Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение…»

Актуальность исследования: Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что в последние годы перед обществом встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса. Одним из основополагающих принципов модернизации содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого дошкольника. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности дошкольников, способствующей накоплению творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Главная задача ДОУ -обеспечить развитие личности ребенка.

Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Воспитатели, обеспечивая реализацию условий развития творческого воображения при обучении детей, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека.

4 стр., 1729 слов

Понятие связной речи и её значение для развития детей

... речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду ЗНАЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических ...

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания — недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры.

Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

Проблема развития воображения актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития воображения ребенка.

Объект исследования — воображение у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — воображение как психологический процесс у детей дошкольного возраста.

Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка психологических условий развития воображения у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

  • Организовать и провести исследования индивидуальных особенностей развития воображения у дошкольников.
  • Провести анализ и обсуждение экспериментирования.

Гипотеза: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста осуществляется при условии создания системной, регулярной работы с ними. Мы предполагаем, что направленные занятия содействует процессу развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

В качестве методологических и теоретических основ исследования были использованы:

  • Принципы системного подхода (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев)
  • Принципы развития (Л.С.

Выготский, Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Э. Эриксон).

В соответствии с предметом исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, тестирование, беседа, диагностика развития воображения.

База исследования: Московская область город Щелково МБДОУ детский сад №30 «Ладушки». Средняя группа «Знайки». Эксперимент проводился с детьми 4-5лет ( занятия по подгруппам по 5человек).

Воспитатель Бусурина М.В. Практическая значимость работы мне нужна для работы с детьми, и повышения своей квалификации.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из двух глав. Первая теоретическая, вторая экспериментальная. В курсовую работу входит:

11 стр., 5116 слов

Креативность и личностные характеристики детей дошкольного возраста

... и 9 детей в возрасте 4х. Дипломная работа включает: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. 1 Теоретико-методологические аспекты исследования креативности и личностных характеристик детей в дошкольном возрасте 1.1 Понятие креативности Креативность –«способность ...

Введение, общая характеристика воображения, сущность воображения как психического процесса, основные процессы и механизмы воображения, специфика проявлений воображения. Организация и проведение исследования индивидуальных особенностей развития воображения у дошкольников. Анализ и заключение эксперимента. Заключение.

Глава I. Общая характеристика воображения

1 Сущность воображения дошкольника

Одна из основных функций воображения — это защита личности, компенсация ее негативных переживаний. Воображение помогает изжить гнетущие эмоции, которые могли возникнуть в каком либо конфликте. О воображении как о психическом процессе можно говорить лишь при условии или наличии полноценного сознания. Поэтому психологи утверждают, что воображение у детей начинается с трех лет.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом.

Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь).

Например, увидел белый халат — стал играть в больницу, увидел весы — стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших — выполнение взятой на себя роли. Постепенно — воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие.

А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.

9 стр., 4211 слов

Воображение ребёнка-подростка

... составляющие творческой деятельности подростка. Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового возраста. Актуальность изучения общих закономерностей развития воображения, диктуется, ...

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.

Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

2 Влияние воображения на психологические функции дошкольника

Воображение и эмоции. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения.

Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т.Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «… всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству». Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение.

Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении детей. Известно, как дети любят сочинять; и рассказывать различные «страшилки».

6 стр., 2878 слов

Воображения и познавательная сфера личности

... Выявить взаимосвязь воображения с другими элементами познавательного процесса личности. Объект исследования – воображение и познавательная сфера личности. Предмет исследования – взаимосвязь воображения и познавательной сферы личности. Актуальность данной работы обусловлена значительным местом, которое занимают воображения и познавательная сфера личности в жизнедеятельности ...

Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Ниже мы приводим ряд приемов, активизирующих воображение детей в сочетании с эмоциями.

Воображение и интересы

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.

Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.

Воображение и талантливость. Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество-сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя).

У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий.

Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

13 стр., 6294 слов

Мышление и воображение

... психологическом процессе занимают мышление и воображение. Посредством мышления осуществляется процесс отражения действительности через призму ее анализа и синтеза. Воображение дает возможность человеку не только еще до начала деятельности представлять результат труда, ...

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы -различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д.

Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.

Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.

5 стр., 2049 слов

Развитие творческого воображения

... или иной деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В сюжетно-ролевой игре дети берут на ... продукта воображения, либо при оценки результата; прогностическую - заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект. 2. Способы развития творческого воображения Творческое воображение - ...

Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех, без исключения, детей. Программы эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды.

Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста.

Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием.

В предыдущих главах мы уже отмечали, что воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра.

Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл.

Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития личности подростка.

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.

Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего ребенка).

Как сохранить ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились с целым рядом специальных методов и упражнений.

Слушание речи-рассказа является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы наглядно данного в область воображаемого. А.В.

Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки» имеет важнейшее значение для формирования внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность».

14 стр., 6999 слов

Развитие воображения

... и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения ... или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения. Деятельность воображения самым тесным образом связано с эмоциональными переживаниями человека. Представление ...

Л.С. Славина показала, что слушание рассказов детьми опирается вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение «представить себе сообщаемое». Понимание такой речи «взрослого, которая не имеет опоры в ситуации, данной в восприятии или в воспоминании ребенка, является наиболее важным этапом в развитии речи 2-х и 3-летнего ребенка».

Умение воссоздать ситуацию, изложенную в речи, раз сложившись, остается приобретением ребенка и помогает понять другие рассказы. Такое умение, по данным Л.С. Славиной, складывается к 2,5 годам. Автор подчеркивает, что развитие понимания речи находится в прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки, т.е. без опоры на восприятие.

На первый взгляд, возникает замкнутый круг: рассказы понимаются на основе воображения, воображение же складывается в процессе слушания рассказов.

Методика воспитания детей раннего возраста решает этот вопрос эмпирически, рекомендует рассказы без показа для детей второго года жизни.

Однако представления об услышанном в рассказе не могут возникнуть от простого повторения рассказа. Представление связано с действием и возникает как отражение реального действия. Образ создается как функциональная модель предмета. Правомерно предположить, что в формировании представлений о содержании рассказа ведущую роль должны сыграть действия ребенка как база формирующегося процесса воображения. Народная педагогика почти не использует иллюстрации, поскольку народное творчество устное. Руки ребенка в руках взрослого изображают действия персонажей рассказа. В условиях интимно-эмоционального общения ограничение движений происходит естественно, без принуждения и не вызывает отрицательных эмоций. В тоже время это создает сосредоточенность, необходимую для слушания речи-рассказа.

В традициях народной педагогики можно выделить определенную систему приемов развития воображения в процессе слушания рассказов:

  • вначале — изображение действий в руках взрослого, затем по образцу взрослого;
  • впоследствии — заторможенность движений и мысленное содействие, личностное включение в сюжет.

3 Виды воображения

В структуре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем развитии.

Аффективное воображение. Возникает в ситуациях когда возникают противоречия между теми образами которые сложил в своей голове ребёнок и самой реальностью которая его окружает. Когда ребёнок не может разрешить эти противоречия, у него растёт внутреннее напряжение, чувство тревоги и страха. Доказательством этого является большое число страхов у детей трёхлетнего возраста. Стоит отметить что многие противоречия дети решают самостоятельно. И в этом им как раз помогает аффективное воображение. В связи с эти, можно смело утверждать, что основная функция аффективного воображения — это защитная, которая помогает ребёнку преодолеть внутренние противоречия. Также аффективное воображение выполняет и регулирующую функцию в ходе усвоения ребенком норм поведения. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний. В основном они связаны с переживаниями страха. И если родители организуют дома такие игры, они способствуют изживанию страха.

4 стр., 1897 слов

Воображение и творчество

... у человека знаний в новое сочетание. Развитие воображения и творчества детей разных возрастов учёные называют проблемой века . Именно воображение – «воистину драгоценная способность», «универсальная ... или столь же классические работы Ф.Бэррона, опиравшегося на понятие «установки на оригинальность», лежащей в основе творчества. Творчество рассматривается как деятельность в контексте жизни, ...

Например, мальчик трех лет просит разыграть сказку «Три поросенка», где наиболее значимыми и отыгрываемыми им моментами становятся сцены появления волка и убегания от него. Трижды появляется волк и трижды наш малыш с визгом и криком убегает от него, прячась либо в другую комнату, либо за кресло. И, Вы очень правильно сделаете если будите помогать в этом своему ребёнку. Если вдруг ребёнок испытал сильное эмоциональное переживание, впечатление, важно проиграть с ним дома схожие ситуации, чтобы ребенок мог отыграть свои переживания.

Есть и другие возможности для этого. Если, к примеру, ребенок уже рисует или лепит, он может сделать это в рисунке или в лепке.

Познавательное воображение Наряду с аффективным воображением выделяется и познавательное воображение, которое не только помогает ребёнку преодолевать возникающие противоречия, но достраивать и уточнять целостную картину мира. С помощью познавательного воображения дети овладевают схемами и смыслами, выстраивают целостные образы событий и явлений. Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками.

