Нарастание конкуренции между экономиками регионов Российской Федерации в условиях ограниченных финансовых ресурсов, негативных демографических процессов и нестабильности мировой экономики порождает новые вызовы для региональных властей в рамках выработки и реализации экономической политики на региональном уровне.
Актуальность вышесказанного для Новосибирской области подтверждается действующими тенденциями. Так, например, если в 1995 году отношение среднедушевого валового регионального продукта Новосибирской области к среднедушевому ВВП России находилось на уровне 87%, то практически неизменное снижение этого показателя в последующие годы привело к его падению в 2011 году до уровня 54%. Как следствие, место Новосибирской области по показателю среднедушевого ВРП в 2010 году впервые опустилось до 40-го среди всех субъектов РФ, тогда как, к примеру, в 2003 году Новосибирская область занимала по этому показателю 31 место, в 2007 году — 34-ое. Несмотря на некоторое сокращение отставания Новосибирской области по показателю среднедушевых инвестиций в основной капитал от России в целом с 59,8% в 1995 году до 71,8% в 2007 году и 70,2% в 2011 году, необходимо указать на падение места Новосибирской области среди регионов РФ по данному показателю с 38-го в 2007 году до 43-го в 2011 году.
В указанных условиях особое внимание региональных властей Новосибирской области, на наш взгляд, должно уделяться вопросам создания стратегических преимуществ и региональной специализации, что обусловливает необходимость реализации различных мер стимулирования инвестиционной активности в ключевых отраслях региональной экономики. Более того, учитывая высокий уровень межрегиональной конкуренции за инвестиционные и трудовые ресурсы особое внимание должно уделяться не только стандартным подходам повышения инвестиционной привлекательности, но и выработке принципиально новых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности и привлечения частных инвестиций в экономику региона.
В данном отчете представлены результаты исследований, посвященных решению трех важных задач, тесно связанных с вопросами активизации инвестиционной деятельности в Новосибирской области:
1) оценка действующих планово-прогнозных документов, определяющих экономическую политику Новосибирской области и города Новосибирска, на предмет полноты, согласованности, соответствия задачам активизации инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области, учета мировых и общероссийских тенденций;
Казахстан — независимое государство (1991-2002 гг.)
... Казахстана". В августе 1999 года на II внеочередном съезде Гражданской партии была принята предвыборная платформа партии. В экономической области партия выступала за возрождение и развитие отечественного товаропроизводства, деятельность ... государства. Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей ...
2) оценка тенденций развития экономики Новосибирской области в 2007-2011 гг. и определение видов экономической деятельности, характеризующихся наиболее высокой инвестиционной привлекательностью, исходя из принятых приоритетов и задач региональной экономической политики, действующих тенденций и ограничений развития;
3) определение видов экономической деятельности, стимулированию развития которых уделено, на наш взгляд, недостаточное внимание, при том что их опережающее развитие может дать значительный стимулирующий эффект для экономики и инвестиционной сферы Новосибирской области.
1. Анализ действующих планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области
1.1 Состав планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области
Состав планово-прогнозных документов Новосибирской области определен Законом Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. № 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» (в редакции от 07.07.2011г.):
1) прогноз социально-экономического развития области (документ, содержащий сбалансированную систему ожидаемых в перспективе показателей социально-экономического развития области, видов деятельности, которые используются для принятия конкретных решений в управлении экономикой и социальной сферой области, а также для разработки стратегии, программ и планов социально-экономического развития области, одобряется Правительством Новосибирской области);
2) стратегия социально-экономического развития области (документ, содержащий обоснованную систему стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития области, оценку ресурсных возможностей, а также комплекс условий, обеспечивающих достижение поставленных целей, утверждается Правительством Новосибирской области);
3) схема территориального планирования области (утверждается Правительством Новосибирской области);
4) долгосрочная целевая программа (документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам и важнейшим ресурсам, направленных на достижение стратегических целей или решение проблем, требующих комплексного подхода);
5) программа социально-экономического развития области (документ, конкретизирующий систему целей и приоритетов государственной политики в экономике и социальной сфере, важнейшие механизмы и условия для их достижения в рамках стратегии социально-экономического развития области, утверждается законом Новосибирской области);
6) план социально-экономического развития области (документ, содержащий цели, значения целевых показателей социально-экономического развития области, задачи, основные направления и планируемые результаты деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по достижению поставленных целей в соответствии с располагаемыми ресурсами);
7) областная целевая программа (документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и обеспечивающих эффективное решение особо значимых проблем социально-экономического развития области);
Формирование классической модели экономической науки Предтеоретическая ...
... замечания и вопросы преподавателей по тексту реферата. Оценка «зачтено» выставляется при получении не менее, чем 6 баллов. ПРОГРАММА КУРСА ТЕМА 1. Формирование классической модели экономической науки Предтеоретическая стадия развития экономической мысли ...
