Детство как социально-психологический феномен. Современная концепция детства в психолого-педагогических науках

  1. Детство как социально-психологический феномен. Современная концепция детства в психолого-педагогических науках.

Первые попытки осмысления детства были предприняты в конце 19 в. в русле истории педагогики.

1960 г. – Ариес «Ребёнок и семейная жизнь при старом свете». Он анализировал соц.установки отношения взрослых к детям.

1. Проблема эволюции понятия и образа детства и история осознания детства как особое соц.явление.

2. История школьной жизни

3. Место и функции детей в «старой» и современной школе.

Были и «+» и минусы

+ впервые показал, что детство – это не только универсальная фаза человечества, это понятие, имеющее сложное содержание в разные эпохи.

ПОДХОДЫ:

1)) Историко-философский (Ариес, Демоз, Стоун, Кудрявцев, Субботский, Кон, Коган)

2 осн.направления:

А) Социологическая история: нормативный образ ребёнка, стили воспитания, социальные установки взрослых.

Б) Психологическая история: субъективные факторы детства, эмоциональный климат, специфика детских ценностей.

«Психогенная теория» Демоза

  • эволюция взаимоотношений между родителями и детьми – источник исторического развития.
  • «поколенческое давление»
  • история детства – последовательный ряд сближений между взрослым и ребёнком.
  • на каждом предыдущем историческом этапе, способы, которыми родители отвечают на потребности ребёнка менее эффективны, чем на последующем.
  • воспит.обычаи общества – главные условия передачи и развития элементов культуры.

Демоз выделил 6 периодов в истории развития детства:

I. Инфантицидный стиль (с древности до 4 в.н.э.)

*детоубийство

II. Бросающий стиль (4 – 13 в н.э.)

*резкое снижение инфантицида

*наличие у ребёнка души

*стремление сбыть ребёнка с рук (кормилице сбывали, в монастырь, в чужую семью)

III. Амбивалентный стиль (14 – 17 в.)

IV. Навязчивый стиль (18 в.)

  • ребёнок становится ближе к родителям
  • ребёнок не объект физ.строя
  • взрослые стремятся контролировать не только поведение, но и его внутренний мир.

V. Социализирующий стиль (19 сер.20 в.)

  • Ребёнок-объект социализации
  • Цель воспитания – подготовка детей к будущей самостоятельной жизни.

VI. Помогающий стиль

  • Ребёнок знает, что он хочет, родители помогают индивидуальному развитию ребёнку.
  • Эмоциональная близость
  • Эмпатия
  • Понимание

«+» этой концепции:

5 стр., 2219 слов

«Основные стили воспитания детей»

, Основные стили воспитания: авторитарный, либеральный, демократический, индифферентный. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка. При авторитарном (диктаторском) стиле воспитания властные родители полностью подчиняют себе ребенка: подавляют ...

  • критика идеализации положений детей в прошлой эпохе
  • указание на исторический характер пед. гуманизма.
  • констатация растущего понимания взрослыми автономии и субъектности ребёнка.

«минус»- тезис «О независимости эволюции взаимоотношений о соц.экон-й истории детей и родителей»

2)) Культурно-этнографический (М.Мид, Кон, Костомаров, Капица, Белоусов, Осорина)

Осн.идея – несмотря на исторические межкультурные различия, некоторые методы воспитания имеют транскультурное значение. Изучается культура детства. Гудмэн: детская игра, фольклор, общение, поведение детей.

М.Мид оказала большое внимание на развитие этнографии (основоположник этнографии детства.)

Осн.положения:

Выделила 3 типа культур

А) постфигуративные культуры (учатся у своих родителей)

Б) кофигуративные (и дети, и взрослые учатся у сверстников)

В) префигуративные (родители учатся у детей)

Т.О, концепция М.Мид раскрывает зависимость межпоколенных отношений от темпов экономического развития.

  • в концепции не уточнены ни субъективные, ни объективные, ни процессуальные аспекты межпроцессуальной трансмиссии культуры.

+ многие положения М.Мид послужили основой для дальнейшей этнографии детства.

3)) Социологический подход.

Идея – детство – не как природная данность, а как социологический конструктор, дети – соучастники соц.процесса, имеющие свой взгляд на мир.

В.Д. Кудрявцев, Л.Г. Кузнецова, А.А. Плескачевская, Д.И. Фильтштейн, Е.Н. Рыбинский, С.Н. Щеглова, Ю.В. Аюнова (стартовый потенциал детства).

