Особенности библиотечной работы с читателями младшего школьного возраста

Принимая во внимание значение чтения для формирования развитого, широко образованного и социально активного человека, нужно особо подчеркнуть основополагающую роль детства в этом процессе. Именно в детские годы закладываются интересы и предпочтения, навыки и потребности в освоении культурных ценностей. Библиотечное обслуживание подрастающего поколения в значительной степени отличается от обслуживания взрослых. В его основе лежит знание и принятие во внимание возрастных психологических отличий и индивидуальных особенностей развития детей и подростков. Это значительно усложняет библиотечную работу с подрастающим поколением и выдвигает целый ряд требований к организации обслуживания читателей детей.

Развитие ребенка — это сложный процесс, который приводит к изменению всей его личности на каждом возрастном этапе. Изменения в физическом и психическом развитии могут проходить медленно и постепенно или быстро и резко, чередуя стабильные и переломные (кризисные) периоды развития. Во все периоды развития происходит активное познание мира, приобретается собственный опыт, который формирует информационные потребности.

Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми — это создание благоприятной среды развития личности ребенка. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста в детстве, в том числе и так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в развитии. Если эти периоды упустить, то в дальнейшем человек может оказаться не готов к восприятию целых пластов информации, в том числе и книжной. [14, с. 17]

Актуальность исследования

Обслуживание пользователей — это та деятельность, по результатам которой пользователи судят о необходимости, полезности библиотеки для общества. От удовлетворённости обслуживанием зависят дальнейшие отношения между библиотекой и представителями различных целевых групп: станет ли посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей. [17, с. 16 ]

В связи с этим изучение особенностей обслуживание детей младшего школьного возраста рассматривается как основа формирования системы информационно-библиотечного обслуживания и является важной и актуальной темой.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

14 стр., 6797 слов

Влияние среды на развитие личности ребенка

... Объект данного исследования: среда, в которой растет и воспитывается ребенок, как фактор, влияющий на формирование личности дошкольника. Предметом Цель : Изучить влияния средовых факторов на развитие личности ребенка. Гипотеза : Среда оказывает большое влияние на развитие личности ребенка дошкольного возраста. На основании поставленной ...

Предмет исследования — особенности обслуживания детей младшего школьного возраста

Цель исследования: рассмотрение основных форм и методов работы в библиотечном обслуживании детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  • рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
  • представить формы и методы работы с детьми младшего школьного возраста;

— рассмотреть один из методов массовой работы в Беноковской сельской библиотеке. чтение библиотечный педагогический

1. Теоретико-методические аспекты библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Детство — такая пора в развитии личности человека, когда закладываются основы дальнейшей жизни, и от того, что получит в свой багаж ребенок, зависит степень его вхождения в современное общество. Детство представляет для страны одну из ключевых и приоритетных с точки зрения выживания и развития смысловых территорий. При этом эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные, прежде всего с психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующие социальной адаптации детей.

Особенность потребностей детей в социальной адаптации заключаются в скрытом (латентном) их характере, что значительно затрудняет библиотечную работу с ними и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. [8, с. 47]

Педагогически целенаправленное воздействие на ребенка-читателя опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей его личности.

Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно детей. От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у ребенка к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения [2, с. 21].

Чтобы активизировать читательскую деятельность, целесообразно, прежде всего, определить, какие физические и психологические особенности младшего школьного возраста влияют на чтение детей, способствуют или, напротив, препятствуют их читательскому развитию.

Возраст может не совпадать в хронологическом и психофизическом плане. Возрастной период развития личности наполнен индивидуально-неповторимым содержанием — особенностями развития функций и личности самого ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок может вступить в новый возрастной период раньше, а другой — позже. [5, с. 37]

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум.[10, с. 23]

6 стр., 2747 слов

Проблемы развития детей от младшего школьного возраста до юности

... Проблемы адаптации к школе и успеваемости детей младшего школьного возраста В нашем исследовании мы рассматривали связь уровня успеваемости детей с одним из факторов готовности и адаптации ребенка ... может стать причиной задержки психического развития детей. Существенным препятствием для становления ... классе для каждого педагога. Психологические особенности взаимоотношений близнецов Близнецы – два ...