8) ведомственная целевая программа (документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам и ресурсам, направленных на решение задач, стоящих перед главным распорядителем средств областного бюджета Новосибирской области);
9) межмуниципальная программа (вид долгосрочной или ведомственной целевой программы, предназначенной для решения отдельных вопросов местного значения, установленных федеральным законодательством, на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов области);
10) иные планово-прогнозные документы.
Ключевые планово-прогнозные документы и связи между ними представлены на Схеме 1.
Схема 1. Система планово-прогнозных документов Новосибирской области
Законом № 166-ОЗ устанавливаются следующие требования к основным планово-прогнозным документам Новосибирской области. В частности:
1. Планово-прогнозные документы области формируются на основе комплексного анализа демографической ситуации, производственного, научно-технического, трудового и финансового потенциала, социальной инфраструктуры, состояния природных ресурсов, внешних экономических, политических условий, иных факторов и перспектив их изменения.
2. Прогнозы социально-экономического развития области разрабатываются с учетом вероятного воздействия на развитие экономики и социальной сферы внутренних и внешних политических, экономических, научно-технических и других факторов. Прогноз содержит количественные показатели, характеризующие темпы и пропорции экономического и социального развития Новосибирской области, качество жизни населения.
Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается на период свыше пяти лет. На основе долгосрочного прогноза осуществляется разработка стратегии социально-экономического развития области, программы социально-экономического развития области, долгосрочных целевых программ.
Прогноз на среднесрочную перспективу (среднесрочный прогноз) разрабатывается на период от трех до пяти лет с разбивкой по годам и ежегодно уточняется. Данные среднесрочного прогноза являются основой для разработки Плана, областного бюджета, ведомственных целевых программ.
3. Стратегия социально-экономического развития области разрабатывается на период 15 — 20 лет, является основой для разработки долгосрочных целевых программ, программы социально-экономического развития области и содержит:
1) анализ социально-экономического развития области за предшествующий период (не менее пяти лет);
2) характеристику социально-экономического положения области;
3) оценку конкурентных преимуществ и потенциала области, в том числе природоресурсного, трудового, производственного, научного и финансового потенциалов;
4) анализ проблем в экономике и социальной сфере области;
5) систему стратегических целей и приоритетов государственной политики в сфере социально-экономического развития области;
6) механизмы и условия достижения поставленных целей.
4. Схема территориального планирования области разрабатывается на период до 25 лет с целью определения стратегии и характера градостроительных решений, направленных на создание предпосылок эффективного использования природного, трудового, интеллектуального и научно-производственного потенциала области. Схема и Стратегия являются взаимоувязанными документами.
Развитие экономических взглядов у младших школьников
... вышесказанного видно, что тематика данной работы достаточно актуальна. Объект, проводимого в курсовой работе исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников. Предмет исследования: процесс формирования основ экономической культуры младших школьников на уроках, содержащих элементы экономики. ...
5. Долгосрочная целевая программа содержит:
1) обоснование необходимости разработки программы;
2) цели и целевые индикаторы;
3) задачи государственной политики, поставленные для решения выявленных проблем, достижения поставленных целей;
4) систему мероприятий, направленных на решение задач, с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей;
5) механизмы реализации, включая организационное обеспечение, систему мониторинга и контроля реализации, порядок корректировки в случае необходимости;
6) ресурсное обеспечение;
7) ожидаемые результаты реализации.
6. Программа социально-экономического развития области, является основой для разработки долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ и Планов, разрабатывается на срок пять и более лет и содержит:
1) анализ социально-экономического развития области за предшествующий период;
2) систему целей и задач государственной политики в экономике и социальной сфере;
3) систему целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость степени достижения целей и решения задач программы социально-экономического развития области;
4) важнейшие механизмы достижения поставленных целей;
5) ресурсное обеспечение программы социально-экономического развития области.
7. План социально-экономического развития области формируется ежегодно сроком на три года — очередной календарный год и плановый период — на основе среднесрочного прогноза, всех ранее утвержденных планово-прогнозных документов области и содержит:
1) анализ социально-экономического развития области за текущий год и два последних отчетных года и проблем, сдерживающих развитие экономики и социальной сферы области;
2) приоритетные направления социально-экономической политики;
3) целевые показатели социально-экономического развития области, включая показатели, характеризующие качество жизни населения и эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
4) направления деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по достижению целевых показателей и ожидаемые социально значимые результаты.
Анализ законодательной базы разработки планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области позволяет сделать следующие выводы:
1. Закон НСО № 166-ОЗ устанавливает, что основой для разработки плановых документов социально-экономического развития области является прогноз социально-экономического развития Новосибирской области. Законом не предусмотрена корректировка показателей прогнозов социально-экономического развития Новосибирской области исходя из принимаемых на их базе плановых документов социально-экономического развития. Закон также не устанавливает требования к обязательному содержанию в прогнозе социально-экономического развития области оценки ключевых рисков, негативных тенденций и ограничений социально-экономического развития на прогнозную перспективу. Включение данного требования к подготовке прогноза социально-экономического развития области, с одной стороны, позволило бы повысить его значимость и степень ответственности за его разработку. С другой стороны, это позволило бы придать программе и плану социально-экономического развития статус документов, призванных нейтрализовать негативные последствия в случае реализации неблагоприятных для экономики региона сценариев, снизить риски и смягчить ограничения социально-экономического развития региона.
