46
52
Введение
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени . В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников был введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее федеральный государственный образовательный стандарт).
Впервые в истории российского образования федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования. Поэтому проблема проектирования образовательного процесса является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Это стало т емой нашего исследования: «Современные подходы к проектированию качественной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении».
«Деятельность дошкольной образовательной организации в условиях ...
... системы дошкольного образования возникает глубокая потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения Российской Федерации. На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ...
Объект: Образовательная деятельность ДОУ.
Предмет: подходы к проектированию качественной образовательной деятельности.
Цель: выявить подходы, способствующие качественной образовательной деятельности, соответствующей современным требованиям.
Задачи:
-
Обосновать современный взгляд на качественное дошкольное
образование;
-
Изучить подходы к построению качественной образовательной
деятельности в ДОУ;
-
Выявить соответствие образовательного процесса в ДОУ требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО
В работе использовались следующие методы исследования:
библиографический метод (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования), наблюдение, беседа, опрос, метод обработки результатов исследования – количественный и качественный анализ.
1 Современный взгляд на организацию образовательной деятельности
в дошкольном учреждении
1.1 Современные подходы к качеству образовательной деятельности в дошкольном учреждении
Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения — не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в употребляемом значении как полезность и добротность объекта. Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им. По словам В. А. Сластёнина, качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. [14, стр.34]
Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др. [14, стр.13]
Организация дополнительного образования в дошкольной образовательной организации
... эффективности дополнительной услуги. Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития ГБОУ Школы № 814, накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного ...
В итоге определение качества дошкольного образования выливается в комплексную проблему. Она требует вносить дополнения и изменения в действующее законодательство в сфере дошкольного образования. Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.
Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция:
1 Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.
2 Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:
— качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;
— качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;
— качества управления системой дошкольного образования;
3 Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.
4 Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении. [15, стр.40]
От чего же зависит качество дошкольного образования?
— От качества организации образовательного процесса в ДОУ;
— От условий, которые созданы руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми;
— От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
О.Скоралупова считает, что качество образования — это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении. [19, стр.264]
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...
... дипломного исследования: «Методические аспекты воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации образовательных ... дошкольных учреждениях работа по развитию культуры поведения детей нередко проводится бессистемно, используются традиционные формы и методы воспитания ... нравственные качества личности и напрямую связана с нравственной культурой. Воспитание культуры ...
Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении — это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива. В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
— как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
— как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);
— какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.).
[22, стр.12]
К.Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:
— через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;
— через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально — психологического климата в нем. [6, стр.21]
Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.
1 Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.
Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию. Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия (или просто соответствие):
— принципу интеграции образовательных областей;
— принципу развивающего образования;
— комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
— специфике условий осуществления образовательного процесса;
Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста ...
... протяжении дошкольного возраста В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности . Таким образом 1.2. Понятие экспериментальная деятельность . Введению термина Детское экспериментирование По мнению Н Ребенок « Деятельность Деятельность По ...
— виду и приоритетным направлениям деятельности детского сада;
— личностно-ориентированному характеру образования. [12, стр.75]
Далее — при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия (в некоторых случаях просто наличие) следующего:
— обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;
— наличие необходимой нормативной правовой базы;
— состояние предметно-развивающей среды и др.
Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов –
компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.
2 Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:
— влияние семьи;
— социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);
— конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);
— индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);
— уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др.
Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования .
Наиболее полно рассматривают понятие «качество образования» Шумарина А.П. Она считают, что качество образования- социальная, психолого- педагогическая категория, определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и отдельной личности; его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании личностной и профессиональной компетентности; мера, с помощью которой выявляется соответствие конечного результата стандарту. [27, стр.38]
Таким образом, в основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок. Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу данного подхода к качеству дошкольного образования в детском саду.
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования ...
... процесса, определяет роль и место его участников, регулирует систему отношений дошкольной организации с семьей и сообществом. факторами потребностью в сохранении и развитии дошкольных образовательных организаций, наиболее полном охвате детей дошкольным образованием, ...
