Социальное реформирование в конце нынешнего века тесно связано с новыми ориентирами развития гражданского общества, где социальная защита человека занимает особое место. Современная помощь и поддержка в России наименее защищенных слоев населения связаны с многими важнейшими моментами, такими, как государственная необходимость в профессиональной деятельности при защите нуждающихся, общественная потребность в благотворительной помощи, состояние развития той фазы гражданской общества, при которой социальное образование становится актуальной проблемой общественной жизни. Отсюда понятно формирование интереса к истории общества, как процессу крупномасштабной и долговременной развития общности, позволяющей с учетом социальных факторов создавать систему социальной защиты человека .
социальной работы в России
Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Проблемы социальной помощи и защиты слабых, неимущих, обездоленных принимали различный характер не только в зависимости от экономического состояния производительных сил и производственных отношений, но и от уровня развития общества как главной помогающей силы. благотворительность социальный постсоветский
актуальность
Цель —
Объектом
Предметом
Основными задачами
В современных трудах мало уделяют внимания истории социальной работы в России, и, как правило, они носят «статейный» характер. Может возникнуть предубеждение, что социальная работа появилась только во времена советского союза. Так в публикациях встречается утверждение, что начальной вехой в истории социальной работы следует считать конец 1990 г., когда Россию посетил президент Международной ассоциации социальных работников.
Но с эти согласиться нельзя, т.к. история зарождения элементов социальной защиты своими корнями уходит в глубокую древность. Интеллектуальное развитие цивилизации, так или иначе, сопровождалось развитием социально-экономических отношений. Примером этого являются разработанные в Вавилоне, Китае, Греции, Англии и Франции кодексы справедливости, которые можно отнести к элементам социальной политики. Они призывали любить ближнего, заботиться о бедных и старых, фактически зарождалась классификация лиц, нуждающихся в поддержке, т.е. социальной защите. В развитии социальной сферы заложен огромный созидательный потенциал, способный даже к смене общественно-экономических формаций.
Социально-экономическое развитие России в конце 19-начала 20 вв
... реформирование транспортной инфраструктуры.; проанализировать развитие промышленности.; проанализировать реформы П.А. Столыпина.; проанализировать экономическое развитие Орловского края. Объектом курсовой работы является история России конца 19 века начала 20 века Предметом исследования является социально-экономического развитие России конца ХIХ - начала ХХ в. Методологическая основа исследования ...
Таким образом, истоки социальной работы следует искать еще в древности, когда только зарождались предпосылки для развития общества. Человек не может жить вне социума, потому он всегда сталкивался и сталкивается с различными проявлениями социальной деятельности, с развитием общества происходят качественные изменения в социальной работе, совершенствуется ее структура, возрастает значимость. Нельзя недооценивать и важнейшие исторические события, которые в значительной степени повлияли на развитие тех или иных форм социальной помощи.
Нормальная «жизнеспособность» государства возможна лишь при условии социальной стабильности общества. Поэтому проблемы социальной защиты были актуальны для всех периодов развития общества. На мой взгляд, история социальной работы имеет единую схему развития для многих стран. Однако необходимо отметить, что система государственной социальной поддержки в каждой стране складывалась с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеет различия в подходах, методах и организационном оформлении.
Глава I. Зарождение, становление и развитие социальной работы в России
1.1 Зарождение благотворительности и её развитие
Русь дохристианская
Зачатки благотворительности, как в России, так и в других странах, появляются еще в языческие времена, когда отдельные лица, либо группы, вынуждены были кормить и одевать нуждающихся. Эта помощь носила примитивные формы, не была организованной и регулярной. Появление государственности практически мало что изменило, т.к. в основе благотворительности по-прежнему лежали чувства — сострадания, родственный или соседский долг и т.п.
Многие историки отмечают, что славянские народы славились гуманным отношением к соплеменникам и даже бывшим врагам. Так, С.М. Соловьев отмечает, что все западные путешественники превозносят гостеприимство славян, их ласковость, обхождение с пленными, которые у славян не рабствовали весь век, как у других народов, а по истечении определенного срока были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей.*
Официально начало благотворительности связывают с 911 г., когда был подписан договор князя Олега с греками, который содержал в себе взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, где бы они ни находились, и отправление их на родину. По своей сути этот договор содержал в себе моменты социальной работы и был первым свидетельством заботы государства о гражданах.
