Хороших методов существует столько,
сколько существует хороших учителей
Д. Пойя
Метод обучения является важнейшим компонен том урока. Ю. А. Конаржевский определяет его как «ключ к дос тижению триединой цели урока, самый подвижный и динамич ный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами».
Что такое метод вообще? Философская энциклопе дия дает такое определение: «Метод — форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из зако номерностей изучаемого объекта». Вместе с тем особенности учебного процесса обусловливают необходимость уточнения этой достаточно общей формулировки. И. Д. Зверев дает такое определение: «Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учи теля и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем» .
Методам обучения свойственны следующие особенности
- метод — это не сама деятельность, а способ ее осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности, поэтому обязательно осознан;
- метод должен обязательно соответствовать цели урока. Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов;
- метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели;
- каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности;
— метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи.
Методы обучения должны соответствовать:
- цели урока;
- содержанию учебного материала;
- формам организации познавательной деятельности учащихся;
- реальным учебным возможностям учеников, т. е. внутренним и внешним условиям для успешной учебной деятельности;
- педагог при выборе МО должен учитывать свои возможности по их использованию
Глава 1 Характеристика процесса обучения
1.1 Понятие и сущность процесса обучения
Что же такое обучение? И.Ф.Харламов так писал об этом: «целенаправленный, педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений». Обучение — это процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей человека, ребёнка. Обучение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие
Методы гигиенического обучения и воспитания населения
... и вторичную профилактику. Также используют методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения (Приложение 2). Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания. Формы ... организации гигиенического воспитания и обучения. Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности ...
ребёнка, другими словами, имеет дело с познавательными процессами ребёнка. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание — учение».
Преподавание — это деятельность учителя по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся. Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки её усвоения, а также взаимодействие с учениками и организации и совместной, и самостоятельной деятельности.
Учение — это деятельность ученика, которая подразумевает освоение, закрепление и применение знаний и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценки учебных достижений; осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества.
Следовательно, обучение — это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей: образовательной и воспитательной.
Образовательная — чтобы все учащиеся приобрели определённую сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков.
Педагогические и гигиенические требования к организации учебной ...
... для организации урока педагогу необходимо знать , требования к современному уроку: расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся; сочетание общеклассных форм ...
Воспитательная — чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.
Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй, из чего следует главная цель образования — вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовывать свой человеческий потенциал.
1.2 Принципы обучения
Принципы обучения представляют собой руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой. Учитывая нацеленность на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения в современной общеобразовательной школе:
- принцип взаимообусловленности обучения и воспитания;
- принцип целостности и единства дидактического процесса;
- принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения;
- принцип научности содержания и методов обучения;
- принцип систематичности и последовательности в овладении учащимися достижениями науки, культуры, опытом деятельности;
- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
- принцип доступности обучения;
- принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;
- принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества;
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Все перечисленные принципы подчинены ведущему принципу — единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, который ориентирует работу учителя на приобщение школьников в процессе обучения к общечеловеческим ценностям.
Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики. В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.
1.3 Формы обучения
Форма обучения (или педагогическая форма) — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются:
- простые;
- составные;
- комплексные.
Простые формы обучения
беседа; экскурсия; викторина; зачет;
- экзамен;
- лекция;
- консультация;
- диспут;
- культпоход;
- «бой эрудитов»;
- шахматный турнир;
- концерт и т.п.
Составные формы обучения
урок; конкурс профмастерства; праздничный вечер;
Исследовательская деятельность учащихся: структура, критерии ...
... в форме реферата и публично представлять результаты учебно-исследовательской деятельности. Основной формой контроля освоения учащимися содержания курса является подготовка реферата и его защита, а также взаиморецензирование и оппонирование. Критерии оценивания исследовательских работ учащихся 8 ...
- трудовой десант;
- конференция;
- КВН.
Комплексные формы обучения
дни открытых дверей;
- дни, посвященные выбранной профессии;
- дни защиты детей;
- недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.
Организационных форм обучения
- формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
- формами организации обучения являются: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.;
- формы учебной деятельности учащегося (виды);
- формы организации текущей учебной работы класса, группы.
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
1.4 Способы обучения
Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. К способам обучения можно отнести:
- индивидуальное обучение;
- индивидуально-групповой способ;
- групповой способ;
- коллективный способ.
Индивидуальное обучение., Индивидуально-групповой способ.
группового обучения
Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Ян Амос Коменский ( XVII век).
Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время
классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.
