Исследовательская работа » Ароматерапия в жизни школьников»

Содержание скрыть

Анкетирование и заинтересованность родителей детей класса в экспериментальной деятельности (образец анкеты см. приложение);

Эксперименты с различными натуральными запахами;

Сравнение полученных результатов по заболеваемости детей за I и II четверти.

Глава 1 Как здоровым стать

1.1 История возникновения ароматерапии., Всем известно, всем понятно,, Что здоровым быть приятно,, Только надо знать,, Как здоровым стать!

Ни для кого не секрет, что мы, люди планеты Земля, переживаем период экологической катастрофы, приводящей к страшным, необратимым процессам крушения природы и, естественно, ее составной части – человечества. Чумой XX, а теперь и XXI века является СПИД. Расцвета достигли такие болезни людей, с которыми не в состоянии справляться светила мировой медицины (атипичная пневмония, хронические вялотекущие гепатиты, гриппы разных штаммов и др.).

В итоге, здоровье – бесценное состояние каждого человека, стоит под угрозой. Не зря уже несколько лет по России шагает национальный проект «Здоровье». Призванный всеми возможными способами укрепить наше здоровье, продлить жизнь россиян, привить людям стремление к здоровому образу жизни, начиная с детских лет.

Мой брат, Губко Влад, ученик 3 класса, просматривая большую увлекательную книгу «Полная энциклопедия народной медицины», изд. «Эксмо», 2005г., увидел объемную главу, посвященную лечению запахами или ароматерапии. Мы попробовали несколько рецептов в период зимних простуд и заболеваний и выяснили вместе с ним, что ароматерапия помогает. Он был инициатором апробирования этого метода оздоровления в классе.

Ароматерапия

Вот чем мы лечимся:

  • Лук, чеснок

  • Мята

  • Лимон, апельсин

  • Калина, эвкалипт

  • Еловые ветви

  • Черная редька

  • Чабрец

1.2 Действие запахов при различных заболеваниях.

Травы, цветы, деревья излучают разные запахи, которые по-разному действуют на отдельные органы человека и организм в целом. Некоторые заболевания (бессонница, неврастения и др.) можно лечить, вдыхая запах нужных растений, некоторые (укусы, порезы, раны и др.) – только применяя эфирные масла.

9 стр., 4332 слов

Антенатальный период развития ребенка

... В данной работе мы рассмотрим эти три периода внутриутробного развития ребенка подробнее и определим их основные особенности. ЭТАПЫ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, зародыш ... или 38- 41,5 недели. Роды, наступившие в этот период, считаются срочными, то есть – наступившими в срок ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ Период внутриутробной жизни от 0 до 2 месяцев (8 ...

Бессонница

Бронхит аромат эвкалипта, пихты, розмарина, шалфея, тимьяна, иссопа, сосны кедровой, лимона и чабреца.

Гипертония

Гипотония аромат лаванды, мускатника, розмарина, иланг-иланга и лимона.

Головная боль

Грипп аромат эвкалипта, фенхеля, пихты, ромашки, мяты курчавой, лаванды, мяты перечной, розмарина, шалфея, чайного дерева, тимьяна, иссопа, корицы, лимона и апельсина.

Зуд, чесотка

Утомление аромат пихты, герани, лаванды, майорана, мускатника, гвоздики, апельсина, мяты перечной, розмарина, шалфея, тимьяна, можжевельника, иссопа, корицы, лимона и полыни лимонной.

Мигрень – аромат базилика, эвкалипта, ромашки, майорана, мяты перечной, розмарина и лимона.

Нарушение кровообращения, Нарушение сердечной деятельности, Неврастения, Недомогания, вызванные переменой погоды

Одышка – аромат сосны, лимонника, мандарина, апельсина, розмарина, кедра и лимона.

Отит – аромат ромашки, лаванды и шалфея.

Отсутствие аппетита, Пародонтоз, Переутомление, Повреждения, травмы кожи, Пониженная защитная реакция организма

Простуда – аромат эвкалипта, фенхеля, розмарина, шалфея, чайного дерева, кедровой сосны и чабреца.

Ревматизм – аромат лаванды, гвоздики и можжевельника.

Солнечные ожоги, Угнетенное состояние, Укусы насекомых, Чувство страха

1.3 Ароматерапия – наш союзник в оздоравливании детей и взрослых.

Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она является и реальной защитой от различных бактерий и вирусов.

Ароматерапия укрепляет естественные силы организма, способствует решению множества задач по достижению красоты и здоровья. Она позволяет нам сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

Дети – чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на сеансы всегда положительна.

 ароматерапия наш союзник в оздоравливании детей и взрослых  1

Лимон

Лук ароматерапия наш союзник в оздоравливании детей и взрослых  2

Черная

редька

Сок,

измельч.

10 стр., 4994 слов

Реферат ароматерапия психология

... и придать повседневной жизни красоту ароматов. Ароматерапия - это не альтернативная медицина и не панацея. Ароматерапия является как вспомогательной, так и ... и тела. Что же это, все таки, такое - ароматерапия? Ароматерапией называют науку и искусство лечения болезней растительными эссенциями. ... растениях в очень малых количествах. Например, из 100 кг лаванды получается 2,5 кг масла, а из 100 кг ...

плод

Чеснок

Ваниль

Калина

Апель

Мята

Чабрец

Лепестки роз, Еловые ветки

Лепестки роз 1

Лепестки роз 2

Лепестки роз 3

Его содержимое:

  • мелкие розетки 4 шт.

  • ватные кружочки

  • приспособления для выдавливания соков из свежих плодов

  • пиала (объем 0.5-0.7 л)

  • емкости для хранения сухих трав

  • увлажнитель воздуха

1.4 Технология проведения аромасеансов в классе., Для проведения сеансов ароматерапии в классе необходимо помнить следующее:

  • Увлажнитель воздуха включает сам учитель и устанавливает его на расстоянии 2 м от первого сидящего ребенка;

  • Использовать только натуральные ароматы фруктов и овощей;

  • Ни один из ароматов не должен служить аллергеном ни для одного ребенка;

  • Количество ароматов должно быть ограниченным по мере привыкания организма ребенка к их воздействию на него;

  • Время воздействия внесенного аромата должно быть определенно ограниченным;

  • Необходимо соблюдать технику безопасности при внесении отваров трав для ароматизации помещения;

  • Не использовать эфирные масла для проведения сеансов ароматерапии в классе.

Методика проведения сеанса ароматерапии в качестве оздоравливающего мероприятия для детей весьма элементарна.

Соком определенного плода пропитывается ватный косметический кружочек или кусочек плотной ткани (драп, кашемир, фетр), кладется в неглубокую розетку и выставляется на высоте одного метра от пола. Одновременно аромат исходит из четырех таких розеток, которые устанавливаются в четырех углах класса. Время воздействия запаха 15 — 20 минут для помещения не менее 20 кв.м. Если ватные кружочки лежат на теплой батарее, то их необходимо переворачивать.

6 стр., 2680 слов

Права и обязанности детей и родителей (5)

... вопросы прав и обязанностей детей и родителей являются актуальными для современного общества. Методы исследование: теоретический анализ литературы, нормативных актов. Основным источником информации для изучения являются нормативные и законодательные акты РФ. курсовой работы: курсовая состоит ...

Глава 2. Эксперимент с различными натуральными запахами

Лимон, Чеснок

Если мы используем

Листья

Аналогично мы проводили сеансы с тертой

2.1 Наши исследования, Анкетирование учащихся класса и их родителей (опросник для родителей см.приложение).

Обобщенные мнения учащихся 5 класса на вопрос «Как вы считаете, полезны ли сеансы ароматерапии для нашего здоровья?»:

  1. Мне очень нравится такое оздоровление разными запахами (9 чел.)

  2. Мне нравится это занятие, потому что мы можем съесть то, чем лечимся и это вкусно (4 чел.)

  3. Я не знаю, нравится или нет (1 чел.)

  4. Это интересно (2 чел.)

  5. Мне не нравится запах редьки и чеснока, а остальное хорошо (1 чел.)

Вывод

  • По статистическим данным медицинского работника школы, количество пропущенных уроков по причине заболевания ОРВИ во II четверти, по сравнению с I, сократилось на 3,1 %. Что подтверждается выписками из журнала о заболеваемости учащихся МБОУ « Петуховская СОШ» (см. приложение)

  • Родители детей класса оценивают эту работу положительно.

  • Мы сделали вывод, что подавляющему большинству детей такая методика «по душе».

