Социальная работа

Социа́льная рабо́та

Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы (см. International Association of Schools of Social Work) и Международной федерацией социальных работников (см. International Federation of Social Workers) 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». [1]


1. Понятие и статус социальной работы

По поводу статуса социальной работы в современной науке существует три точки зрения:

  • Вид деятельности и прикладная наука.
  • Вид деятельности и наука, которая имеет и прикладную, и фундаментальную составляющую.
Определение
Баркер Р. Социальная работа — это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию.
Холостова Е. И. Социальная работа — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
Словарь-справочник по социальной работе Социальная работа — это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Социальная политика. Энциклопедия 1) Социальная работа — это вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приёмах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп.

2) Социальная работа — это комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.


1.1. Социальная работа как наука

Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа.

1.1.1. Объект исследования

Объект науки – определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.

Объект социальной работы – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества).

Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество – это система).

Объект социальной работы – это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например).

Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы – это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.


1.1.2. Предмет исследования

Предмет исследования науки – это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект – это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта).

Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.


1.1.3. Закономерности

Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

  1. взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе;
  2. взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы (хотя указанные цели формулируются в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб социального обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.);
  3. зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;
  4. зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.

Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

  1. общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);
  2. соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
  3. соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.

Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности – это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.


1.1.4. Принципы

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

  • общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);
  • социально–политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);
  • организационные принципы (социально–технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);
  • психолого–педагогические принципы (выбор средств психолого–педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально * технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

  • принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким – либо признакам)
  • принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав).

  • принцип социального реагирования
  • принцип профилактической направленности
  • принцип клиентоцентризма
  • принцип опоры на собственные силы
  • принцип максимизации социальных ресурсов
  • принцип конфиденциальности
  • принцип толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе.


1.1.5. Теоретические модели

  1. психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
  2. социолого-ориентированные (объект социальной работы – система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);
  3. комплексно–ориентированные (ориентируются на целостное видение проблемы защиты жизненных сил человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом).


1.1.6. Понятийно-категориальный аппарат

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки – совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во–первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во – вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

  1. общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);
  2. понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);
  3. понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);
  4. специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).


1.1.7. Методы исследования

Метод – это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы – способы познания действительности.

Методы социальных наук

  • эмпирические (не предполагают воздействия, методы сбора информации):
    • наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.
    • опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);
    • метод экспертных оценок;
    • социометрия;
    • диагностика;
  • методы обработки информации:
    • биографический (перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;
    • автобиографический;
    • метод семейной биографии;
  • методы теоретического анализа;
    • контент-анализ (сравнительный анализ);
    • системный подход.

Номотетические методы, Идиографические методы


1.1.8. Место в системе наук

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т.д.).


1.2. Социальная работа как профессиональная деятельность

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого–либо предмета. У социального работника – это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа – это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа — целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно–технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны – поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы – это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Сущность профессиональной соц.работы — это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».


1.3. Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Задачи учебных дисциплин – донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

  1. общие гуманитарные и социально-экономические;
  2. общие математические и естественнонаучные;
  3. общие профессиональные;
  4. дисциплины специализации.


1.4. Российская социальная работа в общественном сознании

Социальная работа в России очень молода. Но существует множество других профессий, которые также стали известны россиянам совсем недавно. В пример можно привести такие профессии, как аудитор, брокер, дилер, имиджмейкер, рекламный агент, системный интегратор и т.д. Все перечисленные профессии в начале 90-х годов были знакомы россиянам ничуть не больше, чем социальная работа. А сейчас эти профессии известны и привлекательны для российской молодёжи, чего нельзя сказать о социальной работе.


2. История

2.1. Европа и США

Основатели профессии (Мэри Ричмонд)

Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:

  • самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
  • индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;
  • привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

2.2. Россия

Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:

2.2.1. Архаический период (до X века)

Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:

  • Культовые формы поддержки . Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением. Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи:
    • Институт волхвов — регулятор общественных отношений. Устраивали погребальные игры рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного.
    • Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация (взаимообмен, см. Потлач).

      В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда.

    • Институт праздников. Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения.
  • Общинно-родовые формы помощи . Эти формы поддержки тесно связаны с вервью (круговой порукой), через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных:
    • Родовые обряды почитания предков — тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»).

    • Институт старцев — различные формы поддержки стариков (в т.ч. кормление по домам).

