Психологическая служба в Соединенных Штатах Америки и других зарубежных странах

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно — психологических знаний, в системе образования создаётся и функционирует психологическая служба. Её сотрудники принимают непосредственное участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребёнка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом. На всем протяжении жизни ребёнка с момента его рождения и до окончания школы он должен находится в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребёнка. В ходе его проводят регулярные психологические обследования, оценивают характер и темпы психического развития ребёнка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.

Психологическая служба является органическим компонентом системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребёнка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба также обязана обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей, их реализацию в обучении и воспитании.

Психологическая служба образования существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю.

Наиболее представлена психологическая служба в США, где она начала развиваться с начала XIX века и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

Школьная психология в США закреплена законами, предписывающими иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.

Первыми психологами — практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование и главной задачей — отбор детей для обучения по специальным программам.

Широкая практика тестирования в американских школах, и, прежде всего тестов на определение коэффициента интеллекта (IQ), способствовала, в частности, возникновению и развитию службы «гайденс».

В начале XX века появилась специальная служба, которая ставила задачу помочь в отборе учащихся, в распределении их по группам, в выборе ими профессии. Такая служба была организована Фрэнком Парсоном. В 1908 году в Бостоне открылось первое Бюро по профессиональной ориентации молодежи — прообраз будущей службы «гайденс».

5 стр., 2136 слов

Психологические проблемы инклюзивного образования

... социально-психологическому аспекту инклюзивного образования, так как образовательная интеграция «особого» ребенка вносит изменения в социальный и в психологический ... ­ходимо для себя решить проблему самоопределения -- как относиться к «особому» ребенку: как к равному или ... ведомств, со­циальных служб для оптимизации процесса образовательной интеграции «особых» детей. Существуют следующие виды ...

Теория профессионального консультирования развивалась и совершенствовалась и вскоре специальные отделы «гайденс» появились в каждом штате США с гораздо более широкой сферой деятельности. Они координируют деятельность службы школ округов и проводят консультации по всем вопросам.

В каждой школьном округе, как и в отдельных округах, разрабатываются собственные программы «гайденс»; в общем виде их задачи сформулированы как содействие наиболее полному развитию потенциальных возможностей каждого школьника. Для этого в школах создаются специальные комитеты, куда входят директор с заместителем, главный специалист службы — каунслер (советник — консультант) и несколько опытных, авторитетных для детей педагогов. Задача такого комитета — изучать проблемы школьников, что их волнует, интересует и т.д. Затем разрабатывается программа деятельности службы с учетом полученных данных. Планирование работы «от ребенка» (в зависимости от его интересов и потребностей) делает службу «гайденс» гибкой и эффективной системой. В сферу деятельности службы вовлечен большой круг лиц, Ведущий принцип программы — индивидуальная ответственность. Каждый сотрудник школы (не только учитель) должен отчетливо представлять цели программы, свои функции в ней и активно участвовать в общей работе. В команду «гайденс», помимо каунслера входят социальный сотрудник, психологи, сотрудник, отвечающий за посещаемость учащихся, учителя — консультанты, учителя «домашней комнаты», атташе по связям с органами юстиции, врачи и медсестры, руководители кружков и клубов, ассистенты — секретари и другие.

Ключевая фигура программы — каунслер, Это человек с высшим педагогическим образованием, который дополнительно прошел подготовку на одно- или двухгодичных курсах по специальности «гайденс».

Для поступления на эти курсы необходим стаж работы в школе от двух до пяти лет. Претендент должен иметь степень магистра педагогики, диплом со средним баллом, не ниже четырех, высокие показатели по тесту измерения умственных способностей и положительные рекомендации с места работы. Кроме того, к кандидату предъявляются такие требования: он должен хорошо знать цели службы «гайденс», обладать коммуникативными способностями, иметь склонности к исследовательской работе. На курсы по решению специальной комиссии принимаются только лица, полностью отвечающие установленным требованиям.

