История развития социально-психологических учений

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

По своей природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две основные (мировые) школы. Это психологическая-социальная психология и социологическая-социальная психология.

Психологическую-социальную психологию — интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.

Социологическую-социальную психологию — интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.

Отмечают, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии.

Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а с другой-ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можно считать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознания роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.

1. История развития психологии

Психология — наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.

1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. анима — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону(427-347 гг. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация).

4 стр., 1726 слов

Понятие душа в психологии

... ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ Душа (лат. anima) – понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на психику, внутренний мир человека и животных; в религии и идеалистической философии и психологии – понятие об особой ... как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Коллективы живых людей и души мертвых взаимозависимы, их связь – материальная, хозяйственная. Представления об ...

Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания.

2. Донаучный период становления социальной психологии

Социальная психология прошла длительный путь развития. История ее развития как науки значительно моложе истории так называемого «социально-психологического мышления».

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой другой научной дисциплины — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их из системы философского знания. Правда, не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии.

История первобытного общества свидетельствует, что уже на заре человечества люди, сталкиваясь с социально-психологическими явлениями, каким-то образом пытались объяснить и использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения.

С VI в. до н.э. до середины ХIX в. происходит постепенное накопление социально-психологических знаний в рамках философии с попытками определить детерминанты человеческого поведения и развития личности в обществе. Так, в древневосточном учении даосизме утверждалось, что человеческое поведение предопределяется законом «дао». Путь человека определен судьбой, поэтому главное для человека — вырабатывать спокойствие и достойно подчиняться судьбе, осуществляя личностный рост.

2 стр., 991 слов

Развитие медико-социального комплекса здравоохранения

... доступности медицинской помощи гражданам РФ. Выводы: Таким образом, приоритетные направления развития медико-социального комплекса здравоохранения следующие: 1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными ... законодательной базы, отсутствие реальных правовых механизмов обеспечения охраны здоровья граждан, социально-правовая незащищенность, как пациента, так и врача. В равной ...

3. История становления социальной психологии как науки

Социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает психические явления, возникающие в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений людей в различных неорганизованных (случайная группа не связанных между собой индивидов, толпа и т. п.) и организованных (на высшем уровне развития — коллектив) человеческих общностях. Социальная психология имеет большую предысторию и сравнительно короткий — около ста лет — путь развития в качестве самостоятельной научной дисциплины. Внимание и интерес к процессам взаимодействия людей в различных человеческих общностях зародился на ранних этапах общественного развития. Первые наблюдения над социальным поведением людей — зачатки будущей социально-психологической науки — зафиксированы еще в античности в произведениях Платона и Аристотеля, позднее в период Просвещения у Монтескье, Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Руссо и многих других мыслителей XVIII столетия. Не образуя сколько-нибудь законченной системы знаний о психологии личности в различных группах, эти наблюдения тем не менее пробуждали потребность понять закономерности социального развития индивида в обществе себе подобных и тем самым подготавливали почву для первых социально-психологических концепций, создание которых относится к середине и концу XIX столетия. Философской базой для разработки этих социально-психологических теорий послужил позитивизм Огюста Конта — философское течение, разновидность субъективного идеализма и агностицизма, сводившее задачу исследования в области психологии к описанию и систематизации сведений, полученных в ощущении.

Началом научного социально-психологического знания можно считать анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности. Уже в произведениях Платона и Аристотеля обнаруживается немало рассуждений о связи между индивидуальными особенностями тех или иных людей и их положением в обществе, об идеальной личности и идеальном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-психологических концепций в более позднее время. Философы прошлого в течение продолжительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим». Отсюда и выводились источники социального поведения людей.

Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологической проблематике возрастает в различных странах. В Германии формируется научная школа, обратившаяся к изучению психологии народов. В первую очередь здесь необходимо отметить труды по психологии философа Лацаруса и языковеда Штейнталя, которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать «Журнал психологии народов и языкознания». За тридцатилетний период было опубликовано 20 томов этого издания, которое можно рассматривать как первый журнал по социальной психологии. Целью журнала было объявлено «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое». На его страницах социально-психологические вопросы рассматривались, исходя из филологической, антропологической и исторической ориентации. При этом явления культуры прослеживались в их историческом развитии. К данному направлению можно отнести и работы «отца психологии» Вундта. 10 томов его «Психологии народов» были опубликованы за период с 1900 по 1920 гг. К сфере изучения «народной психологии» Вундт относил «те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя из индивидуального сознания». Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны, поэтому объектом социально-психологического исследования должен выступать язык, миф, обычай.

