I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Понятие физического воспитания
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование и физических способностей – силы, выносливости, быстроты. Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более подвижный и активный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия. Проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и более работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости физических действий).
Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.
Таким образом, осознание человеком явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.
Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодёжи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.[1,288c]
Физическое воспитание – это вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.
Основные идеи педагогики коллективного творческого воспитания И.П. Иванова
... и воспитательной направленности каждого дела. То есть дело должно решать и чисто практическую задачу по улучшению окружающей жизни и жизни самого коллектива и одновременно -- одну или несколько воспитательных ... коллективной мысли; здесь учатся защищать свои мнения и предложения, выступать от имени микроколлектива (звездочки, отряда и т. п.), вдумываться в предложения товарищей, ставить вопросы, ...
Овладевая движениями, имеющими смысловое движение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они позволяют закономерности движений своего тела.
Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
|
|
|
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определённых воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Физическое воспитание есть целенаправленная, чётко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает ребёнка в единстве с его интеллектом, чувствами. Волей и нравственностью.
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела ребёнка в тесном , органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально – нравственным, эстетическим воспитанием.
Правильное физическое воспитание, участие в спортивно- массовых мероприятиях способствует формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.
Физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся.
Важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья.[6, 132c]
1.2 Общие принципы физического воспитания
К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания.
Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой
Важное значение при выполнении трудовых операций и боевых действий имеют физические качества, которые развиваются одновременно с формированием двигательных навыков и умений. Успех в труде повышается от способности человека быстро овладевать трудовыми операциями.
От уровня психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, внимание) и нравственно-волевых качеств (смелость, решительность, выдержка) зависит продуктивность выполнения различных видов деятельности. А развитию психических процессов и волевых качеств во многом способствует физическое воспитание. Крепкое здоровье, всестороннее физическое развитие, закаленность к неблагоприятным условиям окружающей среды необходимы человеку для успешной трудовой и военной деятельности. Любовь к труду и доступные трудовые навыки, приобретаемые в процессе физического воспитания, также важны для дальнейшей деятельности.
С усложнением техники повышаются требования к физической подготовленности человека, что вызывает необходимость непрерывного совершенствования постановки физического воспитания.[3, 76c]
Принцип всестороннего развития личности.
В решении этой задачи особая роль принадлежит физическому воспитанию. При проведении физических упражнений наряду с решением специфических задач физического воспитания (укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств и др.) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту движений, осанки, одежды), а также осуществляется трудовое воспитание. [3,45c]
Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.
Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекает ответственность педагогов за сохранение и укрепление здоровья своих воспитанников. Процесс физического воспитания должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивалось благотворное влияние его на здоровье занимающихся. Это возможно при правильном подборе средств и рациональной методике их применения, а также при осуществлении врачебного контроля.
Принципы физического воспитания тесно взаимосвязаны. Ведущим является принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой, так как он отражает цель физического воспитания. Принцип всестороннего развития личности выражает одну из задач – формирование людей со всесторонне развитыми способностями. Первые два принципа могут быть реализованы в том случае, если при осуществлении физического воспитания будет проявляться забота о здоровье занимающихся[3,256c]
1.3 Взаимосвязь нравственного и физического воспитания
Нравственное развитие
С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходит ряд серьёзных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде всего в том, что у ребёнка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу не только увеличивается количество правил и норм, которым ребёнок должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни. Выполнение этих норм определяет отношение к ребёнку других людей, взрослых и сверстников, причём оценка последних в этот период, как показывают исследования, в значительной степени повторяют оценку, даваемую ребёнку учителем. Вследствие этого у меленького школьника развивается активное стремление следовать указанным нормам и правилам, а также повышенный интерес к содержанию моральных норм, в тому, «как надо поступать».
Для школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку.
Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения. Такая роль – проводника требования взрослых – новая для ребёнка. Как показывают исследования, иногда она положительно влияет на выполнение требований самими детьми. Однако в значительной части случаев требования первоклассника к другим и его собственное поведение различаются достаточно сильно.
Требования к другим категоричны, малейшее их невыполнение должно, считает маленький школьник, обязательно повлечь за собой строгое наказание. Сам ребёнок старается вести себя, «как надо», ревностно выполняет некоторые (по большей части — легкие) правила. В то же время его поведение продолжает, в основном, определяться непосредственными мотивами, а при столкновении стремления действовать по правилу и противоречащего ему непосредственного желания … намерение не столько преодолевает непосредственные побуждения ребёнка, столько идёт у них на поводу, представляя собой как бы компромисс между сознательными стремлениями и непосредственными побуждениями. Причём противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением не вызывает у ребёнка чувства недовольства между собой, у него не возникает конфликта и связанных с этим особых переживаний, сохраняется положительное отношение к себе.
