Актуальность исследования
Обучение связной речи оказывает влияние на развитие образности и выразительности речи, обогащает художественно-речевой опыт детей.
Формирование связной речи ребенка – залог будущего успешного развития личности, умение формулировать и излагать свои мысли. Особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности будет зависеть дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, она играет большую роль в их умственном развитии. Через родной язык дети приобщаются к материальной и духовной культуре, получают знания об окружающем мире, дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания. А так как любое слово является в той или иной мере обобщением, то в процессе овладения речью у ребенка постепенно развивается логическое мышление.
Освоение языка дает возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Слово помогает развитию совместной деятельности детей, сопровождая их игры и труд. Через слово ребенок усваивает нормы морали, нравственные ценности. Овладение родным языком происходит одновременно с воспитанием эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования образовательная область «речевое развитие» включает:
-
владение речью как средством общения и культуры;
-
обогащение активного словаря;
-
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-
развитие речевого творчества;
-
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
13 стр., 6440 слов«Развитие связной речи дошкольников» учебно-методический материал
... ё отношение к мышлению. В своей исследовательской работе учёный изучает соотнесение мышления, речи и развитие речи и считает, что «ребенок нормально овладевает речью, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения».[10] Известный ...
-
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .
Проблемы речевого развития общения в дошкольном детстве раскрыты в работах С.Л. Рубинштейн
На современном этапе исследованиями развития связной речи дошкольников занимаются: Б.И. Яшина , М.М. Алексеев 7 , Н.А. Стародубова 8 .
Методика формирования навыков рассказывания из опыта разработана Е.И. Тихеевой
Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события
объектом исследования
Предмет исследования, Цель исследования:, Задачи исследования:
-
Раскрыть сущность понятия развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
-
Дать возрастную характеристику развития речи детей старшего дошкольного возраста.
-
Раскрыть методы и приемы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов из опыта.
-
Описать особенности работы по обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов из опыта.
-
Выявить уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
-
Разработать и апробировать план по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов из опыта.
-
Дать сравнительный анализ уровня развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Методами исследования
-
теоретический анализ, синтез, сравнение, учебно-методических, научных, справочных источников по проблеме исследования;
-
практические: диагностические задания.
Гипотеза исследования
-
учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
6 стр., 2641 словРоль взрослого в формировании речи ребенка раннего возраста
... речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи ребенка в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком ...
-
своевременное накопления опыта детей по определенным темам рассказывания из опыта;
-
использования схем и моделей (методика Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко).
Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть использованы
Новизна исследования, План исследования:
Констатирующий этап проходил с 13.11.2017 по 24.11.2017
Цель : выявление уровня сформированности монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап проходил с 04.12.2017 по 30.03.2018
Цель: разработка и апробирование плана работы по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов из опыта.
Заключительный этап проходил с 09.04.2018 по 20.04.2018
Цель: теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов.
Структура исследования
В первой главе раскрываются теоретические основы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе раскрыта методика развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов из опыта.
В третьей главе раскрыты особенности
В заключении даны основные выводы исследования.
Список использованных источников содержит 2 наименования официальных источников, 20 учебников, 3 пособия, 4 журнала.
Глоссарий содержит описание 10 научных понятий.
1.1. Сущность развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста
« Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей » .
Поэтому основная цель работы в ДОУ по развитию речи является формирование устной речи и навыков общения с окружающими, значит и формирование не только правильной речи, но хорошей устной речи с учетом возрастных особенностей ребенка.
Монологическая речь — связное, логическое рассуждение, протекающее долгое время, не рассчитанное на немедленную реакцию. В монологе, как и в диалоге, присутствуют мимика и жесты, литературная лексика, развёрнутость высказывания, законченность и завершённость речи. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами и языковые средства, содержание выбирает сам говорящий.
Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического ...
... психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья; изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников; определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка. Проблема психического ...
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами и языковые средства, и содержание выбирает сам говорящий. При диалогической речи мотивы будут как внутренние, так и внешние.
А.Г. Арушанова дает определение монологической речи «Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания» . Э.П. Короткова, в своей работе «Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста» 15 , определила, что основным направлением по развитию речи у дошкольников является беседа является основой развития монологической речи.
