространства четко прослеживается иерархическая взаимосвязь между элементами системы — от высшего к низшему. (вставить схему)

Наиболее управляемы в этой схеме малые города, сельские городские районы и их микрорайоны, а также культурно-просветительские центры, учебно-воспитательные комплексы.

Ядром любого воспитательного пространства являются образовательные системы, которые включают в себя дошкольные, школьные, внешкольные, средне специальные и высшие учебные заведения, имеющие управляющую подсистему — органы управления образованием.

Важным фактором формирования воспитательного пространства

Только в условиях научно обоснованных взаимодействий в структуре воспитательных пространств, можно успешно решать задачи социального становления подрастающего поколения.

В России воспитательные пространства создавались Л.Н Толстым в его детском саду в Ясной Поляне, С.Т. Шацким на опытных станциях, А.С. Макаренко и В.Н. Сорока-Росинским в воспитательных учреждениях для детей сирот, в учебно-воспитательных комплексах Белгородской области (в течение 25 лет).

На Западе создавались ДОУ М. Монтессори, Р. Штайнера и др. В современных условиях создаются уже воспитательные пространства в ряде регионов России — Белгородской, Владимирской и Орловской областях, Республиках Марий Эл, Чувашии.

Феномен воспитательного пространства признается на федеральном уровне. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» официально предлагается реализация идеи создания «Единых воспитательных пространств».

Воспитательное пространство в современном его понимании — необходимый и эффективный механизм личностного развития дошкольников. Реализует его совместная деятельность детей и взрослых (Григорьев Д.В., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.).

24 стр., 11524 слов

Роль дошкольного образовательного учреждения в образовании и воспитании ребенка

... условия воспитания и обучения детей в ДОУ. Рассмотреть современные модели дошкольного образования в России. Глава 1. Роль ДОУ в образовании и воспитании ребёнка 1 Дошкольный период детства Обычно ... выделяют младший дошкольный возраст (3 - ...

Конечно сама по себе среда не всегда обладант воспитывающим влиянием. Да и вовсе не факт, что и ребенок, находящийся в этой среде, будет осваивать и присваивать её. Педагогизация среды, а также освоение её ребенком как раз и происходят в процессе целей ценностноориентированной встречи педагога и ребенка, их со-бытия в данной среде.

Использование этнической культуры в образовании и воспитании дошкольников, необходимость как можно более раннего и всестороннего приобщения воспитанников к богатствам национальной, общероссийской, мировой культур в современной педагогике не подвергается сомнению. В последние годы проблема этнической культуры в образовательно-воспитательном процессе стала одной из наиболее острых проблем не только научной и практической педагогики, но и всего общества в целом.

Необходимо отметить, что современные этнические общности не имеют столь непререкаемых традиций и стабильной картины мира, как прежде. Многие элементы специфической национальной культуры размываются — интернационализируется хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство. Молодежь в значительной степени оторвана от традиций, поведение предков не рассматривается ею как модель, но, тем не менее, полного разрыва поколений не происходит. Всегда остаются слои культуры, позволяющие осознать свою принадлежность к этнической общности: язык, религия, миф об общих предках, историческая память, богатая подвигами героев или общими страданиями. (167, с. 24)

Несмотря на все инновации, народам, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями.

Происходящее изменение парадигмы образования с предметно-знаниевой на личностно-развивающую требует более пристального внимания к проблемам изучения образования как наследования культуры. Этнос неизбежно включен во всемирную цепь культурных связей. Он не может существовать вне общечеловеческих условий развития, не взаимодействуя со всем спектром поликультурных отношений и традиций. При этом каждый этнос старается не утратить собственного своеобразия и неповторимости, наблюдается рост роли национально-этнического фактора в мировой истории, своеобразный «этнический ренессанс». В этих условиях представляется чрезвычайно важным сделать осмысленный выбор варианта развития российской системы образования вообще и многообразных национальных ДОУ, в частности. (87,с.56).

Усиление этнокультурной направленности содержания общего образования привело к изменению «конфигурации» российского культурно-образовательного пространства в 90-е годы XX в. Принятый в 1992 г. закон РФ «Об образовании» закрепил за каждым субъектом Российской Федерации право на построение содержания образования с учетом национально-культурных особенностей, географии и истории региона (69).