1.2 Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (федеральный государственный образовательный стандарт ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и определяет задачи современного дошкольного образования, которые состоят в обеспечении:
— равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства,
— охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
— благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными склонностями,
— преемственности ООП дошкольного и начального образования,
— психолого-педагогической поддержки семьи,
— формирования общей культуры личности детей, предпосылок учебной деятельности,
— объединения обучения и воспитания в целостный процесс,
— вариативности и разнообразия содержания Программ,
— формирования социокультурной среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
— структуре ООП;
— условиям реализации ООП;
— результатам освоения ООП.
Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» , можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. [10, стр.3]
Метод проектов как форма организации целостного педагогического ...
... детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Широкое распространение метод проекта в дошкольных учреждениях получил ближе к 2000 годам. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ ...
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровье сберегающей).
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения. [18, стр.96]
В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация).
Взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.
Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.).
Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию.
Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...
... учет этнокультурной ситуации развития детей. 1.2 Принципы государственной политики в области управления дошкольным образованием Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на ...
В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.
Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
2 Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
2.1 Требования к современному планированию образовательной деятельности в дошкольном учреждении
Основой образовательного процесса является планирование . План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса детского сада, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей.
Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:
— постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
— умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
— своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
Дети, образование и будущее России
... образования и вне его человек не может быть сознательным и свободным гражданином своей страны, способным защитить себя и тем самым обеспечить развитие в будущем. ... представлено университетским образованием и достигается так называемой гуматаризацией образовательного процесса путем ... программ: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Развитие индустрии ...
— сочетания воспитания с самовоспитанием;
— опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
В проектирование деятельности включаются все специалисты детского сада : музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения.
На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. [9, стр. 3 ]
Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании
— объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
— выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
— четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
— выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
— основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
— на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
— планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. [25, стр.15]
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, планирование образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно — тематическом принципе.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса
Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Проектная деятельность станет приоритетной.
Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным. [26, стр.10]
Алгоритм комплексно-тематического планирования.
— Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
— Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
— Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
— Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
В первую очередь тематическое планирование — это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому).
Какие задачи ставит педагог? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты? [24, стр.40]
В детском саду используются две основные формы планирования: годовой и календарный план . Педагогами традиционно используются такие виды планирования : календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.
Модульное планирование
— перспективно-календарное планирование;
— осуществление преемственности между детским садом и школой;
— связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.
К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.
Принципы планирования:
— комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
— построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
— реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.
Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является
Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.
Шаг первый
Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Шаг второй
Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.
При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться образующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:
— первый фактор
— второй фактор
— третий фактор
— четвертый фактор
Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели.
Например: «расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории», или «формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». [15, стр .40 ]
Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).
Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.
Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:
— выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);
— отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
— выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
— отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
— практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
— продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;
— фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.
Эффективность комплексно-тематического планирования
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в детском саду и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. [15, стр. 40 ]
С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа.
Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Задача педагога — спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов.
При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии. [26, стр. 10 ]
Таким образом, данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.
2.2 Требования федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации основной общеобразовательной программы в дошкольном учреждении
Требования федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации образовательной программы детского сада включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям её реализации, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации образовательной программы детского сада должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. [27, стр.10]
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— способствует профессиональному развитию педагогических работников;
— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивает открытость дошкольного образования;
— создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
— уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование
и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
— использование в образовательной деятельности форм и методов работы
с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
— поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
— поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
— возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
— защита детей от всех форм физического и психического насилия
— поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
При реализации образовательной программы детского сада может проводиться оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
— оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
[27, стр.10]
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Наполняемость группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1 обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
-
поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание
условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3 установление правил взаимодействия в разных ситуациях через
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4 построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5 взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. [22, стр.78]
В целях эффективной реализации Образовательной программы детского сада должны быть созданы условия для:
— профессионального развития педагогических и руководящих
работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
— консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
— организационно-методического сопровождения процесса реализации образовательной программы детского сада , в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими образовательную программу детского сада совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими образовательную программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Организация должна создавать возможности:
— для предоставления информации о образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
— для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде;
— для обсуждения с родителями (законными представителями) детей
вопросов, связанных с реализацией образовательной программы.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
[2]
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1 Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы детского сада. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3 Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм; наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4 Вариативность среды предполагает:
наличие в группах детского сада различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5 Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.
Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками детского сада .
В реализации могут также участвовать научные работники, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих образования.
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации образовательной программы детского сада определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы дошкольного учреждения включают:
— требования, определяемые в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами;
— требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной
безопасности;
— требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
— оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
— требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
(учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Таким образом,
3 Экспериментальное исследование соответствия образовательного процесса дошкольного учреждения требованиям ФГОС дошкольного образования
3.1 Анализ образовательной деятельности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду
2 «Белочка»
Образовательная деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 2 осуществляется по основной образовательной программе (далее Программа) , разработанной на основе примерной программы дошкольного образования Н.Дороновой «Радуга» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Образовательная программа направлена на охрану и укрепление физического и психофизического здоровья детей, их эмоциональное благополучие; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в том числе с ограниченными возможностями здоровья; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей; Большое внимание уделяется формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение преемственности целей и задач и содержания программ дошкольного и начального общего образования.
В образовательной программе дошкольного образования детского сада отражено базисное содержание образования детей раннего и дошкольного возрастов (от 1г.6 мес. до 7 лет), обеспечивающее полноценное, разностороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Образовательная программа детского сада задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого использования различных инновационных методов, приемов и педагогических технологий.
Образовательная деятельность организуется с учетом индивидуально-типологических особенностей воспитанников и структуры дефекта. Занятия строятся в игровой форме, что повышает мотивационную готовность детей, активизирует их.
Образовательная программа детского сада обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В условиях для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, преобладают:
-
обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное
общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2 поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3 создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
4 построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка).
5 взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 2 организована работа консультационного пункта по предоставлению методической, педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних воспитанников, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования в соответствии с действующим законодательством.
Нельзя не отметить особенности осуществления образовательного процесса, осуществляемого в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 2.
1 Климатические особенности.
В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. В соответствии с действующим СанПиНом в каждой возрастной группе проводятся три физкультурных занятия в неделю. Из них: два занятия организуются в бассейне , одно – в группе или зале (при благоприятных погодных условиях — во время прогулки в виде подвижных или спортивных игр).
Один раз в квартал в дошкольных группах проводятся тематические Дни здоровья. Содержание образовательной работы в такие дни направлено на формирование основ культуры здоровья у дошкольников. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, играми, решением занимательных задач, встречами с интересными людьми, «персонажами» любимых книг и другое. Итогом таких дней являются проведение совместных мероприятий с родителями: физкультурных праздников, досугов, викторин, конкурсов.
2 Национально-культурные особенности.
В соответствии с утвержденным краевым компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, который предполагает учет геополитических, природных, экономических, экологических, социокультурных, этнических и др. особенностей края, в детском саду учитываются национально-культурные, географические и климатические условия Хабаровского края. Содержание дошкольного образования в детском саду включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает детей.
Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников детском саду. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса. На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы в процессе образования ребенка были задействованы все компоненты – чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира. В системе развивающего обучения все более важную роль играет культурная среда. В детском саду в группах старшего дошкольного возраста детей знакомят с оборудованием русского быта, национальным колоритом, дети посещают музей, где дети знакомятся с историческим прошлым нашего края.
Формой дополнительного образования является организация в
Содержание деятельности кружков направлено на удовлетворение интересов и склонностей детей, запросов родителей, повышения уровня развития детей в данных направлениях. Цель кружковой работы — обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей. В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Уровень развития интегративных качеств выпускников (40 человек) представлен в таблицах. (Приложение 3)
Обследование детей по выполнению программы по образовательным областям показало результаты, представленные на диаграмме и в Приложении 4
50%
5%
45%
Рисунок 1 —
Высокий уровень развития детей (выпускников) к концу учебного года составил – 50% (20 детей), 45% средний уровень (18детей ) , 5% (2 ребенка) с низким уровнем развития. Общая готовность детей к школе составила 95%, 5% детей – не выполняют программу ДОУ ( 1- инвалид, 1 — ЗПР).