Иногда службу «гайденс» называют «созвездие служб», потому что на самом деле это целый комплекс подразделений. Ориентируясь на общую цель — развитие детей, они решают определенные, конкретные задачи. Как правило, таких служб пять:

  • служба измерения (оценочная), главная ее задача — собирать, систематизировать, оценивать и анализировать всю информацию о ребёнке;
  • информационная служба, связана с распространением информации по всем вопросам;
  • служба каунслинга или консультирования — процесс взаимодействия между каунслером и клиентом (учеником), помогающий личности в познании себя и окружающего мира, в результате чего вырабатываются и (или) уточняются цели и ценности будущего поведения;
  • самая распространенная форма каунслинга — интервью, собеседование;
  • служба направления занимается устройством школьников на работу или на учебу в другое учебное заведение;
  • служба контроля за результатами программы «гайденс», она изучает, как сложилась дальнейшая судьба выпускников школы для анализа и коррекции действий школы в зависимости от результатов.

Служба «гайденс» стремится помочь найти своё место в жизни всем детям — сильным и слабым, активным и пассивным, обычным и «особенным». Так называют учеников, не соответствующих понятию «средние, нормальные». К этому разряду относят не только детей, отстающих в развитии, но и обладающих незаурядными способностями.

13 стр., 6373 слов

Программа формирования стрессоустойчивости учащихся старших классов

... учащихся старших классов; Исследовать особенности стрессоустойчивости учащихся старших классов; Подобрать методы и приемы работы с учащимися старших классов по формированию стрессоустойчивости; Спланировать и провести обучающий эксперимент с детьми данного возраста, оценить эффективность проделанной работы. Гипотеза исследования: программа формирования стрессоустойчивости учащихся старших классов ...

Дети с замедленным умственным развитием не могут обучаться по общим программам, поэтому каунслеры, обнаружив таких учащихся, направляют их в специальные группы. Для них разработаны программы обучения, обеспечивающие подготовку к продуктивной, полезной жизни; они включают такие разделы как физическая и психическая терапия, трудовая подготовка, профессиональное обучение и т. д.

В группу «особенных» входят и эмоционально расторможенные дети. Они не могут учиться в обычных классах не потому, что у них нарушен интеллект или они нездоровы, а сложность в том, что они не в силах управлять своими эмоциями, своим поведением и поэтому испытывают трудности в общении с другими детьми и взрослыми. Это могут быть дети не только с возбужденной, но и с угнетенной психикой, с признаками депрессии.

Одаренные дети — тоже «особенные» — предмет особого внимания службы «гайденс». С ними работают лучшие учителя по углубленным программам, каунслер составляет для них индивидуальные программы развития личности, предусматривает особые формы внеклассной деятельности. В таких детях развивают инициативу, ответственность, независимость в суждениях; их обучают риторике, логике, развивают их коммуникативные навыки, общественно-политические интересы, словом, так целенаправленно, продуманно готовится новое поколение государственных деятелей.

Таким образом, «гайденс» влиятельная часть системы образования и воспитания, способная к гибким изменениям, отвечающая требованиям общества, главная задача которой — подготовка учащихся школ к жизни.

Службы, подобные американской «гайденс», — обязательным компонент структуры образования в Англии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Германии, во многих других странах мира. Организация ЮНЕСКО, ещё в 1977 году на международной конференции образования рекомендовала внедрение психолого-педагогической службы, которая должна решать важные задачи, готовя молодёжь к выполнению социальных функций, предписанных данным обществам, сохраняя и укрепляя его структуру.

Однако следует отметить эволюцию школьной психологии и значительные достижения в развитии теории и практики школьной психологической службы в США за последние 35 — 40 лет.

В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов. Важное значение для развития школьной психологической службы имела конференция в Уэльсе (1973), на которой рассматривались вопросы о целях и роли школьной психологической службы, об этических и юридических её основаниях, проблемам профессионализации школьного психолога, содержание программ обучения школьного психолога и т.д. В 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP).

36 стр., 17834 слов

Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей ...

... детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: импровизация как ... Александр Гиршон (кандидат психологических наук, танцевально-двигательный терапевт, ... танца ("грязных танцев") и поиска новых движений, но не может быть сценическим жанром. Это недоверие выражается в том, что люди, получившие российское (советское) хореографическое образование ... отвечают Актуальность данной работы заключается в ...

