Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Познавательное развитие при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника.

Проблема процесса познавательного развития дошкольников – одна из самых актуальных в педагогике и психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что процесс познания является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элемен тарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Ведущий специалист в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

По имеющимся данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.

Проблема развития познавательного процесса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Проблеме развития познавательного процесса, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской.

Особенности развития познавательного процесса в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой.

Однако вопросы развития познавательного процесса старших дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.

При изучении психолого-педагогической литературы и во время практической работы в дошкольном учреждении было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательного процесса дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении.

39 стр., 19336 слов

«Познавательное развитие дошкольников в процессе исследовательской ...

... исследования по проблеме познавательного развития дошкольников в процессе исследовательской деятельности: теория деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); проблема умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, ...

Недостаточная разработанность, несомненная значимость и обнаруженные противоречия этой проблемы послужили основанием для определения цели исследования.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность занятия как средства развития познавательного процесса детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы и практической работы в дошкольном учреждении по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагаем, что эффективность познавательного развития детей дошкольного возраста будет выше, при соблюдении следующих условий:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • использование развивающих упражнений на занятиях;
  • привлечение родителей в процесс познавательного развития ребенка.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие процесса познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2) Выявить особенности развития познавательного процесса детей дошкольного возраста.

3) Определить средства развития познавательного процесса у детей старшего дошкольного возраста.

4) Экспериментально проверить эффективность занятия как средства развития познавательного процесса у детей дошкольного возраста.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательного развития у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательного процесса у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).

База исследования: МДОУ Центр развития детей №46 «Золушка» г. Альметьевск РТ. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 40 человек.

Практическая значимость заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы для ознакомления

Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 2. Составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса) — требует от дошкольника проявления инициативности, творческого и логического мышления; Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 3. Прослушивание сказки — направлено на восприятие и переживание образов; Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

6 стр., 2557 слов

Дипломная работа управление социальным развитием организации

... аспекты управления социальным развитием; 2) провести анализ показателей экономической деятельности на примере исследуемой организации; 3) провести оценку качества системы управления социальным развитием в организации; 4) дать рекомендации по улучшению системы управления социальным развитием в организации. Работа имеет ...

Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 4. Рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц — направлено на восприятие, анализ, описание и выражения своего мнения по поводу предложенных образов; Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).

Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 2.2 Констатирующий экспериментЦель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности процесса познавательного развития и его активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эксперимент проходил в спокойной, естественной и доверительной для детей обстановке. Детям было предложено выполнить задание, которое проходило в четыре этапа. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих групп находились примерно на одном уровне развития познавательной активности. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.На низком (репродуктивно-подражательном) уровне познавательного развития находилось 38% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательного развития оказалось 58% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Наименьшее количество детей (4 %) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательного развития. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Наглядно результаты проведенной диагностики представлены в таблице 2. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Таблица 2 — Показатели уровня сформированности познавательного процесса и его активности на констатирующем этапе экспериментаГруппакогнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)НСВНСВНСВНСВЭкспериментальная группа5141415141423161Контрольная группа1163-13711452153* Н — низкий уровень развития; С — средний уровень развития; В — высокий уровень развития;В процентном отношении для большей наглядности результаты диагностики можно представить в виде таблицы 3.Таблица 3 — Результаты констатирующего этапа№Критерии и показателиКонстатирующий этап1Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень- Контрольная группа30%65%5%- Экспериментальная группа25%65%10%2Мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень- Контрольная группа49%31%20%- Экспериментальная группа44%33%23%3Эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень- Контрольная группа65%33%2%- Экспериментальная группа69%31%-4Действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень- Контрольная группа32%58%10%- Экспериментальная группа25%53%22%Наглядно полученные результаты продемонстрированы на рисунках 2-5 представленных ниже.Рисунок 2 — Сравнительный анализ уровня сформированности когнитивного критерия в контрольной и экспериментальной группах. Рисунок 3 — Сравнительный анализ уровня сформированности мотивационного критерия в контрольной и экспериментальной группах.Рисунок 4 — Сравнительный анализ уровня сформированности эмоционально-волевого критерия в контрольной и экспериментальной группах. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Рисунок 5 — Сравнительный анализ уровня сформированности действенно-практического критерия в контрольной и экспериментальной группах. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательного развития и его активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 57 % испытуемых показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Эту дипломную работу я делала сама. Лишь 13% детей имеют высокий уровень сформированности познавательного развития и его активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательного развития и его активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 2.3 Формирующий экспериментЭту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование и активизацию эффективного познавательного процесса. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Неспецифичность операциональных компонентов познавательной деятельности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских видов деятельности мы выбрали продуктивные виды (конструирование и аппликация) и экспериментирование, в рамках которых возможно создание ситуаций, способствующих стимулированию развития и активизации познавательной деятельности детей. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Основными принципами наших занятий были: Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.).

