Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Тема курсовой работы актуальна, так как приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, это важно для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя обучающихся с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем

их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Объект исследования: учебно-воспитательная работа учителя по формированию нравственной культуры младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики.

Цель курсовой работы: проанализировать возможности традиций народной педагогики в воспитании нравственной культуры младших школьников

19 стр., 9262 слов

Физическое воспитание во взаимосвязи с нравственным воспитанием ...

... быть реализованы в том случае, если при осуществлении физического воспитания будет проявляться забота о здоровье занимающихся[3,256c] 1.3 Взаимосвязь нравственного и физического воспитания Нравственное развитие С поступлением ребёнка в школу в его жизни ...

Задачи:

  • рассмотреть понятие народной педагогики, нравственного воспитания;
  • проанализировать основные средства воспитания в народные педагогики;
  • выделить особенности нравственной культуры личности младших школьников на современном этапе;

— рассмотреть содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственной культуры личности младших школьников.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами (теоретической и практической), заключением, списком использованных источников в количестве 30.

Во введении дано краткое обоснование исследуемой проблемы, целей, задач, методов и направлений разработки избранной темы, а также дан анализ источников, показывающих степень разработанности проблемы в теории и практике.

В первой главе основной части, которая носит общетеоретический (методологический) характер, на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность и значение нравственного воспитания посредством народной педагогики младших школьников.

Вторая глава — (практическая) посвящается практическим аспектам нравственного воспитания младших школьников посредством народной педагогики.

В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы по всем разделам.

1. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа

1.1 Понятие и основное содержание народной педагогики

Термин «народная педагогика» ввел в научный оборот К.Д Ушинский еще в прошлом столетии. Народная педагогика изучает процесс взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времен возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей. Народная педагогика проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском фольклоре и во многих других элементах народной жизни [1, c .135].

Осознавая воспитание как важнейшую функцию старшего поколения, развития семейных традиций, ремесел, выживания рода, народ по крупицам собирал опыт каждой семьи, каждого селения. Этот опыт в течение многих поколений, обобщался народными сказителями в пословицах, сказках, былинах, песнях, обрядах и таким образом предавался потомкам. Новые поколения уточняли, дополняли педагогические заповеди предков, развивали их.

В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. Она неоднородна, поскольку наряду с величайшими достижениями педагогики в ней сохранились предубеждения, предвзятости, предрассудки и суеверия, уходящие корнями в седую патриархально-родовую древность. Такая неоднородность объясняется также историческими условиями жизни народов, неравномерностью их культурного развития [2, c .124].

Не только предметы ухода за детьми, предметы, содействующие воспитанию, но и само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Каждому человеку свойственна инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь порождает стихийный элемент в народном воспитании.

9 стр., 4452 слов

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников

... выбор темы «Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников». Объект исследования - патриотическое воспитание Предмет - воспитание у старших дошкольников любви к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания. Цель работы - определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников. ...

Любовь к детям может рассматриваться не только как сугубо личное чувство, но также как принадлежность большой и малой семьи, рода, племени, народности, народа и страны. Понятие о народной педагогике может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании [3, c .456].

Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники.

Первичными элементами народной педагогики были –примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»).

Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще наук, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость- начатки теории. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались тысячи раз.

Семья, семейная жизнь считалась на Руси естественной формой существования человека. Каждый взрослый здоровый человек, если он не монах, имел свою семью. Не иметь семьи и мужа в годах считалось противоестественным. О тех, кто не обременял себя семейными узами, говорили: «Ни роду – ни племени». Полноценной считалась многодетная

семья [ 4 , c .352].

С раннего возраста начинали воспитывать потребность в труде, формировали необходимые навыки. Среди игрушек преобладали игрушечные орудия труда, макеты повозок, каталки, коляски, предметы домашнего обихода. Глиняные игрушки часто изображали домашних птиц и животных. Крестьянский труд был сопряжен со значительными физическими нагрузками. Пользовались уважением физически сильные люди, которым любой труд был по плечу. Детям ставили их в пример, стимулировали физическое развитие увлекательными играми и забавами.

