Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, среди дорожных попутчиков. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними – помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.
Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне непосредственного опыта личности группа — это и есть общество, «другие люди».
Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью .
Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того, чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо прежде всего наличие трех единств – места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Таким образом, группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Классификация социальных групп, Определение социальных групп
Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.
Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики
... целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества. Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этапа развития информатизации. Обратим внимание ...
Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его во взрослой жизни.
Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие « группа », но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д. В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как «агрегация » – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
категория
Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других .
Анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:
- Наличие взаимодействия между ее членами;
- Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.
В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями.
квазигруппами
Отсутствие социального контроля | Социальные категории | |||
Социальные классы | ||||
Социальные агрегации | ||||
Социальные слои, классы | ||||
Низкий социальный контроль | Аудитория | |||
Толпа | ||||
Социальные круги | ||||
Средний уровень социального контроля |
Неорганизованные группы (творческие коллективы, спонтанные группы) |
|||
Социальный контроль выше среднего уровня |
Крупномасштабные организации | Касты | ||
Средние организации |
Неформальные малые группы |
|||
Малые группы в организациях | ||||
Клики | Семья |
Рис.1. Формы социальных общностей и социального контроля.
1.1 Виды социальных групп.
Первичные группы
Вторичная группа
Анализируя все вышесказанное, нельзя не отметить важность изучения всего разнообразия социальных групп, существующих в обществе. Во-первых, потому, что сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием: в школе, на работе и т.д., ибо только в групповой жизни он формируется как личность, находит самовыражение и поддержку.
2. Классификация социальных групп.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от:
- размеров группы,
- социально значимых критериев,
- типа идентификации с группой.
Номинальные группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе имя — социальные категории.
Пример:
- пассажиры пригородных поездов;
- состоящие на учете в психдиспансере;
- покупатели стирального порошка «Ариэль»;
- монородительские, многодетные или малодетные семьи;
- имеющих временную или постоянную прописку;
- проживающих в отдельных или коммунальных квартирах.
Социальные категории — искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения. Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.
Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:
- пол — мужчины и женщины;
- доход — богатые, бедные и зажиточные;
- национальность — русские, американцы, эвенки, турки;
- возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
- родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовые;
- профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие;
- место жительства — горожане, сельские жители, земляки.
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистических (о них говорят как о счетном множестве).
Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно (биологические пол и возраст или хозяйственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлежность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.
В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:
- стратификационные — рабство, касты, сословия, классы;
- этнические — расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
- территориальные — выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.
Однако с неменьшим основанием в число главных можно включить любую другую реальную группу. Действительно, мы говорим о межнациональных конфликтах, которые захлестнули XX век. Мы говорим о конфликте поколений, подразумевая, что противоречие двух возрастных групп является серьезной социальной проблемой, которую человечество неспособно разрешить на протяжении многих тысячелетий. Мы говорим, наконец, о неравенстве полов в оплате труда, распределении семейных функций, положении в обществе и вспоминаем в связи с этим патриархат и феминизм.
Таким образом, можно заключить: реальные группы — это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра социальных проблем.
К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие).
Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.
Двигаясь дальше по типологии социальных групп, можно выделить социальную организацию. Это искусственно сконструированная общность людей. Искусственной она называется потому, что организация создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание).
Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпиталь, школа и т.п. — виды социальной организации.
По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста человек до нескольких человек).
По существу, социальные организации — промежуточный между большими социальными группами и малыми группами тип объединения людей. Иными словами, на них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых.
Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. К первичным относят только малые группы, а все другие — к вторичным.
Малые группы — небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению социальных групп, нужно уточнить термин «социальная общность». Он употребляется в двух значениях и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют ее как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.
Этнические общности
Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.
Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).
Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.
Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.
В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации.
Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой приверженны общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Публика
Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог Габриэль де Тард (1843-1904).
В книге «Мнение и толпа» (1901) он сравнивал два социальных образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.
По мнению Г.Тарда, публика — продукт нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампании в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.