Монологическая речь также выступает как ситуативная и контекстная. Ситуативная речь связана с определенной ситуацией, она понятна только в той ситуации, которая присутствует в данный момент. Контекстная речь понятна в любой ситуации. Ее сложность заключается в том, что она выражает смысл высказывания без конкретной ситуации и основывается на языковые средства.
Монологическая речь имеет характер контекстной речи.
Развитие монологической речи играют ведущую роль в процессе развития ребенка, и занимает центральное место в системе работы над развитием речи с детьми-дошкольниками. Развитие разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, так как связная речь выступает как синтаксическая конструкция предложений. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенком в овладении речи, ее звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Связная речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием в развитии личности.
Обучение монологической речи выполняет и эстетическое развитие. Пересказы литературных произведений, самостоятельное сочинение рассказов развивает образность, выразительность речи, обогащает речевой опыт ребенка.
Развитием речи занимались педагоги – учёные: М.М. Алексеева, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Они раскрыли особенности связной речи дошкольников и методы обучения речи .
А.Г. Арушанова показала в своих работах методы формирования разных сторон грамматического строя речи, и специфику педагогических средств на развитие словообразования .
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах О.К. Соловьёвой «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» .
Ф.А. Сохин «Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду»
По Педагогике «Роль пальчиковых игр и упражнения для развития ...
... работы: определение своеобразия «пальчиковых» игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста; создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры; Задачи: выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики ... тем ... на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. ...
Н.А. Стародубова в методическом пособии «Теория и методика развития речи дошкольников» указывает на факторы, влияющие на развитие речи дошкольников .
Н.А. Стародубова анализируя работы Л.А. Пеньевской, дает полную характеристику методов и приёмов по развитию монологической речи через составления рассказов из опыта детей . Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети. Она отмечает, что ребенок может начать свой рассказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него подействовало. Структура рассказа часто определяется эмоциональными мотивами.
Не умаляя роли монолога, они указывали на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом.
М.М. Алексеева приводит в своей работе исследования О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» . Она раскрывает сущность книги, которая посвящена вопросам развития речи и речевого общения дошкольников. В ней рассматриваются психологические и лингвистические основы развития речи в разных возрастных группах дошкольного учреждения.
А.Г. Арушанова приводит в своей работе исследования Д.Б. Эльконина, который дает характеристику речи каждого периода жизни ребенка . Он указывает, что старший дошкольный возраст характеризуется наличием усвоения спряжений и склонений.
Развитию монологической речи уделяется большое внимание, так как речь есть функция коммуникаций ребенка с окружающей средой.
Развитие монологической речи включает следующие задачи:
-
Формирование монологической речи:
-
Целостность речи (единство темы).
-
Структурное оформление речи (начало, середина, конец).
-
Связность (логические связи между предложениями).
-
Объёмность высказывания.
-
Отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания.
В старшей группе нужно учить, более точно отвечать на вопросы, объединять в распространённом ответе реплики товарищей, уметь отвечать по-разному на один и тот же вопрос. Уметь участвовать в беседе, не перебивая собеседника. Развивать умения задавать вопросы, дополнять, исправлять собеседника.
Развивать умения рассказывать о прочитанных книгах, просмотренных фильмах.
Слово, речь, развитие речи у ребенка
... понимание. Основной предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является общение с окружающими. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать ... временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей. Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов. 3.1. Развитие речи ребенка от ...
Развивать умения речевого этикета и культуры речи.
«В современной методике программа развития монологической речи предусматривает формирование таких умений, как умения отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определенной последовательности. Кроме того, важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений» .
Н.А. Стародубова предлагает комплексное решение речевых задач, что создает благоприятные условия для реализации творческих возможностей и развития лингвистических способностей детей.
-
Объединение задач позволяет педагогу делать занятия по развитию речи более насыщенными и увеличивает речевую практику.
-
Объединение задач создает условия для увеличения объема усвоения речевых умений за единицу учебного времени.
-
Позволяет разнообразить виды речевой деятельности.
-
Повышает результативность формирования связной речи.
«Комплексное решение речевых задач — это не просто сочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение, основанное на едином содержании. Центральное место на занятиях отводится развитию связной речи, остальные задачи на построение высказываний разных типов» .
Таким образом, можно сделать вывод, что монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
-
информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
-
воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
-
эмоционально-оценочная.
Для дошкольников наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.