6 стр., 2897 слов

Методы психологического исследования

... классификация методов психологического исследования получила более широкую распространенность в отечественной психологии. В атласе по психологии, изданном в Германии, методы психологии группируют по ... в частности дозировать воздействие физических стимулов, на которые человек должен реагировать. Необходимо отметить, что общая тенденция, которая отчетливо проявилась в улучшении методов исследования в ...

В течение долгого времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность, как некий обособленный феномен. Связи личности с обществом подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. «Ныне остро ощущается необходимость достоверного знания… социально-психологических связей людей». Над этими важными вопросами и работают социальные психологи. Возникновению социальной психологии как науки предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Интерес к человеческому поведению, к взаимовлиянию людей в обществе пробудился очень рано. Наблюдения за фактами взаимодействия между индивидами, зафиксированные в трудах мыслителей многих веков, были той основой, на которой в дальнейшем возникла социальная психология. В «Республике» Платона, в «Политике» и «Этике» Аристотеля, в трудах ранних буржуазных мыслителей — Монтескье, Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо и других — содержатся многочисленные (хотя и разрозненные и часто непоследовательные) наблюдения за поведением людей в обществе, влиянием, которое они оказывают друг на друга, за их обычаями и традициями. Многие из выдвинутых в этих произведениях идей получили развитие в процессе более поздней научной разработки; некоторые идеи — наивные и противоречивые — дали импульс для их научного опровержения и тем самым объективно оказались полезными в ходе подготовки к возникновению социальной психологии.

Непосредственным импульсом к выделению социальной психологии в самостоятельную отрасль знания послужили работы группы социологов середины и конца XIX века. Основываясь на позитивистских идеях Огюста Конта, они стремились свести все общественные явления к психическим, игнорируя либо полностью, либо частично действие экономических законов, и с этой целью стали внимательно изучать разнообразные социально-психологические явления. К числу основателей социальной психологии относятся французский юрист и социолог Габриэль Тард (1843-1904), французский социолог Густав Лебон (1841-1931), американский психолог Вильям Макдауголл (1871-1938).

Для их научного творчества характерны настойчивые попытки найти какой-либо универсальный принцип объяснения социальных явлений с позиций психологии. Тард считал таким принципом подражание, Лебон — психическое заражение, Макдауголл — инстинкты. Деятельностью этой группы буржуазных ученых, которые выводили социальные закономерности из свойств индивидуальной психики человека, из неосознанных влечений и инстинктов людей, было создано особое течение внутри буржуазной социологии, разработавшее, в частности, теорию психологии масс — неприкрытую классовую теорию, выражающую интересы правящего класса капиталистических государств. В конце XIX — начале XX в. ведется активный исследовательский поиск движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой многих работ этого периода было выделение того или иного доминирующего фактора при анализе социально-психологических явлений. Подобное упрощение сводило основы всех социально-психологических проблем к единственному объяснению. Баджот и Тард называли в качестве такого фактора подражание, Лебон — внушение, Джеймс — привычку, Макдугалл и Троттер — инстинкт, Дюркгейм и Леви-Брюль — «коллективное сознание». Большое влияние на развитие социально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытателя Дарвина. В соответствии с принципом естественного отбора, который он сформулировал, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность, тем не менее признавал роль социальных воздействий в формировании нравственных качеств человека. Он подчеркивал свою веру в моральную и социальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным и культурным факторам.

5 стр., 2006 слов

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТ

... социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального ... возрасте; 3. Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления [14 ... воспитанников со своими семьями. В исследовании И.Б. Назаровой [18, с. ...

Многие последователи Дарвина обратились к его теории эволюции органического мира, чтобы использовать ее как основу для объяснения социальных и социально-психологических явлений. На этой почве возник социальный дарвинизм, который делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов, хотя сам Дарвин был далек от такой мысли. Основателем социального дарвинизма является английский философ и социолог Спенсер, выступивший со своими собственными эволюционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина. Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими. Исходя из этого, он оправдывал войны, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслители второй половины XIX в. считали расовые, этнические, национальные и классовые различия людей функцией биологических факторов, обусловленных эволюционными процессами естественного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают во Франции Фуле, Эспина, Вормс, Лапуж, в Англии — Баджот, в Австрии — Гумплович и Ратценхофер, в США — Фиске, Смолл, Самнер. Хотя позиции этих исследователей по многим вопросам были различны, все они исходили из того, что биологическое изменение является детерминантой изменения социального.