Многие специалисты начали пересматривать измерение как то единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии.

Выделяется несколько уровней функционирования психологической службы.

На первом производится главным образом тестирование с целью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении.

На втором работа направлена как на тех учащихся, которым необходимо специальное обучение, так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы.

Третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития. Собственно психологическая служба осуществляется, начиная со второго уровня, когда психолог переходит от подсчета и интерпретации баллов теста к психолого-педагогическому клиническому обследованию учащихся. Многие специалисты в настоящее время рассматривают измерение и тестирование лишь как один из компонентов более широкого поля деятельности психологической службы, в частности психологической консультации.

Психологическая служба в США относится к числу служб для клиентов, связанных с системой образования — от дошкольного до высшего образования, и основная её цель — служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:

  • n психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;
  • n активные вмешательства психолога, направленные на обеспечение полноценное влияние школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;
  • n помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребёнка — специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;
  • n консультирование и совместную работу с персоналом школы и/или родителями по проблемам учащихся, связанных со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.

Таким образом, в хорошо организованной школьной психологической службе, первоначально предназначенной для отбора, селекции детей, всё чётче проявляются новые, прогрессивные тенденции, которые находят организационное воплощение и широкое практическое распространение в детской практической психологии.

Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Альфреда Бине, начавшего свои исследования в этой области ещё в 1894 году. В1897 г. выходит его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы.

В 1905 году Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине — Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 году открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба. В 1947 году в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством профессора А. Валлона. В отличие от тех задач, которые ставил перед психологической службой в школе А. Бине, А. Валлон полагал, что её цель не в селекции детей по каким — либо признакам, а в психологической помощи каждому ребёнку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей.

11 стр., 5339 слов

Адаптация детей к школе

... различают специфические и неспецифические. Наиболее общую реакцию организма отражают неспецифические реакции, которые чаще всего выражаются в развитии общего адаптивного синдрома. Специфические адаптивные реакции вырабатываются ... и на­личным уровнями адаптированности, что служит сигналом к мобилизации адаптивных возможностей ор­ганизма. На втором этапе происходит мобилизация спе­цифических и ...

В 1951 году Министерство образования Франции впервые представило описания функций школьного психолога. Этот документ был основой дискуссии на I и II Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге соответственно в 1952 и 1954 годах.

Однако в силу изменения политики в образовании деятельность службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей.

Потребность в школьных психологах на протяжении 50 — 60-х годов нарастала, прежде всего, вследствие значительного увеличения количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями. Министерство образования обратилось к психологической науке, по существу, вновь за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Это объясняется тем, что психологическая служба образования была сосредоточена именно в начальной школе, когда такой отбор детей для обучения в разных типах школ наиболее актуален.

Для решения этих задач 1960 году открываются четыре психологических центра — в Париже, Бордо, Гренобле и Безонсоне. Однако, начиная с 1970 года преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-педагогической помощи, каждая из которых представляет собой команду, состоящую из одного специалиста по школьной психологии, одного специалиста по психологии обучения и одного специалиста по психомоторному развитию. Такая бригада призвана обслуживать от 800 до 1000 учащихся и, хотя территориально располагается в какой — то одной школе, обслуживает, как правило, несколько школ.

Группы психолого-педагогической помощи, в которых работает большинство школьных психологов, административно подчинены Департаменту образования. Объектом деятельности этих групп являются в первую очередь дети дошкольного и младшего школьного возраста (2 — 12 лет), причём основное внимание уделяется работе с детьми 3 — 7 лет. В центре — проблемы обучения и поведенческие проблемы, которыми соответственно занимаются разные специалисты. Одна из основных задач — выявление детей, нуждающихся в специальных формах и методах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам.

С середины 80 — х годов начинается новый этап в развитии практической школьной психологии во Франции. В 1985 году была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций — членов Национальной Ассоциации Психологов (ANOP).