Можно думать, что это связано с сильной потребностью ребёнка соответствовать образцу «должного поведения», «хорошего школьника». Сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует этому образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он «сделал так случайно», «не хотел», «больше не будет».
Такое своеобразие нравственного облика младшего школьника определяет как особые возможности нравственного воспитания в этот период, так и его опасности.
Прежде всего младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Как показывают исследования, дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитание способствует формированию у них положительных нравственных качеств. Однако преимущественно словесный характер предъявляемых требований, а также то, что дети ещё не умеют преодолевать встречающиеся им трудности и, как отмечалось, сравнительно легко отказываются от стремления действовать в соответствии с нравственным правилом, ведёт к тому, что возникает разрыв между моральным сознанием ребёнка и его реальным поведением. Этот разрыв может привести к такому вредному явлению, как моральный формализм.[5, 233c]
Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже отмечал, что ребёнок относится к нравственной норме как к обязательному предписанию – закону, причём следует скорее «букве», чем «духу» этого закона. Нравственные действия могут в этом случае потерять для маленького школьника свой специфический смысл – смысл действия в интересах других людей.
Младший школьный возраст – благоприятный период для развития нравственного отношения детей к труду. Все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, понимают, что для этого надо трудиться. Однако это понимание у них, в основном, словесное, оно не опирается на специально выработанные трудовые, причём специфические для учебного труда, , навыки и умения, не опирается на привычку работать систематически, изо дня в день. Поэтому трудности, с которыми в первые же дни встречается ребёнок, и неумение их преодолеть могут очень быстро закрепить отрицательное отношение к учебному труду. Учение станет для ребёнка тяжёлой и неприятной обязанностью, что, помимо других следствий, отрицательно скажется и на его нравственном развитии.
Исходя из сказанного, как основную задачу нравственного воспитания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Для этого необходимо, во-первых, сортировать такие навыки поведения, которые необходимы для выполнения предъявляемых ребёнку моральных правил: чётко выделить, какие конкретно навыки и умения способствуют выполнению данного требования, расчленить их на простые действия, которые ребёнку сравнительно легко освоить, и «упражняться» в каждом действии, подкрепляя даже незначительный успех положительной оценкой. Во-вторых, так развивать отношение школьника к себе, чтобы оно базировалось прежде всего на результатах его реальных усилий. Требуется доводить до сознания ребёнка противоречие между его представлением о себе как нравственном образце и действительным его поведением так, чтобы оно не только осознавалось, но и переживалось им.
В-третьих, развивать саму произвольность поведения, умений действовать в соответствии с заранее поставленной целью.
Важной задачей является в этот период также развитие нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развивается трудолюбие, заинтересованность в результатах труда, увлечённость его процессом. Учение – наиболее точно оцениваемый труд школьника, и для развития нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы не только результат, но и затраченные ребёнком усилия.
Преподаватели физического воспитания должны хорошо знать и уметь применять в работе с детьми методы нравственного воспитания. В тоже время нельзя забывать, что физическая культура – эффективнейшее средство самовоспитания. Выполняя физические упражнения, преодолевая часто очень значительные внешние и внутренние трудности, ученик занимается самовоспитанием, даже если не думает об этом. Но сама по себе двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями на уроках и во внеучебное время далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление формируется под воздействием педагога, коллектива, примера лучших спортсменов..
Задача педагога в этом процессе – помочь составить план самовоспитания, наметить рубежи нравственных и спортивных достижений за год самостоятельных занятий.[8, 148c]
1.4 Динамика мотивов при усвоении нравственных норм
Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность, воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения.
В начале ребёнок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение ещё не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребёнка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребёнком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом отметим, что «надо» выступает для ребёнка не просто как сознание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга.
Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.
По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В среднем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых.
Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ученик переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать нравственные поступки. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ученика в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретает характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так, ему не надо думать, уступить или не уступить место человеку, нуждающемуся в этом, для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Одно дело, когда человек, сталкивается с нравственным выбором, поступает согласно чувству долга. Другое дело, когда человек ищет, где ему надо выполнить свой долг перед другими людьми. Если человек не совершает поступков, важных для других, он испытывает чувство неудовлетворенности собой, его «грызет совесть». Очень важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать.
В этом возрасте ребёнок способен оценивать своё поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им.
Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. [5, 221c]
1.5 Нравственное воспитание на уроках физической культуры
Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе.
Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной боли за невзгоды, которые выпали на долю народа и стремление служить ему, способствовать, чтобы государство наше вернулось к своему былому величию и в экономическом, и в культурном, и в военном плане,- это всё прямо относится к глубоко нравственным сторонам личности.
Дисциплина – это также категория нравственная.
Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение – всё это напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физическими упражнениями.
В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно-тренировочной работы должно происходить становление осознания, долга перед своим коллективом, благодарности своему тренеру, самоутверждения среди товарищей, ответственности перед государством.
В воспитании коллективизма необходимо формировать ценностные ориентации, восприятие целей спортивного коллектива на собственные, непротивопоставление себя коллективу в любой сложной ситуации, учитывание общественно полезной основы сплоченности настоящего коллектива.
Существенный положительный эффект многократно достигается на занятиях по физическому воспитанию, где ставились задачи формирования дисциплинированности учащихся.
В педагогической технологии при решении таких воспитательных задач очень значимо умелое варьирование эмоциональными упражнениями с относительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно проявление инициативы, творчества с периодически чёткими строевыми упражнениями и другими действиями под достаточно жёстким контролем со стороны учителя. Перед началом занятия всё это заранее обуславливается, и задачи дисциплинированного поведения становятся на основе как бы соглашения учащихся и педагога. Важное значение имеет также точность в начале и при окончании занятия, соблюдения установленной формы общения между преподавателем и обучаемым, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований.[1, 118c]
Н.К. Крупская отмечала, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера. Она придавала особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские навыки, воспитывают человека с психологией общественника-коллективиста.
А.С. Макаренко подчёркивал, что «игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».
Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между определённых взаимоотношений. В игре позиция каждого ребёнка активна. Он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определённые отношения.
Игра способствует тесному общению детей, установление контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие игры включают в себя элементы состязаний. Кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют формировать справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он ещё не умеет делать. Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача – забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен понимать о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.
Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Существенная их роль в нравственном воспитании, в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил.[10, 234c]
1.6 Осуществление нравственного, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа).
Пользуясь методом убеждения, учитель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.
Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: учитель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого учителя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.
Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей принадлежит учителю.
В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.).
В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.).
При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку . [2, 231c]
1.7 Психолого-педагогическая особенность младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста поступления ребенка в школу. Этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста ещё не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
В младшем школьном возрасте отмечается не равномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников ещё неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности. Выполнение, которых получает общественную оценку.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения.
На протяжении младшего школьного возраста начинает, складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учится;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учится, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.[8, 124c]
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
1. Метод анализа научно- методической литературы.
2. Метод педагогического эксперимента, с использованием методики измерения решительности и смелости.
3. Метод наблюдения.
4. метод математической статистики
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту ( силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
rp = 1 —
знак суммирования.
n — общее число наблюдений
d -разность между рангами рассматриваемых признаков
В данной работе было проанализировано 22 источника. Авторы данной проблемы говорят: на занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам.
В нашей работе мы использовали метод наблюдения – это целенаправленное организованное восприятие предметов и явлений.
Наблюдали за учащимися 4 класса на учебно-воспитательных занятиях.
Метод Эксперимент – способ исследования отличающийся от наблюдения активным характером, преобразующим воздействие на объект изучения.
с использованием методики
Прыжок толчком двумя ногами вверх с площадки 50*50см, которая постепенно поднимается над полом на 1,5м.
Решительность измеряется временем (с) от команды до начала действия.
Наша работа состояла из 4 этапов
1 этап – подбор и анализ источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/fizicheskoe-vospitanie-v-shkole/
2 этап – оформление теоретической части работы
3этап-подбор методов исследования
4 этап – проведение эксперимента
2.2 Организация и результаты исследования
Во время прохождения преддипломной практики мы проводили свой эксперимент на нескольких этапах. На первом этапе мы выделил группу, на которой в дальнейшем проводили свой эксперимент «Определение решительности и смелости». В ее вошли 18 детей, 8 девочек и 10 мальчиков, в возрасте от 10 до 11 лет.
Учащиеся этой группы в течение исследования занимались на уроках физической культуры, часах здоровья, секциях в которых работали над развитием решительности и смелости.
На первом этапе исследования мы провели тестирование предложив учащимся выполнить следующее упражнение:
- падение спиной сохраняя прямое положение корпуса с площадки высотой 150 см на руки страхующих.
Тестирование проводилось для того чтобы выявить какой уровень развития решительности и смелости на начальном этапе нашего исследования. Мы получили следующие результат: 9 человек из 18 смогли выполнить данное упражнение.