социальный психология дарвинизм общение

4. Что изучает социальная психология

Круг явлений, попадающих в поле зрения социальных психологов, весьма обширен. Они изучают «механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях». Однако в подходе к этим явлениям, в способах их изучения и истолкования существуют значительные различия. В современной логике и методологии науки существует понятие «предмет исследования», которое отличается от понятия «объект исследования». Один и тот же объект может исследоваться с позиций разных наук, исходя из материалистических или идеалистических, диалектических или метафизических мировоззренческих установок. Иногда в понятие «предмет исследования» включаются и такие признаки, как цели исследовательской деятельности, категориальный аппарат и совокупность методов, процедур и методик исследования. Сказанного достаточно, чтобы уяснить, что вопрос о предмете марксистской социальной психологии — это сложная методологическая проблема, которая решается в процессе развития данной науки. На основе проделанной советскими социальными психологами работы «определены основные принципы ее марксистской методологии, очерчен круг главных историко-философских и гносеологических проблем, выделяется предмет, определяются методы. Показана практическая целесообразность социально-психологических концепций для социального планирования, управления трудовыми коллективами, оптимизации массовых коммуникаций, для научного осмысливания принципов профориентации и профотбора и др.». Однако по вопросу о предмете марксистской социальной психологии до сих пор существуют некоторые расхождения во взглядах. Одни исследователи считают центральной проблемой социальной психологии личность — закономерности ее формирования, взаимосвязь личности и коллектива, общение индивидов, обусловленное их совместной деятельностью и обусловливающее как результаты последней, так и собственно содержание и формы их психической деятельности. Представители другой точки зрения считают предметом исследования социальной психологии «массовидные явления психики», «коллективное поведение», психологию классов, наций и иных социальных сообществ. Наконец, еще одна группа исследователей пытается как-то объединить две выше отмеченные точки зрения; на последней позиции стоит и авторский коллектив данной книги. Решающим условием существования человеческого общества является деятельность, и прежде всего материальная деятельность людей. Поэтому изучение социально-психологических сторон деятельности, влияния деятельности на формирование и функционирование психики людей является важнейшим методологическим подходом марксистской социальной психологии. В процессе деятельности люди преобразуют не только материальный мир, но и самих себя, необходимо вступая в общение друг с другом. Проблема общения имеет особое значение для социальной психологии потому, что без анализа связей индивида с другими людьми невозможно понять поведение данного индивида, точно так же как без анализа коммуникативных процессов в человеческих группах невозможно понять такие явления, как «групповое сознание», «общественное мнение» и т.п. В жизни современного общества большую роль играют средства массовой коммуникации, но наряду с организованными информационными процессами существуют и стихийные. Изучение психологических аспектов общения между людьми — важный раздел социально-психологической науки. Мы уже говорили, что основоположники научного коммунизма обращали внимание на психологические особенности людей, принадлежащих к различным классам или социальным слоям, учили принимать во внимание психологический склад нации, подчиняя, однако, решение всех этих проблем интересам классовой борьбы пролетариата. Имент но с позиций, намеченных В.И. Лениным, изучает марксистская социальная психология особенности психических процессов в больших социальных группах. Понятию «группа» принадлежит одно из центральных мест в системе социально-психологических категорий. Традиционным объектом изучения социальной психологии являются стихийные действия неорганизованных групп, состояния людей, охваченных паникой, способы предотвращения нежелательных массовидных явлений. В XX в. разворачиваются исследования поведения организованных групп и социальных организаций, особое внимание уделяется психологии малых групп. Личность рассматривается в социальной психологии в ее соотнесении с системами совместной деятельности людей, в которые она включена. Особое внимание уделяется выяснению социальной обусловленности психических процессов, состояний и свойств личности, механизмам ее формирования, роли потребностей и мотивов в регуляции поведения индивида. Особую группу проблем составляют межличностные отношения и взаимодействие индивидов. Социальные психологи исследуют восприятие и понимание человека человеком, пытаются проникнуть в тайны межличностной привлекательности, выявить основы влияния человека на человека. Изучение межличностного взаимодействия индивидов в системах организованной совместной деятельности позволяет установить некоторые механизмы, от которых зависят как эффективность деятельности организации, так и психическое здоровье и работоспособность участников. Изучение всех перечисленных выше проблем создает хороший эмпирический и теоретический фундамент для того, чтобы обратиться к главной группе проблем марксистской социальной психологии — к проблемам психологии коллектива. Коллективы советских людей являются основными ячейками социалистического общества. В коллективах проводит человек большую часть своей жизни. От того, каков психологический климат коллектива, в значительной мере зависят и производительность труда, и удовлетворенность работника, и межличностные отношения между людьми. Социально-психологическое исследование коллектива и личности практически смыкается с изучением психологических аспектов управления и выводит на решение ряда задач прикладного порядка. Социальная психология имеет три уровня исследования: экспериментально-эмпирический, теоретический и философско-методологический. Экспериментально-эмпирический уровень имеет своим предметом социально-психологические факты, накопление эмпирического материала, необходимого для дальнейшего исследования и обобщения.