Управление стратегией развития социально-экономических систем
... формирования стратегии социально-экономического развития региона и практических рекомендаций по ее реализации для обеспечения долгосрочного экономического роста в современных условиях. Основные задачи исследования: Определить сущность и содержание управления стратегией развития социально-экономических систем;. ...
2. Законом не определена необходимость сопоставления целевых показателей, содержащихся в плановых документах социально-экономического развития области, с показателями прогноза социально-экономического развития области, что снижает возможности адекватной оценки эффективности реализации мер (как априорной, так и апостериорной), заложенных в плановых документах социально-экономического развития Новосибирской области.
3. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области разрабатывается сроком на 15-20 лет, что, на наш взгляд, должно означать необходимость каждые 5 лет осуществлять пересмотр долгосрочных приоритетов развития области и обновления стратегических целей и задач, исходя из изменения социально-экономической и институциональной среды, новых вызовов для региона и опыта реализации завершенных этапов стратегии. В особенности это актуально в настоящее время в связи с глобальным экономическим кризисом 2008 года и его дальнейшими последствиями.
1.2 Анализ отдельных плановых документов социально-экономического развития Новосибирской области
1.2.1 Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года
Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 (Стратегия), утвержденная постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007г. №474, является основополагающим документом, определяющим долгосрочные перспективы социально-экономического развития Новосибирской области и основные приоритетные направления деятельности региональных властей. Исходя из вышесказанного определения Стратегия выступает ключевым документов, в котором определяются приоритеты социально-экономической политики региональной власти, в том числе в части перспектив развития отдельных видов экономической деятельности на территории Новосибирской области.
Анализ Стратегии позволяет сделать вывод о высоком качестве данного документа. Однако в Стратегии недостаточное место находит анализ макроэкономических тенденций и тенденций, действующих на ключевых для экономики Новосибирской области рынках. Проводимый анализ базируется на возможностях по обеспечению производства, однако крайне слабо отражены вопросы оценки состояния конкуренции на рынках производимой предприятиями Новосибирской области продукции. Оценки потребностей в рабочей силе приводятся без детализации по видам специальностей, что особенно актуально с учетом ожидаемого резкого демографического спада, отсутствуют детализированные по видам экономической деятельности оценки по структуре ВРП (приводится только в разрезе 6 отраслей, при этом наиболее крупные из них промышленность и сфера прочих услуг, занимающие в сумме около 60%, не детализируются), потребностям в инвестициях (7 отраслей), потребностям в инвестициях и требуемом объеме государственной поддержки и др.
Необходимо также отметить, что актуальность разработанной в 2007 году Стратегии к настоящему времени в определенной степени снизилась. Так, к примеру, в Стратегии по понятным причинам не учтены значительные изменения в социально-экономическом развитии в глобальном, национальном и региональном масштабах, произошедшие за последние 5 лет, в том числе вследствие мирового финансового кризиса 2008 года. По этим же причинам в Стратегии не учтены вопросы, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию, формированием единого таможенного пространства Россия-Казахстан-Беларусь и др. Указанные обстоятельства снижают прогнозную ценность Стратегии с точки зрения определения перспектив развития отдельных видов деятельности в Новосибирской области. Данное замечание в целом справедливо и для действующих на настоящее время более краткосрочных планово-прогнозных документов социально-экономического развития Новосибирской области.
Тем не менее результаты проведенного при разработке Стратегии детального анализа развития Новосибирской области могут быть полезны в дальнейшем при определении наиболее перспективных видов деятельности, а также определения приоритетов экономической политики региональных властей.
Важное место при разработке Стратегии занял SWOT анализ, позволяющий определить сильные и слабые стороны экономики региона, а также имеющиеся возможности и угрозы для ее дальнейшего развития.
Основная идея Стратегии заключается в следующем: « в условиях отсутствия крупных месторождений полезных ископаемых, Новосибирская область обладает, по сути, лишь двумя стратегическими ресурсами: научным, интеллектуальным и человеческим потенциалом и особым геополитическим и экономико-географическим положением в центре России ».
К основным конкурентным преимуществам экономики Новосибирской области по отношению к другим сибирским регионам разработчики Стратегии относят:
концентрация научно-исследовательских институтов
Развитая система
Выгодное экономико-географическое положение
Высокая степень диверсификации
банковской системы
6. Новосибирской области принадлежит явное лидерство в Сибири по развитию
I Т-компаний. В рейтинге регионального распределения крупнейших компаний на рынке российских информационных и коммуникационных технологий по итогам 2004-2005 гг. область занимает третье место в России.