*Сергемй Михамйлович Соловьёв
Крещение на Руси
Истинным толчком в развитии благотворительности стало принятие христианства в 988 г.. Проявляя гибкость и пользуясь поддержкой княжеской власти, Православная Церковь довольно быстро распространила свое влияние в Киевской Руси.
Историк В.О. Ключевский охарактеризовал древнерусское благотворение так: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих — для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни ».
Особенности инвестирования социальной сферы общества
... во вложениях капитала в социальное развитие общества. В этом смысле социальные инвестиции могут считаться составляющими системы корпоративной социальной ответственности. Разница между понятиями социальной ответственности и социального инвестирования заключается в том, что система социальной ответственности исходит, прежде ...
Князь Владимир, первый русский князь-христианин, был ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Стремясь закрепить свою деятельность, придать ей более или менее организованный характер, Владимир Красное Солнышко, Креститель издает Устав, который поручал духовенству в лице патриарха и церкви помогать нуждающимся. Князь Владимир за милосердие и нищелюбие был причислен к лику святых.
Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав Мудрый, основав училище на 300 человек, которое было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего он прославился как составитель первого письменного свода законов, именуемого «Русской Правдой». В нем содержались статьи и социального характера, что было ново для молодых государств Европы.
Так, в XXXI главе выражено проявление заботы о подрастающем поколении. Если до принятия свода законов проблема наследования решалась старшими братьями путем применения силы по отношению к младшему, то после — права младших были защищены («Двор отцовский всегда без раздела принадлежит младшему сыну»).
В Западной Европе данный социальный вопрос не был решен, в результате чего сформировался особый класс рыцарей-разбойников, в основном из младших дворянских сыновей, изгнанных и лишенных наследства.
Вообще, законы Ярослава относительно попечительства над детьми очень гуманны для тех времен. Например, в XXXII главе рассматривались решения проблемы при разделе наследства между детьми одного отца, но разных матерей, а также проявлялась забота о вдовствующих матерях. Во избежание сиротства, Ярослав повелевал передавать детей ближайшим родственникам отца при повторном замужестве их матери.
Таким образом, «Русская Правда» утвердила в себе основы социальной политики: 8 статей из 37 посвящены проблемам детской защищенности. Многие последующие законы на Руси были обращены к образцу «Русской Правды».
Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианским человеколюбием. «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время… Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны».
Можно сказать, что Христианская церковь с самого начала своего возникновения пыталась дать правильную организацию благотворительности и достигла в этом значительных высот. Церкви и монастыри сделались сборным местом крупных пожертвований, которые расходовались на устройство приютов для разного рода нуждающихся и на раздачу милостыни под наблюдением духовенства. Но, будучи в зависимости от общественных условий и степени развития общества, церковная благотворительность действовала весьма различно в разные времена и в разных странах. Существенный ее недостаток везде заключался в том, что более всего имелось обилие подаяний и не всегда при этом обращалось достаточное внимание на достоинство просящего.
Таким образом, случалось, что около бедных церквей и монастырей сотни здоровых людей находили легкое пропитание, тогда как в местах более отдаленных от этих центров благотворительности погибало без помощи голодающее население. При таком положении дела благотворительность сама плодила нищенство, тем более что само испрашивание милостыни стало в средние века считаться богоугодным делом, и в Западной Европе появились особые «нищенствующие» монашеские ордена.
Социальная политика России (3)
... отразить о сновные цели и принципы социальной политики в России, а также меры и механизмы реализации политики социального развития. ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Учитывая то, что решение ... на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для ...
1.2 Становление развития системы общественного призрения
В Англии, Франции и Германии
Каждая из этих стран имела свои экономические, культурологические, национальные, исторические особенности общественного призрения. Проблема нищеты всегда волновала общество и, как уже отмечалось ранее, одним из первых способов борьбы с ней, который существует, и по сей день, была религиозная благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться; в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения. Государство долгое время держалось вдали от благотворительности. «Государи как частные лица, как христиане, давали богатую милостыню, держали в своем придворном штате особое почетное лицо для производства милостыни (le grand aumonier), но благотворение не было предметом их заботы как правителей государства».
