Социальный контракт

Курсовая работа
Содержание скрыть

Введение, Актуальность

В связи с этим у малоимущих россиян все чаще возникает потребность в поддержке со стороны государства. Поддержка малоимущих слоев населения является неотъемлемой функцией государства. Выполняя данную функцию, решая проблемы бедности, государство озабочено тем, чтобы не формировались позиции иждивенчества у населения. Социальный контракт как новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению был введен в 2010 году по инициативе Премьер-министра Российской Федерации Д.А. Медведева. Суть социального контракта заключается в том, что в обмен на социальную помощь, которая представляется в виде денежных средств, социальных услуг или натуральной помощи у получаемых помощь семей или граждан возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать их активную жизненную позицию.

Социальная политика Российской Федерации XXI в. должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении социальных проблем, рациональном использовании социальных ресурсов, согласовании обязательств государства и реальных возможностей экономики страны. Наращивание государственных расходов не является единственным путем решения проблем в социальной сфере: в условиях бюджетного дефицита, напротив, требуется, в первую очередь, повышать эффективность использования ресурсов, направленных на социальные нужды, что предполагает применение новых социальных технологий, являющихся более эффективными, чем ныне действующие.

Социальной обслуживание, социальная работа с малообеспеченной семьёй (или одиноко проживающим малоимущим гражданином), претендующей на получение государственной социальной помощи, предусматривает, прежде всего, мобилизацию ресурсов самообеспечения, применение индивидуального подхода к каждой нуждающейся семье с тем, чтобы государственная поддержка была не разовой мерой, а способом разрешения проблем семьи (одиноко проживающего малоимущего гражданина) с их же участием, что в перспективе должно привести к экономии бюджетных средств на пособия по бедности.

В соответствии с замыслом руководства страны, заниматься внедрением новой системы будет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, от которого потребуется разработать методологическую платформу, а также сами регионы, которые должны будут принять соответствующие законы.

12 стр., 5775 слов

Государственно–правовое обеспечение социальной защиты государственных ...

... предполагает необходимость её дальнейшей разработки. Целью дипломной работы является исследование государственно - правового обеспечения социальной защиты государственных служащих Российской Федерации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо ...

Объект исследования -, Предмет исследования, Цель исследования —

Реализация выдвинутой цели предполагает решение следующих исследовательских задач :

изучить основные теоретические положения, аспекты сущности и характеристики социального контракта;

изучить нормативно-правовую базу, на которую опирается реализация социального контракта в России;

изучить российский опыт реализации социального контракта;

выявить особенности функционирования системы социального контракта в зарубежных странах;

Методологическую основу нашего исследования составляют работы Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой, П.Д. Павленка. Эти авторы исследовали сущность адресной социальной помощи, её формы и проблемы.

Они же начали исследования по социальному контракту как новой форме оказания государственной адресной социальной помощи населению.

Нормативно-правовой основой является Федеральный закон от 25.06.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Методы исследования включают:, Эмпирическая база исследования:, Структура работы

1. Теоретические аспекты изучения социального контракта, .1 Формирование социального контракта как формы социальной помощи

Социальный контракт был введен в Российскую практику оказания социальной помощи исходя из зарубежного опыта предоставления помощи малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам.

Соединенные Штаты Америки одни из первых начали воплощать программы вспомоществования малоимущим. Программа помощи семье с зависимыми детьми и Программа продовольственных талонов во второй половине прошлого столетия стали важнейшим источником поддержки беднейших слоев населения. Реализацией этих программ занимались органы социального обеспечения, на которых была возложены функции выявления трудоспособных граждан, организация дневного ухода за детьми участников программ, предоставление консультаций, решение вопроса о том, следует ли сокращать размер социального пособия в случае неудачной попытки трудоустройства.

При реализации указанных программ для тех, кто получал соответствующую помощь, выдвигалось определенное условие: обязательность трудоустройства в государственных и некоммерческих структурах при отсутствии зарплаты. Участники программ не считались постоянными сотрудниками и не имели права претендовать на дополнительные льготы. Хотя в соответствии с программами, предусматривающими необходимость работы для получения социальной помощи, труд не оплачивается в целях определения максимального количества часов, которые должен был отработать каждый участник программы, используется «предполагаемая» зарплата. При этом максимальное количество часов равно размеру пособия, деленному на минимальную часовую зарплату.

Законодательство, действующее в отношении местных социальных программ по обеспечению занятости, также ставило определенные условия, которые штаты должны были выполнять. Речь идет о том, что работа в период получения социальной помощи должна была осуществляться в целях повышения занятости населения и оказания помощи участникам программ в получении несубсидируемой работы. Вместе с тем граждане, получающие социальную помощь, не вправе были занимать рабочие места тех лиц, которые работают на постоянной основе. В то же время осуществлялся контроль за тем, чтобы работа не находилась слишком далеко от места проживания, и за возмещением участникам программ транспортных и других расходов.

8 стр., 3671 слов

Сущность и цели социальной работы с населением

... социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное обслуживание. Значения этих терминов образуют содержательную, характеристику социальной работы. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, ...

Сторонники необходимости работы полагали, что здоровые и трудоспособные получатели социальной помощи обязаны трудиться на благо общества, расплачиваясь за помощь, а те, кто не желает трудиться, должны быть лишены права обращаться за помощью. Кроме того, считалось, что подобные программы должны улучшить шансы получателей социальной помощи на трудоустройство благодаря формирующемуся у них чувству дисциплины и приобретению трудовых навыков и квалификации.

