«Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьного возраста к школе»

Содержание скрыть

II — высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III — нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV — сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V — низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Количественный:, Качественный:

Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.

Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

Методика Н.И. Гуткиной «Исследование внутренней позиции школьника»

Данная методика направлена на то, чтобы выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу. Экспериментальная беседа, направленная на определение внутренней позиции школьника (Н. И. Гуткина, 1990, 1993, 1996, 2000, 2002), включающая вопросы, косвенным образом позволяющие определить наличие познавательной и учебной мотивации у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.

1. Тебе нравится в школе? Что нравится больше всего, а что хотелось бы

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

7 стр., 3425 слов

Готовность к школе детей дошкольного возраста с нарушением речи

... подготовке детей к школе с нарушениями речи. Цель: изучить проблему готовности к школе детей дошкольного возраста с нарушением речи. Задачи: 1. Дать характеристику понятия «готовность к школе», раскрыть критерии готовности к школе. 2. Основываясь на характеристике детей дошкольного возраста с нарушениями речи, ...

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?

6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?

1-й вопрос.

2-й вопрос.

3-й вопрос.

4-й вопрос.

5-й вопрос.

6-й вопрос.

7-й вопрос.

Анализ Качественный : позиция сформирована — ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность — учебная.

Позиция сформирована средне — ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».

Позиция школьника не сформирована — ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — игровая.

Исследование адаптации методом Люшера

Метод направлен на определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям.

Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке.

1. Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.

2. А дома в выходные дни?

3. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке?

4. А когда отвечаешь у доски?

5. А перед контрольной или проверочной работой?

6. Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?

7. Когда с учителем разговариваешь?

А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, кажется красивее других (психолог убирает карточку, выбранную ребенком).

А из оставшихся? (снова убирает карточку, выбранную ребенком, и т.д.).

При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).

10 стр., 4878 слов

Психология цвета

... пропускалось через собирающую линзу — получался снова белый цвет. Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в ... каждое цветовое ощущение представляется в виде суммы ощущений этих трех цветов. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная ...

При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».

Определение эмоциональной самооценки ребенка

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.

Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.

Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.

Интерпретация результатов (см. табл.), Определение эмоционального состояния ребенка в школе

ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 + 1 + 3 + 2 = 18

20 < ЭС < 32 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

10 < ЭС < 18 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

0 < ЭС < 8 — преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

Анализ . При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях «самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем» — ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета — 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл.

Если ответы ребенка оцениваются в 6–7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Если ответы оцениваются в 4–5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.

Если ответы оцениваются в 0–3 балла — у ребенка преобладает негативное отношение к школе.

Приложение 4, Методика «Изучение школьной тревожности» А.М. Прихожана, А.М.Прихожан

Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б – для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка.

10 стр., 4973 слов

Гречиха реферат с картинками детям

... пищу человека и отчасти животных (свиней, лошадей и др). 3.2. Гречиха татарская Гречиха татарская , татарская дикуша , кырлык (Fagopyrum tataricum (L.) ... удобрение. 3.3. Сорта Зеленоцветковая гречиха 3.4. Урожайность Урожайность гречихи в России около 8—10 центнеров с гектара, что ниже, ... в порошок листья используют в качестве присыпок у детей. Для диабетиков эта крупа заменяет потребление картофеля и ...

Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Инструкция.

Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

Инструкция  1

Картинка № 1, Картинка № 2, Картинка № 3, Картинка № 4., Картинка № 5, Картинка № 6, Картинка № 7, Картинка № 8., Картинка № 9, Картинка № 10, Картинка № 11.

А отрицательные — ситуацию неудачи: «он раскидывает игрушки, не помогает маме», «не хочет заниматься», «настроение плохое, надо собирать игрушки», «она грустная, не смогла сделать игру», «он разбросал игрушки», «она сломала игрушки». Такие ответы оцениваются в 0 баллов.

Картинка № 12

Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 1 балл: «идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь», «рад, что идет домой», «одевается в школу, чтобы побыстрей учиться», «идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять», «идет домой делать домашнее задание». Также мы выделили группу нейтральных ответов: «она одела неправильно пальто», «портфель тяжелый», «ей рюкзак не поднять, она устала», «идет гулять с портфелем», «танцует», «нашел мамину сумку», «купил себе куртку», «меряет одежду».

Анализ

А.М.Прихожан

Общий уровень тревожности

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Количественный. 0-6 баллов – высокий уровень школьной тревожности

6-9 – нормальный уровень школьной тревожности

9-10 – низкий уровень школьной тревожности.