Для этой формы обучения характерны следующие элементы:
- объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);
- постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
- работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;
- обязательность занятий для всех;
- основной единицей занятий является урок;
- наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул.
Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:
- ограниченное количество обучаемых;
- ориентированность в основном на среднего ученика;
- высокая трудность обучения для слабого;
- торможение развития более сильного учащегося;
- невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.
коллективным способом
Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны — учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.
Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.
Глава 2.Методы обучения
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».
Способы познания педагогом учащихся
... деятельности и эффективностью познания педагогом личности учащихся. Механизм стереотипизации, хорошо известный нам из общей теории межличностного познания, «работает» и в процессе познания педагогом личности учащегося. ... деятельности обычно подразумевается создание системы дидактических методов и приемов, коммуникативные умения и т. п. Под психологическими -- новообразования в личности учащегося. ...
Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
- лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой;
·
словесные, наглядные, демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств, просмотр кино- и телепрограмм; практические задания, тренинги, деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
— объяснительный;
— иллюстративный;
— проблемный;
— частичнопоисковый;
— исследовательский;
по логичности подхода:
— индуктивный;
— дедуктивный;
— аналитический;
— синтетический.
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.
Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Основные методы, объединяются в следующие пять групп:, Методы объяснительно-иллюстративного обучения:
— лекции
— семинары
— рассказ
— беседа
— самостоятельная работа над учебным материалом.
Методы репродуктивного обучения:
— Упражнения
— Практикум
— Программированное обучение
— Тренинги навыков
Методы проблемно-поискового обучения:
— Проблемное изложение
— Частично-поисковый (эвристический, или сократический)
— Исследовательский
— Мозговой штурм
Коммуникативные методы обучения:
— Дискуссия
— Диалог
— Полемика
— Жужжащие группы
— Снежный ком
— Метод проектов
— Презентации
Имитационно-ролевые методы обучения:
— Имитационные упражнения
— Деловая игра (ДИ)
— Ролевая игра
— Организационно-деятельностные игры (ОДИ)
— Организационно-мыслительные игры (ОМИ)
Творчество в педагогической деятельности учителя
... проблемам педагогического творчества не получили там распространения. Исследования по психологии педагогической деятельности дополняют-ся работами ... рекомендует целую сис-тему упражнений. Но вот учитель В.Ф.Шаталов из Донецка внес ... Педагогическое творчество заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения ...
— Аквариум
— Анализ конкретной ситуации (кейс-стади)
Объяснительно-иллюстративные
отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информация разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полученные знания
Репродуктивные методы обучения
способствуют формированию знаний на основе заучивания, умений и навыков (через систему упражнений).
При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу
Методы проблемно-поискового обучения:, Проблемное изложение
учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления
Частично-поисковые или эвристические методы, Исследовательские методы, Мозговой штурм, Коммуникативные методы обучения:, Дискуссия
Диалог — метод обучения, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью
развития представлений по теме. В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы. При этом происходит «мягкая проблематизация» и противопоставление разных точек зрения, нет их столкновения, а скорее – взаимонаращивание, взаиморазвитие исходных представлений. Виды диалога: внутренний (напр., исповедь), критический (выявление проблем, анализ породивших их причин и пр.), сократический (эвристическая беседа).
«Жужжащие группы»
«Снежный ком»
Имитационно-ролевые методы обучения:, Имитационные упражнения
работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д.
Деловая игра, Ролевая игра, Организационно-деятельностные игры (ОДИ)
«Аквариум»
Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.
Анализ конкретных ситуаций, Заключение
Развитие и формирование способностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных в ходе специального образования составляет одну из важнейших задач процесса обучения. В ходе обучения способности не только проявляются, но и формируются, развиваются. Их развитие является не только предпосылкой, но и результатом освоения знаний.
Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать и получить большой объём информации. Обучение — это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание — учение.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/obuchenie-v-pedagogike/
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — Спбю: Питер.,2000г — 325с.
Готовность детей к обучению в школе, как педагогическая проблема
... проблемы психологической готовности ребенка к обучению, выделить основные показатели психологической готовности к обучению в школе. Гипотеза: психологическая готовность детей к обучению в школе влияет на дальнейшее обучение ребенка. Методы исследования: Теоретические методы (анализ и синтез концепций и теорий по проблеме исследования); Эмпирические методы (наблюдение); Диагностические методы ...
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.,2002г – 450с.
3. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие.2008г – 450с
4. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Москва. 2003г – 335с.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.:Просвещение,1993г – 200с.
6. Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1999г – 325с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер., 2005г – 255с.
8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000г — 255с.
9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000г — 300с.