Нижняя граница младшего школьного возраста обозначена Л.С. Выготским и соотносится в возрастной психологии с кризисом семи лет, верхняя граница младшего школьного возраста не определена однозначно. В периодизации Л.С. Выготского этот возраст носит название «первый школьный возраст» и заканчивается с момента вступления ребенка в кризис 13 лет. В современных периодизациях верхнюю границу младшего школьного возраста относят к 10 — 11 годам, однако, без четкого обозначения той психологической реальности, которая и являлась бы ярким свидетельством произошедших сдвигов в развитии младшего школьника. Возраст 10-12 лет рассматривается в педагогической психологии традиционно как младший подростковый (Д.Б. Эльконин, Л.М. Фельдштейн, К.Н. Поливанова и др.).

Однако, вычерчивается и новая позиция в понимании данного периода как второй фазы младшего школьного возраста (Г.А. Цукерман).

Возрастные границы этих типов подвижны: в зависимости от социально-педагогических условий формирования читателя, от его индивидуально-типологических особенностей десятилетний ребенок может быть отнесен к подростковому типу читателя, а у четырнадцатилетнего могут проявиться читательские качества, характеризующие тип, переходный от детского к подростковому.[12, с. 36-38]

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. [1, с. 54]

В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

Читатели 6-9 лет. Дети этого возраста составляют своеобразную категорию читателей. Общее для детей 6-9 лет отношение к литературному произведению позволяет охарактеризовать этот возраст как единый — «детский» — тип читательского развития школьника.

Дети этого возраста больше всего любят и запоминают в книгах то, что так или иначе знакомо по повседневной жизни, но раскрыто с радующей подробностью деталей, неожиданно, по-новому. Читатели этой группы гораздо острее воспринимают действия героя, его поступки, чем мотивы действий и связи между поступками и событиями. Но если библиотекарь направит внимание детей, они способны к относительно глубокому пониманию мотивов поведения героев, к проникновению в его внутренний мир.

Особой силой воздействия на детей обладает конкретная выразительная деталь: и бытовая, и характеризирующая внешний облик, манеру поведения, психологию героя, эпитет, и сравнение. Читателю этого возраста на основе словесного описания трудно воссоздать картину природы. Но если пейзаж дан в деталях, эмоционально связанных с переживанием героя, тот дети запоминают его.

7 стр., 3476 слов

«Обучение детей чтению методом М.Монтессори» материал по развитию речи

... 2, стр.256-257]. Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для обучения чтению. Приведу классификацию материалов для чтения. Эти материалы делятся на четыре группы. На ... т.д. Глава III Классификация материалов для обучения чтению. «Чтение – это интерпретация мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных ...

С 6-7 лет учение становится ведущей деятельностью ребенка, освоение жизни в этом возрасте происходит в своеобразной форме — как накопление, узнавание и запоминание самих различных фактов и явлений окружающего мира. [3, с. 68-72]

Одной из задач, стоящей перед библиотекарем в руководстве чтением детей, является восприятие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения. Записывая в библиотеку первоклассников, необходимо знать, как они читают. Это во многом определит, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны непременно познакомиться, слушая чтения взрослого. Дальнейшее активное освоение культурного пространства зависит от усилий учителей и библиотекарей.

Среди особенностей этого возраста следует выделить:

сосредоточенность на учёбе, индивидуальное определение наиболее привлекательных для себя творческих занятий (рисование, конструирование, художественная самодеятельность и т.д.);

  • возбудимость, эмоциональность, требующие выхода в открытом выражении собственных переживаний, впечатлений;

— В эмоциональной сфере детей 8-9 лет происходят определенные изменения: чувства и переживания становятся сложнее и богаче. Маленький читатель уже может регистрировать и осмыслять свои эмоции, что делает возможным более глубокое отношение к литературному произведению.

Читатели 8-9 лет уже способны смотреть на героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношение к изображаемому. Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях.

В подростковом возрасте происходят дальнейшее формирование представлений о природе, обществе, человеке, постижение норм морали, художественных ценностей. Развиваются аналитическое мышление, познавательная и общественная активность. Подростков начинают волновать серьёзные жизненные проблемы. [7, с. 38-40]

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

  • усвоение и активное использование речи как средства мышления;
  • соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;
  • выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной фазы (решение задачи: осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план); исполнительной фазы — этим план реализуется практически.