Качественный. Осуществляя качественный анализ отдельно взятой картинки, можно выявить ситуации, когда ребенок испытывает трудности.

Картинка № 1 — общение с родителями. Анализируются отношения ребенка с родителями, желание общаться, проводить вместе время.

Картинка № 2 — дорога в школу. Выявляется желание ребенка ходить в школу, желание или нежелание учиться.

Картинка № 3 — взаимодействие с детьми. Отношение ребенка к игровой деятельности. Выявляются проблемы в общении и взаимодействии с группой детей.

24 стр., 11959 слов

По психологии «Развитие познавательных процессов детей младшего ...

... в уровне развития опосредованной памяти детей контрольной и экспериментальной группы по t -критерию Стьюдента обнаружено ... развития памяти у учащихся вторых классов контрольной и экспериментальной групп Опосредствованная и ... детей экспериментальной и контрольной групп используют адекватные изображения для запоминания слов. Так, например, к выражению "веселый праздник" они нарисовали цветы, ...

Картинка № 4 — общение с взрослым (учителем).

С помощью этой картинки можно выявить, умеет ли ребенок общаться с взрослым, а также подчиняться его требованиям. Обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы.

Картинка № 5 — общение с взрослым (учителем).

Ситуация аналогична предыдущей. Умеет ли ребенок взаимодействовать в группе детей и подчиняться правилам, требованиям взрослого.

Картинка № 6 — ситуация урока. Можно определить настроение ребенка на уроке, его желание учиться, выполнять предложенные учителем задания; кроме того, можно выявить проблемы в обучении. Нужно обратить внимание, кого ребенок выбирает: мальчика за первой партой с записями в тетради или мальчика за второй партой, у которого тетрадь пуста.

Картинка № 7 — ситуация урока. Эта картинка позволяет определить взаимоотношения с учителем и с детьми. Помимо этого, можно понять, как ребенок оценивает свои знания и себя. Например, ребенок говорит: «Он радуется, потому что ему поставили «5» или «Ему грустно, он получил «2». Картинка дает возможность также выявить нарушения в поведении. Например, ребенок говорит: «Его поставили в угол, он баловался».

Картинка № 8 — ситуация дома. С помощью картинки можно определить настроение и самочувствие ребенка дома и оценить желание выполнять домашнее задание.

Картинка № 9 — взаимодействие с детьми. Ситуация личностного общения ребенка с детьми. Выявляет проблемы в общении, налаживании дружеских контактов, отношение ребенка к ссоре.

Картинка № 10 — ответ у доски. Позволяет выявить страх ребенка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске, помогает оценить проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя.

Картинка № 11 — ситуация дома. Данная картинка не выявляет школьной тревожности, но помогает прояснить отношение ребенка к одиночной игре.

Картинка № 12 — возвращение из школы. Можно понять общее отношение ребенка к школе, а также его желание или нежелание уходить из школы.

Приложение 5, Адаптационные занятия с детьми.

1 . Тема : Знакомство

Цель : знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

Задачи :

1. Предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей.

2. Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе — «класс».

3. Знакомство учащихся со школьным правилом: «Говорить по очереди».

4. Знакомство с пространством класса, формирование отношения к нему как к своему классу.

68 стр., 33564 слов

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей ...

... связной речи детей-дошкольников. Задачи исследования : 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей. 3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей ... них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Связная речь предполагает ...

Материалы к занятию

1. Табличка с надписью «НАШ КЛАСС».

2. Цветы, вырезанные из цветной плотной бумаги. На них печатными буквами написано имя учителя и имена всех учеников. Можно сделать все цветы разных цветов, например, сделать цветы с именами девочек одного цвета, а с именами мальчиков — другого.

3. Запись спокойной, светлой музыки без слов.

4. Листы плотной белой бумаги для «солнышек», размер 15 см х 15 см (по количеству детей в классе).

5.Скотч.

Ход занятия

Учитель приветствует детей, здоровается с ними.

Учитель: «Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в первый класс,

и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много новых друзей. А для того, чтобы мы все лучше познакомились, для того, чтобы вы лучше узнали своих одноклассников и свою школу, мы будем встречаться на уроках знакомства. На этих уроках можно вместе и поработать, и поиграть.

Ребята, сигналом к началу урока знакомства будут такие слова, послушайте:

— Раз, два, три — слушай и смотри!

— Три, два, раз — мы начнем сейчас!

Ребята, для того, чтобы наше занятие началось, давайте скажем эти

слова вместе. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь

повторять за мной слова, чтобы лучше их запомнить.»

