Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.
Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.).
Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, — все это снижает коммуникативные возможности детей.
А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера. “Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует свою мысль. Мы тем самым формируем наше чувство, выражая его” (С.Л.Рубинштейн).
Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать целесообразность включения в развивающие занятия с детьми 5-6 лет игр и упражнений, направленных на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.
Цель исследования – изучение методов развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольников.
Задачи исследования:
- Изучить психологическую литературу по проблеме исследования;
- Изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольника;
- Изучить методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
- Провести опытно-экспериментальную работу по развитию эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
- Объект исследования – эмоционально-волевая сфера личности дошкольника.
Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольника в игровой и продуктивной деятельности.
«Дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания»
... общих и специфических способностей ребенка. Общая характеристика возрастных особенностей дошкольников: ребенок-дошкольник, как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ... познания и деятельности дошкольника; эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого ...
Гипотеза: Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников возможно с помощью игровых упражнений, этюдов и продуктивной деятельности (рисования), так как они более всего соответствуют особенностям возрастного развития детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и анализе литературы по развитию эмоционально-0волевой сферы дошкольников, в определении ведущих методов её развития, рассмотрении возрастных особенностей.
Практическая значимость исследования заключается в эмпирическом рассмотрении процесса развития эмоционально-волевой сферы дошкольников и использовании полученных результатов в работе воспитателя и психолога ДОУ.
Методологические основы исследования: В нашем исследовании мы рассматривали и использовали основные положения теорий воли В.А.Иванникова Н А.Бернштейна, П.КАнохина В.И.Селиванова, теорий эмоций Ч. Дарвина, Джемса-Ланге У., Кеннона Л. И др. Труды по возрастной и детской психологии А.В.Запорожцеа Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой, Т. П.Хризман, В.Д.Еремеевой, Т.Д.Лоскутовой, М.И.Лисиной, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Н.И. Непомнящей.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- наблюдение;
- тестирование;
- графические методы представления данных.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/emotsionalno-volevaya-sfera/
Глава 1. Теоретические основы эмоционально-волевого развития дошкольников
Понятие «эмоции» и «воля» и взгляды на их развитие в психолого-педагогической литературе
Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.
Эмоционально-волевая сфера дошкольника
... данная работа «Развитие эмоциональной сферы дошкольника». Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для ... риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство волевого и эмоционального напряжения; предельной мобилизации своих физических и умственных способностей. ...
1.1 Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника, развитие эмоций у ребенка 4-6 лет
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений — более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т.д. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, а сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость
1.2 Развитие воли
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
1.3 Методы формирования, развития и коррекции эмоционально-волевой сферы личности дошкольника
Умение подчинять свой действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, — всеми этими качествами характеризуется волевое поведение. Именно это — важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.
Школа требует особой организации поведения детей. Ученик должен внимательно выполнить задания и не отвлекаться другими делами, самостоятельно доводить работу до конца. От него требуются такие действия, которые сами по себе могут быть неинтересными, однообразными. Он должен преодолевать многие свои желания (например, поговорить с соседом, поиграть, порезвиться) и подчинять поведение общим правилам.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста
Целью опытно-экспериментальной работы было подтверждение гипотезы о том, что развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников возможно игровыми методами, так как они наиболее соответствуют возрасту детей.
В ходе опытно-экспериментальной работы предполагаем решение следующих задач:
2.1 Диагностика эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Методика Ш.Н. Чхартишвилли представляет собой наблюдение. За особенностями проявления воли дошкольниками в различных видах деятельности.
В методике приводится 28 признаков, в процессе наблюдения за которыми степень их правления оценивается по 3 бальной шкале: 1 балл – редко, 2 балла – иногда, 3 балла – часто.
Педагогический эксперимент: этапы педагогического эксперимента ...
... процедур, которая обеспечивается компетентностью исследователя в области педагогического эксперимента, предполагающей, прежде всего, понимание сути и значения экспериментального процесса, его этапов и требований к организации. Еще большую актуальность ...
По количеству набранных баллов оценивается степень выраженности следующих показателей:
Таблица 1 — Результаты диагностики особенностей проявления воли дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Таблица 2 — Результаты диагностики умений распознавать эмоциональные состояния на констатирующем этапе эксперимента
Таблица 3 — Развитие эмоциональной сферы (примерное планирование)
2.3 Диагностика эмоционально-волевого развития дошкольников на контрольном этапе эксперимента
На контрольном этапе эксперимента мы снова провели диагностику эмоционально-волевой сферы дошкольников, используя те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
В результате проведения методики Ш.Н. Чхартишвилли были получены следующие результаты (см. таблицу 4):
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе нашего исследования мы выполнили следующие задачи:
1. Рассмотрели понятия «эмоции» и «воля» и основные теории, и концепции их развития.
Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванников — один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика изучения особенностей проявления воли у дошкольников Ш.Н. Чхартишвилли
Таблица А.1 — Протокол первичной диагностики
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика «Наше настроение»
Цель: диагностика умений распознавать следующие эмоциональные состояния (на¬строение) по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.
Материал:
- набор пиктограмм, отображающих различные эмоции (радость, гнев, удивление, печаль, спокойствие);
- набор сюжетных картин, отображающих различные эмоции (настроение);
- набор сюжетных картинок, у героев которых не прорисованы лица.
Таблица Б.1 — Протокол диагностики эмоциональной сферы дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Психогимнастические упражнения (этюды)