    • Институт детского сиротства. Институт приймачества — приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация — назначение сироте, не имеющему хозяйства, «общественных» родителей (кормление по домам).

      Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило.

    • Институт вдов — помощь вдовам. Появляется незадолго до принятия христианства.
    • Хождение за «навалным» — своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая.
  • Хозяйственные формы помощи . Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников.
    • «Помочи» . Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота).

      При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»).

      Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни».

    • Толоки — вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза.
    • Складчина — совместное кормление, совместная заготовка корма для скота.
    • Супряга — совместное использование рабочего скота.
    • Культ героя. Наиболее яркое выражение — княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в т.ч. нищие, больные).

    • Выкуп пленных.


2.2.2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X — XIII века)

Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году. Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести.

Изменение содержания милосердия в данный период характеризуется следующим образом:

Содержание понятия «милосердие» XI век XII век XIII век
Милостыня Милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние Благотворение, добрые дела
Милость Милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь Милостыня, подаяние; плата, жалованье Прощение, снисхождение
Милование Сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение Готовность помочь, оказание милости Благосклонность, любовь
Миловати Поддерживать, помогать
Миление Сострадание


2.2.3. Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII века)

2.2.4. Период государственного призрения (вторая половина XVII века — вторая половина XIX века)

Система государственного презрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге. В 1764 году — указ об основании воспитательного общества благородных девиц — Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.


2.2.5. Период общественного и частного призрения (конец XIX — начало XX веков)

2.2.6. Период государственного обеспечения (1917 — 1991 годы)

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО).

Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. – борьба с детской беспризорностью; 1923 г. – стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. – Всероссийское общество слепых; 1926 г. – Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. – пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.


2.2.7. Период социальной работы (1991 — по настоящее время)

Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

2.3. День социального работника

  • День социального работника отмечается в РФ 8 июня согласно Указу Президента от 27 октября 2000 года № 1796.

Годом ранее, аналогичный праздник появился на Украине.

3. Структура социальной работы

субъект — содержание — управление — объект

4. Обучение социальной работе

Обучение социальной работе в России ведётся на данный момент по 47 специализациям, которые условно можно разделить на группы управленческих специализаций (например, Анализ, планирование и мониторинг социальной работы в организациях и учреждениях государственного и муниципального управления; Менеджмент в социальной работе), специализации работы в определённой социальной области (например, Социальная работа в системе образования; Социальная работа в системе здравоохранения; Социальная работа в вооружённых силах), специализации работы с конкретными группами населения (например, Социальная работа с семьёй и детьми; Социальная работа с инвалидами; Социальная работа с пожилыми людьми), специализации по технологиям социальной работы (например, Психосоциальная работа с населением; Консультирование и посредничество в социальной работе) [2] .

Обучение студентов по специальности Социальная работа началось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшее образование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы.

В настоящее время большинство вузов готовят специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров в области социальной работы.

Есть возможность получения профессии и в рамках среднего специального (профессионального) образования. Однако учебные заведения здесь представлены не так широко. В настоящий момент подготовку социальных работников осуществляют 52 учебных заведениях.

Субъект Федерации Высшее учебное заведение Среднее учебное заведение
Республики
Адыгея филиал Российского государственного социального университета в г. Майкопе
Алтай
Башкортостан Башкирский государственный университет,

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права,

Бирская государственная социально-педагогическая академия

Туймазинский юридический колледж

Башкирский экономико-юридический техникум (Уфа)

Бурятия Бурятский государственный университет,

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Дагестан

Филиал Российского государственного социального университета в г. Дербенте

Дагестанский государственный университет

Филиал Дагестанского государственного университета в г. Хасавюрте

Ингушетия
Кабардино-Балкарская Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М.Бербекова,

Нальчикский филиал Белгородского университета потребительской кооперации

Кабардино-Балкарский педагогический колледж (Нальчик)
Калмыкия
Карачаево-Черкесская Карачаево-Черкесский филиал

Российского государственного социального университета

Карелия Петрозаводский государственный университет Педагогический колледж №1 (Петрозаводск)
Коми Сыктывкарский государственный университет Педагогический колледж №3 (Воркута)

Высшее педагогическое училище (колледж) №1 (Сыктывкар)

Марий-Эл Марийский государственный технический университет
Мордовия Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва Саранский государственный промышленно-экономический колледж
Саха (Якутия)
Северная Осетия Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
Татарстан Казанский государственный технологический университет

Казанский медицинский университет

Казанский социально-юридический институт

Педагогический колледж №1 (Казань)