Порадигма развития отечественного образования потребовала учета многообразия факторов и механизмов федерализации и регионолизации и установления новых соотношений с мировыми тенденциями развития. В содержание и профессиональную деятельность педагогов вошло понятие «национально-региональный компонент», включающий в себя содержание обрзования, непосредственно связанное с национальными, региональными социально-культурными факторами. Его освоение может помочь осознанию дошкольниками черт национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой культурой. Понятие НРК трактуется учеными и в узком — «обязательный минимум содержания основной образовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающие особые потребности и интересы отдельного субъекта Российской Федерации», и в широком смысле — «та часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры» (146, с.121, 267, с.11).

6 стр., 2714 слов

Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской ...

... культуры ребенка как основы его любви к Родине. Глава 1. Теоретическая часть 1.1 Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на ... красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре ...

Содержание и технология этнокультурного образования включает в себя три взаимосвязанных звена:

  • первый, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного народа, национальной культуры;

  • второй, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с другими культурами России;

  • третий, позволяющий гражданину России включиться в современные мировые цивилизованные процессы.

Таким образом, цель внедрения этнокультурного образования — формирование у дошкольников системы ценностных ориентаций во взаимосвязи на базе родной, российской и мировой культуры. Это возможно при предоставлении воспитаннику целостных знаний о его месте на земле, в конкретных природных, социально-экономических, общественных и историко-культурных условиях; оказания помощи ребенку в развитии самосознания осуществления самовоспитания, саморегуляции и самореализации. В образовании необходимо было теоретически обосновать сущность этнокультурного образования, технологию его внедрения, разработать в регионах содержание этнокультурного образования. Таким образом, в многонациональной России необходимость введения этнокультурного образования не подвергалась сомнению, так как оно учитывало потребности личности, этноса, государства, мирового сообщества, и в то же время отсутствие технологии его внедрения, недостаточная разработанность в регионах содержания этнокультурного образования замедляла данный процесс. Таким образом – этнокультурное образование – это новая идея, инновация ТВ педагогике, которая несет в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно (по крайней мере, эффективнее, чем раньше) решать задачи воспитания и образования.

Глава 2. Использование элементов этнокультуры в воспитании старших дошкольников.

Этнокультурное образование призвано обеспечить освоение молодым поколением истории, традиций народа, его накопленных веками духовных, нравственно-эстетических ценностей: народной философии, религии, этических традиций, фольклора. Обогащение культурой должно происходить как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное от неё время, досуговое время через различные формы: экскурсии, походы, путешествия, дискуссии, встречи с носителями культуры, участие в проведении праздников и др. Разнообразие форм приобщения к культуре способствует творческому отношению дошкольников к ней.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы и т.д. Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение является фольклор — устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

Различные попытки классификации народной художественной культуры предпринимались еще в конце ХIХ столетия и были непосредственно связаны с дискуссиями о содержании и объеме понятия «фольклор». Так, Дж.-Л. Гомм (249, 149) объединил все виды народной традиции в две основные группы:

1) мифы, сказки, легенды;

2) обычаи, церемонии, действа и верования.

Более разработанную классификацию предложила Ш.-С. Бен. Все виды фольклора она объединила в три основные группы со следующими подразделениями:

I. ВЕРОВАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ, относящиеся к: 1) земле и небу, 2) растительному миру, 3) миру животных, 4) человеческому существованию, 5) вещам, сделанным человеком, 6) душе и потустороннему миру, 7) сверхчеловеческому бытию (боги, божества и т.д.), 8) предзнаменованиям и предсказаниям, 9) искусству магии, 10) болезням и врачеванию.

II. ОБЫЧАИ: 1) общественные и политические институты, 2) обряды

индивидуальной жизни, 3) занятия и производство, 4) календарные

праздники, 5) игры, танцы, спорт и развлечения.

Ш. ПРОЗА, ПЕНИЕ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ: 1) рассказы – а) воспринимаемые как быль, т.е. мифы, легенды, героические сказания и саги и б) для развлечения – сказки во всех их разновидностях, 2) песни и баллады, 3) пословицы и поговорки, 4) пословичные и детские стишки и местные поговорки.

