В наши дни за помощью психотерапевта обращаются многие родители. Зачастую обращение бывает очень поздним, а как нам известно, чем позднее начинается терапия с ребенком, тем она бывает тяжелее. Работа с детьми предполагает тонкий, чуткий подход. Вся жизнь ребенка сводится к получению им желаемого, того, в чем он нуждается. И порой способы его получения являются устаревшими, или неадекватными ситуациями.
Когда ребенок здоров психологически, он осуществляет свои желания через контакт с окружением (родители, учителя, воспитатели и т.д.).
При работе с детьми, в первую очередь психотерапевт устанавливает положительный, доверительный контакт с ребенком. Но, к сожалению, когда контакт с окружающими у ребенка нарушен это мешает ему осуществлять свои желания, реализовывать свои потребности.
Именно через психотерапевтическое воздействие ребенка со взрослым, где много творчества, импровизации, экспрессии, создаются такие условия, благодаря которым ребенок может раскрыть свой внутренний мир, научиться управлять своим поведением, принимать решения и быть ответственным за свой выбор.
Тем, кто работает с детьми, никогда не стоит забывать эпиграф: «Вернись к своим истокам и вновь ребенком стань». Умение вернуться к «ребенку в нас» — поистине бесценное качество. Это происходит, когда мы оживляем свои счастливые детские воспоминания и забавные фантазии или наблюдаем за детьми, играющими в парке, в песочнице, во дворе. Это помогает нам заново припомнить особенности детской непосредственности восприятия и использовать их как важный терапевтический инструмент.
Целью курсовой работы является:, Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия «психотерапия» с точки зрения разных исследователей;
- Описать виды и методы психотерапевтической работы с детьми;
- Описать метод игротерапии, его принципы и структуру;
- Описать метод драматерапии, его задачи и этапы;
Описать метод куклотерапии
Описать метод песочной терапии
В структуру курсовой работы входят 3 главы, после каждой из них есть выводы.
1. История создания психотерапии для детей.
Существует множество трактовок понятию «психотерапия». Различия в определениях связаны с тем, что каждый по своему воспринимает цели психотерапии, переработку информации, получаемой с ее помощью. Сейчас мы приведем лишь несколько из них:
1. С.Кратохвила: «Психотерапия – это целенаправленная коррекция расстройств функций организма психологическими средствами»;
Контрольная работа: Методы снятия психологического напряжения ...
... конфликта, его динамику и способы профилактики конфликтов. Целью данной работы является исследование конфликтов и поиск способов снятия психического напряжения, сопутствующего им. [1, 93-94] 1. Характеристика ... 2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания ...
2. П. Жане: «Психотерапия — это использование психологических знаний для лечения разных болезней. Или — «использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма»;
3. П. Шнейдер: » Психотерапия — это метод лечения психических и соматических расстройств, вызванных неразрешимыми интрапсихическими осознанными или неосознанными конфликтами, требующими от пациента участия и совместной работы, желания и умения завязывать контакт, способность наладить психотерапевтические отношения, которые делают возможным существование психотерапевтического процесса, в котором основным способом коммуникации является речь;
4. К. Роджерс:» Это такой способ пребывания с другой особой, который способствует здоровым изменениям и облегчает развитие»;
5. Е. Александрович: «Психотерапия — это психологические действия, целью которых является лечение, т. е. устранение расстройств, имеющихся у пациента, признаваемых им самим или его окружением за болезнь. Действия, влияющие на функциональные расстройства, влечения и поведение путем изменения психических процессов больного в тех рамках, которые необходимы для устранения причины и проявлений болезни». Наиболее широкая общепринятая трактовка: «Психотерапия — это различные формы помощи людям, которые имеют трудности. Эта помощь осуществляется путем коммуникации, преимущественно путем беседы».
Психотерапия в работе с детьми предполагает различные психотерапевтические методы и подходы, применяемые для лечения детей с различными заболеваниями, которые воздействуют не только на ребенка, но и на его окружение.
Начало детской психотерапии подразумевает установление доверительных отношений между психотерапевтом и ребенком. В некоторых случаях с удаления острой симптоматики. Далее терапевт проводит работу с ребенком, затем делает постановку целей, задач терапии, и в дальнейшем отслеживает их эффективность и дорабатывает или меняет стратегию в случае необходимости. При достижении положительного эффекта терапии на заключительном этапе проходит закрепление положительной динамики и профилактика возможных отклонений.
