Адресная социальная помощь в Тюменской области

Данная дипломная работа посвящена рассмотрению и изучению адресной социальной помощи в Тюменской области. Адресная социальная помощь является одним из видов государственной социальной помощи в Российской Федерации, правовое регулирование которой осуществляется федеральным и региональным законодательством.

В 21 веке, времени развития индустрии, технологий и прогресса в целом, качество нашей жизни заметно улучшилось, но вместе с этим в обществе не исчезли и былые проблемы. Проблемы бедности, незащищенности и неполноценности наших граждан. По мере того как растет количество населения, развиваются технологии, появляется еще больше проблем и вследствие социально незащищенных людей. В нашей стране проживает множество социально неблагополучных, пожилых и просто одиноких людей, которые нуждаются в социальной помощи и поддержке. Но большая часть населения даже не знает, что им может быть предложена адресная помощь и поэтому не обращаются за ней. Тема моей дипломной работы актуальна на сегодняшний день, так как повышение благосостояния и социального благополучия населения являлась и является, одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Целью данной дипломной работы является анализ практического применения адресной социальной помощи в Тюменской области.

Объектом исследования является адресная социальная помощь как мера социальной поддержки в Тюменской области, а так же ее особенность и значимость. Предмет исследования — применение адресной социальной помощи в Тюменской области. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В работе раскрываются следующие вопросы: адресная социальная помощь как вид государственной социальной помощи: понятие, сущность, задачи, принципы, характеристика нормативно-правовых актов Тюменской области, регулирующих адресную социальную помощь, получатели адресной социальной помощи, условия предоставления, размер адресной социальной помощи, источники финансирования, направления использования адресной социальной помощи, правовое регулирование адресной социальной помощи в других субъектах Российской Федерации, практика применения законодательства об адресной социальной помощи в деятельности органов социальной защиты тюменской области, организация деятельности Управления социальной защиты населения по предоставлению адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, порядок предоставления адресной социальной помощи, проблемы применения законодательства об адресной социальной помощи, судебная практика по спорам, связанным с предоставлением адресной социальной помощи. В ходе работы я основывалась на нормативно-правовые акты федерального и регионального значения, интернет — ресурсы, научную литературу, статистические показатели и материалы правоприменительной практики.

9 стр., 4344 слов

Государственная социальная помощь

... виды государственной социальной помощи, обладающие особыми условиями назначения, порядком финансирования и целями предоставления: 1) государственная социальная помощь в связи с бедностью (малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам) - глава 3 Закона «О государственной социальной помощи»; 2) государственная социальная помощь в связи с монетизацией ...

Задачи исследования:

Охарактеризовать адресную социальную помощь.

Изучить все меры социальной поддержки адресной социальной помощи и порядок ее предоставления.

Сравнить адресную социальную помощь в Тюменской области с другими субъектами Российской Федерации.

Изучить практическое применение адресной социальной помощи. Работа основана на использовании формально-юридического, статистического, логического и исторического методов исследования.

Данная проблема рассматривается в работах юристов-практиков Чагина К.Г., Кузьмена О.В., Гонтмахер Е.Ш., Куликова Е. С., Прокофьевой Т.В., А.М. Колодезниковой.

ГЛАВА 1. АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, .1 Адресная социальная помощь: понятие, сущность, задачи, принципы

Адресная социальная помощь — это выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с ежемесячным среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. На сегодняшний день величина прожиточного минимума по Тюменской области составляет 6809 (шесть тысяч восемьсот девять) рублей. Ранее, в советском союзе, придерживались норм декларации прав человека от 1948г., где провозглашается, что каждый человек, как член общества имеет право на социальное обеспечение. С тех пор многое изменилось, потребность в социальной помощи и поддержке населения особенно возросла в начале 90 -х. годов, когда в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов, резко понизился уровень жизни населения. Появились нехарактерные для нашего общества безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи брака. Экономический кризис и рост социальных проблем «подтолкнули» к созданию учреждений социальной направленности и организации социальной работы как профессиональной деятельности.

Постепенно, в настоящее время, социальное обеспечение перестало выступать в роли доброхотства и благодетельствования, которое более богатые слои общества дают более бедным гражданам. Существующая социальная защита, как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантии достаточного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В настоящее время государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения. В России существует множество мер социальной поддержки и социальной помощи, но каждая из них разная и направлена на что-то особое. Всех их обобщает государственная социальная помощь. Краткое описание основных элементов системы социальной защиты можно представить в виде таблицы 1:

3 стр., 1489 слов

Гражданство детей в Российской Федерации

... государств. При рождении детей встает вопрос об их гражданстве. В-третьих, увеличивается число усыновлений (удочерений) российских детей иностранными гражданами, что также приводит к необходимости определения гражданства ребёнка. Цель работы – изучить вопросы гражданства детей в Российской Федерации. ...