П. Сентив (64, 32) делил фольклор на три большие раздела в соответствии с формами жизни народных классов: а) жизнью материальной, б) жизнью интеллектуальной и в) жизнью социальной.

В первую группу фольклора он включил все виды народной материальной культуры и различные формы производственной деятельности народных масс. Во вторую группу – народный язык, народные знания, народную философию, магические обряды, религиозные верования и предрассудки народных масс, народную эстетику со следующими подразделениями:

1) народное искусство – графика, украшение домашней утвари, одежды, жилища; народная образность; искусство звука – пение и инструментальная музыка:

2) народная литература – загадки, танцы, песни и баллады; сказки, басни и народный театр; народные книги, ритмика и пение.

К третьей группе

Среди всех этих классификаций особого внимания заслуживает система аргентинского фольклориста А. Повиньи (64, 27), основанная на психологическом принципе деления всех видов творческой деятельности народа: а) явления, связанные с интеллектуальной деятельностью, б) явления, относящиеся к области выражения воли, в) явления, относящиеся к области чувства. К фольклору интеллекта исследователь относит формы литературные: басни, сказки, рассказы, легенды, мифы, романсы, – и формы речевые: поговорка, загадка, то, что «народ мыслит». К фольклору чувства, по его мнению, относятся словесные проявления и ритмические искусства, музыка и пение, то, что «народ чувствует». К фольклору воли А. Повиньи относит пластические искусства: пляски и танцы, игры и празднества, а также человеческие взаимоотношения: народные обряды и обычаи, семейные отношения, то, что «народ делает».солодовникова

В этом параграфе мы также более подробно рассмотрим некоторые виды фольклора, имеющего воспитательный и образовательный потенциал.

Миф – это понятие, имеющее три значения:

1) древнее предание, рассказы; 2) мифотворчество, мифологический космогенез; 3) особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное (236, 184).

Мифы развиваются от простого к сложному. Наиболее древние мифы примитивны и просты, ограничены односюжетными структурами и практически не связаны между собой. По мере усложнения человеческой мысли мифы усложнялись, наполнялись новыми смыслами, образуя многослойные повествования.( Солодовникова)

Русский человек всегда стремился к познанию нового, неизведанного. На основе многовековых наблюдений, многократно повторенных несколькими поколениями русских людей, в нашей культуре сохранились замечательные памятники стихийной науки – приметы. На основе наблюдений, сравнений, обобщений, классификаций были созданы приметы на все случаи жизни. Есть приметы, помогающие предсказывать погоду, прогнозирующие урожай, предсказывающие за полгода, год каким будет то или иное время года. Специальный класс примет, суеверий, помогали в воспитании детей, в том числе в умственном воспитании.

Поговорки и пословицы – один из самых популярных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения [30, С.73]. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в народном воспитании и выразил его в форме поучительных афоризмов.

Развиваясь и совершенствуя средства и факторы воспитани, народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. В них, как в капле воды, сконцентрировалась народная мудрость. Причем пословицы и поговорки с одной стороны, и загадки — с другой, несут разные функции в воспитании детей.

Одним из источников изучения жизни народа служат народные афористичные изречения (пословицы, поговорки, присловья и др.), которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Народные афоризмы, предельно короткие по форме и безгранично глубокие по смыслу, охватывают буквально все темы, затрагивая жизненные и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении. Эти фундаментальные начала — познание и нравственность, а также взаимосвязь мира природы и внутреннего мира человека — и определяют доминанту афористического творчества народа.

Использование в повседневной речи малых фольклорных форм, в частности пословиц и поговорок, придает ей образность, яркость, выразительность, тот особый колорит, который делает речь экспрессивной, действенной, весомой.

В.И. Даль писал: «Пословица — коротенькая притча; это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности. Полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки», которая есть «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это — одна первая половина пословицы» [4,21,23]. Пословица — изречение иносказательное, т.е. в ней заложен по большей части двойной, а иногда и больший смысл, понимать ее зачастую можно двояко — в прямом и переносном смысле. Поговорка, в отличие от пословицы, это не полное суждение, а часть его, намекающая на целое: чужими руками жар загребать (от пословицы — Чужими руками жар загребать легко).

Цель пословицы — предостерегать или учить нас; цель поговорки — только живописать какое-нибудь действие (например, упал как снег на голову) [5, 1-И].