1.2. Возрастная характеристика развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Полноценное овладение речью является первейшим условием становление у ребенка полноценной психики, а значит и правильного ее развития.
Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста
... -rechi-detey/ Определить влияние предметно-игровой среды на развитие речи детей дошкольного возраста предметно-игровой среды по речевому развитию ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА развития речи детей дошкольного возраста развития ребенка Развитие речи проходит три этапа предпосылки развития речи Переход ребенка к активной речи . Этот этап приходится ...
Особое внимание педагоги обращают на дошкольный возраст. Формирования монологической речи в дошкольном возрасте особенно важно, так как мозг ребенка интенсивно растёт, и формируются его функции. Физиологи отмечают, что «…функции центральной нервной системы легко поддаются тренировки, а без тренировки эти функции задерживаются в своём развитии, и даже могут остановиться навсегда» .
Речь ребенка выполняет несколько функций связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулятивную.
Период от 5-6 лет — это время, когда происходит становление грамматической системы родного языка и развитие монологической речи.
Совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки по обогащению словаря ребенка.
В монологической речи в период старшего дошкольного возраста совершенствуются:
-
синтаксический строй предложения, а также его выразительность, интонации;
-
морфологическая оформленность слова;
-
звуковой состав слова.
Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.).
В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.К. Маркова и др.).
Исследования ряда авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний (Н.А. Орланова, (1987) и др.).
Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.
Следует отметить, что овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования монологической речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
Развитие речи ребенка третьего года жизни
... гимнастики в развитии звукопроизносительной стороны речи. Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми нарушениями Необходимость дыхательной гимнастики Развитие речи ребенка третьего года жизни На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические ... Они должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. ...
Многие исследователи подчеркивают важность работы над предложениями различной структуры для развития связной монологической речи (А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, Л.П. Федоренко и др.).
«Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями», — отмечает Л.П. Федоренко.
Дети шестого года жизни овладевают связными высказываниями типа рассуждений, если созданы необходимые условия: общения педагога с детьми в разных видах деятельности, создаются проблемные ситуации, знакомятся со структурой высказывания-рассуждения и способами связи его частей.
Говоря об особенностях развития речи старших дошкольников, следует отметить, что на данном возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фразы становятся развёрнутыми, произношение — чище, высказывания — точнее.
Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, старший дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Ребенок может чётко и развёрнуто ответить на поставленные вопросы. Развиваются умения оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять их и исправлять.
При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним своё эмоциональное отношение.
Рассмотрим характеристику развития связной речи у детей 5-6 лет М.М. Алексеева
Увеличение словарного запаса находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. Обычно к 5 годам количество слов доходит до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов.
Словарный запас может быть неодинаков у детей. В.В. Гербова отмечает, что словарный запас зависит от условий жизни и воспитания. В 5-6 лет – формируются слова так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Дети этого возраста умеют употреблять слова справа, слева, вверх, вниз, ближе, дальше, рассказывать о помещении детского сада.
Ребенок в 5-6 лет начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится устойчивым. На этой основе происходит расширение и рост словаря. Дети становятся более внимательными к художественному слову и начинают думать о значении слов. У детей словарный запас в старшей группе увеличивается за счет названий предметов, качеств, действий. Словарный запас увеличивается за счет слов с противоположным значением (сильный -слабый).
Развитие связной речи у детей с ОНР
... Цель данной курсовой работы – развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью сказок. Для достижения цели потребуется решение следующих задач : 1.Выявить особенности связной речи детей с ОНР. 2.Определить различия в состоянии связной речи детей с ОНР и детей нормальным ...
Также дети в этом возрасте умеют употреблять слова со сходным значением (радостный — весёлый), используют слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло).
На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки. Освоение грамматического строя представляет для детей большую сложность, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.
К шести годам происходит завершение системы родного языка. Дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. В этот период у детей вызывают затруднения сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов (хотеть, звонить).
Поэтому освоение грамматических форм продолжается. Основная задача учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их словаре.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
В старшем дошкольном возрасте в звуковой речи наблюдается противоречие. У детей развит фонематический слух, но не достаточно развит артикулярный аппарат. Формируется в этом возрасте произносительные умения. Дети могут в этом возрасте оценивать произношение товарищей и свое собственное. В старшем дошкольном возрасте дети закрепляют произношения свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Продолжается работа над дикцией.