Учитель еще раз произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их следующими движениями:

Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) — слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!

Три, два, раз (хлопает в ладоши Зраза) — мы начнем сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх).

Учитель: «Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места и посмотрите на меня».

«Я ваш учитель. Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску

цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буквами написано имя учителя).

Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Может быть, вы еще

не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно, у каждого свое

имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно

разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.

Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре!» — каждый по

команде выкрикнет свое имя. Ну-ка, попробуем! (Учитель громко командует, дети выкрикивают свои имена.) Ой-ой-ой!… Вроде бы громко

27 стр., 13232 слов

Доклады для учителей — логопедов материал ( класс)

... этот лишь глядел! (Загибают большой палец. Щекочут ладошку.) «Пальчики» Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы. Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.) Этот ... развития ручной моторики используются игры на разгибание пальцев рук. «Этот пальчик» Дети сгибают пальцы левой руки в кулак. Этот пальчик — дедушка, (Разгибают большой палец.) Этот пальчик — бабушка, ...

кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала.

Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шепотом. (Тихо командует, дети шепчут.)

Опять что-то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно.

А вы много имен услышали? Тоже нет?

Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо:

когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понять. Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего класса. Я буду подходить по очереди к каждому

из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое

имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из

цветов. (Учитель идет по классу, дотрагиваясь по очереди до каждого ребенка, и, когда услышит имя, кладет на парту цветок с именем этого ребенка.) Спасибо! Теперь все имена были слышны.

Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам их выполнить».

Учитель просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры

заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите

цветы», «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву…» (Называет по очереди несколько букв).

«Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к доске некоторых ребят, они выйдут сюда и прикрепят свои цветы на доску. Вам надо слушать внимательно: не

вас ли я назову. Я прошу выйти к доске всех, кого зовут… (называется

имя, одинаковое для нескольких ребят, например, Дима).» Таким образом, к доске выходят небольшие (2-5 человек) группы, с помощью учителя крепят свои цветы к доске и садятся на место.

Учитель достает табличку с надписью «НАШ КЛАСС». «Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас.

И мы все один класс (помещает табличку над цветами).

Вот он какой —

наш класс».

Учитель обращает внимание детей на помещение, в котором они

находятся. «Ребята, наш класс — это все мы, а еще наш класс — это

комната, где мы находимся. Посмотрите, какой он замечательный:

светлый, уютный! Но вы здесь совсем недавно и еще не совсем к нему

привыкли, правда? И он к нам тоже еще не привык: ждет, присматривается — будем ли мы его любить, заботиться, не обидим ли его? Давайте

сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками! Пусть каждый нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным.» Учитель раздает детям листы плотной белой бумаги, ученики начинают рисовать. Во время выполнения этого задания желательно использование тихой веселой музыки без слов. Дети рисуют.

38 стр., 18676 слов

Исследование влияния леворукости на адаптацию детей к их обучению в школе

... работы мы рассмотрим мнение ученых о том, как и почему возникает леворукость, каковы особенности развития психических процессов леворуких детей и с какими психологическими проблемами сталкиваются леворукие дети ... класс (и учителя), то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям ... определяет только ведущую руку, тогда как левшество ...

Учитель: «Кто закончил рисовать, положите карандаши на место, а

рисунок перед собой. Я подойду, и вы мне тихонечко скажете, какое место в классе понравилось вашему солнышку. У каждого будет свое солнышко в нашем классе, а так как нас много, то всем нам будет тепло и

уютно.» Учитель подходит к тем из детей, кто закончил рисовать, спрашивает, какое место в классе понравилось солнышку и помогает прикрепить его в выбранном ребенком месте (например, с помощью скотча).

«Слышите, музыка затихает. Наш первый урок знакомства подходит к концу. Если кто-то еще не успел выбрать место для солнышка, подойдите ко мне на переменке, и мы устроим его поуютнее.

Сегодня мы замечательно поработали и даже немного поиграли. А

теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга.

Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча

кивните головой, поблагодарите глазами и кивком головы. (Учитель по

очереди встречается глазами с несколькими первоклассниками и благодарит кивком головы.)

Ребята, всем спасибо за

2. Тема: Правила школьной жизни

Цель: знакомство первоклассников друг с другом и правилами поведения в школе.

Задачи:

1.Создание условий для дальнейшего знакомства детей друг

с другом и взаимодействия между собой.

2.Знакомство первоклассников с такими правилами поведе-

ния в школе, как «не разговаривать на уроках друг с другом,

если это не связано с выполнением задания», «не кричать с

места, даже если знаешь правильный ответ», «не подсказы-

вать», «поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос или

хочешь о чем-то спросить».