Практика показала, что педагогический потенциал народной афористики, которая характеризуется устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь, можно широко использовать в учебно-воспитательной работе современного ДОУ. Благодаря своей глубокой философской обобщенности и художественной ценности мир народных пословиц, а шире — фольклора может и сейчас решать практические, нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и злом и т.д.), т.е. формировать моральные убеждения, чувства и привычки в соответствии с определенными нравственными принципами.

Пословицы и поговорки дают богатейший материал для изучения истории, быта, нравов народов, они также представляют собой своеобразный кодекс тех этических норм, которым должен следовать всякий человек.

В форме пословиц и поговорок народной педагогикой разработана система правил-наставлений, являвшаяся устным учебником нравственного воспитания. У В.И. Даля представлен свод этих народнопоэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет»; «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Есть афористические изречения, нацеливающие детей на осознание материнского труда, любовь к ней, преданность и благодарность. В народе говорят: «Кто почитал мать, того почитали все» (чеченская); «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на ладони, — и то не оплатишь ей добром за добро, трудом за труды» (чувашская) и др. Немало произведений народного творчества посвящены воспитанию детей: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил» (русская); «Детей наказывают стыдом, а не кнутом» (русская); «Ветку гнут, пока она сыра, ребенка воспитывают, пока он мал» (адыгейская); «Детям не порча игрушка, а порча — худая прислужка» (т.е. неуместное потворство, баловство) (русская) и др.

Педагоги могут использовать афористические изречения в качестве методов воспитания: убеждения («Знание ста языков что сто умов» (осетинская), намека («Других не суди, на себя погляди» (русская), разъяснения («Как аукнется, так и откликнется» (русская), пожелания («Повторение — мать учения» (русская), просьбы («Не в службу, а в дружбу…» (русская), совета («Себя утруждать не бойся, страшись забыть о помощи других» (бурятская), одобрения («Мир не без добрых людей» (русская), упрека («Кто за малое не поблагодарит, тот и за большое спасибо не скажет» (адыгейская) и т.д. Меткое применение пословицы может помочь исправлению недостатков, они бичуют зло и возвышают достоинства человека.

Народные афоризмы могут стать девизом группы, мероприятия, физкультурных соревнований, недели и т.п., что может стать хорошей групповой традицией.

Пословицы и поговорки представляют собой систему норм и правил, регламентирующих поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они могут быть выражены в форме запретов, иронии, иносказаний, похвалы и т.д. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они уместно, умно, умело. Пословица в какой-то конкретной ситуации – вывод, в другой – гипотеза, ставящая новые проблемы. Педагогическая ценность пословиц выясняется проникновением в их смысл, требующий проникновения в их глубину.

Важнейшим источником народной педагогики, способствующим умственному воспитанию детей, являются загадки. Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Известный фольклорист В.И. Чичеров определяет загадку как «иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» [169]

Одним из главных элементов русского народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь — от рождения до смерти — в труде, на празднике, в быту. Песни – более сложный жанр народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. В песнях, как и в других видах творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребенка, условиям жизни, семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер и могла быть использована в формировании тех или иных качеств ребенка, подростка, взрослого человека.

Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие ее музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения, в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте возможно самое разное использование песни — от ее разучивания и исполнения до анализа содержания, музыки и настроения. Традиционно главное значение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Но народные песни способны к развитию других сторон личности, в частности умственному развитию, т.е. являются комплексным источником народного воспитания.

В задачи народной песни как источника народной педагогики входит хранение информации, посредничество между участниками педагогического процесса при передаче информации. Музыкальный материал как средство учения характеризуется тем, что оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу дошкольников, способствуя извлечению нужного материала из подсознания, более качественному усвоению изучаемого. Положительное влияние музыки на эмоционально-мотивационную сторону познавательной деятельности учащихся отмечают В.Ф. Аитов [2], Г.Б. Вершинина [27], Т. Рокитянская [134], И.А. Синельникова [141] и др.

Сказка является универсальным источником народного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Передовые русские педагоги

всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении

народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования

в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках народность, их

национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом

стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения [17].

Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности [44].

Сказки русского народа К.Д. Ушинский называл первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» [160, С.214]. Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения.