В определённый момент в Англии, Франции и Германии провозглашается основной принцип борьбы с нищенством и избирается путь систематической помощи нуждающимся.
Так в 1530 г. германским имперским сеймом был обнародован устав, обязывающий местные власти «наблюдать, чтобы каждый год и каждая община сами кормили и «содержали своих бедных»».
В 1531 г. Карлом V был оглашен такой же указ, который распространился на земли в Нидерландах.
А в1536 г. король Франциск I издал «Ордонанс», в силу которого немощные бедные, имевшие оседлость, должны были кормиться и содержаться приходами, для чего священникам и церковным старостам приказывалось вести им списки, для раздачи им на дому «сообразной (raisonnable) милостыни».
На заре эпохи Франция, Германия и Англия, а также повиновавшиеся земли Италии, Испании, Голландии, Бельгии и Австрии, «признали и провозгласили, что призрение бедных есть обязанность соседей, т.е. местных общин и властей».
В России
Известный историк, педагог, политический и общественный деятель — В.И. Герье, рассматривая пути и перспективы развития общественного призрения в России, отмечал общие корни данного явления с такими странами Западной Европы, как Франция, Германия и Англия. Изучая причины, вызывающие нищету, и способы борьбы с ней, Герье выделял три основные формы социальной помощи, которые были присущи и России, в разные времена с соответствующими особенностями «культуры и быта». «Эти формы сменяли одна другую, более простая уступала место более сложной и зрелой, но каждая из них заключает в себе нечто самобытное и вечное и в настоящее время все три проявляются одновременно. Эти три формы: милостыня, богадельня и Попечительство о бедных».
История становления и развития системы органов социальной защиты ...
... общественного призрения II .Развитие социальной защиты в Советский период 2.1 Мероприятия советской власти по созданию системы социального обеспечения в 20–30 годы. 2.2 Социальное обеспечение в СССР в 40–80 гг. III . Современный этап развития социальной ...
Нищенство на Руси считалось одним из главных средств нравственного воспитания, практически институтом благонравия, состоящим при церкви. Стоит ли удивляться тому, что при подобном взгляде вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. Быть нищим было более выгодным, чем зарабатывание хлеба тяжелым трудом, отсюда и всевозможные симуляции безумия, ущербности — и в целом масштабность нищенства. Нищих было несколько категорий: «блаженные» — раздавали свое имущество и добровольно несли крест терпения и смирения «Христа ради»; «юродивые» — прорицатели, ясновидцы (чаще всего симулировали безумие); «немощные» — слепые, старые, душевнобольные; «гулящие» — бродяжничали в собственное удовольствие или скрывались от властей.
Чтобы далее не касаться данной темы, заглянем вперед в XIX в., когда российское законодательство делило нищих на четыре категории:
1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать;
3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;
4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду .
По мере повышения уровня социально-экономического развития назревает идея необходимости реформирования системы социальной защиты, поскольку решение вопроса помощи все возрастающему количеству людей силами благотворительности и церковного призрения не представлялось возможным.
В 1551 г. — время правления Ивана Грозного — на собрании высшего духовенства России (Православной церкви) — Стоглавом Соборе — констатировался факт небывалого развития нищенства, и недостаточности принимаемых мер для его предотвращения. Существовавшая система финансирования давала сбои из-за недостатка средств и несовершенства форм организации работы. Принятое Собором решение является очередным значительным шагом на пути развития системы социальной защиты и признания необходимости государственного регулирования в сочетании с общественной деятельностью в области решения социальных вопросов. Официально вводятся категории лиц подлежащих призрению и определяются его формы. Заметим и разграничение по источникам финансирования: прокаженные и престарелые должны получать кров, пищу и одежду, а «здравые» — питаться по дворам.
Начинает формироваться государственная инфраструктура системы социальной защиты через строительство и содержание больниц, сиротских домов, богаделен, домов призрения незаконнорожденных младенцев. Появляется новая функция системы социальной защиты — создание смирительных и прядильных домов для людей праздношатающихся и им подобным — фактически создается система занятости и подготовки кадров.
Государство осознало необходимость управления развитием системы социальной защиты, которая постепенно становится элементом социальной политики.