Экономико-строительный колледж (Набережные Челны)

Тува
Удмуртская Камский институт гуманитарных и инженерных технологий,

Удмуртский государственный университет

Финансово-юридический колледж (Ижевск)
Хакасия Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова
Чеченская Грозненский техникум информатики и вычислительной техники
Чувашская филиал Российского государственного социального университета в г. Чебоксары
Края
Алтайский Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова,

Алтайский государственный университет

Забайкальский Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского,

Читинский государственный университет

Камчатский филиал Дальневосточного государственного технического университета в г. Петропавловске-Камчатском
Краснодарский Институт экономики и управления

Кубанский государственный университет

Филиал Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента (г. Кропоткин)

Филиал Российского государственного социального университета в г. Сочи

государственный педагогический университет в Армавире
Красноярский Красноярская государственная архитектурно-строительная академия

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева

Красноярский государственный университет

Сибирский государственный технологический университет

Сибирский федеральный университет

Филиал Российского государственного социального университета в г. Красноярске

Ачинский педагогический колледж

Красноярский педагогический колледж №2

Пермский Пермский государственный университет,

филиал Московского открытого социального университета в г. Перми

Чайковский политехникум
Приморский Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Дальневосточный государственный технический университет имени В.В.Куйбышева

Дальневосточный государственный университет

Арсеньевский технологический институт, филиал Дальневосточного государственного технического университета

Дальнереченский социально-экономический институт, филиал Дальневосточного государственного технического университета

Лесозаводский институт технологий управления, филиал Дальневосточного государственного технического университета

Находкинский инженерно-экономический институт, филиал Дальневосточного государственного технического университета

Филиал Дальневосточного государственного университета в г. Уссурийске

Большекаменский технический колледж

Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж (Владивосток)

Ставропольский Северо-Кавказский государственный технический университет

Северо-Кавказский социальный институт

Ставропольский государственный университет

Филиал Российского государственного социального университета в г. Ставрополе

Филиал Северо-кавказского государственного технического университета в Георгиевске

Филиал Российского государственного социального университета в г. Пятигорске

Хабаровский Дальневосточная академия государственной службы

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Тихоокеанский государственный университет

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Области
Амурская Амурский государственный университет
Архангельская Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Северный государственный медицинский университет

Северодвинский технический колледж
Астраханская Астраханский государственный университет Астраханский социально — педагогический колледж
Белгородская Белгородский государственный университет,

Белгородский университет потребительской кооперации

Брянская Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Владимирская Муромский институт, филиал Владимирского государственного университета,

филиал Московского психолого-социального института в г. Муроме

Волгоградская Волгоградский государственный медицинский университет

Волгоградский государственный педагогический университет

Волгоградский государственный университет

Волгоградский педагогический колледж №2
Вологодская Вологодский государственный педагогический университет

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний — специализация «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе»

Воронежская Воронежский филиал Российского государственного социального университета Воронежский промышленно-гуманитарный колледж
Ивановская Ивановский государственный университет
Иркутская Байкальский государственный университет экономики и права

Иркутский государственный технический университет (Национальный исследовательский университет «ИрГТУ»)

Иркутский государственный университет

Братскский педагогический колледж №1

Иркутскский педагогический колледж №2 ПК №2

Калининградская Российский государственный университет имени Иммануила Канта
Калужская Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского

Филиал Российского государственного социального университета в г. Калуге

Филиал Российского государственного социального университета в г. Обнинске

Кемеровская Кемеровский государственный университет

Филиал Кемеровского государственного университета в г. Прокопьевске

Сибирский государственный индустриальный университет

Анжеро-Судженский политехнический колледж

Кемеровский индустриально-педагогический колледж

Кировская Вятский государственный гуманитарный университет,

Кировская государственная медицинская академия

Костромская Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова,

Шарьинский филиал Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова

Нерехтское медицинское училище
Курганская Курганский государственный университет,

Шадринский государственный педагогический институт

Курганский технологический колледж
Курская Курский государственный медицинский университет

Курский гуманитарно-технический институт

Курский институт государственной и муниципальной службы

Курский институт социального образования, филиал Российского государственного социального университета

Ленинградская Ленинградский областной институт экономики и финансов (Гатчина)
Липецкая Липецкий государственный педагогический университет
Магаданская Северо-Восточный Государственный Университет
Московская Российский государственный аграрный заочный университет (Балашиха)

Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (Дубна)

Филиал Российского государственного социального университета в г. Павловский Посад