После колыбельных песен сказка, пожалуй, становится самым интересным материалом для ребенка. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

В сатирических сказках народ высмеивал безделие, желание легко получить жизненные блага, «без труда не вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба.

Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делывается» и др. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, идеал ребенка (мальчика или девочки).

Таким образом, первый воспитательный аспект сказки — это ее содержание.

По педагогическим функциям М.Н. Мельников выделяет три группы

сказок: 1) сказки взрослых для детей; 2) ассимилированные детьми сказки

взрослых; 3) сказочные импровизации детей. Каждая из выделенных групп

имеет большое воспитательное значение на определенном возрастном этапе

[92, С.69].

К первой группе относятся сказки, специально созданные для детей. При их создании учитывались как познавательные возможности детей, так и круг их интересов, детская любовь к повторам, требование предельной ясности и динамики сюжета, конкретных и близких детям образов («Репка», «Теремок», «Зимовье зверей»).

Эти сказки при правильной педагогической организации восприятия закрепляют навыки счета, формируют причинное мышление. Для этого детям по ходу чтения сказки полезно задавать вопросы о причинах того или иного поведения героев, развития сюжета и т.п. Сказка взрослых постепенно приспосабливалась к детской среде.

Вторую группу детских сказок составляют произведения, записанные от сказочников-детей. На основе сюжета любимой сказки дети сочиняют собственное произведение, которое соответствует из запросам и фантазиям, их пониманию волшебства и чуда («Заяц -хваста», «Кривая уточка», «Лесная хата»).

Эти сказки способствуют развитию воображения, фантазии, творчества.

Третью группу представляют сказки-импровизации. Мотивы традиционных волшебных сказок как бы накладываются на картины повседневной жизни. Другим приемом является создание сказок-импровизаций «по готовой модели». В таком случае все традиционно, приносятся лишь иные персонажи, иное художественное время. Герои подобных сказок иногда обретают зримые черты наших современников, могут действовать в наши дни, в современном городе.

Сказки-импровизации – это произведения, которые создают дети под сильным впечатлением увиденного или услышанного. Такие сказки наиболее присущи современным детям: они помогают лучше понять внутренний мир ребенка, т.е. выполняют диагностическую функцию. Эти сказки развивают воображение и речь детей, способствуют становлению логического и творческого мышления.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной фонетически чистой речи; считалки (элемент игры), используемые для выбора ведущего игры или ведомого, либо партнера по игре; зазывалки (тип песенок), формирующие у детей положительное отношение к природе.

Небылички применяются для воспитания находчивости, внимательности, сообразительности и критичности ума ребенка, потому что в них обычно даются несуществующие в мире связи, характеристики отдельных предметов и явлений.

Игра в жизни ребенка занимает исключительное положение. Для взрослого человека игра – это отдых от серьезных дел, от труда, не лишенное удовольствий времяпрепровождение. Дети начинают играть в ранний колыбельный период, что является вначале выражением физиологических потребностей и побуждений. Со временем игра становится главным занятием ребенка, приобретает социальные черты и представляет собой «горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развивается дух и тело ребенка, насаждаются в нем знание и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности в жизни» [92, с. 104].

На протяжении тысячелетий игры были незаменимым средством физической, военной и умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания. Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранении. Без преувеличения можно сказать, что детские игры – одно из величайших достижений народного педагогического гения [92, С.106]. Они являются эффективным средством формирования личности ребенка, его моральноволевых качеств, в игре реализуется потребность в познании окружающего мира и самого себя. Калинина

Важное место в воспитании дошкольников занимают праздники, ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания, рассмотренные выше: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность и др. Особое место среди них занимают народные праздники. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

Основным принципом воспитания и обучения в народной педагогике является обязательное раннее включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую, сохранение и использование природы и других факторов окружающей среды) вместе со взрослыми.