Таблица 1- Основные элементы системы социальной зашиты

элементзадачапримеры или типы программы123социальное страхованиеперераспределение и выравнивание доходов в целях защиты от нападения уровня потребления при наступлении страховых случаевстрахование от несчастных случаев на производстве, заболевания, потеря работысоциальное обеспечение нетрудоспособных гражданподдержка минимального уровня благосостояния наиболее незащищенных категорий — детей, престарелых и пр. пенсии по старости, пенсии по случаю потери кормильца, пособия гражданам, имеющим детей и т.д.защита социальных прав и минимальных гарантийПоддержка наименее защищенных групп в сфере защиты их прав, связанных с получением доходаПрава на труд для лиц с ограниченными возможностями, минимальная заработная платасоциальная поддержка или помощьоказание материальной помощи предоставление социальных услуг для обеспечения минимального уровня благосостояния семей, неспособных поддержать свое потребление и благосостояние на минимально гарантированном уровнепособия по нуждаемости

Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации. В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в статье 1 Федерального закона О государственной социальной помощи — «Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров». Эта мера социальной поддержки оказывает помощь и позволяет многим гражданам нашей страны справится со сложными жизненными ситуациями. Существуют различные виды государственной социальной помощи: Денежные выплаты (социальные пособия — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; социальные доплаты к пенсии — предоставление гражданину денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

6 стр., 2789 слов

Порядок оказания государственной социальной помощи

... сущность государственной социальной помощи. Рассмотреть особенности оказания государственной социальной помощи. Выявить основания предоставления государственной социальной помощи. Обозначить круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Изучить и проанализировать механизм предоставления социальной помощи. При написании данной дипломной работы использовались такие ...

Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ. Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во вторых, адресность основана на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью. И в третьих — создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Это хотя и требует большой работы органов социальной защиты, но представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным. На этом принципе и основывается адресная социальная помощь. Для начала, хотелось бы перечислить принципы адресной социальной помощи, которые помогут понять специфику данной социальной услуги. Итак, принципы адресной социальной помощи: предоставление помощи не категориям, а отдельным лицам; обоснованность предоставления помощи (наличие среднедушевого дохода ниже прожиточного уровня, установленного законодательством Тюменской области); определение механизма выявления нуждающихся; проведение проверок нуждаемости, обследований состояния малообеспеченных семей и одиноких граждан; ответственность получателя социальной помощи (за достоверность представленных документов, сведений); сочетание государственной и негосударственной помощи; наличие единого банка данных лиц, получающих помощь .

Адресная социальная помощь в виде социального пособия оказывается в виде денежной выплаты, назначается единовременно и не чаще одного раза в год. Данная социальная выплата оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, а также иных категорий граждан; адресного использования средств областного бюджета; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения. Адресная социальная помощь может оказываться малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях содействия в самостоятельном повышении ими своего среднедушевого дохода путем создания или развития личного подсобного хозяйства, развития и реализации трудового потенциала на условиях социального контракта, т.е. выход на самообеспечение. Самообеспечение — это деятельность граждан, осуществляемая с учетом предоставления стартовой межведомственной помощи на развитие личного подсобного хозяйства, ведение индивидуальной предпринимательской деятельности с целью увеличения доходов как в денежной так и в натуральной форме.

Социальный контракт заключается в целях повышения качества жизни получателя, адресной социальной помощи, путем активизации их адаптивных возможностей, социальной реабилитации и повышения социальной ответственности получателей адресной социальной помощи, снижения иждивенческого мотива их поведения. Адресная социальная помощь в целях выхода на самообеспечение, оказывается, по решению Департамента на основании рекомендаций территориально межведомственной комиссии по выходу граждан на самообеспечение и содействию их занятости в размере, определяемом в соответствии с индивидуальным планом входа семьи на самообеспечение. Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей, значительной социальной поддержкой будет являться, как бы подвид адресной социальной помощи — материальная помощь. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

6 стр., 2963 слов

«МДК.01.01 Право и организация социального обеспечения». Государственная ...

... важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой. выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета; - Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” точно указывает из каких бюджетов выделяются средства на ...

Основным методом защиты наиболее уязвимых категорий населения становится адресное предоставление социальной помощи лишь тем гражданам, фактическое потребление которых находится ниже черты прожиточного минимума. Понятие «адресность» в данном контексте означает ограничение круга получателей социальной помощи конкретной целевой группой в зависимости от приоритетов социальной политики государства на данном этапе. В данном случае принцип адресности является противовесом «категорийному подходу», когда социальная помощь предоставляется гражданам по их формальной принадлежности к той или иной социальной (профессиональной или социально-демографической) группе населения без учета фактора нуждаемости.

1.2 Характеристика нормативно-правовых актов Тюменской области, регулирующих адресную социальную помощь

Все региональные законы и программы об адресной социальной помощи отличаются одной общей чертой: в них соединяются принцип категориальности и принцип адресности. Законы об адресной помощи ориентированы на отдельные категории населения (как правило, пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи) и уже из них отбираются нуждающиеся. К определению понятия адресной социальной поддержки населения Россия пока лишь ограничилась декларацией о социальном государстве. Региональное законодательство об адресной социальной помощи основывается на положениях главы 3 федерального закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи». Первоначально был принят закон Тюменской области от 11.10.2001 г. №422 «О государственной адресной социальной помощи», данный нормативно-правовой акт отличался четкостью определений, объемностью перечисленных в нем списков получателей АСП и других немаловажных фактов касающихся этой услуги. Но с 1 января 2005 г. этот закон утратил силу в связи с принятием Закона Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области». В развитие его положений принято Постановление Администрации Тюменской области «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области», действует в редакции постановления Правительства Тюменской области от 19.04.2013г. №116-п.

Принцип адресности социальной помощи, закрепленный в законах, часто понимается, как адресность по принадлежности к определенной категории населения, а не по принципу нуждаемости.