  • Дети поняли, как много полезного приносит нам живая природа, она является своего рода «Доктором Айболитом с запахом здоровья»!

Заключение

Реакция учащихся внушала оптимизм. Каждый раз, когда я приходила в класс, ребята спрашивали: «Даша, что ты принесла сегодня?», «Будем ли мы оздоравливаться завтра?», «А какими запахами?», «А это можно будет съесть?»

Родители активно поддержали наши начинания по оздоравливанию детей класса. На общем родительском собрании каждый высказал свое мнение по поводу проведенных мероприятий с помощью «смс» – голосования:

Были предложены два номера сотовых телефонов, лежащих на столе учителя у красного и синего квадратов.

На номер телефона у красного квадрата прислать «смс» с положительной оценкой собрания, на номер синего квадрата – с отрицательной. Мы произвели подсчет «смс», и выяснили, что подавляющее большинство родителей согласны с нашей гипотезой. И более того, будут активно сотрудничать с нами в этом процессе.

Мне очень понравилась работа над этой гипотезой! А в настоящее время мы вместе с учителем продолжаем устраивать эти полезные аромасеансы!

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/nauchno/aromaterapiya-dlya-detey/

1.Н. Косьянова «Большая энциклопедия народной медицины»

2.Л. и А. Вариорек «Ароматерапия»

3.И. Дефис «Ароматерапия от А до Я»

4.Т. Руссова «Сказочный справочник здоровья»

5.К. Люцис «Азбука здоровья»

6.А. Синяков «Секреты исцеления»

7.Г. Менеджян «Сборник по медицине и нетрадиционным способам лечения»

Приложение., Опросник для родителей

_____________________________________

1. Часто ли болеют ваши дети? ________________________________________________________________________________

2. Какова, по вашему мнению, причина заболевания ваших детей?__________________________________________________________________________

3. Часто ли болеете вы сами и другие взрослые члены вашей семьи? (без учета хронических заболеваний)? _______________________________________________________________________________

4. Имеете ли тесный контакт с врачом из поликлиники, обслуживающим вашего ребенка? _______________________________________________________________________

5. Все ли рекомендации педиатра приносят ощутимую пользу и выздоровление вашему ребенку? _______________________________________________________________________

6. Занимаетесь ли вы и ваш ребенок спортом? _______________________________________________________________________________

7. Часты ли в вашей практике походы, прогулки на свежем воздухе? _______________________________________________________________________________

8. Пользовались ли вы средствами народной медицины для помощи своему ребенку в преодолении недугов? ___________________________________________________________

9. Что вам известно о нетрадиционном методе лечении запахами — ароматерапии? _______________________________________________________________________________

10. У вас есть желание в тесном контакте с педагогами МОУ-СОШ №4 заняться ароматерапией для укрепления здоровья ваших детей? _______________________________________________________________________________

11. Сообщите, запахи каких лечебных растений и соков плодов фруктовых деревьев, корнеплодов вызывают аллергические реакции организма вашего ребенка? _______________________________________________________________________________

Проводим правильно в домашних условиях ароматерапию

В наше время большой популярностью пользуется здоровый образ жизни. Более востребованными становятся нетрадиционные методы лечения и профилактики, в которых используют дары природы. Среди них выделим ароматерапию.

Ароматерапия — это метод терапии, в котором применяются натуральные эфирные масла, то есть лечение осуществляется ароматическими веществами растительного происхождения, которые имеют антибактериальный, антигрибковый эффект, влияют на обмен веществ организма, управляют биохимическими процессами.

Все это делает их ценными активными веществами для естественной медицины.

Сегодня аромомасла используют для лечения самых разнообразных недугов — как физических, так и психических. В частности, довольно популярная ароматерапия при стрессах, переутомлении, неврозах, депрессии. Считается, что применение ароматерапии дает замечательные результаты при лечении людей разного возраста, разных недугов — от простой простуды до серьезных заболеваний

Все это делает их ценными активными веществами для естественной медицины  1

Люди непрерывно сталкиваются с миром запахов. Ароматы в нашей жизни играют значительную роль. Современные люди воспринимают запахи как вещества, которые при попадании в нос раздражают нервные окончания и передают информацию в головной мозг. Древние считали ароматы тончайшим проявлением стихии Земли.

История ароматерапии начинается с глубокой древности. Древние греки, египтяне использовали ароматы в течение всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье, красоту и молодость. Ароматы являлись неотъемлемой частью их искусства любви, сопровождали религиозные празднования.