высокотехнологичных видов медицинской помощи
основных проблем социально-экономического развития
1) усиление социального расслоения и увеличение дифференциации населения Новосибирской области по доходам;
2) отставание Новосибирской области по показателю обеспеченности жильем от среднероссийского уровня;
3) значительное отставание среднедушевого ВРП Новосибирской области от среднероссийского уровня;
4) сокращение разрыва в уровне производства сельскохозяйственной продукции на одного жителя Новосибирской области по сравнению со среднероссийским;
5) значительное отставание уровня инвестиций в основной капитал в Новосибирской области по сравнению со среднероссийским;
6) крупные отечественные и зарубежные инвесторы не рассматривают Новосибирскую область в качестве приоритетного региона для реализации крупных инвестиционных программ;
7) самый большой уровень износа основных фондов (50% в целом по экономике, 60% — в промышленности) и самая низкая фондоотдача в Новосибирской области по сравнению с другими регионами СФО;
8) усиливающаяся межрегиональная конкуренция на территории Сибири.
В качестве с ерьезны х и специфически х проблем развития Новосибирской области в Стратегии называются следующие.
1. Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его производственной системы к инновациям. Полученные в институтах и организациях Новосибирской области научные результаты мирового уровня не находят применения в экономике из-за несбалансированности секторов региональной инновационной системы, а также из-за общей низкой восприимчивости современного российского предпринимательского сектора к научно-техническим инновациям.
2. Несоответствие потенциала качественных услуг в области медицины, образования, бытового обслуживания, отдыха относительно низкому платежеспособному спросу населения региона.
3. Сильная загруженность основных транспортных артерий г. Новосибирска, соединяющих различные его районы, при резко возросшем парке легкового автотранспорта и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах. По густоте автодорог общего пользования с твердым покрытием (их наличие или отсутствие являются показателем внутри- и межрегиональной интеграции, экономической активности и конкурентоспособности региона) область занимает место лишь в шестом десятке регионов Российской Федерации и это заметно снижает ее потенциальные возможности роста.
основных
1. Дальнейший неконтролируемый рост сферы торгово-посреднических услуг без надлежащего увеличения их качества, что приводит к острой конкуренции за трудовые и финансовые ресурсы, земельные площади и т.д., ослаблению возможностей развития реального сектора экономики региона и усилению социального расслоения общества.
2. Ускоренное развитие Новосибирской городской агломерации без надлежащей поддержки и гармоничного развития других территорий и сельских поселений области.
3. Усиливающаяся конкуренция российских регионов за привлечение финансовых ресурсов и инвестиций.
4. Возможный бурный экономический рост других регионов Сибири, что в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может вызвать потенциальную угрозу перелива в эти регионы квалифицированных кадров из Новосибирской области (в случае предоставления им гарантий более высокой оплаты труда или обеспечения жильем).
5. Возможная смена парадигмы государственной поддержки отечественной науки, что может привести к резкому сокращению федерального финансирования институтов Сибирского отделения РАН, расположенных в Новосибирской области. При этом сохраняется угроза «утечки мозгов» из интеллектуальной сферы региона.
6. Отсутствие федеральной поддержки крупных инвестиционных проектов национального значения.
7. Рост неконтролируемой миграции из КНР и Среднеазиатских стран СНГ.
Направления социально-экономической политики региональных властей
Ключевой результат реализации Стратегии определяется как превращение области в главный инновационный центр на Востоке России, отвечающий вызовам XXI в., и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регион страны.
Стратегией определяются следующие основные приоритеты политики региональных властей:
1) повышение конкурентоспособности и инновационного качества развития на основе создания и использования экономики знаний;
2) повышение инвестиционной привлекательности;
3) повышение финансовой самодостаточности.
Основными инструментами реализации Стратегии выступают:
1) развитие конкурентоспособных в российских и мировых рамках территориально-отраслевых кластеров;
2) организация инновационных центров и технопарковых зон на территории области;
3) обеспечение эффективной интеграции новосибирских предприятий в отечественную и мировую экономику;
4) содействие созданию комплекса современных производств, соответствующих стратегическим потребностям социального развития, обеспечения высокого качества жизни населения и национальной безопасности;
5) создание на территории области одного из главных транспортно-логистических центров Востока России;
6) формирование институциональных, финансовых и инфраструктурных условий для выполнения г. Новосибирском «столичных» и межрегиональных функций для Центрально-Сибирского макрорегиона;
7) совершенствование институциональных и правовых условий для уменьшения рисков ведения бизнеса и для обеспечения безопасности экономических агентов;
8) создание современной транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей требованиям XXI в. и резко увеличивающей транспортную и информационную доступность для всех жителей области;
9) реализация новой пространственной стратегии Новосибирской области, основанной на размещении ряда предприятий в административных районах и создании там новых промышленных зон и рекреационных центров;
10) реализация программы поддержки сельского хозяйства и повышения уровня жизни населения в сельской местности, разработка и реализация новых форм взаимодействия города и села;
11) создание постиндустриальных «средовых зон» — торговых, развлекательно-образовательных, рекреационных, инновационно-образовательных и других ареалов, стимулирующих приток в область человеческого капитала.