У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из детей быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой. [15, с. 137-140].

16 стр., 7528 слов

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного ...

... и родителей. Объектом исследования выступает сказкотерапия как таковая. В качестве предмета – сказкотерапия в контексте воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целью данного исследования является рассмотрение ... языке. Очень многим детям родители не читают сказки. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. ...

Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. [23, с. 6]

На основе вышеизложенной информации можно отметить, что младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.

Чтение расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный, по объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Поэтому структуре и особенностям чтения младшего школьника следует уделять наибольшее внимание, поскольку именно в этом возрасте залаживаются основы чтения, и от того какими они будут, зависит будущее данного поколения. [22, с.148 -151]

В связи с этим изучение особенностей обслуживание детей младшего школьного возраста рассматривается как основа формирования системы информационно-библиотечного обслуживания и является важной и актуальной темой.

4 стр., 1567 слов

Методика работы воспитателя с агрессивными детьми

... и предпосылок агрессивного поведения детей дошкольного возраста Изучение методик работы воспитателя с агрессивными детьми Разработка и внедрение программы по профилактике агрессивного поведения для детей дошкольного образования. ... анкетирование, метод ролевой игры, изучение продуктов деятельности (детских рисунков и рассказов). 1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОПИСАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ...

2. Основные формы и методы работы с детьми младшего школьного возраста

2.1 Индивидуальные методы работы, как средство обслуживания детей младшего школьного возраста

В основе индивидуального метода — учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение детей.

Чтение — это процесс индивидуальный. К каждому ребенку, пришедшему в библиотеку, мы должны относиться как к личности и стремиться воспитать из него талантливого читателя — это значит человека творческого, образованного, умеющего управлять своей жизнью и готового принять участие в жизни других людей.

В индивидуальной работе библиотекаря с читателем встречаются 2 субъекта: библиотекарь и читатель. «Индивидуальное» в этом случае в равной мере относится и к тому, и к другому. Ребенок, регулярно посещающий библиотеку, интуитивно распознает индивидуальные черты библиотекаря и стремится к общению с определенным работником. Некоторые дети приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения.

Наиболее значимыми задачами индивидуальной работы библиотекари считают: установить с читателем контакт, вызвать на откровенный разговор, убедить взять ту или иную книгу, поговорить с ним как «с человеком», побудить задуматься, над прочитанным.

Из множества личностных и профессиональных качеств библиотекаря на первое место дети младшего возраста ставят душевность. Самыми отрицательными качествами библиотекаря дети всех возрастов называют равнодушие и стремление поучать. Индивидуальный стиль общения с читателем во многом определяется литературными предпочтениями библиотекаря. Всё, что любит он, что ценит в литературе, чем увлечен, так или иначе сказывается на работе с читателем, вызывает желание «одарить» его, поделиться впечатлениями. Его диалог с читателем носит, как правило, не вопросно-ответный характер, а характер живой беседы.

Второй субъект индивидуальной работы в библиотеке — читатель. У каждого читателя свой путь к книге, свои интересы, свой взгляд на окружающую жизнь. По тому, что читает ребенок и как читает, как оценивает книгу, можно судить о том, каков он сам. Но чтение не только проявляет личность, оно формирует и развивает ее. Не случайно Н.А. Рубакин, говоря о полезности чтения, подчеркивал, что полезность книги не в ней самой, а в читателе, в работе его ума и сердца. Каждая хорошая книга для ребенка — это ступень в его духовном развитии. Вот здесь и нужна «рука» библиотекаря, чтобы помочь ребенку открыть самого себя.

Ребенок, как известно, приходит в библиотеку добровольно, его контакт с библиотекарем носит свободный характер, не регламентированный оценкой, как в школе. В этих условиях особое значение приобретает принцип сотрудничества, сотворчества, душевного контакта, который нельзя свести к какой-то сумме правил или технологических процессов. Его важнейшая предпосылка — взаимный интерес библиотекаря и читателя друг к другу, готовность понять и принять нечто новое и непривычное, идущее от конкретной личности.

16 стр., 7705 слов

Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в формировании ...

... читателей. Гипотеза исследования : формирование читательской культуры школьников будет успешным, если в процессе педагогической деятельности школьный библиотекарь ... база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности. Поскольку ... и вещественные средства хранения информации — книги, произведения искусства, любые предметы, созданные человеком, ...