Детская терапия появилась в 1909 году, когда Зигмунд Фрейд опубликовал свою работу «Анализ фобии у пятилетнего мальчика». В этой работе автор связывает заболевание ребенка и психологические трудности с эмоциональными причинами. Однако данная работа сразу подверглась критике, так как, по мнению ученых, ребенок самостоятельно не может в полной мере описать свое состояние. В начале методы и подходы в психотерапии не разделялись на взрослые и детские.
Через некоторое время, в 1919 году ученая М. Кляйн стала применять элементы игры для того, чтобы проанализировать состояние ребенка. Она полагала, что в детской игре, ребенок может бессознательно раскрыть и показать свое физическое и психологическое состояние.
В 1930 годах активно использовались методы игровой психотерапии в работе с детьми. Леви Д. полагал, что именно в игре возможно выявление агрессивности в поведении ребенка. Другое направление детской игровой терапии развивала Тафт Д. в 1933 году и Аллен Ф. в 1934 году – терапия построения отношений. Суть этого направления заключалась в том, что акцент в работе психотерапевта был поставлен не на исследовании жизни ребенка и его бессознательного, а на том, что происходит «здесь и сейчас» между ребенком и психотерапевтом. Так же была разработана недериктивная игровая психотерапия, целью которой являлось научить ребенка познавать самого себя и управлять своими чувствами, своим поведением. В данном случае психотерапевт не управляет и не направляет ребенка, а лишь помогает его раскрытию. Ребенок сам вправе самостоятельно выбрать, что он хочет: играть или ничего не делать.
Отношение родителей и детей как психологическая проблема
... рассматриваемого вопроса; рассмотреть и обозначить основные моменты особенностей отношений между детьми и родителями на разных этапах развития ребенка; изучить и отметить основные причины возникновения конфликтов между родителями и детьми. Данная курсовая работа состоит из введения, ...
В середине 1950 годов граница между психоанализом взрослых и детей стала четче. Кроме игровых приемов предполагалось активное вмешательство психотерапевта во взаимоотношение ребенка с окружающей средой.
В детской психотерапии существует множество различных подходов. Однако выделяются 2 ориентации в психотерапии детей:
- Работа психотерапевта непосредственно с ребенком;
- Работа психотерапевта с социальным окружением ребенка.
Для того, чтобы психотерапевт правильно поставил диагноз, необходимо учитывать ряд факторов:
- Проблемы ребенка;
- Проблемы в семье;
- Проблемы в поведении ребенка;
- Проблемы в познании окружающего мира;
- Проблемы в эмоциональной сфере;
- Проблемы личностного развития (наличие личностных расстройств);
- Проблемы при наличии физических отклонений у ребенка.
В России проблемой развития детской психотерапии занимались следующие авторы: А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, Э. Г. Эйдемиллер и М. И. Буянов, А. С. Спиваковская, Ю. С. Шевченко и др. Основой психотерапии в работе с детьми было применение различных подходов в рамках основных форм психотерапии: индивидуальной, семейной, групповой. Также необходимо было учитывать этапы возрастного развития ребенка. Таких этапов в психотерапии выделяют пять:
- Период, когда ребенок самоутверждается, происходит становление его личности и самооценки (2,5-4 года).
На данном этапе работа строится исходя из проблем ребенка, и включает в себя помимо коррекции стиля воспитания в семье, игровую психотерапию, обеспечивающую положительную динамику в общении со сверстниками;
— Период застенчивости (4-7 лет).
Работа строится с учетом проблем ребенка. На данном этапе работа психотерапевта расширяется и она ведется не только непосредственно с ребенком, но и с его близкими. Групповая терапия на данном этапе становится ключевой. Задачей данного этапа является обыгрывание проблемных ситуаций и нахождение путей их решения.
Период адаптации к школьному обучению (7-8 лет).
На данном этапе работа психотерапевта состоит в том, чтобы преодолеть трудности в общении ребенка при нахождении в коллективе. Здесь используются поведенческие методы.
Период адаптации ребенка в коллективе (9-11 лет).
На данном этапе психотерапевт выбирает личностно-ориентированный подход в работе с ребенком и его семьей.
Подростковый период (11-20 лет).
Авторы обуславливают невозможность переноса взрослой терапии в детскую тем, что незрелость личности ребенка, своеобразие различных факторов ведут к появлению раздражительности, чрезмерной внушаемости, впечатлительности, склонности к фантазированию. Чем старше становится ребенок, тем методы и приемы психотерапии становятся личностно-ориентированными.