Эта группа провела специальную работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркнуто, что функции педагогического психолога, так же как функция любого практического психолога, должны включать в себя обслуживание потребностей клиента, однако подход педагогического психолога имеет свою специфику. Педагогический психолог имеет дело со всей психологической реальностью ребенка постольку, поскольку он может способствовать развитию всех сторон его личности; при этом педагогический психолог может подключать к этому процессу родителей и учителей. Специально подчеркивается, что педагогический психолог может идти и против системы школьного и семейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному развитию личности ребенка.

В последующее время во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы — предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой на предшествующих этапах службы, — отделять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.

Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих учёных во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям. Отмечается, что тестирование не позволяет определить перспективы развития учащихся, оно даёт неверные результаты при обследовании подростков из низших социальных слоёв и из культурно отсталых районов. Кроме того, эта методика основной акцент делает лишь на одном виде одаренности — интеллектуальном.

Эту же мысль подчёркивал немецкий учёный И. Мюллер, считая, что при современном уровне технологического и экономического развития, для того чтобы овладеть профессией и преуспеть в жизни, требуются кроме определённого уровня умственного развития и другие способности и качества: умение хозяйственно мыслить, технико-конструктивные и технико-практические способности, активная волевая и эмоциональная деятельность, энергия и настойчивость и т.п. Сейчас нельзя ценить человека только со стороны его интеллектуальных способностей, надо оценивать его всесторонне, как становящуюся личность.

Глубокую неудовлетворительность формальными психометрическими тестами давно уже выражают английские психологи. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность применяемых тестов, их ограниченность и искусственность. Одним из существенных недостатков тестового материала они считают полное игнорирование эмоциональных моментов, которые в реальных жизненных ситуациях являются существенной частью поведения. Э. Стоунс отмечал, что использование тестов приводит к разделению людей на тех, у кого высокий показатель IQ, и на тех, у кого он низкий. Однако в последнее время растет число исследований, в которых вместо распределения людей по группам, состоящим из приблизительно одинаковых по психологическим характеристикам людей (слабоумные, тупые, или плохо обучаемые), внимание фиксируется на конкретных трудностях научения, с тем чтобы выявить природу этих трудностей.

Определенный опыт организации и деятельности школьной психологической службы накоплен и в странах Восточной Европы. Здесь психологическая служба школы ставит перед собой задачи, решение которых направлено прежде всего не на констатацию уровня развития учащихся с целью отбора, а на получение психологической информации об учащемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие.

Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы функционирует в форме психолого-педагогических районных или областных центров или консультаций. Эта служба — неотъемлемая составная часть системы народного образования и воспитания всех детей, подростков и юношества. Так, в Чехии в 1980 году было разработано положение о консультациях по вопросам воспитания, которое вошло в Закон о школе. В Венгрии издана инструкция для консультации по вопросам воспитания, утвержденная руководящими органами народного образования.

Основное содержание психологической службы — помощь в обеспечении развития здоровой личности, проблемы профессиональной ориентации. Доминирующая функция психолога — консультанта, например, в Чехии и Словакии заключается в психодиагностической деятельности. Её результатом служит диагностическое заключение, из которого вытекают последующие рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры — зачисление ребёнка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, врачебное обследование (психоневрологическое, логопедическое и другое).

Большое место в консультациях занимает определение у всех детей готовности к обучению в школе, так называемой школьной зрелости, за год до поступления ребёнка в школу (дети начинают учиться с шести лет).

В зависимости от уровня развития ребёнка психолог даёт соответствующие рекомендации: начать посещение школы до достижения шестилетнего возраста, поступать в первый класс в обычные сроки, приступить к обучению в выравнивающем первом классе, отложить поступление ребёнка в школу на один год, направить в особую школу (например, для плохо говорящих и т.п.).

Родителям и воспитателям детских садов даются рекомендации по развитию тех детей, у которых обнаружена недостаточная готовность к обучению в школе. Через год, перед самым поступлением в школу, этих детей обследуют ещё раз. И чешские и словацкие педагоги и психологи считают, что приблизительно 16% детей, которые по закону должны были бы начать посещение школы, в психическом отношении оказываются ещё не полностью готовыми к нему. Поэтому современная оценка психологической готовности детей к обучению в школе — один из основных видов деятельности по предупреждению трудностей в обучении.