Во второй половине XVIII века для России появляется новое понятие — общественное призрение.
Поистине огромен и неоценим вклад династии русских царей Романовых в развитие социальной работы. Каждое царствование отличалось особыми чертами благотворительности, кто-то из членов царской фамилии предпринимал радикальные и глубокие меры, кто-то «отметился» тем или иным указом на тему «призрения», однако все они оставили след в истории как государственные деятели и частные благотворители, хорошо осознающие всю важность и социальную значимость акций милосердия.
Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов
... на дому пожилых граждан и инвалидов, как одного из направлений деятельности органов социальной защиты населения, становится чрезвычайно необходимым. Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Предмет исследования – социальное обслуживание на дому ...
Лучшим доказательством выше сказанного являются попытки Петра I искоренить профессиональное нищенство. В именном указе Стрелецкому приказу от 30 ноября 1692 г., опубликованном еще от имени Ивана и Петра Алексеевичей, он велел записать: «Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки и ноги, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Таких царь велел ловить и отправлять по месту жительства, а беглых крестьян возвращать помещикам; повторно пойманных — бить кнутом и ссылать в Сибирь. Эти меры были ужесточены указом 1712 г.: всех «ленивых прошаков» били без разбора, клеймили и ссылали на каторжные работы. «Амнистии» не полагались никому — ни старым, ни больным, ни сумасшедшим (правда, позже Петр ввел «освидетельствование дураков»).
С 1718 г. начинают карать дающих милостыню штрафами. Хотя необходимо заметить, что Петр в целом не запрещал милостыню — разрешены были пожертвования приютам и богадельням. В последние годы своего царствования он осознал безрезультатность такой политики и разработал проект о раздаче всех «прошаков» монастырям, однако реализовать его не успел.
Переход общественного призрения в определенную систему принадлежит уже императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд его законов и распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения:
1) подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой;
2) указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней;
Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее значимые из них:
1) учреждению в городах госпиталей для незаконнорожденных, а затем и общих сиротских домов от магистратов;
2) в 1710 г., ввиду злоупотреблений в пользовании богадельнями, великий преобразователь России предписывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы;
3) в указах 1713—1719 гг. обращается внимание полиции на монахов и нищих, которые являются в Москву, чтобы нищенствовать. Всех их предписывалось забирать и приводить в Монастырский приказ;
4) призрение военных чинов, по отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие;
- Сеть благотворительных учреждений расширилась в 69 — 90-е гг. 18 в. В 1831 г. в самостоятельную отрасль призрения закрытого типа выделилась защита и помощь детству.
Таковы в общем важнейшие течения в области общественного призрения, проявившиеся за время царствования Петра Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его в значительной части организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на правильном пути.
Естественно, деятельность Петра I не ограничивалась преследованием нищенства, он практически подошел к системе создания общественного призрения. Главным его намерением в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук Церкви и построить его на новых началах, возложив заботу о нуждающихся на государственные светские структуры: в городах — на губернские и городские магистраты, в деревнях — на помещиков, в свободных землях — на старост или сотских. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах: сначала Патриаршем, с1701 г. — Монастырском, а с 1721 г. — относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе. Главный магистрат и воеводы должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и прядильных для людей «праздношатающихся и им подобных». Вводились детские приюты, называемые «гошпиталями», которые строились рядом с церковными оградами. Из «гошпиталей» младенцев, выкормленных «искусными женами», передавали до достижения 10-него возраста в богадельни или приемным родителям, мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в «художественные ученики». Проявлял Петр заботу и о военных, которую можно назвать предтечей пенсионного законодательства, т.к. государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержании их возлагалось на монастыри с выплатой жалования.
Системы социальной защиты населения (1).. Введение Сущность и ...
... отдельным категориям граждан материальных благ в целях выравнивания их личных доходов при наступлении социальных рисков. Именно так называлась система социальных учреждений и их деятельность по защите населения СССР от социальных рисков. Признаки современного социального ...
Указ Петра I от 16 января 1721 г., со ссылками на Библию, следует подчеркнуть особо — в нем впервые идет речь о том, что бродяжничество есть социально опасное явление.
Большинство мероприятий этого реформатора носили характер «вразумляющего принуждения», т.к. на его взгляд «наши люди ничего без принуждения не сделают».