Психосоциальная работа: понятие, функции, методы и формы проведения
... используются социальные и психологические методы исследования данной темы, которые будут раскрываться в ходе всей курсовой работы. РазделI: Психосоциальная работа: понятие, функции, методы и формы проведения ... находится в трудной жизненной ситуации. К субъектам психосоциальной работы относят людей с ограниченными возможностями, инвалидов, детей-сирот, социально неблагополучных, входящих в «группу ...
Существует, по крайней мере, коло 450 видов психотерапии, половина из которых применяется в работе с детьми. В следующей главе мы рассмотрим классификацию видов терапии и методов для работы с детьми.
Вывод: Подводя итоги всего вышесказанного, стоит сказать о том, что детская психотерапия отличается от взрослой рядом причин. Для успешной работы психотерапевта с ребенком, необходимо учитывать не только личностные особенности самого ребенка, его возрастной этап развития, но и его ближайшее окружение. Для постановления грамотного психотерапевтического диагноза необходимо учитывать ряд факторов как биологических, психологических, так и личностных.
2. Классификация психотерапии и методы работы с детьми.
Условно психотерапию с детьми можно классифицировать по следующим обстоятельствам:
По форме работы с детьми, а всего таких форм выделяют четыре:
- индивидуальная, которая подразумевает занятия ориентированные только на одного ребенка, то есть весь процесс работы построен на принципе взаимодействия «психотерапевт-ребенок»;
- групповая, которая предполагает работу психотерапевта с группой детей. Однако психотерапевт не использует групповую динамику в психотерапевтических целях (в отличии от взрослой психотерапии));
- работа с родителями, подразумевает психотерапевтическую работу с одним или несколькими родителями;
- работа с семьей, которая подразумевает работу психотерапевта как с родителями, так и с ребенком одновременно.
2. По частоте занятий психотерапевта с ребенком, родителями или семьей и их продолжительности;
3. По количеству проведенных занятий различают краткосрочную (20-30 занятий) и долгосрочную (не менее 40 занятий).
Длительность проведения работы психотерапевтом зависит непосредственно от решаемой проблемы, личностных особенностей ребенка, и выбранного направления работы;
4. По направлению психотерапия бывает:
- гуманистической, которая подразумевает клиент-центрированный подход в работе, недирективную игровую терапию, гештальт-терапию и психодраму;
- психодинамической, подразумевающей психоанализ и аналитическую психолдогию;
- когнитивно-поведенческую;
- семейную терапию и другие направления.
Как уже говорилось в предыдущей главе, в психотерапии выделяют две принципиальных направления в работе:
- Психотерапевтическое воздействие направлено непосредственно на ребенка;
- Психотерапевтическое воздействие направлено на социальное окружение ребенка.
Как мы уже говорили выше, различают индивидуальную и групповую психотерапию. Но один из этих видов терапии превосходит другой, рассмотрим почему. Групповая терапия берет верх над индивидуальной потому что, именно в коллективной игре развиваются навыки коммуникации, преодолеваются страхи, тревожность, агрессия. В коллективе ребенок чувствует себя более свободно (за исключением некоторых психических расстройств, например аутизма) и может более четко раскрыть свое эмоциональное, психологическое и физическое состояние.
А сейчас мы рассмотрим методы психотерапевтической работы с детьми. Как и с определением понятия «психотерапия», каждый исследователь предлагает свои методы психотерапевтического воздействия на детей:
Пищевая аллергия детей
... употребления углеводов (например, лактозы). У детей с кровотечением из прямой кишки проводят ректороманоскопию и биопсию прямой кишки. 9. Для диагностики пищевой аллергии и выявления аллергенов часто применяют ... анамнезе повторно вводить его в рацион не рекомендуется. То же касается случаев развития пищевой аллергии в старшем детском или зрелом возрасте, поскольку в этих случаях иммунологическая ...
Психотерапевт К. Бремс, работающий с детьми, предоставляет нам следующие методы работы:
- рассказывание историй (в работе с детьми используются сказки, мифы, легенды;
- в работе с семьей-семейные легенды, реальные, но приукрашенные);
- игровая терапия (игра здесь выступает как метод воздействия на личность ребенка);
- скульптурные и графические методы (суть данного метода состоит в том, что ребенок бессознательно воплощает на рисунках или в скульптурах свое внутреннее состояние, зрительные образы);
- бихевиоральные техники (самый юный метод психотерапии, использующийся в наши дни;
- построение работы основывается на различных поведенческих теориях и концепциях;
- когнитивно-поведенческая терапия самая распространенная в наши дни ).