14 стр., 6686 слов

Система социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях

... дальнейшему совершенствованию развития системы социальной защиты населения в городе Нижнем Тагиле. Предмет исследования - изучение социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях. Объект исследования - Свердловская область город Нижний Тагил. Комплексная ...

Правовое регулирование адресной социальной помощи в Тюменской области, осуществляется: Конституцией Российской Федерации — основа любых законодательных актов. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. №178-ФЗ — устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Практически о любой норме данного Закона можно сказать, что она устанавливает правовые основы оказания адресной социальной помощи. Например, статьи 6.1 и 6.7 перечисляют категории граждан, которым гарантировано предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Что касается организационных основ оказания помощи, то к таким нормам относятся статья 8, в которой определены основы порядка назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; статья 6.3, регламентирующая предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ — согласно которому «…семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой (которого), ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки». Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. №59-ФЗ — данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией граждан права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010г. №210-ФЗ — «…регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия…». Адресная социальная помощь является государственной услугой, следовательно, при помощи данного ФЗ организуется сам порядок предоставления АСП. Постановлением Правительства Российской Федерации «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20.08.2003г.№512 — утверждает прилагаемый перечень <consultantplus://offline/ref=96FBC0F3314C28D99C71E9B42371C24967E485C34E27F7B1A4592ADD1B4FFEDC21DBD03949DFC3M8k6I> видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» от 28 декабря 2004 г. № 331 — подобен ФЗ «О государственной социальной помощи» но более подробно рассматривает получателей АСП и именно на региональном уровне. Постановлением Администрации Тюменской области «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области» от 15 декабря 2004 г. № 184-пк — здесь перечислены все условия и основания выдачи АСП, размер, порядок предоставления и другие важные моменты. Стоит заметить, что данное постановление поясняет понятия не только адресной социальной помощи, но и материальной помощи, и следует проводить различия между ними. Адресная социальная помощь предоставляется только в виде денежных средств, а материальная помощь говорит сама за себя, т.е. это и денежные выплаты и натуральная помощь. Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении величины прожиточного минимума на второй квартал 2013 года» от 18 марта 2013г. №84-П — устанавливает величину прожиточного минимума на текущий квартал, с его помощью выявляются семьи и граждане, чей доход ниже величины прожиточного минимума, и вследствие, им требуется оказание какой либо социальной помощи.

15 стр., 7174 слов

Социальный контракт

... эффективности выплат социальных пособий путем внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным. Социальный контракт, или договор социальной адаптации, Согласно Федеральному Закону от 25.06.1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи»: социальный контракт - ...

Также при обращении граждан в социальные учреждения проверяется их доход и принимается решение: имеют ли они право на социальную помощь или нет — на основе прожиточного минимума.

Правовое регулирование адресной социальной помощи осуществляется также и другими менее важными, но имеющими значение нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня.

Адресная социальная поддержка населения занимает важное место в структуре социального управления в целом и местного самоуправления в частности.

Организация оптимальной адресной социальной поддержки населения предполагает не только изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих ее критерии в рамках отношений государство — человек — закон — социальная защита, но и возможность на местах определять допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами и разрабатывать собственные варианты моделей адресной социальной поддержки.

1.3 Получатели адресной социальной помощи, условия предоставления

В соответствии с Постановлением правительства от 15.12.2004г №184-пк «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области» получателями АСП являются граждане, проживающие на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югра или Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно: а) оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной величины прожиточного минимума на душу населения по Тюменской области; б) может оказываться малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях содействия в самостоятельном повышении ими своего среднедушевого дохода путем создания и (или) развития личного подсобного хозяйства, развития и реализации трудового потенциала (далее — выход на самообеспечение) на условиях социального контракта на оплату необходимых медицинских услуг, предоставляемых сверх видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также на оплату расходов, связанных с лечением (оплату проезда к месту лечения и обратно, проживания на период лечения, дополнительного питания); в) неработающие пенсионеры по возрасту, по случаю потери кормильца; г) инвалиды I и II групп и неработающие инвалиды III группы; д) дети в многодетных семьях (семьях, имеющих трех и более детей); е) дети в неполных семьях; ж) дети социально-неблагополучных семей (неработающих родителей; родителей, страдающих хроническими заболеваниями); з) дети — инвалиды и осуществляющие за ними уход неработающие родители; и) дети — сироты, проживающие в семьях на условиях опеки и попечительства; к) дети малообеспеченных семей, в которых родители не работают и не состоят на учете в центре занятости населения, — по предложению общественных комиссий, сформированных органами местного самоуправления; л) сироты — студенты вузов; учащиеся средних специальных учебных заведений очного обучения; м) студенты вузов, учащиеся средних специальных учебных заведений очного обучения, имеющие несовершеннолетних детей; беременные женщины; н) женщины, имеющие детей до 3-х лет; о) лица, получающие социальные пенсии; п) лица, пострадавшие от стихийных бедствий; р) вынужденные переселенцы и беженцы; с) другие лица, попавшие в экстремальные ситуации . Вот лишь некоторые определения из вышеперечисленного списка получателей АСП: Малоимущая семья — это объединение лиц, связанных отношениями родства и (или) свойства, зарегистрированных и (или) проживающих на одной жилой площади и ведущих совместное хозяйство, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства в целях личного потребления, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для соответствующих основных социально-демографических групп населения. Малоимущий одиноко проживающий гражданин — гражданин, самостоятельно ведущий домашнее хозяйство, не имеющий других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства или месту пребывания, и имеющий по не зависящим от него причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ для соответствующей основной социально-демографической группы населения. К неработающим пенсионерам относятся получатели пенсии, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Дети инвалиды — лица из числа инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет. Дети, нуждающиеся в помощи государства, — дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию. Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

12 стр., 5913 слов

Государственное управление в области социальной защиты граждан

... работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью. ...