Таким образом, анализ результатов самообследования, размещённого на сайте детского сада, позволил нам сделать вывод: образовательная деятельность в детском саду организована в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта ДО и «Порядком организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» и является качественной, так как соответствует всем критериям качества.
3.2 Мониторинг условий реализации основной общеобразовательной программы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 2 «Белочка»
Нами был проведен мониторинг условий, созданных в детском саду в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта , а также проведен анализ образовательного процесса, необходимого для осуществления его реализации, анализ психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 2 «Белочка».
Детский сад
В учреждении созданы условия для разностороннего развития детей с 1г. 6 мес. до 7 лет — детский сад оснащен оборудованием для разнообразных видов детской деятельности с учетом финансовых возможностей детским саду.
Содержание образовательной программы представлено по пятью образовательными областями, заданными федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Формы организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и воспитанников в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной
программы и при проведении режимных моментов, самостоятельная деятельность воспитанников. Непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) ведется по подгруппам. В середине непосредственно-образовательной деятельности педагоги обязательно проводят физкультминутку. Между видами деятельности предусмотрены перерывы продолжительностью 10 минут. Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. При организации образовательного процесса учитываются национально-культурные, климатические условия.
Общий объем обязательной части программы составляет не менее 60% времени и рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность; взаимодействие с семьями детей.
Режим деятельности детского сада является гибким и строится в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинского работника.
Образовательная деятельность организуется на основе комплексно-тематического планирования. В содержательном отношении, образовательная деятельность осуществляется через культурно-антропологические практики, а именно правовые практики , п рактики культурной идентификации в детской деятельности , п рактики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка в детской деятельности , практики свободы выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, практики расширения возможностей ребенка .
Таким образом, учебный процесс в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 2 «Белочка» организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к дошкольному образованию, и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка.
Созданная в дошкольном учреждении развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и меняется в зависимости от образовательной ситуации в соответствии с темой недели, определенной календарно-тематическим планированием образовательного процесса. Группы оснащены современным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, современными техническими средствами обучения, что позволяет успешно решать задачи образовательной программы по пяти образовательным областям. Предметная образовательная создана с учетом интересов и возможностей детей, что позволяет педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среда создана с учетом интересов мальчиков и девочек.
В каждой группе созданы условия для игры, конструирования, познавательно-исследовательской деятельности, художественно-продуктивной, театрализованной двигательной деятельности. Наличие в группах разнообразных игр, игрушек и оборудования обеспечивает свободный выбор детей и предоставляет возможность для самовыражения.
Родители воспитанников являются активными участниками образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда в группах еженедельно пополняется продуктами совместной творческой деятельности взрослых и детей.
На основании характеристики изменений в деятельности педагогов, реализующих требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования , анализа самообразования педагогов, результатов анкетирования родителей, можно сделать вывод о принятии педагогами концепции изменений производимых в системе методического и нормативного сопровождения, их включенность по апробации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Педагоги детского сада уверенно постигают новые формы самообразования – участвуют в конкурсах муниципального и всероссийского уровней, в сетевом взаимодействии, в рамках профессиональных сообществ, на различных сайтах, в социальной сети работников образования, имеют публикации в изданиях международного и федерального уровня, создают свои сайты. Педагогический коллектив стабильный, творческий, но количество молодых педагогов до 25 лет – всего 4%, педагогов в возрасте 25-39 лет — 25%, педагогов в возрасте 40-49 лет — 32%, педагогов от 50-ти до 54-х лет-11%, идет тенденция старение педагогических кадров от 55 и старше -28%.
25%
4%
28%%
11%
32%
Рисунок 2- Качественный состав педагогов по возрасту
У многих педагогов опыт работы занесен в базу данных информационно-методического центра, как передовой.
Уровень образования:
— высшее образование -15 (53,6%), из них педагогическое- 13, но у двоих первоначальное образование среднее профессиональное (педагогическое) по дошкольному образованию, 3 педагога, имея высшее педагогическое образование, прошли переподготовку по специализации «Дошкольное образование».