Творческое воображение — необходимая составная часть творчества

Творчество — способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

1.4 Классификация видов воображения

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

  • В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение — это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.).

Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть — творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству — практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

1.5 История и потенциал воображения в художественном творчестве

воображение психологический дошкольник творчество

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.).

С конца 19 в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых всех направлений — психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей

За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (К. Риччи, Д. Селли, Н. Брауншвиг, Р. Лампрехт).

Почти одновременно с появлением зарубежных теорий развития детского творчества интерес к детскому творчеству возник у нас в России. В 1909 г. в Москве открылась выставка «Искусство в жизни ребенка». Появились статьи и лекции о художественном воспитании.

Выходят в свет труды русских ученых, посвященных детскому рисунку(Л. Г. Оршанский, А.А. Рыбников, К. М. Лепилов, Ф. И. Шмит, В. М. Бехтерев и др.)

Характерным для работ русских ученых было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогической позиции — с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.

Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е. А. Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев и др., психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, а. М. Шуберт, искусствоведы Ф. И. Шмит, А. В. Бакушинский и др.

Труды А. В. Бакушинского оказали большое влияние на теорию и практику художественного воспитания детей. Большой вклад в развитие теории и методики художественного воспитания детей был внесен Н. К. Крупской. В дальнейшем по вопросам изобразительной деятельности детей раннего возраста и методики их обучения специальные исследования вели В. Н. Аванесова («Обучение самых маленьких в детском саду». М., 1968), Т. Г. Казакова («Рисуют маленькие дошкольники». М., 1971),Н. Я. Шибанова («Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании». Пермь, 1974) В 50 е. гг. 20 в. начались исследования творчества детей в различных видах изобразительной деятельности. Детальное исследование по обучению детей аппликационным работам провела И. Л. Гусарова. В ее книге «Аппликация в детском саду» (М., 1968) раскрываются программа и методы работы с детьми по аппликации в трех возрастных группах. Под руководством Гусаровой были проведены исследования в области аппликации: З. А. Богатеевой о формировании декоративно- орнаментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста и Е. С. Рогалевой по вопросу сенсорных основ изобразительной деятельности детей 6 — 7 лет на материале декоративных аппликационных работ.

В помощь воспитателям детских садов были разработаны наглядные пособия — альбомы по аппликации для всех возрастных групп.

Наряду с многочисленными педагогическими исследованиями по вопросам методики изобразительной деятельности проводились и психологические исследования детского творчества (Б. М. Теплов, В. И. Киреенко, Е.И.Игнатьев, Б.А.Сазонтьев, Н. И. Стрелянова, В. С. Мухина и др.).

Исследования творческих способностей изложены в статьях Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой, В. А. Езикеевой.

В своей докторской диссертации «Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова подробно разрабатывает систему навыков и технических умений для всех возрастных групп детского сада, а также раскрывает методику обучения детей рисованию, лепке, аппликации.

Аппликации как один из распространенных видов художественного творчества, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Художественное творчество имеет большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

В процессе непосредственной образовательной деятельности аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами раз личных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают.

Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют де тали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

В процессе непосредственной образовательной деятельности у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы«, Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Непосредственная образовательная деятельность аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Непосредственная образовательная деятельность художественным творчеством способствуют развитию связной речи. Это происходит и в начале непосредственной образовательной деятельности, когда дети активно участвуют в рассматривании и анализе предметов, рассказывают о своем замысле и последовательности его выполнения, и затем, когда они рассматривают свои рисунки, лепку и аппликации, рассказывают о том, что они изобразили; какие рисунки, лепные изображения их товарищей им понравились и почему. Связная речь детей развивается и при знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства, когда они описывают, что видят на картине, в иллюстрации, как они это понимают. Развитие речи детей, безусловно, очень важно, так как положительно сказывается и на их общении друг с другом, с взрослыми; это очень важно и для последующего обучения детей в школе.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Вот почему важно так строить и проводить занятия по рисованию, лепке и аппликации, чтобы осуществлялось развитие речи детей.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном рас стоянии друг от друга.

Недостаточная степень развития технических умений тормозят работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

Опыт изображения, творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых, как известно, не возможна ни одна продуктивная деятельность.

Рассматривая роль художественного творчества в решении задач всестороннего развития ребенка-дошкольника, особенно важно определить возможности занятий рисованием, лепкой и аппликацией в подготовке детей в детском саду к школе.