Психотерапевт В. Оклендер предлагает следующие методы и формы работы:
- в игровую терапию автор включает: игры с песком, куклами и т.д.;
- в скульптурные методы: подделки из глины, пластилина, подделки из теста, дерева, коллажи и т.д.;
- в рисуночные методы автор включает: рисование как на определенную тему, таки и по замыслу ребенка;
- групповые рисунки детей, рисование пальцами рук и ног;
- метод сочинения рассказов может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе;
- этот метод используется для оживления чувств ребенка, для установления доверительного контакта между психотерапевтом и ребенком;
- в метод драматургии входят разыгрывание сцен, релаксация, медитация, движения тела;
- этот метод позволяет ребенку познать и понять самого себя, открыть в себе что-то новое, выразить свои чувства и желания.
Отдельно от других методов выделяют работу с метафорами. Этот метод позволяет, с помощью косвенных метафор, преодолеть страхи, отвлечься от своей болезни или проблемы, активировать механизмы борьбы с ранее сложившимися установками;
- Психотерапевт Г. Шоттенлоэр рассказывает следующие положительных качеств терапии рисунком и образом:
- продуктивные виды работы ребенка, а именно лепка и рисования, помогают более точное выражение страхов, снов, фантазий ребенка, в отличие от речи;
- ребенку легче нарисовать рисунок, чем выразить свое состояние словами, что ускоряет терапевтические процесс;
- ребенок в течении длительного времени не меняет свои творения;
- с каждым разом ребенок все лучше использует рисунок в качестве собственного лечения и саморазвития;
- рисунок иногда показывает мощь, стремление к жизни, и тем самым укрепляет веру ребенка в свои собственные силы;
- рисование дает доступ ребенку для коммуникации с другими, ведь порой, с помощью слов общаться гораздо сложнее.
В следующей главе мы рассмотрим подробнее следующие методы психотерапевтического воздействия на детей: игровая психотерапия, драматерапия, куклотерапия и терапия песком. Мы обозначим их определения, разберемся в принципах и приемах работы.
Вывод: подводя итог всего вышесказанного стоит сказать о том, практически все методики в работе психотерапевта с детьми, связаны с использованием проекции. Дети переносят на поделки, рисунки, скульптуры, на рассказы то, что они чувствуют сами. Проекция отражает наши знания, наш собственный опыт, поэтому с помощью нее можно получить ценные сведения о своем внутреннем состоянии, и даже открыть в себе новые качества. Для психотерапевта все это – ценный материал, с которым, он должен обращаться очень аккуратно.
Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей ...
... в развитии связной речи детей-дошкольников. Задачи исследования : 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей. 3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей в ...
2.1 Игротерапия как один из методов психотерапевтической работы с детьми.
Прежде всего, хочется сказать о том, что игра всегда была ведущей деятельностью ребенка. Она помогала не только всесторонне развивать ребенка, но и снижать страхи, замкнутость, подавлять агрессию. Игра позволяет ребенку легче находить контакт с другими детьми, уметь находить компромиссы. Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей с помощью игры.
Характерная особенность игры — ее двуплановость,:
1. Играющий выполняет определенные действия, связанные с решением задач, которые были обозначены вначале;
2. Игра позволяет отвлечься от реальности, со всей ее ответственностью и обстоятельствами;
— Двуплановость игры обуславливает ее развивающий эффект. Чтобы достичь положительной динамики в психотерапевтической работе с детьми необходимо установление доверительного контакт с ребенком. Игра расширяет кругозор детей, пополняя его новыми манипуляциями с предметами. Следует сказать о том, что в игре ситуации быстро меняются и ребенок должен уметь приспосабливаться к новым условиям.
Структура игры довольно простая, ее составляют:
Роли, которые дети берут на себя;
- Игровые действия, которые дети выполняют в соответствии с ролями;
- Использование предметов-заместителей в игре;
- Отношения между играющими в процессе игры.
Игровая терапия строится на взаимоотношении ребенка и психотерапевта. Условия для игры устанавливает ребенок, это позволяет развитию таких качеств как самостоятельность, умении принять решение и нести за него ответственность. Игра способствует самовыражению ребенка, но ему необходимо, чтобы взрослый понимал и принимал его чувства.
В наши дни игровая терапия получила широкое распространение. Она может быть и краткосрочной и долгосрочной, может проводится индивидуально или в малой группе в условиях детского сада или школы.
Показаний для применения игротерапии в работе с детьми достаточно много, приведем некоторые из них: замкнутость, тревожность, страхи, вредные привычки, социальный инфантилизм, необщительность, сверхпослушание, нарушения в поведении и т.д.