Общение — главное слово во всей индивидуальной работе. Именно поиски общения приводят нередко детей в библиотеку. К общению располагает и сама библиотека с ее возможностью индивидуальной беседы с библиотекарем и с другими читателями.

Многое зависит от первого контакта библиотекаря с читателем. Начальные представления о ребенке возникают уже при заполнении читательского формуляра. Общение с ребенком позволяет библиотекарю выявить уровень читательского развития. Но не стоит торопиться и задавать ребенку вопросы с первого раза. Все очень индивидуально. Кто-то сразу захочет рассказать о себе, кто-то будет открываться постепенно. [4, С. 55-60].

Основной метод индивидуальной работы с читателем — беседа.

Беседа — это диалог, доставляющий взаимное удовлетворение и радость. Инициатива в нем может принадлежать как библиотекарю, так и читателю.

В повседневной работе на абонемент и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у выставок, книжных полок открытого доступа, у каталогов и картотек.

беседы при записи

рекомендательной беседы

Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня развития. Часто библиотекарю приходиться сначала выяснить, о чем хотел бы прочитать. Затем он показывает книги различной тематики, кратко знакомя читателя с их содержанием. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать свой спрос. Рекомендательная беседа важна и в случаях, когда читатель просит книгу на определенную тему. Выяснив, почему ребенок интересуется этой темой, что уже прочитано им библиотекарь подбирает книгу и кратко характеризует ее.

Даже, когда читатель спрашивает конкретную книгу — это не означает, что рекомендательная беседа не уместна. Опыт работы с детьми и знанием подсказывают библиотекарю, на какие трудные и важные моменты в книге надо обратить внимание читателя.

Выяснение мотивов спроса при беседе с читателем показывает, например, что спрашивая конкретную книгу, подчас не подозревает о существовании других книг, иногда более ценных и доступных его возрасту. Нередко читатель, заинтересовавшись книгой, спрашивает «что-нибудь такое же». Библиотекарь должен детально конкретизировать читательский спрос. Без выяснения, чем произведения увлекло читателя, удовлетворение последующего спроса не может быть удачным.

беседу о прочитанной книге.

Беседа о прочитанном позволяет библиотекарю понять уровень и качество восприятия читателем книги. Если она была рекомендована библиотекарем, он во время беседы определяет педагогическую состоятельность своей рекомендации.

Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание чувства. Сохраняя яркость восприятия конкретного содержания, читатель во время разговора с библиотекарем может увидеть и понять тот более глубокий «слой» произведения, который не раскрылся ему при чтении, но вот сейчас вопросы библиотекаря позволили ему войти в созданный художником мир образов. Читатель учится понимать произведение. Это означает, что он не просто глубже усваивает, где, когда и почему происходило действие, какие качества героя при этом выявились, но и осознает отношение писателя к изображаемому, глубинный смысл произведения.

8 стр., 3646 слов

Контрольная работа: Книга А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»

... мира. Начальные страницы «Педагогической поэмы», описание жизни колонии на заре ее существования, поражает читателя: несколько полуразрушенных зданий, ... к «поворотному пункту» в поведении воспитанников колонии. Начиная работу в колонии, Макаренко сначала считал, что его задача ... одной из частей его учения о воспитании в коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит ...

отзывы о прочитанном

У читателей младшего возраста отзывом на книгу может стать и рисунок, нарисованный после прочтения книги. Эти рисунки традиционно используются на стендах-выставках, а также при оформлении книжных выставок.

Консультация —

Библиотекарю знакомы читатели, которые в фонде бесцельно переходят от одного раздела к другому. Их внимание привлекает внешний вид книги, её обложка, заглавие, иллюстрации. Библиотекарь может провести консультацию с такими читателями у книжных полок, чтобы привлечь их внимание к лучшим книгам, помочь осознать запросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы. Библиотекарь стремится углубить чтение ребенка, зародить в нем мысль о возможностях и перспективах самообразования, ввести в круг чтения лучшую художественную и научно- познавательную литературу.

Важная задача консультации — указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, предложить справочные издания. Во время консультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги, предисловие. [6, с. 46-52]

Создание установки в чтении — психологического состояния, определяемого как готовность к определенной активности, предшествующей восприятию — одна из важнейших целей консультации.