Толпа
Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес.
У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия.
Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.
Французский ученый Густав Лебона (1841-1931) видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером. Особенно если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (Гитлер).
Отличительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и подчиняется низменным инстинктам.
Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу.
Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример — давка.
Давка возникает в переполненном автобусе, вагоне метро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием — руганью, оскорблениями, конфликтами, драками. Различают четыре основных типа толпы:
- случайную,
- конвенциональную,
- экспрессивную,
- активную.
Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. К таковым можно отнести очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиров в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающихся по набережной, зевак, наблюдающих транспортное происшествие.
Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.
Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.
Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать, распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т.п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставших обычаем. Когда в 80-е годы чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.
Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.
Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рокфестивали, праздничные гулянья и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.
Активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии.
Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляет собой активную, или агрессивную толпу. Другой пример: штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы только принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.
2.1 Малая социальная группа.
Когда говорится о судьбах цивилизации, мировом сообществе или проводим сравнительный анализ обществ, мы характеризуем мегамир социологии.
Когда мы описываем судьбу одной страны, разбираем ее социальную структуру или взаимодействие больших социальных групп, мы вторгаемся в макромир социологии.
Но, оказывается, существует еще один уровень, без познания которого социальная картина общества останется неполной. Это микромир социологии — малая группа и межличностные отношения, характеризующие ближайшее социальное окружение человека.
Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.
Пример: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада.
Малую группу называют еще первичной, контактной, неформальной. Термин «малая группа» более распространен, чем «первичная группа». Известны следующие определения малой группы:
Дж.Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.
Р.Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.
Р.Бейлз: малая группа — это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.
Количество определений малой группы в литературе приближается к ста. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.
Чаще всего ученые указывают на следующие признаки малой группы:
1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний — 2. Если группа превышает «критическую массу», то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.
2. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.
3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.
4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек — II, а в группе из 7 — 120 связей.
5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5-7 человек считается оптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее индивидов.
6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6-7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 человек.
7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.
8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.
9. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.
Формы малой группы
Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований.
Однако исходных форм всего две — диада и триада. Их можно назвать простейшими молекулами малой группы, которые, подобно генетическому коду, задают другие свойства и признаки малой группы.
Диада состоит из двух человек. Например, пары влюбленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости.
Эмоциональная привязанность влюбленных заставляет их бережно относиться друг к другу, т.е. строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем: от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами.
Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде — эквивалентность обмена и взаимность. В больших социальных группах, скажем, в производственной организации или банке, подобный закон может и не соблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен.
Диада — царство субъективных пристрастий, где социальное начало только еще зарождается. Иное дело триада.
Триада — активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Он рассуждает так: один может ошибиться в оценке моих поступков, но двое вряд ли. Они выражают скорее объективное мнение обо мне.
Так же и в обществе: когда на ваши недостатки указывает один, его мнение можно оценить как взгляд недоброжелателя или завистника. Один способен ошибаться. Но когда то же самое говорят многие, их мнение граничит с объективной истиной.
Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься и как истина, и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку.
Если это так, то между диадой и триадой существует принципиальное различие.
В диаде мнение одного может считаться и ложным, и истинным в равной мере. Только в триаде впервые появляется численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух человек, дело не в количественной, а в качественной стороне. В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социальное начало.
Диада — крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств.
Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.
Для социальной группы характерна закономерность: число возможных комбинаций и ролей возрастает намного быстрее, чем расширяются размеры группы.
В диаде только одна линия взаимодействия, в триаде — четыре. В группе из 6 человек возможны 15 диад, т.е. связей двух индивидов. Можно рассчитать число возможных диад в школьном классе, студенческой группе, спортивной команде или в семье по формуле:
R= n (n-1) / 2
где R — число диад, n — число членов группы.
Структура малой группы
Структура связей и отношений в малой группе изучают методом социограммы.
Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях.
Следовательно, у него наибольшие авторитет и власть. Лидера не назначают, он выдвигается благодаря своим личным качествам. Термин «лидер», как свидетельствует Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие специалисты, в частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г.
Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом. Он не участвует в принятии решений либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера, мало кто считается.
Если лидер в малой группе, как правило, один. то аутсайдеров может быть несколько.
Когда лидеров больше одного, группа раскалывается на подгруппы. Их называют кликами.
Хотя лидер в группе один, авторитетных лиц может быть несколько. На них опирается лидер, навязывая группе свои решения. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро. Если, к примеру, надо устроить вечеринку или сходить в поход, то ядро выступает в роли организаторов.
Итак, лидер — фокус групповых процессов. Члены группы как бы делегируют (по умолчанию) ему власть и право принимать решения в интересах всей группы. И делают это добровольно.
Лидерство — отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.
Взаимодействие в малой группе
Дж.Хоманс на примере рабочей бригады изучил принципы взаимодействия. Он придумал универсальную модель, применимую ко всем типам малой группы. Она содержит три элемента: задания, взаимодействие, установки.
Получив задание, члены вновь созданной бригады приступают к его выполнению. Выходят ежедневно на работу, постоянно сотрудничая друг с другом. Постепенно формируется процесс взаимодействия. В результате между ними возникают определенные чувства, симпатии и антипатии. Повторяясь изо дня в день, они постепенно укрепляются. Создаются установки и привычки. Они — база для формирования устойчивых отношений. Каждый знает, что именно можно ожидать от напарника в конкретной ситуации.
Чем чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства. Возникает своеобразный эффект накопления, имеющий вид спирали: задания стимулируют взаимодействие, которое укрепляет взаимные чувства, а те, в свою очередь, мотивируют людей к дальнейшему сотрудничеству. Постепенно в малой группе возникают собственные нормы и этикет поведения, называемые неформальными (неписаные нормы).
В них аккумулирован прошлый опыт группы. Такие нормы ценятся очень высоко и нередко соблюдаются с большим прилежанием, нежели формальные (должностные обязанности).
Чем более сплочена группа, тем лучше выполняются неформальные нормы, и тем притягательнее группа для индивидов. По отношению к нарушителям применяются неформальные негативные санкции.
Открытие группового феномена произвело в мировой социологии подлинную революцию. Наука обогатилась множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описывались такие явления, как межличностная коммуникация, лидерство, исполнение роли, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и многие другие.
Малая группа послужила соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Проблемы малых групп изучает социальная психология — пограничная дисциплина между психологией и социологией.
Структура группы определяет характер ее динамики и, в свою очередь, определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики.
Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 40-х годов под влиянием работ К.Левина, Дж.Хоманса, Р.Бейлза и других. В поле зрения ученых находятся сегодня вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценностей и целей.
Малая группа находится в конце типологии социальных групп, так как у нее самые маленькие размеры. Исходные молекулы малой группы — диада и триада. На них распадаются более крупные формирования. Структуру малых групп описывают при помощи социограммы, а динамику — в рамках специального направления, именуемого групповой динамикой.
Заключение
В результате проведенного анализа социальных групп, можно сделать следующие выводы:
- Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
- В социологии выделяют следующие виды групп: референтные, большие и малые;
- внутренние и внешние;
- формальные и неформальные;
- первичные и вторичные.
- Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства: наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели;
- принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой;
- устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповых взаимоотношений.
— Выделяют следующие функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/klassifikatsiya-sotsialnyih-grupp/
1. В.Г.Лукьянов, И.С.Урсу «Социология. Учебное пособие», Ст-П.: 1994.
2. С.С.Фролов «Социология. Учебник для высших учебных заведений», М.: Наука, 1994.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979.
4. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960
5. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991
6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
7. Бурдье П. Социология политики. М., 1993
8. Американская социологическая мысль. М., 1994
9. Смелсер Н. Социология. М., 1994
10. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995
11. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
12. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
13. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
14. Гидденс Э. Социология. М., 1999
15. Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
16. Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
17. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
18. Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
19. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003