4 стр., 1635 слов

Взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков

... Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, зависимых от социальных сетей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009 – ... работы лежат теоретические концепции: патологической зависимости (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, Ц.П. Короленко и др.); патологического использования компьютера (М. Орзак), а также информационного подхода к профилактике зависимости у подростков ...

Адресная социальная помощь оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной величины прожиточного минимума (6809 (шесть тысяч восемьсот девять) рублей) на душу населения по Тюменской области. Причины, дающие право на получение адресной социальной помощи, определяются в соответствии с Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области». Независящими причинами, дающими право на получение адресной социальной помощи малоимущим семьям, являются: Во первых, многодетность (наличие в семье трех и более нетрудоспособных детей и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, организациях начального, среднего или высшего профессионального образования по очной форме); Во вторых, наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными, или обучаются в организациях среднего или высшего профессионального образования по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы); В третьих, нетрудоспособность малоимущего одиноко проживающего гражданина. С учетом конкретной ситуации органом, предоставляющим государственную услугу, могут быть признаны иные независящие причины, дающие право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия. Материальная помощь, предоставляемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, возникшей по независящим причинам, которую они не могут преодолеть самостоятельно, по следующим основаниям: утрата или повреждение жилого помещения, предметов первой необходимости вследствие пожара, стихийного бедствия (с учетом нуждаемости заявителя этот вид материальной помощи может быть проведен повторно в течении года, при наличии информации о целевом использовании ранее предоставленной помощи) ; техническое состояние жилого помещения, создающее угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан; недостаточность средств на оплату необходимых медицинских услуг, предоставляемых сверх видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также на оплату расходов, связанных с лечением (оплату проезда к месту лечения и обратно, проживание на период лечения, дополнительное питание), с учетом нуждаемости заявителя этот вид материальной помощи может быть проведен повторно в течении года, при наличии информации о целевом использовании ранее предоставленной помощи; недостаточность средств на завершение газификации жилого помещения (при условии использования целевой субсидии из средств областного бюджета); недостаточность средств на приобретение топлива, продуктов питания, одежды, обуви, средств ухода, в том числе для детей (подтверждается путем проверки, проводимой Управлением в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления); недостаточность средств на приобретение бытовых предметов, необходимых для жизнеобеспечения граждан, не способных к самообслуживанию в связи с болезнью, инвалидностью, преклонным возрастом (подтверждается путем проверки, проводимой Управлением в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления); необходимость обеспечения полноценным питанием по медицинским показаниям для беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет; недостаточность средств для благоустройства жилых помещений и одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны, вдов погибших участников Великой Отечественной войны и граждан, не способных к самообслуживанию в связи с болезнью, инвалидностью, преклонным возрастом; необходимость проведения ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на праве собственности либо на праве долевой собственности в случае, если собственник признан недееспособным, безвестно отсутствующим, проходит военную службу по призыву, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (этот вид материальной помощи носит разовый характер); с учетом конкретной ситуации комиссией по рассмотрению вопросов оказания адресной социальной помощи и предоставления материальной помощи могут быть признаны иные основания, дающие право на получение материальной помощи. Факт трудной жизненной ситуации подтверждается документами.

1.4 Размер адресной социальной помощи, источники финансирования

Так как данная социальная услуга является региональной, то источниками оказания адресной социальной помощи являются средства областного бюджета. Размер АСП фактически не установлен, т.е. нет какого либо определенного размера выплаты. При подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год Правительство Тюменской области учитывает предполагаемый размер расходов на оказание адресной социальной помощи и оплату услуг по ее выплате, доставке и пересылке. Органы местного самоуправления вправе предусматривать в местных бюджетах дополнительные средства для оказания адресной социальной помощи. Размер адресной социальной помощи в разрезе категорий получателей на текущий год устанавливается департаментом социального развития Тюменской области не позднее 1 февраля на основании прогнозной численности получателей адресной социальной помощи и в пределах объема средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели. А при рассмотрении случая заявителя АСП размер определяется исходя из целевого характера выплаты, сложившейся практики ее оказания, цен на товары и услуги.

Для сравнения, размер материальной помощи имеет правовую регламентацию, например, материальная помощь предоставляется с учетом нуждаемости заявителя в следующих размерах: до 10 тысяч рублей включительно, а также в случае предоставления материальной помощи на обеспечение беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет полноценным питанием — по решению руководителя территориального управления социальной защиты населения; до 25 тысяч рублей включительно — по решению Департамента; до 100 тысяч рублей включительно — по решению Департамента, согласованному с заместителем Губернатора Тюменской области, курирующим сферу социальной поддержки и социального обслуживания населения; свыше 100 тысяч рублей — на основании распоряжения Правительства Тюменской области. Гражданам, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре или Ямало-Ненецком автономном округе, материальная помощь в рамках реализации обращения депутата Тюменской областной Думы предоставляется независимо от размера на основании распоряжения Правительства Тюменской области. Размер материальной помощи не может превышать: 100 тысяч рублей — по основаниям, предусмотренным подпунктами «в» и «и» в списке получателей АСП; 50 тысяч рублей — по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «з» и «к» в списке получателей АСП; 30 тысяч рублей — по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» и «е» в списке получателей АСП; 20 тысяч рублей — по основанию, предусмотренному подпунктом «г» в списке получателей АСП. При предоставлении материальной помощи на основании распоряжения Правительства Тюменской области, готовящегося по поручению Губернатора Тюменской области, требования, установленные настоящим пунктом в части максимального размера материальной помощи, не применяются. Размер, порядок и условия предоставления материальной помощи на обеспечение беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет полноценным питанием устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Тюменской области. Размер единовременной выплаты целевого характера зависит от условий и целей социального контракта, максимальный размер целевой выплаты устанавливается Правительством Тюменской области.