Таблица результатов испытаний на решительность учащихся
4 класса №1 ( прыжок спиной с высоты на руки страхующих)
без учета времени
ФИО | Начало исследования | Конец практики |
Юля | — | — |
Антон | — | — |
Александр | + | + |
Илья | — | + |
Алина | _ | + |
Александра | + | + |
Николай | + | + |
Кирилл | — | + |
Сергей | + | + |
Максим | — | — |
Вадик | + | + |
Олег | + | + |
Вероника | + | + |
Анжелика | — | — |
Настя | — | + |
Арина | — | + |
Никита | + | + |
Карина | — | — |
Вова | + | + |
Данное упражнение не выполнили все дети, так как такие упражнения ранее им не предлагались.
На втором этапе нашего исследования во время проведения уроков физической культуры, для воспитания и повышения уровня решительности и смелости, на дополнительных занятиях ,часах здоровья мы использовали следующие упражнения:
1 стоя на гимнастическом снаряде размером 50/50 см, учащимся нужно было совершить прыжок толчком двух ног вверх, которая постепенно поднимается над полом на 1,5 м.
2 учащимся, стоя на гимнастическом снаряде площадью 80 см и высотой 1,3 м перед которым был начерчен квадрат, нужно было прыгнуть в его;
3 учащимся, стоя на гимнастическом снаряде площадью 80 см и высотой 1,3 м перед которым был начерчен квадрат, нужно было прыгнуть в его, с завязанными глазами.
На третьем этапе мы провели следующий комплекс мероприятий, направленный на воспитание смелости и решительности:
1 учащиеся должны были стоя на пологом спуске, на котором были расставлены лыжные палки, попытаться объехать их, не сбив не одной палки.
2 учащиеся должны были стоя на пологом спуске, на котором были поставлены лыжные палки в виде ворот, проехать в них.
На четвертом этапе мы провели повторные тесты:
1 стоя на площадке размером 50/50 см, учащимся нужно было совершить прыжок толчком двух ног вверх, которая постепенно поднимается над полом на 1,5 м;
2 учащимся, стоя на гимнастическом снаряде площадью 80 см и высотой 1,3 м перед которым был начерчен квадрат, нужно было прыгнуть в его;
3 учащимся, стоя на гимнастическом снаряде площадью 80 см и высотой 1,3 м перед которым был начерчен квадрат, нужно было прыгнуть в его, с завязанными глазами.
4 учащиеся должны были стоя на пологом спуске, на котором были расставлены лыжные палки, попытаться объехать их, не сбив не одной палки.
Через три недели мы провели очередное тестирование на определение решительности и смелости, изменив условия выполнения. Тест надо было выполнить на время(1 измерение)
Таблица результатов испытаний на решительность учащихся 4 класса №1 ( прыжок спиной с высоты на руки страхующих)
Испытуемый | Первое измерение | Второе измерение | А 1 | Б 1 | D=А1-Б1 | D² |
Юля | 10 c | 10 c | 4 | 5 | -1 | 1 |
Антон | 9 c | 8 c | 3 | 3 | 0 | 0 |
Александр | 8 c | 8 c | 2 | 3 | -1 | 1 |
Илья | 9 c | 7 c | 3 | 2 | 1 | 1 |
Алина | 12 c | 10 c | 6 | 5 | 1 | 1 |
Александра | 11 c | 10 c | 5 | 5 | 0 | 0 |
Николай | 10 c | 7 c | 4 | 2 | 2 | 4 |
Кирилл | 7 c | 7 c | 1 | 2 | -1 | 1 |
Сергей | 7 c | 6 c | 1 | 1 | 0 | 0 |
Максим | 12 c | 10 c | 6 | 5 | 1 | 1 |
Вадик | 10 c | 8 c | 4 | 3 | 1 | 1 |
Олег | 9 c | 7 c | 3 | 2 | 1 | 1 |
Вероника | 13 c | 11 c | 7 | 6 | 1 | 1 |
Анжелика | 10 c | 9 c | 4 | 4 | 0 | 0 |
Настя | 10 c | 10 c | 4 | 5 | -1 | 1 |
Арина | 11 c | 9 c | 5 | 4 | 1 | 1 |
Никита | 8 c | 7 c | 2 | 2 | 0 | 0 |
Карина | 8 c | 8 c | 2 | 3 | -1 | 1 |
Вова | 7 c | 6 c | 1 | 1 | 0 | 0 |
После измерения мы продолжили работу над воспитанием решительности и смелости. Для того , чтобы узнать произошли изменения наших испытуемых или нет, мы провели второе измерение и получили следующий результат (таблица 1 ,2).
Их достоверность подтвердили , использовав метод ранговой корреляции спирмена.