Предпосылку для полноценного восприятия художественного произведения читателем можно создать, подчеркнув особенности произведения, важные для понимания его художественной ценности. Иногда достаточно выделить одну художественную деталь, чтобы предопределить и направить восприятие. [21, с. 45]

В работе с детьми очень важно применение игровых элементов. Как правило, их используют в массовой работе. Применение же игровых элементов в индивидуальном руководстве чтением могло бы дать второе дыхание старым методам. Если библиотекарь вместо «допроса» переминающегося с ноги на ногу смущенного ребенка предложит ему: «Давай посоревнуемся, кто больше — ты или я — назовем героев из книжки, которую ты прочел, кто больше вспомнит смешных эпизодов из повести, кто точнее даст характеристику главного героя, кто интереснее придумает повести другой конец и т.д.», то читатель с большим доверием отнесется к руководителю чтения и будет с нетерпением ждать предстоящую встречу в библиотеке. Сделать более интересным процесс индивидуального руководства чтением для ребенка помог бы и наглядный материал: литературное лото, плакаты, книжные выставки-игры типа:

  • игра «Кто автор?» — рядом с портретами писателей в кармашки читатель должен вложить карточки с названиями их произведений;
  • географическая карта-игра «Где это происходило?» — нужно отметить на карте место, где происходило действие нескольких книг, обложки которых помещены рядом;
  • игра «Восстанови текст» — разорванный текст или два разных текста вложить в конверт и предложить читателю восстановить написанное, сказать из какой он книги;

— игра «Ералаш» — можно провести со стихами: строки стихотворений, написанные на отдельных полосках, разделены пополам. Первые слова каждой строки лежат слева, а продолжения — справа. Полоски эти перепутаны, получается бессмыслица. Задача читателя разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте.

3 стр., 1289 слов

Формирование интереса школьников к детской зарубежной литературе ...

... «Произведения зарубежных писателей» и «Сказки зарубежных писателей». В программе «Классическая начальная школа» предлагаются отдельные главы для изучения зарубежных детских произведений «Литература зарубежных стран», «Зарубежная литература». Страны, произведения которых входят в круг литературного чтения детей младшего ...

Таким образом, в работе с читателем библиотекарь использует все методы и средства индивидуального общения: от прямого диалога до опосредованных форм общения. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. [18, с. 54-58]

Формы индивидуальной работы отражаются в записях библиотекаря в формуляре — это является требованием в работе детского библиотекаря. Результаты индивидуальной работы нельзя увидеть сразу. При внешней незаметности качественных сдвигов в читательском развитии ребенка они дают о себе знать и в суждениях читателя о прочитанном, в навыках самостоятельного выбора книг, в расширении круга познавательных интересов.

Индивидуальное руководство чтением ребенка — сложный педагогический процесс, требующий от библиотекаря хорошего знания читателей и литературы, высокой общей культуры, подлинного творчества и педагогического мастерства. [9, с. 12]

2.2 Массовые методы работы, как средство обслуживания детей младшего школьного возраста

В основе этого метода — знание и учет возрастных социально-психологических особенностей конкретных групп читателей

Массовая работа вобрала в себя многолетние духовые библиотечные традиции. В творческих лабораториях библиотек, методических центрах, школах передового опыта накоплен богатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике, идет поиск наиболее эффективных моделей с учетом разнообразия профессиональных, интеллектуальных и любительских запросов читателей. Современный комплекс форм и методов массовой работы базируется на лучших традициях отечественной теории и практики, опирается на общие методические приемы и требования к её организации и проведению. [16, с. 67-68]

экскурсия

Главный объект организатора библиотечной экскурсии — экскурсанты. Экскурсия проводится именно для них. Их воспитание, их развитие, расширение их кругозора и просвещение в сфере информационной грамотности — цель экскурсии в библиотеке. А поэтому необходимо максимально учесть уровень информированности, общей культуры экскурсантов.

Библиотечная экскурсия — это способ групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, в которой участвуют совместно группа лиц (экскурсантов) и более сведущие лица — руководители экскурсии (библиотекари).