1.5 Направления использования адресной социальной помощи

Как уже говорилось ранее, адресная социальная помощь выделяется в виде денежных средств, но эти денежные средства в свою очередь должны использоваться целесообразно, т.е. на те цели, по которым запрашивается помощь. К видам деятельности, на осуществление которой может быть использована адресная социальная помощь, относятся: Поддержание жизни малоимущих семей и граждан. Самостоятельное повышение гражданами (семьями) своего среднедушевого дохода путем создания или развития личного подсобного хозяйства, развития и реализации трудового потенциала на условиях социального контракта. При заключении «Социального контракта» о взаимных обязательствах Управление социальной защиты населения обязуется оказать адресную государственную социальную помощь в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и одной третьей совокупного дохода членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане при заключении «Социального контракта» о взаимных обязательствах обязаны использовать финансовую помощь для снятия социальной напряженности в семье. К семье, нарушающей условия «Социального контракта» могут быть применены штрафные санкции: предупреждение; уменьшение установленного настоящим договором размера адресной государственной социальной помощи на 50%; расторжение договора и лишение семьи права на получение адресной государственной социальной помощи до конца текущего года. Материальную же помощь можно использовать по всем основаниям, которым она назначается. Но встречаются и единичные, необычные случаи выплаты материальной помощи в Тюменской области: «О выделении материальной помощи попросил директор одной из тюменских школ. В учебном заведении требуется замена линолеума на первом этаже здания. Учебный год подходит к концу, и в июле-августе уже нужно проводить ремонтные работы, чтобы подготовиться к началу нового учебного года». Школе была оказана именно материальная помощь, хотя в принципе, учебное учреждение не подходит под категорию получателей материальной помощи. На сайте Департамента социального развития Тюменской области размещены статистические данные о выплате государственной социальной помощи и конкретно адресной социальной помощи в 2012 году, которые позволяют нам наглядно увидеть использование вышеперечисленных направляемых средств АСП: По состоянию на 1 января 2013 года на учете Департамента социального развития Тюменской области состоит 27 льготных категорий граждан, это 14263 человека. Из общего количества состоящих на учете 82,5 (11779 человек) воспользовались мерами социальной поддержки, что примерно составляет 35% от общей численности населения области. Общее количество «льготополучателей» по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 3,5% (420 человек) в основном за счет уменьшения получателей ежемесячных пособий на ребенка (на 225 человек), инвалидов общего заболевания (на 127 человек).

По объективным причинам на 21 % сократилось количество ветеранов Великой Отечественной войны, вдов — на 12 %. За счет средств регионального бюджета получили денежные выплаты 7203 человека, в том числе ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные.Были выплачены так же пособия на детей до 16 лет и другие пособия на сумму 101, 5 миллиона рублей, это 20% больше, чем в 2011 году. Из средств федерального бюджета произведены выплаты 4576 инвалидам, донорам, чернобыльцам, участникам Великой Отечественной войны, членам семей умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и др. на сумму 34,3 миллиона рублей, что на 6 % больше по сравнению с 2011 годом. В общем на реализацию мер социальной поддержки в области направлено 159 миллионов рублей. На одного воспользовавшегося мерами приходится 13,5 тысяч рублей, что на 19 % больше значения 2011 года. Задолженности перед получателями на 1 января текущего года нет. Всего за 2012 год адресная социальная помощь из средств областного бюджета оказана на сумму 626,7 тыс. рублей — 377 семьям (906 чел).

За 2012 год отказано в назначении адресной помощи 4 семьям: 2 семьи имели доход выше установленного в Тюменской области на душу населения, в 2-х семьях были неработающие члены семьи. Приято 960 граждан по вопросам предоставления адресной помощи. Сформировано 377 учетных дела получателей адресной социальной помощи, которые после выполнения расчета среднедушевого дохода семей, предоставлены на заседание адресной комиссии для рассмотрения. Подготовлено 205 ответов на обращения граждан, ходатайств и писем в организации. Проведено 153 обследований материально-бытовых условий жизни семей и одиноко проживающих граждан. Результаты обследований оформлены актами. О предоставлении денежных средств в Тюменской области в целях выхода на самообеспечение существует следующая информация: по данным Департамента социального развития Тюменской области, в 2012 году больше всего участников областных межведомственных мероприятий по выходу малоимущих семей на самообеспечение в следующих районах: Тюменский (103 семьи), Тобольский (98 семей), Вагайский (86 семей), Нижнетавдинский (79 семей), Ялуторовский (84 семьи).