«К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка.
Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи». М.М. Алексеева показывает, что решение задачи подготовки к звуковому анализу необходимо научить детей воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков. Значит, основное направление в развитии звукового анализа научить детей слушать и выделять в слове отдельные звуки. Дети старшего возраста должны уметь произносить слова с интонацией. При таком произношении становится понятно, что звуки следуют один за другим. Таким образом, дети 5-6 лет должны уметь выделять любые звуки в словах, затем дети усваивают, на каком месте находится нужный звук.
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача, формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
В старшем дошкольном возрасте речь выполняет и коммуникативную функцию. А.С. Симонович указывает: «Речь в этом периоде приобретает форму диалога, посредством чего ребенок высказывает свои суждения запросы к собеседнику. Ситуативная речь уступает место контекстной речи» .
На шестом году жизни ребенок может составить описательный рассказ на предложенную тему, однако для детей этого возраста еще необходим образец рассказа.
Они могут передать эмоции и своё отношение к персонажу, но только когда понимают смысл текста и чувства персонажей им близки.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять речь своих товарищей. Ставить вопросы и отвечать на вопросы. Дети могут определить характер диалога.
В этом возрасте совершенствуется монологическая речь. Они могут осуществлять связные высказывания: описание, повествование, рассуждение. Усложняется синтаксическая основа детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Но дети затрудняются в отборе фактов и последовательном их расположении.
Дети старшего возраста обладают различными формами речевого этикета. Формируются умения культуры общения. Дети называют взрослых по имени и отчеству, умеют называть своих товарищей ласковыми словами.
Выделяются основные признаки монологической речи у детей старшего дошкольного возраста: единство темы, соответствие высказывания главной мысли.
Структурное оформление речи имеет правильную форму: начало, середина, конец. Связность речи характеризуется логической связью между предложениями и частями монолога.
Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля — рассказу и пересказу. В этом возрасте формируется рассказывание из опыта. Это тот стиль рассказа, который опирается на чувства и переживания ребенка и формирует навыки описания, рассуждения. В этом возрасте, дети могут последовательно пересказывать литературные произведения без воспитателя, они могут выразительно передавать диалоги и характеристики персонажей.
Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.
Таким образом
Краткие выводы по первой главе
Теоретический обзор источников по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать выводы:
-
В педагогической литературе широко освещены вопросы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Учёными-педагогами доказано, что связная речь выполняет три функции: познания, общения, регуляцию поведения детей.
Основная цель работы в ДОУ по развитию речи является: формирование устной речи и навыков общения с окружающими, значит и формирование не только правильной речи, но хорошей устной речи с учетом возрастных особенностей ребенка.
-
Выделяют возрастные особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей происходит совершенствование грамматической структуры и звуковой стороны речи, обогащение словаря ребенка.
Особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На мену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.
Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения. Эти недостатки особенно ощутимы у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Дети 5-6 лет могут составлять связные рассказы, пересказывать литературные произведения, строить самостоятельные высказывания разных типов.
2.1. Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста составление рассказов из опыта
Методику обучения рассказывания из опыта разработали Е.И. Тихеева
Различают два вида рассказов из опыта:
Задачи:
-
Формировать умение составлять рассказ из личного (из коллективного опыта) на тему.
-
Дать представление о структуре повествовательного рассказа, учить следовать ей при раскрытии темы.
-
Развивать умение пользоваться разнообразными средствами выразительности, точно подбирать слова по смыслу.
-
Упражнять в использовании в монологе различных синтаксических конструкций.
При обучении монологическому высказыванию при составлении рассказов из опыта используются следующие методы :
-
образец рассказа воспитателя,
-
план рассказа,
-
коллективное рассказывание,
-
рассказывание с помощью рисунка,
-
составление письма.
Образец рассказа воспитателя.
Рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения. Вначале дается завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действия. После момента наибольшего напряжения быстрая и ясная развязка.
Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ должен быть понятным и кратким, образным, без длинных фраз.
Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простых и ценных видов применения образца в рассказывании из опыта. В начале учебного года в старшей группе можно использовать разработанный Э.П. Коротковой прием подачи образца с последующим его анализом . Постепенно от образца можно перейти к рассказыванию по плану и по указаниям педагога.
Рассказывание по плану, Коллективное рассказывание, Рассказывание с помощью рисунка., Составление письма.