Предполагалось, что в результате осуществления программы помощи семье с зависимыми детьми и программы продовольственных талонов, часть получателей социальной помощи довольно быстро найдет постоянное место работы, часть потенциальных клиентов вообще не будет обращаться за помощью, а часть из них просто откажется от нее, поскольку они будут работать, получая нефиксированные доходы. Многие сторонники данного подхода также заявляли, что обязательность работы будет способствовать появлению чувства самоуважения у получателей помощи и в то же время созданию благоприятного общественного мнения в отношении этих программ. Кроме того, они подчеркивалось, что участники этих программ, работая, будут приносить определенную пользу для общества.

Однако, не смотря на все плюсы этой программы, было высказано много критических замечаний относительно способности данной системы в целом улучшить положение с занятостью для получателей пособий сократить расходы на социальные нужды. Некоторые критики утверждали, что рабочие места, предлагаемые в рамках системы, не дают возможности приобрести квалификацию, поскольку они в лучшем случае не требуют особой подготовки, а в худшем являются «искусственными». Кроме того система не только не способствовала росту самоуважения у получателей пособий, но, напротив, унижала их, заставляя работать, не получая заработной платы, а также и других льгот, которые имели постоянно занятые работники.

Существовали сомнения и в том, способен ли подобный подход обеспечить нужное количество рабочих мест и прием участников программ на эти места. Более того, многие полагали, что осуществление такой системы не только не поможет накопить средства, но, напротив, потребует больших затрат, по крайней мере в ближайшей будущем, поскольку будет сопровождаться созданием новых рабочих мест и контролем за работой клиентов. Некоторые критики высказывали озабоченность тем, будут ли дети работающих участников программ обеспечены соответствующим уходом.

Основной смысл реформы по уменьшению бедности, проводимой в США прежней системы социальной помощи сводился к переориентации трудоспособных реципиентов на трудовые источники доходов. Принятые изменения мотивировались как слабой эффективностью ряда государственных программ и ограниченностью ресурсов на их осуществление, так и новыми условиями развития, новыми требованиями, предъявляемыми к государству в сфере социальной защиты населения и связанными со структурными изменениями в экономике, особенностями новых форм занятости, демографическими сдвигами и растущей нагрузкой социальных выплат на бюджет.

4 стр., 1735 слов

Социальная защита населения

... на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью. Социальное страхование В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и ... и, как следствие к инфляции. Социальное обеспечение и социальная помощь Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и ...

1.2 Социальный контракт: понятие, необходимость, субъект, объект

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 № 1663-р, Планом по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденным 2 марта 2010 г. № 972-п, в 2010 году в России началось внедрение социального контракта как формы государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам. Социальный контракт как формы государственной социальной помощи предусматривает оказание адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта (социального договора) в целях содействия активизации адаптивных способностей взрослых членов малоимущей семьи для самостоятельного повышении семейного дохода и выхода из трудной жизненной ситуации.

Необходимость перехода на новые технологии оказания адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, обладающим, тем не менее, трудовым или имущественным потенциалом, осознается сегодня на всех уровнях принятия решений. Не случайно поэтому, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» была поставлена задача повышения эффективности выплат социальных пособий путем внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным.

Социальный контракт, или договор социальной адаптации,

Согласно Федеральному Закону от 25.06.1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи»: социальный контракт — это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии, с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

В разных регионах эта технология носит различные названия: «от пособия к зарплате», «самообеспечение», «социальный контракт о взаимных обязательствах»

В соответствии с замыслом руководства страны, заниматься внедрением новой системы будет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, от которого потребуется разработать методологическую платформу, а также сами регионы, которые должны будут принять соответствующие законы.

Данная форма социальной помощи в разных вариантах и в разной степени практической реализации применяется в настоящее время в двенадцати российских регионах: Пермском крае, Тульской, Волгоградской, Калининградской, Тюменской, Кемеровской, Томской, Амурской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Республике Коми, Республике Татарстан, Республике Карелия, Саратовской и Астраханской областях, в Приморье и на Сахалине.

8 стр., 3599 слов

Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе

... контракта, динамику взаимодействия с клиентом и сами модели работы. Метод индивидуальной социальной работы, или социальной работы с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы ...

С 2013 г данная форма введена на всей территории страны в целях улучшения материального положения граждан Российской Федерации.

Республика Татарстан в 2011 г. стала одним из 12 регионов Российской Федерации — участников эксперимента предоставления государственной социальной помощи на основе социального контракта.

В целях повышения эффективности адресных форм социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято Постановление № 1142 от 30.12.2010 г. «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта в Республике Татарстан».

Согласно постановлению социальный контракт — это договор о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения о предоставлении ему и его семье государственной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты).

В случае использования системы социального контракта денежные выплаты могут быть двух видов:

ежемесячные выплаты на период контракта;

единовременная выплата для приобретения необходимой техники или скота для развития крестьянского подворья, материалов или оборудования для организации ИТД или малого бизнеса.

В обоих определениях прописано, что социальный контракт — это договор на взаимных условиях между малоимущим гражданином или семьей и органом социальной защиты. Каждая сторона несет определённые обязательства по отношению к другой. Преимуществом Республики Татарстан в вопросе предоставления социального контракта является то, что помимо предоставления денежных средств, помощь гражданам оказывается в виде жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты).

Согласно статистическому сборнику Ярославской области: социальный контракт — это трехсторонний договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей (или человеком), органами социальной защиты населения и администрацией муниципального образования. Это реальный способ ещё раз рассчитать свои силы, изменить жизнь и с помощью государства попытаться встать на ноги, трудоустроиться и улучшить своё материальное положение.