3. Создание доброжелательной атмосферы в классе.

Материалы к занятию:

1. Знаки, напоминающие ученикам о правилах поведения во

время урока (см. Приложения 1, 2, 3, 4).

2. Листы бумаги круглой формы (диаметр около 10-12 см).

3. Музыкальная мелодия без слов, звучанием 7-10 минут.

Ход занятия:

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Наши уроки знакомства продолжа-

ются. Сегодня мы постараемся получше узнать друг друга и познако-

мимся с несколькими школьными правилами. Итак, начнем.»

Учитель просит детей встать возле парт и вместе с ним произнести

строки стихотворения:

Раз, два, три — слушай и смотри!

Три, два, раз — мы начнем сейчас!

9 стр., 4480 слов

Для научно-практической конференции «Здоровье учителя»

... сохранения психологического здоровья современного педагога. Под профессиональным здоровьем понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. Основу профессионального здоровья ...

При этом стихотворение сопровождается движениями (см. Занятие 1).

Учитель: «Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-

всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем с вами в

игру «Доброе утро».

Игра «Доброе утро»

Я скажу слова: «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса.

Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали и отвеча-

ете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам!… Доброе

утро всем мальчикам!… Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зу-

бы!… Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за ок-

ном!… Доброе утро всем, кто любит конфеты!… Доброе утро всем, кто

хочет знать, во что мы будем играть сегодня… Молодцы!»

Упражнение «Чуткие руки»

Учитель приглашает к доске 10-12 детей. После того, как эта груп-

па выполнит 3-4 задания, дети возвращаются на места, а учитель при-

глашает следующих ребят так, чтобы в итоге в упражнении принял учас-

тие весь класс. Можно приглашать детей, сидящих на одном ряду или

как-то иначе.

«Сейчас я попрошу подойти ко мне тех, кто сидит… Станьте, пожа-

луйста, рядом, в линеечку, лицом к классу. Молодцы! Я попрошу (назы-

вает имя одного из детей) потрогать у всех руки и определить, у кого

самые теплые руки.»

Ребенок определяет, у кого самые теплые, по его мнению, руки, по-

трогав руки всех детей, стоящих у доски.

Учитель: «Хорошо! У (называет имя ребенка) сейчас самые теплые

руки. Я попрошу теперь тебя определить, у кого из ребят самые про-

хладные руки. Прикоснись к рукам ребят, почувствуй, какие они:

теплые, холодные и выбери потом самые прохладные руки.» Ребенок

определяет, у кого самые прохладные руки, после чего тот, кого выбра-

ли, выполняет следующее задание.

Варианты заданий: определить, у кого самые теплые (прохладные)

щеки (уши); определить, у кого самый теплый (прохладный) лоб (нос).

Важно, что ребенок выполняет задание, прикасаясь к другим детям.

Учитель благодарит детей за их работу и переходит к следующему

заданию.

Учитель: «Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они

указывают водителям, где можно ездить, а где нельзя. Они говорят пе-

шеходам, где нужно переходить дорогу. Дорожные знаки помогают нам,

они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на

них внимания — быть беде! А есть ли в школе правила поведения и ка-

кие они? Что можно делать, а что не всегда? Подскажите мне, чего нель-

зя делать на уроке? (Ученики отвечают.) А как надо вести себя во время урока? (Ученики отвечают.) Чтобы мы не забывали о правилах для уче-

ников, школьных правилах, нам нужны свои знаки. Например, на уро-

ке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и

ничего не узнать, поэтому в нашем классе будет висеть вот такой знак:

(показывает Знак 1).

Мы с вами уже знаем, что когда все вместе кричат,

ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже

если знаешь правильный ответ, нам будет напоминать такой знак: (по-

казывает Знак 2).

А можно подсказывать другим ребятам ответ, когда

учитель спрашивает не вас? Конечно нет, если друг привыкнет к под-

сказкам, он разучится думать сам, а разве это помощь? О том, что в на-

шем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак (показы-

вает Знак 3).

А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить

на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель

попросит сказать. Вот знак, который говорит нам об этом школьном

правиле (показывает Знак 4).

Конечно, ребята, это не все школьные

правила, их много, и постепенно вы их все узнаете. Сегодня мы поста-

рались запомнить только несколько таких правил, но они очень важны

для того, чтобы учиться в школе и чтобы в классе был порядок.