Всего за 2012 год в Управления социальной защиты населения Тюменской области было подано около тысячи заявлений о предоставлении услуги по выходу на самообеспечение. Наиболее популярные виды деятельности: развитие личного подсобного хозяйства, развитие индивидуальной трудовой деятельности, организация рабочего места по предоставлению бытовых услуг населению, по ремонту и пошиву одежды, по ремонту и пошиву изделий из кожи, по вязанию одежды, парикмахерских услуг, услуг по уборке помещений, фото-услуг, предоставление юридических и бухгалтерских услуг.

1.6 Правовое регулирование адресной социальной помощи в других субъектах Российской Федерации

В ходе своей работы я подробно изучила многие нормативно-правовые акты, касающиеся адресной социальной помощи в других субъектах РФ. Каждый субъект имеет свои характерные экономические, социальные и природные особенности — все они отражаются на законодательстве субъектов, и в том числе на адресной социальной помощи. Например, в Волгоградской области весь объем АСП направлен на поддержку детей из социально-неблагополучных семей и инвалидов, т.е. мы можем видеть, что круг получателей АСП очень мал, так же как и в Амурской области — малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане; семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам лишились единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения. Заметно, что этот перечень получателей АСП отличается от Тюменской, Ростовской и Мурманской области. Также, в Волгоградской области адресная социальная помощь предоставляется только в виде социального пособия и нее более. В Ростовской же области, список получателей и получаемой ими помощи более развернутый, чем в Тюменской области. В Ярославской области право на адресную социальную помощь имеют также реабилитированные лица и имеющие работу малоимущие граждане и иные граждане трудоспособного возраста, активно ищущие выход из трудной жизненной ситуации, в которой они оказались. В Московской области адресная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости. Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресная социальная помощь предоставляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспечения горячим питанием или продуктовыми наборами. В Рязанской области существует такой вид АСП как газификация малоимущих пенсионеров. Законодательство Ростовской области разделяет направление использования материальной помощи для жителей сельской и городской местности, в этих целях были созданы специальные «Социальные пакеты». «Социальный пакет» в натуральной и денежной форме включает в себя набор социальных услуг на установленную сумму 50000 руб. Порядок предусматривает два вида «социального пакета»: «Социальный пакет» № 1 — «набор социальных услуг для граждан, проживающих в сельской местности: 1) формирование подсобного хозяйства, например приобретение коровы, приобретение свиньи, приобретение домашней птицы, приобретение посевного материала (картофель, семена), приобретение сельскохозяйственного инвентаря, приобретение сенокосилки); 2) приобретение бытовой техники: холодильник, швейная машинка переносная, вязальная машина, электропылесос, телевизор, машина стиральная автоматическая; 3) приобретение необходимой мебели при условии ее отсутствия или высокой степени износа (стол, стулья, кровать, шкаф); 4) приобретение оргтехники; 5) плата за обучение детей в средних специальных и высших учебных образовательных учреждениях всех типов и видов по очно — заочной форме обучения (за исключением получения второго аналогичного образования), но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет; 6) ремонт жилья, в том числе капитальный; 7) оплата лечения (зубопротезирование, кодирование от алкогольной зависимости); 8) разовая материальная помощь (до трех тысяч рублей»).

Только первый, шестой и возможно четвертый пункты социального пакета № 1 можно отнести к мерам поддержки, направленным на самообеспечение, остальные действуют в направлении повышения уровня жизни малообеспеченных семей в виде материальной помощи. «Социальный пакет» № 2 — «набор социальных услуг для граждан, проживающих в городе: 1) приобретение бытовой техники (холодильник, швейная машинка переносная, вязальная машина, электропылесос, телевизор, машина стиральная автоматическая); 2) приобретение необходимой мебели при условии ее отсутствия или высокой степени износа (стол, стулья, кровать, шкаф); 3) приобретение оргтехники; 4) плата за обучение детей в средних специальных и высших учебных образовательных учреждениях всех типов и видов по очно-заочной форме обучения (за исключением получения второго аналогичного образования), но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; 5) плата за обучение членов семьи трудоспособного возраста (переобучение) по рабочей профессии, востребованной на рынке труда Ростовской области; 6) ремонт жилья, в том числе капитальный; 7) оплата лечения (зубопротезирование, кодирование от алкогольной зависимости); 8) разовая материальная помощь (до трех тысяч рублей)». Семья или одиноко проживающий гражданин, претендующий на получение «социального пакета», имеет право выбрать любой набор из названных услуг, но его совокупная стоимость не может превышать 50 тыс. рублей. Все региональные нормативно-правовые акты Российской Федерации об адресной социальной помощи основываются на Федеральном законе Российской Федерации от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», поэтому их основа, направление использования, получатели и многое другое, в основном везде одинаковы, существуют лишь малейшие различия, которые зависят от природных условий, масштаба регионов, категорий населения и личных привилегий регионов.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Организация деятельности Управления социальной защиты населения по предоставлению адресной социальной помощи отдельным категориям граждан