В отличие от предыдущих двух определений, в определении Ярославской области, социальный контракт — это трехсторонний договор помимо самого гражданина и органа социальной защиты в нем участвует администрация муниципального района.

Хотя в разных регионах эта технология носит различные названия: «от пособия к зарплате», «самообеспечение», «социальный контракт о взаимных обязательствах», но формулировки, которые даются в определениях социальному контракту в различных субъектах федерации не отличаются по своему содержанию.

85 стр., 42107 слов

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

... 2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения . Социальная защита Виды социальной защиты 1. обеспечение пенсиями; 2. обеспечение пособиями; 3. бесплатное медицинское обслуживание; 4. предоставление санаторно-курортного лечения; 5. социальная помощь семьям, ...

Объектами социального контракта выступают малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Субъектами, Цель социального контракта

Задачами социального контракта являются:

сделать возможной социальную и профессиональную регенерацию клиента (получателя помощи) и его непосредственного окружения (семьи) в целях приобретения достаточной независимости от социальной системы и полноценного участия в жизни общества;

обеспечить, чтобы его близкое семейное окружение, в частности дети, как можно раньше осознало и взяло на себя подобную ответственность;

заставить осознать тот факт, что если у общества есть обязанности по отношению к своим гражданам, то и сами граждане должны оказывать обществу посильное содействие;

в более долгосрочной перспективе сделать человека полностью независимым, в частности, через получение им достойно оплачиваемой работы;

К функциям

оказание адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения;

выявление круга лиц, реально нуждающихся в этой помощи;

содействие в переходе граждан к самообеспечению;

содействие занятости и самозанятости населения.

Итак, социальный контракт как форма социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам был введен в России после реализации данной формы в зарубежных странах, в частности в Соединенных Штатах Америки. В этой стране социальный контракт был воплощен в двух программах: «Программа помощи семье с зависимыми детьми» и «Программа продовольственных талонов». Предоставление помощи было основано на отработке пособия, которым обеспечивались участники программы. Данная форма социальной поддержки была направлена на искоренение иждивенческого поведения американцев по отношению к обществу, улучшение уровня жизни, восстановление утраченных социальных связей граждан. В 2010 году было принято решение вести на территории 13 субъектов Российской Федерации пилотный проект, носящий название «Социальный контракт». Сегодня определены объекты, субъекты, функции, цели, задачи социального контракта в Российской Федерации. Проведённый сравнительный анализ определений социального контракта в нормативно-правовых документах субъектов, которые уже используют данную форму помощи гражданам, позволил сделать следующие выводы:

. В разных регионах, которые уже используют социальный контракт как новый вид социальной помощи, эта технология носит различные названия: «от пособия к зарплате», «самообеспечение», «социальный контракт о взаимных обязательствах», но формулировки, которые даются в определениях социальному контракту не имеют существенных различий.

12 стр., 5913 слов

История государственной социальной политики по социальной поддержке ...

... политики на современном этапе. Структура работы В первой главе рассматривается история социальной политики государства по поддержке семьи. Вторая глава посвящена анализу правовых основ социальной поддержки семьи в России. В ... А.Темкина определили специфику обозначенных семейных практик в советский период как базовый гендерный контракт «работающей матери» в рамках советской гендерной системы [14, C. ...

. Республика Татарстан является единственным субъектом, в котором помимо денежной и натуральной помощи малоимущим гражданам она оказывается в виде жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты).

. Отличительной характеристикой Ярославской области является тот факт, что здесь социальный контракт — это трехсторонний договор (в остальных исследуемых регионах он двухсторонний) помимо самого гражданина и органа социальной защиты в нем участвует администрация муниципального района.

2. Практика использования социального контракта в России и за рубежом, .1 Первые результаты внедрения социального контракта в России

Как уже отмечалось выше, в 2010 году в 13 регионах Российской Федерации начала использоваться технология новых возможностей при оказании адресной социальной помощи бедным — социальный контракт.

Суть предлагаемого новшества состоит в том, что в обмен на социальную помощь со стороны государства возникает встречный поток обязательств со стороны получателя пособия.

В 2010 году был выпущен Приказ Минздравсоцразвития России № 399 от 31 мая 2011 г. «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта», в котором был опубликован перечень субъектов Российской Федерации, в которые будут участвовать в эксперименте по внедрению данной формы социальной помощи малоимущим гражданам.

Рассматривая практику использования социального контракта на территории субъектов Российской Федерации, которые участвовали в эксперименте по его внедрению, мы обратились к отчетам министерств и ведомств данных субъектов, где рассмотрели начальный этап реализации данной формы социальной помощи.

Так Пермский край стал одним из первых регионов России, где была реализована новая технология социальной работы — внедрение системы социального контракта, заключенного между гражданином и уполномоченным органом, с целью самостоятельного повышения семьей среднедушевого дохода. В начале 2000-х годов специалисты Пермского городского комитета социальной защиты, проведя анализ списков малоимущих, сделали вывод, что немалая часть тех, кто обращается за пособиями — трудоспособны. Это и послужило созданию программы, получившей название «От пособия — к зарплате», которая затем стала основой для технологии «Самообеспечение». Законодательно новая технология была закреплена в Указе Губернатора Пермской области от 27 мая 2005 г. № 83 «Об установлении в 2005 году форм социальной поддержки отдельных категорий малоимущих семей по технологиям «самообеспечение» и «от пособия к зарплате».