Такие продуктивные деятельности, как рисование, лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к школе. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности психологической направленности на учение, осуществление правильной деятельности и умения заниматься, а также специальную (предметную) подготовку. Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных. Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни.

Подчеркнем, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов — это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности).

Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Как совершенно справедливо заметил В.А.Сухомлинский, «населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину».

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны.

Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию).

А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Творческое воображение помогает изжить гнетущие эмоции, которые могли возникнуть в каком либо конфликте. О воображении как о психическом процессе можно говорить лишь при условии или наличии полноценного сознания. Поэтому психологи утверждают что воображение у детей начинается с трех лет.

6 Принципы развития творческого воображения

  • Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

.Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

.Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

.В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

.Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные

.последствия, а не абсолютные достоинства.

.Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В своей работе мы попытались максимально реализовать предлагаемые принципы.

.7 Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 — 4 лет иногда путает воображаемое с действительным — то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим — сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно — придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

.8 Как помочь дошкольникам развить свое творческое воображение

Существует множество разнообразных способов:

. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников — читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

. Дети должны как можно больше играть. Игра — лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Написав курсовую работу и проанализировав литературные источники, я могу сделать выводы, что воображение — это очень сложный психический процесс, требующий глубокого и серьёзного изучения.

Воображение — это не просто какая-то отдельная функция нашей психики, а целый механизм, без которого любая наша деятельность немыслима.

Воображение, её механизмы и процессы привлекали внимание учёных ещё с самых давних пор. Пытаясь разгадать эту загадку, они разрабатывали различные научные теории, в которых пытались объяснить, как происходят эти сложные процессы.

Сегодня наука достигла значительных успехов в изучении воображения. Было дано определение воображению, как психическому процессу. Были выявлены виды воображения, зависимость их уровня развития от рода деятельности человека. Было изучено, какой вид воображения превалирует в том или ином возрасте. Была обнаружена взаимосвязь различных видов воображения, её закономерности.

Очень подробно были проанализированы виды воображения.

Так, например, было установлено, что запоминание того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. Воспроизведение включает в себя ещё 3 процесса: узнавание, воспроизведение и припоминание. Главной характеристикой забывания является зависимость его от времени, а сохранение имеет избирательный характер, определяется степенью его участия в деятельности личности; процент сохранения заученного материала после определённого отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объёму этого материала.

В этом и состоит сущность воображения, которая определяет основное направление при изучении вопросов воображения в отечественной психологической науке.

Значительных успехов достигла детская психология. Были изучены многие закономерности развития воображения в различных детских возрастах. Огромное количество научных исследований показывает, как развивается воображение в различных видах детской деятельности.

Проблема развития воображения — одна из наиболее важных, на сегодняшний день. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются с помощью воображения. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Глава II. Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

.1 Организация и проведение исследования индивидуальных особенностей развития художественного воображения дошкольников

Изучить создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Изучить развитие художественного творчества в декоративном рисовании. Место проведения: Московская область город Щелково, МБДОУ №30 «Ладушки». Эксперимент проводился с детьми 4-5 лет (занятия по подгруппам по 5 человек).

Для проведения эксперимента были использованы две методики:

. Методика обучения дошкольников декоративному рисованию. (Автор Грибовская А.А.) Подготовка эксперимента: Знакомить детей с городецкими предметами и росписью, учить выделять ее характерные особенности (элементы, сочетания цветов).

Развивать эстетические чувства, воспитывать любовь к народному искусству. Учить выделять один из элементов — купавка (бутон) и составлять узор на полосе из бутонов, чередуя их с листьями. Учить составлять оттенки цвета (розовый, голубой)

Проведение эксперимента: проводится 3 серии, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии используется наборы для художественного творчества (краски «Гуашь», «Акварель»; кисточки, тонированные листы, вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек вырезанные из бумаги) участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Познакомить детей с элементами декоративной росписи «Городец» (бутоны, купавки, розаны, листья) Учить видеть и называть цвета используемые в росписи. Учить выполнять элементарные элементы городецкой росписи, составлять узор на квадрате, выделять середину большим цветком и по углам бутонами. Учить рисовать всей кистью и украшения концом

Вторая серия. Учить правильно располагать отдельные части узора городецкой росписи, на заранее вылепленных детьми досках из глины. Предложить самостоятельно расписать поднос вырезанный из бумаги.

Третья серия. Предложить детям самостоятельно нарисовать любой предмет городецкой утвари и расписать его.

.2 Обработка и анализ эксперимента

.В ходе первого эксперимента мы увидели неуверенное смешивание предлагаемых цветов для получения нужных оттенков. Неумение детей правильно изображать элементы росписи и правильно передавать расположение частей сложных элементов.