социальный помощь финансирование спор

Предоставление государственной услуги адресной социальной помощи осуществляется департаментом социального развития Тюменской области, территориальными управлениями социальной защиты населения, автономными учреждениями социального обслуживания населения Тюменской области. Должностные лица территориального управления, ответственные за предоставление АСП, обязаны сообщить график приема заявителей, точный почтовый адрес учреждения, требования к письменному запросу заявителей о предоставлении информации о порядке предоставления государственной услуги. На информационных стендах в доступных для ознакомления местах размещается следующая информация: регламент с приложениями или извлечения из него, бланки и образцы заполнения заявлений; график приема заявителей и местонахождение территориального управления; порядок получения консультаций; порядок получения АСП в территориальных управлениях; основания для отказа в предоставлении государственной услуги; порядок информирования заявителей о ходе предоставления АСП. Непосредственно после принятия Управлением заявления, специалист Управления: проверяет наличие сведений о заявителе в корпоративной информационной системе социальной защиты населения Тюменской области; проверяет правильность оформления заявления, соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; проверяет правильность снятия копий с соответствующих документов, заверяет их, фиксирует и удостоверяет выявленные расхождения; для уточнения сведений или устранения выявленных противоречий требует дооформления представленных документов, дополнительного представления недостающих документов. Управление, не вправе требовать от заявителей: предоставления документов и информации для осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении Департамента, территориальных управлений, учреждений, предоставляющих государственную услугу, а также государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами. Государственная пошлина за предоставление АСП не взимается. Срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении АСП и необходимых документов, а также при получении результата предоставления государственной услуги на личном приеме не должен превышать 25 минут. Регистрация заявления и необходимых документов, поступивших в Управление, осуществляется в день их поступления должностным лицом, ответственным за прием и регистрацию заявлений и документов для предоставления АСП. Прием документов в Управлении осуществляется в специально оборудованных помещениях или отведенных для этого кабинетах. Помещения, предназначенные для приема заявителей, оборудуются информационными стендами, содержащими сведения о АСП. Помещения для приема заявителей должны соответствовать комфортным для граждан условиям и оптимальным условиям работы должностных лиц Управления, и должны обеспечивать: комфортное расположение заявителя и должностного лица; возможность и удобство оформления заявителем письменного обращения; телефонную связь; возможность копирования документов; доступ к основным нормативным правовым актам, регламентирующим полномочия и сферу компетенции Управления; доступ к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление государственной услуги; наличие письменных принадлежностей и бумаги формата A4. Помещения для приема заявителей должны обеспечивать возможность реализации прав заявителей на предоставление государственной услуги. Помещения должны быть оборудованы пандусами, лифтами (при необходимости), санитарно-техническими помещениями (доступными для инвалидов), расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ заявителей, включая заявителей, использующих кресла-коляски, местами хранения верхней одежды. Места ожидания предоставления государственной услуги оборудуются стульями, кресельными секциями или скамейками. Должностные лица, ответственные за предоставление АСП, на рабочих местах обеспечиваются табличками с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. Критериями доступности и качества оказания государственной услуги являются: удовлетворенность заявителей качеством государственной услуги; полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме; наглядность форм размещаемой информации о порядке предоставления государственной услуги; соблюдение сроков предоставления государственной услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги; отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей по результатам предоставления государственной услуги. Заявителям обеспечивается возможность получения информации о предоставляемой государственной услуге на портале «Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области» и на Едином портале государственных и муниципальных услуг. При направлении заявления по электронной почте обеспечивается возможность направления заявителю сообщения в электронном виде, подтверждающего его прием и регистрацию. Текущий контроль и координация последовательности действий, определенных административными процедурами, по предоставлению АСП осуществляется должностными лицами, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги. Плановые проверки полноты и качества предоставления АСП осуществляются один раз в три года (на основании полугодовых или годовых планов работы), внеплановые проверки могут проводиться по конкретному обращению заявителя, периодичность проведения проверок устанавливается руководителем.

2.2 Порядок предоставления адресной социальной помощи, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведённой мною работы, можно убедиться в том, что выбранная тема весьма актуальна, т.к. адресная социальная помощь занимает важное место в структуре социального управления в целом и регионального управления в частности. В настоящее время в Тюменской области высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Поставленные в работе задачи были выполнены:

Адресная социальная помощь оказывается в виде социального пособия и в виде единовременной выплаты денежных средств в целях выхода на самообеспечение. Назначается данная социальная услуга только тем гражданам или семьям, чей доход ниже величины прожиточного минимума, что имеет свои недостатки — это может привести к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказания адресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы быть эффективной. Помощь необходимо предоставлять только тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Процедура оказания адресной социальной помощи происходит в течение нескольких недель, так как требуется множество различных документов и справок, но в сложившейся ситуации в стране, где каждый день мы узнаем о новых совершенных мошенничествах, это наиболее оптимальный вариант. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Но время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Решение накопившихся адресных социальных проблем предполагает проведение глубоких структурных преобразований в социальной сфере, которые обеспечили бы перераспределение социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения. Именно от методологии обеспечения адресности в первую очередь зависит эффективное распределение социальной помощи в различных формах, основными из которых является денежная и натуральная.

И все же, несмотря на многие недостатки, адресная социальная помощь существенно подняла уровень жизни многих семей Тюменской области и страны в целом. У множества людей появился шанс открыть собственное дело, а малоимущим гражданам и семьям представилась возможность повысить свой доход. Таким образом, институт адресной социальной помощи в Тюменской области нашел детальную правовую регламентацию и практическое применение. Поэтому я надеюсь, что система адресной социальной помощи в Тюменской области еще будет реформироваться, создавая новые виды услуг и упрощая порядок ее оказания, что принесет еще большие результаты и повысит благосостояние населения нашей области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/adresnaya-sotsialnaya-pomosch/

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.): по сост. на 30 декабря 2008 г.// Собрание законодательства Российской Федерации.-2009.-№4.- Ст. 39.

. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федеральный закон от 24 октября 1997г. №134-ФЗ: по сост. на 3 декабря 2012 г. // Российская газета.- 1997.-№32.-Ст.6.

. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ: по сост. на 27 июля 2010 г. // Российская газета.-2006.-№24.-Ст.1.

. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ: по сост. на 1 января 2012 г. // Российская газета.-2010.-№45.-Ст.1.

. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ: по сост. на 3 декабря 2011 г. // Российская газета.-1998.-№13.-Ст.4.

. О беженцах: федеральный закон от 19 февраля 1993 г. №4528-ФЗ: по сост. на 1 марта 2012 г. // Российская газета.-1993.-№9.-Ст.1.

. О государственной социальной помощи в Российской Федерации: федеральный закон от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ: по сост. на 1 июля 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№178.-Ст.12.

. Об адресной социальной помощи: закон Амурской области от 19 января 2005г. №411 (принят Амурским областным Советом народных депутатов 23.12.2004): по сост. на 4 мая 2010 г. // Амурская правда.-2005.-№8.Ст.6.

. О социальном обслуживании населения города Москвы: закон города Москвы от 09 июля 2008 г. №34: по сост. на 9 июля 2008 г. // Российская газета.-2008.-№17.-Ст.19.

. Социальный кодекс Ярославской области: закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. №65: по сост. на 14 декабря 2011 г. // Документ — Регион.-2008.-№41.-Ст.95.

. Об адресной социальной помощи: областной закон Свердловской области: от 04 января 1995 г. №16-ОЗ: по сост. на 20 января 1997 г. // Российская газета.-1995.-№10.- Ст.4.

. О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512: по сост. на 1 декабря 2007 г. // Российская газета.-2003.-№52.-Ст.1.

. О региональной социальной доплате к пенсии: Постановление Правительства города Москвы от 17 ноября 2009г. №1268: по сост. на 8 августа 2012 г. // Российская газета.-2009.-№35.-Ст.8.

. Об утверждении порядка оказания государственной социальной помощи в Московской области: Постановление Правительства Московской области от 23 апреля 2004 г. №240: по сост. на 17 октября 2007 г. // Российская газета.-2004.-№18.-Ст.15.

. Об установлении величины прожиточного минимума на второй квартал 2013 года: Постановление Правительства Тюменской области от 18 марта 2013г. № 84-П // Тюменская область сегодня.-2013.-№15.

. Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области: Постановление Администрации Тюменской области от 15 декабря 2004 г. №184: по сост. на 30 ноября 2012 г. // Тюменские известия.-2004.-№31.-Ст.5.

. Административный Регламент предоставления Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия: распоряжение Департамента социального развития Тюменской области от 28 мая 2012 г. №11 // Тюменская область сегодня.-2012.-№113.-Ст.12.

. Абоев Е.З. Международный опыт организации программ адресной социальной помощи: научно-практическое пособие. М.: фонд «Институт экономики города.-2008.-С.35.

. Абрамушкин Д.О. Что такое адресная помощь и как ее получить. // Законодательство.-2011.-№4.-С.18.

. Базылева И.Р.Сущность и основные направления социальной политики. // Юрист.-2011.-№5.-С.3. 2.4 Белова Н.О. Проблемы применения социальных программ. // Жизнь.-2010.-№5.-С.8.

. Гонтмахер Е.Ш. Социальные реформы. Что завтра?: практическое пособие. М.: Гелиос АРВ. -2009.-С.180.

. Колодезникова А.М. Использование косвенных методов определения доходов при реализации программ социальной защиты в России: возможности и проблемы: научно-практическое пособие. М.: Фонд «Институт экономики города».-2006.-С.198.

. Кочои С.М. Общая характеристика законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании: научные труды Кировского филиала МПОА в г. Кирове.-2009.-№6.-С.8.

. Кузьмен О.В. Социальная политика государства // УМК. Новосибирск.-2002.-C.24.

. Куликов Е. С. Опыт реализации адресной социальной помощи в сельской местности // Ж. Социологические исследования.-2006.- №10.-С.16.

. Лодкина Т.В. Самообеспечение в сельской местности: научно-практическое пособие. М.: Академия.-2007-.С.98.

. Либоракина М.И. Социальная помощь: на пути к адресности // Юрист.-2010.-№5.-С.14.

. Меркурьев А.П. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации // ЭЖ-Юрист.- 2011.-№13.-С.3-5.

. Прокофьева Т.В. Роль адресной социальной помощи в России: научное пособие. М.: ВЛАДОС. -2009.-C.159.

. Хацкевич Ю.Г. На что мы имеем право // Тюменская область сегодня.- 2006.-№12.-С.7.

. Холостова Е.И. Социальная политика: научно-практическое пособие. М., Инфра-М.-2001.-С.4.

. Чагин К.Г. Новые технологии управления в сфере социальной помощи и социального обслуживания // Журнал исследований социальной политики.- 2005.-№4.-С.21.

. Шакурова М.В. Проблемы применения социального законодательства. // Юрист.-2009г.-№9.-С.25.

. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: научно-практическое пособие М.: Дрофа.-2005.-С.58.

36. Обзор судебной практики Центрального районного суда города Тюмени от 08 ноября 2010 года, дело № 2-5117-2010 // [Электронный ресурс] // -URL: // http // www.businesspravo.ru <http://www.businesspravo.ru> 3.2 Обзор судебной практики Центрального районного суда города Асбеста от 11 марта 2012 года // [Электронный ресурс] .//-URL:// http // www.gsourts.ru.