Определяя место экскурсии, в ряду других средств формирования информационной культуры читателей библиотеки, можно утверждать, что основными задачами этой формы библиотечной работы являются:

  • максимальное удовлетворение интеллектуальной потребности экскурсантов
  • посвящение их в смысл библиотечного дела, неисчерпаемые возможности приобщения к Знаниям через Библиотеку

Задумывая и проводя библиотечную экскурсию, мы всегда заботимся о том, чтобы ее план, используемые наглядные пособия максимально способствовали серьезному ознакомлению с библиотекой, ее структурой, составом фондов, справочным аппаратом, продуктами и услугами для пользователей.

Несмотря на то, что форма встречи единая для всех читателей, экскурсия, естественно, бывает разной. Для дошкольников и первоклассников — «Путешествие в Читалию», для учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов экскурсия называется «Детская библиотека — это здорово!»

Основными формами массового руководства детским чтением в библиотеке являются книжные выставки, обзор литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждение книг, читательские конференции, разнообразные литературные игры (конкурсы, викторины, путешествия по книгам), устные журналы, литературные вечера.

Книжная выставка

Выставка экспонируется в течение определенного времени. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимания. Выставка также показывает ребятам, как много есть в библиотеке книг, журналов и газет, в которых можно найти ответы на их многочисленные вопросы.

С помощью книжной выставки можно определить книги, почему-то не привлекшие внимание ребят, но являющиеся важными и ценными для их читательского развития.

Для читателей 6-9 лет выставка должна быть красочной, занимательной и небольшой, но часто обновляемой, так как дети этого возраста посещают библиотеку очень часто. В оформлении можно использовать поделки детей — рисунки, игрушки, лепку, куклы. При этом используются занимательные приемы пропаганды книг, например игра — викторина.

На выставке библиотекарь знакомит читателя не только с книгами, но и с материалами газет и журналов, объединенными общей темой.

Организуются книжные выставки, посвященные крупным событиям в жизни страны и за рубежом. Тематика выставок может быть связана с изучением предметов школьной программы, с вопросами которые волнуют читателей. Для выявления важных аспектов темы могут быть полезны совету учителей школы, знакомство с новейшей литературой по данному вопросу.

По выставке нужно обязательно провести обзор . Для побуждения интереса к представленным книгам библиотекарь использует различные приемы: чтение или пересказ отдельных эпизодов, вопросы к читателям

Обзор — также широко распространенная в библиотеках форма массовой работы с читателями. Это устный рассказ о книгах и других книжных изданиях, стремление рекомендовать лучшее произведение современной и классической литературы, а также периодические издания. Обзор проводят с целью расширить читательский спрос, показать большое разнообразие литературы в библиотеке. При выборе темы и книг библиотекарь учитывает интересы и увлечения читателей.

Виды образов литературы многообразны. Обзор может быть жанровым (новинок поэзии, прозы), монографическим (посвященным творчеству отдельного писателя), в помощь изучения одного из предметов школьной программы (истории, математики) и т.д. Интересен обзор одной книги, например, альманахов «Ларец», «Хочу все знать». Обзор можно построить целиком по материалам периодики.

Что бы овладеть вниманием аудитории, можно начать обзор с вопроса к читателям, например о его теме, цели. Центральная часть обзора — раскрытие содержания книг. При выборе формы рассказа о книгах библиотекарь учитывает своеобразие литературы, возраст читателя, их число, как они подготовлены к восприятию данной литературы и т.д.

Обзор является самостоятельной формой работы, но часто он проводится у книжной выставки, предваряет или завершает обсуждение книги, литературные игры.

Прекрасно «оживляют» обзор и привлекают внимание слушателей игровые моменты. В этом случае, перемежая подачу информации о книгах с фрагментами игр, можно добиться прекрасных результатов.

Громкие чтения —

Должно быть выбрано такое произведение, которое вызывает у детей сильные эмоциональные переживания, стремления размышлять о прочитанном. Разговаривать с читателями сразу после чтения можно в тех случаях, когда у них есть вопросы к библиотекарю или желание высказаться по поводу услышанного. Эффективны циклы громких чтений, которые проводятся регулярно, в определенные дни и часы.

Групповая беседа

Осуждение моральных проблем, поставленных в книги, требует такта. Нужно больше опираться на чувства и переживания ребят, избежать лекторского тона, желания поучать. Беседы о научно-популярной или научно-художественной книге дает библиотекарю возможность определить степень доступности читателям познавательного материала, выделить моменты, требующие специальных разъяснений. Коллективная работа вызывает интеллектуальную активность читателей, они глубже и эмоциональнее воспринимают содержание книги.