Игротерапия несет положительный эффект, в случаях:
1. Коррекции агрессивности в поведении;
2. Как средство улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей;
3. Как средство улучшения эмоционального состояния подвергающихся насилию и заброшенных детей;
4. Как средство снижения страхов;
5. Как средство снижения стресса и тревожности у госпитализированных детей;
6. Как средство при коррекции затруднений в чтении;
7. При коррекции успеваемости детей с затруднениями в обучении;
8. При коррекции отставания в речевом развитии;
9. При коррекции эмоционального и интеллектуального развития умственно отсталых детей;
10. Как средство при лечении заикания;
Использование куклотерапии в работе с заикающимися детьми старшего ...
... нетрадиционный метод лечения как – куклотерапия. По мнению Якоб Леви Морено: куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний. Кукла помогает отвлечься от действительности, помогает ... детской болезнью», и действительно, по данным наших обследователей, более 85% заикающихся – дошкольников стали заикаться в возрасте от 2 до 5 лет, причем было установлено, ...
11. При облегчении состояния при психосоматических заболеваниях;
12. Как средство для улучшения «Я-концепции»;
13. При коррекции тревожности при расставании с близкими.
Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:
1. Моделирование системы отношений в наглядно-действенной форме;
2. Изменение позиции ребенка в преодолении познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему происходить осознание собственного «Я» в игре и возрастает способность к разрешению проблемных ситуаций;
3. Формирование реальных отношений, обеспечивающих возможность позитивного личностного роста;
4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях;
5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения системе правил,, регулирующих выполнение роли.
Основные функции психолога, ведущего игровые занятия:
1. Создание атмосферы принятия ребенка;
2. Эмоциональное сопереживание ребенку;
3. Отражение его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме;
4. Обеспечение в процессе занятий условий, актуализирующих переживания ребенком чувств достижения собственного достоинства и самоуважения.
Принципы осуществления игротерапии:
1. Безусловное принятие ребенка (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, кокой он есть; ребенок — хозяин положения, он определяет тему, сюжет игровых занятий; на стороне ребенка инициатива выбора и принятия решения);
2. Недирективность в управлении коррекционным процессом (отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальное число ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру);
3. Фокус коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка (добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшие сроки понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя);
— Вывод: Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен при условии, что психолог, понимающий и принимающий чувства ребенка, выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.
2.2 Драматерапия как один из методов психотерапевтической работы с детьми., Драматерапия
Рассмотрим, какие цели преследует драматерапия в работе с детьми:
- Повышение социального взаимодействия;
- Обучение способности расслабляться;
- Обучение приемам контроля своего эмоционального состояния;
- Коррекция нарушений в поведении;
- Расширение репертуара жизненных ролей;
- Развитие импровизации;
- Развитие воображение;
- Развитие уверенности в себе и своих силах;
Сейчас мы опишем сферы применения драматерапии:
Личностные проблемы ребенка;
Мир вещей: кукла в жизни человека
... Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей ... а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла. Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью ...
- Терапия семьи и детско-родительских отношений;
- Организационное консультирование;
- Развитие творчества и креативности;
- Лечение пограничных расстройств;
- Лечение психосоматических заболеваний.
Как же проходят занятия при использовании метода драматерапия. Здесь терапевт выступает в роли своеобразного «режиссера», который выбирает проблемную тему. Затем, в ходе импровизации он разыгрывает ее с детьми. Эффективность данного метода зависит от того, насколько сильно и ярко ребенок может выразить свое внутреннее состояние.
В отличие от психодрамы здесь играется что угодно и чья угодно жизнь. Может проигрываться какая-то определённая задача (как это сделать), а могут разбираться глубинные экзистенциальные вопросы, затрагивающие смыл нашего бытия, предназначения.
Задачи, которые решаются драматерапией:
Осознание своих физических и поведенческих потребностей;
- Развитие умения импровизировать, спонтанно реагировать на ситуацию;
- Развитие способности к «режиссуре» своей жизни;
- Развитие способности переиграть жизненные сценарии;
- Развитие пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной);
- Расширение репертуара поведенческих моделей;
- Развитие множественности личности;
- Развитие умения вернуться в прошлое и заглянуть в будущее.