А сейчас послушайте историю, которая произошла в Лесной шко-

ле, у зверят-первоклассников. В самый первый школьный день учитель

познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы сегодня

говорили. (Учитель показывает Знаки и просит напомнить, о каком

правиле говорит каждый Знак.) Зверята слушали, слушали, головами

кивали, мол, все понятно, а на следующий день… Послушайте, что про-

изошло на уроке в Лесной школе и постарайтесь заметить, какие прави-

ла зверята забыли. Кто заметит, поднимите руку, чтобы я видела. Гото-

вы? Слушайте!

Урок в лесной школе

Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал

вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая

начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как

кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель,

поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раз-

дать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали,

руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель

услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю

подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле

успокоил своих «помощников» Учитель.

Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для

зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он са-

мые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет,

где белые грибы растут размером со стул.

Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку:

«Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дуп-

ло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежо-

нок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как

ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает

Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может,

отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвле-

каться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок

отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помо-

гите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и

давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками прядает, рас-

слышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо

Белочка говорит.

«Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это

лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормо-

тания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории

было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научить-

ся, ни интересного ничего узнать. Почему так получилось? О каких

школьных правилах они забыли?»

Учитель спрашивает нескольких учеников. Благодарит их за внима-

тельность и предлагает перейти к следующему заданию.

Упражнение «Живые деревья»

«Тех, кто может представить, вообразить то, чего на самом деле нет,

называют фантазерами. Фантазер может представить, что он превра-

тился в птицу, какое-нибудь животное или даже в какую-нибудь вещь —

как настоящий волшебник! Мы с вами тоже немного пофантазируем.

Давайте представим, что мы превращаемся в …деревья. Кто в тонкую

березу, кто — в могучий дуб, кто — в яблоньку… Подумайте, в какое де-

рево вы хотели бы превратиться… Встаньте и представьте, что вы дере-

вья… Вот мы вытянули руки вверх, будто ветки… (Все движения учитель

делает вместе с детьми).

Тихонько подул ветер, наши ветки тихо колы-

шутся… Вот ветер подул сильнее и наши пальцы, как листочки, задро-

жали на ветру. Ветер затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки

чуть шелестят… Мы красивые, сильные деревья… Мы тянемся к сол-

нышку, радуемся, что выросли такими сильными и красивыми, машем

листочками небу, облакам, солнечным лучам… А теперь мы медленно опускаем руки и превращаемся снова в мальчиков и девочек, а настро-

ение у нас остается легкое и радостное! Пожалуйста, садитесь на места.»

3.Тема: Школьник и дошкольник

Цель: осознание детьми своего нового статуса школьника.

Задачи:

1. Осознание детьми разницы между статусом школьника и дошкольника.

2. Формирование у детей реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника.

3. Закрепление знаний о правилах поведения в школе.

Материалы к занятию:

мяч, цветные карандаши, фломастеры, листы для рисования формата А4.

Ход занятия:

Учитель приветствует детей и начинает занятие с уже знакомого де-

тям ритуала приветствия (см. Занятие 1).

Игра «Разыскивается…»

«Представьте, что в нашем классе есть волшебное радио, которое

передает сообщения о потерявшихся ребятах. Но вот, что интересно: все

эти ребята находятся в нашем классе! Вам надо только внимательно по-

смотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внима-

ние- внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, серые

глаза, синий свитер, на столе перед ним лежит красный пенал и белая

линейка… Кто же это? Кто догадался, поднимите руку и ждите, пока я

вас спрошу.» Если дети не могут угадать, учитель дает все более конкрет-

ное описание: с какой буквы начинается его имя, за какой партой он си-

дит и т. д. Если, угадывая, дети кричат с места, вскакивают и т.п., то важ-

но напомнить правило поведения во время урока, показав на соответст-

вующий знак. Таким образом, учитель «ищет» 5-6 учеников, описывая

их внешность, одежду, вещи, которые лежат перед ними. Желательны

также «приметы-комплименты»: «У этой девочки веселая улыбка.

У этого мальчика очень сосредоточенный вид и т. д.».

Задание «Любимое время года»

«Ребята, вы уже со многими в нашем классе познакомились, за-

помнили, как зовут многих ребят нашего класса. А чтобы познако-

миться поближе, важно узнать не только как зовут человека, но и то,

чем он увлекается, что любит, что ему нравится. Поэтому я предлагаю

подумать о том, какое время года у каждого из вас любимое: зима, вес-

на, лето или осень. Подумайте и нарисуйте это время года на листах,

которые я вам раздам. Каждый думает сам, ни у кого подсказки не спрашивает и с соседом не шепчется. Вам надо нарисовать именно ва-

ше любимое время года.»

