Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

Эмоции (от, лат, — потрясаю, волную) – особый класс психических процессов и состояние, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Они выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. У человека эмоции порождают переживания; чувства удовольствия; неудовольствия; страха; радости и .т.д.; которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов.

Во всей кажущейся простоте, распознавании и передаче эмоций — достаточно трудный процесс, требующий от дочернего определенного знания, определенного уровня разработки. Исследования психологов показали, что ребята младшего школьного возраста в целом способны, чтобы чувствовать эмоциональное состояние человека правильно. Таким образом, ребята достаточно легко отличают удовольствие, восхищение, развлечения и в недоумении с учетом горя, испуга, удивления. Ребята, прежде всего, обращают внимание на просмотр, не давая значение пантомимике (к позе, знакам).

Таким образом, даже у старших дошкольных ребят есть недостаточные представления об эмоциональном, сущность человека и их дисплеев, что говорить о большем количестве младших ребят!

Эмоциональная сфера — важный компонент в разработке дошкольных ребят и младших школьников как любой диалог, взаимодействие не будет эффективно, если его участники не будут способны, чтобы «читать», во-первых, эмоциональное состояние другого, и во-вторых, управлять эмоциями. Понимание эмоций и чувств также — важный пункт в формировании человека растущего человека. Все вышеуказанные условия и факторы оказывают соответствующее влияние на детей. Поэтому тема нашей курсовой является актуальной.

Исходя из этого обнаруживается противоречие, между необходимостью изучения особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста и нехватки научных материалов по работе с такими детьми.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования – каковы механизмы и условия эмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования — особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

16 стр., 7734 слов

Методические аспекты физического воспитания детей младшего школьного возраста

... физического воспитания детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: раскрыть понятие системы физического воспитания, её цели и задачи; изучить социально-педагогические принципы системы физического воспитания; определить значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста; исследовать особенности, формы организации и методики физического воспитания детей младшего школьного ...

Гипотеза исследования – современная диагностика особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, позволит разработать рекомендации учителям, направленные на профилактику эмоциональной сферы.

Цель исследования – изучить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой в курсовой работе определены следующие задачи:

Методологическими основами нашей работы явились труды отечественных исследователей.

Теоретическими основами нашей работы явились труды Василюка Ф.Е. Психология переживания, Беспаловой Светланы Александровны, учителя начальных классов и т.д.

Для решения задач и проверки гипотезы исследования используются следующие методы

Опытно – экспериментальные исследования , проходящие на базе школы № 6 им. А. С Макаренко

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучены особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в психологической науке, описаны формы и методы деятельности социального работника в этой сфере.

Практическая значимость исследования состоит в том, что исследованы особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, разработаны рекомендации учителям по работе с такими детьми.

Материал нашей работы может быть использован в социальной деятельности, на курсах повышения квалификации, при разработке лекционных курсов, для студентов соответствующей специальности.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1.1 Проблема эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Младший школьный возраст — особенно ответственный период в образовании с тех пор — возраст начального формирования человека и характера ребенка. В это время в диалоге ребенка с современниками есть достаточно трудные взаимные отношения, по существу влияющие на разработку его характера. Знание особенностей отношений между ребятами в начальных классах и тех трудностях, которые в них таким.

Школьники элементарных степеней, как показано T.B.Пискаревой, понимают эмоции, возникающие в знакомых при этом, жизненные ситуации более просты, но должны в недоумении наделить эмоциональные события словами. Позитивные эмоции, чем негатив лучше, отличаются. Трудно к ним отличить страх за удивление.

В отличие от дошкольных ребят, которые предпочитают чувствовать только веселые и радостные изображения, у младших школьников есть способность к сочувствию при восприятии обременительных сцен и конфликтов драмы.

В младшем школьном возрасте эмоциональной сферы особенно ярко видимо. К третьему классу в школьниках восторженное отношение к героям показывают выдающимся спортсменам. В этом возрасте любовь к Родине чувство национальной гордости начинает формироваться, вложение компаньонам сформировано.

12 стр., 5900 слов

Эмоционально-волевая сфера дошкольника

... умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства ... заслужить одобрение от близких и уважаемых людей. 3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в ... на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.(3,с. 107) Эмоциональный процесс включает три ...