— среднее профессиональное (педагогическое) -13 (46,4%), 5 педагогов, имея педагогическое образование, прошли переподготовку по специализации «Дошкольное образование».
— переподготовку по специализации «Менеджмент в образовании» имеют руководитель и 2 (7%) педагога.
53,6%
46,4%
7%
Рисунок — 3 Качественный состав педагогов по уровню образования
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением педагогами дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации как в очной, так и в заочной форме и прохождением аттестации на квалификационные категории.
Таблица 1 — Аттестация педагогических кадров
квалификационная категория
2
квалификационная категория
Категория соответствие
Без категории
27%
31%
2%
34%
6%
27%
6%
2%
31%
34%
Рисунок — 4
Курсы повышения квалификации, которые прошли педагоги детского сада за последние 3 года прошли 28 (100%), из них по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования -28 (100%) .
Ежегодно 50% педагогов повышают уровень самообразования через вебинары различной направленности , 39% педагогов имеют свои профессиональные сайты.
Показателем качества кадровых условий являются заслуги педагогов детского сада за профессиональный педагогический труд:
— 2 педагога отмечены «Почетной грамотой Министерства народного образования РФ»
— 1 педагог имеет знак «Отличник народного просвещения»;
— 2 педагога имеют Почетное звание «Почетный работник общего образования РФ»;
— 7 педагогов отмечены Почетной грамотой Министерства образования и науки Хабаровского края.
— 3 педагога отмечены Почетной грамотой Главы г.Николаевска-на-Амуре
-5 педагогов отмечены почетной грамотой Главы Николаевского муниципального района
— 12 педагогов отмечены почетной грамотой управления образования администрации Николаевского муниципального района .
Таким образом, анализ качественного состава педагогов позволяет сделать выводы о том, что коллектив детского сада сплоченный, квалифицированный, имеет достаточный уровень педагогической культуры, стабильный, работоспособный, творческий. В ысокий профессиональный уровень педагогов позволяет качественно решать задачи воспитания и развития каждого ребенка.
Учебно-методическое обеспечение включает работу по оснащению образовательной деятельности передовыми методиками, учебно-методическими комплексами, методическими средствами, способствующими более эффективной реализации программно-методической, экспериментальной, воспитательной деятельности педагогических работников.
В учреждении имеется библиотека методической и художественной литературы для детей (хрестоматии для чтения, сказки, стихи, рассказы отечественных и зарубежных писателей); научно-популярная литература (атласы, энциклопедии, и т.д.); репродукции картин; иллюстративный материал; дидактические пособия; демонстрационный и раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение в учреждении соответствует требованиям реализуемой образовательной программы, что обеспечивает полностью образовательную деятельность. В детском саду созданы условия обеспечивающие повышение мотивации участников образовательного процесса на личностное саморазвитие, самореализацию, самостоятельную творческую деятельность.
Педагоги имеют возможность пользоваться как фондом учебно-методической литературы, так и электронно-образовательными ресурсами. Методическое обеспечение способствует развитию творческого потенциала педагогов, качественному росту профессионального мастерства и успехам в конкурсном движении.
Работа по материально-техническому обеспечению планируется в годовом плане, отражена в соглашении по охране труда. Вопросы по материально-техническому обеспечению рассматриваются на административных совещаниях, совещаниях по охране труда. В детском саду созданы условия для питания воспитанников, а также для хранения сырья и приготовления пищи, для организации качественного питания в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (Приложение 5).
Таким образом, материально-техническая база детского сада находится в удовлетворительном состоянии. Для повышения качества предоставляемых услуг и создания комфортных условий ежегодно проводится поэтапный косметический ремонт групп и пополнение современной игровой мебелью (необходима замена линолеума по спальням).
Заключение
Одной из основных проблем дошкольного образования является его качество, поскольку оно в значительной степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в Российской Федерации, должно соответствовать требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Проблема оценки качества дошкольного образования всегда была на повестке дня управленческих и педагогических кадров, учёных и специалистов, несмотря на трудности в решении этого вопроса.