Для обучения рассказыванию применяются следующие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов.
Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.
Моделирование
Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа.
Таким образом, выбор методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов из опыта зависит от целей задач конкретного мероприятия, содержания материала, от степени подготовленности педагога и детей.
2.2. Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов из опыта
Обучение повествовательному монологу опирается на желание детей рассказывать.
Е.И. Тихеева отмечала, что рассказывать об увиденном, услышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако зачастую он рассказывает сбивчиво, с повторениями, противоречиями, постоянными «нет, не так», «я забыл сказать», «я не помню, как это было» и т.п .
Составление рассказа из личного опыта доступно детям с пяти лет. Это история о любимой игрушке, об интересных новых играх, о том, как ребенок помогает по дому маме или папе в гараже. Ребенок шестого года жизни уже способен сообщить подробно о событиях ближайших дней, а также о давно прошедших. Например, зимними вечерами может рассказывать, как он отдыхал летом на даче или в деревне, как с бабушкой и дедушкой собирал грибы в лесу и ягоды в огороде, купался в пруду и ловил рыбу.
На седьмом году жизни ребенок способен сам придумать сказку или рассказ, развернуто говорить о своих впечатлениях и чувствах.
Задача воспитателя – научить последовательно излагать свои мысли.
Для того, чтобы научить детей рассказам из опыта, добиваясь связных и живых рассказов, применяются следующие приемы:
-
Освежить воспоминания ребенка на конкретном событии, задавая вопросы .
Начинать рассказыванию лучше с простых и очень близких тем. Например, «Как ты любишь играть?»
-
Объяснить ребенку, что рассказ состоит из двух частей:
-
Рассказ об игрушке (внешний вид, свойства и особенности).
-
Как я с ней играла.
-
Можно попросить повторить рассказ по частям.
-
Попросить рассказать о своей любимой игрушке. Напомнить, что надо сначала подробно описать ее, чем она необычна, нравится. А затем рассказать, как любишь играть с ней. На обдумывание рассказа дается некоторое время.
-
Когда ребенок начал рассказывать не следует задавать ему уточняющие вопросы, так как это может привести к переходу с рассказа на вопросно-ответные формы общения . Слушайте с живым интересом: выражайте свое одобрение улыбкой или кивком головы.
-
Выслушав ребенка, воспитатель анализирует и оценивает его рассказ. Можно привлечь кукол-слушателей. Надо кратко и четко характеризовать рассказ и конкретно оценить те или иные его качества.
И, конечно же, проводя разбор и оценку рассказов, воспитатель говорит четко и эмоционально.
В дальнейшем темы можно разнообразить. А еще лучше провести предварительную подготовку. Для этого надо организовать яркое событие.
Например, поход в зоопарк.
Рассказы из опыта можно разделить на два вида: рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту); рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).
Первый вид рассказывания для педагога психологически проще, так как он сам был участником событий, о которых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им. Второй вид рассказывания психологически сложнее – никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труднее, и дети нуждаются в помощи взрослого.
Вид рассказывания, как правило, определяет и прием обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде речевой деятельности детей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребенка и др.
Рассказывание из опыта отличается тем, что дети хорошо знают то, о чем говорят. Однако в процессе рассказывания у них часто возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой, что нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному высказыванию.
Умение рассказывать из опыта приобретается детьми в процессе непосредственного общения с окружающими. Основой для рассказывания служит содержательная, интересная жизнь детей в детском саду и семье, однако большую роль в его формировании играет и обучение на занятиях.
Намечая тему рассказов из опыта, воспитатель должен быть уверен, что у всех детей (или по крайней мере у большинства) имеется соответствующий теме запас впечатлений и знаний. Обучение данному виду рассказа начинается в средней группе. Тема рассказа, предлагаемая детям этой группы, должна быть конкретной, связанной с конкретным фактом из жизни детей («Наш праздник», «Как я помогаю маме» и др.).
В старших группах можно предложить рассказы о природе («Наша белка», «Интересная встреча в парке») или на отвлеченные темы («О смешном случае»).
В детском саду ребят учат придумывать рассказы, отражающие их индивидуальный (личный) опыт и коллективный (общегрупповой) опыт. В средней группе лучше использовать коллективный рассказ: педагог начинает рассказ, а дети дополняют его запомнившимися деталями, В старших группах используются все виды рассказов.