Традиции, обряды и обычаи являются эффективными регуляторами социального поведения и отражают психологический облик конкретного народа. Под традициями понимается социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах длительное время. По определению из энциклопедии, традиции – наиболее устойчивая, стереотипная часть культуры, противопоставленная новациям. Однако это противопоставление относительно. В процессе взаимодействия традиций и новаций множественные традиции не отмирают, а видоизменяются, принимая вид новаций, тогда как множественные новации становятся традициями. (диссер. По образован)

В процессе воспитания и обучения детей народная педагогика всегда придавала большое значение использованию различных видов искусства: лубочных картинок, различных видов расписных игрушек (дымковской, хохломской, гжельской и др.); расписных бытовых предметов, используемых в повседневной жизни (ложек, деревянной и глиняной посуды, жостовских подносов, резных прялок и т.д.).

Большое место занимала вышивка различными видами нити, бисером и стеклярусом, плетение, вязание, ткачество и т.д.

Украшая свой быт, труд и игру ребенка, человек старался привить любовь к прекрасному, развить художественный вкус детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы этнокультурному воспитанию дошкольников уделяют большое внимание не только общеобразовательные ДОУ, но учреждения дополнительного образования, культуры, административные органы власти. Однако в широкой практике приобщение дошкольников к национальной культуре не находит достойного отражения, отсутствуют условия для более глубокого ознакомления воспитанников с различными компонентами национальной культуры в учебных заведениях.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать заключение, что теоретические и опытно-экспериментальные задачи были решены, выдвинутая гипотеза получила подтверждение, что стало основанием для следующих выводов.

В ходе исследования даны научные представления о сущности этнокультурной компетентности и специфике организации воспитательного пространства ДОУ с этнокультурной направленностью, насыщения содержания образования этнокультурным компонентом.

Этнокультурный компонент в содержании обучения и воспитания и методике преподавания — это включенность в учебно-воспитательный процесс отечественных (национальных) культурных традиций.

С целью выявления эффективных педагогических условий для формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников был проведен анализ существующих трактовок понятий «этнокультура» и «компетентность» с целью выявления структуры, содержания и функционального назначения этнокультурной компетентности.

Установлено, что понятие «этнокультурная компетентность» означает владение компетенцией — знаниями, умениями и навыками деятельности с учетом этнокультурного компонента, выражающегося в эволюционно-генетических и эволюционно-исторических основах своего и инонационального самосознания.

Рассмотрев современные подходы к понятиям «этнос», «культура», «этнокультурная компетентность», мы пришли к выводу, что содержание образования, направленное на формирование этнокультурной компетентности включает в себя три взаимосвязанных компонента:

  1. обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции;

  2. создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся культурным окружением;

  3. обеспечивающий включение личности в современные мировые общецивилизационные процессы.

Целью этнокультурного образования является формирование ценностных ориентаций у дошкольников на основе этнокультурных представлений, формирование этнокультурной компетентности воспитанников ДОУ, способствующих самоидентификации и толерантности к другим народам. Содержание этнокультурного образования предстает как система знаний, национально-культурных и социально исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа и его культуры, а также понимание этнокультурных достижений других народов, умения и навыки их использования в жизнедеятельности.

Обсуждая содержательную сторону этнокультурного образования, современные исследователи заостряют внимание на следующих его компонентах, являющихся, на наш взгляд, важными условиями для формирования этнокультурной компетентности дошкольников:

1)содержание включает в себя стройную систему этнической материальной и духовной культуры, являющейся основой воспитания дошкольников как носителей культуры;

2)активное использование передовых традиций, методов и приемов народного воспитания, обеспечивающих рациональные условия для совершенствования педагогического процесса и способствующие воспитанию дошкольников в народных идеалах совершенного человека;

3)педагогическая деятельность строится на основе методического использования народной философии, на основе привлечения методического богатства народной педагогики, духовных ресурсов традиционной культуры в целом.

В ходе теоретического исследования педагогической литературы по проблеме исследования, а также практического ознакомления с педагогическим опытом базовой ДОУ в формировании этнокультурной компетентности старших дошкольников нами были разработаны следующие ее структурные компоненты: знаниевый, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный.

Проверка опытно-экспериментальным путем эффективности педагогических условий формирования этнокультурной компетентности старшего дошкольника в воспитательном пространстве ДОУ показала, что объективно существует положительная динамика формирования компонентов этнокультурной компетентности старших дошкольников в условиях образовательного учреждения при выполнении предложенных педагогических условий.