Подольский колледж сервиса (филиал) Российского государственного университета туризма и сервиса

Институт бизнеса, психологии и управления (Химки)

Мурманская Мурманский государственный гуманитарный университет

Мурманский государственный технический университет

Филиал Российского государственного социального университета в г. Мурманске

Кольский филиал Петрозаводского государственного университета

Нижегородская Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара,

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Нижегородский авиационный технический колледж

Нижегородский педагогический колледж

Перевозский государственный гуманитарно-технологический колледж

Новгородская Старорусский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Боровичский педагогический колледж
Новосибирская Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета

Новосибирский государственный технический университет

Новосибирский государственный медицинский университет

Новосибирский государственный педагогический университет

Русско-немецкий университет

Омская Омский государственный педагогический университет

Омский государственный технический университет

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

Омский гуманитарный университет НОУ

Омскский химико-механический техникум

Гуманитарный техникум (Омск)

Оренбургская Оренбургский государственный аграрный университет,

Оренбургский институт экономики и культуры

Оренбургский учётно-финансовый техникум
Орловская Орловская региональная академия государственной службы

Орловский государственный институт искусств и культуры

Орловский государственный университет

Пензенская Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского,

филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе

Пензенский педагогический колледж
Псковская Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова
Ростовская Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове

Филиал Российского государственного социального университета в г. Батайске

Новочеркасская государственная мелиоративная академия

Ростовский государственный университет путей сообщения

Южный федеральный университет

Филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

Азовский государственный гуманитарно-технический колледж

Гуковский горный техникум

Красносулинский металлургический колледж

Ростовский-на-Дону экономико-статистический колледж

Рязанская Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

Рязанский государственный радиотехнический университет

Рязанский филиал Московского психолого-социального института

Рязанский государственный агротехнологический университет

Рязанский медицинский колледж
Самарская Самарская государственная академия культуры и искусств

Самарский государственный университет

Самарский медицинский институт РЕАВИЗ

Тольяттинский государственный университет сервиса

Филиал Российского государственного социального университета в г. Тольятти

Губернский колледж (Похвистнево)

Самарский социально-педагогический колледж

Губернский колледж (Сызрань)

Чапаевский губернский колледж

Саратовская Институт социального образования, филиал Российского государственного социального университета в г. Саратове

Саратовский государственный технический университет

Балаковский институт техники, технологии и управления Саратовского государственного технического университета

Балашовский филиал Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Поволжский кооперативный институт Центросоюза Российской Федерации (Энгельс)

Сахалинская
Свердловская Уральская государственная медицинская академия

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Уральский государственный педагогический университет

Уральский государственный технический университет — УПИ

Уральский государственный университет имени А.М. Горького

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Н. А. Демидова
Смоленская Смоленский государственный университет,

Смоленский гуманитарный университет

Смоленский педагогический колледж
Тамбовская Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,

филиал Московского психолого-социального института в г. Уварово

Тверская Тверской государственный университет,

филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Твери

Тверской политехнический техникум
Томская Сибирский государственный медицинский университет

Томский государственный университет

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Томский политехнический университет

Филиал Российского государственного социального университета в г. Томске

Тульская Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого Заокский христианский многопрофильный колледж
Тюменская Тобольская Государственная Социально-Педагогическая Академия им. Д. И. Менделеева,

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий
Ульяновская Ульяновский государственный университет Ульяновский социально-педагогический колледж №1
Челябинская Челябинский государственный педагогический университет

Челябинский государственный университет

Южно-Уральский государственный университет

Магнитогорский государственный университет

Магнитогорский профессионально-педагогический колледж
Ярославская Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова
Автономные округа
Ненецкий
Ханты-Мансийский Нижневартовский государственный социально-гуманитарный колледж
Чукотский
Ямало-Ненецкий
Автономная область
Еврейская Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия
Города федерального значения
Москва Институт сервиса Российского государственного университета туризма и сервиса,

Институт Международных Социально-Гуманитарных Связей,

Московский городской педагогический университет,

Московский государственный областной университет,

Московский гуманитарный педагогический институт,

Московский гуманитарный университет,

Московский социально-экономический институт,

Российский государственный медицинский университет,

Российский государственный социальный университет,

Российско-американский христианский институт,

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Современная гуманитарная академия,

Колледж по подготовке социальных работников №16 (бывш. №327)

Московский многопрофильный социально-экономический колледж

Санкт-Петербург Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Северо-Западная академия государственной службы

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена


Примечания

Данный реферат составлен на основе .