Учитель раздает листы бумаги и предлагает всем, кто уже решил,

какое время года для него самое любимое, начать рисовать его. Время

рисования около 5 минут. Незадолго до окончания времени учитель

просит детей заканчивать рисунки.

Учитель: «Сколько красивых рисунков получилось. Здорово! А те-

перь я попрошу выйти к доске тех, кто нарисовал ЛЕТО. Вот сколько

ребят в нашем классе любит лето.» Учитель перечисляет всех ребят по

именам, сопровождая называние по имени мягким прикосновением к

ребенку, с тем, чтобы еще раз произошло соотнесение ребенка с его

именем для всех детей.

Учитель: «Ребята, вот вы нарисовали лето как свое любимое время

года. Почему же оно вам так нравится? Что в лете хорошего -для вас?»

Дети отвечают, а учитель, поддерживая их ответы, стимулирует на но-

вые высказывания, говоря: «А еще что, а еще?..» Важно, чтобы дети на-

звали как можно больше признаков, по которым им так нравится лето.

После того, как группа детей назвала, что им нравится в выбранном

ими времени года, учитель просит их сесть на места, благодарит за рабо-

ту и просит выйти тех, кому нравится следующее время года. Так продол-

жается, пока все дети не побывают у доски. Рисунки остаются у учителя,

и затем из них делается выставка «МОЕ ЛЮБИМОЕ ВРЕМЯ ГОДА».

Учитель: «Оказывается, в каждом времени года есть что-то прият-

ное, и здорово, что мы о каждом времени года рассказали много хоро-

шего. А кто запомнил, какое любимое время года у (называет имя одно-

го из детей)? Хорошо.» Учитель называет еще 3-4 детей. «Молодцы! Вы

не только замечательно рисуете, но и очень внимательные ребята».

Учитель: «Отгадайте, что бывает иногда весной, часто летом, а еще

чаще осенью? Он бывает грибным, а бывает проливным! Правильно,

это дождь! Давайте попробуем устроить дождь в нашем классе. Приго-

товьте руки! Повторяйте за мной.

Учитель: «Отгадайте, что бывает иногда весной, часто летом, а еще

чаще осенью? Он бывает грибным, а бывает проливным! Правильно,

это дождь! Давайте попробуем устроить дождь в нашем классе. Приго-

товьте руки! Повторяйте за мной.»

Игра «Раз, два, три — шепчи!»

Учитель: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три — шеп-

чи!». Сожмите руки в кулачки. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне

отвечать, но отвечать по-особому. Я задаю вопрос, а вы шепотом счита-

ете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепотом отве-

чаете. Давайте попробуем. Какое сейчас время года?»

(Учитель тоже сжимает руки в кулаки, считает до трех вместе с де-

тьми, поднимает большие пальцы и шепчет ответ. После второго-треть-

его вопроса учитель может не шептать ответ, но продолжает сжимать ку-

лаки и поднимать пальцы.)

Учитель: «Какой сейчас месяц? Что едят кошки? Какой формы

мяч? Как меня зовут? В каком классе вы учитесь? Как зовут вашего со-

седа по парте? Какого цвета листья у деревьев летом? В каком городе вы

живете? Молодцы!

Школьник и дошкольник

Ребята, недавно вы первый раз пришли в первый класс. Скажите, а

как вас теперь называют? (Дети отвечают: школьники, первоклассники.

Если дети сами не дают ответа, отвечает учитель.) Правильно, теперь вы

школьники, первоклассники. А что вы делали до того, как пошли в

школу? (Дети отвечают: ходили в детский сад, сидели дома.) А как вас

тогда, до школы, называли? (Дети отвечают: дошкольники. Если дети

не дают ответа, отвечает учитель.) Когда вы еще не ходили в школу, вас

называли дошкольниками. Скажите, чем отличаются школьники от до-

школьников? (Дети отвечают, учитель их поправляет, подытоживает

сказанное.) Правильно, школьники отличаются от дошкольников тем,

что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают домашние задания. А

что делают дошкольники? (Дети отвечают: играют, бегают.) А может ли

школьник играть и бегать? (Дети высказывают свои предположения.)

На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою ма-

ленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как школьник,

а иногда — как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны ве-

сти себя как школьники, а когда можно снова превратиться в дошкольников. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как

нужно вести себя в этой ситуации — как школьник или как дошколь-

ник. Кто хочет ответить, поднимает руку и ждет, пока я его спрошу. Мы

будем выполнять это задание, как школьники, пользуясь правилом под-

нятой руки.»