Начать занятие целесообразно с краткой беседы, которая подготовит детей к восприятию темы, к активной деятельности. Например, воспитатель спрашивает у ребят, есть ли у них в доме котенок, как его зовут, просит вспомнить, как он выглядит, как проказничает. Затем он предлагает послушать свой рассказ про котенка. Руководя процессом рассказывания, воспитатель обращает внимание дошкольников на содержание изложения, последовательность описания, правильность речи и т.д. Если дети затрудняются передать словами задуманное, он, не нарушая хода их мыслей, подсказывает нужное слово или выражение.
В обучении детей повествовательным рассказам из опыта широко распространенным приемом является речевой образец. Он позволяет показать детям, как с. помощью слова можно передать другим то, что они не видели, поделиться своими впечатлениями, наблюдениями. Образец показывает пример замысла в речи, повышает детский интерес к рассказыванию и направляет мысль ребенка к конкретным фактам его жизненного опыта, которые могут явиться основой для его самостоятельного рассказа. Тем самым образец способствует развитию замысла в рассказе ребенка, помогает ему научиться строить свой рассказ, оказывает влияние на язык его рассказов. Отсюда вытекают следующие требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта:
-
в основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-то конкретный факт (событие), представляющий для детей интерес и близкий их жизненному опыту;
-
четкая последовательность изложения. В начале рассказа завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действий. После момента наибольшего напряжения (само событие) рассказ должен завершаться быстрой и ясной развязкой;
-
язык рассказа следует по возможности приблизить к разговорной речи.
Он должен быть понятным и кратким, но не схематичным, т. е. обладать известной живостью и образностью. В рассказе-образце не должно быть длинных растянутых фраз. Образность и живость языка рассказа воспитателя усиливают эмоциональность восприятия, активизируют мысль дошкольников и влияют на выразительность детской речи.
Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простейших и ценных видов применения образца рассказа из личного опыта. Он повышает интерес детей к рассказыванию и помогает им приобрести целый ряд практических умений в этой деятельности.
Образец можно использовать перед рассказами детей или после них.
Для развития большей целенаправленности мысли и речи, их полноты и временной последовательности большую роль играют вспомогательные вопросы. К ним воспитатель может прибегнуть для того, чтобы возвратить отвлекающегося ребенка к предмету рассказа, помочь ему последовательно изложить, повысить интерес к описываемому явлению. При этом следует помнить указание Е.И. Тихеевой, что не следует задавать много вопросов во время рассказа, так как это отрицательно влияет на самостоятельность формирования замысла, эмоциональное отношение к предмету рассказа и снижает возможность проявления инициативы .
Важно направить внимание ребенка на суть передаваемых событий, ограничить второстепенные стороны явления. Например, при рассказе дошкольника о новогодней елке у него дома воспитатель может своими вопросами направить его внимание исключительно на елку: «Расскажи, какая она у тебя, большая или маленькая? Куда вы ее поставили? Как украсили?»
Вопрос должен иметь естественную разговорную форму, показывать интерес воспитателя к предмету рассказа, желание узнать о нем подробнее, привлекать новый материал (например: «А кого ты пригласил на свой праздник?»).
Другой формой применения вопросов в рассказывании из опыта является предложение их детям заранее в виде плана, что оказывает существенное влияние на последовательность и подробность изложения событий.
Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающих коллективный опыт: как работали на огороде, что видели на кухне. Вначале используется образец в виде начала рассказа. Воспитатель начинает изложение событий, а дети продолжают. Педагог помогает вопросами, напоминаниями, предложением вспомнить какой-то факт и рассказать о нем: как поливали грядки, что выросло на огороде, как собирали урожай, облегчая детям последовательность рассказывания. В таком повествовании принимают участие многие дети, дополняя друг друга. В итоге получается полный текст, в котором есть начало, середина и конец.
Следует учитывать, что детские высказывания часто бывают невыразительными, изобилуют паузами, так как все внимание ребенка направлено на содержание. Не следует спешить подсказывать, чтобы не увести детей в сторону от рассказа.
Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрастных группах.
Краткие выводы по первой главе
-
-
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучения составлению рассказов из опыта позволяет сделать вывод, что методы и приемы по развитию монологической речи через составления рассказов из опыта — это использование вспомогательных вопросов, образец рассказа воспитателем, составление плана рассказа, описание своей любимой игрушки, составление рассказов по аналогии, составление писем другу, составление совместного рассказа воспитателем и ребенком.