В Указе отмечалось, что технология «от пособия к зарплате» «направлена на снижение уровня бедности, повышение трудовых доходов отдельных категорий малоимущих семей с несовершеннолетними детьми».

28 стр., 13969 слов

Социальная защита семей, попавших в трудную жизненную ситуацию ...

... системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества. Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что семья является важнейшим социальным институтом, а имеющиеся проблемы многодетной семьи, наталкивают на необходимость помощи со стороны общества. Социальная защита ...

Ее участниками стали «семьи с детьми до 18 лет, имеющие в своем составе неработающих членов трудоспособного возраста (мужчины до 60 лет, женщины до 55 лет) или/и инвалидов с трудовым потенциалом в соответствии с рекомендациями бюро медико-социальной экспертизы», со среднедушевым доходом семьи ниже 70% от установленного прожиточного минимума (кроме проживающих в г. Пермь — там 100% прожиточный минимум).

Участникам программы на каждого члена семьи ежемесячно выплачивалось пособие, составляющее не менее 60% от величины прожиточного минимума. Кроме того, предоставлялось бесплатное обучение, переобучение, курсы повышения квалификации, что способствовало преодолению у неработающих членов таких семей «барьеров к трудоустройству и выводу их на самообеспечение путем оказания комплексной социальной помощи в виде социального семейного пособия и предоставления натуральной помощи и услуг различными социальными учреждениями».

Как отмечают исследователи, «программа «От пособия к зарплате» продемонстрировала свою результативность и экономическую эффективность. В городах, где эта программа проходила апробацию, она способствовала сокращению социального иждивенчества, так как ее участники переходили из отряда получателей социальной помощи в отряд налогоплательщиков; ее экономический эффект составил свыше 4 миллионов рублей, использование которых способствует дальнейшему выведению из состояния бедности других семей с неработающими членами трудоспособного возраста, еще не включившимися в социальную программу».

На сегодняшний день социальный контракт в Пермском крае уже прошел апробацию и перестал быть экспериментом. В 2012 году получателей данной формы социальной помощи стало в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом. Треть семей, которые обращались ранее в органы социальной защиты для получения пособий, заключившие социальный контракт в 2010-2011 гг. вышли на самообеспечение, и не нуждаются в помощи со стороны государства.

Республика Коми

«Цель проекта «От пособия к зарплате» — снижение уровня бедности, повышение доходов участников проекта (малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан), оказание им содействия в трудоустройстве путем заключения договора о взаимных обязательствах неработающих совершеннолетних членов малоимущей семьи трудоспособного возраста или неработающего малоимущего одиноко проживающего гражданина трудоспособного возраста и территориального органа Агентства Республики Коми по социальному развитию, а также оказания государственной социальной помощи в виде пособия «От пособия к зарплате».

По данным Агентства Республики Коми по социальному развитию, в 2011 году в программе «От пособия к зарплате» участвовало 136 семей. Ограниченные масштабы участия в программе связаны как с низкой планкой вхождения в нее (до 50% ПМ), так и с психологическим фактором — «люди привыкли только получать, но ничего при этом не делать», а эта программа поддержки бедным является лишь одной из 8 региональных программ поддержки бедного населения. Таким образом, в эту программу «От пособия к зарплате» идут те, кто готов изменить свою жизнь, но она не подталкивает к активным действиям «пассивный» элемент, оставляя им возможность получать пособие по бедности, пусть и меньшего размера. Кроме того, слишком короткие сроки действия контракта не дают возможность потенциальным участникам рассчитывать на позитивные результаты в конце программы.

7 стр., 3421 слов

Социальная поддержка семей с детьми в США, Великобритании, Франции, Австралии

... в течение следующего десятилетия [2019-2029 гг.] общие федеральные расходы увеличатся на 1,5 трлн. долл. США, но только 3 цента с каждого дополнительного доллара пойдут на программы социальной поддержки семей с детьми; ... семей с детьми и образование приходится около 30%, или около 150 млрд. долл. США федеральных расходов на детей. К этим категориям относятся такие программы, как Программа помощи в ...

В 2012 году увеличилась численность семей, участвующих в программе по заключению социальных контрактов и составила 556 семей, причем Республика Коми является единственным регионом где не был расторгнут ни один социальный контракт. В этом же году увеличилось финансирование данной формы помощи на реализацию проекта из регионального бюджета было выделено 30 млн. рублей, средний размер помощи составлял 35 тыс. рублей.

Тульская область

С 2006 по 2010 гг. система социального контракта постепенно вводилась во всех муниципальных образованиях области. Этот подготовительный период завершился в феврале 2010 г. внесением дополнений в Закон Тульской области «О государственной социальной помощи» от 28.12.2006 г. № 495-ЗТО, которые касались введения на территории области нового вида социального пособия, так называемая «дополнительная форма денежных выплат», которое предоставляется в случае оказания адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта. «Дополнительной формой денежных выплат является ежемесячное социальное пособие на период действия социального контракта, которое предоставляется безвозмездно и может выплачиваться одновременно с оказанием других видов государственной социальной помощи. Размер ежемесячного социального пособия, выплачиваемого в период действия социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, определяется как сумма разностей между стоимостью минимального набора продуктов питания в Тульской области для соответствующих социально-демографических групп населения и доходами каждого члена малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина. Стоимость минимального набора продуктов питания в Тульской области определяется органом исполнительной власти области по труду на основании стоимости входящих в потребительскую корзину продуктов питания и используется органом исполнительной власти области по социальному развитию для расчета размера ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта».

В течение 2010-2012 г. участниками программы адресной помощи с заключением социального контракта стало около 150 семей области.