(Учитель показывает Знак №4, напоминающий о правиле. Учитель

называет ситуации, а дети отвечают.)

Учитель: «На уроке. На прогулке. Дома. Во время приготовления

уроков. На перемене. В школьной столовой. Во время игры в футбол.

С друзьями. В школьной библиотеке.»

(Если дети ошибаются, учитель поясняет и комментирует.)

Игра «Море волнуется раз …»

Учитель: «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим труд-

ным заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьник, а ког-

да — как дошкольник. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы бы-

стро превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. Сейчас мы

с вами сыграем в игру, которую многие из вас, наверное, знают. Эта иг-

ра называется «Море волнуется, раз…», но мы будем играть в нее по-

особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры

школьника и дошкольника. Водящий будет говорить: «Море волнуется,

раз, море волнуется, два, море волнуется, три, фигура школьника (или

дошкольника) на месте замри». Пока море волнуется, можно ходить по

классу, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигу-

ру. Водящий выбирает самого школьного школьника или самого до-

школьного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуй-

ста, и подойдите ко мне.»

(Дети встают и со словами учителя «Море волнуется, раз…» начина-

ют двигаться по классу. Учитель выбирает того, кто будет следующим

водящим, и продолжает контролировать ход игры, по мере необходимо-

сти подсказывая слова или напоминая правила.

В сильном классе водящий может усложнить задание, называя не

роли школьника или дошкольника, а различные ситуации из жизни де-

тей: на уроке, на улице, дома с мамой и т.д.).

Учитель: «Замечательно, вы отлично умеете превращаться из школь-

ника в дошкольника и наоборот. А сейчас давайте проверим, знаете ли

вы, как школьник ведет себя в школе. Встаньте, пожалуйста, в круг.»(Дети встают в круг, учитель берет в руки мяч.)

Упражнение «Урок или перемена»

Учитель: «Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На

уроках и переменах школьники ведут себя по-разному. Сейчас я буду

кидать этот мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отве-

чайте, когда это делают школьники — на уроке или на перемене.»

(Учитель называет действия и бросает мяч по очереди разным де-

тям: читать, играть, разговаривать с друзьями, попросить у друга ластик,

писать в тетради, отвечать на вопросы учителя, готовиться к уроку, есть

яблоко и т.д.)

Учитель: «Очень хорошо! Садитесь на свои места.»(Дети рассаживаются на места.)

«Спасибо! Теперь мы много знаем про настоящих школь-

ников. Настоящие школьники отличаются от дошкольников тем, что

ходят в школу и делают дома уроки. В школе на уроке или дома, когда

делаешь уроки, нужно вести себя, как школьники, а на перемене, дома,

на улице можно вести себя, как дошкольники.»

4.Тема: Для чего ходят в школу

Цель: осознание детьми своего нового статуса школьника.

Задачи:

1. Продолжение формирования у детей реалистичных пред-

ставлений о правах и обязанностях школьника.

2. Формирование учебной мотивации.

3.Продолжение формирования навыков учебного сотруд-

ничества.

Материалы к занятию:, Ход занятия:

Учитель приветствует детей и начинает занятие с уже известного

детям ритуала (см. Занятие 1).

Игра «Нос, пол, потолок»

Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами узнаем новую игру. Она назы-

вается «Нос, пол, потолок». Для того чтобы в нее играть, нужно быть

очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас над го-

ловами? (Дети отвечают: потолок.) Правильно, потолок. Давайте пока-

жем на него пальцем и скажем: потолок. Отлично. А теперь посмотрите

вниз. Что находится у нас под ногами? (Дети отвечают: пол.) Конечно,

пол. Покажем на него пальцем и скажем: пол. А теперь каждый показы-

вает пальцем на свой нос и говорит: нос. А теперь давайте еще раз пока-

жем: нос, пол, потолок. Молодцы! (Учитель, давая объяснения, выпол-

няет все действия вместе с детьми.)

А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать дру-

гое. Например, буду показывать на потолок, а называть нос. Вы ничего

не говорите, только показываете то, что я называю. Верьте тому, что

слышите, а не тому, что видите. Будьте внимательны!»

(Учитель проводит игру.)

Учитель: «Молодцы, ребята! Вы можете быть очень внимательны-

ми. Помните, на одном из прошлых занятий я рассказывала вам сказку

о лесной школе? Сегодня я расскажу еще одну историю о зверятах-пер-

воклассниках.