Основные ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация Стратегии должна обеспечить к концу рассматриваемого периода
1) рост душевого объема ВРП за период 2006-2025 гг. в 4,7 раза;
2) превышение основных параметров качества жизни населения области и развития ее человеческого потенциала над среднероссийским уровнем и доведение их до показателей регионов-лидеров; сокращение резких социальных различий между городом и селом;
3) перелом негативных тенденций в демографической ситуации; увеличение численности населения области к 2025 году до 2,8 млн. чел.;
4) приближение региона к десятке наиболее развитых субъектов Федерации по абсолютным показателям производства;
5) окончательное формирование Новосибирской области как главного инновационного центра Востока России в XXI в.;
6) упрочение имиджа г. Новосибирска как одного из главных культурных центров России;
7) вхождение Новосибирской области в категорию регионов — доноров федерального бюджета с обеспечением финансовой самодостаточности территории.
мобилизационный (базовый) сц
Таблица 1
Основные индикаторы развития Новосибирской области в мобилизационном сценарии Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (в ценах 2005 г.)
Показатели |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
|
Доля занятых в населении, % |
45,7 |
46,4 |
46,6 |
46,7 |
46,6 |
|
Средняя заработная плата , тыс.руб./чел. |
7,3 |
11,1 |
16,4 |
24,3 |
35,0 |
|
Душевой ВРП, тыс.руб./чел. |
91,8 |
136,5 |
202,8 |
293,7 |
431,7 |
|
Производительность труда по ВРП, тыс.руб./чел. |
200,9 |
294,3 |
435,2 |
628,3 |
926,9 |
|
Cредняя фондоотдача, коп./руб. |
83,8 |
96,9 |
108,6 |
116,8 |
126,3 |
|
Инвестиции на рубль ВРП, коп./руб. |
13,4 |
16,5 |
18,0 |
20,0 |
21,2 |
|
Рентабельность основных фондов (по ВРП), коп./руб. |
44,1 |
53,5 |
61,7 |
67,5 |
74,3 |
|
Доля добавленной стоимости в производстве товаров.и услуг, % |
50,4 |
53,5 |
54,3 |
55,2 |
57,5 |
|
Бюджетная обеспеченность региона, тыс.руб./чел. |
11,7 |
16,5 |
24,3 |
36,5 |
54,7 |
|
Согласно Стратегии наибольшими темпами будут развиваться топливная промышленность, металлургия, получающие сильные импульсы от реализации уже известных проектов, а также отрасли инвестиционного комплекса, движимые высоким спросом на капитальные вложения (см.: Таблица 2).
Доля производства товаров в совокупном выпуске к 2025 году увеличится, хотя и не достигнет 40%, снизится доля транспорта и торговли и возрастет доля промышленности.
Таблица 2
Среднегодовые темпы прироста в мобилизационном сценарии Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года по периодам, %
Основные показатели |
2006-2010 |
2011-2015 |
2016-2020 |
2021-2025 |
|
ВРП |
8,2 |
8,4 |
8,0 |
8,5 |
|
Инвестиции в основной капитал |
12,8 |
10,4 |
10,3 |
9,7 |
|
Инфляция по ВРП |
7,5 |
5,7 |
4,7 |
3,9 |
|
Средняя заработная плата |
8,9 |
8,1 |
8,0 |
7,7 |
|
Реальная бюджетная обеспеченность |
7,4 |
7,8 |
8,4 |
8,4 |
|
Производство товаров и услуг, всего |
7,1 |
7,8 |
7,6 |
8,1 |
|
в том числе:промышленность |
8,6 |
8,6 |
8,2 |
8,3 |
|
электроэнергетика |
3,0 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
|
топливная промышленность |
19,7 |
9,0 |
8,7 |
8,8 |
|
черная металлургия |
21,9 |
18,9 |
13,5 |
9,3 |
|
цветная металлургия |
8,7 |
9,3 |
9,3 |
9,7 |
|
химия и нефтехимия |
5,7 |
8,8 |
8,6 |
8,9 |
|
машиностроение |
11,8 |
9,9 |
9,1 |
9,7 |
|
лесная и лесоперерабатывающая |
11,1 |
10,3 |
9,2 |
8,9 |
|
производство стройматериалов |
12,0 |
9,9 |
8,8 |
8,6 |
|
легкая промышленность |
1,6 |
3,0 |
3,1 |
5,7 |
|
пищевая промышленность |
3,1 |
4,8 |
4,7 |
6,4 |
|
сельское хозяйство |
4,0 |
5,4 |
4,5 |
5,1 |
|
9,4 |
9,3 |
8,9 |
8,8 |
||
транспорт и связь |
6,4 |
6,5 |
6,7 |
7,1 |
|
торговля и общественное питание |
7,4 |
7,6 |
7,4 |
7,9 |
|
сфера нематериальных услуг |
6,8 |
8,5 |
8,2 |
9,1 |
|
В целях более детального моделирования промышленного производства в Стратегии рассматривается сценарий развития промышленности, предполагающий активизацию инновационной и инвестиционной политики, создание научно-технологических и производственных кластеров, технопарков, механизмов поддержки и стимулирования инновационных процессов (см.: Таблица 3).