Процесс драматерапии — это не «срочный ремонт», это тонкая и эмпатическая работа с клиентом, и также как и физическое исцеление требует определённого времени. Однако эта работа доставляет огромное удовольствие. Драматерапия это групповая психотерапия, даже если она проводится индивидуально. Как и любое представление, драматерапия представляет собой определенную аудиторию. Занятие представляет собой тесное взаимодействие всех детей, их активными реакциями и поведением по отношению друг к другу. Занятия по драматерапии способствуют сплочению детей, развитие их коммуникативных навыков, преодоление тревожности при нахождении в обществе.
Занятия по драматерапии условно можно разделить на три этапа:
Подготовка к взаимодействую с другими детьми и взаимному раскрытию;
- Создается сценарий исходя из прошлых ситуаций, чтобы увидить решение проблем в новом свете;
- Возвращение привычного взгляда на мир и обстановку вокруг себя.
Вывод: Используя волшебную силу искусства, драматерапя расширяет наше сознание, диапазон поведенческих стратегий, помогает отработать новые более креативные способы взаимодействия с миром.
2.3 Куклотерапия как один из методов психотерапевтической работы с детьми.
Метод куклотерапии предназначен для оказания психологической помощи детям и их семьям, суть которого является в коррекции поведения с помощью кукольного театра. Куклотерапия активно разрабатывали И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова. С помощью данного метода укрепляется психическое здоровье детей, развивается самопознание, улучшается адаптация в обществе, развиваются умения разрешать конфликтные ситуации в условиях коллективной деятельности. Суть куклотерапии состоит в том, что ребенок выбирает любимого персонажа и затем с ним разыгрывается травмирующая его ситуация.
В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол (куклы–марионетки, куклы-игрушки, теневые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые, перчаточные, веревочные и так далее).
Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного ...
... и т.д. с тем, чтобы собственными глазами увидеть, как «это делается». Тогда, как пишет отечественный исследователь психологии детского творчества Е. И. Игнатьев, ребенок «от простого перечисления ... С. 24] А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер ( ...
Манипулируя куклой ребенок проецирует окружающую его действительность, в такой игре можно проследить качество и степень взаимоотношения с другими людьми. Игра с куклой это естественная деятельность ребенка, поэтому именно в ней легче раскрыть и скорректировать его психологические проблемы.
Рассмотрим некоторые виды театральных кукол более подробно:
1. Пальчиковые куклы. Такую куклу можно сделать из небольшого шарика и нарисовать на нем различные выражения лиц, можно сделать из бумаги (по размеру пальца).
Такие куклы изготавливаются быстро и подходят для экспресс диагностики психологического состояния ребенка или его настроения;
2. Куклы-марионетки. Это куклы, которые на ниточках прикрепляются к деревянной основе. Могут быть куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста, или с разным выражением лиц;
3. Перчаточные куклы. Таких кукол изготавливают из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок;
4. Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям;
5. Веревочные куклы. Это многофункциональные куклы, они эффективны для помощи детям в преодолении тревожности, страхов в общении. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.;
6. Объемные куклы. Это игрушки размером с человека, которые необходимы для ролевых игр.
Целенаправленность куклотерапии.
Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром.
Куклотерапия выступает как метод психологической коррекции состояний при помощи кукол. Кукла выступает, как бы, посредником между ребенком и взрослым во время общения.
Ребенок бессознательно проецирует окружающую его действительность в игру. И основным объектом данной проекции становятся именно куклы.
Куклотерапия выполняет следующие функции:
1. Коммуникативную — позволяет детям научиться навыкам общения в коллективе, научиться выходить из конфликтных ситуаций;
2. Релаксационную — снятие эмоционального напряжения;
3.Развивающую — развитие таких психических процессов как память, внимание, восприятие, воображение и т.д.;
4.Обогащающую — расширение кругозора детей, получение новой информации об окружающем мире.
Куклотерапию часто применяют для улучшения адаптации ребенка в обществе, для разрешения конфликтных ситуаций, в коррекционной работе с фобиями, заиканием, нарушениями поведения, а также с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого напоминает ребенку травмирующую ситуацию. Попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется эмоциональной разрядкой (плач, смех и т. д.).
Процесс куклотерапии.
Куклотерапия используется как между ребенком и взрослым, так и между ребенком и сверстником.
Процесс куклотерапии делится на три этапа:
1. Создание куклы;
2. Обучению манипуляции с куклой: куклы сели, встали, поклонились;
3. Сказкотерапия с помощью кукол (постановка спектаклей, разыгрывание сказок, кукольный театр и так далее).