В первой стадии (пока 7 лет) дружба не основана на причинах физического или географического заказа и имеет эгоцентрический характер: друг это просто партнер в играх, тот, кто живет поблизости, идет в ту же самую школу или имеет интересные игрушки. О понимании интересов друга к речи, в то время как не присутствует.

Во второй стадии (от 7 до 9 лет) ребята начинают любить идею взаимности и понимать чувства другого. Поскольку учреждение дружественных отношений оценивают суждение годовой динамики изменений другого, важно.

В третьей стадии (от 9 до 11 лет) дружба основана на взаимной помощи. Впервые есть понятие обязательства друг перед другом. Связи дружбы очень сильны, в то время как сохранены, но они, как правило, не длительны.

В четвертой стадии (11−12 лет), показанный, согласно Селмана, достаточно редко, дружба понята как длинные, устойчивые отношения, основанные на принуждении и взаимном доверии.

Эмоции (от. Лат. — Потрясаю, волную) – особый класс психических процессов и состояние, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Они выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. У человека эмоции порождают переживания; чувства удовольствия; неудовольствия; страха; радости и. т.д.; которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов.

Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических; двигательных; и секреторных; изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу ;приобретают сложнообусловленный характер ; дифференцируются и образуют многообразные виды высших эмоциональных процессов –социальных; интеллектуальных и эстетических , которые составляют содержание эмоциональной жизни человека

С развитием представлений о биологической роли и физиологических механизмах эмоциональных процессов развивалось научно-психологиче ское понимание эмоций. Выделение их как особого класса психических процессов, успехи психологических и патопсихологичеких исследований позволили преодолеть как интеллектуалистические, так и биологизаторские взгляды на природу эмоций человека и выделить их специфические особенности. Накопленные факты показывают, что даже низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом ,с одной стороны, трансформации их инстинктивных, биологических форм, а с другой- формирования новых видов эмоций. Это относится также к эмоционально- выразительным, мимическим и пантомимическим движениям, которые включались в процесс общения между людьми, приобретая в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, этим и объясняются культурные различия в мимике и эмоциональных жестах.

Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе познавательной, важную роль.

Эмоциональность не является психическим отражением самой предметной действительности, а отражает смысл и значение, которые объекты этой действительности имеют для субъекта. При этом отражение в эмоциях смысла и значения объектов можно понять лишь в контексте реальных связей субъекта с миром, в контексте его деятельности. 1

14 стр., 6871 слов

Динамика эмоций человека

... на развитие детского характера. Дети, которых за агрессивные поступки по отношению к куклам наказывали, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали. Динамика эмоций ... очень различаться. Похожие события и факты вызывают различное отношение у людей, живших в разное время. В динамике эмоций можно проследить единство устойчивых и изменчивых компонентов. Причем надо ...

Такая трактовка эмоциональности позволяет сделать вывод, что именно благодаря эмоциям отражение приобретает специфическую инди видуально- субъективную окраску, причем сущность эмоционального переживания – отношение субъекта к отражаемому — выражают такие качественные характеристики, как знак и модальность эмоциональных переживаний. Они и являются субъективной реальностью, психическим в эмоциях. Как всякое сложное и многогранное явление, эмоциональная сфера изучается в различных аспектах. В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация эмоций. Общее число эмоций, которое фиксируют словари, огромно. Используя различные критерии, можно получить и разные классификационные схемы.

Эмоции различают: по модальности (качеству), в частности знаку; по интенсивности; продолжительности; глубине; осознанности; генетическому происхождению; сложности; условиям возникновения; выполняемым функциям; воздействию на организм (стенические – астенические); форме своего развития; по уровням проявления в строении психического (высшие – низшее); по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам) по предметному содержанию и направленности, например на себя или других, на прошлое, настоящее, будущее по особенностям их выражения, нервному субстрату и др. Этот перечень, не раскрывающий ни существенности используемых признаков и оснований ни эвристичности приводимых делений, приведен лишь для общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций. В ходе своего развития эмоции человека дифференцируются и образуют различны виды, отличающиеся по психологическим особенностям и закономерностям протекания .

По этим характерным признакам получила широкое распространение классификация, выделяющая аффекты, собственно эмоции и чувства, особо отмечаются настроение и состояние эмоциональной напряженности (стресса).

Аффектами в современной психологии называют сильные и относительные кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и васцеральными проявлениями, содержание и характер которых может изменяться, в частности под влиянием воспитания. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливый ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно эмоции находятся в ином соотношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния, происходящие во мне, вторые как состояние моего я.