В консультации или центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Среди учащихся, испытывающих трудности в обучении, оказываются также дети с первичными отклонениями в развитии на основе легких форм задержки умственного развития. Оптимальное развитие этих во многом зависит от правильного заключения психологического обследования, результат которого ведет к соответствующим рекомендациям условий и методов воспитания и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых имеются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании. Работники центров считают, что «проблемных» учащихся в основных школах около 30%. Квалифицированное психологическое обследование трудных и педагогически запущенных детей выясняет причины их проблемности и намечает определённые рекомендации в работе с ними.

Следует подчеркнуть, что психологические консультации и центры в основном занимаются решением конкретных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерской инструкции для консультаций по вопросам воспитания, вменяющей в обязанности психолога заниматься проблемами, связанными с наблюдаемыми в поведении ребенка отклонениями от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими средствами (например, агрессивное поведение, продолжительное беспокойство, невнимательность, наблюдаемая долгое время, и т.д.); с проявлениями в поведении ребёнка чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости, боязни школы, ответов на уроке и пр.; систематическими кражами, ложью ребенка дома или в школе; побегами ребенка из дома или из школы; внезапными изменениями в поведении ребенка: хороший ученик начинает плохо учится; низкими результатами учения, которые значительно хуже тех, каких бы он мог добиться при своих способностях; затруднениями по усвоению одного из учебных предметов; отсутствием интереса к учебе в школе; нарушениями речи нервного характера — заикание, скороговорение; жалобами ребенка ли родителей на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость и т.д.

Таким образом, психологическая служба системы народного образования в странах Восточной Европы занимает существенное место в деле воспитания и обучения детей, подростков и юношей.

Итак, говоря об истории развития школьной психологической службы за рубежом, можно отметить, что наиболее эта часть психологических знаний распространена в странах с богатыми традициями в этой области — Великобритании, США, Франции, Японии, Канаде и других. Очень интересен опыт психолого-педагогических центров в странах Восточной Европы Венгрии, Чехии, Словакии и др. Опираясь на теоретические и практические разработки по организации и функционировании психологических служб в образовании, в некоторых странах, главным образом, в странах Северной Африки и Ближнего Востока, только начинается работа по психолого-педагогической поддержке, диагностике и т.п.

Научное обоснование и организация школьной психологической службы в каждой стране реализуются по — своему. Психологическая служба, с одной стороны, определяется принятыми в стране психологическими концепциями, а с другой стороны, — потребностями народного образования, целями воспитания и формирования личности, которые зависят от культурных, политических, экономических и других особенностей той или иной страны.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psihologicheskoe-obrazovanie-v-ssha/

1.Веселова В.В. «Билет в будущее» — М., 1990.

2.Кала У.В., Раудик В.В. «Психологическая служба в школе» — М., 1986.

3.Немов Р.С. «Психология», в 3-х т. Т.2 «Психология образования» — М., 2000.

4.«Практическая психология образования» ? под ред. И.В. Дубровиной, М.,1998.

5.«Рабочая книга школьного психолога» ? под ред. И.В. Дубровиной, М., 1995.

6.Щедрина Е.В. «Американская психологическая ассоциация» // ж. «Вопросы психологии» — 1993 — № 2 — стр. 116 — 121.

Приложение

психологический служба школьный

Таблица. Время, затрачиваемое школьными психологами США на различные виды деятельности (ежедневно).

Виды работ

Среднее время

(в мин.)

Процент рабочего времени

1

Психолого-педагогическое измерение

104

21

2

Обзор запросов, написание отчета, др. официальные обязанности

90

18

3

Обед и личное время

50

10

4

Консультации учителей

43

9

5

Консультации другого персонала школы

43

9

6

Собрание работников школы или конференции

38

8

7

Консультации родителей

35

7

8

Служебные разъезды

29

6

9

Индивидуальное консультирование

24

5

10

Совещания или тренинги для работников службы

10

2

11

Проведение совещания или тренинга

10

2

12

Оценка исследования или программы

8

2

13

Групповое консультирование

5

1