Главное условие эффективности беседы о прочитанном — качество содержания и формулирование вопросов, которые должны нацеливать читателя на сопоставление новых знаний с ранее приобретенными, с самой жизнью, на выявление причинно-следственных связей. Готовя вопросы, важно опираться на познавательные возможности читателей, их образованный багаж, уровень читательского развития. Предлагая вопросы читателям, библиотекарь должен ясно представлять к какому педагогическому результату он стремится. Важный момент беседы о прочитанном, независимо от характера литературы — связь её с предшествующими библиотечными мероприятиями (обзорами книжных выставок, громкими чтениями).

Беседы о прочитанном -, Обсуждение книг

Подготовка читателей к обсуждению состоит в том, что бы выбранную книгу прочли все участники обсуждения и что бы у них возникло желание обсудить её. Для этого у библиотекаря есть не мало приемов: рассказать об авторе, о других его произведениях, организовать книжную выставку, посвященную творчеству писателя и т.д. Большую роль играют индивидуальные консультации для всех готовящихся к обсуждению. В обсуждении могут участвовать 10-15 человек, но не более 20-30 минут. Мастерство библиотекаря и его увлеченность помогут сделать обсуждение неформальным, волнующим событиям в жизни читателей, поднимающим ребят на новую степень в их читательском развитии.[19, 57-66]

Самой распространенной формой массовой работы с младшими школьниками, пожалуй, можно назвать беседу. Если посмотреть в справочнике библиотекаря, то там написано, что беседа — это диалоговая форма мероприятия, которое начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией. Но поскольку в нашей практике мы совсем не используем такую форму, как лекция, где дети были бы просто пассивными слушателями, то наша беседа бывает достаточно разноплановой.

это беседа

Беседа с элементами игры

Можно подчеркнуть, что при организации праздников программа не должна быть громоздкой, затянутой. Максимальное время проведения мероприятий для младших школьников не должно составлять больше часа.

Одной из форм работы, стимулирующей инициативу и предоставляющей возможность школьникам развивать свою творческую активность, является проведение различных конкурсов. Это могут быть конкурсы на лучшую иллюстрацию к книге, на лучшую рукописную книгу по выбранной тематике, конкурс на лучшее стихотворение, или творческую работу о каком-либо писателе и т.п.

Устный журнал, Библиотечные уроки, Литературные игры.

Викторины и литературные загадки — это формы работы, которые развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьникам.

Викторины — занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.

Литературные загадки — это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т.п.

Не случайно они пользуются большим успехом у школьников. Действительно, здесь ребята могут проявить свои познания, а в том, что они это очень любят делать, нет никакого сомнения. При проведении викторин существует одна опасность — надо совершенно четко организовать систему ответов, в противном случае неизбежны шум, и что самое недопустимое — обиды и необъективность оценки. Потому что при нечеткой организации они будут отвечать все сразу.

Существуют новые формы викторин — видеовикторина — показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к детским книгам.

Игровые формы действенны, когда они проводятся в системе. Они могут быть следующим этапом после проведения обзора литературы или частью системы мероприятий, посвященных одной теме. Игры-путешествия для учащихся младших классов неплохо готовить с привлечением школьников среднего возраста, которые способны преобразиться в Незнайку, Доктора Айболита или Золушку. Если в игре присутствуют литературные герои, то эмоциональное восприятие возрастает многократно.[13, 144-149]

В последнее время в библиотеках популярностью пользуется квесты. Литературный квест — это активная форма массовой работы, в основе которой игра-поиск. Маршрут его связан с сюжетом определенных книг и их героев. Он включает этапы с заданиями и места, где участники получают инструкции для дальнейшего движения. Если квест проводится внутри библиотеки, это могут быть разные отделы, помещения или заранее подготовленные зоны. Командная работа в процессе игры в квест в реальности дает детям гораздо больше: помогает развить такие качества как взаимовыручка, умение работать в коллективе, принимать коллегиальные решения. [20, с. 41-44]

Брейн-ринги, КВНы

Таким образом, массовые формы работы обеспечивают наиболее благоприятное условие для общения. Для реализации целей массового библиотечного обслуживания используются различные способы. Каждый из них имеет свою четкую направленность, выражающуюся в специфических возможностях, так или иначе, решать конкретную информационную и воспитательную задачу.