Таблица 3
Прогнозная динамика объемов производства по видам экономической деятельности Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, в сопоставимых ценах
Виды экономической деятельности |
Среднегодовые темпы прироста по периодам, % |
произ-ва в 2025 г., % |
Изменения в 2025г. в % к 2005 г. |
|||
2001-2005 |
2006-2010 |
2011-2025 |
||||
Добыча полезных ископаемых |
66,0 |
16 |
3 |
7,16 |
— 1,94 |
|
Производство пищевых продуктов |
8,0 |
9 |
6 |
21,74 |
— 0,86 |
|
Текстильное производство |
0,8 |
3 |
3 |
0,42 |
— 0,48 |
|
Производство кожи, изделий |
— 4,2 |
1 |
1 |
0,12 |
— 0,28 |
|
Обработка древесины |
-3,4 |
3 |
5 |
0,57 |
— 0,33 |
|
Целлюлозно-бумажное производство |
3,6 |
4 |
4 |
1,39 |
— 1,01 |
|
Химическое производство |
-5,0 |
1 |
1 |
0,97 |
— 2,03 |
|
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
13,0 |
14 |
11 |
3,77 |
+ 2,17 |
|
Производство прочих неметаллических минеральных веществ |
6,4 |
1 |
5 |
2,87 |
— 2,13 |
|
Металлургическое производство |
43,6 |
14 |
8 |
12,66 |
+ 4,76 |
|
Производство машин, оборудования |
3,0 |
12 |
10 |
7,49 |
+ 3,59 |
|
Производство электрооборудования, электронного и оптического |
14,7 |
18 |
13 |
23,33 |
+ 17,13 |
|
Производство транспортных средств и оборудования |
0,5 |
14 |
8 |
6,2 |
+ 2,3 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,0 |
2 |
3 |
11,31 |
— 13,79 |
|
Основанием для целевых индикаторов реализации Стратегии, отраженных в Таблице 3, стали инвестиционные проекты по развитию угледобычи в ЗАО «Сибирский антрацит», строительство двух заводов по переработке (до 1 млн т) нефти, выпуск новых препаратов в ЗАО БФК «Обновление», расширение литиевого производства, выпуск цеолитовых катализаторов в ОАО «Новосибирский завод химконцентратов», удвоение мощности по выпуску цемента в ОАО «Искитимцемент», создание новых металлургических производств, рост государственных заказов (Су-34 в ФГУП НАПО им В.П. Чкалова) и др. Базой, обеспечившей высокие темпы развития, стали программы «Силовая электроника и электротехника», «Приборостроение» и др. Развитие энергетики страны будет способствовать значительному увеличению заказов для ОАО «Элсиб». Поэтому создание электротехнического кластера предприятий по выполнению таких заказов становится стратегическим направлением в развитии промышленности Новосибирской области.
Анализ представленной в таблицах 2 и 3 информации позволяет сделать вывод, что по всем видам экономической деятельности имеется существенное отставание фактической динамики объемов производства, инвестиций в основной капитал и ВРП от целевых индикаторов реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года. Указанное отставание объясняется негативным воздействием экономического кризиса 2008-2009 гг. Кроме того, учитывая наблюдающееся согласно данным Росстата сильное замедление роста в основных отраслях экономики России, затруднительно говорить о достижении целевых индикаторов среднегодовых темпов прироста по большинству видов экономической деятельности на период 2011-2015 гг. до полноценной стабилизации ситуации в российской и мировой экономике.
Основными угрозами для достижения целевых индикаторов Стратегии выступают:
1) отмеченная ранее нехватка финансовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов, возникающая вследствие недостаточной инвестиционной привлекательности Новосибирской области;
2) нехватка квалифицированной рабочей силы.
С целью оценки обеспеченности Новосибирской области рабочей силой разработчиками был сформирован прогнозный баланс трудовых ресурсов Новосибирской области в 2010 и 2025 гг. (см.: Таблица 4).
Таблица 4
Баланс трудовых ресурсов Новосибирской области по мобилизационному варианту (без привлечения резервов), тыс.чел.
Показатель |
2005 |
2010 |
2025 |
|
Численность населения в трудоспособном возрасте |
1695,4 |
1643,0 |
1712,0 |
|
Нетрудоспособное население в трудоспособном возрасте (2,5 %) |
44,1 |
41,1 |
42,8 |
|
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
1651,3 |
1601,9 |
1669,2 |
|
Работающие пенсионеры |
141,7 |
113,9 |
106,6 |
|
Трудовые ресурсы, всего |
1793,0 |
1743,6 |
1775,8 |
|
Учащиеся с отрывом от производства |
176,1 |
177,6 |
192,0 |
|
Занятые на военной службе |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
|
Безработные |
119,8 |
115,1 |
102,7 |
|
Экономически неактивные, занятые в личных подсобных и домашних хозяйствах |
386,8 |
345,5 |
352,8 |
|
Занятые в экономике |
1100,3 |
1095,4 |
1118,3 |
|
Спрос на рабочую силу |
1217,0 |
1228,9 |
1296,5 |
|
Дефицит рабочей силы |
-116,7 |
-133,5 |
-178,2 |
|
Анализ прогнозного баланса трудовых ресурсов и приоритетов развития отраслей Новосибирской области позволяет сделать вывод о потенциальном дефиците специалистов высокой квалификации, в силу существенного роста потребности в них со стороны высокотехнологичных наукоемких производств.