=1-0.01=0.99
r — критическое=0.564 при n=19
r-фактическое=0.99 при n=19´
0.99>0.564
Следовательно, вычисленный нами коэффициент превышает критическое значение при уровне значимости 0,564 (0,99 больше, чем 0,564) и проявление связями между признаками А и Б можно считать достоверным.
Таблица результатов испытаний на решительность и смелость учащихся 4 класса №2 ( прыжок с высоты – 1.3-м)
Испытуемый | Первое измерение | Второе измерение | А1 | Б1 | D =А1-Б1 | D² |
Юля | 12c | 10c | 3 | 4 | -1 | 1 |
Антон | 11c | 9c | 2 | 3 | -1 | 1 |
Александр | 13c | 10c | 4 | 4 | 0 | 0 |
Илья | 10c | 8c | 1 | 2 | -1 | 1 |
Алина | 12c | 12c | 3 | 6 | -3 | 9 |
Александра | 15c | 10c | 6 | 4 | 2 | 4 |
Николай | 11c | 7c | 2 | 1 | 1 | 1 |
Кирилл | 14c | 10c | 5 | 4 | 1 | 1 |
Сергей | 10c | 9c | 1 | 3 | -2 | 4 |
Максим | 13c | 10c | 4 | 4 | 0 | 0 |
Вадик | 14c | 11c | 5 | 5 | 0 | 0 |
Олег | 12c | 10c | 3 | 4 | -1 | 1 |
Вероника | 16c | 14c | 7 | 8 | -1 | 1 |
Анжелика | 15c | 13c | 6 | 7 | -1 | 1 |
Настя | 14c | 12c | 5 | 6 | -1 | 1 |
Арина | 14c | 14c | 5 | 8 | -3 | 9 |
Никита | 12c | 11c | 3 | 5 | -2 | 4 |
Карина | 14c | 12c | 5 | 6 | -1 | 1 |
Вова | 11c | 9c | 2 | 3 | -1 | 1 |
r- критическое=0.564 при n=19
r-фактическое=0.964 при n=19
0.964>0.564
Итак, вычисленный нами коэффициент превышает критическое значение при уровне значимости 0,564 (0,964 больше, чем 0,564) и проявление связи между признаками А и Б можно считать достоверным .
Таким образом:, Заключение
Если в процессе физического воспитания с детьми младшего школьного возраста систематически влиять на формирование нравственных способностей, то можно получить положительный результат в нравственном воспитании. В своей работе мы использовал ряд упражнений, направленных на повышение развития уровня решительности и смелости у детей:
1 стоя на площадке размером 50/50 см, учащимся нужно было совершить прыжок толчком двух ног вверх которая постепенно поднимается над полом на 1,5 м;
2 учащимся, стоя на гимнастическом снаряде площадью 80 см и высотой 1,3 м перед которым был начерчен квадрат, нужно было прыгнуть в его;
3 учащимся, стоя на гимнастическом снаряде площадью 80 см и высотой 1,3 м перед которым был начерчен квадрат, нужно было прыгнуть в его, с завязанными глазами.
4 учащиеся должны были стоя на пологом спуске, на котором были расставлены лыжные палки, попытаться объехать их, не сбив не одной палки.
Учащиеся должны были стоя на пологом спуске, на котором были поставлены лыжные палки в виде ворот, проехать в них
Таким образом, занимаясь с детьми над повышением уровня развития решительности и смелости, разнообразя средства и методы можно получить определённый результат. В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.).
В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.).
При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку . Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/fizicheskoe-vospitanie-v-shkole/
1. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. Москва, Просвещение, 1979.
2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.
3. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей/ Сост. Л. В. Ковинько. – 4-е изд, стереотип. – М. : издательский центр «Академия», 2000.
4. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры. Москва, Владос,2003.
5. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей школьного возраста. Москва, Владос, 1999.
6. Кукшин В.С Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп.- Москва:ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.
7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2002.
8. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
9. Новое воспитание. – М.: педагогическое общество России, 2000.
10. П.Ф Каптерев о семейном воспитании: Учеб. Пособие для студентов высших. и средних. пед. учеб. заведений/ Сост. и авт. коммент. И.Н Андреева.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.
11. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2кн./И.П. Подласый.-М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
12. Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко[и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
13. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
14. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
15. Рожков М. И., Байбородов Л. В Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.
16. Седова Л.Н.; Тостолуцких Н.П. Теория и методика воспитания; Конспект лекций.-М. : Высшее образование, 2006.
17. Станкин М.И. Методика нравственного воспитания учащихся профтехучилищ на занятиях физической культуры. Москва, «Высшая школа», 1989.
18. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукшин.- Ростов н/Д:2006.
19. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М., 2004.
20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва, Академия, 2000.
21. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с., ил.