Нравственность, мораль, отношение к людям, к труду, к Родине всегда были в центре внимания народного воспитания. Почти в каждом уезде, волости делали уникальные игрушки, имели свой стиль вышивки, культивировались собственные промыслы. Вещь, изготовленную в родном краю, узнавали на чужбине. Это рождало чувство гордости за свой край, уважение, любовь к родной стороне. В лихую годину эти чувства заставляли простых крестьян становиться на защиту родной земли. Любовь к Родине, ненависть к ее врагам, смелость, мужество, стойкость воспитывали в детях исторические предания, песни, былины, герои которых боролись с врагами земли русской [5, c .267].

Любовь к людям, уважение к старшим воспитывал жизненный уклад крестьянской семьи. Основой ее жизни был труд на пользу всех её членов. Ругань, корысть, зависть считались грехом и были невыгодны для экономики семьи. В крепкой семье было старшее поколение, их уважали и слушались, считались с их мнением.

3 стр., 1258 слов

Народная педагогика

... педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту ... бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, ...

Гуманизм, милосердие воспитывало в детях отношение к обездоленным. Приютить странника, подать нищему, накормить солдата считалось нравственной обязанностью. Калеки и убогие особенно почитались в народе. Их кормили, одевали всем миром. Одним из объектов внимания народной педагогики была социальная сфера. Традиционно на Руси наиболее важные

вопросы решались «миром» на общем сходе всех жителей села. Сельская община выступала регулятором жизни, поведения сельчан. Особое влияние на взгляды и поведения крестьян оказывало общественное мнение, формировавшееся в процессе труда и отдыха повседневной жизни. Центром сосредоточения общественного мнения являлся сход. Наиболее активную поддержку на нем получали представители старшего поколения. Старики на сходках занимали почетные места. Их нельзя было перебивать, когда они говорили [ 6, c.127 ].

Все народное искусство воспитывало гордость, уважение к своему народу, формировало национальное достоинство, не позволяющее порочить свою нацию, народ, что «способствовало воспитанию ответственного перед народом, перед Родиной за свое доброе имя, а перед другими народами за доброе имя своего народа». Так развивалось чувство национального самосознания, создавались условия для межнационального сближения. Нет в русском фольклоре произведений, нет народных традиций, обрядов, унижающих достоинство какой-либо нации.

Русская народная педагогика развивается с помощью фольклора, традиций, обрядов, прикладного искусства, всего уклада жизни формировала русского человека гуманным, трудолюбивым, мастеровым [7, c .358].

Таким образом, народная педагогика формирует педагогическую культура народа, дает ребенку и его родителям полезные советы, рекомендует разнообразные средства и приемы воспитания и организации досуга, знакомила с принятыми нормами поведения в различных ситуациях.

1.2 Средства народной педагогики, К средствам воспитания относятся пословицы, поговорки, песни, танцы, сказки.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Патриотизм – это прежде всего любовь к родной природе. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый фактор, многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в современной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе [8, c .223].

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое происходит стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, способностях человека.

10 стр., 4643 слов

Роль народного художественного творчества в воспитании личности

... культура является оплодотворяющей силой как для профессиональных, так и для различных форм самодеятельного искусства. Цель работы - выявить роль народного художественного творчества в воспитании личности. Задачи работы: охарактеризовать понятие личности и воспитания; ... процессов развития личности лежат постулаты поведения личности в обществе. П. Жане выявил семь видов поведения. Наличие постоянной ...

Слово — величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово – божественно. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, загадки, пословицы, назидания, притчи, сказки. Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны. Безграничная сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего – родного

слова, родного языка [

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, народа – вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

В народе общение невероятно богато и многообразно. Общение – высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В специфике общения проявляется национальный характер.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человека. В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны. Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, ибо человечество – единый космический этнос [10, c .304].