На 2013 год уже 175 малоимущих семей заключили социальные контракты. В отчете руководителя Департамента социальной защиты населения С.М. Курбанова сообщается, что масштабы программы планируется расширить за счет средств выделяемых на социальные программы из центрального бюджета. На данный момент региональный бюджет не может обеспечить всем обратившимся помощь в полном объеме из-за недостатка финансирования.

Республика Карелия

Сумма средств, израсходованных на реализацию данных мероприятий в 2010-2011 годах, составила 6652,3 тыс. рублей, заключено 338 контрактов.

В 2011 году социальная помощь на основе социального контракта предоставлялась многодетным малообеспеченным семьям, гражданам, пострадавшим от пожара, в форме материальной помощи. Также получателями данного вида социальной помощи стали студенты (учащиеся) учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующиеся пригородным транспортом для проезда к месту учебы и обратно в течение учебного года.

Средства, предусмотренные на данное мероприятие, освоены полностью.

Всеми многодетными семьями, получившими данный вид помощи, полученные средства были использованы согласно условиям социального контракта. В основном, на цели, способствующие созданию благоприятных и комфортных условий для проживания и воспитания детей, а также на строительство и ремонт жилья, бытовых построек, на приобретение предметов ученической и детской мебели, бытовой техники, развитие личного подсобного хозяйства.

Результаты эксперимента по оказанию государственной социальной помощи на основе социального контракта в Республике Карелия в 2010-2011 годах подтверждают значимость именно такого вида социальной помощи для малоимущих семей, когда государственную помощь получают те семьи, которые используют помощь для того, чтобы стать активными членами общества в социальном и экономическом плане, в т.ч. занимающиеся деятельностью, связанной с обеспечением материальных условий своей жизни.

В 2012 году данный регион стал единственным регионом, где произошли массовые расторжения социальных контрактов с населением из-за нецелевого использования денежных средств, было расторгнуто 24 контакта. Социальным службам было дано задание тщательнее отбирать претендентов на заключение данной формы помощи. В конце 2012 года была увеличена сумма предоставления денежных средств населению и составила 15000 рублей.

Тюменская область

Координацию их работы осуществляет областная комиссия. Участниками мероприятий являются малоимущие семьи, которые имеют среднедушевой доход ниже установленной величины прожиточного минимума на душу населения по Тюменской области и постоянную регистрацию по месту жительства на ее территории. Преимущественное право получения стартовой помощи предоставляется семьям с несовершеннолетними детьми, а также в случаях, когда трудоспособные члены семьи не имеют самостоятельной возможности трудоустройства. Размер и виды предоставляемой стартовой помощи определяются территориальной межведомственной комиссией на основании индивидуального плана выхода семьи на самообеспечение.

В целом, по итогам 2010-2011 гг. стартовая помощь по выходу на самообеспечение оказана более 27 тысячам малоимущих семей Тюменской области. Основной вид помощи — помощь на развитие личных подсобных хозяйств (62% семей).

При этом получают развитие другие виды деятельности: предоставление парикмахерских услуг, швейное дело, пчеловодство, изготовление мебели, предоставление ветеринарных услуг, ремонтные работы, производство валяной обуви и др.; 28% участникам мероприятий оказана помощь в трудоустройстве, обучении и переобучении. В целях совершенствования механизма реализации мероприятий в сентябре-ноябре 2011 г. департаментом социального развития Тюменской области было проведено независимое социологическое исследование. «На момент проведения исследования большинство участников мероприятий (67%) положительно оценивало реализуемость и достижимость своих планов и целей, 81% участников смогли отметить для себя те или иные положительные изменения в своей жизни, произошедшие благодаря участию в мероприятиях. По мнению 43% респондентов участие в мероприятиях по выходу на самообеспечение позволило им приобрести (укрепить) уверенность в собственных силах. Анализ отчетов о выполнении индивидуальных планов малоимущих семей по выходу на самообеспечение показал, что 75% участников мероприятий получили доходы как в денежной, так и в натуральной форме. По результатам анкетирования семей, проведенного в рамках социологического исследования, выявлено, что материальное положение семей-участниц мероприятий в целом улучшилось: увеличились расходы семей на продовольственные и непродовольственные товары; семьи стали чаще пользоваться различными видами платных услуг (парикмахерские, ремонт техники, образовательные услуги).

Большее количество семей по истечению года участия в мероприятиях оценивают свое материальное положение как среднее и выше среднего».

Калининградская область

Постановлением Правительства Калининградской области от 16 апреля 2011 г. № 201 «Об оказании помощи малоимущим гражданам в форме «социального пакета» на территории области был введён новый вид государственной социальной помощи. Порядок оказания помощи малоимущим гражданам в форме «социального пакета» разработан Министерством социальной политики и труда Калининградской области (Приказ от 21 апреля 2011 г. № 64).

Этим документом устанавливается вид социальной помощи — «единовременная материальная помощь, оказываемая в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной форме), источник финансирования — «за счет средств областного бюджета», указывается нормативный правовой документ на основании которого действуют указанное выше Постановление — целевая Программа Калининградской области «Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых отношений на 2007-2015 годы».

Цель введения помощи — «Помощь в виде «социального пакета» направлена на развитие внутреннего потенциала семьи (одиноко проживающего гражданина) для выхода из трудной жизненной ситуации и дальнейшее самостоятельное жизнеустройство».