Общие черты совр.социологической теории детства:

  1. Понимание реб.как соц.субъекта.
  2. Понимание детства и детских миров.

«Детство, как социальный феномен» — международный проект – Квортруп.

В нём рассматривается соц.полит., соц-экон., демографические проблемы детства.

Детство как социально-демографическая группа, место детства в соц.структуре, социография детства, экономика детства, защита детей, автономии детства, положение детства в системе межпоколений.

Осн. направления изучения детства в работах Кона:

  • рассмотрение детства как особого «племени»
  • рассмотрение детей, как соц.меньшинства
  • проблемы маркирования соц.пространства детства
  • какие свойства детей одобряются, отвергаются, подавляются, как это влияет на состояние детей, их психологии и на взаимоотношение со взрослыми.

Т.О, возникновение на протяжении последних 60 – 70 лет таких научных областей, как куль.истор.психология детства (Мид), история детства, социология детства способствовала осознанию детства не только, как псих.соц.пед.физиол.явления, но и как сложного социокульт.явления, имеющего историческое происхождение.

Современная концепция детства в псих-пед. науках.

3 осн.исслед.приоритеты:

1. Анализ исторической социокультур и псих-пед. специфики детства.

2. Раскрытие псих.пед. особенностей детства в контектсе разнообразных форм и отношений с миром взрослых

3. Способы построения взаимодействия детей и взрослых в обаз-х необраз-х сферах.

12 стр., 5615 слов

Роль Книги Перемен в развитии культуры мира

... можно трактовать, используя знания, переданные нам мудрецами в Книге Перемен. Философия Книги Перемен проходит красной нитью через всю культуру Древнего Китая, так как она в основном ... й век до н.э.). В дальнейшем Книга Перемен оказывала значительное влияние на развитие китайской философии и науки. Книга Перемен является классической книгой для конфуцианства, правда, нет подтверждения тому, ...

1)) Запорожец – основоположник, Зинковский, Кудрявцев, Фельтштейн.

Осн.положения:

А) детство – как культурно- исторический феномен, порождающий начало в культуре и истории, имеет свою ценность и рассматривается, как источник развития родовой культуры.

Б) детство – особое явление социального мира

ДЕТСТВО – постоянно возобновляемая совокупность индивидов, находящаяся на определённой стадии развития от рождения до совершенствования, и это динамическое социальное явление, строящееся на особых общественных связях и отношениях, направленность которой определяется постепенным развёртыванием положений ребёнка, как объекта воспитания и субъекта общественной жизни.

На сегодняшний день заложены предпосылки для создания новой нетрадиционной парадигмы детства. Кудрявцев, Фельтштейн, Эльконин, В.И. Слободчиков

Осн.положения Кудрявцева:

А) Выделяет к анализу 3 осн. фармации истории детства:

  • квазидетство
  • неразвитое детство
  • развитое детство

Каждой фармации соответствуют опред.типы:

  • детско-взр.общностей
  • опред.деятельности ребёнка и взрослого
  • показатель, соответствие способы освоения культуры (зона ближайшего развития, зона перспективы безграничного развития).

КВАЗИДЕТСТВО

Существует простая недифференц-я детско-взр.общность.

Характерен репродуктивный тип совместной деятельности ребёнка и взрослого.

Модель культуры освоения – ограничен.выбор социально закреплённых способов действий. Определена зона ближайшего развития.

НЕРАЗВИТИЕ ДЕТСТВО

  • Развивающийся тип детско-взрослой общности
  • Имитационное моделирование взрослого ребёнка, творческого поиска определённого образца
  • Модель культуры освоения – замещение наличных альтернатив, которые задаются в широком соц.пространстве выбора.

РАЗВИТОЕ ДЕТСТВО

  • гармонический, самовосстанавливающийся тип детско-взрослых отношений.
  • равноправный совместный поиск внутренних форм образца.
  • Ситуация выбора, проблемат.задача, переконструирование средств для решения этих задач.

Т.О., нетрадиционное прочтение проблемы у Кудрявцева помогает увидеть ограничения традиц.парадигмы детства, раскрыть истор.и псих.разнообразие ситуации развития ребёнка

2)) Изучение псих-пед.особенностей детства. Механизмы. Исследователи выделяют характеристики детства:

I. Функциональные: ДЕТСТВО – объективное необходимое состояние в системе общества, состояние процесса вызревания и подготовки к воспроизводству будущего общества.