Традиции как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими условиями.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: образовательные, производственные, эстетические, нравственные. В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. «Конечной

целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идей, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями – педагогическими» [11, 135].

7 стр., 3301 слов

Патриотическое воспитание детей

... – средство художественного слова, литературы. Цель работы – изучить патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. 1. Современное патриотическое воспитание Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь ...

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания [12, c .164].

Таким образом, можно сделать вывод, что народная педагогика, используя разнообразные средства направлена на формирование и развитие нравственной культуры личности младшего школьника.

2. Нравственная культура личности как педагогическая задача

2.1 Особенности нравственной культуры личности младших школьников на современном этапе

Личность это характеристика человека в целом, она про­является во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н.Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный под­ход [13].

И наоборот, личностный подход есть одновременно и дея­тельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется веду­щими мотивами деятельности, поведения.

Нравственное воспитание — это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности –освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств [14, c .296]:

  • отношение к родине, стране, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм);
  • отношение к людям (демократизм, коллективизм);
  • отношение к труду (трудолюбие);

— отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость).

11 стр., 5422 слов

Роль нравственного воспитания в развитии личности

... основ общества. Этому поможет нравственное воспитание. В данной работе будут рассмотрены проблемы нравственного воспитания, роль нравственного воспитания в развитии личности, понятие морали и нравственности. 1. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии ...

Методологической основой нравственного воспитания является этика — отрасль философии, изучающая мораль. Мораль – форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Нравственная воспитанность – общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности [15, c.205].

Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения – синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми).

Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе; формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности учащихся, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений образования.

Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются [16,

  • развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);

— развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;

  • сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.

Рассмотрев характеристики нравственного воспитания младшего школьного возраста, перейдем непосредственно к особенностям морального воспитания учащихся начальной школы.

Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей, как уже было сказано, становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем. Важность новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса [17, c.568].

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

11 стр., 5151 слов

Педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка

... как предмет воспитания. Именно поэтому объектом нашего исследования будет являться процесс воспитания детей, основанный на методических советах К. Д. Ушинского. предметом методологическую основу Почти все они рассматривали человека как предмет воспитания и обучения. педагог ребенок ...

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [18, c .285].

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы,

поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость [19, c.158].

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств

Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия — способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.

Сочувствие — устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого.

С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его чувства и далее — на реакцию на жизненную ситуацию в целом [20, c .364]. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы

других, их потребности, представленные переживаниях. Для развития

эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение [21, c.369].

15 стр., 7159 слов

Воспитание личности младшего школьника в коллективе

... Воспитание личности зависит от коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Проблема общения младших школьников в коллективе очень актуальна. Дети ... В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном ...

Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.

Большое значение для понимания сущности работы с детьми имеет позиция А.Н. Леонтьева: личность тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей

деятельности [

Именно по тому, как адаптируется ребенок к общественным нормам жизни, мы судим о его психическом здоровье, о том, живет ли он в согласии с самим собой. Условия жизни, позволяющие ребенку успешно осваивать опыт человеческого бытия, обеспечивают развитие психической зрелости, то есть готовности контролировать свои желания и чувства.

Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не может быть высокой, но она — важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений [23, c .469].

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.

Слово учителя — своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали [24].

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения [25].

Здесь мы подходим к вопросу о значимости единства трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах.

Первое — это возможность развития каждого из них на основе двух других. Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т.е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное.

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, и морально- нравственных норм,

существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению.

Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе — это, прежде всего, формирование нравственной личности.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня [26]:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый.

На 3 уровне (к 12-14 годам) осваивается принцип : «Помогай окружающим людям!»

У младших школьников может существовать противоречие между

знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета,

правил хорошего тона, общения).

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках . И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования.

В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом возрасте [27, c .157].

Итак, можно сделать вывод, что в содержании начального обучения и воспитания детей, определяющее значение имеет методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Одна из задач нравственного воспитания школы — правильно организовать деятельность ребёнка.