Вместе с тем недостатком стратегии выступает отсутствие детализации спроса на квалифицированную рабочую силу как по видам специальностей, так и по видам экономической деятельности , что существенно снижает возможности как оценки кадровых рисков для отдельных видов деятельности, так и возможности по выработке рекомендаций к образовательной политике Новосибирской области.
Приоритетные виды экономической деятельности
В постановлении Губернатора Новосибирской области № 242 от 26 мая 2006 г. «О перспективных направлениях инвестиционной деятельности» указывается, что для реализации в области сбалансированной инвестиционной политики в целях создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата наиболее перспективными для развития экономики Новосибирской области являются следующие направления инвестиционной деятельн о сти :
- выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции;
- производство современных строительных материалов и конструкций;
- модернизация и новое строительство объектов коммунальной инфраструктуры;
- глубокая переработка древесины, вторичного сырья и бытовых отходов;
- развитие инфраструктуры транспортного и терминально-складского комплекса;
- создание крупных животноводческих комплексов, высокоэффективных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
Детализация наиболее перспективных направлений инвестиционной деятельности в Стратегии формализована в виде формирования следующих высокотехнологичных кластеров, ставших основой для стратегии инновационного развития Новосибирской области (подробнее см.: Приложение):
1) Силовая электроника;
2) Биотехнологии;
3) Приборостроение;
4) Информационные технологии;
5) Электротехническое машиностроение;
6) Технологические установки и новые материалы;
7) Строительный кластер;
8) Транспортно-логистический кластер.
В качестве наиболее восприимчивых к инновационному развитию среди отраслей экономики Новосибирской области в Стратегии называются: авиастроение, производство оптических приборов, энергетическое машиностроение, производство горного оборудования, производство силовой электроники, строительство . Ожидается, что ключевой вклад в выпуск наукоемкой продукции внесут малые предприятия.
Формирование указанных кластеров предполагает два этапа:
1-й этап: 2007-2015 гг. Техническое обновление отраслей традиционной экономики на базе современных технологий, подготовки и переподготовки инженерно-технических и высококвалифицированных рабочих кадров высокой компетенции. Создание и развитие условий для отраслей новой экономики. Разработка пилотных проектов производств и услуг.
Данный этап сопровождается следующими основными мерами инновационной политики Новосибирской области.
1. Содействие предприятиям Новосибирской области в организации производства и продвижения на внутренние и внешние рынки наукоемкой продукции с помощью разработки и реализации региональных и межрегиональных программ, а именно:
1) программы
2) программы
3) программы
4) программы
5) программы
6) программы
2. Создание стимулов для технологического преобразования предприятий области, производящих продукцию и услуги, пользующиеся спросом. Обосновывается поддержка программ технологического преобразования предприятий традиционной экономики области, в частности:
1) программы
2) программы
3) программы развития
2-й этап: 2016-2025 гг. Эволюционный широкомасштабный переход области к экономике, основанной на знаниях.
Приоритетами инновационной политики Новосибирской области на этом этапе будут выступать:
1) создание ряда технико-внедренческих зон, сервисных центров по оказанию услуг высокой компетенции в интересах регионов СФО (в сферах медицины, образования, туризма и др.);
2) ускоренное развитие системы переподготовки кадров для работы в сфере услуг и наукоемких кластерах (информационных технологий, биотехнологий, приборостроения, силовой электроники, электротехническом), что может привести к значительному росту объемов продукции названных кластеров и сферы услуг.
В Стратегии также выделяются следующие перспективные межрегиональные инновационные проекты:
- информационные и телекоммуникационные технологии (Новосибирск, Томск, Красноярск).
Развитие данного проекта предлагается осуществить путем создания Новосибирского центра информационных технологий, который специализируется на создании и экспорте сложного программного продукта, а также на разработке технологий адаптивных оптических систем для применения в современных оптико- электронных системах широкого назначения; организации производства сцинтилляционных и лазерных кристаллов и кристаллических элементов радиометрической и лазерной техники, автоматизированных диагностических комплексов на железнодорожном транспорте;
- новые технологии в минерально-сырьевом комплексе Сибири (Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Тюмень).
Разработка новых технологий геологоразведки и техническое перевооружение процессов добычи и переработки рудного ископаемого сырья Сибири. Создание новых теплоизоляционных и конструкционных материалов из минерального сырья и разработка технологий их получения;
- повышение объёмов нефте- и газоотдачи (Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Тюмень).