Приемники Петра продолжали политику социальной защиты населения.
Так, Екатерина I подписала сенатский указ 1726г., в котором выражалось недовольство злоупотреблениями кормилиц в госпиталях. Хотя императрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись.
При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (7 ноября 1775 г.) заведование призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. Екатерина II первые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако, карательную систему по отношению к нищим. Крупнейшим же делом периода царствования Екатерины Великой было учреждение двух больших, по своим размерам, заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И. И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома. В Петербурге было открыто сначала (в 1770 г.) отделение этого дома, преобразованное в 1780 г. в самостоятельное учреждение. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях. Продолжателем реформ становится Екатерина II, которая создает целую сеть специальных учреждений под названием «Приказы общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 г. По этому закону «приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании:
Социальная работа в системе социального обслуживания
... - 1997 - с.254 1.1 Социальный работник как субъект социальной работы Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента), протекающих при ... их диалектическом единстве. Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющую ...
- а) народных школ;
- б) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания;
- в) установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных;
- Приказы подчинялись сначала Коллегии экономики, а с учреждением в 1802 г.
министерств они вошли в ведение Министерства внутренних дел; с 1810 по 1819 г. они подчинялись Министерству полиции, а с ликвидацией последнего они вновь перешли в подчинение Министерства внутренних дел и Правительствующего Сената.
К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:
- лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);
- заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);
- Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала универсальную систему благотворительности.
Следует подчеркнуть, что институты социальной помощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принципов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли удовлетворить потребности населения. И тем не менее система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.
При Петре II появились два указа о незаконнорожденных и воспитанных в петровских сиротских домах: 43 девицам велено было «давать вольные паспорты и отпускать их, по их желанию, в услужение или на мануфактуры, а «малоумных в богадельни», юношам предписано было отправляться на военную службу, «хотя в барабанщики»».
При Петре III указом 1762 г. безумных определяют не в монастыри, а в специально построенные для этого особые дома, что было официальным признанием безумия болезнью).
К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Указом от 7 ноября 1775 г. предписывалось открытие в каждой губернии особых приказов Общественного призрения под контролем губернаторов. На эти приказы были возложены обязанности — устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома.
Конечно, говорить о совершенстве этой социальной системы нельзя, однако следует признать попытки государства охватить все слои населения. В России начинает назревать проблема социальной незащищенности калек и нехватки средств на их содержание. И Екатерина вынуждена была согласиться с правительством, что попечение о нищих и калеках необходимо сделать общественным, и нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к помощи в решении этой проблемы. Полное же воплощение в жизнь этой идеи произошло только при правлении Александра I.
К сожалению, плоды новообразований екатерининского периода оказались горькими. Так С.В. Тетерский отмечает: «Бюрократизм, лихоимство, формализм, недостаток служащих, особенно практических работников, которых никто профессионально не готовил — все это снижало результативность и тормозило развитие социальной работы».
При правлении, жены Павла I, Марии Федоровны происходят серьезные изменения в системе воспитательных учреждений: открытие училищ благородных девиц, создание первого губернского женского института в Харькове (1817 г.), опытных воспитательных домов для глухонемых и слепых детей (1806 г.), военно-сиротское отделение Воспитательного дома (1807 г.), училища для солдатских дочерей и детей нижних чинов морского ведомства. Она возглавила «Воспитательное общество благородных девиц», основала в 1797 г. Мариинское ведомство, целью которого было благотворительная помощь нуждающимся и сохранение особых прав высших сословий русского общества. Значительным шагом в развитие благотворительности, было создание императрицей вдовьих домов — богаделен для вдов военных и гражданских лиц, которые просуществовали до 1917 года.
Организация социальной защиты населения в системе образования
Таким образом, объектом социальной защиты в системе образования становятся как отдельные личности, так и социальные группы - обучающиеся разных возрастов и в различных учебных заведениях и целые коллективы образовательных учреждений всех видов. Предметом социальной работы в ...
При Александре I призрение включается в сферу общественного самоуправления, а за правительством закрепляется общее руководство и контроль. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреждений, на особых основаниях управляемых».