2.2 Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственной культуры личности младших школьников

Нравственное развитие личности — это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.

Факторами становления опыта нравственного поведения ребенка являются семья, среда его развития, учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении [28, c.307].

Школа — одно из основных условий формирования нравственной культуры. Несомненно, основы морали закладываются в семье, но школа предоставляет уникальные возможности для систематичного и целенаправленного воздействия на личность.

Выделила частные направления по формированию нравственной культуры младшего школьника:

  • формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений.

  • организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога, предметное окружение).

  • организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.

Учитывая эти три главных направления в воспитательной работе, для целостного формирования нравственной культуры личности следует уделять внимание формированию следующих видов нравственных отношений:

К людям и обществу: прививая положительные отношения к людям и

обществу, мы воспитываем активную социальную позицию личности, ориентируем детей в социальной жизни, обогащаем их нравственно-общественный опыт.

В этом воспитательном процессе формируются уважительные отношения к окружающим людям, привязанность к семье, школе. Также формируются представления о явлениях общественной жизни, помогающие ориентироваться в ней, правильно понимать и оценивать происходящие события.

К Родине: в процессе освоения положительных отношений к Родине у детей формируются нравственные качества гражданина: любовь к Отечеству, забота о его благе, преданность своему народу, мы побуждаем детей анализировать, оценивать явления, события, поступки людей, соотносить их с собственными отношениями и поступками.

К труду: роль труда велика в нравственном развитии детей, прежде всего в воспитании привычки заботиться о других. В процессе трудовой деятельности происходит интенсивная социализация детей, а также развиваются их индивидуальные качества.

К самому себе: школьник осмысливает себя, свои связи с миром, такие, как «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество», «Я и мои близкие», «Я и природа».

Формы по выработке этих отношений у школьников могут быть самыми разнообразными, даже интегрированными: общественные праздники, экскурсии по памятным историческим местам, экскурсии в природу, поэтические конкурсы, устные журналы, путешествия и т.д.

Осознание педагогами значимости каждодневных позитивных эмоциональных состояний для становления нравственной сферы растущего человека и создание возможностей для таких переживаний — необходимое условие обеспечения системности в процессе формирования нравственных отношений школьников [29, c .242].

Воздействие, оказываемое в процессе нравственного воспитания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Поэтому и логика такого воздействия будет иная: не

логика долженствования, а логика увлечения, воодушевления, заинтересованности. Младший школьник живет эмоциями. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.

Формирование эмоциональных чувств происходит в процессе реальной жизнедеятельности ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми, а также при выполнении им своих обязанностей, вытекающих из ведущего вида деятельности – учебы [30, c .235].

Учитывая это, важно организовывать такие формы работы с младшими школьниками, которые в нужной мере могут повлиять на их эмоциональную сферу. Примерами таких форм являются: творческие и ролевые игры («Журналист на улице», «Тайный друг», «Навестим больного», «Опоздал на урок», и др.);чтение сказок и рассказов («О неблагодарности», «Старик и яблоня», «Бабушкины руки», «Навестили», различные народные сказки и др.);решение ситуаций нравственного выбора («Мама пришла уставшая с работы, ребенок должен помочь или идти срочно гулять, т.к. его только что позвали друзья?», «Класс идет к шестилеткам помочь подготовить открытки ко дню 8 Марта, вы бы помогали добросовестно на радость их матерям или чтобы побыстрее освободиться?»); различные операции («Сувенир», «Праздник школы», «День учителя») и множество других интересных форм.

Таким образом, работа в аспекте формирования нравственной культуры личности у младших школьников будет осуществляться успешно, если эта работа проводится педагогом систематично и целенаправленно. В этих целях им продумана и организовывается на практике система воспитательных дел, включающая беседы, классные часы, праздники, уроки нравственности, чтение литературных произведений, особенно сказок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги — ученые. Но и сейчас она актуальна.

