Для того, чтобы понять на сколько важна роль педагога психолога в образовательной организации, поговорим о психологическом сопровождении образовательного процесса в общем.
Современное образование берет ориентир на формирование и развитие человека с позитивными ценностями, способного взять ответственность за себя и свою судьбу, обладающему определенными практическими навыками и умениями.
В связи с этим повышается роль психологического сопровождения системы образования.
Главная цель этого сопровождения — психологическое благополучие участников образовательного процесса.
1. Психологизация образовательного процесса
Первый уровень, на котором мы сталкиваемся с необходимостью психологизации образовательного процесса — это дошкольное образование. Именно на этой ступени, как основе и фундаменте становления личности, я хочу акцентировать внимание.
Психологизация образовательного процесса — это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Проще говоря, это возможность использования психологических методов и приемов в образовательном процессе.
2. Психологическая основа дошкольного образования
Что же является психологической основой развития системы дошкольного образования?
Развитие и совершенствование системы дошкольного образования должно основываться на трех моментах: целостное представление о ребенке дошкольного возраста, представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. представление об индивидуальных направлениях развития в дошкольном периоде детства.
Программа, способствующая развитию дошкольника, должна охватывать всю его жизнедеятельность, а не сводиться к традиционному набору деятельностей и занятий.
Из этого следует, что психологическая основа ФГОС дошкольного образования — организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
3. Уровни достижения основной психологической цели образования
педагог психолог образовательный
Существуют условия, которые педагог-психолог должен создать для достижения основной психологической цели дошкольного образования.
Тема№ 3: Психолого-педагогическая экспертиза в образовании. Психологическая ...
... образования. Это экспертиза образовательных проектов и опытно-экспериментальная работа, программы развития образования и нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность ... -педагогическая экспертиза», «педагогический аудит», «гуманитарная экспертиза». В образовательных учреждениях, органах управления образованием, информационно-диагностических центрах, институтах системы дополнительного ...
Первое условие — развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка. Родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду необходимую ребенку. Включение семьи в жизнь образовательного учреждения — задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем современного дошкольного образования.
Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно. Поэтому взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения.
Третье условие достижения основной психологической цели дошкольного образования тесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры.
Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования.
Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.
Исходя из выше сказанного, психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.
4. Направления работы педагога-психолога
Существуют определенные направления работы педагога-психолога в рамках психологизации образовательного процесса.
Психологическое просвещение — формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психологическое консультирование — оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.
Организационно-методическая деятельность — включает в себя подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей; обработку результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; подготовку материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях.
Роль дошкольного образовательного учреждения в образовании и воспитании ребенка
... процесса развития и обучения детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике. Целью работы является изучение современных моделей дошкольного образования в России. Объект исследования - дошкольное образование. ...
5. Задачи педагога-психолога в обеспечении целостного процесса обучения
Итак, можно обозначить следующие задачи педагога-психолога в обеспечении целостного процесса обучения:
1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
2. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием.
3. Психологическое проектирование.
4. Психологическая экспертиза.
5. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.
6. Обеспечение качества и доступности психологических услуг.
Заключение
Исходя из вышесказанного, мы видим на сколько важна роль педагога-психолога в образовательной организации, как его работа связана со всеми звеньями образовательного процесса.
Педагог-психолог представляется мне как умный, доброжелательный и обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной области.
Таким образом, высокий профессиональный уровень педагога-психолога включает безусловное знание психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, диагностическими средствами.
Только всё вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного пространства, устанавливать с ними профессиональное взаимодействие.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/esse/karera-pedagoga-psihologa/
1. Практическая психология образования. Под редакцией И. В. Дубровиной.
2. Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 N 514Н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог-психолог.»
3. Детская психология: учебник для педагогических вузов / Е. О. Смирнова. СПб: Питер, 2011.
4. Пядушкина Н.А. Введение в педагогическую деятельность. — 2008.
5. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. — М., 2008.