Самый лучший первоклассник

Ясным сентябрьским утром зверята, как обычно, пришли в лесную

школу. На улице светило теплое солнышко, ветерок играл золотыми

осенними листьями. Звонок на урок еще не прозвенел, и зверята сиде-

ли за своими партами и разговаривали. Им очень нравилось ходить в

школу, и каждый из них хотел стать самым лучшим первоклассником.

Я буду самой лучшей первоклассницей! — сказала белочка. — У.ме-

ня самый красивый портфель! Моя мама купила его в специальном мага-

зине. Посмотрите, какой он яркий, какие на нем красивые картинки!

И правда, портфель у белочки был красивый: новый, блестящий,

с металлическими замочками и разноцветными картинками.

— А вот и нет! — возразил зайчонок. — Я буду самым лучшим пер-

воклассником! Я всегда очень тихо сижу на уроке, никогда никого не

перебиваю, даже на перемене не бегаю.

И действительно, зайчонок был самым тихим и послушным во всем

классе, на уроках учитель никогда ему замечаний не делал.

— Зря вы спорите, — вмешалась лисичка, — самой лучшей перво-

классницей буду я, потому что у меня самое нарядное платье! Посмот-

рите, какие у него оборки, какие кружева! Моя бабушка подарила мне

это платье, чтобы я поскорее стала настоящей школьницей!

Ну, тут и остальные зверята не выдержали, всем ведь хочется самым

лучшим первоклассником стать! Такой шум в классе поднялся!

— Я, — кричит лисичка, — я буду самой лучшей первоклассницей!

— Нет, я, — отвечает зайчонок, — я буду самым лучшим!

Я, я, я, — закричали в один голос белочка и медвежонок.

Кричали они, кричали, да так, что даже устали. А когда все успоко-

ились, белочка и говорит:

— Я знаю, что надо делать. Давайте спросим у ежика! Он самый

справедливый, пусть он нас и рассудит.

Всем зверятам предложение белочки понравилось. Кинулись они

искать ежика. Искали, искали, еле нашли. А ежик в дальнем углу клас-

са сидел, Какую-то книжку читал.

Рассуди нас, ежик, — говорят ему зверята, — никак мы не можем

решить, кто же из нас самым лучшим первоклассником будет. Вот у бе-

лочки новый портфель, у лисички — новое платье, зайчик тише всех на

уроке сидит. Кто же самым лучшим первоклассником окажется?

Поднял ежик голову от книги, посмотрел на зверят, очки на носу

поправил и говорит:

— Не могу я ваш спор рассудить, некогда мне. Мне нужно сегодня

еще три буквы выучить, чтобы самым худшим первоклассником не

оказаться.

Притихли зверята, головы опустили, друг на друга не смотрят. По-

няли, кто самым лучшим первоклассником окажется. Тут как раз и зво-

нок на урок зазвенел. Побежали зверята за парты, чтобы настоящими

первоклассниками поскорее стать.»

Учитель: «Ребята, как вы думаете, кто же из зверят самым лучшим

первоклассником окажется? Почему?»

(На этот вопрос дети могут дать самые разные ответы. Учителю

важно согласиться с тем, что все названное действительно нужно

школьнику, но все-таки самое главное занятие школьника — это учеба.)

Упражнение «Для чего ходят в школу»

Учитель: «Зайчонок не знает, для чего ходят в школу. Он сидит и

размышляет. Ребята, давайте поможем зайчонку. Если то, что он говорит, правильно, вы хлопните в ладоши. Если неправильно — топните

ногами.

В школу ходят, чтобы играть.

В школу ходят, чтобы читать.

В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.

В школу ходят, чтобы дружить.

В школу ходят, чтобы считать.

В школу ходят, чтобы писать.

В школу ходят, чтобы учиться.

В школу ходят, чтобы драться.

В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.

В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.

В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.

В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.»

Задание «Рисунки-загадки»

Учитель: «А теперь мы с вами снова нарисуем рисунки-загадки.

Сейчас я раздам вам листы. На одной стороне листа нарисуйте школь-

ника, а на другой стороне — дошкольника так, чтобы можно было сра-

зу догадаться, кто где нарисован.»

(Учитель раздает детям листы, дети рисуют.)

Учитель: «А сейчас возьмите свои рисунки и поменяйтесь с соседом

по парте. Попробуйте угадать, где нарисован школьник, а где — до-

школьник, и скажите об этом своему соседу.»

(Дети выполняют задание.)

Учитель: «Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того,

чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в

жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выпол-

нять его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжела-

тельно относиться друг к другу. На этом наше сегодняшнее занятие за-

канчивается. Благодарю вас всех за прекрасную работу.»

5. Тема