Закономерности психологии общения

Человек

а.

Актуальность данной темы является особенно важной, так как знание сущности общения, его закономерностей, особенностей организации необходимо каждому для повышения общего качества жизни, улучшения отношений с другими людьми, а также повышения психологической компетентности.

Целью данной курсовой работы является изучение закономерностей психологии общения.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи данной курсовой работы:

1) Раскрыть суть, дать определение сущности общения;

2) Рассмотреть виды и функции общения;

3) Раскрыть основные категории общения и их характеристику;

4) Рассмотреть коммуникационные барьеры общения.

Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

1 Сущность общения

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение — необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.

Человек устроен таким образом, что подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. То же самое можно сказать и об общении. Главная цель общения — это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

Общение — это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека.

Общение — это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия “общение” и “ отношение”. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Итак, общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

6 стр., 2683 слов

Деловое общение человека как личности

... меняться, в зависимости от условий жизни. Сам по себе темперамент жестко не определяет социальное поведение человека, ни одна сторона личности не предопределена темпераментом, но динамические особенности проявления свойств личности в ...

Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и персептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

2 Виды общения

Общение различается по видам:

1) Опосредованное общение — предполагает не полный психологический контакт — по телефону, через интернет, в письменной форме и т.д.

2) Непосредственное — общение “лицом к лицу”, при контакте визуальном.

3) Формальное общение — деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу “эксперт — аттестуемый”,

4) Неформальное общение — доверительное, товарищеское, интимное.

5) Диалогическое общение — общение между двумя людьми.

6) Групповое — общение в группе людей

7) Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Общение осуществляется разными средствами:

  • Вербальное общение (знаковое) — осуществляется с помощью слов.
  • Невербальное общение — средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов. Есть предположение, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. По мере того, как человек овладевает речью, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план. Тем не менее, в непосредственном общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным.

1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, поддержка человеку, выраженная словесно, подчеркивается прикосновением к нему, пожиманием руки, объятием)

2. Неречевое сообщение противоречит речевому (вы говорите собеседнику, что заинтересованы в его вопросе, а сами зеваете, смотрите в сторону, думаете о своих проблемах)

3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. (Собеседнику говорят “о погоде”, а на речевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми).

Неречевое поведение меньше подведено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяет интонации, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения. Лишь 1/3 информации воспринимается по вербальным каналам, а на 2/3 мы доверяем тому, как человек передает информацию, и что он при этом думает. В общении старайтесь избегать несоответствия между передаваемой информацией и теми неречевыми реакциями, которые ее сопровождают.

6 стр., 2947 слов

Психология общения

... друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор. - Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса - средняя. - Социальная ...

Существует наука – проксемика, которая изучает взаимное расположение и позы собеседников. Проксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство — дистанцию между собой и другими людьми, а положение относительно них и ориентацию в пространстве. Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоя или сидя на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений. Эрнест Холл выделяет 4 межличностных расстояний для взаимодействия:

1) Интимное расстояние (0-50см.) — на таком расстояние общаются близкие люди или хорошо знакомые люди. “Вход” чужого человека в эту сферу ощущается как весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор.

2) Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса — средняя.

3) Социальная дистанция (120-400см.) — на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая друг другу.

4) Публичная дистанция (400-750см.) — на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего — с группой людей. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше нашего (социальная дистанция), тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии (персональная дистанция).

У каждого человека есть свое “персональное пространство” — такая область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение в нее воспринимается негативно. Вторжение в персональное пространство приводит к росту раздражительности, тревоги, стрессу и конфликтам. Замечено, что люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.

Кроме дистанции важно обращать внимание на взаимное расположение собеседников и их позы.

  • Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бок о бок.
  • Стол между собеседниками обычно ассоциируются с властью и различием в положении: “Я хозяин, а ты гость”
  • Когда слушающий садится сбоку от стола, возникают наиболее благоприятные условия для контакта.

Паралингвистические особенности невербального общения.

Цицерон сказал: “Ведь бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может”. В настоящее время — это одна из проблем человеческого общения. Несовершенное владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют людям прийти к взаимопониманию. Рассмотрим паралингвистические явления, которые являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего.

2 стр., 922 слов

Экспрессия человека в общении

... могут служить одним из источников конфликтов во взаимоотношениях людей. §1. Экспрессия как внешнее "Я" личности. Экспрессия как внешнее "Я" личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, ... §2. Лицевая экспрессия как средство невербального общения Люди обычно обмениваются многими невербальными сигналами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, контакты глазами, жесты. ...

1) Громкость и высота звука.

Если встречаются малознакомые люди, то лидеров первоначально выбирают из тех, кто больше и громче говорит. Окружающим кажется, что если человек громко говорит — значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем сама по себе громкость голоса является эффективным средством воздействия на других людей. Говорить громче бывает легче, если одновременно повышать частоту — это и есть разговор “на повышенных тонах”. Если повышение тона переходит допустимый уровень, то это воспринимается как покушение на личное достоинство и часто вызывает реакцию “Не кричите на меня!” В конфликтной ситуации повышения тона вообще недопустимо — фактически это одна из распространенных причин того, что деловые разногласия по поводу конкретного вопроса перерастут в разрушительный межличностный конфликт. Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голоса. Парадоксально, но факт: то, что сказано более тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает гораздо больше внимания, чем сказанное еще громче.

2) Темп речи

Люди говорят быстро:

  • когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо;
  • когда говорят о личных трудностях;
  • когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его.

Медленная речь свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны — о высокомерии. Если один собеседник увеличивает длину высказываний, то другой тоже это делает. Удлиняются также высказывания того собеседника, в чьих словах усомнились.

3) Ритм речи

Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего. Чем больше прерывиста его речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется он слушателям.

4) Пауза.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

5) Интонация (тон голоса)

Интонация — это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких — то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость — мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы. Важно понимать, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как говорите, существует расхождение, люди больше будут доверять тону голоса.

Расхождение — признак наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

3 Функции общения

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

7 стр., 3095 слов

Общая характеристика общения: виды, функции. Общение и общительность

... и т.д. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Имеется несколько классификацией функций общения. В.Н. Панферов ... общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии ... «навязыванием ритма». Внимание человека постоянно колеблется, поэтому, изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем ...

1) Инструментальная функция — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2) Интегративная функция — раскрывает общение как средство объединения людей.

3) Функция самовыражения — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4) Трансляционная функция — выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.