22 стр., 10694 слов

Дипломная работа фгос дошкольного образования

... программа дошкольной образовательной организации, которая разработана согласно нормативным документам таким, как Федеральный закон об образовании, ФГОС ДО, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы. Санитарно ...

9 стр., 4481 слов

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ

... ПОЛОЖЕНИЕ О выпускных квалификационных (дипломных) работах студентов очной и заочной форм обучения юридического института БФУ им. И. Канта 1. Выпускная квалификационная (дипломная) работа (далее по тексту – ВКР) ... и систематизации информации, способности работать с нормативными актами; отражать умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по ...

5 стр., 2052 слов

Выводы и заключение к дипломной работе по психологии

... о сделанных выводах и результатах. Содержание. Содержит полный перечень структурных элементов диплома с указанием страниц. Объем не должен превышать 2 страниц стандартного текста. При написании дипломной работы по психологии содержание ...

15 стр., 7245 слов

Выпускная работа : «Досуговая деятельность детей дошкольного ...

... развития дошкольников, в совместных досугах; 1. Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность ... Досуговая деятельность это деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее интересной и увлекательной для детей. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития ...

Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. 6. Вовлечение родителей в процесс познавательного развития ребенка, через совместную деятельность, поддержку детской активности в процессе познания, исследовательского интереса и любопытства. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Проводимые нами занятия имели следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. На первой ступени детям предлагалась какая-то ситуация. Вместе с детьми экспериментатор разбирал ее особенности и различные возможности действия в ней. Тем самым раскрывалось пространство возможных действий в предложенной ситуации. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. На следующей ступени происходила самостоятельная деятельность детей. На этом этапе дети сами искали возможности действия в ситуации, выбирали какой-то один способ обращения с предложенным материалом и использовали его. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

5 стр., 2407 слов

» ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМНОГО ...

... защите дипломной работы (проекта) допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы среднего профессионального образования по избранной специальности, прошедшие производственную (преддипломную) практику. 1.6.Настоящее положение ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/poznavatelnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/poznavatelnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta/

1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика. — М: Феникс, 2009. – С.326. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

2. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – С.57. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

14 стр., 6838 слов

Использование исследовательской деятельности для развития познавательной ...

... процесс развития познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности. Методы исследования теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; практическое изучение развития познавательной активности старших дошкольников средствами исследовательской деятельности. Структура работы Проблема формирования и развития познавательной активности ...

3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2010.– С.216. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

4. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2011.- 228 с.

5. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены». Педагогический журнал. -2010. -№1. -С. 21-39. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

6. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // «Вопросы психологии» 2012. -№ . 2.-С.24. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

7. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 523 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

8. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т.. – М.: Педагогика,2009. – Т. ІІІ. – 366 с.

9. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. — 2012. — № 1.- С.14. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

10. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольников // Общение и развитие психики. – М.: 2009. – С. 96 – 106. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

11. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 1. — С 28 — 32.

12. Голицин В.Б. Познавательное развитие дошкольников // Педагогика. -2012. — № 3.- С.19. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

13. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Педагогика, 2011.- № 3.- С.22. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

14. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. — М.: Скрипторий, 2009. – С.53. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

15. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание.- 2011.- № 10. – С.22.

16. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского. — Москва – Бирск, 2009. -С. 80 – 89.

17. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2008.- С.35. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

18. Елкина Н.В. 1000 загадок. – Ярославль, 2010.- 213 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2012.- 421 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

20. Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование. — 2008. – №5.–56–60 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

21. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. – Барнаул, 2009.- С.32. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

22. Лисина М.И. Познавательное развитие детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии, 2012.- № 4.- С.18-35 Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

23. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т.–М.: Просвещение, 2011.-С.123. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

24. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 2012.- №11.-С.12.

25. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008. – С.231. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

26. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2009. — № 2. – 234 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

27. Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников// Психология и культура. Материалы. – СПб.: Питер, 2012. — №2. – С.17. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

28. Программа воспитания и обучения в детском саду./под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М., 2012. – С.90. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

29. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. – М.:Просвещение, 2009.- С.68.

30. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет// Психологическая наука и образование. — 2010. — №1.- 143 с.

31. Усова А.П. Обучение в детском саду. — М.: Просвящение, 2011. – 445 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

32. Ушанина Р.А. Познавательное развитие дошкольников. — М.: Просвящение, 2010. – 215 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

33. Усова А.П. Познавательное развитие дошкольников. — М.: Просвящение, 2011. – 445 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

34. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 2012.- С.34. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

35. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников.– М.: Педагогика, 2009. – Т. 4. – 400 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

36. Фролов А.А. Познавательное развитие дошкольников.– М.: Педагогика, 2010. – Т. 4. – 300 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

37. Чехонина О.А. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2009. — №6. — С.13-16.

38. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике – М.: Просвещение, 2011.- 234 с. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

39. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. — М.,2012. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.

40. Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников// Вопросы психологии. – 2012. — №11.-С.23. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама. Эту дипломную работу я делала сама.