С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало базовым уровнем всей системы непрерывного образования в России. В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Оценка деятельности организаций может предусматривать сбор, анализ и оценку общедоступной информации о деятельности таких организаций, в том числе информации, опубликованной в средствах массовой информации, сети Интернет, формирование рейтингов организаций и реализуемых ими образовательных программ.
В течение двух лет на базе детского сада функционирует краевая экспериментальная площадка поведению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что накладывает особую ответственность перед коллективом за качество образования в учреждении. Осуществляется информационная открытость деятельности дошкольного образовательного учреждения посредством размещения информации на сайте детского сада в форме самообследования.
Одним из показателей соответствия деятельности детского сада требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является кадровое и методическое обеспечение. Педагоги активно используют в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, что позволяет поддерживать у воспитанников устойчивый интерес к процессу обучения, стимулировать познавательную и исследовательскую деятельность. В течение учебного года 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по вопросам внедрения федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .
В учреждении организовано методическое сопровождение молодых специалистов. Педагоги посещают сообщество молодых специалистов, где приобретают знания и опыт работы в условиях перехода дошкольного образовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Руководством дошкольным учреждением своевременно проводится мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников учреждения по введению федерального государственного стандарта дошкольного образования. В ходе семинаров, круглых столов организуется изучение педагогическим коллективом базовых документов, анализируются требования федеральный государственный образовательный стандарт детского сада структуре основной образовательной программы детского сада, к условиям реализации и результатам освоения программы. Педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 участвуют в работе педагогических сообществ, методических объединений с целью повышения профессиональной компетентности, обогащении теоретических знаний и практического опыта по актуальным направлениям развития дошкольного образования в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .
Обеспечен учет особенностей здоровья отдельных категорий детей с индивидуальными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в образовательном процессе. Созданы условия для участия родителей в образовательном процессе.
Таким образом, в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 2 «Белочка» созданы необходимые условия для реализации основной общеобразовательной программе детского сада:
— администрация занимается повышением квалификации педагогических кадров; педагоги готовы к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
— новые стратегические ориентиры в развитии системы образования
воспринимаются коллективом детского сада позитивно;
— образовательный процесс развивается в соответствии с запросами
общества и государства.
Всё вышесказанное является показателем качества организации образовательной деятельности в обследуемой дошкольной организации.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании представленных результатов, а значит понимании критериев качества дошкольного образования, что очень ценно для будущего молодого специалиста, начинающего трудовую деятельность в период установления дошкольного образования на рельсы Федерального государственного образовательного стандарта и признания его первой ступенью образования в Российской Федерации.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/upravlenie-kachestvom-doshkolnogo-obrazovaniya/
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
-
СанПиН 2.4.1.3049-13// утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 от 29.05. 2013 г., N 28564).
-
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования»/ Санкт-Петербург, 2014г
-
Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 2015.- 192 с.
-
Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
-
Белая, К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: Автореф… канд. пед. наук.- М.: 2014. — 21 с.
-
Богуславец, Л.Г. Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: метод. пособие / Л.Г.Богуславец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
-
Васюкова, Н. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности / Детский сад от А до Я. 2012. №6.
-
Лазарев, B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы.- М.: 1995.
-
Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л.Д. Морозова /Приложение к журналу «Управление ДОУ»-2014.-№12.-С.3-5.
-
Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников / Управление ДОУ. 2005. №5.
-
Поздняк, Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением.- М.: 2000.-75 с.
-
Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием.- М.: Академа, 2013.- 432 с.
-
Сластёнина, В.А. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях в ведения ФГОС / Начальная школа плюс до и после. 2013.
-
Стеркина, Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования / Дошкольное воспитание.-1991.-№5.-С.40-44.
-
Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.- 223 с.
-
Скоролупова, О. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке / Дошкольное воспитание, № 2. 2012. С.13-26.
-
Сафонова, О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном образовательном учреждении / Сафонова О.А. / Управление дошкольного образования. – №6, 2002. – 96 с.
-
Симонов В.П. Педагогический менеджмент.- М.: Педагогическое общество России, 1997.- 264 с.
-
Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения / Дошкольное воспитание. — 2013.- №6.- С.2-14.
-
Стеркина, Р.Б. , Князева О.Л ., Юдина Е.Г. Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования / Дошкольное воспитание.- 2014.-№1.-С. 12-22.