«Право на получение «социального пакета» имеют нуждающиеся в адресной социальной поддержке семьи или одиноко проживающие граждане при одновременном соблюдении следующих условий:

) среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Калининградской области на момент обращения;

) наличие гражданства Российской Федерации;

) проживание и регистрация в установленном порядке в Калининградской области;

) трудоустройство всех членов семьи трудоспособного возраста либо наличие уважительной причины, по которой члены семьи не могут осуществлять трудовую деятельность».

«Социальный пакет» в натуральной и денежной форме включает в себя набор социальных услуг на установленную сумму 50000 руб..

После предоставления «социального пакета» органы социальной защиты населения муниципальных образований области ставят получателей данного вида помощи на специальный учет и устанавливают в отношении них постоянный социальный патронаж — осуществляют ежеквартальный контроль за надлежащим исполнением получателем «социального пакета» договора, эффективностью выполнения положений индивидуальной программы реабилитации, а также целевым расходованием средств, направленных на оплату набора социальных услуг. «Социальным пакетом» семья имеет право воспользоваться только один раз.

По данным пресс-службы Администрации Калининградской области, в 2011-2012 гг. получить такую поддержку смогли 390 семей. Анализ получателей (данные на октябрь 2012) показал, что среди наиболее популярных видов поддержки — оплата обучения детей в средних специальных и высших учебных заведениях, переобучения по профессии. Такую услугу выбрала 51 семья.

По состоянию на 2013 год с помощью социального пакета удалось оказать существенную помощь трем семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. Для одной из них приобретено транспортное средство, для двух других — компьютерное оборудование со специальной программой для развития и обучения.

Республика Татарстан

Внедряемая система должна обеспечить сокращение людей, находящихся за порогом бедности и улучшить уровень жизни в отдельных уголках республики.

Анализ внедрения новой формы социальной помощи на основе социального контракта показал, что социальный контракт является эффективным методом улучшения качества жизни малоимущих семей и одиноко проживающих граждан. Цель, преследуемая государством — поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, повышение доходов малоимущей семьи и как результат выход семьи на «самообеспечение», улучшение качества жизни, социально-экономического благосостоянияпри при внедрении социального контракта в данных регионах, была полностью достигнута. Малоимущие граждане, получающие этот вид помощи, смогли выйти на самообеспечение и перейти из разряда получателей социальной помощи в разряд налогоплательщиков.

Проведя анализ нормативно-правовой базы и отчетов министерств и ведомств регионов, в которых осуществлялся эксперимент по внедрению социального контракта нами было выявлено:

. Социальный контракт как новая форма социальной помощи перестал быть экспериментом, и начал внедряться по всей территории России, доказав, что является эффективной формой оказания социальной помощи. По истечению трех лет его апробации была замечена тенденция снижения уровня бедности в регионах-пилотниках использующих социальный контракт.

. Тем не менее, при реализации данной формы социальной помощи возникли проблемы: из-за того, что раньше социальная помощь оказывалась в одностороннем порядке (малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам не нужно было ничего предпринимать для получения пособий) в некоторых субъектах в частности в Республике Карелии были зафиксированы случае нецелевого использования денежных средств участниками программы «от пособия к зарплате». Это свидетельствует о том, что иждивенческое поведение со стороны граждан по отношению к обществу и государству еще не искоренено.

. Положительным итогом внедрения социального контракта на территории России является то, что треть тех, кто обращался за помощью в начале эксперимента к концу 2012 года вышли на самообеспечение, и больше не нуждаются в данном виде помощи.

. В следствие того, что социальный контракт удачно прошел апробацию на территории 13 субъектов Российской Федерации, Президентом РФ было принято решение ввести данную форму социальной помощи на всей территории России, что свидетельствует о его эффективности в выведении малоимущих из трудной жизненной ситуации.

. Так как что каждый субъект Российской Федерации сам устанавливает размер социальной помощи на условиях социального контракта, мы видим различия в размере пособия, предоставляемого малоимущим гражданам. Так разница между самым большим размером пособия в Калининградской области — 50000 рублей и самым маленьким в республике Карелия — 15 000, составляет 35 тыс. рублей.

. Не хватает единой законодательной базы, определяющей механизмы практического применения новых технологий оказания адресной помощи. Нужен либо новый федеральный закон, определяющий рамки использования социального контракта, или внесение изменений в существующий федеральный закон «О государственной социальной помощи».

социальный контракт помощь

2.2 Принципы осуществления социального контракта в Российской Федерации

Внедренная система социального контракта призвана обеспечить мониторинг бедности на всей территории Российской Федерации. Так как полномочия в осуществлении социального контракта полностью возложены на субъект Российской Федерации, внутри его легче подводить итоги по выявлению уровня бедности при установлении прожиточного минимума в данном регионе, выяснить каков процент граждан, находящихся за порогом бедности.

Переход к системе социальных контрактов для нуждающихся при которой трудоспособному населению, находящемуся за чертой бедности, чтобы получать пособие, придется выйти на работу, призван устранить нецелевое использование выделяемых средств, когда, по данным Независимого института социальной политики, более 60% получателей социальной помощи не являются бедными, а более 50% бедных не имеют доступа к этой системе помощи.

Поэтому для четкой и отлаженной работы органов социальной защиты регионов Российской Федерации по предоставлению данной формы социальной помощи, в контракте предусмотрены «санкции» на случай невыполнения прописанных в нем условий. Санкции могут выражаться как в простой отмене назначенной помощи, так и в требованиях возмещения уже перечисленных с начала контракта денежных средств.

Для эффективной работы по осуществлению помощи малоимущим семьям, в контракте прописаны все идентификационные сведения о гражданском состоянии клиента и его семьи (живущей с ним под одной крышей), совокупность результатов социальной диагностики, выполненной социальным работником совместно с этим гражданином.