Вся работа по созданию куклы начинается с установления положительного и доверительного контакта между ребенком и взрослым. На первом этапе работы психотерапевт должен проявить максимум ответственности, тактичности, сопереживания ребенку. Можно обсудить, чем интересуется ребенок, какие его любимые персонажи, какие сказки он любит слушать или читать, так же можно понять переживания ребенка.
На следующем этапе, когда ребенок и взрослый приступают к созданию куклы, в первую очередь учитываются желания ребенка. Он сам выбирает какого цвета, размера и из какого материала будет его кукла. Чаще всего во время пошива куклы ребенок становится спокойным и уравновешенным.
Психотерапевт постепенно подводит ребенка к созданию куклы, и указывает на то, что для игры ее просто необходимо создать. Нужно чтобы сам взрослый активно включился в создание куклы, это позволит ребенку чувствовать себя более непринужденно, свободно, чем если бы взрослый просто наблюдал за его действиями. Пока взрослый совместно с ребенком изготавливает куклу необходимо поддерживать беседу и помогать ребенку если у него не получается сделать что либо.
На последнем этапе взрослый проводит беседу с ребенком, использует обыгрывание какой-либо ситуации с использованием куклы. Далее на основе полученных результатов психотерапевт подбирает соответствующую программу для коррекции психического отклонения
Ниже мы приведем примерный список вопросов, которые психотерапевт задает ребенку при создании куклы и после:
Как зовут твою куклу?
Сколько ей лет?
С кем она живет?
Как она проводит время?
Чем любит заниматься?
Есть ли у нее друзья?
Вывод: Куклотерапия — это эффективный метод для выявления психических проблем ребенка. Причем весь процесс проходит в спокойной и уравновешенной обстановке. Взрослый здесь не является сторонним наблюдателем, наоборот, он активно вливается в процесс создания куклы и обыгрывание различных, травмирующих ребенка ситуаций с ее использованием.
2.4 Песочная терапия как один из методов психотерапевтической работы с детьми.
Впервые о терапии песком заговорил в XX веке философ Карл Густав Юнг. Именно он отметил терапевтический эффект от игры с песком. В дальнейшем он стал использовать метод терапии песком в своей работе с детьми и взрослыми. Юнгианский метод — именно такое название получила терапия песком, которая была довольно широко распространена в практической психологии.
Этот метод несет серьезный психотерапевтический эффект при лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Терапия песком получила название Sandplay («sand » — песок; «play » — играть).
Для игр в юнгианской песочнице используется окрашенный изнутри и снаружи деревянный ящик. Ящик не должен пропускать воду, так как песок нужно иногда смачивать водой. Для каждого возраста используются свои габариты ящика, и выбирают их не случайно, а исходя из поля зрительного восприятия, которое может охватить ребенок. Для окрашивания ящика используется голубой или синий цвет, которые изображают небо и воду, и кроме того, действуют успокаивающе. Песок для юнгианской песочницы используется чистый, приятный на ощупь, не слишком крупный, морской или речной песок. Так же для игр в песочнице нужны маленькие игрушки, размером не больше 8 см.
Игрушки для песочной терапии:
1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами;
2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные;
3. Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов;
4. Сказочные персонажи добрые и злые;
5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои;
6, Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.
Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.
операции с песком:
1. Провести ладонями по песку в разных направлениях (волнообразной линией, кругами);
2. Провести ребрами ладоней в разных направлениях (побеседовать с ребенком чем отличается предыдущая операция от данной; поощрять ребенка за ответы);
3. Взять песок в ладошки и медленно высыпать, в это время ребенку необходимо рассказывать о своих ощущениях. Можно делать поочередно правой, потом левой рукой;
4. Спрятать ладошки в песок, затем из найти. Все это проводится в игровой форме («Куда спрятались твои ручки?»);
5. На открытую ладошку поместить песок, при этом глаза у ребенка закрыты. Потом взрослый насыпает небольшое количество песка на один из пальчиков, а ребенок должен догадаться и назвать этот пальчик, при этом еще и пошевелить им;
6. Пройтись пальчиками по песку, чтобы на нем остались следы. Все это сопровождается словами
Упражнения для песочной терапии:
1. Сначала взрослый, потом ребенок оставляют «следы» от рук на песке. При этом оба должны проговаривать свои ощущения. Если ребенок испытывает затруднения, то взрослый задает ему наводящие вопросы (например: «Какой песок? Гладкий? Сухой?»).
Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям;
2. С помощью пальцев рук создать на песке узор, а затем, проявив фантазию, определить на что они похожи. Здесь активно работает воображение ребенка, проявляется его умение фантазировать. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей;
3. Дождик из песка. Сначала дождик будет маленький (одна ладошка), но затем будет усиливаться и превратится в ливень (две ладошки).