Недостаток государственных финансовых ресурсов на общественное призрение во второй половине XIX века вынуждает обратиться к более сильному вовлечению общественности в социальную работу. После земской (1864 г.) и городской (1880 г.) реформ основная нагрузка по развитию системы социальной защиты легла на городское и земское самоуправление. Таким образом, социальная работа и ее управление переместились на более низкий уровень рассмотрения, но это имело и позитивные стороны: более глубокое понимание проблемы и методов борьбы с ней. Наиболее важным достижением этого времени является уход от приказного формализма и переход на принципы адресности социальной помощи. Фактически зарождались элементы социальной помощи на базе проверки нуждаемости.
Значительным достижением системы социальной защиты, построенной в России в XIX в., как отмечал Е. Максимов, была ее практическая направленность, масштабы, а также теоретическое осмысление перспективных направлений развития и понимания необходимости и значения функции превентивных (предупреждающих) мероприятий для повышения уровня социальной защищенности:
1. всякий человек, поставленный вследствие каких-либо постоянных или случайных причин, в положение грозящее окончиться нищетой и не имеющий способов выйти из этого положения, должен подлежать общественному призрению;
2. общественное призрение должно иметь в виду не только непосредственную помощь дряхлым, больным, сиротам, но и всем тем, кто лишен возможности предупредить настигающую беду, что должно стать «важной функцией общественного и государственного управления, направленной на смягчение многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней».
1.3 Социальная работа в послереволюционный и советский периоды, Биполярная модель управления системой социальной защиты
Принципиальное значение для социальной работы имеет направленность марксизма на изучение коллективистских условий бытия личности, соотношения в общностях людей коллективистских и индивидуалистских тенденций.
В советский период получила развитие уникальная система социальной защиты человека: бесплатное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Одним из первых шагов в этом направлении был указ В.И. Ленина (1918 года), который поставил задачу всем центральным и местным органам управления выделить вопросы социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования. В 1920г. постепенно расширяется круг лиц, охваченных системой социальной защиты: выплата пенсий для лиц, имеющих особые заслуги перед революцией; за выслугу лет. В 1924 г. введено пенсионное обеспечение для научных работников, а в 1925 году — учителям городских и сельских школ и некоторым других специалистам.
В условиях нэпа, дорогу которому открыл X съезд РКП(б) в 1921 г., социальное обеспечение приобретает новое направление — социальное страхование.
В год образования СССР (1922 г.) понятие «социальное обеспечение» начинает звучать по-другому — «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств».
Следующим этапом становления социальной защиты стало принятие Конституции СССР, в которой оглашалась необходимость приведения в жизнь полного социального страхования: для всех видов наемного труда и для всех видов потери трудоспособности. А к 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение и впервые в мире — от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов.
Однако следует отметить, что система социальной защиты крестьян развивалась менее быстрыми темпами. Только в 1935 г. колхозам было предоставлено право — за свой счет создавать пенсионные фонды.
Отсюда и такое название модели, биполярная, связанное с тем, что на начальном этапе становления Советской власти, государство при формировании и управлении системой социальной защиты развело рабочих и крестьян на разные полюсы организации и финансирования.
Таким образом, накануне Великой Отечественной войны существовали две параллельные системы социальной защиты населения:
- Государственная — финансируемая на 100% за счет государства и охватывающая в основном городское население и промышленный сектор экономики;
- Частная — финансируемая на 100% за счет средств колхозов (сельскохозяйственных артелей) и охватывающая в основном сельское население и сельскохозяйственный сектор экономики.
Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать, как жесткую централизованную модель социальной защиты, имеющей классовый характер. При этом более половины населения — крестьянство — выпадало из централизованной системы и было вынуждено создавать собственную систему. Необходимо отметить также, что органы управления, ведавшие социальным обеспечением, явно не справлялись с растущим многообразием социальных проблем.
Административная модель управления системой социальной защиты
В послевоенный период основной задачей государства стало восстановление экономики, которое требовало мобилизации всех финансовых ресурсов, поэтому развитие системы социальной защиты было приостановлено. Только с 49-го года Советская власть начинает возвращаться к проблеме дальнейших преобразований системы социальной защиты, что связано с образованием Министерства социального обеспечения. М.В. Фирсом предложены следующие этапы системы социального обеспечения в 1950 — 1991 гг.:
1) С 1955 — 1968 гг.