7 стр., 3208 слов

Роман Гончарова «Обломов» как социально–психологический ...

... проявлениях сделало роман Гончарова бессмертным. 1. Психологический портрет главного героя Главный герой -- Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в ... в статье «Что такое обломовщина?», Илья Ильич воспитывался не просто как дворянин, а именно как русский барин, которому «не нужно каждодневно суетиться, не нужно ...

7 стр., 3085 слов

Контрольная работа № 1 «Психология социально-правовой деятельности»

... идеалы) мотивы поступков, поведения и деятельности в целом. 3) Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного ... опасных ситуациях. В системе отношений человека в социальной среде выделяются 4 группы черт характера: 1)отношение ... к труду и другим видам деятельности обуславливает трудолюбием, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. К ...

Этот уровень необходим и в то же время ограничен, ибо при существующей методике и технике исследования редко выходит за рамки изучения малых групп, непосредственных межличностных отношений и отдельной личности в той или иной социальной ситуации. Поэтому социально-психологические исследования не ограничиваются только этим уровнем.

На теоретическом уровне исследования результаты экспериментально-эмпирического изучения вводятся в более высокую систему связей, создаются концептуальные модели социально-психологических процессов, протекающих в конкретных общностях. Значение теоретических исследований заключается в том, что они дают знание сущности, общей структуры и причин социально-психологических процессов, позволяют привести в относительную систему категориальный аппарат.

Они выступают в качестве основы для экспериментально-эмпирических исследований и практического использования их результатов. Философско-методологический уровень социально-психологических исследований, определяя место и значение социально-психологических явлений, процессов и состояний в социальной системе и тем самым связь теоретического и экспериментально-эмпирического уровней исследований, дает мировоззренческое обобщение результатов исследований, позволяет выявлять новые аспекты влияния человеческого фактора па общественное развитие. Таким образом как система научного знания социальная психология включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов, куда входят «накопленный в процессе исследований фактический материал, теоретические построения, принципы, законы и категории, гипотезы, подтвержденные выводы, методы, методика и техника исследования. В более общем виде эта система может быть представлена, с одной стороны, общей теорией, с другой — прикладным разделом науки, в котором пойдет речь о практическом применении выводов социальной психологии во всех сферах социальной жизни (производственной, бытовой, правовой, политической и духовной)». Таковы содержание и структура предмета социальной психологии.

14 стр., 6930 слов

Психология развития личности в младшем школьном возрасте

... социальной направленности личности школьника ... социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. личностью. Личность является продуктом развития ... черты моральной психологии определяются и ... школьников, помимо их совместной учебной работы, ...

Заключение

Социальная психология — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.

Исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

В это время за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии народов» (М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Лебон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний.

После этого началась активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии. На разработку их содержания направляются усилия представителей основных школ психологической науки на Западе: сначала бихевиоризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и интеракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.

5 стр., 2464 слов

Социально-психологический тренинг

... людьми) группы , руководителями предприятий и организаций. Глава 1 Основные цели и принципы социально-психологического тренинга социальный психологический тренинг Основная цель социально-психологического тренинга ... к себе, к другим, к тренингу. Эффективность тренинга во многом зависит не только ... на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что ...

Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов, затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.

В 1920-1940-е гг. социальная психология постепенно превращается в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей. Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

Внутри социальной психологии начинают зарождаться и в 1960-1990-е гг. наиболее продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др.

К сожалению, в СССР социальная психология в 1930-1950-е гг. по политическим причинам практически не развивалась. Сегодня социальная психология и у нас в стране, и за рубежом востребована во всех сферах жизнедеятельности людей.

Таким образом, социальная психология, возникнув на стыке наук психологии и социологии, до сих пор сохраняет особый статус.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/istoriya-sotsialnyih-ucheniy/

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 364 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 264 с.

3. Крысько Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.

4. Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций / Н.А. Мельникова. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

5. Радина Н.К. Социальная психология / Н.К. Радина. — Нижний Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2008. — 167 с.

6. Сыромятников И.В. Курс: социальная психология / И.В. Сыромятников. — М.: МГОУ, 2006. — 110 с.

7. Сыромятников И.В. Курс: социальная психология/ И.В. Сыромятников. — М.: МГОУ, 2006. — С.12-24.

8. Учебник [Основы социальной психологии] / под общей редакцией профессора Б.Д. Карвасарского. — М.: изд-во РАМН, 2004. — С. 93-97.