Комплексная технология увеличения нефте- и газоотдачи и интенсификации добычи нефти волновыми и физико-химическими методами. Разработка новых технологий разведки добычи нефти и газа, извлечения гелия, создание трубопроводного транспорта высокопарафинистых нефтей Сибири;
- сибирская нефтехимия (Омск, Ангарск, Ачинск, Сургут, Новосибирск).
Получение высокооктановых бензинов, а также высокосортных нефтепродуктов из тяжелого нефтяного сырья. Катализаторы и каталитические технологии нового поколения для нефтехимии;
- сибирская газохимия (Омск, Кемерово, Новосибирск): полимеры, утилизация компонентов природного газа и попутных нефтяных газов при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.
Создание производственной базы новых высокодисперсных электропроводящих углеродных материалов. Углеродные волокна и материалы на их основе для промышленности, авиационной и космической техники;
- сибирская углехимия (Красноярск, Кемерово, Ачинск, Новосибирск): облагороженные топлива из угля, создание современного оборудования для технологического перевооружения процесса добычи угля, технологии газификации и гидрогенизации углей, получение синтез-газа. Технологии глубокой химической переработки углей, получение ценных продуктов для промышленности. Добыча и утилизация метана из шахтных полей;
- сибирская лесохимии (Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск): высокоценные продукты из древесины, развитие химии и глубокой химической переработки древесины лиственницы: получение новых биологически активных и практически ценных продуктов для медицины, сельского хозяйства и пищевой промышленности;
- силовая электроника Сибири (Новосибирск, Томск, Иркутск): новые агрегаты и комплексы для энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Производство новых материалов, приборов и систем силовой электроники. Солнечная энергетика России на базе кремниевых технологий. Создание технологии получения изотопически измененных кремния и германия, и организация их промышленного производства;
- биотехнологии, пищевые продукты и лекарственные препараты с использованием электронно-лучевых технологий (Новосибирск, Томск, Бийск): биотехнологии для медицины и сельского хозяйства: производство принципиально новых медицинских препаратов и диагностикумов, разработка генетически измененных сельско-хозяйственных культур. Новые технологии производства пектинов. Создание антимикробных лекарственных полимерных материалов, обладающих пролонгированным эффектом. Электронно-лучевые и лазерные технологии для промышленных предприятий, телекоммуникаций и здравоохранения;
- современные строительные технологи (Новосибирск, Тюмень, Якутск): основания сооружений на многолетних грунтах, новые технологии и оборудование для бестраншейной замены и прокладки подземных инженерных коммуникаций различного назначения в стесненных условиях городской инфраструктуры;
- новые многофункциональные строительные материалы и конструкции;
- энергосберегающие технологии (Новосибирск): автономная теплоэнергетика России, тепловые насосы и тепло-трансформаторы для утилизации бросового техногенного и природного тепла;
- каталитические технологии производства электродной продукции для черной и цветной металлургии;
- разработка и производство новых типов литий- ионных аккумуляторов и батарей;
- утилизация техногенных отходов и нерудного сырья (Новосибирск): эффективные технологии безотходной переработки техногенного и нерудного сырья с получением новой и дополнительной продукции;
- утилизация энергетических зол с получением новых материалов;
- утилизация радиоактивных отходов и стойких органических загрязнителей;
- утилизация отработанного ядерного топлива ВВЭР-1000 и повышение ресурса тепловыделяющих сборок;
— интеллектуальные высокоточные системы вооружения и средства борьбы с терроризмом (Новосибирск): разработка научных основ создания портативных высокоточных систем вооружения и технических средств борьбы с терроризмом на базе преобразования энергии высокоэнергетических материалов в другие виды энергии. Разработка и выпуск технических средств борьбы с терроризмом, детекторов специального и экологического контроля. Химически активные композиционные материалы для защиты военной и гражданской техники от нападения террористов. Исследования электромагнитных средств подавления террористических актов. Атмосферные и гидросферные оптические линии связи, средства навигации и системы воздействия на высокоточное оружие террористов. Оптико-электронные системы борьбы с терроризмом.
Отдельное место в Стратегии занял анализ перспектив развития оборонно-промышленного комплекса Новосибирской области.
Так, отмечается, что одной из ключевых особенностей экономики Новосибирской области является высокая концентрация оборонных производств (37 предприятий ядра ОПК РФ на начало 2007 года).
В условиях планов по кардинальному усилению военного потенциала Российской Федерации и модернизации армии наличие развитой оборонной промышленной в Новосибирской области может оказать мощный стимулирующий эффект. Вместе с тем быстрое развитие этой сферы будет способствовать значительному обострению конкуренции за квалифицированную рабочую силу с гражданскими отраслями промышленности.
Поэтому одним из стратегических направлений развития ОПК Новосибирской области должно являться осуществление совместных или интегрированных инновационных проектов, имеющих целью производство и завоевание собственной рыночной ниши гражданской наукоемкой прорывной продукции. В качестве базовых предприятий ОПК для таких процессов называются Производственное объединение «Север», Научно-исследовательский институт электронных приборов, Бердский электромеханический завод, Новосибирский электровакуумный завод, НПО «Восток» и др.
приоритетные для стимулиро…