Здесь ребенок понимает, что он часть окружающего его мира, и в следствии уменьшатся его страхи и тревожность по отношению к нему. Окружение перестанет быть для него чужим и враждебным. Это упражнение способствует снижению агрессии, стресса, напряжения.
Юнгианская песочная терапия помогает ребенку спроецировать свое внутреннее состояние с помощью небольших фигурок или песочных картин
Примеры проективных игр во время песочной терапии:
1. «Моя семья». Ребенок из набора фигурок выбирает те, которые будут изображать его семью. Затем психотерапевт просит, например, расположить их так, как хочется ребенку. Предположим сейчас вечерний ужин и ребенку надо расположить всех членов семьи за столом. Необходимо обратить внимание на расположение фигурок и в дальнейшем проанализировать. Это поможет не только выявить авторитет для ребенка из ближнего окружения, но возможно определить имеются ли в семье определенные проблемы;
2. «Мои друзья». Ребенку предлагается выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Здесь может открыться много нового, можно узнать о проблемах ребенка в детском саду или школе и в процессе игры научить ребенка преодолевать эти трудности;
3. «Сказочные сюжеты». Здесь ребенку предлагается с помощью фигурок и других аксессуаров создать свой волшебный мир. Выбор в данной ситуации полностью за ребенком, психотерапевт может аккуратно направить его. То, что ребенок в данной ситуации выступает как начальник всего и всех делает его счастливым, а в реальной жизни ребенок становится более уверенным в себе.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.
три стадии игры с песком:
1. На стадии «хаоса» ребенку тяжело определиться с выбором конкретных фигурок и он часто хватает какие попало и беспорядочно располагает их в песочнице. Это свидетельствует о наличии тревожности, страхов, не уверенности в себе. Постепенно можно отметить появление сюжета и подбор игрушек, необходимых для его осуществления;
2. Стадия «борьбы» наблюдается у детей с тяжелыми психическими заболеваниями. У таких детей существа в песочнице убивают друг друга, идет война, тяжелое противостояние. Это чаще всего свидетельствует о наличии агрессии, обиды, внутреннего конфликта. Через некоторое время у таких детей появляется герой, который борется за порядок;
3. На стадии «разрешения конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Вывод: В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.
Заключение.
В процессе написания данной курсовой работы все поставленные задачи были выполнены. В процессе работы мы описали историю создания психотерапии для детей, описали ее отличия от взрослой. Рассмотрели методы работы с детьми. Подробно описали метод игровой терапии, драматерапии, куклотерапии и терапии песком. Был выявлен контингент детей, поведение психотерапевта при использовании данных методов. Описаны их достоинства, принципы, техники, формы, этапы работы. В общем можно сказать о том, что любой из рассмотренных нами методов, применяемых систематически в течении определенного времени, несет положительную динамику. Они помогают ребенку преодолеть страхи, тревожность, нарушения в поведении, помогают стать более уверенным в себе, развивают самостоятельность, позволяют ребенку наладить контакт с окружающей действительностью. Именно эти методы позволяют замкнутым детям, с помощью невербальных средств, показать свое внутреннее состояние. Данные методы дают исчерпывающие сведения для анализа проблем ребенка и в следствии составлению психотерапевтом грамотной коррекционной программы. Следует отметить то, что работа по любому из этих методов, изначально предполагает установление доверительного контакта между ребенком и взрослым. Детская психотерапия активно развивается в наши дни, так как, к сожалению, количество детей, нуждающихся в помощи возрастает.
Список используемой литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/detskaya-psihoterapiya/
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. – 248 с.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 — 336с.
3. Вачков И. В. Сказкатерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. — 144с.
4. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
5. Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. – М.: ЦГЛ, 2006. – 144с.
6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
7. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003. -256 с.
8. Введение в музыкотерапию / Г. – Г. Декер-Фойгт, СПб.: Питер 2003. – 208с.
9. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с.
10. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
11. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интеrpативная танцевально»двиrательная терапия. Издание 2..е, расширенное и дополненное. СПб.: Речь, 2006. — 286 с.
12. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64 с.
13. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
14. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
15. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка Перевод с англ –СПб.: Деметра, 2003 – 176с.
16. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
17. Шарфф Д. С., Шарфф Д. Э. Основы теории объектных отношений. М. : Когито-Центр, 2009.
18. Психотерапия детей и подростков / под ред. Х. Ремшмидт
34