II. Содержательные: ДЕТСТВО – процесс постянного бурного роста, накопление физических психических, нвообразований, осовение соц.пространства и определение себя в нём.

III. Сущностные: ДЕТСТВО – особая форма проявления социального развития.

В большинстве исследований изучались содержательные характеристики детства – все процессы, которые происходят в детстве, рассматриваются во взаимосвязи с социологией. Изучаются механизмы взросления, способы врастания в мир взрослых, изучение культуры, проблематики детства.

Взаимосвязь культуры и соц-ии представлена в работах Кудрявцева: культуротворческая культура детства.

6 стр., 2954 слов

Мир глазами ребенка с проблемами в развитии

... Эссе «Мир ребёнка и ребёнок в мире» Ирина Дубышкина Эссе «Мир ребёнка и ребёнок в мире» Мир детства — особый мир. Это вселенная ярких красок и звуков, еще не потревоженная влиянием взрослых. Каждый ребенок — ... только древний человек учился лучше — от этого зависела его жизнь. ПРИРОДА МИр моими глазами Автор фотография по большому счету, возможность при помощи свето, светотени, выборе ...

Современный социокультурный профиль детства характеризуется 2 функциями:

  • прикладная, направлена на передачу сложившихся эталонов соц.опыта.
  • культуротворческая – порождение исторической нормы, универсальных способностей, новых форм деятельностного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения творческого потенциала человека.

Т.О., Кудрявцев отмечает, что в детском развитии вектор социол-ии и культуры освоения является не тождественными.

МЕХАНИЗМЫ социокульт.роста и развитие культуротворческой функции.

1) Авторизация – творческое переосмысливание проблем детьми образов. взрослых в качестве проекции их собств.будущности.

2) «Выращивание новой культуры детства»

В этом направлении введены новые понятия, которые характеризуют процессы, происходящие в современном детстве, мир детства, образ детства, образ жизни детей, дет.соц.пространство.

1. Мир детства – образно-символ.конструкт., который характеризуется набором ролей, стилем поведения. Он отражается в особенностях мировосприятия детей.

2. Образ жизни детей – совокупность представлений о детях, о свойствах стереотипов взрослого по отношению к детям, образцы и нормы поведения.

Отражается в обрядах, обычаях, ритуалах.

3. Образ жизни детей – совокупность типичных способов жизнедеятельности ребёнка и детского сообщества, которые берутся в единстве с условиями жизни. Взрослыми организованы объективные атрибуты существования мира детства: детские площадки, театры, магазины.

Мир детства существует не только, как объективная, но и субъективная реальность.

ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА – псих.пед.явление, пространство полноценной жзни ребёнка, совокупность природных, инф-х факторов, связанных между собой инф-ми и временными связями:

  • природный мир
  • соц.среда
  • культурная среда
  • чувства ребёнка

ДЕТСКАЯ СОЦ СРЕДА – окружающая среда ребёнка, общественная, социально-бытовая, материальная, духовная, условия его жизни с представителями взр.общества.

Источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/detstvo-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen-i-osoboe-sostoyanie-razvitiya/

  • деятельность, творчество ребёнка
  • детская субкультура
  • образ абсолютной взрослости – источники существования мира детства.

Т.О., введение в социальную категорию детства связано с осмыслением необходимых условий для функционирования мира детства и реализации их культур-творч.функции в процессе социализации.

Главные исследовательские приоритеты: исследование отношений мира детства к миру взрослых, отношения мира детства к культуре и к себе

Проблема отношений и взаимодействия мира взрослых с детьми.

Взаимодействие мира детства со взрослыми предполагает субъективный принцип построения отношений. В нём выделены здоровые отношения родителей и детей.

10 стр., 4847 слов

Образы детей в произведениях А. Платонова

... отражение в его произведениях, в данном случае в детских рассказах; переживания, полученные в детстве, повлияли на формирование определенных мотивов в них. Основными темами рассказов Платонова являются тема семьи, тема взаимоотношения ребенка и матери,ребенка и общества, в ...

2 основных аспекта:

1) Главная цель детства – взросление. Эта цель является главной и для взрослого мира. На современном этапе наблюдаются расхождения ценностей и результатов образ.системы и системы взросления (освоение форм самостоятельности и ответственности).

Взросление происходит в системе образования и наоборот.

Субъет-обектная позиция отношения взрослого к детству реализуется на основе принципа воздействия

2)

Проблема реализации посреднической функции между взрослым. Отношение взрослых к детству характеризуется гуманностью, с другой стороны нарушаются внутренние психические связи.