14 июля 1956 г. — Закон о государственных пенсиях. Благодаря которому, расширяется круг пенсионного обеспечения; в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении.
В 1964 г. — Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, который признал всеобщее государственное пенсионное обеспечение.
Государственное финансирование осуществляется за счет государственных, республиканских и местных бюджетов. Финансирование государственного социального страхования — за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства (распространилось только на рабочих и служащих).
Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций госбюджета. Важно так же отметить, что для вех граждан Союза было принято бесплатное медобслуживание.
2) начало 80-х гг.
К основным функциям соцобеспечения добавляют: выполнение заданий Госплана и обеспечение строго соблюдения государственной дисциплины; рационализация и эффективность капитальных вложений; снижение себестоимости и сокращение сроков строительства; своевременный ввод производственных мощностей. Основное направление деятельности — обеспечение нетрудоспособного населения.
3) конец 80-х гг.
Происходит сужение помощи, многие виды социального патронажа утрачиваются, так общественное призрение сводится исключительно к проблемам соцобеспечения. В системе помощи доминирующую роль играет государство. Возникает новая проблема для России — проблема беженцев. Так в 1989 г. вынужденная миграция населения из Узбекистана составила порядка 20 тыс. человек.
Мы не будем рассматривать принятие законов данного периода, а ограничемся лишь общей характеристикой данной модели, которая просуществовала до развала СССР и находит отражение во всех государствах СНГ. Ее особенностью являлось то, что власть стремилась всю деятельность по социальному обеспечению замкнуть исключительно на государство, свернув деятельность благотворительных организаций. Это привело к тому, что в стране быстрыми темпами сформировалась административная (патерналистская — с позиции разделения благ) модель управления и финансирования системы социальной защиты. Данная модель основывалась на всесторонней ответственности государства за предоставление социальных услуг, при полном отсутствии ответственности граждан за собственный уровень социальной защищенности. Такая политика иждивения в последствии привела к социальной необразованности и пассивности населения. Государство даже берет на себя многие функции семьи по отношению к детям, получило право контроля над содержанием и качеством семейного воспитания. В этом просматривается четкая идеологическая политика. Тетерский С.В. отмечает, что в советское время семья рассматривалась как «ячейка общества», которой в полной мере доверять нельзя, т.к. она является и единицей рода, которая хранит в своей социально-генетической памяти «пережитки прошлого», не всегда совместимые с коммунистической идеологией. Поэтому несколько поколений семей деградировали в массе своей как институты социализации подрастающих поколений.
Глава II. Социальная работа в России в постсоветский период с 1990-2012 г.
Фирсов М.В. отмечает, что экономический кризис 90-х, рост социальных проблем в обществе, сопровождаемых такими тенденциями как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака — создали необходимость в организации нового вида деятельности — социальной работы .
В результате проводимой социальной и экономической политики уровень жизни населения существенно снизился, произошло повышение цен и снижение доходов населения . Наглядно можно представить темпы роста безработицы, анализируя численность безработных в период с 1992 и по 1994 гг.
2.1 Причины ослабления социальной политики государства
Распад Советского Союза, приватизация государственной собственности сопровождались глубоким системным социально-экономическим кризисом (рост инфляции, дефицит государственного бюджета, существенное снижение уровня жизни населения и т.д.).
В начале 90-х гг. у российских «реформаторов» отсутствовала системная концепция социальной политики в переходный период.
а) Рост безработицы повлек за собой, рост преступности. Так, если в 1991 году зарегистрировано 2173,1 преступлений, то уже в 1993 году — 2799,6.
б) Проблема беженцев становится еще более актуальной, к 1992 году в Российской федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах .
в) Сложная социально-экономическая ситуация отразилась на институте брака и семьи: увеличилось количество разводов, сократилось число браков. Увеличилась тенденция роста рождения детей вне брака и детей-отказников, оставленных матерями в родительских домах. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38%.
г) В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций в социальную сферу. Так к -концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений — до 76%, общеобразовательных школ — до 80%.
2.2 Формирование новой системы социальной политики государства
В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов.