В Древнем Китае, Индии перегонка паров растений была поставлена на высокий уровень. Секреты выработки и эфирных масел сохраняли и передавали от родителей к детям.

Сейчас ароматерапия — одна из популярных, развивающихся областей психотерапии. Ароматерапия — наука и искусство влияния ароматов на психологическое и физическое состояние человека. Специалистами в области ароматерапии разработаны принципы воздействия определенных эфирных масел на человека. Правильно применяя и грамотно составляя композиции из эфирных масел, можно достичь самых невероятных результатов.

Ароматерапию чаще всего используют на групповых занятиях. Применяют ее как способ предотвращения переутомления, раздражительности, депрессий. Ароматы повышают устойчивость к неблагоприятным факторам, помогают саморегуляции, саморазвитию личности. Чтобы собрать группу для проведения ароматерапии, необходимо подобрать людей с учетом их личной совместимости и совместимости их восприятий ароматов.

При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых психолог не должен забывать: знать о наличии аллергии у клиента, беременности, эпилепсии. В этих случаях от посещения занятий ароматерапией следует отказаться. А при болезни почек противопоказаны ароматы ели, можжевельника, пихты.

Способы распространения эфирных масел различные: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, точечный массаж. При проведении групповых занятий наиболее удобны способы ингаляции, точечный массаж.

При ингаляции ароматы попадают на определенные точки носа, массируют их, вызывая импульсы, передающиеся в зоны головного мозга, которые отвечают за тот или иной орган, систему органов. Ароматы также оказывают прямое воздействие на органы дыхания, устраняя застойные и воспалительные реакции. Ингаляции делятся на холодные (на ткань или камень из мелкопористой глины), горячие (в горячую воду капают масла, вдыхают их, накрывая голову полотенцем), аромакурительницы (в верхнюю часть емкости наливается вода и несколько капель эфирного масла, после внизу зажигается свеча; 3-5 капель на 15 м2).

На групповых занятиях также можно применять точечный массаж. Для этого эфирное масло смешивают с маслом для массажа и наносят на рефлексогенные точки.

Психолог фиксирует ощущения каждого клиента, помечая ухудшение состояния, неприятные ассоциации.

Методика применения эфирных масел

Эфирные масла оказывают влияние на эмоции человека. Каждому эфирному маслу свойственно определенное действие. Например, аромат апельсина, знакомый с детства, несет с собой не только приятные воспоминания, но и повышает оптимизм, веру в свои силы; герань — восстанавливает веру в себя после неприятного общения или небольшой потери, устраняет механизмы саморазрушения; мята — устраняет чувство тревожности, напряжения, помогает побеждать болезни; роза — преобразует энергию озлобления, разочарования в энергию самосовершенствования, помогает объективно оценивать проблемы; сосна — способствует восстановлению сил после тяжелого эмоционального удара, развивает оптимизм.

Ароматы, которые применяют при:

  • переутомлении — апельсин, бергамот, герань, ель, лаванда, лимон, ладан, мята, роза;

  • депрессивных состояниях — корица, лаванда, пихта, роза, шалфей;

  • раздражительности — анис, ель, кипарис, мандарин, мелисса, можжевельник.

Людям с повышенной эмоциональностью рекомендуется: жасмин, лаванда, ладан, мелисса, мята, роза, сандал, сосна.

Ароматы для снятия усталости, переутомления, раздражительности — бергамот, гвоздика, лимон, розмарин, сосна.

Выбирать ароматические композиции нужно, исходя из:

  • возраста и пола людей;

  • телосложения;

  • темперамента.

Мужчинам желательны анис, базилик, кедр, ладан, лимон, можжевельник, сандал, сосна, шалфей, эвкалипт.

Женщинам приятнее апельсин, бергамот, герань, жасмин, иланг-иланг, кипарис, лаванда, мускатный орех, мирра, роза.

Для стройных рекомендуется бергамот, гвоздика, герань, ладан, мелисса, мята, мускат, пачули, роза, сандал.

Ароматы для «пышных» — апельсин, грейпфрут, лимон мандарин, можжевельник, розмарин, сосна.

Для спокойных людей лучше использовать аромат апельсина, герани, лимона, мандарина, пачули, розмарина, эвкалипта.

26