Анализируя возможности, содержание и средства нравственного воспитания младших школьников, изучив психолого-педагогическую литературу, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыв особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучив методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, пришли к следующим выводам:

Нравственное воспитание — целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — порождаемое ею нравственно — чувственное переживание — нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул — поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким людям.

Младший школьный возраст — этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом

деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.

Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по — разному относятся к различным средствам воспитания. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.

Таким образом, именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogicheskie-traditsii-i-ih-mesto-v-duhovnoy-kulture-naroda/

  1. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальной школе. / М.: Просвещение, 2014. –208 c .

  2. Кондрашин, А. И. Глоссарий терминов. / 2013. – 191 c .

  3. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств. / М.: Знание, 2013. – 543 c .

  4. Гилязов, Г. Д. Традиции народной педагогики в действии. / Воспитание школьников. 2015. № 6. – 378 c .

  5. Макарцева, Н. Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. / Педагогика. 2014. № 1. – 365 c .

  6. Богданова, О. С. Содержание и методика этнических бесед с младшими школьниками / Калинина О.Д. – М.: Просвещение. М.: 2016. –160 c .

  7. Крайг, О. Г. Психология развития. / О.Г. Крайг — СПб.: Питер, 2015. – 458 c .

  8. Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 2014. – 346 c .

  9. Куреленко, Т. М. Воспитание нравственности. Задачи и упражнения. // М., Просвещение, 2014. – 210 c .

  10. Холотова, А. В. Нравственное воспитание младших школьников. // Начальная школа. 2013. № 5. – 476 c .

  11. Волков, Г. Н. Этнопедагогические заметки. / Педагогика. 2016. № 9. – 658 c .

  12. Владос, Р. С. Психология. В трех книгах. Кн.1.: Общие основы психологии. / 2014. –203 c .

  13. Тишанкова, Е. В. Воспитательный потенциал народной педагогики. // Электрон, б-ки. 2014.

(дата обращения: 02.02.2018).

  1. Шабаева, М.Ф. История педагогики. / М.Ф. Шабаева – М.: Просвещение, 2013. – 376 c .

  2. Колесов, Д. В. Психологические основания нравственности. / Педагогика. 2014. № 4. – 235 c .

  3. Волков, Б. С. Психология младшего школьника. / М.: Альма Матер, 2014. – 295 c .

  4. Колесникова, И. А. Воспитание человеческих качеств. / Педагогика. 2013. № 7. – 645 c .

  5. Батурина, О. Г. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. // Педагогика. 2015 – № 3. – 367 c .

  6. Голубев, Н.К. Введение в диагностику воспитания / Битинас, Б. П. // М.: Просвещение, 2015. – 264 c .

  7. Сухомлинский, В.А. // Избранные педагогические сочинения. — М., 2014. – 388 с.

  8. Губанова, Е. Н. От чистого истока. Реализация идей народной педагогики в развитии творческой активности будущего учителя / Максименко, Н. В. // Начальная школа. 2014 № 6. – 479 c .

  9. Орлова, А. П. Проблемы народной педагогики / О. В. Щербаков // Советская педагогика. 2013. № 1. – 3 55 c .

  10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание — М: 2014. – 546 с.

  11. Табуева, С. В. / Народная педагогика и ее воспитательные возможности. // Электрон, б-ки. 2014.

(дата обращения: 06.02.2018).

  1. Белоглазова, Е.В. / Нравственное воспитание младших школьников. // Электрон, б-ки. 2015.

URL

(дата обращения: 15.02.2018).

  1. Лихачев, Б. Т. Учебник педагогика. / Электрон, б-ки. 2015.

pitaniya.html (дата обращения 12.01.2018).

  1. Руденко, Ю. Д. Народная педагогика. / Педагогика. 2015. № 2. –294.

  2. Рахимов,А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. / Классный руководитель. 2013. №6. – 326 c .

  3. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. — М.: Просвещение, 2015. – 346 c .

  4. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2013. – 278 с.