В контракте четко и ясно прописываются виды помощи, которую получит гражданин, а также обязательства, которые он возьмет на себя за это. В Законе «О государственной социальной помощи» прописываются виды помощи, которые могут выражаться как в денежной, так и в натуральной форме в зависимости от условий и политики, проводимой в каждом субъекте РФ.

Контракт подлежит составлению всякий раз, когда клиент демонстрирует, что он способен улучшить свой социальный и профессиональный статус благодаря предоставлению ему социальной помощи на основе социального контракта.

Контракты в зависимости от предлагаемой гражданам помощи можно разделить на два типа:

контракт для оказания поддерживающей помощи;

контракт для оказания помощи на начальном этапе.

Контракт для оказания поддерживающей помощи, Контракт для оказания помощи на начальном этапе

Помощь в виде капиталовложений может осуществляться в трёх формах:

субсидия, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции;

ссуда, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции;

часть ссуды или субсидии, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции.

Как показывает практика, после внедрения социального контракта на территории Российской Федерации сократилось число семей, которые не могут удовлетворить даже элементарные физиологические потребности. В силу того, что люди до сих пор не могут оправиться от экономического кризиса рост бедности до сих пор не удается остановить, но благодаря социальному контракту стало возможно помочь малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам найти работу, заняться самообеспечением, развивая подсобное хозяйство.

Социальный контракт помог восстановить гражданам профессиональный и социальный статус, поверить в свои силы, самоутвердится и способствовал повышению самоуважения человека и уважения его со стороны семьи, родственников.

С помощью социального контракта произошло сокращение уровня иждивенчества малоимущих граждан по отношению к обществу. Тем самым началось восстановление социальной справедливости.

Таким образом, примеры субъектов Российской Федерации, которые первые опробовали на себе новую форму социальной помощи — социальный контракт, позволяют сделать вывод, что данная форма социальной помощи является эффективной, так как благодаря реализации контракта уменьшилось число граждан, находящихся за порогом бедности; уменьшились иждивенческие настроения граждан. Теперь, чтобы получить помощь на малоимущую семью (одиноко проживающего малоимущего гражданина) возлагаются обязательства, которые необходимо выполнить, чтобы получить помощь.

Во втором параграфе мы проанализировали принципы осуществления социального контракта на территории России. Нами были рассмотрены принципиальные отличия между двумя предлагаемыми типами социального контракта. Главное отличие состоит в том, что денежные средства при заключения контракта на начальном этапе, выдаются единовременно и предназначены для капиталовложения в конкретный проект, когда как контракт оказания поддерживающей помощи направлен на малоимущих граждан, нуждающихся в дополнительном доходе для удовлетворения естественных потребностей.

Заключение

Поставленная цель — проанализировать сущность и возможности применения социального контракта, была реализована при анализе нормативно-правовых документов министерств, ведомств и департаментов субъектов Российской Федерации. Нами была проведена аналитическая работа по выявлению положительных и отрицательных последствий и тенденций при реализации социальных контрактов в регионах.

Задачи, поставленные в курсовой работе, достигнуты полностью. Был изучен опыт зарубежных стран при реализации социального контракта (на примере США), был проведен анализ российской нормативно-правовой базы, а также субъектов Федерации, касающейся предоставления и использования социального контракта на территории страны, а также нами были изучены основные теоретические положения, аспекты сущности и характеристики социального контракта.

Необходимость перехода на новые технологии оказания адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, обладающим, тем не менее, трудовым или имущественным потенциалом, осознается сегодня на всех уровнях принятия решений. Не случайно поэтому, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2015 года» поставлена задача повышения эффективности выплат социальных пособий путем внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным.

Опыт российских регионов, использующих новые технологии, а также опыт зарубежных стран, показывает всю сложность организации и отработки процедур социальной адаптации людей, в большинстве случаев, не нашедших своего места в экономической жизни общества, часто не нацеленных на самообеспечение и ждущих лишь материальной поддержки.

С другой стороны, система социального контракта призвана поддержать тех, кто нуждается лишь в первом толчке, в «первоначальном капитале» для дальнейшего развития.

Существующие в большинстве регионов программы оказания адресной социальной помощи направлены на поддержание нуждающихся семей путем адресных выплат в виде пособий. Эта важная компонента социальной политики, но не достаточная с точки зрения помощи семье в поиске выхода из трудной жизненной ситуации, в активизации адаптивных способностей взрослых членов семьи. Но для того, чтобы перейти на новые технологии социальной работы, необходим длительный этап подготовки, как профессиональной, так и структурно-организационной составляющей всей системы социальной защиты.

В условиях экономического кризиса и ограниченности финансовых ресурсов важнейшей целевой группой для программ социальной поддержки должно быть малоимущее и малообеспеченное население, а оценка степени «адресности» социальной поддержки должна играть определяющую роль при выборе приоритетов и оценке эффективности социальных программ.

Проводимая в большинстве регионов политика оказания социальной помощи только отдельным социально слабо защищённым категориям граждан требует существенной корректировки.

