Психокоррекция школьной тревожности

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Этому посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности и адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги.

Тревожность является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Повышенный уровень тревожности у школьника может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать и как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности.

Тревожность появляется у ребенка на фоне школьного неблагополучия и может переходить в школьный невроз или фобию, что ведёт к нарушению школьной адаптации. Факторами, влияющие на развитие школьной тревожности часто оказываются учебные перегрузки; неспособность ребенка справиться с учебной нагрузкой (школьной программой); завышенные, неадекватные ожидания родителей; плохие отношения с педагогами; часто повторяющиеся зачётно — экзаменационные ситуации; смена школьного коллектива или неприятие детским коллективом. Такой ребенок не может долго работать, быстро устает; легко отвлекается, любое задание вызывает у него излишнее беспокойство; часто такой ребенок, замыкаясь в себе отказывается от общения с учителями или одноклассниками, руки у него обычно холодные и влажные, а сам он сильно потеет когда волнуется, что говорит о неуверенности в себе и своих силах. Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, система воспитания в школе. Поэтому вопросы изучения школьной тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов – выявление причин возникновения и способов психокоррекции тревожного поведения школьников.

76 стр., 37595 слов

Тревожность у детей

... феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, а также проблемы школьной тревожности. Вторая глава посвящена рассмотрению особенностей взаимодействия детей младшего школьного ... М.С. Неймарк называет это “аффектом неадекватности” – “… острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить ...

За последние 10 лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их характер взаимодействия с другими людьми.

По данным специалистов, детей с различными формами школьной тревожности в первых классах в настоящее время — до 30–35%.

Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной психологической науке, т. к. ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного обучения и воспитания школьников.

Ряд научных исследований, посвященных коррекции тревожности, свидетельствует о значительной роли организации психокоррекционной работы в снижении тревожности школьников. Поэтому актуальность исследования проблемы психокоррекции школьной тревожности является важной на протяжении всего периода развития современной психологической науки и практики.

Объект исследования – школьная тревожность как составляющая функциональной структуры личности.

Предмет исследования – процесс психокоррекции школьной тревожности в подростковом возрасте.

Цель исследования: исследовать принципы и методы психокоррекции школьной тревожности подростков.

В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены

  • изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
  • проанализировать основные причины возникновения школьной тревожности
  • разработать методику преодоления школьной тревожности, апробировать ее экспериментально;
  • проанализировать полученные результаты.

    Глава 1.

Тревожность как проявление эмоциональной сферы.

1.1 Понятие тревожности в психологии.

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию беспокойства, или тревоги.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

20 стр., 9804 слов

Особенности тревожности у младших школьников

... феномен школьной тревожности. Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза: Цель: изучение влияния академической успеваемости на школьную тревожность в младшем школьном возрасте Задачи: Провести теоретический анализ школьной тревожности в психологической литературе. Провести исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. ...

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину.[14,с.57]

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [14, стр. 66]

“Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий”. [4, стр. 68]

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. [24, стр. 234] Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. [21, стр. 68 ]

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая “личностная тревожность”).

Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. [24, стр. 234]

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как “ситуационная тревожность”. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх». К. Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Рассмотрение страха как отдельной эмоции позволяет проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты, а также особенности его взаимодействия с другими эмоциями.

Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Каждый страх или вид страхов проявляется только в определенном возрасте, и в случае нормального развития со временем исчезает: обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течении 3–4 недель, в противном случае речь идет о страхе невротическом. Для невротического страха характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность вплоть до взрослого возраста.

13 стр., 6428 слов

Влияние факторов окружающей среды на психическое состояние человека

... окружающей среды на эмоциональное состояние человека. Задачи: 1 Изучить основные психические состояния человека 2 Рассмотреть теоретический подход к вопросу изучения психических состояний 3 Выделить основные факторы окружающей среды и определить их влияние на развитие психики и эмоциональное состояние человека ...

Впервые выделил и акцентировал состояние тревожности З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [24, с 240].

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

  • высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
  • высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
  • боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
  • мотивация достижения успехов низкая из-за опасения возможной неудачи.

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как несущих в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи).

Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации. [21, стр. 415]

19 стр., 9050 слов

Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, ...

... вопроса мотивации достижения успеха, избегания неудачи, тревожности и вопроса их взаимосвязи 1.1 Проблема тревожности в психологии Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, из-за ожидания неприятности , и предчувствие грозящей опасности. Тревожность различается как эмоциональное состояние и как ...