В своей работе мы рассматривали следующие

  1. адекватность этнокультурного материала содержанию базового компонента начального образования;

  2. доступность его восприятию воспитанникам данной возрастной группы;

  3. учет интересов и желаний воспитанников в изучении родной культуры;

  4. узнавание элементов национальной культуры по его специфическим признакам;

  5. мера сочетания базового познавательного материала с этнокультурным компонентом;

6)использование средств национальной культуры, доступных восприятию старших дошкольников.

Экспериментальная проверка вышеназванных педагогических условий позволила выявить позитивную динамику формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников в экспериментальной группе.

Мы выяснили, что воспитание

Таким образом, сформулированные нами цели исследования выполнены, экспериментально проверены педагогические условия формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников в воспитательном пространстве ДОУ. В то же время нельзя считать проблему формирования этнокультурной компетентности полностью исчерпанной. Требуют дальнейшего исследования многие стороны формирования этнокультурной компетентности, в частности, изучение путей взаимосвязи учреждений культуры города и ДОУ в вопросах формирования этнокультурной компетентности, а также изучение условий ее формирования в дошкольном образовании, что в свою очередь могло бы послужить основой для создания целостной модели формирования этнокультурной компетентности в воспитательном пространстве общеобразовательного ДОУ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/doshkolnyiy-uroven-etnohudojestvennogo-obrazovaniya/

Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности //Этика и мораль в соврем. Мире. /Вестн. Моск. ун-та., Философия. 2001. — Сер. 7. — №1; 55

Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. — М: Изд-во МГИК. — 1992. — 237с.

Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации// Начальная школа . 2009. — №3. — С.86-92.

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1979

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 672с.

Бромлей Ю.В. Этнос и география. — М., 1972.

Вазина К.Я. Модель саморазвития человека: концепция, технология / К.Я. Вазина. — Н.Новгород: Изд-во ВГПИПИ, 1999.- 255 с.

Воспитательное пространство как объект педагогического исследования/ Под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. 248 с

Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Дывыдова. М.: Педагогика-Пресс,1999. 536 с.

Гончарова Н

Государственные и образовательные стандарты в системе обьщего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжикова. — М., 2002. — С.63.

Дудник Н.Н. Воспитательное пространство и современная школа .Воспитательное пространство: проблемы, поиски, решения. — Белгород; Москва; Чебоксары: Центр «Интеллект», 2009. — 249 с.

Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология ысшейДОУ. Минск, 1981.

Закон Российской Федерации об образовании. — М.: МП «Новая школа», 1992

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

Зимняя И . А . Ключевые компетентности как результативно целевая основа

компетентностного подхода в образовании

Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. — №5.

Зимняя И.А.

Каган М.С. Философия культуры. — Спб., 1996

Калашников А.Г. Избранные труды. М., 1990.

Коган Л.Н. Человеческий смысл естественных и технических наук/ Л.Н. Коган// Известия Уральского государственного университета, 1997. — №5

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд. — М.: Академический проспект, 2001

Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: Высшая школа. 1990. — 142с.

Крылова О.А. Этнокультурныйкомпонент в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника.духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. — 348 с.

Крысин Л

Кудаев М.Р. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: основы теории и практики реализации / М.Р. Кудряева, З.К. Дахужаева. — Майкоп, 2004. — 56 с

Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма) / Авт. В.М. Межуев. — М.: Политиздат, 1977

Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Спб, 1995, вып.1, ч.1, с.48-61

Ладенко И.С., Степанов С.Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности. //Изд-во ИИФиФ СО ЛН СССР. Новосибирск. 1990. — 51с.

Левитская И.В. Гуманитарное знание как социокультурное явление: Дисс…канд. философс. наук. Основы законодательства о культуре. — Самара,1988

Межуев Б.В. Затерянный след («Проблемы идеализма» в новом историческом контексте)// Политические исследования. БИБЛИООБЗОР, 2002. — №6.

Мягкова И.В. О моделировании компетенций/Конференция «Настоящее и будущее НЛП-моделирования в России». — Библиотека NLP «Центра НЛП» (Нейро-Лингвистическое Программирование) В Образовании». — М., 2006.

Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. No 8)

Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. (англ. 1984)/

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 /Гл. ред. В.В. Давыдов. Редкол.: Э.Д. Днепров (зам.гл.ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608с.

Сахарова

образовательной парадигме