.Во второй серии эксперимента мы увидели уже более уверенный подбор цветов и оттенков для росписи, правильное смешивание красок; дети научились передавать основной замысел росписи со сложными элементами (бутон, розан), правильно располагать их на предложенных поверхностях.

.Третья серия эксперимента показала степень усвоенного материала, умение детей рисовать по замыслу согласно тематике эксперимента.

По полученным результатам были вычислены низкие, средние и высокие показатели по всем сериям эксперимента. По полученным данным можно сделать следующий вывод:

Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются с помощью воображения. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества. Для выбранных мной групп характерна тенденция к увеличению продуктивности художественной деятельности с возрастом.

Заключение

На основе изложенного в курсовой работе материала были сформулированы следующие заключения. Сегодня наука достигла значительных успехов в изучении воображения. Было дано определение воображению, как психическому процессу. Были выявлены виды воображения, зависимость их уровня развития от рода деятельности человека. Было изучено, какой вид воображения превалирует в том или ином возрасте. Была обнаружена взаимосвязь различных видов воображения, её закономерности.

Очень подробно были проанализированы виды воображения.

Так, например, было установлено, что запоминание того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. Воспроизведение включает в себя ещё 3 процесса: узнавание, воспроизведение и припоминание. Главной характеристикой забывания является зависимость его от времени, а сохранение имеет избирательный характер, определяется степенью его участия в деятельности личности; процент сохранения заученного материала после определённого отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объёму этого материала.

В этом и состоит сущность воображения, которая определяет основное направление при изучении вопросов воображения в отечественной психологической науке.

Значительных успехов достигла детская психология. Были изучены многие закономерности развития воображения в различных детских возрастах. Огромное количество научных исследований показывает, как развивается воображение в различных видах детской деятельности.Проблема развития воображения — одна из наиболее важных, на сегодняшний день. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются с помощью воображения. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osobennosti-voobrajeniya-doshkolnikov/

. Дубровина И.В.Психология [ Текст]/ И .В.Дубровина, Е.Е Данилова,А.М. Прихожан-М.Академия,2007.-464с.-ISBN5-769-3671-3

. Маклаков А.Г. Общая психология[ Текст] A.Г. Маклаков-СПб.Питер,2006.-585с.-ISBN5-272-0062-5

. Общая психология и психология личности[ Текст], В.М.РОЗИН-М.РГТУ,Омега-Л,2007.-544с.-ISBN5-98119-215-1

.Общая психология и психология личности [Текст] А.А.Реан-М. Прайм-Еврознак,2009.-640с.-ISBN978-5-17-058581-6

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [ Текст]/ C.Л.Рубинштейн-СПб.Питер,2007.-720с.-ISBN5-314-00016-81999

.Cтепанов С.А.Популярная психология. Энциклопедия [ Текст]/ С.А. Степанов-М. Издательство Эксмо-Пресс,2005.-672С.ISBN-5-999-08839-3

.Еникеев М.И. Общая и социальная психология [ Текст ]/М.И. Еникеев-М. Инфра-М.,2008-624с.- ISBN5-86225-568-0

. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2[ Текст] / Ж. Годфруа-М.-Мир,2009.-496с.-ISBN5-03-001900-6

.Баданина Л.В. Основы общей психологии [Текст]/ Л.В. Баданина-М.-Флинта,2009-448с.-ISBN978-5-9765-07-05-0

. Морозов А.В. Основы психологии [Текст]/ А.В.Морозов-М.Смысл,2008-352с.-ISBN5-8291-0188-2

.Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т.1 [ Текст] Р.С.Немов-М. Владос, 2008,-688с.-ISBN 978-5-691-00552-7

. Ефимова Н.С. Основы общей психологии [ Текст] / Н.С. Ефимова-М. Форум2007,-2888с.-ISBN8199-0301-3

. Тарасова Л.Е. Основы общей психологии [Текст]/ Л.Е. Тарасова-М.Высшее образование 2007,192с.-ISBN5-96992-0071-9

. Нуркова В.В. Общая психология в 7-и т. Т.3 [Текст] / В.В Нуркова-М.Академия, 2008,-320с.-ISBN978-5-7695-5148-2

. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум [Текст]/ Д.М. Рамендик-М.-Форум,2009,-304с.-ISBN978-5-91134-3194

. Андреев О.]/ О.Андреев-М.-АСТ2008,-320с.-ISBN978-5-17-040615-9

. Мюллер С. / C.Мюллер-СПб. Питер,2010,-192с.-ISBN978-5-49807-414-6