Проведённое исследование опыта внедрения социального контракта и его применения позволяют сделать следующие рекомендации:

— необходимо усиление адресности в предоставлении социальной помощи, а для этого важно строго следовать методике оценки материального положения семьи / одиноко проживающего гражданина, утвержденной Федеральным законом от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В настоящее время вопрос стоит об учете дохода или установлении вмененного дохода от личного подсобного хозяйства, особенно в регионах благоприятной климатической зоны, а также оценки дохода от предпринимательской деятельности в случае, если формально его нет;

социальная помощь должна предоставляться всем малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, у которых по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе;

введение нового для многих регионов вида государственной социальной поддержки — адресной социальной помощи с использованием социального контракта, — должно проводиться с использованием современных социальных технологий, что поможет перенести акцент на помощь семьям в самообеспечении и существенно ограничит распространение иждивенческих настроений. В первую очередь, под современными технологиями предусматриваются активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации.

Для повышения эффективности региональных программ адресной социальной помощи населению требуется переход на качественно иные принципы ее предоставления, предполагающие активное участие семьи в решении своих проблем.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/dogovor-sotsialnogo-obslujivaniya/

1.Американская энциклопедия социальной работы. Т. 2: Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2005. — 417 с. (С. 282-284).

2.Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Проект: «Социальный контракт — новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации». № 8 (394) 2010 г. [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс #»justify»>.Антохина С.В. Социальная защита и социальное обслуживание населения республики Карелия в современных условиях // Социальное обслуживание. 2012. № 10. — С. 23-26.

.Бедность в современной России. / А.А. Розумов, М.А. Ягодкина. — М.: Формула права, 2011. — 336 с.

.Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе. — СПб.: «Питер», 2008. — 369 с.

.Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. — М.: ИНФРА- М, 2008. — 172 с.

7.Доклад Министра социальной защиты Калининградской области Майстер А.В. «Итоги работы Министерства социальной защиты Калининградской области за 2012 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс <http://www.consultant.ru> Время обращения: 20.04.2013.

.Ежегодный отчет Министерства социальной защиты г. Тюмени «Отчет о работе отрасли 2011 год» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://admtyumen.ru/. Время обращения: 26.04.2013.

.Закон Соединенных Штатов Америки от 01.07.1997 г. «О личной ответственности и возможностях трудоустройства» [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] Портал Внешнеэкономической информации//. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru.

.Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи». [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 26.04.2013.

.Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т. 3. — М.: Мысль, 2009. — 336 с.

.Лебедева Л.Ф. США: Государство и социальная политика. — М.: Наука, 2007. — 147 с.

.Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2 — C. 48-52.

.Материалы сайта Департамента Занятости и Пенсионного обеспечения Правительства Великобритании, август 2009 г [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.uk/government/organisations/department-for-work-pensions. Время обращения: 24.04.2013.

.Материалы к докладу министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан А.Р. Шафигуллина на коллегии Министерства «Подведение итогов 2011 года и перспективы развития отрасли в 2012 году» [электронный ресурс]. Режим доступа: //http://mtsz.tatar.ru. Время обращения: 22.04.2013.

.Материалы Департамента социальной защиты Республики Карелия за 2012 год «Итоги года. Работа отросли в области социальной защиты населения»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 20.04.2013.

.Материалы к докладу министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан А.Р. Шафигуллина на коллегии Министерства «Подведение итогов 2012 года и перспективы развития отрасли в 2013 году» [электронный ресурс]. Режим доступа: //http://mtsz.tatar.ru. Время обращения: 21.04.2013.

.Методология и теория социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 267 с

.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 272 с.

.Постановление Правительства Республики Коми от 06.06.2007 г. № 116 «О внесении изменений в Постановление Правительства от 31.12.2004 г. № 281 «О мерах по реализации закона Республики Коми»: [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 26.04.2013.

.Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 1142 от 30.12.2010 г. «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта в Республике Татарстан»: [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 26.04.2013.

.Приказ Минздравсоцразвития России № 399 от 31 мая 2011 г. «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой портал. http://www.garant.ru. Время обращения: 21.04.2013.

.Приказ Министерства Хабаровского края от 20 апреля 2012г. № 89-П «Об оказании государственной социальной помощи одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта»: [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 27.04.2013.

.Распоряжение Правительства РФ № 1663-р от 17.11.2008 г. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года». Раздел 6. Создание условий для стабильного роста доходов населения // »: [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.garant.ru. Время обращения: 26.04.2013.

.Работа по оказанию социальной помощи на основе социального контракта в центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Работник социальной службы. 2012. № 5. — С. 33-35.

.Социальное положение и уровень жизни населения Ярославской области. Стат. Сборник. — Ярославль: Яроблстат, 2009. — 147 с.

.Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учебно-методическое пособие / Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. — М.: Издательско-торговая организация «Дашков и К», 2012. — 169 с.

.Социальный контракт для малоимущих // Вопросы социального обеспечения. 2013. № 1. — С. 25 — 29.

.Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Максима Топилина на расширенном заседении Колегии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 27.04.2013.

.Теория социальной работы: учебник для бакалавров / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 455 с.

.Тимофеева С.Н. Опыт оказания социальной помощи на основе социального контракта в Ярославской области // Социальная работа. 2011. № 5. — С. 19-22.

.Тишенская Т.М. Социальные контракты в практике работы социальных служб // Социальная работа. 2012. № 6. — С. 28-31.

.Указ Губернатора Пермской области от 27 мая 2005 г. № 83 «Об установлении в 2005 году форм социальной поддержки отдельных категорий малоимущих семей по технологиям «самообеспечение» и «от пособия к зарплате»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс <http://www.garant.ru> . Время обращения: 20.04.2013.

.Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ. [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 20.04.2013.

.Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ. [электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru Время обращения: 20.04.2013.

.Холостова Е.И. Технологии социальной работы по преодолению бедности. Социальный контракт // Социальное обслуживание. 2011. № 9. — С. 82-102.