Государство предпринимает попытки стабилизировать положение путем применения законодательных мер в области социальной поддержки населения. Всего за год было принято 25 законов, направленных на защиту граждан, вот некоторые из них:
Реализацией всех правительственных мер, начиная с 90-х гг., занимается Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития).
С 26 декабря 1991 г. на него возложены функции по разработке стратегий государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, организации: пенсионного обеспечения, материально-бытового обслуживания, протезно-ортопедической помощи, медико-социальной экспертизы. На Министерство возлагалась задача по развитию коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществления внешнеэкономической деятельности.
Формирование новой системы социального обеспечения шло сложно, со значительными социальными издержками, не всегда эффективными и последовательными социальными реформами. Можно выделить три основных направления реформирования социалистической государственной системы социального обеспечения, которые сопровождались принятием соответствующих законов:
- возрождение обязательного и добровольного социального страхования;
- возрождение системы государственного вспомоществования (общественного призрения) бедных — государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;
- реорганизация государственного социального обеспечения отдельных категорий граждан.
1991 г. — Указ президента «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.», который предоставлял исполнительной власти самостоятельность в определении форм социальной поддержки (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.
«О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства»
Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.
Начали возрождаться страховые формы социального обеспечения. В России были созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре социально-страховых фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР) (1990 г.); Фонд социального страхования (1992 г.); фонды обязательного медицинского страхования (1993 г.), Государственный фонд занятости населения в РФ (1991 г., в 2001 г. упразднен).
Соответственно формируется нормативная база обязательного социального страхования по видам социальных рисков. Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения» 1 были введены пособия по безработице и определялись государственные меры по трудоустройству безработных. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрел как обязательные, так и добровольные (договорные) формы медицинского страхования населения.
В 1993 г. была принята Концепция развития социального обслуживания в Российской Федерации, которая определила переход от принципов социального обеспечения к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В которой отмечается, что все мероприятия социального обслуживания, через систему различных служб, должны содействовать устранению причин, препятствующих достижению оптимального уровня жизни населения, и оказывать индивидуальную помощь людям в трудных ситуациях.
М.В. Фирсов отмечает, что важной особенностью данной Концепции, является создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников.*
В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы, например, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центов для детей и подростков.
Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).
В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре — «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными *См.: Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996. С. 98—103.формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.
В 1994 г. в составе Министерства выделился Департамент социальной защиты для выполнения функций по выработке стратегии пенсионного обеспечения, организации выплат, перерасчетов пенсий и т.д. В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.
В 1998 г. законодатель отказался от гражданско-правовых механизмов компенсации ущерба жизни и здоровью работников и принял специальный Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Практически до 2006 г. сохранялась советская нормативная база правового регулирования страхования на случай временной нетрудоспособности и зависимость размера назначаемых пособий от непрерывного трудового стажа.
Российская реформа страховых взносов идет вразрез с мировыми тенденциями и нетипична для стран догоняющего развития, стремящихся повысить конкурентоспособность своих производителей.
Наконец, общие принципы обязательного социального страхования нашли закрепление в рамочном Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», которые соответствуют международно-правовым стандартам. Между тем, они далеко не в полной мере реализованы в конкретных законах. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3686
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 117-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.
Более того, специалисты отмечают тревожную негативную тенденцию развития современной системы обязательного социального страхования — это процесс ее огосударствления, сближения, а в перспективе, возможно даже объединения с системой государственного социального обеспечения. Вначале было ликвидировано обязательное социальное страхование по безработице. Выплата пособия по безработице стала финансироваться из государственного бюджета, и, как следствие, снизился уровень социальной защищенности безработных. Государство отказалось от применения в качестве социальных нормативов прожиточного минимума и минимального размера заработной платы, сократились периоды выплаты пособия по безработице и т.д. Затем социально-страховые взносы в государственные внебюджетные фонды социального страхования были замещены единым социальным налогом. Следствием стало нарушение принципов автономности и финансовой устойчивости обязательного социального страхования. Так, принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников предполагает финансовое участие последних в формировании фондов страхования. В настоящее время отчисления в эти фонды поступают только от работодателей, самозанятых лиц и государства. Первоначально введенные страховые взносы в размере 1% с заработка работника в Пенсионный фонд и Фонд занятости были почти сразу отменены.