-
Составление рассказа из личного опыта доступно детям с пяти лет.
-
На седьмом году жизни ребенок способен сам придумать сказку или рассказ, развернуто говорить о своих впечатлениях и чувствах.
-
3.1. Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Исследование
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 10 человек.
три этапа:
-
констатирующий;
-
формирующий;
-
заключительный.
В исследовании использовались следующие методы:
-
Диагностика (методика В.П. Глухова)
Диагностика
В целях комплексного исследования монологической речи детей использовались диагностические задания (методика В.П. Глухова), (Приложение 1):
Задание 1 : Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Задание 2 : Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу.
Задание 3 : Пересказ текста
Задание 4 : Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание 5 : Составление рассказа из личного опыта.
В ходе выполнения диагностических заданий были получены результаты (Приложении 2).
Результаты представлены в табл.1:
Таблица 1
Результаты диагностических заданий по выявлению уровня монологической речи на констатирующем этапе
В табл. 1 видно, что в результате исследования преобладает низкий (50%) уровень.
В том числе комплексное обследование позволило целостно оценить уровень
Задание 1., Задание 2., Задание 3. Пересказ текста -, Задание 4.
Задание 5 . Составление рассказа из личного опыта — преобладает низкий и средний уровень (40%).
Таким образом, результаты констатирующего этапа показали, что необходима организация работы по повышению уровня монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
3.2. План работы по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов из опыта
На основании выявленных проблем развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста, на формирующем этапе исследования нами был разработан план работы по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов из опыта.
Цель: формирование монологической речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов из опыта
Задачи:
-
-
Формировать умения связно и последовательно составлять рассказы.
-
Учить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять свое внимание на суть передаваемых событий.
-
Учить использовать свой опыт и выражать свои наблюдения в связном повествовании.
-
Формировать умения понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли с помощью наглядного материала.
-
-
Обучение составлению рассказов с помощью метода моделирования.
-
В ходе исследования была применена методика Л.Н. Ефименковой и Т.А. Ткаченко – использование схем и моделей при составлении повествовательных рассказов.
Таблица 2
План работы по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов из опыта
декабрь
1 неделя
-
Экскурсия в зимний парк.
-
Расширять у детей знания о зимнем времени года.
-
Воспитывать умения связно и последовательно вести беседу, учить давать полные ответы и вопросы.
-
Развивать умение сравнивать, делать обобщение.
-
Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение;
-
Наблюдение.
-
Игры
-
Беседа
-
Вопросы
-
Рассматривание картины «Зимние забавы».
-
Развивать творческие способности и фантазию
-
Развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.
-
расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима», «Зимние забавы»
-
Активизация глагольного словаря.
-
воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины
-
Наблюдения за изменениями в природе.
-
Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.
-
Чтение художественной литературы по теме
-
Составление рассказа «Зима»
-
Обучить детей составлять короткий рассказ по данному началу и плану, с опорой на мнемотаблицы.
-
Упражнять в выделении родственных слов к слову зима из контекста и подборе к слову снег по мнемотаблице.
-
Беседа.
-
Схема-мнемотаблица
-
Образец рассказа
-
Рассказывание по частям.
-
Вопросы .
2 неделя
-
Беседа на тему: «Какие изменения происходят в природе зимой »
-
Закреплять признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
-
Закреплять знания о зимних месяцах.
-
Формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.
-
Развивать умение детей давать развернутые ответы, развивать воображение детей.
-
Поисковые вопросы.
-
Презентация на тему «Зимние явления в природе»
-
Игры на прогулки «Зимние забавы»
а)Зимняя забава «лепка снеговика»
б)Снежная крепость.
в)Зимние лабиринты и туннели
г)Гонка с шайбой.
д)Эстафета на санках..
-
Развивать интерес к зимним играм.
-
Развивать ловкость, меткость, быстроту реакции.
-
ОД занятие по развитию речи «Как я люблю играть на зимней прогулке?»
(Приложение 7, №1)
-
Формирование монологической речи;
-
Учить составлять рассазы из своего личного опыта;
-
Обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
-
Уточнить признаки зимы.
-
Обогащать словарь с помощью прилагательных.
-
.Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки.
-