-
Третьяков, П.И., Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.
-
Тимофеева, Бережнова . Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. Методическое пособ.-2013.
-
Федина, Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ Н.В.Федина / Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2012. — № 2. — С.40-47.
-
Федина, Н.В. Понятие основной общеобразовательной программы в современном дошкольном образовании/ Н.В.Федина / Управление ДОУ.- 2010.- № 5
-
Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М.: 2003.
-
Шумарина А.П. К вопросу повышения качества дошкольного образования / Управление ДОУ — №4 -2015 г.
-
Информационные интернет-ресурсы :
Приложение 1
Критерии соответствия основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения (далее Программы) требованиям действующих нормативных правовых документов:
1 Направленность образовательной программы на:
— формирование общей культуры;
— развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
— формирование предпосылок учебной деятельности;
— сохранение и укрепление здоровья;
— коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии;
— обеспечение позитивной социализации детей и их социальной успешности.
2 Соответствие Программы принципам:
— возрастной адекватности;
— развивающего образования;
— поддержки детской инициативы в разнообразных видах детской деятельности;
— субъектной позиции ребенка в образовательном процессе;
— единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
— комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, обеспечивающего его мотивацию;
— интеграции образовательных областей;
— взаимодействия организации с семьями детей.
3 Отражение в Программе основных моделей построения образовательного процесса (совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей), в том числе:
— ведущей деятельности возраста (игровой);
— организации специфически детских видов деятельности (двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения (восприятия) художественной литературы);
— возможности учета потребностей и интересов детей;
— отсутствие других, неадекватных дошкольному возрасту моделей построения образовательного процесса (учебной, школьно-урочной и др.).
4 Соответствие предлагаемых в Программе форм работы с детьми:
— принципу возрастной адекватности;
— субъект-субъектной модели организации образовательного процесса.
5 Использование для разработки Программы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (из утвержденного федеральным уполномоченным органом реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
6 Соответствие общего объема Программы:
— требованиям к общему времени реализации основной общеобразовательной программы;
— виду образовательной организации, в том числе и имеющимся приоритетным направлениям деятельности;
— режиму пребывания детей.
7 Соответствие структуры программы требованиям ФГОС ДО: наличие в программе целевого, содержательного и организационного раздела.
Приложение 2
Критерии соответствия условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения требованиям действующих нормативных правовых документов:
1 Соответствие психолого-педагогических условий требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .
2 Соответствие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования :
2.1 Общим принципам
— насыщенность среды в соответствии с реализуемой Программой;
— трансформируемость;
— полифункциональность;
— вариативность;
— доступность;
— безопасность;
— возрастная адекватность.
2.2 Требованиям обеспечения процессов присмотра и ухода.
2.3 Требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей:
— игровой;
— двигательной;
— коммуникативной;
— познавательно-исследовательской;
— речевой;
— трудовой;
— продуктивной;
— чтения (восприятия) художественной литературы;
— музыкально-художественной.
2.4 Соответствие оборудования и оснащения музыкального и физкультурного залов гигиеническим требованиям; эстетическим требованиям; принципу необходимости и достаточности для реализации Программы.
2.5 Соответствие технических средств обучения:
— гигиеническим требованиям, в том числе наличие сертификатов качества;
— принципу необходимости и достаточности для реализации Программы.
3 Соответствие кадрового обеспечения требованиям, предъявляемым к:
— укомплектованности педагогических кадров;
— уровню квалификации кадрового состава;
— дополнительному профессиональному образованию кадрового состава.
4 Соответствие материально-технического обеспечения требованиям, предъявляемым к участку, зданию, помещениям.
5 Программно-методическое обеспечение:
— наличие комплекса пособий (для педагогов, родителей, детей), обеспечивающих реализацию обязательной части Программы;
— концептуальная непротиворечивость примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и комплекса пособий, обеспечивающих ее реализацию;
— направленности комплекса пособий на качественную реализацию Программы с учетом целевых ориентиров;
— наличие полного комплекта программ, технологий методик, обеспечивающих реализацию части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Приложение 3