Детские библиотеки накопили большой опыт в использовании самых разных форм и методов раскрытия своих фондов, приобщения детей к чтению литературы.

Для перспективного развития библиотечного обслуживания детского читателя в библиотеке предлагается проведение следующих мероприятий:

  • расширить сферу деятельности библиотек, увеличить число читателей;
  • совершенствовать формы и методы раскрытия библиотечного фонда;
  • улучшить качественный состав фонда;

— Вся деятельность по работе с детьми младшего школьного возраста подтверждает то, что библиотека была и остаётся социальным институтом. В системе учреждений культуры библиотека — единственное место, где ребёнок может получить необходимую информацию, приобщиться к чтению, провести досуг в обществе книги.

2.3 Массовый метод работы в Беноковской сельской библиотеке

В Беноковской сельской библиотеке наиболее полюбившая детям форма массовой работы — квест. Квест («quest» — поиск) — разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении. Квест предполагает прохождение всех этапов в порядке, указанном в маршрутном листе. На каждой остановке команды отвечают на вопросы или выполняют творческие задания.

Литературный квест — это активная форма массовой работы, в основе которой игра-поиск. Маршрут его связан с сюжетом определенных книг и их героев. Он включает этапы с заданиями и места, где участники получают инструкции для дальнейшего движения

Для учащихся младших классов был организован и проведен литературный квест «Путешествие по книжному океану».

Цель мероприятия:

  • расширить читательский кругозор;
  • обогащать словарный запас детей
  • развивать речь, внимание, мышление, читательские способности;
  • привить любовь к чтению, к книге.

Ребята путешествовали по книжному океану с посещением различных островов. Капитан корабля вел свою команду по верному маршруту. Конечной остановкой был Остров сокровищ, на котором, как говорят, еще в стародавние времена пираты зарыли клад. Тайны и открытия подстерегали мальчишек и девчонок на каждом шагу. За прохождение островов путешественники получали карточку, которые являлись подсказкой к заключительному этапу мероприятия. На Острове Всезнаек среди буквенной путаницы отважные путешественники должны были найти фамилии знаменитых детских писателей. На острове Воспоминаний ребят ждали испытания на знания истории своей малой Родины. В стихотворении кубанской поэтессы Т. Зориной «Школа» по предложенной подсказке необходимо было найти нужные буквы, из которых составлялось название города нашего края. На архипелаге «Маленьких книголюбов» нашли послание в бутылке от Робинзона Крузо. На Острове Гармонии ребята отгадали загадку и нарисовали красочный ответ. На Острове Спасения, по логическим размышлениям, юные путешественники нашли нужную цветом коробочку, в которой лежала подсказка к следующему заданию. На острове Золотоискатели участники мероприятия по фамилии автора из книжного фонда находили произведения. На заключительном острове Книжные джунгли ребята разгадывали кроссворды. Все задания квеста были маленькими подсказками для нахождения главного заветного клада. Открыв сундук, путешественники выполнили финальное задание и сложили из полученных карточек фразу Ф. Бэкона «Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный труд от поколения к поколению». Со всеми испытаниями и заданиями юные путешественники отважно справились и достигли своей цели. В конце мероприятия ребят ждал сюрприз — чаепитие.

Игровые задания вызвали массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, помогли сплотить команду и оставили положительные впечатления об этом путешествии по книжному океану библиотеки. Интеллектуальные этапы позволили вспомнить произведения, писателей и развить эрудицию. Квест в команде помог лучше узнать друг друга в условиях необходимости принятия быстрых решений.

Заключение

Младший школьный возраст ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. У него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией — становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, — создание культурной среды развития личности ребенка. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру. В этом процессе всегда есть поэтапность. Каждый этап характеризуется своими особенностями развития психики ребенка, его отношения к миру. Если эти периоды в развитии упустить, то в дальнейшем огромные пласты культуры, в том числе и книжной, уже никогда не будут доступны личности.

Чтение расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Основным принципом в библиотечном обслуживании детей младшего школьного возраста является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей в обществе. Теоретическую основу такого подхода составляют достижения современной социологии, психологии и педагогики детства.

Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.